Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Сценарии для библиотек

  Все выпуски  

Сценарии для библиотек - Выпуск 2 (исправленный) от 21.09.2000


Служба Рассылок Городского Кота
Сценарии для библиотек

Проект Веселовской центральной районной библиотеки

Выпуск 2.                     21.09.2000
Приношу свои извинения подписчикам и автору разработки -
в выпуск 2 от 15.09.2000 попал черновой вариант сценария.
Сим исправляюсь.

Ведущий рассылки   
Александр Месропян

"Я СЛАВЛЮ ЖЕМЧУГ СЛОВА"
(Русская поэзия XX века)


ЛИТЕРАТУРНЫЙ КОНКУРС
(Из цикла "Вслед уходящему веку")

 

 

Мне ни к чему одические рати
И прелесть элегических затей.
По мне, в стихах все быть должно некстати,
Не так, как у людей.

Когда б вы знали, из какого сора
Растут стихи, не ведая стыда,
Как желтый одуванчик у забора,
Как лопухи и лебеда.

Сердитый окрик, дегтя запах свежий,
Таинственная плесень на стене:
И стих уже звучит, задорен, нежен,
На радость вам и мне.

Так написала Анна Ахматова в 1940 году. Сегодня, в конце столетия на радость всем любителям поэзии задорно и нежно звучат стихи поэтов XX века. Их творчество - тема литературного конкурса "Я славлю жемчуг слова" из цикла "Вслед уходящему веку".

Для успешного проведения конкурса необходима большая предварительная работа - литературно-музыкальные композиции, поэтические вечера, вечера-альманахи, знакомящие с жизнью и творчеством российских поэтов XX столетия.

Успех конкурса во многом будет зависеть и от обстановки, в которой он будет проходить: свечи, негромко звучащая музыка С.Рахманинова, Д. Шостаковича, Н. Римского-Корсакова, Р. Глиэра и др. Каждый тур можно отделить мелодичным звоном колокольчиков.

Необходимым дополнением станут книжно-иллюстративные выставки "Поэзии чарующие строки", "В плену волшебной классики", "Примите этот дар" и др.

Конкурс проводится с любителями поэзии. Участвовать в нем могут команды или индивидуальные игроки.

Конкурс состоит из пяти туров. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. В четвертом туре "Поэты - о поэтах" ответ оценивается в 2 балла (поэт -автор посвящения - 1 балл, кому посвящено стихотворение - 1 балл). Подводит итоги счетная комиссия.

Ко всем вопросам даны варианты ответов, которые для удобства участников конкурса могут быть представлены на витрине портретами поэтов или их книгами.

Сценарий конкурса может быть изменен или дополнен новыми материалами.

 

 

ПОЭЗИЯ

Это - выжимки бессонниц,
Это - свеч кривых нагар,
Это - сотен белых звонниц
Первый утренний удар:
Это - теплый подоконник
Под черниговской луной,
Это - пчелы, это - донник,
Это - пыль, и мрак, и зной.

( А. Ахматова)

Это - круто налившийся свист,
Это - щелканье сдавленных льдинок,
Это - ночь, леденящая лист,
Это - двух соловьев поединок

( Б. Пастернак)

Ведущий:

Волшебная сила русского языка, который, по выражению Гоголя, есть сам по себе поэт: Какую россыпь жемчужин подарила нам русская поэзия XX века! Это - классические и задумчивые стихотворения Ивана Бунина, литая бронза лучших гражданственных стихотворений Валерия Брюсова, вещие, полные боли и светлых прозрений, пронизанные музыкой и бесстрашным порывом к будущему гимны Родине и любви, спетые Александром Блоком. Гремел рокочущий бас - раскованный могучий стих Владимира Маяковского. От полей и лесов шли новые крестьянские поэты. И среди них чудесный, как весенний цветок, Сергей Есенин. А возвышенно-романтические, волнующие стихи "поколения сорокового года", тех, кто ушел на фронт сразу со школьной скамьи или из студенческой аудитории, чей путь в большую поэзию так и остался незавершеным: у одних он был оборван пулей, другие умирали от ранений уже после войны... И еще имена, имена, имена тех, кто составил гордость русской литературы XX века.

