Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Новости сайта Татьяны Валяевой, Зависть, Гордость, №16


Здравствуйте мои дорогие друзья!

На сайте новые цитаты из книги Ю.М.Орлова "Стыд, Зависть". О стыде мы уже говорили, этот выпуск о зависти.
Как всегда Ю.Орлов разбирает эмоцию подробно: причины её возникновения, почему имеет такую силу над людьми, как сделать, чтобы зависть не причиняла вреда самому человеку, который испытывает эту эмоцию.
Каковы же причины возникновения зависти?

С одной стороны, культура обеспечивает за счёт своих обобщённых программ жизнь и эффективность. А с другой - она слепо принуждает каждого, кто разделяет её ценности, к определённому поведению. Всякий раз, когда человек отклоняется от культурных стереотипов, от требований культуры, он автоматически получает наказание стыдом, виной или завистью. Причём культура - не личность, не существо, а просто набор программ, нечто безличное и бездушное. Она действует слепо, беспощадно, не взирая на лица, прошлые заслуги и индивидуальные особенности. В данном случае уколы зависти являются стимуляторами поведения, соответствующего ценностям данной культуры.

Если удалось внедрить в другого человека такие характеристики, как "я умнее других", "я правдивее", "я щедрее", чем другой, то носящий в себе эти критерии, будет испытывать беспокойство и страдание всякий раз, когда окажется не умнее, не правдивее, не щедрее других. Он будет испытывать зависть к тому, кто окажется умнее, богаче, щедрее и так далее. С одной стороны - это плохо, а с другой - зависть выступает в качестве автоматического социального стимулятора активности. Эмоция зависти способствует, таким образом, принудительной социализации человека, который под уколами зависти стремится к преобладанию над другими иногда в ущерб себе.

Зависть поддерживается окружением близких, которые хотят, чтобы я был всегда на высоте и лучше других, так как всякий раз, когда я в чём-либо хуже других, они испытывают неудовольствие, и оно передаётся мне. Они радуются, когда я превосхожу других, и этим гордятся. Эта зависть и гордость передаются мне. Потом образуется привычка к зависти и гордости.

Зависть - хорошее средство управления поведением. Мы уверены в том, что завистливый и гордый человек разобьётся в лепёшку, чтобы не уступить другому.

Человек может благополучно существовать в культуре только в результате развития способности контролировать свою гордость и зависть, управлять ими. Однако чаще всего бывает так, что гордость и зависть управляют людьми, а не наоборот. Если под свободой понимать то, что человек сам собой управляет, то достижение им подлинной свободы невозможно, пока поведение этого человека управляется не им самим, а его эмоциями. Приобретение свободы от тирании зависти и гордости возможно только на пути саморегуляции.

Вы, конечно, уже заметили, что Ю. Орлов объединяет эмоции зависти и гордости, так как они имеют одну и туже основу.

Трудности в исследовании зависти состоят в том, что это чувство считается низменным и люди научились скрывать его.

Люди скрывают зависть, но не стесняются переживаний гордости и чувства превосходства, которые имеют ту же основу, что и зависть. Поскольку обе эти эмоции - зависть и гордость устроены одинаково и различаются только ситуациями, то для знающего человека отчётливым индикатором наличия зависти свидетельствует часто переживаемая кем-либо гордость и особенно ущемлённая гордость по различным поводам.

Рецепт свободы до глупости прост. Чтобы не завидовать, нужно перестать гордиться, ибо зависть питается гордостью. Чтобы не гордиться, надо перестать завидовать, ибо гордость поддерживается и питается завистью тех, кто тебе завидует. Для большинства людей эти простые требования невыполнимы. Большинство даже не знает, что существуют такие точно сформулированные требования к тому, чтобы стать благополучным.

Эмоции зависти и гордости появляются в результате сравнения:

Анализируя зависть или гордость, мы выделяем следующие умственные операции:

а) выбор значимого признака социального сравнения;

б) актуализация ожидаемой идеи равенства: "другой должен быть подобен мне, он такой же, как я";

в) суждение, оценка, создающая переживание рассогласования с идеей равенства. У него лучше или может быть хуже, чем у меня.

Три элемента эмоции налицо: ожидания, реальность, сравнение.

Если в результате сравнения мы оказываемся хуже - возникает переживание зависти, если результаты сравнения согласуются с ожиданиями, то возникает переживание гордости.
Почему мы сравниваем?

Мы сравниваем, потому что привыкли это делать, то есть выработали у себя привычку к сравнению.

Общество побуждает нас к сравнению, ибо оно само через своих представителей постоянно нас сравнивает в семье, в школе, на работе, поэтому сравнение становится привычным.

Современная культура черпает свою энергию из энергетических реакций людей на сравнение, которое приобретает глобальный характер; сравниваются даже любовь, красота, истина…

Человек затрудняется, а иногда вовсе не может воздержаться от сравнения по многим причинам. Сравнение является основной умственной операцией, посредством которой работает мышление и осуществляется познание. Все свойства объектов природы постигаются в сравнении. На результатах сравнения возникают и другие умственные действия: абстрагирование, обобщение, классификация, построение серий, оценка и др. Отказавшись полностью от сравнения, я потерял бы способность к мышлению.

