Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Нефтяное обозрение

  Все выпуски  

Нефтяное обозрение N 30


Информационный Канал Subscribe.Ru

N30  Нефтяное обозрение
26 июля - 1 августа 

Еженедельные обзоры публикаций средств массовой информации по социально-экологическим проблемам нефтяного сектора.
Проект выполняется при поддержке Лесной кампании Международного Социально-Экологического Союза

Автор-составитель: Алексей Григорьев, редактор: Ксения Пахорукова.
Вопросы, предложения, пожелания направляйте по адресу info@forest.ru

Благодарим Фонд Генриха Бёлля за финансовую поддержку.

Постоянный адрес выпуска: http://info.forest.ru/oil/04/oil_0430.htm
Остальные выпуски «Нефтяного обозрения» за 2004 г. размещены на http://info.forest.ru/oil/04/


Горячая тема:

Темы недели:

Другие сообщения


Остановить взбесившийся трубопровод!

На Россию надвигается очередной «проект века». Рядом с оказавшейся бесполезной Байкало-Амурской магистралью, которая поглотила огромные средства, полученные Советским Союзом за счет экспорта сибирской нефти, предлагается соорудить еще одного технологического монстра. Это будет трубопроводная система компании «Транснефть» «Восточная Сибирь-Тихий океан» (он же «Тайшет-Перевозная»).

Цены уже заявлены и они постоянно растут. Начавшись на 5 млрд. долларов, оценки стоимости этого трубопровода уже превысили 16 млрд. долларов. И это далеко не предел. Итогом должно стать создание трубопроводной системы длиной более 4000 км, которая в основном пройдет по территориям с высокой сейсмичностью, активными склоновыми и мерзлотными процессами, в условиях экстремально сурового климата. В мире нет прецедентов создания работоспособной трубопроводной системы такой протяженности в столь сложных природных условиях.

Перечисление негативных экологических последствий этого строительства займет много страниц. Это и разливы нефти, и создание угрозы источникам водоснабжения, и разрушение особо охраняемых природных территорий, и добивание исчезающих видов.

Во имя чего все это будет делаться? Заинтересованность потребителей из быстро развивающихся стран Азиатско-Тихоокеанского региона понятна. Счастливые автовладельцы из Китая, Японии, Южной Кореи, США нуждаются в надежных источниках нефтепродуктов. А что, кроме очередного витка деградации природы, этот проект принесет рядовым гражданам России? В какой степени их интересы, их голос будут учтены и услышаны в процессе принятия правительством решения о реализации этого проекта?

Мы открываем рубрику «Горячая тема», посвященную событиzv вокруг проекта компании «Транснефть» «Восточная Сибирь-Тихий океан». Сейчас в регионах, через которые планируется проложить трассу нефтепровода, прошла серия мероприятий, названных «общественными слушаниями». Средства массовой информации сообщали о неоднократных случаях отказа в предоставлении информации, навязывания заранее заготовленных решений, одобряющих проект, игнорирования замечаний и предложений представителей общественных организаций и ученых. Сейчас приближается фаза проведения государственной экологической экспертизы.

В процесс все более активно включаются общественные природоохранные организации, базирующиеся в Москве. Необходимо постараться сделать все, чтобы остановить это экологическое и экономическое нефтеэкспортное безумие.

Но мы реалисты. Похоже, это случится только после очередного катастрофического краха экономики России, которая продолжает превращаться в сырьевой придаток экономически развитых и некоторых развивающихся стран. В этом варианте задача-минимум - добиться максимального снижения экологического и экономического ущерба, который будет нанесен России этим проектом.

На сайте «Лесного клуба Российских НПО» www.forest.ru мы разместили Интернет страницу http://info.forest.ru/oil/hot/trans1/index.htm, на которой будем освещать ход событий вокруг проекта «Тайшет-Перевозная». Здесь будут публиковаться последние новости, аналитические записки, архив уже размещенных в «Нефтяном обозрении» публикаций по этой проблеме.


Горячая тема:

М.Е. Фрадкова просят разобраться, что же делает ОАО «АК «Транснефть»

Десять общественных организаций России обратились к Председателю Правительства РФ М.Е. Фрадкову с открытым письмом, в котором просят его разобраться с тем, что делает государственное ОАО «АК «Транснефть» с проектом строительства нефтепровода Тайшет-бухта Перевозная. Оказывается, эта компания, проводя серию общественных слушаний от Иркутска до Владивостока, много раз нарушила не только правила хорошего тона (непредоставление информации, предоставление неполной информации, отсутствие анализа альтернатив, навязывание решений и т.д. и т.п.), но и требования Положения об ОВОС.

В этом документе (»Положение об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду» утверждено Приказом Госкомэкологии РФ № 372 от 4.07.2000) детально определено, как это делать по-человечески и в соответствии с требованиями действующей нормативной базы.

1. Заказчик обязан оповестить общественность через официальные издания федеральных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления о намерении провести оценку воздействия на окружающую среду (ОВОС), а также о разработке технического задания для проведения этой работы.

2. С учетом высказанных общественностью замечаний готовится техническое задание для проведения ОВОС.

3. Общественности предоставляется возможность ознакомиться с предварительным вариантом ОВОС и обсудить его.

4. После этого заказчик готовит и утверждает окончательный вариант материалов ОВОС с учетом замечаний общественности и предоставляет его на Государственную экологическую экспертизу, а также общественную экологическую экспертизу, если она проводится.

Как нетрудно заметить, действия представителей проектировщика, заказчика, а также региональных властей проводили по отношению к представителям общественных организаций, участвовавших в мероприятиях под названием «Общественные слушания», имели весьма приблизительное отношение к изложенной выше последовательности.

Ни об оповещении о планах провести ОВОС, и, тем более, о таких «излишествах», как возможность что-либо внести в техническое задание, разговора просто не было. Судя по сообщениям с мест, «Общественные слушания» заключались отнюдь не в выяснении замечаний и пожеланий общественности, а в упорных попытках добиться от нее одобрения представленного проекта.

Восточносибирская и дальневосточная общественность в меру своих сил и подготовки сопротивлялась таким действиям, но ей это не всегда удавалось. Вся общественность, живущая к западу от Иркутска, вообще оказалась исключенной из этого увлекательного процесса, как будто Восточная Сибирь и Дальний Восток уже не часть Российской Федерации.

Остается только посмотреть, что из высказанных во время региональных слушаний многочисленных замечаний все-таки вошло в итоговые протоколы, и, может быть, даже окажется удостоенным какой-то реакции проектировщика и заказчика. Место, где тексты этих протоколов размещены в открытом доступе в Интернет, до сих пор остается самой большой тайной «Транснефти».
к оглавлению

Полный текст письма:

Председателю Правительства Российской Федерации
М. Е. Фрадкову

Уважаемый Михаил Ефимович!

От имени десяти общественных экологических организаций России просим срочно разобраться с планами государственной компании ОАО «АК ТРАНСНЕФТЬ» по строительству нефтепровода Тайшет - бухта Перевозная.

Последовательность действий компании ОАО «АК ТРАНСНЕФТЬ» должна базироваться на Федеральных законах «Об экологической экспертизе» от 23.11.95 №174-ФЗ и «Об охране окружающей среды» от10.01.02 №7-ФЗ, а также на Положении об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, утвержденном приказом Госкомэкологии РФ №372 от 04.07.2000 г. (далее Положение об ОВОС).

В соответствии с этими документами проект, реализуемый на территории нескольких субъектов Российской Федерации, подлежит обязательной государственной экологической экспертизе (ГЭЭ) федерального уровня.

Процедура подготовки к ГЭЭ включает проведение обязательного этапа оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС).

