Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Нефтяное обозрение

  Все выпуски  

Нефтяное обозрение N 2(130)


N2(130)  Нефтяное обозрение
12-16 января
2007 г.

Еженедельные обзоры публикаций средств массовой информации по социально-экологическим проблемам нефтяного сектора.
Проект выполняется при поддержке Лесной кампании Международного Социально-Экологического Союза

Автор-составитель: Алексей Григорьев, редактор: Ксения Пахорукова.
Вопросы, предложения, пожелания направляйте по адресу info@forest.ru

Постоянный адрес выпуска: http://info.forest.ru/oil/07/oil-0702.htm
Остальные выпуски «Нефтяного обозрения» за 2007 г. размещены на http://info.forest.ru/oil/07/


Темы недели

Другие сообщения


Темы недели

Норвегия
Очередное судно развалилось на две части и сделало нефтяную лужу

12 января 2006 года у берегов Норвегии в районе порта Берген было выброшено на скалы ходящее под кипрским флагом грузовое судно «Сервер» (Server). Оно шло за грузом в Мурманск. Через несколько часов после посадки на мель в условиях сильного шторма оно разломилось на две части. Корма затонула, а оставшаяся на плаву носовая часть была отбуксирована под защиту островов. На борту судна находилось 650 т топлива, в основном мазута. Поскольку разлом произошел в районе расположения топливного танка, 290 т мазута сразу попало воду. Общий объем утечки нефтепродуктов оценивается в 300-400 т.

Хотя в штормовом море аварийно-спасательные работы, в которых участвовало 8 судов, были сильно затруднены, удалось собрать около 130 т нефтепродуктов. Остальной мазут частично размешался в воде, частично был выброшен на берег острова Федье.

Причиной аварии стала цепь совпадений. Кок судна отрубил себе палец. Капитан принял решение подойти к острову Федье, чтобы получить медицинскую помощь. Из-за недостаточного балласта на волнах высотой 6-7 метров винт судна начал периодически выходить из воды. Это привело к снижению скорости хода и утрате управляемости. После выбрасывания на скалы весь экипаж судна численностью 25 человек удалось спасти при помощи вертолетов.

Местное население и общественные природоохранные организации в очередной раз обращают внимание на слабую готовность властей Норвегии обеспечить экологическую безопасность морских берегов этой страны. Проблемы станут еще острее по мере увеличения добычи и перевозки нефти из российской части Баренцева моря.

Источники: Norway Post 14.01.2007, Aftenposten 15.01.2007, 16.01.2007, Reuters 13.01.2007, Bloomberg 13.01.2007, IHT 14.01.2007.
Наверх

Россия
Новогодний разлив нефти под Саратовом. Официальные данные.

В предыдущем выпуске мы сообщали о новогоднем разливе нефти из трубопровода компании «Транснефть» под Саратовом. О том, что произошло там в новогоднюю ночь, можно было судить только по сообщениям средств массовой информации. Минприроды, МЧС, не говоря уже о Ростехнадзоре, настолько активно отмечало, что ничего не заметило.

11 января 2007 года из праздничного состояния, наконец, вышла Генпрокуратура и подключилась к этому делу. На ее сайте появилось следующее сообщение:

«В ночь на 1 января 2007 года произошел технологический прорыв магистрального нефтепровода на участке магистрального нефтепровода на участке Тихорецк - Лисичанск в Саратовской области. По предварительным данным в результате вытекло около 300 тонн нефти, являющейся химическим веществом 3 класса опасности. Загрязнено свыше 17 тысяч квадратных метров земель сельскохозяйственного сообщения и пруд у поселка Братск Ивантеевского района Саратовской области» (http://genproc.gov.ru).

Еще Генпрокуратура сообщила, что проводится расследование и устанавливаются обстоятельства этой аварии. Остается только порадоваться, что хоть один из многочисленных природоохранных органов российской власти заметил это событие.

Поскольку компания «Транснефть» имеет привычку сообщать только о своих очередных успехах, но отнюдь не о хронических проблемах, на ее сайте никакой информации об этой истории не обнаружено.

Остается утешиться тем, что пресс-релиз о разливе нефти под Саратовом напечатала официальная «Российская газета».

Источники: www.genrpoc.gov.ru 11.01.2007, www.rg.ru 11.01.2007.
Наверх

Россия
«Сахалин-2» - будет ли хрен слаще редьки?

Этот вопрос, похоже, серьезно интересует WWF России и ряд других российских и зарубежных природоохранных организаций. 15 января 2007 года они послали следующее письмо Председателю Правления ОАО «Газпром» А.Б.Миллеру:

Уважаемый Алексей Борисович,

Российские и международные общественные природоохранные организации более десяти лет ведут диалог с правительственными структурами, компаниями и финансовыми институтами, вовлеченными в реализацию проекта «Сахалин-2». К сожалению, наши предложения по повышению экологической и экономической безопасности, за исключением изменения маршрута подводных трубопроводов нефтепровода, не были учтены компанией «Сахалин Энерджи». Это уже привело к серьезным негативным экологическим и социальным последствиям и, кроме того, к грубым нарушениям российского законодательства, что было подтверждено в ходе проверки, проведенной Росприроднадзором осенью 2006 г., в которой мы принимали активное участие.

