Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости Центральной Азии

  Все выпуски  

Новости Центральной Азии


Импровизации на темы жизни Театра Движения ЛИК
2008-12-23 09:38 Павел Кравец (Ташкент)

Лилия Севастьянова
Лилия Павловна Севастьянова - художественный руководитель интегрированного Театра Движения ЛИК, Ташкент. Родилась в 1959 году в Ферганской области Узбекской ССР. Образование получила в Ташкентском государственном институте культуры и на стажировках в России, Франции, США. Основала Театр Движения ЛИК, которому в этом году исполнилось 26 лет. Коллектив участвовал в театральных и танцевальных фестивалях в разных странах, реализовал несколько международных проектов в Узбекистане. На счету Лилии Севастьяновой постановка 25 спектаклей, в том числе шесть – с участием людей с ограниченными возможностями. Осуществила постановку хореографии более чем для 30 спектаклей в различных драматических театрах. Помогает ставить Рождественские спектакли с маленькими послушницами Свято-Никольского женского монастыря в Ташкенте. Подробная информация о «Театре Движения ЛИК» на сайте театра.

В Ташкенте на сцене Узбекского Национального Академического драматического театра состоялся танцевальный спектакль «Импровизации на темы жизни» Театра Движения ЛИК Лилии Севастьяновой, в котором вместе с профессиональными актерами участвовали молодые люди с ограниченными возможностями. Благотворительный спектакль был приурочен к Международному дню инвалидов и представлен в рамках поддержанного Программой по культуре и искусству Швейцарского агентства по развитию и сотрудничеству проекта Театра Движения ЛИК под названием «Популяризация спектаклей с участием людей с инвалидностью в детской и молодежной среде». Проект дает возможность зрителям познакомиться со всеми «особыми» спектаклями этого уникального в своем роде театра.

Театр Лик Лилии Севастьяновой
«Мне снится, что я хожу…». Виктория Гордиенко и Юлдуз Бобомухамедова (глухонемая)

Название спектакля - «Импровизации на темы жизни» - говорит само за себя. Казалось бы, невозможно показать танец незрячему человеку или объяснить не слышащему, как танцевать под музыку, а страдающий ДЦП не в состоянии повторить движения хореографа. Но побудить людей с особенностями развития выразить свои чувства, переживания, устремления посредством художественных жестов оказалось возможным.

Спектакль рассказывает о том, каким образом происходит такой творческий процесс, как из «говорящих», знаковых жестов, спонтанно рожденных в импровизациях, складывается хореография. Спектакль представлен в форме танцевального урока, где все участники выполняют пластические, танцевальные и ритмические упражнения. Но из этих общих упражнений рождаются живые портреты и диалоги, открывающие красоту и уникальность души каждого человека, независимо от его социального статуса и состояния здоровья.

Фото С.Абадурова
«Импровизации на темы жизни». Фото С.Абадурова

Во время спектакля зрители постепенно забывают – и в этом и заключается феномен театра, - что на сцене вместе с профессиональными актерами находятся люди с ограниченными возможностями, многим из которых в обыденной жизни даже простые движения даются с трудом. И если в начале спектакля еще отделяешь инвалидов от профессионалов, то к концу действа эта разница исчезает. На сцене они не играют, а живут. Пластика тел, музыка Баха, Пярта, Смирнова, Диаза, костюмы, свет, выхватывающий из бархатной темноты силуэты, - все это в совокупности создает ощущение, будто на сцене оживают гармоничные живописные полотна.

Вот только несколько отзывов зрителей о спектакле «Импровизации на темы жизни», которые, впрочем, можно было бы отнести и к другим постановкам этого удивительного театра:

«Великолепный, трогающий потаенные струны души спектакль. Это на грани фантастики», - Зульфия Расули, журналист. «Со сцены в зрительный зал идет такое единение и тепло, что хочется делать что-то хорошее», - Владимир – 18-летний студент, рокер, впервые попавший на подобное представление. «Это лучший спектакль в моей жизни», - Расул, 8 лет. «Как хорошо, что мы именно вместе пришли и все это посмотрели», - девушка 23 лет своей бабушке. «Правдивость танца, завершенность, искренность и глубина, поразили меня», - психолог. «Это нужно показывать всем и повсюду», - иностранный дипломат. «Будто в храме побывала», - зрительница средних лет.