В проведении ОВОС участвуют три стороны: заказчик, органы исполнительной власти и общественность.

В соответствии с п.4.2. Положения об ОВОС «участие общественности в подготовке и обсуждении материалов ОВОС обеспечивается заказчиком…, организуется органами местного самоуправления или соответствующим органами государственной власти…».

Данное Положение также требует, чтобы заказчик провел следующую работу:

1. проинформировал общественность о составлении технического задания (ТЗ) на проведение ОВОС через официальные издания федеральных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, а также провел предварительную ОВОС (п.3.1.1.);

2. составил ТЗ с учетом предложений общественности (п. 3.1.2);

3. ознакомил общественность с предварительным вариантом ОВОС и провел обсуждение этого варианта (п. 3.2.3.);

4. подготовил и утвердил окончательный вариант материалов по ОВОС с учетом замечаний общественности и представил его на ГЭЭ, а также на общественную экологическую экспертизу, в случае ее проведения (п.п. 3.3.1, 3.3.2).

Насколько нам известно, ОАО «АК ТРАНСНЕФТЬ» не выполнила п.п.3.1.1, 3.1.2 Положения об ОВОС, что не позволило общественности Российской Федерации включиться в процедуру ОВОС по данному проекту с первого этапа.

В настоящее время ОАО «АК ТРАНСНЕФТЬ» проводит в регионах Сибири и Дальнего Востока общественные слушания по предварительному варианту ОВОС с целью получения замечаний, предложений и информации от общественности.

Просим Вас поручить ведомствам, ответственным за экологическую безопасность проектов, обеспечить дальнейшее проведение процедуры ОВОС в соответствии с п. 4.2 Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации, т.е. организовать на федеральном уровне общественные слушания по оценке воздействия на окружающую среду материалов «Обоснования инвестиций в строительство нефтепроводной системы Восточная Сибирь - Тихий океан».

Президент Института эколого-правовых проблем «Экоюрис», кандидат юридических наук В.Л. Мищенко

Исполнительный директор, чл.-корр. РАЕН В.К. Горохов
к оглавлению

Организации, поддержавшие обращение

  1. Дальневосточное отделение корпорации «Инициатива социальных действий и возрождения в Евразии (Владивосток)
  2. Всемирный фонд дикой природы - Дальний Восток (Владивосток)
  3. Дальневосточная межрегиональная экологическая общественная организация «Экодаль» (Хабаровск)
  4. Бурятское региональное объединение по Байкалу (Улан-Удэ)
  5. Ассоциация коренных малочисленных народов Иркутской области (Иркутск)
  6. Всемирный фонд дикой природы - Россия (Москва)
  7. Международный социально-экологический союз (Москва)
  8. Нефтяное обозрение (Москва)
  9. Региональная общественная организация Амурский экологический клуб «Улукиткан» (Благовещенск)
    к оглавлению

Темы недели:

Бельгия.
Взрыв газопровода: 16 погибших, более 100 раненых

Традиционные взрывы магистральных газопроводов на бескрайних российских просторах, как правило, кончаются большим грохотом, фейерверком, определенными финансовыми потерями, но обычно не приводят к человеческим жертвам. На густо населенных территориях результаты могут быть гораздо трагичнее.

Рано утром 30 июля 2004 года в небольшом населенном пункте в 40 км от Брюсселя была обнаружена сильная утечка газа из магистрального трубопровода, идущего из порта Зеебрюгге во Францию. Предположительно ее причиной были строительные работы, проводившиеся на одном из местных предприятий.

Через полчаса на месте аварии было установлено полицейское оцепление, прибыли пожарные, начались ремонтные работы. Участвовавшие в них специалисты и стали основными жертвами взрыва газа. Погибло 16 человек. Более 120 получили серьезные ожоги и ранения.

Источники: «Известия» 30.07.2004, Reuters 30.07.2004, AP-Yahoo.com 31.07.2004.
к оглавлению

Глобально.
«Волны-убийцы» встречают гораздо чаще, чем считалось ранее.

Исследования, проведенные германскими учеными и специалистами Европейского космического агентства (ESA), заставляют коренным образом пересмотреть некоторые вопросы обеспечения безопасности морских перевозок, а также работы морских платформ для добычи нефти и газа.

Рассказы опытных моряков об аномально высоких «волнах-убийцах» раньше относили к области богатого морского фольклора. Согласно существующим теориям, возникновение ветровых волн высотой в 30 метров возможно раз в несколько тысяч лет. В связи с этим морские суда и морские платформы для добычи нефти и газа проектировались, как правило, для волн не больше 15 м (высота пятиэтажного дома).

Регулярные измерения высоты волн на морских платформах в Северном море обнаружили странную, пугающую картину. 1 января 1995 г на одну из платформ обрушилась волна высотой 26 метров. При этом средняя высота остальных волн была 12 м. 12-летние наблюдения на другой платформе позволили зафиксировать прохождение 466 огромных волн.

В феврале 1995 года с борта круизного лайнера «Куин Элизабет 2» (Queen Elisabeth II), шедшего в северной Атлантике, во время сильного шторма приборы зафиксировали ветровую волну высотой 29 метров. В феврале и марте 2001 года с огромными 30-метровыми волнами пришлось столкнуться двум германским круизным судам «Бремен» (Bremen) и «Каледониан Стар» (Caledonian Star). После удара волны «Бремен» лишился хода. На нем отказала система энергообеспечения, и два часа, пока шли ремонтные работы, судно дрейфовало в сильнейшем шторме.

Все это заставило провести специальное исследование высоты морских волн. Для этого были использованы данные радиолокационного зондирования поверхности океана получаемые со спутников Европейского космического агентства. Эта информация является общедоступной и обычно используется для составления прогнозов погоды и состояния моря. До сих пор эти данные использовались для получения оценок средней высоты волн. Однако они позволяли определять и их максимальную высоту.

Для анализа были использованы результаты радиолокационного зондирования поверхности океана на 30 тысячах участков размером 5 км на 10 км. Они были сделаны в феврале-марте 1995 года, в то время, когда гигантские волны обрушивались на германские круизные суда.

Несмотря на относительно небольшой временной интервал использованных данных космического зондирования, было выявлено крайней мере 10 случаев, когда высота волн на поверхности океана превышала 25 м.

Стало понятно, что рассказы опытных моряков о громадных «волнах-убийцах» - правда. Это шокирующее открытие заставляет по-новому посмотреть на тот факт, что за последние 20 лет в море в результате жестоких штормов погибло более 200 крупных судов - супертанкеров и сухогрузов, длина которых превышала 200 м. Технически исправные огромные суда, которые должны были успешно противостоять даже сильному шторму, по непонятным причинам получали тяжелейшие повреждения, шли на дно или просто пропадали без вести.

Сейчас ведется активное изучение географического распространения «волн-убийц» с использованием данных радиолокационного зондирования поверхности морей и океанов из космоса. Очевидна их приуроченность к активным морским течениям, таким как африканское Агулхас, Лабрадорское и Гольфстрим. Аномально высокие волны могут возникать и в зоне атмосферных фронтов.

Создание атласа распространения аномально высоких волн планируется завершить в начале 2005 года. В любом случае, полученные данные указывают на необходимость существенного пересмотра оценок надежности существующего морского флота и нефтегазовых платформ, изучения их устойчивости к воздействию аномально высоких «волн-убийц», внесения изменений в действующие правила проектирования и строительства.

Источники: ESA 21.07.2004, Scotsman 25.07.2004,
к оглавлению

Россия.
Службу ФАС наверно надо переименовать в службу «Тяв-тяв-тяв».