Нас особенно беспокоит тот факт, что, несмотря на беспрецедентные длительность и масштаб проверки Росприроднадзора и многочисленные публичные заявления компании «Сахалин Энерджи», практически все выявленные нарушения остаются до сих пор не устраненными. Более того, на наиболее опасных участках трассы сухопутных трубопроводов строительство продолжается по прежним типовым проектам, применение которых признано недопустимым еще государственной экологической экспертизой 2003 года и проверками контролирующих органов. Это создает высокую вероятность аварий на наземном трубопроводе, связанных с нефтяными разливами и утечками газа.

На наш взгляд, приобретение ОАО «Газпром» контрольного пакета акций открывает новые возможности для конструктивного диалога между компанией и общественными организациями в целях обеспечения максимальной безопасности проекта. Кроме того, мы полагаем, что в этой новой ситуации значительная часть ответственности за обеспечение экологической безопасности проекта, в том числе на стадии дальнейшей эксплуатации всех его объектов, ложится теперь на Вашу компанию. Мы хотим обратить особое внимание на то, что вне зависимости от возмещения ущерба, реализация проекта с прежними проектными решениями серьезно увеличивает экологические и технологические риски не только на стадии завершения строительства, но и при эксплуатации объектов проекта в будущем. Мы полагаем, что на двух важнейших участках строительства - сухопутных трубопроводах и платформе ПА-Б - еще не поздно внести необходимые изменения в проектные решения для снижения воздействия на окружающую среду, минимизации рисков и повышения экологической безопасности.

В связи с этим, мы предлагаем провести рабочую встречу в январе - начале февраля 2007 г. между сотрудниками ОАО «Газпром», ответственными за принятие решений по проекту «Сахалин-2», и представителями коалиции общественных природоохранных организаций (около 10 человек), работающих по экологическим проблемам проекта. На этой встрече мы предлагаем обсудить следующие основные темы:

1. Разработка индивидуальных технических решений по строительству трубопроводов надземным способом через активные тектонические разломы, переходов через оползневые и селеопасные участки, а также на участках переходов через основные нерестовые реки.

2. Ликвидация негативных последствий строительно-монтажных работ 2005-2006 гг. по укладке наземных трубопроводов (восстановление пойм, стабилизация склонов, уборка строительных грунтов из оврагов, эрозионных врезов и т.д.), обеспечение мероприятий по стабилизации извлеченного грунта на площадках постоянного складирования.

3. Местоположение платформы ПА-Б в районе нагула исчезающих серых китов, занесенных в Красные книги РФ и МСОП.

4. Разработка планов предотвращения и ликвидации аварийных разливов нефти при ее добыче с морских платформ, их транспортировке подводными и наземными трубопроводами, отгрузке с экспортного терминала и танкерных перевозках.

Пока сведений о каком-либо официальном ответе не появлялось, но обнадеживающие признаки имеются. Информационное агентство «РБК-Украина» утверждает, что:

«ОАО «Газпром» обсудит с экологами реализацию «Сахалина-2» после того, как будет официально закрыта сделка по вхождению компании в качестве акционера в концерн Sakhalin Energy. Как отмечается в сообщении пресс-службы газового холдинга, в Газпроме будут «внимательно изучены « предложения по проведению рабочей встречи.»

Напомнил о себе и несгибаемый О.Митволь. Благополучно пережив обещание своего начальника - руководителя Росприроднадзора С. Сая уволить его, а также новогодние праздники, О.Митволь опять заступил на свой боевой пост.

15 января 2007 г. через средства массовой информации он напомнил «Газпрому», что ждет от него план устранения экологических нарушений по проекту «Сахалин-2». Митволь сказал, что в этом документе должны содержаться меры по восстановлению и укреплению берегов 529 рек, очистных работ в заливе Анива и многое другое.

О.Митволь выразил уверенность, что «если с предыдущими акционерами диалога у Росприроднадзора не получалось, то российский концерн знает нормы нашего законодательства и будет их выполнять».

Источники: www.wwf.ru 15.01.2007, www.rosbalt.ru 15.01.2007, www.prime-tass.ru 15.01.2007, www.lenta.ru 15.01.2007, www.rbc.ua 16.01.2006.
Наверх


Другие сообщения

Россия
Куда такая прорва? А что оставим детям и внукам?

На сайте компании «Транснефть» с гордостью сообщено, что в 2006 году Россия увеличила добычу нефти еще на 2,2,%, а ее экспорт - на 2,4%.

В 2006 году российская добыча нефти с газовым конденсатом составила 480,5 млн. т. Из них на экспорт в страны дальнего зарубежья ушло 209 млн. т сырой нефти. К этому надо добавить несколько десятков млн. т, которые были экспортированы в страны ближнего зарубежья, а также почти 100 млн. нефтепродуктов.

Единственно чего найти нельзя в сообщении об этих «успехах» - на сколько лет оставшихся российских ресурсов хватит для поддержания этой нефтеэкспортной вакханалии?