Белые чайки над синим озером
«Белые чайки над синим озером»

В Театре Движения ЛИК действительно поражает все: состав, более половины которого – люди с ограниченными физическими или умственными возможностями, исключительно теплая атмосфера на репетициях, отсутствие психологических барьеров между инвалидами и их обычными сверстниками, нежные, будто родственные отношения друг к другу. Театр существует не как временный проект, но как постоянная труппа с глубоким и разнообразным репертуаром, состоящим из танцевальных спектаклей. Но особенно поражает тот сильный, добрый резонанс, который вызывают эти спектакли у зрителей. Люди порой еле сдерживают слезы, а чаще и не стараются их сдерживать. И слезы эти появляются не от жалости к инвалидам, а оттого, что душу переполняют светлые чувства.

На вопрос корреспондента «Ферганы.Ру», в чем секрет такого успеха театра у столь широкой аудитории, руководитель Театра Движения ЛИК Лилия Севастьянова ответила: «Думаю, главная причина состоит в том, что средствами искусства мы ищем то, что сознательно или бессознательно ищет каждый человек – высший смысл жизни. Еще, я убеждена, что театр с участием инвалидов по сути своей очень близок истинному назначению искусства. Он имеет в своей основе не придуманные ситуации и коллизии, а реальные конфликты и реальное преодоление, не внешнее блуждание в поисках трюков и формы, а внутреннее, глубинное стремление к преображению, совершенству, идеалу.

Импровизации на темы жизни
«Импровизации на темы жизни»

Дело еще и в том, что мы занимаемся по своей авторской системе и не переносим механически готовые театральные и танцевальные формы и приемы на работу с «особыми» актерами, не приспосабливаем их к готовым идеям, сценариям, придумкам. Каждый раз в творческом процессе идем от конкретного человека, от его индивидуальных дарований и особенностей и, в целом, от его жизни.

Встречая инвалидов на улице, многие, в первую очередь, замечают то, что отличает и отделяет здоровых людей от людей с ограниченными возможностями – будь то инвалидная коляска, физические и интеллектуальные особенности и так далее. Когда же на сцене в спектакле раскрывается внутренний мир того же инвалида, причем происходит это на языке красоты и гармонии, и зритель смотрит уже сквозь тело, сквозь различия, и видит душу, как она радуется или страдает, он соотносит это со своей душой. Таким образом, происходит единение людей, появляется интерес друг к другу, желание продолжить общение за пределами театра».

Театр Движения ЛИК, существующий с 1982 года, был создан как театр современного танца. Позже, участвуя во многих международных фестивалях и проектах, он стал известен далеко за пределами Узбекистана. В театре были поставлены десятки спектаклей: «Один вечер» (1991 г.), «Тайна» (1995), «Вокзал» (1997), «Прошение» (2000), «Рождение» (2001), «Встреча» (2003) и другие. Все спектакли создавались на основе импровизации. Именно многолетний опыт в области танцевальной импровизации и ориентация на духовную суть в искусстве позволили начать творческий диалог с инвалидами.

Импровизации на темы жизни
«Импровизации на темы жизни»

Последние шесть лет театр существует как интегрированный, объединяя почти сорок человек, более половины которых - молодые люди с ограниченными возможностями: на инвалидных колясках, с синдромом Дауна и олигофренией, с ДЦП, глухонемые и даже незрячие. В интегрированном составе театром были поставлены спектакли: «Мне снится, что я хожу…» (2004), «Праздник радуги» (2005), «Импровизации на темы жизни» (2006), «Белые чайки над синим озером» (2007), «Азимут» (2007) и другие.

- Сейчас я понимаю, что сама жизнь постепенно подводила меня к этой работе, - говорит Лилия Севастьянова. – В детстве я жила в маленьком поселке Ферганской области, и у моей подружки был дедушка, потерявший обе ноги на войне, он безвылазно сидел дома. Дети его боялись и старались обходить стороной. В то время инвалидов не было видно на улице, они словно были спрятаны. Жаль, что тогда нам никто не объяснял, что этим людям, так же, как и всем, нужно человеческое тепло, общение. Появлялись и другие вопросы, которые ставила жизнь и которые ждали своего разрешения. В 90-х годах я несколько раз посетила Францию, и меня поразило большое количество инвалидов на улицах, в музеях, театрах и так далее. Тогда эти люди воспринимались мной вне моего жизненного пространства. Поэтому, когда в Авиньоне один из «колясочников» обратился лично ко мне, для меня это было шоком, я вся внутренне сжалась и не знала, как себя с ним вести, как преодолеть свой страх.

