Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Саратов - Зарисовки городской жизни от 21.12.2001


Служба Рассылок Subscribe.Ru

"САРАТОВЪ - ЗАРИСОВКИ ГОРОДСКОЙ ЖИЗНИ"

Нарочно такое не придумаешь!

Выпуск #99 от 2001-12-21. Тираж - 560. Выходит с марта 1999 года.

"Нашъ Саратовъ"
Архив
Реклама
Обратная связь
Подписка
Опрос

"Афоризмы житейской мудрости"
ЦИТАТА ДНЯ

          Тот, кто умеет, тот делает, кто не умеет, тот учит.
                                                       Б. Шоу


------------------------
     НАША ИСТОРИЯ     
------------------------

 НЕПРОСТО ПРЕДСТАВИТЬ ВОЛГУ БЕЗ МОСТА 

В этом году исполняется 65 лет со дня начала постоянного движения с полной нагрузкой
по Саратовскому железнодорожному мосту и 110 лет со дня выбора места и подачи
первого проекта.

Когда не было моста, железнодорожные вагоны переправлялись через Волгу при помощи
паромов. Поезда подходили прямо к саратовскому берегу. Товарные вагоны грузились
на паромы, пассажирские же оставались на месте - через Волгу переправлялись только
пассажиры, которых на левом берегу ждали астраханские вагоны. Для того чтобы
маршрут работал круглый год, от Увека до Сазанки курсировал "Саратовский ледокол",
сейчас, к сожалению, затопленный у энгельсского берега в районе мостоотряда №
8. Он пробивал во льду внушительную дорогу для паромов, а в зимнее время еще
и перевозил пассажиров.

Естественно, встал вопрос о постройке железнодорожного моста. Выбором места через
Волгу и разработкой проекта моста начали заниматься еще в 1892 году. С того времени
вариантов проекта было предложено множество. Так, в 1915 году управление железных
дорог разработало проект строительства подводного моста-тоннеля, но первая мировая
война, революция не дали воплотить его в жизнь. И только в 1918 году этот вопрос
поднимается на 4-м общедорожном съезде профсоюза Рязано-Уральской железной дороги.
Предлагается постройка моста на Увеке, как на самом доступном месте.

Минуло еще четыре года. 9 декабря 1922 года пленум Саратовского губисполкома
вместе с представителями Покровска рассматривает уже три варианта постройки моста:
подводного однопутного тоннеля у Саратова, моста на Увеке и двухъярусного моста
у Саратова.

После яростных прений, создания особых комиссий, обсуждения инженерных решений,
новых вариантов проекта 7 августа 1928 года президиум Госплана СССР направил
в секретариат Совета труда и обороны заключение по вопросу транспортной проблемы
Саратова. Это заключение и поставило точку в споре по поводу постройки моста.

Сообщение между Саратовом и Покровском (с 1931 года Энгельс) решили осуществлять
при помощи двух мостов: железнодорожного на Увеке и шоссейного в Саратове. Предпочтение
отдали железнодорожному мосту. 3 января 1930 года состоялось официальное открытие
работ. Как писала энгельсская газета "Трудовая правда": "Саратовский мост станет
одним из величайших в Европе. Длина его составит 1740 метров, он будет на 200
метров длиннее Сызранского моста на Волге. Мост строится не у самого Саратова,
а в нескольких верстах от него - у села Увек. Так или иначе - к 1 января 1932
года мост будет готов".

Но ошиблись журналисты тех лет: мост строился целых пять лет, и его строительство
не обошлось без катастроф. О тех годах вспоминает старожил Увека Евгений Иванович
Сушинкин.

Детали моста (фермы, балки) изготовлялись на Урале, в Верхней Салде. Их привозили
на Увек и собирали из них мостовые пролеты, которые устанавливали на опоры. Для
помощи в сборке пролетов из Верхней Салды было направлено много монтажников.
Пролеты собирались на берегу на деревянных эстакадах. К ним подводили плавучий
док, он притоплялся, и на него надвигали пролет моста. Док с пролетом на место
установки буксировали пароходами, там его снова поднимали и пролет устанавливали
на опоры.

