Я не смогу сразу ответить вам на вопрос, нужно ли журналисту попасть в кадр. Здесь все зависит от ситуации, от журналиста, от сюжета, от программы... Англичане говорят в таких случаях "It depends". Но проблема на самом деле очень острая. Региональные журналисты часто выглядят очень хорошо, они амбициозны - и это тоже важно для профессии, кроме того, они равняются на федеральные каналы. А НТВ стало знаменитым отчасти и оттого, что умеет подавать своих журналистов. Мы знали старое НТВ в лицо потому, что Денис Солдатиков, Эрнест Мацкявичус, Руслан Гусаров были в кадре. А ведущие в студии умели подать своих журналистов. Теперь так работают многие телекомпании. А значит, и в кадр лезть нужно...
Другой вопрос - "когда?"
Общих правил на этот счет не существует, но есть примеры, над которыми хочется поразмышлять. В этом году впервые появился ТЭФИ-Регион, первый этап которого пройдет в Новосибирске. Как педагог конкурса, я просмотрела все программы в номинации "Публицистика". Есть над чем поразмышлять...
Журналист за кадром...
Вот, например, работа "Есть такая профессия" Якутского телевидения из цикла "Линия жизни". Работа очень яркая, о профессии БИТовской бригады "Скорой помощи". Здесь есть и "экшн", и "лайф". Есть конкретные примеры работы врачей на выездах. И чувствуется, что журналист с оператором провели с бригадой не одно дежурство вместе. Героем очерка стала вся бригада: не только врач, но и медсестра, и фельдшер, и водитель. Это очень правильно. Кроме того, главное действующее лицо - врач Наталья Харлампьевна Новикова - своими историями о спасенных и не спасенных жизнях запоминается сразу и навсегда.
Вообще, я не понимаю судей, которые говорят журналисту - ты плохой, а герои твои хорошие. В этом есть глубокая неправда. Потому что, если герой сюжета хорош, - это заслуга исключительно журналиста, который его нашел, сумел разговорить и расположить к себе. Публицистическая программа "Есть такая профессия" получилась! Я вообще воспринимаю публицистику как зеркало, которое ставится перед обществом, фокусируя некие важные проблемы этого самого общества. После этой передачи действительно может измениться общественное мнение. А это и есть наша главная задача.
...и в кадре
Но сегодня мы будем говорить о роли человека в кадре. В программе якутской телекомпании этот человек - журналист Ирина Гоголева. И она, конечно, молодец, и я не стала бы отделять ее от программы. Но самое ужасное, что все недостатки этого сюжета связаны именно с появлениями журналиста на экране. Не подумайте, что Ирина какая-нибудь не такая: плохо говорит или выглядит. Нет, у нее модное восточного типа лицо, с хорошим макияжем. Она хорошо работает на камеру. Ирина вообще умница и красавица. Но в течение 20 минут эфирного времени Ирина появляется в кадре 7 раз! И каждый раз сообщает нам прописные истины, и каждый раз отторгает от себя. В сюжете постоянно нарушается тонкая грань между журналистом как представителем зрителя и журналистом-репортером. Вот об этом я и хотела поразмышлять.
В нужном месте, в нужный час
Журналисты НТВ (которых мы ставили в начале разговора в пример) появляются в кадре только ради того, чтобы сообщить или объяснить нам что-нибудь очень важное прямо на той точке, где находятся. Я могу привести множество примеров, когда нам показывают именно этот кусок золота, который в этих местах добывают, именно ту площадку, где недавно упал вертолет...
Здесь журналист не является главным, но сообщает нам очень важный факт. Он помогает нам воспринять картинку. А бывает журналист-резонер, журналист-проповедник, который показывает нам свое лицо и рассказывает вещи, которые мы знаем и без него. И в этом случае передача останавливается, ритм сюжета разрушается, и более того журналист вызывает на себя наш гнев.
