Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Журнал "Коммерсантъ Weekend"

  Все выпуски  

ХХ век в зеркале своих революций



ХХ век в зеркале своих революций
2017-11-10 08:00
Помимо русской революции, столетие которой сейчас отмечает мир, ХХ век пережил множество других великих революций, изменивших ход истории, наши представления о мире и отношения с ним, условия жизни и способы ее проживания, образ мыслей и иерархию ценностей. Weekend и его авторы отмечают 100-летие Октября 1917-го портретной галереей важнейших революций ХХ века

Расписание недели // 10 — 17 ноября
2017-11-10 08:00
Что делать в Москве. Выбор Weekend

Заслуженный артист 1968 года // Михаил Трофименков о «Молодом Годаре» Мишеля Хазанавичюса
2017-11-10 08:00
В прокат выходит новый фильм Мишеля Хазанавичюса -- формально экранизация автобиографической книги актрисы Анн Вяземски "Год спустя" о ее недолгом браке с главным радикалом мирового кино, совпавшем по времени с майскими беспорядками 1968 года и обращением Годара в маоистскую веру. Но скорее у Хазанавичюса получилось раздуть до размеров фильма надпись на стене Сорбонны

Хоррор и харрасмент // Станислав Ф. Ростоцкий о «Джиперсе Криперсе» и его создателе
2017-11-10 08:00
В прокат выходит "Джиперс Криперс 3" -- мрачный хоррор про загадочного демона с кожаными крыльями, который мог бы стать громким возвращением культового монстра, если бы еще большим монстром все не считали самого режиссера

Из чего состоит вселенная Харуна Фароки // Алексей Артамонов о творческом методе главного режиссера критического кинематографа
2017-11-10 08:00
В Москве открылся кинофестиваль "Blick'17: Харун Фароки. Вскрывающий взгляд", где будут показаны 18 фильмов немецкого режиссера, художника, критика и медиатеоретика Харуна Фароки, а также работы немецких и российских режиссеров, связанные с его творчеством тематически или эстетически. Фароки, одна из ключевых фигур критического кинематографа и визуального искусства второй половины XX -- начала XXI века, в течение долгого времени оставался кинематографистом для кинематографистов. Алексей Артамонов предлагает поближе познакомиться с "самым известным неизвестным режиссером" и рассказывает, из чего состоит его вселенная

Глазами проуна // Анна Толстова о двойной ретроспективе Эля Лисицкого
2017-11-10 08:00
В Москве открывается первая в России большая ретроспектива Эля Лисицкого. Она составлена на основе не только основных российских, таких как Третьяковка или РГАЛИ, но и множества западных -- Помпиду, Стеделейк-Мюсеума и прежде всего Музея Ван Аббе в Эйндховене -- собраний. Выставка в двух частях: в Третьяковской галерее на Крымском Валу показывают Лисицкого как авангардиста советского и всемирного, в Еврейском музее и центре толерантности -- как еврейского, хотя трудно понять, возможно ли отделить одно от другого

«Воображение не может устареть» // Юрий Норштейн о Федоре Хитруке
2017-11-10 08:00
В рамках Санкт-Петербургского международного культурного форума открывается выставка "Век Федора Хитрука", посвященная столетию автора великих мультфильмов "Винни Пух и все-все-все", "Каникулы Бонифация", "История одного преступления", "Фильм, фильм, фильм" и др. О том, как Хитрук изменил отечественную анимацию и почему его мультфильмы никогда не устареют, Константину Шавловскому рассказал режиссер-мультипликатор Юрий Норштейн

Что смотреть на фестивале нового европейского театра NET // Выбор Ольги Федяниной
2017-11-10 08:00
Можно сказать, что фестиваль NET относится к своей публике с большим доверием, чем любой другой российский театральный фестиваль: каждый год он берет в программу новые имена, сложные форматы, незнакомые названия. В этом году диапазон афиши -- от исчезнувших спектаклей берлинского театра "Фольксбюне" до исчезающих рисунков выдающихся европейских режиссеров в видеоинсталляции Бориса Юхананова. Weekend выбрал шесть названий из программы фестиваля, который в этом году продлится больше месяца -- с 10 ноября до 14 декабря