Мы не понимаем и не задумываемся о последствиях акта сравнения. Мы не предвидим последствий сравнения, так как зависть или гордость возникают уже после акта сравнения, а не до него.

Сравнение чаще приятно, чем неприятно, поскольку оно может быть источником эмоционального подкрепления чувством превосходства; мы не всегда в гордости видим семена ядовитых плодов зависти. Такое действие, как сравнение, обладает самоподкреплением, ибо само по себе может вызывать удовольствие.

Негативные свойства зависти:

Зависть порождает гнев и агрессию против завидуемого. От зависти мы не только становимся злыми, но ещё вдобавок глупеем.

Если начать разглядывать зависть внимательнее, то видно, что она легко переходит во вражду, которая облекается в рационализаторское морализирование, когда я, например, успех другого человека объясняю тем, что он достиг его с помощью плохих средств. Тогда я пытаюсь врачевать свою зависть признанием того, что я хороший, хотя у меня дела обстоят хуже, чем у другого. Но эти мысли не защищают меня от вражды к счастливцу, и я нахожу в себе склонность радоваться, когда у завидуемого бывают неудачи. Чтобы сильнее почувствовать удовольствие от неприятностей другого человека, мне хочется поговорить об этом с другими людьми. Желание злословить по поводу этого поддерживается злорадством. Для моей ущемлённой гордости - большая радость поговорить о неудачах того, кому я завидую.

Злорадство имеет туже природу, что и зависть, но в нём содержится и ущербная гордость тем, что не только у меня плохо, а есть люди, у которых хуже, чем у меня. Однако такая призрачная гордость не разрешает проблемы этой плохой эмоции.

Ревность обычно рассматривается как самостоятельное чувство. На самом же деле ревность представляет собой вид зависти, когда меня любят меньше, чем другого. Ревность - это зависть в любовных отношениях людей.

Размышления для ослабления зависти.

1. Сравнение неуместно, ибо люди изначально неравны. Каждый уникален. Принимая себя уникальным, я тем самым принимаю таковыми и других; поскольку каждый уникален, то сравнение людей друг с другом неуместно. Признав эти положения, я лишаю пищи зависть и гордость.

2. Наблюдая акт сравнения, я отделяю его от себя. Ведь не все дела мы делаем с полной включённостью. Отнеситесь так и к акту сравнения. Тогда результаты сравнения не будут трогать. Здесь действует психологический закон: созерцание самого умственного акта приводит к отстранению от него. Для нас таким актом является сравнение.

3. Отказаться сравнивать несравнимое. Отдельный индивидуум имеет бесчисленное число признаков. Он живое существо, и его невозможно сравнить с другим существом по каждому из признаков. А для каждого акта сравнения выделяется только один признак. Любой признак в уме предстаёт как абстракция, как некоторое информационное образование. Неуместность этого акта очевидна: сравнивается целостное живое существо с неким шаблоном для сравнения.

Чтобы убрать зависть, надо перестать гордиться. Привычка сравнивать поддерживается тем удовольствием, которое мы получаем, когда результаты сравнения утоляют нашу гордость. Если у меня в чём-то лучше, я горжусь. Но гордость гордости рознь. Я могу гордиться, наслаждаясь завистью ко мне других, у которых хуже, чем у меня. Эта гордость нездоровая, разъединяющая людей.

Гордись превосходством над твоими же прошлыми успехами. Гордись, размышляя о том, как устроена твоя гордость, зная цену своей гордости. Гордись для поддержания культурного шаблона. Размысливай свою гордость по схеме зависти: предмет сравнения, идея равенства, благоприятный результат сравнения.

Бесстрастно относись к результату сравнения. Изживай привычку к сравнению. Сравнивай сознательно, чтобы не получилось так, что твоё бессознательное без твоего ведома тебя же и сравнивает. Отделяй от себя гордость, и она потеряет свою силу. Относись к своей гордости снисходительно: гордость как инфантильное удовольствие, реминисценция детства, усиленная делами взрослых.

Все цитаты на тему Зависти и Гордости можно прочитать здесь: Перейти в раздел Цитаты

И напоследок афоризмы на тему выпуска:

Никогда не будет счастлив тот, кого мучает вид большего счастья.

Завистливый человек причиняет огорчение самому себе, словно своему врагу.

Зависть никогда не знает праздника.

Зависть для ума - что боль для глаза. От зависти ослепнуть может разум.

В чужих руках хлеба крохи большим ломтем кажутся.

И немного юмора:

Не демонстрируй людям своё счастье - не отравляй им жизнь!

Ничто так не раздражает, как хороший пример.

Мне ничего не надо, лишь бы у тебя ничего не было.

Человеку не нужно ничего сверх того, чем его обделила природа.

Стремление к совершенству делает некоторых людей совершенно невыносимыми.

Многие думают, что они умнее, чем есть на самом деле. Я же, напротив, на самом деле умнее, чем о себе думаю.

Комплекс полноценности неизлечим.

Будьте счастливы, удачливы и жизнерадостны,
Татьяна Валяева.

e-mail: vtvmir@narod.ru
сайт: vtvmir.narod.ru



В избранное