Источники: www.transneft.ru 10.01.2007, 12.01.2007.
Наверх


Россия
Нефтяные потоки через Баренцево море возрастут

Ростехнадзор утвердил положительное заключение госэколэкспертизы проекта строительства Варандейского нефтяного отгрузочного терминала. В заключении, правда было указано на необходимость разработки плана предупреждения и ликвидации аварийных разливов нефти, а также системы производственного и экологического контроля.

В настоящее время в Варандее работает временный отгрузочный комплекс. На берегу размещен резервуарный парк объемом 65 тыс.кубометров, насосная станция и выносной трубопровод. За 5 лет его работы ЗАО «Варандейнефтегаз» («Лукойл») и Мурманское морское пароходства при помощи танкеров дедвейтом до 20 тысяч т вывезли 1,7 млн. т нефти.

Однако потребности в вывозке резко растут. Добыча нефти компанией «Лукойл» в этом регионе уже превысили 12 млн. т в год. Ее рост будет продолжаться при содействии американской компании «Коноко-Филлипс». К 2015 года добыча нефти может достигнуть 22 млн. т в год.

Для ее экспорта будет использоваться Варандейский терминал, мощность которого достигнет 12 млн. т в год, а в перспективе может быть доведено до 25 млн. т в год. Реализацией проекта, общая стоимость которого составит 900 млн. долларов, будет заниматься совместное предприятие «Лукойл» «Коноко-Филлипс» компания «Нарьянмарнефтегаз».

Объем резервуарного парка доведут до 200 тысяч кубометров. В 22 км от берега будет построен ледостойкий причал, а к нему по дну моря проложен трубопровод диаметром 820 мм. Эта система позволит производить отгрузку нефти со скоростью до 8000 т в час.

Компания ООО «Лукойл-Калининградморнефть» выиграла тендер на строительство причала. Этот заказ стоимостью 200 млн. долларов будет выполнен на заводе, на котором были сделаны элементы для морской нефтяной платформы на месторождении Д-6 (Кравцовское) в Балтийском море.

Несколько заказов на изготовление портового погрузочного оборудования для Варандейского терминала получала норвежская компания «Акер Квернер». Оно будет строиться на заводе фирмы, который расположен в Арендале.

Кроме танкеров грузоподъемностью 20 тысяч т, для вывозки нефти с Варандея будут использоваться три челночных судна дедвейтом 70 тысяч т каждое. ОАО «Совкомфлот» уже заказал их постройку. Средства для этого предоставлены германским HSH Norbank AG при содействии ING Bank. Ввод судов в эксплуатацию планируется в 2008-2009 гг. Они будут ходить под российским флагом. Танкеры будут оборудованы двумя винторулевыми комплексами типа «Азипод», системой динамического позиционирования, вертолетной площадкой. Они смогут работать во льдах толщиной до 1,5 м без ледокольного сопровождения.

Для повышения рентабельности проекта компания «Лукойл» планирует использовать рейдовую перевалку нефти с челноков на крупнотоннажные линейные танкеры в районе Кольского полуострова.

Источники: www.regions.ru 11.01.2007, www.rusenergy.com 30.11.2006, www.rosbaltnord.ru 21.11.2006, www.portnews.ru 2.11.2006.
Наверх


США
Суперсовременные танкеры в шторм где-то потеряли якоря

Компания «Аляска Танкер» (Alaska Tanker) работает на перевозках нефти, которую добывает на Аляске «Бритиш Петролеум». Ее суда совершают рейсы между портом Валдес на Аляске и портами западного побережья США, а также Гавайскими островами и Сингапуром. «Бритиш Петролеум» принадлежит 25% акций «Аляска Танкер».

В 2005-2006 гг. «Аляска Танкер» получила 4 суперсовременных танкера. Эти огромные суда длиной в 270 м, способные принимать на борт до 185 тысяч т нефти обошлись в 250 млн. долларов каждое. Они были построены на американской верфи в г. Сан-Диего. Эти суда рекламируются как супернадежные. Кроме двойной обшивки корпуса они имеют по два двигателя, два винта, два руля, и по два якоря.

В конце декабря 2006 год после очередного рейса было обнаружено, что два танкера потеряли по одному из своих якорей. На каждом судне осталось еще по якорю, но было выяснено, что на них есть трещины.

Власти США разрешили одному из танкеров при соблюдении мер предосторожности совершить рейс между портами западного побережья для завершения разгрузки. Сейчас суда стоят в портах, ожидая новых якорей, которые будут завезены самолетами.

Когда исчезли 15-тонные якоря, остается загадкой. В соответствии с требованиями техники безопасности во время рейсов в штормовом море выход команды на палубу запрещен. Когда штормовой рейс кончился, и суда пришли в порт, оказалось, что якорей нет.

Представители «Аляска Танкер» считают, что причиной трещин и утраты двух якорей являются дефекты производства. Это редко, но все же случается. Сейчас проводится проверка состояния якорей на двух других танкерах этой серии.

Остается только порадоваться, что проблемы с якорями обнаружились не в критической ситуации, когда они являются последней надеждой остановить дрейф судна.

Источник: www.komotv.com 13.01.2007.
Наверх


В избранное