Что смотреть на фестивале «Context. Diana Vishneva» // Выбор Татьяны Кузнецовой
2017-11-10 08:00
Пять лет назад "CONTEXT. Diana Vishneva" пушечным ядром пробил плотные ряды осенних международных фестивалей, расчистив себе территорию для культуртрегерской деятельности. Успех новорожденному фестивалю принесла его основательница: Диана Вишнева не только контролирует все мероприятия -- каждый год она танцует новую хореографию, не известную российской публике. Личное участие балерины сделало "CONTEXT" элитарным и модным -- среди поклонников звездной Дианы много влиятельных персон. Так что именно с ее легкой ноги современный танец ныне почитается актуальнейшим из искусств. За прошедшие годы сформировалась структура фестиваля: конкурс молодых российских хореографов, цикл фильмов о балете, просветительские лекции, гастроли двух-трех иностранных трупп и главное событие -- гала-концерт. В юбилейный год фестиваль удвоил влияние: после Москвы его программа в модифицированном виде будет показана в Санкт-Петербурге. Татьяна Кузнецова рассказывает о главных пунктах программы

Не все католики одинаково полезны // Почему секулярная геополитика перевесила религиозное единство
2017-11-10 08:00
Был некогда такой дряхлый и престранный обычай: некоторые особенно могущественные епископы и аббаты получали право служить мессу (как правило, на Рождество), вооружившись мечом и надев облачение поверх воинских лат. Происхождение этой привилегии несколько туманно, но можно с достаточной долей уверенности сказать, что это нечто самое позднее из Высокого Средневековья, из времен распрей между папством и империей и первых больших споров о природе власти светской и духовной, тех двух мечей, что вручены человечеству.

Порно над Берлином // Татьяна Алешичева о «Вавилоне-Берлине»
2017-11-10 08:00
В эфир вышел немецкий ретросериал "Вавилон-Берлин" ("Babylon Berlin") -- криминальная сага о декадентском Берлине времен Веймарской республики