Кипела работа и на сооружении насыпи, по которой проложены железнодорожные пути
к мосту. В карьере шумел экскаватор, нагружая вагоны песком, а на насыпи их вручную
лопатами разгружали "принудчики" - так тогда называли заключенных. Время было
тяжелое, голодное, и по поселку ходили слухи, что "принудчики" часто умирали
на работе и что их закапывали прямо в насыпи. Этого Евгений Иванович не видел,
но однажды, ранней весной, он шел с приятелями из школы через гору, и в небольшой
яме они увидели, что из земли торчат две пары человеческих ног. Так что слухи
о том, что заключенных хоронили в насыпи, наверное, обоснованны.

Наступил 1935 год. Мост почти уже был готов, вот-вот ждали его открытия. Но ранней
весной случилась беда - упал в воду первый правый пролет. Погибли люди - сразу
двадцать человек. Их похоронили в братской могиле, а в качестве памятника на
ней установили обломок моста. Могила находилась в парке Речников. Со временем
парк забросили, поселок разросся, и памятник оказался на задворках. Сейчас старые
дома убрали, на их месте проложили шоссейную дорогу, и памятник теперь стоит
у дороги. Над ним шефствует близлежащая школа. Ребята убирают сорную траву, сажают
цветы, но вокруг вид неприглядный - огороды с корявыми заборами.

После катастрофы, как водилось тогда, нашли "врагов народа". Ими оказались: начальник
строительства Киеня, проектировщики моста профессоры Саратовского автодорожного
института Милашечкин и Гончаренко. Но они, находясь в тюрьме, сделали расчеты
прямо на стенах камеры и смогли доказать, что их вины в катастрофе нет. Через
два года их освободили, и Милашечкин с Гончаренко вновь стали преподавать в Саратовском
автодорожном институте на кафедре "Мосты и тоннели". А мост, как выяснилось,
рухнул из-за слабой затяжки болтов.

Пролет восстановили, окончательные работы по строительству моста завершились
только 3 апреля 1935 года. 2 мая того же года состоялось его открытие. Совет
труда и обороны разрешил пробное движение. 22 ноября 1935 года началось постоянное
движение через мост. В 1936 году грузоподъемность поездов увеличилась, мост стал
работать с полной нагрузкой.

Время показало, что проект моста и место его строительства оказались точны. И
вот уже 65 лет мост - неотъемлемая часть нашего края.

Светлана ХОРУЖАЯ,
Энгельс

(c) "Саратов-СП"

>>>>>   Контактный телефон рубрики в Саратове (8452) 26-05-88    <<<<<
-------------------------------------------------------------------------
----------------------
      ВНИМАНИЕ      
----------------------

 НОВЫЙ ОПРОС "НАШЕГО САРАТОВА" 

Близится Новый Год. Скоро Елка, Застолье, Праздничное обращение партии и правительства.
Каждый думает о том, как он хочет встретить Новый год, с кем, где... А я вот
хочу спросить вас - а как вы хотите встретить утро первого января? Где проснуться,
рядом с кем?

Ваше мнение с уважением учитывается по адресу: http://saratoff.newmail.ru/opros/

C уважением,
Василий Илясов

Напиши свою зарисовку:



Подпишитесь на другие рассылки проекта "Нашъ Саратовъ"
"Нашъ Саратовъ" на Subscribe.Ru
Саратовъ - Губернский дневник
Саратовъ - Спорт Инфо
Саратовские КОРифеи (культура, отдых, развлечения)

Остальные новости Саратовской Губернии в сегодняшнем выпуске газеты
"Саратов-СП"


Тираж - Рассылка 'Саратов - Зарисовки городской жизни'
© "Нашъ Саратовъ" & В. Илясов

Перепечатка материала целиком или частично возможна только с личного разрешения ведущего рассылки: Ведущий рассылки Илясов В.Г.


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное