Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Сценарии для библиотек

  Все выпуски  

Сценарии для библиотек - Выпуск 8 от 7.02.2001


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru
Сценарии для библиотек

Проект Веселовской центральной районной библиотеки

Прощай, XX век,
Святоша и безбожник,
Обманщик и мудрец,
Философ и факир...

А. Дольский

 

Ведущий:

XX век, ты начинался при музыке граммофонов, мерцающем свете кинематографа, полетах дирижаблей, дребезжании трамваев, ожидании какого-то чуда у людей. Уходя в прошлое, ты уносишь с собой революции, две Мировые войны, газовые камеры, атомные грибы Хиросимы и Нагасаки, кровь и страдание, терроризм и насилие. Ты передаешь в наследство XXI веку создание радио и телевидения, полет Юрия Гагарина в космос и всемирную "паутину" Интернет. Мир был бы беден без музыки А. Скрябина и С. Рахманинова, Д. Шостаковича и Г. Свиридова. "Красота спасет мир" - сказал в XIX веке Ф. М. Достоевский. А Николай Рерих в XX веке произнес по-своему:"Сознание красоты спасет". Мы согласимся с Достоевским и Рерихом, обращаясь к бессмертным творениям художников, композиторов, архитекторов, режиссеров XX века. Этому посвящен наш конкурс "Прощай, XX век!"

Итак, войдем в мир Искусства XX столетия!

 

1 тур.
Жизнь моя - кинематограф...

 

 

Чтец:

Кинематограф. Три скамейки.
Сантиментальная горячка.
Аристократка и богачка
В сетях соперницы-злодейки...

О. Мандельштам

 

Ведущий:

Кино - самое молодое из искусств. Но время течет и, порождая мифы, становится историей. Чуть более ста лет назад, в 1895 году, братья Люмьер изобрели кинематограф и в подвале "Гран-кафе" на бульваре Капуцинов в Париже был показан первый публичный платный сеанс. Кинематограф шагнул из века XIX в век XX. А XX век подарил нам имена блестящих режиссеров, актеров, создавших великолепные шедевры кино.

 

Вопрос:

На 11-м Международном кинофестивале в Каннах советский фильм "Летят журавли" режиссера Михаила Калатозова был награжден "Золотой пальмовой ветвью". Игра актеров, вдохновенный монтаж массовых сцен, необычайная подвижность камеры сделали этот фильм произведением, исполненным тонкой лирической красоты и трагедийной силы. Особое впечатление на всех произвела игра молодой талантливой актрисы, воплотившей в фильме образ Вероники. В ее героине все было неожиданно: несообразное стандарту красоты лицо с раскосыми глазами, непринужденная легкость и грация полноватой фигуры, неотразимая живость чувств и страстей. Рожденная быть счастливой, мечтать о творчестве, искать и находить радость понимания - такою выглядела Вероника с первых же кадров фильма. И судьба подарила ей короткие летние дни и часы, казалось бы, все - радость быть вместе, взаимную любовь, - но и отомстила за готовность к счастью, с приходом войны отняв любимого, родителей, дом, а затем повела! через страх и отчаяние изломан вергали. Но ровесницы и младшие современницы актрисы уже примеряли на себя ее черный свитер, уже подводили глаза, внутри себя искали сходства с актрисой. Появление Вероники было вторжением чистого воздуха, а сам фильм "Летят журавли" стал вехой в духовной жизни нашего общества.

Кто сыграл роль Вероники в фильме "Летят журавли"?

 

Варианты ответа:
  1. Людмила Савельева
  2. Татьяна Самойлова
  3. Инна Макарова

 

Вопрос:

Этот фильм создавался по государственному заказу к 20-летию русской революции 1905 года. Постановка была поручена двадцатисемилетнему Сергею Эйзенштейну, получившему признание после новаторского фильма "Стачка". Съемки шли в Одессе и в Крыму. Выйдя на экраны, фильм стал кинематографическим событием и за несколько месяцев завоевал международную славу как шедевр молодого советского кино и как веха в становлении мирового киноискусства. Эйзенштейн писал: "Фильм выглядит как хроника событий, а действует как драма". Он открывал высокую логику идеала всеобщего братства, которое приносит свободу для всех, сильных и слабых, и которое может стать сильнее любого оружия. Поэтому зрители "ощущали себя частью человечества как такового". Критики разных стран мира сравнивали этот фильм с "Илиадой" и с Девятой симфонией Бетховена, и среди прочего был высказан призыв присудить ему специальную Нобелевскую премию по кино. В 1952 году Бельгийская Синематека предложила пятидесяти во! сьми кинорежиссерам Европы и Ам льм - и как памятник киноискусства своего времени, и как фильм века, до сих пор включенный едва ли не во все итоговые списки "лучших фильмов всех времен".