Над пропастью в огороде // Дарья Цивина о ресторане Twins Garden
2017-11-10 08:00
Самое долгожданное открытие осени, ресторан Twins Garden братьев Березуцких, не только оправдал, но и превзошел все мои ожидания. Теперь стало ясно, что первый Twins, проработавший полтора года на Бронной и за это время успевший дважды попасть в The World's 50 Best Restaurants, был лишь "подготовительными курсами" к открытию Twins Garden. В новом ресторане буквально каждая деталь и каждая опция говорит о том, что Березуцкие вступили в бой за верхние строчки международных рейтингов, бросив вызов "Белому кролику" Владимира Мухина и Бориса Зарькова и повысив ставки в этой игре до самого предела. Twins Garden -- это не просто звездный гастрономический дуэт братьев-близнецов и не просто ресторан на исторической площадке "Варваров" Анатолия Комма, доведенной до смыслового совершенства и превращенной в открытое стильное пространство с великолепными видами на старую Москву, это еще и собственная ферма на 50 гектаров в Калужской области, где Иван и Сергей Березуцкие с помощью консультантов из Тимирязевской академии выращивают овощи, фрукты, ягоды, растят французских молочных коров и нубийских молочных коз, куриц, перепелок, разводят рыбу, так что 70 процентов продуктов, из которых они готовят в ресторане,-- свои собственные. Процесс возрастания каждого помидора, каждой смородины и каждого перца контролируется с момента покупки семян, то есть Twins Garden гарантирует гостям качество продукта "под ключ", отслеживая все этапы -- от ростка до готового блюда. В планах следующих лет фермерское хозяйство еще больше расширить, построить рядом мини-отель, небольшой ресторан и развивать агротуризм, чтобы постепенно возвращать вложенные в проект средства. Впрочем, Twins Garden -- это история прежде всего про творческие, а не про бизнес-планы, и тут мы подходим к главному, что отличает новый проект от предыдущего: с появлением ресторанов Wine & Crab (между открытием первого Twins и Twins Garden) Березуцкие наконец нашли своего инвестора, готового вкладываться в престиж, амбиции и рейтинги, готового работать на международное признание и узнаваемый бренд. Для талантливого амбициозного шефа в любой стране найти такого инвестора -- редкая профессиональная удача, а уж в Москве и вовсе несбыточная мечта. Так что Березуцким просто сказочно повезло. К тому же, если помните, концепт Wine & Crab (куда более коммерческий, чем Twins Garden) родился благодаря уникальной логистике (это основной бизнес инвестора), позволяющий поставлять морепродукты с Дальнего Востока по минимальным ценам при максимальном качестве, так что и в случае с Twins Garden работает та же схема. Ну и еще одно уникальное обстоятельство -- инвестор Twins Garden всерьез увлекается коллекционированием вина, поэтому решил составить для нового ресторана "самую большую на постсоветском пространстве винную карту". На сегодняшний день она насчитывает тысячу наименований, и все это -- так называемое самое дешевое дорогое вино, включая полный эксклюзив, то есть вино по ценам чуть выше европейских (средняя цена за бутылку в Twins Garden -- 30-60 тыс. рублей, хотя есть вина и за 3,4 тыс., и за 200 тыс.). Обычно на создание таких карт в европейских ресторанах уходит 20-30, а то и 50 лет, но Twins Garden с помощью двух собственных агентов-негоциантов в Европе управился за год. Вообще, в этой способности "выполнить пятилетку за три года", составить за год винный погреб, не имеющий аналогов, вырастить за год урожай особой селекции есть что-то наивное и типично русское, то есть диаметрально противоположное золотому правилу английского газона. Но задача эта настолько благородна и нелегка, что в любом случае вызывает одобрение и поддержку. Ведь начинать гастрономический ресторан с чистого листа, без всякого прошлого -- совсем не то же самое, что следовать традициям и заветам нескольких предыдущих поколений. А Березуцкие сейчас думают именно о том, чтобы создать такой ресторан, о котором не стыдно рассказать своим детям. И одновременно хотят задать новый тренд на то, чтобы люди в Москве учились ценить и понимать вкус высококачественной натуральной еды. На этой идее и основано меню Twins Garden -- куда более простое и лаконичное, чем в Twins, но полностью сфокусированное на первозданном вкусе продуктов. Оно и понятно, когда каждый томат, каждый кочан капусты и каждая перепелка даются такими усилиями, хочется, чтобы их оценили по достоинству. Простота подачи поначалу даже обескураживает, зато сразу помогает сконцентрироваться на главном, будь то невесомый паштет из куриной печени со сладкими перцами (420 руб.), теплый пирог с разноцветными припущенными томатами разных сортов и домашней козьей рикоттой (450 руб.), нежнейшее филе стерляди с "фузили" из визиги в сливочном соусе и свеклой разных сортов и текстур -- золотой, полосатой, красной и желтой (960 руб.), душистые грибы, томленные в печи, с луком и "салом" из сельдерея (540 руб.), камчатский краб на соусе из хрена с печеной капустой с запахом печных поленьев и ягодами черной смороди

После сожжения съесть // Елена Чекалова об утке в пепле
2017-11-10 08:00
К тому моменту, когда меня впервые допустили до плиты, я уже знала: самый страшный грех хозяйки -- зазеваться и сжечь еду на огне. Подпалины на гренках и овощах, учила мама, не просто ужасная гадость и горечь, это огромный вред, а пепел -- он вообще чистый канцероген. Я не понимала, что значит это слово, но все запретное и вредное тогда манило. В пятом классе мы с лучшей подружкой разводили на полянке возле дачи костер, пытались курить украденные у ее папы сигареты, надевали на веточки хлеб и жарили его до той самой черноты. Горьковатый, терпко-солоноватый вкус пепла нравился мне еще больше "взрослого" сигаретного дыма.