Начатое службой с грозным названием ФАС России (Федеральная антимонопольная служба) дело по признакам нарушения закона о конкуренции в отношении ООО «Лукойл-Калининградморнефть» и ООО «Калининграднефтепродукт» (дочка ОАО «Сургутнефтегаз») закончилось ничем. Антимонопольным чиновникам были предъявлены выписки из протоколов, из которых следовало, что синхронное повышение цен на продаваемые этими компаниями бензин носило чисто случайный характер.

Так что теперь монополисты, контролирующие 90% рынка автомобильного топлива Калининградской области, могут и дальше таким же образом изображать наличие конкуренции, а также продолжать повышать коэффициент извлечения денег из карманов калининградских автовладельцев.

Об этом результате своей бурной деятельности сообщил начальник Калининградского отделения ФАС Вячеслав Чернышов. По его словам, в целом по стране подобные дела периодически возбуждаются, но в основном ничем не кончаются из-за сложности сбора доказательств факта наличия ценового сговора.

Источник: Regnum-НГВ 30.07.2004.
к оглавлению

Другие сообщения

Россия.
Аппетиты «Транснефти» растут: 16 миллиардов долларов, кто больше?

Несмотря на все старания отслеживать рост заявляемой стоимости трубопроводной системы компании ОАО «АК «Транснефть» «Тайшет - Перевозная», последнее сенсационное обновление мы пропустили. Оказывается, 20 июля 2004 года была озвучена новая оценка. Впервые запросы «Транснефти» превысили 15 млрд. долларов.

Если месяц назад вариант строительства в один этап в течение 3 лет оценивали в 14,5 млрд. долларов, то теперь это уже обойдется в 15,4 млрд. долларов.

Вариант строительства в 4 этапа, который растянется на 6 лет, будет стоить 16,356 млрд. долларов. Еще месяц назад за него хотели всего лишь 14,9 млрд. долларов. Поэтапная реализация проекта, несмотря на ее несколько более высокую общую стоимость, устраняет необходимость замораживания огромных средств, которые начнут окупаться только после завершения всего строительства и начала работы трубопровода.

Кроме того, этот вариант очень нравится российским железнодорожникам, которые собираются перевозить нефть цистернами между постепенно строящимися участками трубопровода и экспортным терминалом в бухте Перевозная.

Наличие резервного варианта железнодорожных перевозок также даст хоть какую-то уверенность, что весь этот трубопроводный монстр окажется работоспособным. Экстремально сложные природные условия (землетрясения, мерзлотные и склоновые процессы, экстремально низкие температуры и т.д., и т.п.) на большей части 4188-километровой трассы вызывают серьезные сомнения, что вся эта конструкция будет перекачивать нефть, а не постоянно ее разливать и находиться в ремонте.

Но в целом темпы роста аппетитов «Транснефти» впечатляют. Начавшись со скромных 5 млрд. долларов на ранней фазе разработки проекта, дело дошло уже до заявления о необходимости вложения 16,4 млрд. долларов. И это еще на стадии подготовки проекта. При строительстве затраты имеют обыкновение увеличиваться, иногда в несколько раз. В итоге, если вся эта величественная затея все-таки будет реализована, она может обойтись российской экономике в 25-30 млрд. долларов.

А мы говорим, что денег на выплаты льгот пенсионерам, ветеранам и инвалидам не хватает. Может быть, потому-то и не хватает?

Источник: «Интерфакс»-«Время новостей» 20.07.2004.
к оглавлению

Россия.
Поможет ли г-ну Вайнштоку поминание имени гаранта?

Упаковывая в общественном сознании ошеломляющие намерения добыть из чьих-то карманов 16356000000 долларов США (для тех, у кого закружилась голова - 16,3 млрд. долларов США, по 110 долларов с каждого российского жителя, включая грудных детей), руководство «Транснефти» активизировало ссылки на самые высокие авторитеты. Президент АОА «АК «Транснефть» г-н Вайншток на третьем Международном трубопроводном форуме активно ссылался на такой авторитет, как президент РФ В.В. Путин:

«Особо подчеркну, что условия для успешной работы Компании были созданы вследствие поддержки главы государства В.В. Путина. Президент страны прекрасно ориентируется в проблемах российской нефтегазовой отрасли, и, в том числе, в вопросах трубопроводного транспорта нефти. В Послании Федеральному Собранию Российской Федерации (26 мая этого года) он обратил внимание на необходимость государственного контроля над развитием инфраструктуры страны, обозначил также приоритетные направления диверсификации поставок российской нефти. Это - расширение пропускной способности Балтийской трубопроводной системы, введение в действие нефтепровода Западная Сибирь - Баренцево море, определение маршрутов транспортировки с месторождений Восточной Сибири, в обход проливов Босфор и Дарданеллы, интеграция нефтепроводов «Дружба» и «Адрия». Динамичное развитие российской трубопроводной системы является одним из необходимых условий успешной реализации энергетической политики нашей страны».

В своей оде г-н Вайншток, похоже, не заметил, что некоторые из ее частей звучат несколько двусмысленно. Например, непонятно, насколько пожелание необходимости «определения маршрутов транспортировки с месторождений Восточной Сибири» следует понимать, как пожелание «освоить» теперь уже более 16 млрд. долларов (при «норме отката» 20% - целых три новых российских миллиардера для списка журнала «Форбс» получится).

А уж фраза В.В. Путина про «необходимость государственного контроля над развитием инфраструктуры страны» вообще может носить двойной смысл. «Государственный контроль» - может значить и сохранение государственной монополии на трубопроводный транспорт, чтобы частные нефтяные компании со своими проектами в этот казенный калашный ряд не лезли. А может означать и усиление контроля государственных органов над тем, куда уходят чудовищные траты на такие проекты. И тогда генпрокурор Устинов, «замочив в сортире» инициаторов проекта нефтепровода «Ангарск - Дацин» в лице компании «Юкос», может переключиться на его альтернативу, лоббируемую «Транснефтью».

Наверно глава «Транснефти» все-таки надеется, что необходимость развития транспортной инфраструктуры для экспорта российской нефти позволит ему избежать такого сценария. Согласно «Энергетической стратегии России до 2020 года» добыча жидких углеводородов при благоприятных сценариях развития экономики должна была достигнуть к 2010 году 490 млн. т в год, а в 2020 году - 520 млн. т.

Однако заявленное на далекий 2020 год «светлое нефтяное будущее» может, по мнению г-на Вайнштока, случиться на 15 лет раньше. По крайней мере, он достаточно уверенно предсказал, что в 2005 году добыча российский нефти достигнет 500 млн. т. Вот тут-то и пригодится компания «Транснефть» с ее очередным «проектом века».

Источник: www.derrick.ru 26.07.2004. www.transneft.ru
к оглавлению

Россия.
Хорошему туризму недостаток инфраструктуры мешает

24 июля 2004 году Президент В.В. Путин и его коллеги по Государственному Совету провели заседание в г. Геленджике. Оно было посвящено туризму и отдыху в Российской Федерации. Освещал это событие бессменный кремлевский летописец Нестор из газеты «Коммерсантъ» Андрей Колесников.

В выступлении главы Краснодарского края г-на Ткачева, которому, оказывается, в развитии туризма мешают турки, кроме критики прозвучали и конструктивные предложения:

«- Надо переносить каникулы с июня на сентябрь - сказал губернатор. - У нас солнце еще светит, все работает, все есть, а детей нет! А может лучше не переносить, а продлить еще на месяц? Я, кстати, благодаря Вам был в Салехарде и знаю теперь, что такое северные территории. А они там учатся!

Когда губернатор Краснодарского края предложил продлить каникулы, в зале возник сдержанный гул. Слова Александра Ткачева произвели впечатление на взрослых. Ведь многие из них когда-то были детьми. Мне, как опытному журналиисту, в голову сразу пришла мысль, что такие предложения ни с того ни с сего не возникают. В таких случаях только один вопрос: кому выгодно? Прежде всего детям. Неужели они и скинулись на это предложение?