 

I ТУР
Я ВСЛУШИВАЮСЬ В МУЗЫКУ СТИХА

 

***

До свиданья, друг мой, до свиданья.
Милый мой, ты у меня в груди.
Предназначенное расставанье
Обещает встречу впереди.

До свиданья, друг мой, без руки,
                                                                 без слова,
Не грусти и не печаль бровей, -
В этой жизни умирать не ново,
Но и жить, конечно, не новей.

Варианты ответа:

а) Блок
б) Есенин
в) Гумилев

***

Россия - Сфинкс. Ликуя и скорбя,
            И обливаясь черной кровью,
Она глядит, глядит, глядит в тебя,
            И с ненавистью и с любовью !..

Да, так любить, как любит наша кровь,
            Никто из вас давно не любит!
Забыли вы, что в мире есть любовь,
            Которая и жжет, и губит !

Варианты ответа:

а) Брюсов
б) Мандельштам
в) Блок

***

Мело, мело по всей земле
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

Как летом роем мошкара
Летит на пламя,
Слетались хлопья со двора
К оконной раме.

Варианты ответа:

а) Заболоцкий
б) Пастернак
в) Багрицкий

***

Послушайте !
Ведь, если звезды
зажигают -
Значит - это кому-нибудь нужно ?
Значит - это необходимо,
чтобы каждый вечер
над крышами
загоралась хоть одна звезда ?!

Варианты ответа:

а) Маяковский
б) Вознесенский
в) Рождественский

 

II ТУР
"СЕРЕБРЯНЫЕ" НИТИ РУССКОЙ ПОЭЗИИ

 

Ведущий:

Русскую литературу XX века невозможно представить без поэзии "серебряного века". Серебряный век - это постижение высоких идеалов любви, добра и красоты. Серебряный век - это духовно-нравственные искания, это - живые голоса, мысли и впечатления. Это - особый строй русской души:

И нет серебрянее звука
В серебряном ушедшем веке:

(К. Бальмонт)

***

Среди миров, в мерцании светил
Одной звезды я повторяю имя:
Не потому, чтоб я Ее любил,
А потому, что я томлюсь с другими.

И если мне сомненье тяжело,
Я у Нее одной молю ответа,
Не потому, что от Нее светло,
А потому, что с Ней не надо света.

Варианты ответа:

а) И. Анненский
б) М. Волошин
в) А. Белый

***

Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд
И руки особенно тонки, колени обняв.
Послушай: далеко, далеко, на озере Чад
Изысканный бродит жираф.

Ему грациозная стройность и нега дана,
И шкуру его украшает волшебный узор,
С которым равняться осмелится только луна,
Дробясь и качаясь на влаге широких озер.

Варианты ответа:

а) К. Бальмонт
б) Н. Гумилев
в) Д. Мережковский

***

Соловьи монастырского сада,
Как и все на земле соловьи,
Говорят, что одна есть отрада
И что эта отрада - в любви:

И цветы монастырского луга
С лаской, свойственной только цветам,
Говорят, что одна есть заслуга:
Прикоснуться к любимым устам

Варианты ответа:

а) К. Бальмонт
б) И. Северянин
в) В. Брюсов

 

III ТУР
ПРЕКРАСНЫЙ ГОЛОС ЖЕНСКОЙ МУЗЫ

 

Ведущий:

Одной из самых ярких граней русской лирики XX века является "женская" поэзия. Это - великолепные стихи поэтесс. Как бедна была бы русская лирика без прекрасных, неповторимых строк Марины Цветаевой, Анны Ахматовой, Зинаиды Гиппиус, Юлии Друниной, Новеллы Матвеевой, Марии Петровых, Риммы Казаковой, Вероники Тушновой, Людмилы Татьяничевой и др. Особый строй души, душевность, сила и слабость, мужество и талант, ни в чем не уступающие мужчинам-поэтам - вот что такое "женская" поэзия. Недаром Анна Ахматова не любила, когда ее называли поэтессой. "Я - Поэт" - говорила она, всей своей жизнью заслужив это звание.

