Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Секреты управления отделом продаж Секреты маркетинга от компании Макдональлдс


Приветствую Вас, уважаемый подписчик!

Сегодня я хочу представить Вам серию своих материалов о сбытовой и маркетинговой политике ведущих мировых компаний, позволяющей им оставаться лидерами рынка и постоянно наращивать объем своих продаж. Эту серию материалов я публикую в своем блоге  www.supersales.ru где Вы можете ознакомиться с уже вышедшими материалами (Starbucks, AppleStore, Zappoos) и почитать в ближайшем будущем те, которые готовятся к публикации (IKEA, Coca-cola и другие). Там же в блоге есть форма подписки на обновление через RSS, чтобы облегчить желающим возможность отслеживать новые интересные материалы.

Сегодня же я хочу рассказать про систему McDonalds — совокупность правил и принципов, которые позволяют «Макдаку» царствовать в мире фастфудов.

Начнем с названия McDonalds — «ресторан быстрого питания». Слово «быстрого» в этом словосочетании отнюдь не означает скорость выполнения вашего заказа (хотя она действительно высока). Это слово не зря стоит перед словом «питание». Макдональдс создан для того, чтобы вы проводили в нем максимально мало времени — знаменитая конвейерная система обработки посетителей.

Помимо нее есть и сотня других ухищрений и приемчиков. Вот самые интересные из них:
  • Исходя из закона конвейера создается дизайн и топономика зала. В Макдональдсах практически нет мест, где бы вы могли полностью расслабиться и покушать с удовольствием (читай «покушать долго»). Наоборот — столы расставляются так, чтобы вы все время ощущали присутствие других людей. Они будут постоянно ходить у вас за спиной, задевать вас рукавами, а напитки с их подносов будут грозить пролиться на вашу голову. В итоге вы подсознательно ускоритесь и съедите свой «Хэппи Милс» в два раза быстрее.
  • В большинстве Макдональдсов используется жесткая мебель, во многих европейских ресторанах есть только стоячие места за высокими барными столами.
  • В залах играет быстрая, энергичная музыка — она «подстегивает» клиентов покушать побыстрее и уступить место другим.
  • У каждого кассира есть дедлайн — на заказ от одного посетителя отводится ровно 60 секунд.
  • Во многих американских ресторанах сети на еду у посетителя есть только полчаса — после истечения срока охранник может поторопить вас.
  • Большое количество молодых людей посещает McDonalds ради бесплатного беспроводного интернета. Чтобы рестораны не забивались толпами студентов с ноутбуками, в залах отключены все розетки — сёрфить в фейсбуке можно только на заряде аккумулятора.
  • Продавцам запрещено употреблять частицу «не» в разговоре с покупателем — да-да, это проявление Того Самого Закона Маркетинга. Все фразы заучены и не содержат в себе отрицания.
  • Если посетитель не называет размер порции, ему «по умолчанию» пробивают самую большую.
  • Не знаю как у нас, а в США корпоративные правила предписывают нанимать на работу не очень симпатичных девушек. В специально спроектированной форме они выглядят непривлекательно, однообразно — все это создает мощный тренд «семейного ресторана». Женщины не боятся приходить в Макдональдс с мужьями — те не будут пялиться на хорошеньких официанток (при причине их отсутствия). Стоит ли говорить, что сотрудницам ресторанов запрещено пользоваться косметикой? Хорошо еще что не увольняют девушек, которые не надевают под свои маскхалаты нижнее белье, как делают в IKEA (про IKEA тоже как-нибудь напишу).
  • Основной заработок Макдональдса во всем мире дают… напитки! Они сильно переоценены по сравнению с другими местами, даже посредственный кофе стоит в Маке дороже, чем в Старбаксе.
  • Сотрудникам ресторанов предприсывается постоянно брать в руки швабру и убираться, убираться, убираться. Маркетологи сети обнаружили, что вид человека со шваброй и тряпкой не только не вызывает отторжения, но даже наоборот — создает впечатление чистоты и качества.
  • Все сотрудники, задействованные на кухне, постоянно меняются — для того, чтобы снизить вероятность ошибок от монотонного труда.
  • Сотрудники на кассе обязаны предлагать посетителям «что-то еще» — салаты, напитки, мороженое. Как правило, это «что-то» представлено продуктами, срок жизни которых уже подходит к концу.
  • Ну, и наконец, самое главное. У McDonalds нельзя просто так купить франшизу и открыть свой ресторан в каком-нибудь Аляпинске. Желающих открыть ресторан ждут сложные процедуры согласования и проверок, после которых владельца бизнеса и будущих менеджеров и администраторов ждут в специальной школе Макдональдс. В этой школе им предстоит несколько недель проходить интенсивное обучение тонкостям содержания ресторана — в них, разумеется, входит большая часть описанного выше. После окончания обучения кандидатов на франшизу ждет экзамен и толстая, в 750 страниц, инструкция, в которой описывается все: от времени прожарки картошки-фри до длины улыбки уборщицы. Есть даже правила, описывающие последовательность мойки рук после туалета (сотрудник должен вымыть руки с мылом до локтя, вытереть их одноразовой салфеткой, а потом этой же салфеткой закрыть кран). За несоблюдение правил и законов владелец штрафует своих сотрудников, а надзиратели за франшизой — владельца.

McDonalds — это мощная система, описанная и выверенная до тонкостей. Это настоящая фабрика быстрого питания, в которой сотрудники ресторанов — простые винтики, а посетители обрабатываются и обслуживаются словно детали на конвейерной ленте. А еще это «злой», но невероятно эффективный маркетинг, которому можно только поучиться.

Думаю, что каждому руководителю компании, ориентированной на развитие и завоевание большей доли рынка, есить что взять на вооружение из принципов работы данной корпорации.

Напоминаю, что другие материалы на данную тему можно почитать в моем блоге www.supersales.ru

И еще одно важное сообщение: с января 2012 года стоимость подписки на журнал "Управление сбытом" вырастет на 20 процентов. Заказы на подписку по старой цене принимаются до 31 декабря 2011 года. Поэтому, если у Вас кончилась подписка - спешите продлоить ее по старой цене. А если Вы только еще собираетесь стать нашим подписчиком, рекомендую поторопиться и оформить заказ в течение ближайшего месяца. Если оформить подписку сразу на год, можно существенно сэкономить, получить дополнительную скиду и бонус за своевременную оплату.
По вопросам подписки на журнал "Управление сбытом" звоните в отдел по работе с клиентами Издательского дома "Имидж-Медиа" по телефону (495) 723-39-49 или заходите на сайт www.sellings.ru и оформляйте подписку прямо на сайте.

Успешных Вам продаж!

Тимур Асланов,
главный редактор журнала "Управление сбытом"


В избранное