Президент среагировал:

- Я, кстати, не считаю, что это абсурдная мысль. Многие страны мира имеют плавающий график летних каникул.

Это был уже какой-то заговор»

Представитель Санкт-Петербурга г-жа Матвиенко попыталась обратить внимание на то, что вообще-то туристам надо бы предложить человеческие условия для пребывания и отдыха. Недостаточно просто построить гостиницу. К ней надо привлечь внимание мировых туристических компаний:

«Иначе они будут мертвыми, гостиницы, сказала она. - И транспортные вопросы надо решать. В России нет ни одного современного пассажирского водного вокзала. Мы себе строим, и построим обязательно. Туристические корабли приходят в грузовой порт. Стыдно, когда туристы выходят за чугунные чушки!

Какая-то уж очень недоверчивая усмешка бродила по лицу Владимира Путина. Что-то он хотел сказать, но потом все же раздумал. Что-то тут не так.

<Заканчивая совещание, Владимир Путин говорил о недооцененной роли государства в развитии массового туризма и о том, что можно перенести железную дорогу.

Дело в том, что участники совещания предлагали построить новую железную дорогу до Сочи. Старая, как известно, идет в сотне метров от берега и мешает людям, которые уже приехали на море отдыхать. Кроме того, она все время разрушается, и поддерживать ее в рабочем состоянии стоит больших денег.

- Да, можно провести дорогу, - повторил президент. - Но нельзя провести дорогу в никуда».

Насколько можно понять из репортажа, поднятая г-жой Матвиенко тема, куда могут приехать российские туристы, если оставшиеся у России небольшие участки пригодных для отдыха морских побережий застраиваются грузовыми портами и нефтяными терминалами, далее не обсуждалась.

Да и что толку заниматься пустыми разговорами? Поговорив об отдыхе российских граждан, г-н Ткачев и г-жа Матвиенко занялись делом. Но об этом - в следующих сообщениях.

Источник: «Коммерсантъ» 26.07.2004.
к оглавлению

Россия.
Добро пожаловать на отдых Краснодарский край. Аромат аммиака и купание в мазуте сделают вас здоровыми

В администрации Краснодарского края прошло совещание, на котором был рассмотрен ход реализации проекта по строительству нового морского порта в районе мыса Железный Рог. Его проектируемая мощность - 30 млн. т. В первый подобранный краем пул инвесторов вошли компания ОАО «Тольяттиазот», ЗАО «Таманьнефтегаз», ООО «Вопак Панагия», ООО «ТПТ «Терминал», ООО «Тамань-Транзит», ООО «Союзресурс-Кубань».

Терминалы только этих компаний займут в общей сложности 670 га побережья. Обустройство железнодорожного коридора к новому грузовому порту обойдется в десятки миллиардов рублей. Пока у порта нет названия. В бумагах он называется «порт в районе мыса Железный Рог». Есть предложение назвать его «порт Тамань».

Вот и славно. В придачу к порту Южная Озерейка будет на ласковых берегах Краснодарского края теперь еще и порт Тамань. А отдыхающим достанется то, что останется после экспортеров российских нефти, газа, нефтепродуктов, аммиака и прочей всякой полезной химии. Дышите и купайтесь на здоровье.

Источник: Regnum-www.logistic.ru 26.07.2004.
к оглавлению

Россия.
Праздничная раскраска Петербургских каналов. Пятнами нефтепродуктов

В ночь с 25 на 26 июля 2004 г. посетители Санкт-Петербурга могли полюбоваться радужной пленкой на поверхности рек Большой и Малой Невки, а также слаженными действиями специалистов ГУП «ПИЛАРН», убиравших эту красоту. Удалось собрать 350 кг нефтеводяной смеси, а остальное уплыло дальше. По мнению специалистов, причиной загрязнения мог стать слив грязных вод с одного из прогулочных катеров, находившихся в районе стоянки крейсера «Аврора».

Тишина и чистота продолжалась недолго. 27 июля на Малой Невке у Васильевского острова опять обнаружили нефтяное пятно. Его уборкой были вынуждены заниматься уже два судна-мусоросборщика и буксир. Удалось собрать 1650 кг загрязнений. Поскольку на прогулочном катере такое количество загрязненных льяльных вод вряд ли поместится, на этот раз в качестве возможного источники были названы суда, которые проходили мимо либо дожидались очереди на проход под разводными мостами.

Кто конкретно все это сделал, в обоих случаях осталось неизвестным.

Источники: Росбалт 28.07.2004, Фонтанка.Ру 26.07.2004.
к оглавлению

Россия.
Порт Приморск: к разливам готовы. И к каким разливам!

ОАО «Ленинградский судостроительный завод «Пелла» спустил на воду морской буксир ледового класса «Русич». Он станет мощным (2600 квт) дополнением к вспомогательному флоту, который обслуживает спецморнефтепорт компании «Транснефть» Приморск.

Сейчас там имеется 6 судов природоохранного назначения: два больших бонопостановщика, три рабочих катера и сборщик льяльных вод. Имеющееся в порту оборудование позволяет собирать с воды 1200 т нефти в час, а также устанавливать до 12 км различных видов боновых заграждений.

Источник: Вслух.ру 28.07.2004.
к оглавлению

Россия.
Гостям Ленинградской области - еще один нефтяной терминальчик и заводик

Набор курортно-развлекательных объектов на побережье Финского залива в Ленинградской области решила пополнить компания ТНК-ВР.

К уже имеющимся бесконечным военным базам, складам боеприпасов, атомной электростанции, нескольким экспортным нефтяным терминалам она добавит свой. 23 июля 2004 года совет директоров ТНК-ВР принял решение о выделении средств на проектно-изыскательские работы для строительства нефтяного терминала мощностью 12 млн. т нефти и мазута в Лужской губе. Он будет расположен в районе поселка Логи (Горки) Кингисепского района Ленинградской области.

По сообщению вице-губернатора Ленобласти Григория Дваса, к декабрю 2004 года будет утверждена схема развития Лужской губы Финского залива, которую сейчас разрабатывает НИИ «Градостроительства». В 2005 году ТНК-ВР сможет приступить к строительству.

Однако ее планы в этом регионе не ограничиваются только строительством терминала. Видимо в качестве «социально-ответственной» нагрузки, компания готова рассмотреть возможность инвестиций в производство синтетической нефти (сланцевое масло) на базе ОАО «Ленинградсланец». Председателем совета директоров этой компании по любопытному совпадению является вице-губернатор Ленобласти Григорий Двас.

Есть два варианта инвестиционных проектов. Один, объемом в 80 млн. долларов, предусматривает строительство на базе ОАО «Ленинградсланец» энерготехнологического комплекса. Он будет ежегодно вырабатывать до 1,5 млн. т сланцевого масла и 6 млрд. квт-часов электроэнергии. Второй проект потребует 40-50 млн. долларов, и при этом будет задействована только часть имеющихся мощностей.

Рассматриваются различные варианты участия инвестора (компания ТНК-ВР) в этом проекте. Возможна как покупка контрольного пакета «Ленинградсланца», так и создание новой компании.

Сейчас основными акционерами являются АО «Петрополис» (40% акций), Комитет по управлению государственным имуществом Ленобласти (20%), а также руководители предприятия (25%). В конце 2003 году Мингосимущество РФ продало на открытом аукционе АО «Петрополис» свой пакет акций за 33 млн. рублей (чуть больше 1 млн. долларов). Однако эта смена владельца, похоже, каких-либо инвестиций в развитие производства пока не принесла. В 2003 году объем добычи сланцев составил 1,2 млн. т при расчетной мощности предприятия до 10 млн. т в год. И тут появилась ТНК-ВР.