 

Есть судьбы, в которых история с особой силой и безжалостностью запечатлевает главнейшие черты эпохи. Она действует подобно скульптору и, хотя имеет дело не с камнем, а с человеком, работает порою теми же инструментами - по живому телу, по обнаженной душе. Такие люди словно избраны именно для этой высокой цели. Молодая, талантливая поэтесса, рожденная для любви и счастья, в 30-е годы перенесла много горя в личной жизни. Смерть детей, арест, камера, тюремная больница. Должны были пройти годы и десятилетия, чтобы строчки стихов, продиктованные мукой и мужеством, наконец увидели свет. Никто не подозревал, что в глубине этой потрясенной души, оклеветанной и униженной, копится и зреет неведомая и грозная поэтическая сила, которой предстояло выразить себя в пору тяжелейших испытаний, предстоявших стране и миру. Все готовило ее к небывалой роли певца и вдохновителя борющегося блокадного Ленинграда.

Я никогда героем не была,
Не жаждала ни славы, ни награды.
Дыша одним дыханьем с Ленинградом,
Я не геройствовала, а жила.

Варианты ответа:

а) А. Ахматова
б) З. Гиппиус
в) О. Берггольц

 

Ведущий:

Это была замечательная женщина. Красивая. Талантливая. Она начала писать стихи с семи лет. В 13 лет - первая публикация в журнале "Муравей". В 15 лет ее поэтическими опытами заинтересовался Иван Бунин. Он" поражен был ее юной прелестью, ее девичьей красотой и восхищен талантливостью ее стихов". Стихи у юной поэтессы выходили четкие, ясные, музыкальные, как бы вослед пушкинско-тютчевской традиции. Да и темы традиционные: мечты, любовь, природа России и ее история. Прелестный и яростный мир манил юную поэтессу. Она учится живописи, отменно играет на фортепиано, сочиняет небольшие пьесы. Активно печатается в журналах. Знакома с Блоком и Бальмонтом. Дружит с Волошиным. Красота и талант открывают ей дорогу на литературный Олимп. Но такова судьба: Все, что у нее было - свою молодость, красоту и прелесть, а заодно и свой поэтический талант - отдала мужу, известному писателю. Его дому. Его детям. И она не считала это жертвой: то были ее дети, ее дом, ее любимый муж.

Сыплет звезды август холодеющий,
Небеса студены, ночи - сини.
Лунный пламень, млеющий, негреющий,
Проплывает облаком в пустыне.

О, моя любовь незавершенная,
В сердце холодеющая нежность!
Для кого душа моя зажженная
Падает звездою в безнадежность?

Варианты ответа:

а) Н. Крандиевская
б) М. Цветаева
в) Р. Казакова

 

Ведущий:

"Меня, как реку, суровая эпоха повернула", - писала известная поэтесса, имея в виду и свой жизненный путь и - неотделимо от него - путь литературный. В ее лирике раскрыта не только ее духовная жизнь, но и опыт ее поколения. В годы революции она не смогла оставить "свой край глухой и грешный", оставить "Россию навсегда". В страшные тридцатые она провела семнадцать месяцев в тюремных очередях, потому что в ежовских застенках томился ее единственный сын. Она ни на час не сомневалась в нашей грядущей победе над фашизмом. И даже травля, организованная после войны, не смогла ее сломить. Поэтому она имела право честно и гордо сказать: "Я была тогда с моим народом, там, где мой народ, к несчастью, был". Ее жизнь - это вкус слез и блокадного хлеба, страх ночного стука и горечь известий "о тех, кто в ночь погиб", вечная творческая мука и отсвет мировой славы, верность друзьям и вечная любовь к недосягаемому возлюбленному.