Мода в оригинальной версии // Елена Стафьева о российской премьере документального фильма «We Margiela»
2017-11-10 08:00
Это, конечно, прежде всего фильм про Maison Martin Margiela при Мартине Маржеле. Но в такой же степени это и фильм про моду, которую мы потеряли

Agnona // коллекция FW 2017/18
2017-11-10 08:00
Agnona -- марка женской одежды Zegna Group, одного из важнейших производителей дорогих тканей, так что нет ничего удивительного в том, что коллекции этого бренда не уступают Ermenegildo Zegna ни благородством, ни качеством вещей.

Paul Smith // коллекция FW 2017/18
2017-11-10 08:00
Мужская и женская сезонные коллекции Paul Smith были продемонстрированы, как это и принято, загодя, но одновременно -- во время парижской мужской недели моды. В таком выборе есть своя логика -- марка Paul Smith Women появилась позже мужской. Что же касается одновременного показа, то и здесь все логично -- Пол Смит традиционно делает сезонные коллекции в едином стиле.

Ralph Lauren // коллекция FW 2017/18
2017-11-10 08:00
Ральф Лорен демонстрирует свои новые сезонные коллекции самым модным нынче способом -- мужские и женские одновременно и к тому же по системе See now -- buy now, то есть "Смотри и покупай". Так что коллекция Ralph Lauren нынешнего сезона была показана публике во время сентябрьской недели моды и немедленно поступила в продажу.

Содержание
2017-11-10 08:00
14 ХХ век в зеркале своих революций

Alexander Mcqueen // коллекция FW 2017/18
2017-11-10 08:00
Источником вдохновения для нынешнего креативного директора Alexander McQueen Сары Бертон и ее команды на этот раз стала поездка в Корнуолл, самое южное британское графство.

Теория быстрых и теория малых // Андрей Михеенков о революциях в физике
2017-11-10 08:00
Главной наукой XX века была, конечно, физика. В 20-30-х годах на это место претендовала было химия, да быстро отступила. Важнейшие технологические достижения века происходят из физики. Если же отвлечься от практических применений, для самой физики, для ее внутренней логики прошедший век тоже был важнейшим. Совершенно неясно, можно ли будет сказать то же самое про XXI век. Пока кажется, что едва ли

Власть свободного выбора // Новая коллаборация H&M
2017-11-10 08:00
Коллекция, созданная для H&M независимым британским брендом Erdem, вроде бы воспевает классику, а на деле оборачивается гимном современному миру и его свободам

Упаковка для жизни // Григорий Ревзин об архитектурной революции
2017-11-10 08:00
Среди революций ХХ века архитектурная не из числа главных, но она заметна. Облик человеческих поселений и само понимание дома по ее результатам полностью изменились. У архитектурной революции есть имя -- Ле Корбюзье, хотя то, что произошло, проще и обширнее, чем его творчество. Строго говоря, это творчество даже не связано с ней буквально. Как архитектор, он остался вполне в традиционной роли гения, занятого созданием одиноких шедевров. Но, как революционер, отменил архитектуру как род деятельности, превратив в продукт промышленного производства. Впрочем, все отцы революции мало совпадают с последствиями восприятия своих идей

Бунт-зрелище // Михаил Трофименков о парижской революция 1968-го
2017-11-10 08:00
С середины 1960-х до середины 1980-х все части света, за исключением Австралии, были охвачены -- это не преувеличение и не метафора -- всемирной гражданской войной. Десятки национально-освободительных войн, восстаний, городских герилий и контрреволюционных погромов слились, как сказал бы субкоманданте Маркос, в "мировую войну объединенного народа против объединенного правительства". Мятеж парижских студентов в мае 1968-го на фоне этих событий -- с участниками которых студенты декларировали антиимпериалистическую солидарность -- микроскопический эпизод. Однако же в коллективной памяти человечества он остался символом всемирного пожара