Впрочем, 50-80 млн. долларов, наверно, неплохая цена «нагрузки» к терминалу в Лужской губе.

Источники: НиК 27.07.2004.
к оглавлению

Россия.
Балтфлот: пункт «Восточный» нам не жалко, пользуйтесь на здоровье

Главнокомандующий ВМФ РФ адмирал Владимир Куроедов после встречи с губернатором Калининградской области Владимиром Егоровым заявил, что недоразумения относительно использования находящегося в ведении Балтфлота пункта пропуска «Восточный» решены.

11 июня 2004 года премьер-министр Михаил Фрадков подписал постановление № 276, вносившее изменения в перечень земельных участков морской инженерной службы Балтийской военно-морской базы, передаваемых в ведение Министерства транспорта. В результате из него был исключен полуостров Восточный, на котором планировали строить порт мощностью до 8 млн. т в год.

Балтийский флот, в отличие от российского правительства, считает, что мыс Восточный ему не нужен. Командование флота вместе с губернатором Калининградской области готово разработать вариант поправки и выйти с предложением в правительство, чтобы она была утверждена.

И опять будут приходить иностранные танкеры к бывшим причалам военно-морской базы Балтийского флота. И потекут российская сырая нефть и мазут за рубеж. Вот только кто на этот раз будет получать прибыли от всего этого занятия, так и останется неизвестным.

Интересно, когда адмирал Куроедов собирается в отставку и что планирует делать на пенсии?

Источник: Regnum-www.logistic.ru 30.07.2004.
к оглавлению

Россия.
Нефтяники и военные на Балтике. Ведь разливают, и как разливают!

На прошедшей неделе средства массовой информации активно сообщали о появлении в Балтийском море нескольких нефтяных пятен. Одно из них, площадью 2 тыс. кв. м., плавало в 33 милях от берегов мыса Таран (Калининградская область). Два пятна, площадью 4,4 тыс. кв. м и 7,5 тыс. кв. м. дрейфовали у берегов Швеции. На долю Польши досталось пятно размером в 6,2 тыс. кв. м. Пограничники осмотрели районы плавания этих пятен и твердо установили, что поблизости нет российских судов или кораблей, которые могли быть источниками их образования. А потому, как всегда, источник возникновения пятен остался неизвестным.

В отличие от других средств массовой информации, ужасавшихся этими экологическими безобразиями, электронное издание Yтро привело более подробную хронику аналогичных событий. Из нее становится ясным, что пока нефтеразливный сезон 2004 года на Балтике протекает на редкость спокойно. То ли дело было раньше!

В августе 2002 году, во время учений Балтийского флота, в море было обнаружено пятно площадью 320 тысяч кв. м. Источник загрязнения установлен не был, но есть основания предполагать, что он связан с упражнениями защитников Балтики. Все-таки для образования пятна такой площади надо было слить за борт не менее 1,5 т чистых нефтепродуктов.

Летом 2003 года после шторма на побережье опять выбросило мазут. Загрязненными оказались 30 км побережья в районе национального парка Куршская коса, Зеленоградска и Балтийска. На очистку пляжей вышли более 1000 моряков Балтфлота и 100 единиц техники. Им, якобы, удалось собрать только 1,5 т смеси нефти с песком, в которой содержалось до 20% чистого мазута. Зачем для этого понадобилось аж 100 единиц техники - осталось загадкой.

В октябре 2003 года Калининградский залив украсился яркими радужными пятнами, которые плавали в районе Балтийска. И на этот раз осталось неизвестным, откуда взялась нефтяная пленка на площади 8 тысяч кв. м.

В январе 2004 года нефтяные пятна размером до 60х200 м появились в районе затонувшего у побережья Калининградской области суда «Балхаш». С ним на дно ушло около 10 т дизельного топлива.

В марте 2004 года министр иностранных дел Швеции Лейла Фрейвальд призвала Россию присоединиться к усилиям стран Евросоюза по приданию Балтийскому морю статуса «особо чувствительной морской зоны», что позволило бы повысить требования к охране его природы. С этой инициативой еще в 2003 году выступили остальные 8 государств бассейна Балтийского моря.

Однако у России на этот счет существует собственная точка зрения. Представитель аппарата полпреда в СЗФО бывший командующий Северным флотом адмирал Моцак хотя бы признает, что действия России создавали серьезную экологическую угрозу Балтийскому морю. При этом он указывает на факты сброса химического оружия на дно моря. Адмирал Моцак считает, что надо серьезно поработать и определить статус охраны экологии Балтики.

Зато г-н Леонид Коровин, официальный российский член ХЕЛКОМ, придерживается точки зрения, что ничего дополнительного делать не надо. ХЕЛКОМ - это исполнительный орган Хельсинкской комиссии, в рамках которой уже течение 30 лет ведутся переговоры, подписываются документы, и даже осуществляются определенные практические действия в области международного сотрудничества прибалтийских государств.

Г-н Коровин высказывает опасения, что статус «особо чувствительной морской зоны» приведет к тому, что прибалтийские страны начнут предпринимать какие-то действия по сохранению экологии Балтийского моря. Уже заключенных международных соглашений на эту тему более чем достаточно. Надо не придумывать новые, а выполнять то, что подписано и согласовано.

По поводу беспокойства международной общественности относительно экологического будущего Балтики у российского представителя в Хелком существует стройная концепция:

«Что касается трогательной заботы стран Прибалтики об экологии моря, то, по мнению Леонида Коровина, здесь все объяснимо. Дело в том, что рост экономики России приводит в определенной степени к снижению экономических успехов иностранных коллег. Например, если грузооборот у нас возрастает, то он снизится в других портах прибалтийских государств. Это не может их не беспокоить, и, таким образом они пытаются защитить собственные интересы».

О том, кто защитит интересы граждан России, которые хотели бы отдыхать на белоснежных, а не загаженных мазутом, песчаных пляжах Балтики, купаться в чистой, а не с нефтяными разводами, воде, г-н Коровин не сказал. Видимо его гораздо больше волнует трогательная забота о защите экономических интересов российских нефтяных баронов и обеспечивающих крышевание этого процесса государственных чиновников. И действительно, при чем тут экология Балтийского моря?

Источник: www.utro.ru 30.07.2004.
к оглавлению

Россия.
Матерь Волга не отстает от Балтики по части разливов

Загадочное мазутное пятно появилось на поверхности реки Волги около поселка Увек под Саратовом. Сначала источником его происхождения считали вагонное депо №5 Саратовского отделения Приволжской железной дороги. Однако тщательное обследование местности эту версию не подтвердило. Потом начали обследовать окрестные овраги, но и в них ничего не нашли.

Было выдвинуто предположение, что мазут мог всплыть со дна водохранилища, а утек он туда раньше. С прогревом воды находящаяся на дне парафиновая нефть может начать всплывать. Однако в последнюю неделю погода в Саратове была нежаркая.

Пока органы охраны окружающей среды ломали головы над этой мистикой, работники вагонного депо занимались ее ликвидацией. Вручную были выкошены заросли камыша и начат сбор мазутной пленки. На работах, длившихся несколько дней, было занято до 100 человек.

Источник: ИА «Саратовбизнесконсалтинг» - www.regions.ru 28.07.2004.
к оглавлению

Россия.
Чувашия. Опять воры. Опять разлив

В Чувашии, в результате несанкционированной врезки, из продуктопровода «Альметьевск - Нижний Новгород» вытекло до 100 кубометров дизельного топлива.