Как называется этот фильм?

 

Варианты ответа:
  1. Александр Невский
  2. Иван Грозный
  3. "Броненосец Потемкин"

 

Вопрос:

Фильм "Белое солнце пустыни" режиссера Владимира Мотыля, со дня своего выхода на экраны в 1969 году и до сих пор, неизменно собирает у экранов большую зрительскую аудиторию. Чем привлекает он нас? Может быть романтикой революционного времени и великолепной игрой актеров А. Кузнецова, С. Мишулина, П. Луспекаева? А сколько крылатых фраз мы повторяем вслед за главными героями фильма: "Восток - дело тонкое", "Я мзду не беру. Мне за державу обидно", "Стреляли...", "Вопросы есть? Вопросов нет". А может нас привлекает песня из кинофильма, такая простая и понятная:

Ваше благородие госпожа удача...
для кого ты добрая, а кому иначе.
Девять граммов в сердце
постой - не зови...
Не везет мне в смерти,
повезет в любви...


Кто автор этой песни?

 

Варианты ответа:
  1. Булат Окуджава
  2. Юрий Визбор
  3. Александр Галич

 

2 тур.
Вода и камень, лед и пламень...

 

 

Звучит музыка: Глиэр Р. Гимн великому городу из балета "Медный всадник". Ведущий и чтец говорят под музыку.

 

 

Чтец:

Любите живопись, поэты!
Лишь ей, единственной, дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно...

Н. Заболоцкий

 

Ведущий:

Мы смотрим на картины, на череду замыслов и тем. В длинном ряде картин - забытая жизнь Древней Руси, сумраки таинственных волхвований, золотые кресты соборов и монастырей, революции, войны, очарованье русского пейзажа, мечты о прекрасном будущем. И оживают старые легенды и сказки; вьются крылатые драконы; кочуют богатыри былин; темными вереницами тянутся лучники. А в лесу травят дикого зверя, звенят рога царской охоты... Обо всем этом нам рассказывают художники, только на своем языке, на языке воображения и красок. Они - свободные, ищущие сыны века. В них трепет околдованности красотой, стремление весенних потоков, ломающих льды...

Обратимся и мы к живописи XX века.

 

Вопрос:

В 1897 году Павел Михайлович Третьяков приобрел полотно молодого художника "Гонец. Восстал род на род", выставленное на весенней ученической выставке в Академии художеств в Петербурге. Третьякова заинтересовали идеи молодого талантливого художника, его замыслы по созданию большой серии картин, посвященных начальной истории Руси. Он стал необычным художником, художником-ученым, художником-литератором, художником-философом. Его творчество - явление исключительное в истории русского и мирового искусства. Его полотна притягательны своеобразием сюжетов, их поэтичностью, глубоким символизмом. Он никогда не писал портретов, натюрмортов, а был по преимуществу сочинителем исторического пейзажа и картин, связанных с мифологическими сюжетами. В его картинах нашли отражение глубокие внутренние переживания, искания в прошлом ответов о будущем, которые в конце концов оформились в девизе: "Из древних чудесных камней сложите ступени грядущего". Яркая жизнь этого художника! подобна удивительной легенде.

Кто же написал картину "Гонец. Восстал род на род"?

 

Варианты ответа:
  1. Васнецов Аполлинарий Михайлович
  2. Ге Николай Николаевич
  3. Рерих Николай Константинович

 

Вопрос:

Это - художник с трагической судьбой. Его картины, напоминающие фантастические видения, населенные загадочными существами, были не поняты современниками. Тяжелая душевная болезнь привела художника к слепоте и гибели. Обстоятельства его жизни и образы его полотен породили легенду о мастере, погубленном демоном, подобно Фаусту. Итогом творческих поисков художника, действительно, стала "демоническая тема". Он выполнил серию акварельных иллюстраций к лермонтовскому "Демону", картины "Демон сидящий", "Демон летящий", "Демон поверженный". Они образуют цикл, являющий все "ипостаси" Демона.