Устранение барьеров // Михаил Трофименков о сексуальной революции
2017-11-10 08:00
"Сексуальная революция" ассоциируется со зрелищными проявлениями свободы нравов конца 1960-х годов: от стриптиза, учиненного в невесомости Джейн Фондой в фильме Роже Вадима "Барбарелла", до бродвейского мюзикла "Калькутта", участники которого играли обнаженными. Между тем подобные "египетские ночи" случались во все исторические эпохи. Но ни одна из них не помешала установлению буржуазного патриархата, при котором женщинам и прочим сексуальным меньшинствам отводилась подчиненная роль. И если сексуальная революция действительно победила, то лишь потому, что в бой вступили занудные немецкие профессора, суровые суфражистки и прочие, отнюдь не блистающие "сексапилом" персонажи

Путем зерна // Андрей Бабицкий о сельскохозяйственной революции
2017-11-10 08:00
Зеленая революция -- так принято называть последний переворот в сельском хозяйстве -- не имеет конкретных временных рамок, но принято считать, что она тянулась с 1930-х до 1970-х годов. Она была сделана фактически на заказ, на личном энтузиазме людей, не оставивших после себя памятников, и на частные деньги. Она была по-настоящему интернациональной и довольно перманентной -- мечта любого революционера. Она, наконец, не была неизбежной в том смысле, что новые производственные силы вступили в конфликт со старыми производственными отношениями. Это была самая мирная, плодотворная и потому незаметная революция на Земле.

Буква, голос и говорящая голова // Иван Давыдов о революции радио- и телевещания
2017-11-10 08:00
Разговор о телевизионной революции удобно начинать с современной российской пропаганды. Над авторами политических шоу принято смеяться, но они вскрыли прием, довели все то, чего до телевизора не было и только в телевизоре сделалось возможным, до совершенства. Или до абсурда. Иногда это синонимы

Великий уравнитель // Юрий Сапрыкин о революции социальных сетей
2017-11-10 08:00
Человек создал компьютерные сети для решения прикладных технических задач, но этот служебный инструмент оказался дверью в параллельную Вселенную. Новые небо и земля, состоящие из строчек программного кода, перестроили самого человека

Производство истин // Анна Толстова о революции современного искусства
2017-11-10 08:00
В 1969 году в лондонском журнале Studio International был опубликован трактат 24-летнего нью-йоркского художника Джозефа Кошута "Искусство после философии". Искусство после "Искусства после философии" стало другим

Стойло для золотого тельца // Дмитрий Бутрин о революции денег
2017-11-10 08:00
В некотором смысле революция денег -- это история мировой цивилизации XX века почти без изъятий. Без нее, видимо, невозможен был полет Гагарина в космос и Холокост, пенициллин и популярная музыка, архитектура XX века и новая медицина, нью-эйдж и феминизм, современный город, всеобщая коммуникационная связность нынешнего века и будущий интернет вещей. И эта история, видимо, не закончена, поскольку последствия революции денег -- в первую очередь в социальной сфере -- пока только развиваются

Чтение звука // Сергей Ходнев о революции музыкальных аутентистов
2017-11-10 08:00
Смешная эстетская прихоть -- а давайте сыграем старинную музыку на старинных инструментах -- привела к громадной переоценке ценностей. Не только музыканты стали играть по-другому, но и нам пришлось учиться слышать музыку совсем иначе, чем это делали наши отцы и деды. "Исторически информированное исполнительство" раз и навсегда изменило отношения человечества с историей музыки -- а возможно, и не одной только музыки

Переживание представления // Ольга Федянина о революции театра
2017-11-10 08:00
Театральная революция началась так давно и растянулась так надолго, что ее часто и за революцию-то не считают. Фактор внезапности в ней полностью отсутствует, но это не отменяет того обстоятельства, что театральное событие примерно с IV века до н.э. и примерно до середины XIX века н.э. имело одну эстетическую природу, а позже -- другую. За прошедшие полтора века длинная театральная революция, с одной стороны, добилась всего, чего можно было добиться, с другой -- ни одно из ее завоеваний до сих пор не перестали оспаривать. Предметом дискуссий остается и хронология, бесспорны в ней, пожалуй, единственная дата и единственный адрес: 14 октября 1898 года, Москва, сад "Эрмитаж"

В избранное