Представители МЧС сообщили, что утечка была ликвидирована, угрозы населению и риска попадания дизельного топлива в водоемы нет.

Источник: РИА «Новости» 27.07.2004.
к оглавлению

Россия.
Сургут: нефтяной «оборотень в погонах» присосался к трубе? Или случайно рядом гулял?

Оперативники ФСБ и бойцы отряда спецназа «Север» задержали с поличным на месте преступления банду, занимавшуюся хищением конденсата из трубопровода Уренгой - Сургут компании «Сургутгазпром». Среди задержанных оказался офицер милиции, роль которого сейчас уточняется.

Расследование этого уголовного дела ведет Ханты-мансийская межрайонная природоохранная прокуратура.

Источник: www.oilru.com 28.07.2004.
к оглавлению

Россия.
Санкт-Петербург: битва за качество бензина по всем направлениям

5 июня 2004 года адвокаты экологического правозащитного центра «Беллона» обратились в суд с иском к топливной компании «Балт-Трейд». Они обвиняют ее в том, что продаваемый «Балт-Трейдом» бензин А-95 получается за счет добавления железосодержащей антидетонационной присадки в более дешевый бензин А-92. В результате происходит ускоренный износ двигателей автомобилей, что наносит ущерб покупателям.

Видимо воодушевленное этим примером, правительство Санкт-Петербурга тоже решило побороться за качество продаваемого в городе топлива. В соответствии с постановлением «Об основных направлениях политики Петербурга в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности на период с 2003 по 2007 г.» был разработан отличительный экологический знак для автозаправочных станций, а также положение о его присуждении.

В этом творческом акте участвовали Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности администрации Петербурга, топливная инспекция Управления государственного надзора по Балтийскому региону (ФГУ «Балтэнергонадзор») и неправительственная организация «Нефтяной клуб Санкт-Петербурга».

Теперь наступает следующий этап - организация «добровольного получения» этого продукта экологического творчества большей частью из 266 АЗС, официально работающих на территории города. Участие в этом процессе «Нефтяного клуба Санкт-Петербурга», члены которого контролируют около 60% рынка розничных продаж автомобильного топлива, внушает определенные надежды.

Однако у его руководства есть свои представления о том, как добиться работоспособности всех этих благих намерений. Во-первых, вручение знака должно быть не самоцелью, а только одним элементом общегородской программы контроля качества топлива. Во-вторых, основным контролирующим органом рынка контроля качества автомобильного топлива должны стать не государственные органы, а саморегулирующиеся организации (СРО).

Источники: «Деловой Петербург» - www.logistic.ru 27.07.2004, AБН 28.07.2004.
к оглавлению

Россия.
«Лукойл» + «КонокоФиллипс» = Северные территории

Компания «Лукойл» бурными темпами развивает деловые связи с американской компанией «КонокоФиллипс» (ConocoPhillips). Апофеозом этого процесса стала встреча руководителей этих компаний г-на Алекперова и г-на Джеймса Малвы с президентом В.В. Путиным. Президент пообещал планам сотрудничества этих компаний существенную поддержку со стороны как российских, так и американских властей. Правда, в чем, конкретного она будет заключаться, Путин не сообщил.

В связи с этим аналитики начали высказывать предположения, каким может оказаться сотрудничество «Лукойл» и «Коноко-Филлипс».

Одним направлением будет содействие развитию сбытовой сети компании «Лукойл» в США, которой компания «Коноко-Филлипс» продала почти 800 своих бензоколонок. «Коноко-Филлипс» рассматривается как наиболее вероятный претендент на покупку государственного пакета 7,6% акций «Лукойл».

После этого также следует ожидать активизации работ по реализации проекта «Северные территории», начатого еще в 1998 году. В его рамках планировалось освоение ряда месторождений Тимано-Печерской провинции на территории Ненецкого АО с общими запасами 135 млн. т нефти и 63 млрд. кубометров природного газа. Начальный объем инвестиций в этот проект оценивает в 3 млрд. долларов. Из них доля российской стороны должна составить 60%, американской - 40%. В 2001 году, во время слияния компаний «Коноко» и «Филипс Бразерс», переговоры по этому проекту были заморожены. Они возобновились в 2003 году.

Компания «Коноко» еще с начала 1990-х годов ведет добычу нефти на территории Ненецкого АО на совместном с «Роснефтью» предприятии «Полярное сияние».

Источники: www.oilru.com 29.07.2004, «Известия» 27.07.2004.
к оглавлению

Россия.
Мелкие радости компании «Юкос»

На фоне переживаемых ей крупных гадостей, компания «Юкос» все-таки еще может позволить себе хотя бы мелкие радости. На Игольско-Таловом месторождении, которое разрабатывает «Томскнефть ВНК» (100% дочерняя компания «Юкос») введена в строй газотурбинная электростанция мощностью 24 МВТ. В качества топлива она использует ранее бесполезно сжигавшийся попутный газ.

Председатель правления «ЮКОСа» Стивен Тиди на церемонии открытия электростанции произнес прочувствованную речь:

«В сложившихся сегодня непростых условиях «ЮКОС» продолжает вкладывать средства в развитие производства и создавать новые рабочие места. Это еще раз подчеркивает, что компания по-прежнему способна динамично развиваться и обеспечивать предпосылки для наращивания объемов нефтедобычи».

Вот неугомон какой! Наращивания объемов нефтедобычи для кого и зачем? Занялись бы лучше освоением производства сухариков, что ли. Или пошли бы на курсы обучения работе бензопилой. На лесоповале тогда сразу на квалифицированную работу поставят, и не придется начинать новую жизнь с должности сучкоруба.

Источник: «Интерфакс»-НГВ 29.07.2004.
к оглавлению

Россия.
Средние радости компании «Юкос»

Удивительно, но московская «сортирно-мочильная» модель российского правосудия, похоже, пока не в полном объеме добралась до Ямало-Ненецкого автономного округа (ЯНАО). В ноябре 2003 года Управление природных ресурсов (УПР) по ЯНАО, подгоняемое энтузиазмом тогдашнего министра природных ресурсов г-на Артюхова, провело усиленную проверку дочерних предприятий «Юкоса» - компаний ОАО «Арктикгаз» и «Уренгойл Инк».

Итогом стал ворох предписаний, среди которых особо блистательным идиотизмом отличалось требование провести в ноябре-декабре 2003 года работы по восстановлению нарушенного растительного покрова тундры.

В мае 2004 г. Арбитражный суд ЯНАО признал процедурно необоснованными ряд предписаний, выданных УПР ЯНАО компаниям «Арктикгаз» и «Уренгойл Инк». Компании занялись выполнением ряда других, процедурно более обоснованных требований органов госконтроля. Видимо немалую роль в решении сложившейся конфликтной ситуации сыграло и то, что новым руководителем Минприроды стал г-н Трутнев, выглядящий гораздо более вменяемым.

Выяснилось, что ряд требований УПР ЯНАО был необоснован не только процедурно, но и по существу. Помимо очевидного в этом плане требования провести озеленительные работы в тундре в декабре месяце, осталось непонятным, как следует трактовать требование УПР провести работы по консервации и ликвидации ненужных скважин.

Представители УПР настаивали, чтобы компания, которой выдана лицензия на добычу нефти и газа, проводила такие работы как на собственных, так и существующих бесхозных скважинах. Представители компании настаивали, что должны нести ответственность только за экологические последствия своей работы, а не за все наследие, оставленное за десятилетия предыдущих работ, проводившихся другими организациями и компаниями. Брошенные бесхозные скважины официально не предавались каким-либо новым владельцам, а потому принадлежат государству.

В итоге победил мир. Представители УПР и Минприроды, проверив выполнение предписаний ноябрьской проверки 2003 года, сообщили, что пока претензий к компании ОАО «Арктикгаз» больше нет.