Кто автор этого цикла?

 

Варианты ответа:
  1. Кандинский Василий Васильевич
  2. Врубель Михаил Александрович
  3. Кустодиев Борис Михайлович

 

Вопрос:

В русском искусстве XX века фигура этого художника стоит особняком. Мастер, овладевший наследственным ремеслом в "иконном граде" Палехе и признанный властями, сумел не только сохранить достоинство художника, но и сделать его нравственной основой всех своих произведений. Его творческая личность не укладывалась ни в какие рамки группировок, обществ, союзов. Тяготение к темам монументальным, эпическим, наполненным глубоким философским, этическим содержанием, определяло его искусство. Трагические события Великой Отечественной войны вдохновили художника на создание героического эпоса "Александр Невский". Работа над центральной частью ансамбля - "Александр Невский" - была начата в 1942 году. Через год были завершены остальные части ансамбля - "Старинный сказ" и "Северная баллада". Картина, ставшая символом ратного подвига русского народа, несла в себе мощный импульс воодушевления. Лейтмотивом триптиха стал пафос правого дела - защиты Отечества.

Кто автор этого гигантского триптиха?

 

Варианты ответа:
  1. Поленов Василий Дмитриевич
  2. Шагал Марк Захарович
  3. Корин Павел Дмитриевич

 

3 тур.
Спасибо, музыка, за то, что ты - единственное чудо...

 

 

Звучит музыка: Хачатурян А. Вальс из музыки к драме М. Лермонтова "Маскарад". Ведущий и чтец говорят под музыку.

 

 

Чтец:

Я никогда не понимал
Искусства музыки священной.
А ныне слух мой различал
В ней чей-то голос сокровенный.
Я полюбил в ней ту мечту
И те души моей волненья,
Что всю былую красоту
Волной приносят из забвенья.
Под звуки прошлое встает
И близким кажется и ясным.
То для меня мечта поет,
То веет таинством прекрасным.

А. Блок

 

Ведущий:

Музыка...Великое, никогда не увядающее искусство. Музыка - это вечно живое претворение всего, что звучит в природе и в душе человека. Она открывает людям глаза на красоту. Благодаря музыке в человеке пробуждается представление о возвышенном, величественном, прекрасном не только в окружающем мире, но и в самом себе.

Откройся, мысль! Стань музыкою, слово,
Ударь в сердца, чтоб мир торжествовал!


 

Звучит музыка: Свиридов Г. В. Романс из музыкальных иллюстраций к кинофильму "Метель". Ведущий говорит под музыку.

 

 

Вопрос:

Этот композитор самобытно претворял многовековые традиции русской певческой культуры, органично сочетая их с современной стилистикой. Основная тема его творчества - Родина, ее судьба и история. Он был не из тех, кто открещивался от написанных в советское время произведений. В самые "атеистические годы" он творил православные хоралы и распевы. Не отказался он и от "большевистских" нот и слов. Не в его натуре было отказываться от чего-либо, им созданного. Поэтому мы с одинаковым удовольствием слушаем сегодня его "Поэму памяти Сергея Есенина", созданную в 1956 году, и сюиту "Время, вперед!", написанную в 1965 году, "Пушкинский венок" для хора с оркестром и музыку к кинофильмам. Сейчас вы слышите романс, написанный им для одного из кинофильмов.

Кто автор этой музыки?

 

Варианты ответа:
  1. Свиридов Георгий Васильевич
  2. Щедрин Родион Константинович
  3. Прокофьев Сергей Сергеевич

 

Звучит музыка: Шостакович Д.Д. Симфония ╧7. Ведущий говорит под музыку.

 

 

Вопрос:

Великая Отечественная война. Блокадный Ленинград. 900 дней и ночей беспримерного мужества ленинградцев, вместе с Красной Армией отстоявших родной город. А какими словами опишешь подвиг ленинградских мальчишек и девчонок, наравне со взрослыми защищавших свой город! Всем им, ленинградцам, посвятил свою симфонию композитор, чье творчество стало классикой мировой музыкальной культуры XX века. В его 15 симфониях воплощены и философски осмыслены острейшие трагические конфликты и события прошлого столетия, в том числе, 7-я симфония (1941) - памятник героизму советского народа в годы Великой Отечественной войны. Его творчество многопланово и разнообразно по жанрам: опера "Леди Макбет Мценского уезда" и балет "Золотой век", кантата "Казнь Степана Разина" и музыка к спектаклям драматического театра.