Антон Авруцкий и Валерий Коган
Антон Авруцкий и Валерий Коган

Следующий знак судьбы был получен в 1996 году, и тоже во Франции. В группе моих стажеров в ателье «Танцевальной импровизации» среди здоровых людей оказалась девушка по имени Йоэль. Ее ноги были атрофированы, она передвигалась при помощи костылей. На занятиях Йоэль в окружении здоровых людей сидя выполняла различные упражнения. В итоге мы должны были показать небольшой спектакль, но меня отговаривали включать в него девушку, потому что незадолго до этого она играла в спектакле другого режиссера лесное чудовище, что усугубило болезненное впечатление. Но я предчувствовала, что с инвалидами должна быть работа другого рода и предложила Йоэль сольную сцену в финале нашего спектакля. Я попросила ее импровизировать на основе конкретных, реальных переживаний. Результат превзошел все ожидания. Следуя предложенной теме, девушка стала внутренне подниматься, руки потянулись вверх, костыли оторвались от пола и уже воспринимались не как костыли, а как крылья. И зритель, не замечая физического недуга Йоэль, летел вместе с ее душой. Внутреннее стремление девушки к душевному очищению, то есть подлинной свободе, воздействовало на окружающих сильнее, чем ее больное тело, которое, в свою очередь, испытало момент физической свободы.

Поразительный результат побудил Лилию Севастьянову продолжить поиски в этом направлении уже в Ташкенте. В конце 90-х годов она попыталась организовать реабилитационный центр, но тогда с этой идеей ничего не получилось. В 2000 году ее пригласили в ташкентский городской Клуб реабилитации и интеграции детей-инвалидов (КРИДИ) проводить занятия с детьми.

Праздник радуги
Праздник радуги

- Сначала это был просто танцевальный кружок, - вспоминает Севастьянова, – где с помощью специального тренинга, через образные, игровые упражнения я помогала ребятам разрабатывать опорно-двигательный аппарат, делать его более пластичным и послушным. Затем начала ставить для них танцевальные миниатюры. Позже начали возникать серьезные хореографические композиции, требующие помощи профессиональных актеров, как в творческом плане, так и в техническом, например, для того, чтобы перемещать ребят на колясках или направлять на сцене детей с умственной инвалидностью. Таким образом, стали возникать постановки, в которых совместно участвовали люди с инвалидностью и профессиональные актеры Театра Движения ЛИК. Первый большой спектакль мы поставили в 2004 году и назвали «Мне снится, что я хожу...», потому что людям с нарушенной опорно-двигательной системой часто снится, что они свободно передвигаются. До сих пор рождение этого спектакля я воспринимаю на уровне чуда, собственно, как и каждую нашу новую постановку.

Мне снится, что я хожу...
Фрагмент из спектакля Лилия Севастьяновой «Мне снится, что я хожу...»

На первые спектакли затянуть зрителей было очень трудно, поскольку само понятие «театр инвалидов» вызывало реакцию отторжения. В основном, приходили родители и знакомые, чтобы поддержать детей. Сейчас от зрителей нет отбоя, люди с нетерпением ждут следующие спектакли.

Фергана.Ру: - Действительно, после спектакля зрители буквально осаждают Вас с благодарностями и вопросами, и среди них появляются желающие заниматься в Вашем театре. Вы берете всех, кто к вам приходит?

Л.Севастьянова: - Двери театра открыты для всех, и поэтому коллектив разрастается, как говорят, не по дням, а по часам. Важно то, что, когда человек впервые приходит к нам, он попадает в уже существующую мощную творческую среду, в своеобразный поток, который его увлекает, активизирует и подтягивает к своему уровню. В совместных импровизациях профессиональные актеры помогают актерам с инвалидностью высказаться через движения и жесты, находя своему внутреннему состоянию художественный эквивалент. То есть наша импровизация – это реальные отношения, как бы «синхронно переводимые» на сценический язык. А наша хореография – это собранные в связку наиболее точные жесты и движения, родившиеся в результате такой импровизации. Драматургия также возникает на основе жизненных ситуаций, реальных сюжетов.

