Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Взгляд из дюзы: Фантастика

  Все выпуски  

Взгляд из дюзы - новости страницы Сергея Бережного


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru
"Взгляд из дюзы" - Взглянем вместе!

In Memoriam

Александр МирерСкончался Александр Мирер

[20.07.2001] 18 июля 2001 года скончался Александр Исакович Мирер, один из оригинальнейших писателей-фантастов поколения 60-х, неординарный критик, литературовед и переводчик.

Александр Мирер родился в 1927 году в Москве. По основной специальности - инженер. Работал главным конструктором во Всесоюзном НИИ электротермического оборудования, с конца 80-х - редактором в издательстве "Текст".

Мирер дебютировал в фантастике повестью "Будет хороший день!" (1965). Его первая авторская книга - детская повесть "Субмарина Голубой Кит" (1968). В 1969 году были опубликованы две повести, которые сделали Мирера одним из наиболее заметных фигур в советской фантастике того времени - "У меня девять жизней" (расширенный вариант вышел в 1990 году) и "Главный полдень" (в 1976 году расширенный вариант выпущен как роман "Дом Скитальцев", по мотивам роману поставлен художественный фильм "Посредник" (1990). В 70-80-х годах Александр Мирер работал в основном как литературовед, публиковал под псевдонимом "А.Зеркалов" статьи о творчестве Михаила Булгакова, братьев Стругацких, других отечественных и зарубежных авторов. В 1988 году в США издана его монография "Евангелие Михаила Булгакова".

В конце 90-х годов Мирер возвращается к художественной прозе: в 1998 году вышел новый роман Мирера "Мост Верразано". По непроверенной информации, еще один ранее не публиковавшийся роман готовится к изданию.

Похороны состоятся в крематории Hиколо-Архангельского кладбища (г. Москва), в воскресенье, 22 июля, в 12:30.


Кто оплатит будущее?

© Сергей Бережной, 1998

 

Александр Мирер. Мост ВерразаноУже сам факт появления нового романа Александра Мирера - настоящая сенсация для ценителей отечественной фантастики. После выхода романа "Дом скитальцев" этот автор надолго замолчал - на целых два десятилетия. О том, какое место Мирер занимает в отечественной фантастике свидетельствует хотя бы то, что за эти два десятилетия читатели его не забыли - и это в то время, когда иным авторам, претендовавшим на популярность, хватило и пяти лет литературного "молчания" для того, чтобы их имена почти совершенно выветрились из памяти публики...

"Мост Верразано" - достаточно несерьезный роман на весьма и весьма серьезную тему. Такое впечатление, что Мирер решил реанимировать истертую советскими фантастами-памфлетистами тему: гады-империалисты душат изобретения, которые способны перевернуть мир. Казанцевы и Винники достаточно поплясали на этой канве, чтобы любой роман со сходным сюжетом воспринимался с издевательской ухмылкой. Мирер, прекрасно это понимая, строит буквально весь роман на перемалывании привычных штампов, типовых образов и ходов. У него все то же самое - и все наоборот. Да, главный герой - изобретатель. Но это не рассеяный придурок, с выпученными глазами, убежденно осчастливливающий мир новым "субатомным антикосмитным супервибратором" в ущерб своей личной жизни и на горе всем, кто пытается его вразумить. Берт Эйвон - собран, практичен, силен, богат, пользуется бешенным успехом у женщин, не стесняется в выражениях. Он прекрасно представляет все последствия внедрения его изобретения - а это, ни много ни мало, затяжной экономический и социальный кризис планетарного масштаба. Тем не менее, он прекрасно понимает, что если открытие сделано, то "закрыть" его практически невоможно. Значит, миру все-таки придется пройти через все катализмы, которым грозит изобретение Эйвона. Сейчас это будет или через пять лет - значения это для него не имеет. Да и для мира, в общем, тоже...

Другой стереотип подобных произведений - гнусный империалист, который злобно гнетет главного героя с целью уничтожить на корню его изобретение и увести любимую женщину. У Мирера снова все наоборот: автомобильный магнат Клемент Гилберт немедленно принимает изобретение под свое крыло и начинает вести дело к массовому производству... Дальнейшая сюжетная схема построена точно таким же образом: герои (и автор) всячески избегают стереотипных решений, но и антагонисты достаточно умны. Как следствие, роман получился динамичным, неожиданным и умным.

А тема книги, что ни говорите, достаточно серьезная. Появление в ближайшее время открытия или изобретения, способного сделать ненужными целые отрасли экономики и тем самым ввергнуть цивилизацию в глобальный кризиз, более чем вероятно - достаточно вспомнить истерическую возню вокруг высокотемпературной сверхпроводимости пару лет назад. И абсолютно ясно, что для сохранения status quo будут привлечены все возможные ресурсы. Не означает ли это убийство перспективных направлений и технологий в угоду сиюминутным интересам? Но, с другой стороны, готовы ли мы оплатить огромным куском нашего сегодняшнего благополучия эти перспективные - то есть, полезные лишь в перспективе,- направления? Будут ли политики настолько умны и ответственны, чтобы оптимально решить эту проблему? Вопросы, вопросы...

А пока - Берт Эйвон работает. Что-то нас ждет в XXI веке...

 


 

Материал написан в июне 1998 года. Впервые опубликован на сайте интернет-магазина "оЗон".
 
 




http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться Рейтингуется SpyLog

В избранное