Двадцать первое. Ночь. Понедельник.
Очертанья столицы во мгле.
Сочинил же какой-то бездельник,
Что бывает любовь на земле.

И от лености или со скуки
Все поверили, так и живут:
Ждут свиданий, боятся разлуки
И любовные песни поют.

Но иным открывается тайна,
И почиет на них тишина:
Я на это наткнулась случайно
И с тех пор все как будто больна.

Варианты ответа:

а) А. Ахматова
б) Черубина де Габриак
в) Б. Ахмадулина

 

Ведущий:

Она "ушла из детства в грязную теплушку, в эшелон пехоты, в санитарный взвод". Она стала голосом неисчислимой женской армии, стрелявшей из винтовок с оптическим прицелом и тяжелых пушек, тянувшей связь, бросавшей бомбы с тихоходных самолетов:Мужество и доброта, любовь и дружба - вот те непреходящие человеческие ценности, которые навсегда вошли в поэзию этой поэтессы. От нее мы узнали, что "не бывает любви несчастливой". Она же подсказала нам, что такое простое человеческое счастье:

Ты - рядом, и все прекрасно:
И дождь, и холодный ветер.
Спасибо тебе, мой ясный,
За то, что ты есть на свете.

Спасибо за эти губы,
Спасибо за руки эти.
Спасибо тебе, мой любый,
За то, что ты есть на свете.

Ты - рядом, а ведь могли бы
Друг друга совсем не встретить:
Единственный мой, спасибо
За то, что ты есть на свете !

Варианты ответа:

а) Ю. Друнина
б) Н. Матвеева
в) Ю. Мориц

 

IV ТУР
ПОЭТЫ - О ПОЭТАХ

 

Ведущий:

Кто как не поэт может написать лучше о своих собратьях по перу, об их жизни и смерти. Так выразить свое восхищение, свою любовь и дружбу, что люди будущих поколений будут так же смеяться и плакать над этими строками, как делаем это мы.

***

Имя твое - птица в руке,
Имя твое - льдинка на языке.
Одно-единственное движенье губ.
Имя твое - пять букв.
Мячик, пойманный на лету,
Серебряный бубенец во рту.

Камень, кинутый в тихий пруд,
Всхлипнет так, как тебя зовут.

Варианты ответа:

а) А. Ахматова об А. Блоке
б) М. Цветаева об А. Блоке
в) И. Одоевцева об И.А. Бунине

***

В Москве, в переулке старинном,
Росла я, не зная тогда,
Что здесь восходила
                                       Марина -
Российского неба звезда.
А после, в гремящей траншее,
Когда полыхала земля,
Не знала, что хрупкую шею
Тугая стянула петля.
Не знала, что вновь из тумана
Взойдет, и уже навсегда,
Сгоревшая жутко и странно
Российского неба звезда.

Варианты ответа:

а) О. Берггольц о М. Цветаевой
б) М. Цветаева о Ю. Друниной
в) Ю. Друнина о М. Цветаевой

***

В горле
               горе комом -
                                         не смешок.
Вижу -
            взрезанной рукой помешкав,
собственных
                       костей
                                    качаете мешок.
- Прекратите!
                           Бросьте!
                                             Вы в своем уме ли?
Дать,
           чтоб щеки
                              заливал
                                               смертельный мел?!
Вы ж
         такое загибать умели,
Что другой
                     на свете
                                       не умел:

Варианты ответа:

а) В. Маяковский о С. Есенине
б) С. Есенин о В. Маяковском
в) Р. Рождественский о С. Есенине

***

Умолк вчера неповторимый голос,
И нас покинул собеседник рощ.
Он превратился в жизнь дающий колос
Или в тончайший, им воспетый дождь.
И все цветы, что только есть на свете,
Навстречу этой смерти расцвели.
Но сразу стало тихо на планете,
Носящей имя скромное: Земли.