Кто он - композитор, создавший эти бессмертные творения?

 

Варианты ответа:
  1. Рахманинов Сергей Васильевич
  2. Скрябин Александр Николаевич
  3. Шостакович Дмитрий Дмитриевич

 

Звучит музыка: Прокофьев С. С. Ромео и Джульетта. Ведущий говорит под музыку.

 

 

Вопрос:

Этот композитор, пианист, дирижер родился в конце XIX века. В детстве занимался игрой на фортепиано под руководством матери. Поразительно, но его первое детское произведение - опера "Великан" - была создана, когда юному композитору было всего 9 лет. С 1918 года по 1932 год он жил за границей. Среди его произведений - оперы "Повесть о настоящем человеке", "Война и мир", "Любовь к трем апельсинам", балеты "Золушка", "Сказ о каменном цветке", кантата "Александр Невский", 7 симфоний, симфоническая сказка "Петя и волк".Сейчас вы слышите отрывок из очень известного произведения композитора, которое посвящено большой, трагической любви.

Кто автор этого произведения?

 

Варианты ответа:
  1. Римский-Корсаков Николай Андреевич
  2. Прокофьев Сергей Сергеевич
  3. Хачатурян Арам Ильич
Счетная комиссия подводит итоги.

 

Чтец:

Любой счастливой мысли появленье
И дерзость строк, пришедших неспроста, -
Все возникало с чувства удивленья,
Все начиналось с чистого листа.
Стремление постичь предметов свойства,
Найти им надлежащие места, -
Все предварялось жаром беспокойства,
Все начиналось с чистого листа.
Тропа зимы и разнотравье лета,
Земная и иная красота,
"Война и мир", "Ромео и Джульетта", -
Все начиналось с чистого листа.
У пульта, за роялем, на арене,
Над глиной, на подмостках, у холста -
Да что искусство - мира сотворенье -
Все начиналось с чистого листа.

М. Матусовский

 

Звучит музыка: Рахманинов С. В. Концерт ╧1. Ведущий говорит под музыку.

 

 

Ведущий:

Прощай, XX век! На пьедестале - XXI! Но он начинается не с чистого листа. Мы перешагнули его порог, взяв с собой все самое лучшее, то, что прошло испытание временем, то, что мы можем назвать шедеврами прошедших эпох. И среди них - произведения искусства. Ведь "камни прошлого - это ступени, которые ведут в будущее".

Творенье может пережить творца:
Творец уйдет, природой побежденный,
Однако образ, им запечатленный,
Веками будет согревать сердца...

Микеланджело Буонаротти

 

Литература:

  1. Григорьев Л.Г, Платек Я. М. Советские композиторы и музыковеды: Справочник в 3-х т. Т. 2. - М.: Сов. композитор, 1981. - 416 с.
  2. Маковский С. К. Силуэты русских художников. - М.: Республика, 1999. - 383 с.: ил.
  3. Музыка в зеркале поэзии. Вып. 1. "...Нам музыка звучит". - Л.: Сов. композитор, 1985. - 240 с. с ил.
  4. Первый век кино: Популярная энциклопедия. - М.: Локид, 1996. - 720 с.
  5. Рерих Н. Из собрания Государственной Третьяковской галереи: Альбом. - М.: Изобразительное искусство, 1989. - 48 с., ил.
  6. Россия: Энциклопедический справочник/ под ред. А.П. Горкина и др. - М.: Дрофа, 1998. - 592 с.
  7. Русские художники от "А" до "Я". - М.: СЛОВО, 1996. - 216 с. с ил.
  8. Уколов В., Рыбакина Е. Музыка в потоке времени. - М.: Мол. гвардия, 1988. - 317 с., ил.

 

 

Автор разработки:
Ольга Викторовна Дегтярева,
редактор МБО Веселовской ЦБС
Уважаемые коллеги!
Поделиться мнением о материалах рассылки и прислать свои разработки вы можете по адресу scenario@biblio.donpac.ru
Архив Рассылки
Наши люди в WWW
| NEVERMORE | KEPMEK |


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Поиск

В избранное