Источник: RusEnergy 26.07.2004.
к оглавлению

Россия - Евросоюз.
Евросоюз не хочет российских некоммерческих рисков

Министр промышленности и энергетики РФ Виктор Христенко и директор Европейского инвестиционного фонда (ЕИФ) Дуглас Карпентер обсудили процесс создания гарантийного механизма для некоммерческих рисков.

Европейский инвестиционный фонд учрежден Европейским инвестиционным банком, комиссией Евросоюза и частными финансовыми структурами. Он предлагает инструменты гарантирования и страхования крупных проектов. Это позволит обеспечить более удобные условия привлечения крупных синдицированных банковских кредитов для проектов, которые предлагается реализовывать в рамках энергодиалога между Россией и Евросоюзом. К ним относятся Трансбалтийский и Североевропейский газопроводы, планы освоения крупных месторождений и проекты в области энергосбережения.

Результаты обсуждения будут отражены в докладе по энергодиалогу, которые подготовят к встрече на высшем уровне между Россией и Евросоюзом 11 ноября 2004 года в Гааге.

Источник: www.oilru.com 26.07.2004.
к оглавлению

Россия - Украина.
Одесса, Черное море - и толстый слой 9 млн. т перевалки нефти

До последнего времени порты «Большой Одессы» не принимали участия в экспортной нефтяной горячке на просторах бывшего СССР. Идея украинских властей заняться перекачкой каспийской нефти по трубопроводу Одесса - Броды как-то тихо заглохла. Открытый еще в августе 2001 года трубопровод длиной 577 км и мощностью 12 млн. т простаивал, хотя в его строительство было вложено 500 млн. столь необходимых украинской экономике долларов США.

Оставалось немного - достроить вод нефтепровод до польского Плоцка и найти компании, которые захотели бы перекачивать туда каспийскую нефть. Желающих не было. Зато поступали настойчивые предложения развернуть прокачку по трубе не из Одессы, а обратно. И вот период нефтяного затишья кончился.

1 августа 2004 года началось заполнение трубопровода технологической нефтью. Кредит в 108 млн. долларов на покупку необходимых для этого 425 тысяч т предоставила компания ТНК-ВР. В 4 квартале 2004 года в реверсном направлении, на Одессу, будет прокачано 2 млн. т экспортной нефти. Европейский банк реконструкции и развития готов выделить кредиты для оплаты первых поставок.

Из возможного объема перекачки 9 млн. т в год до 1,4 млн. т обеспечит ТНК-ВР. Ожидается, что остальную нефть поставят российские «Лукойл», «Сибнефть», «Славнефть» и другие. Перекачка 9 млн. т нефти в год обеспечит украинской стороне доходы в 92 млн. долларов. Российские компании снизят расходы за счет отказа от железнодорожных перевозок нефти на Одессу.

Порт Южный наконец войдет в число крупных нефтяных портов Черного моря. Жители Одессы теперь в полном объеме познакомятся в экологическими радостями близко расположенной нефтеперевалки. Турецким проливам предстоит испытать новую волну танкерных перевозок российской экспортной нефти.

Впрочем, туркам остается мучиться относительно недолго. После намечаемого на 2005 года пуска нефтепровода Баку-Джейхан поток российской нефти через Босфор и Дарданеллы несколько снизится. Но тоже ненадолго. Его заменит поток нефти казахстанской, возрастающие объемы которой будут перекачиваться в после ввода в строй следующих очередей трубопроводной системы КТК.

В общем, вероятность увидеть Черное море черным будет сохраняться долго.

Источники: «Российская газета» 29.07.2004, RBC 26.07.2004, «Независимая газета» 30.07.2004.
к оглавлению

Украина - Россия.
Феодосия: «Юкос» мертв. Да здравствует нефтеперевалка!

В 2003 году объемы перевалки российской сырой нефти компанией «Юкос» через Феодосию выросли на 77%. Однако в 2004 году наступил кризис. В первую половину 2004 года было перевалено лишь 3,9 млн. т (снижение по сравнению с аналогичным периодом 2003 года на 29%). В мае-июне 2004 года «Юкос» фактически прекратил работать через порт Феодосии.

Однако государственное Феодосийское предприятие по перевалке нефти и нефтепродуктов (ФПОНТ) не унывает и утверждает, что уже нашло «Юкосу» замену.

Источник: SeaNews 27.07.2004.
к оглавлению

Канада.
Причина утечки нефти - медвежьи забавы

Около 12 кубометров сырой нефти вылилось из трубопровода, проходящего по северо-западным территориям Канады. Причиной аварии стал медведь, повредивший клапан на трубопроводе. Зверя заинтересовала защитная крышка на клапане, покрытая толстым слоем теплоизоляции. Медведь решил поиграть с этой забавной игрушкой и сбил крышку, что привело к частичному открытию клапана.

Система контроля состояния трубопровода зафиксировала падение давления, и на место аварии выехала аварийная бригада. По итогам расследования причин утечки было принято решение снабдить клапаны жесткими и прочными крышками, которые не будут привлекать внимание медведей, а также смогут противостоять натиску их зубов и когтей.

Источник: CNEWS-canoe 29.07.2004.
к оглавлению

США.
Дебаты по оценке объема утечки в Базардс Бэй могут продолжаться бесконечно

В оценке последствий произошедшей 27 апреля 2003 года аварии баржи компании «Боучард Транспортейшн» в Баззардс Бэй наиболее четко определено количество погибших птиц (461 штука), а также протяженность загрязненного побережья (150 км). Относительно же объема разлившейся нефти существуют серьезные разногласия.

Нанятая на следующий день экспертная компания определила величину разлива в 300-350 т. Однако «Боучард» наняла другую группу экспертов, оценившую объем разлива в 60-90 т. Эксперты начали увлекательную дискуссию о том, какую модель для расчета объема утечек надо использовать, каким могло быть влияние штормовой погоды, насколько хорошо разлившийся мазут смешивался с водой и т.д., и т.п. Естественно, что первый и второй результаты плохо совпадали с третьим - разницей между количеством нефти, которое по официальным данным было загружено в баржу, и тем, что в итоге удалось с нее разгрузить.

Поскольку суд уже принял решение о штрафных санкциях, представители Береговой охраны, который должны были сделать заключение об официальных объемах разлива, глядят на эти дебаты спокойно. Их продолжение сейчас имеет уже в основном познавательный интерес. Данные об объемах разлива необходимы для того, чтобы понять, какой ущерб природе может быть нанесен разливом определенного количества нефти, а также какими оказались удельные затраты на ликвидацию последствий.

Источник: MSNBC 28.07.2004.
к оглавлению

Эквадор.
Посещение ресторанов как средство добычи нефти.

Международный арбитражный суд в Лондоне 1 июля 2004 года принял решение, что Эквадор должен вернуть американской нефтяной компании «Оксидентл Петролеум» (Occidental Petroleum) 75 млн. долларов налога на добавленную стоимость (НДС). Необходимость рассмотрения таких дел в международных арбитражных судах является частью соглашения о торговле, переговоры о заключении которого сейчас ведутся между США и Эквадором. При согласии латиноамериканских стран, участвующих в программах борьбы с производством наркотиков, США в качестве компенсации за расходы, вызванные борьбой с наркобаронами, дает им льготный доступ на свой огромный внутренний рынок.

Согласно действующему законодательству Эквадора, экспортеры могут претендовать на возврат НДС, который они уплатили, покупая средства производства, используемые при выпуске экспортируемых из страны товаров. Компании, утверждая, что сырая нефть перед отправкой на экспорт должна пройти подготовку, относят к суммам, предъявляемым для возмещения НДС, все свои расходы на территории Эквадора.