Варианты ответа:

а) А. Ахматова о Б. Пастернаке
б) А. Вознесенский о Б. Окуджаве
в) И. А. Бунин о Н. Гумилеве

 

V ТУР
ШЕСТИДЕСЯТНИКИ

 

Ведущий:

60-е годы. "Оттепель". В СССР - оживление духовной жизни. В Московском Политехническом институте проходят литературные вечера известных и никому тогда еще неизвестных поэтов и писателей. Десятки лиц, освещенных огнем духовности. Сильнейшая концентрация ума, благородства и внутренней красоты. Это - "шестидесятники".

В Политехнический!
В Политехнический!
По снегу фары шипят яичницей.
Милиционеры свистят панически.
Кому там хнычется?!
В Политехнический!..
Нам жить не долго. Суть не в овациях.
Мы растворяемся в людских количествах
в твоих просторах,
                                    Политехнический.
Невыносимо нам расстваться:
Поэты падают,
дают финты
меж сплетен, патоки
и суеты,
но где б я ни был - в земле, на Ганге -
ко мне прислушивается
                                          магически
гудящей
               раковиною
                                   гиганта
ухо
Политехнического!

( А. Вознесенский)

***

Я пишу письмо в XXX век.
Просто.
Без особенных подробностей.
Слышу:
"Размахнулся человек!.."
Эй,
      приятель,
не помри от скромности!
Фантазируй!
Мы таких
видали.
Взялся удивлять -
                                   так удивляй!..
Но зачем в тридцатый?
Можно дальше!
Что уж ты
                  стесняешься?
Валяй!
В пятисотый!
В тысячный!
                       Чего там?!
Ну, а если бить наверняка, -
ты б дожил
до будущего года
пишущий
               в грядущие века.

Варианты ответа:

а) Р. Рождественский
б) А. Вознесенский
в) Е. Евтушенко

***

Над Бабьим Яром шелест диких трав.
Деревья смотрят грозно,
                                               по-судейски.
Все молча здесь кричит,
и, шапку сняв,
я чувствую,
                              как медленно седею.
И сам я,
                  как сплошной беззвучный крик,
над тысячами тысяч погребенных.
Я -
         каждый здесь расстрелянный старик.
Я -
      каждый здесь расстрелянный ребенок.

Варианты ответа:

а) Б. Окуджава
б) А. Дементьев
в) Е. Евтушенко

***

В человеческом организме
Девяносто процентов воды,
Как, наверное, В Паганини
девяносто процентов любви!
Даже если - как исключение -
Вас растаптывает толпа,
В человеческом
                             назначении
Девяносто процентов добра.
Девяносто процентов музыки,
Даже если она беда,
Так во мне,
                       несмотря на мусор,
Девяносто процентов тебя.

Варианты ответа:

а) А. Вознесенский
б) Б. Ахмадулина
в) К. Ваншенкин

 

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ КОНКУРСА

 

Ведущий:

Возьмите с собой в XXI век томик полюбившихся Вам стихов и еще раз ощутите, как велики, как неисчерпаемы сокровища русской поэзии!

Пусть большая Поэзия придет к Вам как радость, как новое открытие мира !

Назначь мне свиданье
                              на этом свете.
Назначь мне свиданье
                              в двадцатом столетье.
Мне трудно дышать без твоей любви.
Вспомни меня, оглянись, позови!
Назначь мне свиданье у нас на земле,
В твоем потаенном сердечном тепле.
Друг другу навстречу
                              по-прежнему выйдем,
Пока еще слышим,
Пока еще видим,
Пока еще дышим,
И я сквозь рыданья
Тебя заклинаю:
                              назначь мне свиданье!
Назначь мне свиданье,
                              хотя б на мгновенье:

(М. Петровых)

 

Автор разработки:
Ольга Викторовна Дегтярева,
редактор МБО Веселовской ЦБС
Уважаемые коллеги!
Поделиться мнением о материалах рассылки и прислать свои разработки вы можете по адресу scenario@biblio.donpac.ru
Архив Рассылки
Наши люди в WWW
| NEVERMORE | KEPMEK |


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru

В избранное