В этом смысле программа "Есть такая профессия" очень удобная для разбора. Программа сильная, герои удивительные... И вдруг появляется замечательная красивая журналистка в регистратуре "Скорой помощи" и сама начинает принимать вызов. Узнает по телефону температуру больного, его возраст, адрес... и всем этим сразу вызывает страшное раздражение у зрителя. Мы понимаем, что она журналист. Тогда почему она здесь сидит? Как ей, непрофессионалу, доверили это важное дело?! Получается в сюжете обвал. А почему? Потому, что журналист всегда должен чувствовать себя представителем зрителя и быть очень аккуратным с каждым своим высказыванием. Он должен появляться только тогда, когда просто камера не может толком показать какой-то важный предмет. Он должен появляться как человек разъясняющий.
Вспоминаю Маргариту Симонян - одного из лучших репортеров РТР, которая в страшный момент затопления Ставропольского края единственная объяснила мне, почему вдруг обрушились дома. Из сюжета было не понятно, почему чуть подтопленные дома складываются как картонные. Маргарита показала мне ту самую глину, которая соединяет балки домов. Она показала ее сначала в сухом виде, а потом намоченную. Под действием воды глина просто размылась... Это был единственный журналист, который без пафоса мне толком объяснил причину разрушений. Вот это как раз и есть тот самый случай, когда журналист должен появляться в сюжете. Желание объяснить - первый посыл для выхода в кадр.
"Я должен призвать, показать себя!" - этот посыл неверный. Тем более 7 раз! К сожалению, сегодня это становится тенденцией. Я не думаю, что Ирина Гоголева суперамбициозная персона. Будь этот так - она просто не взялась за такой сюжет. Но по моему глубокому убеждению, журналист не должен появляться в сюжете больше 1-2 раз. И в данной программе это можно было сделать.
А что мы имеем в программе?
В самом начале в кадре журналист с чемоданчиком бригады "Скорой помощи" рассуждает о том, что "у каждого из нас есть своя ноша". Затем на другом плане идет сентенция о том, что "есть люди, которые спасают нам жизнь". Тут же мысль о смерти, "которая пугает и притягивает". Дальше вопрос о том, "как жить, если сталкиваешься со страданием ежеминутно"... Давно доказано, что люди запоминают из речи только последний пассаж. И появляясь в кадре, ведущий должен донести до зрителя только одну мысль. В нашем сюжете три начала, и все длинные.
Но вот, наконец, прелюдия закончена, и... мы снова видим Ирину, принимающую вызов. Она вдруг поднимает на камеру глаза и красивым, достаточно деланным голосом говорит, что "вот так происходит... вот здесь вот...". Но для того, чтобы это сообщить, совсем не обязательно самостоятельно принимать звонки. Гораздо лучше, если бы зритель увидел другую женщину, которая ежедневно принимает этот вызов, а объяснение тому мы услышали за кадром. Можно и в кадре, но тогда мы должны услышать что-нибудь важное: сколько вызовов в день, кто здесь работает, сколько они зарабатывают, какие вопросы они задают, почему люди часто неправильно вызывают "Скорую помощь"... Все, что имеет отношение к проблеме, а не к эмоции! А журналист этой программы появляется в кадре и призывает нас любить "Скорую помощь". В результате мы не любим "Скорую помощь", а еще больше не любим журналиста. В третьем, четвертом,
пятом и шестом выходе журналиста сплошные штампы и рассуждения о том, что мы уже давно поняли из видеоряда. Тем более в этой программе операторская (Роберт Набиев, Валерий Дегтярев, Александр Жуков) и режиссерская (Иван Кривогорницын) работа просто прекрасна. Много крупных деталей, оперативных живых съемок. И только в конце седьмого стенд-апа Ирина говорит фразу, которая меня потрясла. Единственная фраза, которую я оставила бы в сюжете: "У меня просьба к водителям - уступайте дорогу "Скорой помощи".
Нина ЗВЕРЕВА, руководитель Российского центра "Практика"
Если у вас тоже есть полезные материалы для журналисткой братии, присылайте их по адресу journalism@yandex.ru...
Создадим вместе самую ПОЛЕЗНУЮ библиотеку для журналистов!