Руководитель эквадорской налоговой службы считает, что нефть является природным ресурсом, а не переработанным продуктом, а потому в ее отношении нельзя говорить об обоснованности требования возврата НДС. Кроме того, компания включила в счета на возврат НДС затраты, которые сложно назвать жизненно необходимыми для процесса добычи нефти. Это счета за обеды в ресторанах, билеты в театр, покупку теннисных и волейбольных мячей, и даже домашних животных.

Однако международный арбитражный суд решил, что НДС компании «Оксидентл Петролеум» должен быть возвращен. Испанская компании «Репсоль» также собирается подать в международный арбитражный суд, настаивая на возврате 15 млн. долларов НДС.

Компания «Шеврон-Тексако», против которой сейчас идет судебный процесс с требованием компенсаций за нанесенный ей экологический ущерб, заявляет, что в случае проигрыша она также обратится в международный арбитражный суд. Именно там должен быть получен окончательный ответ на вопрос, должна ли «Шеврон-Тексако» выплачивать компенсации, и какую долю ответственности должна взять на себя государственная нефтяная компания «Петроэквадор», работавшая вместе в «Шеврон-Тексако».

Посол США в Эквадоре заявил, что никаких новых соглашений о торговле не будет подписано до тех пор, пока власти этой страны не разрешат конфликтные ситуации с американскими нефтяными компаниями.

В соседней Колумбии условия, содержащиеся в двусторонних американо-колумбийских соглашениях, серьезно деформировали юридическую систему страны. Эти соглашения гарантируют серьезные привилегии американским компаниям, действия которых часто приводят к существенным негативным социальным и экологическим последствиям.

Источник: IPS 29.07.2004.
к оглавлению

Великобритания.
Скандал с запасами «Шелл»: вот вам 150 млн. долларов и забудьте

Скандальный пересмотр компанией «Шелл» оценок имеющихся у нее запасов нефти и газа похоже дошел до логического конца. Компания заплатит государственным структурам США и Великобритании, осуществляющим контроль за рынком ценных бумаг, штрафы на общую сумму 150 млн. долларов США, и формально дело будет считаться закрытым.

Неожиданным фактором, позволяющим компании без всякого труда заплатить этот штраф, стали проблемы в нефтедобывающих государствах Персидского залива, а также действия российских властей по преследованию компании «Юкос». Благодаря этому цены на мировых рынках достигли рекордных 43 долларов за баррель, а прибыли компании «Шелл» - 4 млрд. долларов в квартал.

Снизившийся после скандала с переоценкой размеров запасов курс акций «Шелл» также начал расти, поскольку очевидно, что благодаря высоким ценам на мировых рынках компания в ближайшие годы будет получать высокие прибыли. Огромные дополнительные прибыли позволяют компании спокойно относиться к возможным судебным искам со стороны недовольных акционеров.

«Шелл» анализирует целесообразность изменения структуры своего управления, а также с интересом смотрит на быстро растущий нефтяной рынок России.

Источник: Reuters 29.07.2004.
к оглавлению

Литва.
Ударно работают литовские нефтяники

Литовская компания «Мажейкю нафта» (Mazeikiu Nafta), контролируемая «Юкосом», в первом полугодии 2004 года переработала 3,9 млн. т нефти. Это на 1 млн. т больше, чем за аналогичный период прошлого года.

Продажи автомобильного топлива достигли 672 тысяч т в Литве, 249 тыс. т. в Латвии, 167 тыс. т. в Эстонии и 167 тыс. т. в Польше. Через Клайпедский морской порт на экспорт в Западную Европу, США и Канаду было отправлено 2,2 млн. т нефтепродуктов, что заметно выше чем 1,4 млн. т в первом полугодии 2003 года.

Снизился объем перевалки сырой нефти через терминал в Бутинге. В первом полугодии 2004 году отсюда было отправлено 4,6 млн. т нефти, что на 1,2 млн. т меньше чем за первое полугодие 2003 года.

Источник: НиК 29.07.2004.
к оглавлению

Латвия.
Вяло трудятся латвийские нефтяники

За первое полугодие через нефтяной терминал Вентспилса (Ventspils Nafta Terminals) было перевалено 5,2 млн. т нефти и нефтепродуктов, доставленных по железной дороге. Из них 2,2 млн. т пришлось на дизельное топливо, 1,6 млн. т - сырую нефть и 1,4 млн. т - автомобильный бензин.

Одной из основных причин падения объема перевалки нефтепродуктов через Вентспилс является тарифная политика российских железных дорог, при которой перевозки в направлении портов прибалтийских государств стоят в 3-5 раз больше, чем поставки к российским портам.

Источник: www.oilru.com 27.07.2004.
к оглавлению

Казахстан.
Заграница нам (и китайцам) поможет

Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) предоставит кредит размером 81,6 млн. долларов сроком на 10 лет ЗАО «Муйнас» для строительства трубопровода «Кенкияк - Атырау». 51% «Мунайтас» принадлежит «КазТрансОйлу» - казахской государственной трубопроводной компании. Владелец 49% - «КННК Интернэшнл Казахстан» (CNPC International Kazakhstan) - дочернее предприятие, полностью контролируемое Китайской национальной нефтяной компании (CNPC).

Строительство 448 км трубопровода соединит нефтяные месторождения Актюбинской области с экспортным трубопроводом КТК и «Атырау - Самара». Выделенный ЕБРР кредит будет использован для погашения кредита, взятого ранее на менее выгодных условиях.

Источники: НиК 29.07.2004, НГВ 29.07.2004.
к оглавлению

Китай.
Китайские методы борьбы с хищениями нефти

В Китае пятеро сельских жителей были приговорены к смертной казни. Всего по делу было осуждено 17 человек. Из них 12 получили сроки от трех до пяти лет лишения свободы.

По данным следствия им удалось похитить с общей сложности 450 т нефти.

Источник: www.oilru.com 26.07.2004.
к оглавлению

Индонезия.
Воровать - так не менее 100 тысяч литров в день. А потом говорят, что в казне денег нет

Полиция столицы Индонезии г. Джакарты арестовала двух сотрудников национального Департамента мер и весов. Они обвиняются в участии в ежедневном воровстве не менее 100 тысяч литров автомобильного топлива с нефтебазы Плампанг (Plumpang), принадлежащей государственной нефтяной компании «Пертамина» (Pertamina).

По мнению полиции, столь крупное воровство стало возможным благодаря тесному сотрудничеству государственных служащих, работников нефтебазы, а также тысяч водителей частных бензовозов, которые получали на нефтебазе топливо.

Проверка насосных установок нефтебазы показала, что на 39 (из общего количества 88) счетчики либо показывали искаженные результаты, либо были вообще сломаны. Согласно действующим правилам, представители государственного Департамента мер и весов должны были проверять правильность показаний счетчиков каждые 6 месяцев.

По оценкам полиции, состояние измерительных приборов на государственной нефтебазе позволяло ежедневно в каждый из 1000 обслуживаемых бензовозов наливать, по меньшей мере, 100 литров дополнительного топлива, что в сумме и составляло весьма внушительное количество 100 тысяч литров в день.

Результаты полицейского расследования показывают, что массовые хищения автомобильного топлива с крупнейшей государственной нефтебазы, которая обслуживает столицу Индонезии, происходили по крайней мере в марта 2003 года. Расследование было начато после того, как полиция внезапно обнаружила в городе 15 нелегальных складов непонятно откуда взявшегося автомобильного топлива общим объемом в 378 тысяч литров. Основными его покупателями были промышленные потребители.

Источник: Jakarta Post 31.07.2004.
к оглавлению


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Адрес подписки
Отписаться

В избранное