Например, история Валеры Когана, который в первых наших спектаклях танцевал в инвалидной коляске. Обычно большая часть репетиций проходит в свободной форме. Я предлагаю тему и кто-то выходит на импровизацию. Другие подключаются, если находят это созвучным своим переживаниям. При постановке «Импровизаций на темы жизни» во время одного из таких выходов актрисы Ольги Останиной Валера сам подъехал к ней, взялся за перекладину лестницы и стал подниматься, потянувшись к Ольге. Все остолбенели и оттого, что он встал, и от страха, что он может упасть (у Валеры тяжелая форма ДЦП). Актеры деликатно, как бы случайно, оказавшись рядом, стали вступать с ним в контакт, и получилось красивый мужской танец, в котором зажатое тело Валеры постепенно расслабилось и вытянулось. Так родился и его дуэт с актером театра Антоном Авруцким. Этот танец стал кульминацией спектакля, и всегда сопровождается несмолкаемыми аплодисментами зрителей. Поразительны истории и многих других ребят, особенно ментальных инвалидов, во время импровизации которых вдруг рождается красивый осмысленный танец.

Мне снится, что я хожу
«Мне снится, что я хожу…». Антон Авруцкий и Валерий Коган

Фергана.Ру: - Как часто Вы встречаетесь с аналогичными театрами других стран?

Л.Севастьянова: - Есть много замечательных особых театров, периодически они встречаются друг с другом на различных международных фестивалях. Мы тоже стали лауреатами двух международных фестивалей особых театров: «Протеатр 2007» в Москве и «Солнечная волна 2008» в Киеве. Значение таких поездок трудно переоценить, потому что для ребят это огромное событие: несколько месяцев радостного ожидания и подготовки к поездке, возможность знакомиться с работой своих коллег, с творчеством других театров, участие в совместных мастер-классах. В Киеве мы показали «Импровизации на темы жизни» на сцене муниципального Академического театра оперы и балета для детей и юношества, побывали в Киево-Печорской Лавре, музеях, театрах, зоопарке.

Когда мы уезжали из Киева, артисты одного из украинских особых театров на прощание сказали: «Вы уезжаете, а ваш спектакль остается, и когда через год вернетесь, увидите, какое влияние вы произвели на другие театры».

Многих поражает тот факт, что наш театр объединяет артистов с различными типами инвалидности. Как правило, особые театры образуются на базе школ-интернатов, медицинских центров. Поэтому в таких театрах чаще занимаются люди с одинаковой инвалидностью. Так, например, в Москве, Петербурге, Будапеште есть театры людей с синдромом Дауна. С венгерским коллективом мы поддерживаем связь, это высокопрофессиональный коллектив, так же, как и «Проект не слышащих актеров» из Москвы. Есть театры «колясочников». Но то, что в нашем театре занимаются такие разные люди, удивляет и зрителей, и специалистов.

Фергана.Ру: - Я слышал о Вашем опыте работы во французском госпитале «Сезам».

Л.Севастьянова: - В прошлом году во Франции семеро наших актеров участвовали в большом проекте «Резиденция узбекских артистов в ле Розье сюр Луар», организованном культурной Ассоциацией «Курант де Луар» при поддержке посольства Франции в Узбекистане. Каждый день у нас были встречи в школах, культурных центрах, мэриях городков в регионе Анжу - в красивейшем месте, славящимся средневековыми замками. Мы показывали спектакли и проводили занятия, в том числе, и в психиатрическом госпитале «Сезам», в результате которых родился спектакль с участием нескольких инвалидов. Он был показан в театре госпиталя, где все пациенты посмотрели его с большим вниманием. Дирекция с удивлением отметила, что такое бывает редко, так как обычно зрители не сидят на месте, а перемещаются по залу и разговаривают. Практика организации театров при подобных лечебных заведениях – обычное явление в Европе.

Во французском госпитале Сезам
Во французском госпитале «Сезам»

Фергана.Ру: - Как в сегодняшних условиях выживает Ваш театр, представляющий такое некоммерческое искусство?

Л.Севастьянова: - Замечательно то, что театр объединяет разных людей не только внутри себя, но и вокруг. Мы живем благодаря помощи многих как государственных, так и частных организаций, и просто добрых людей. Например, c авиабилетами в Киев нам помогло крупное СП в Ташкенте, а на фестиваль в Москву мы ездили благодаря финансированию Министерства по делам культуры и спорта Узбекистана. По мере сил в поездках нам помогают Тимур и Малика Рашидовы из Ташкента, Анатолий Куликов из Москвы. Мы благодарим руководство ташкентских театров, которые предоставляют сцены для наших спектаклей, особенно республиканский ТЮЗ, где мы базируемся. Благодаря малым грантам Швейцарского агентства по развитию и сотрудничеству и Фонда поддержки ННОУз (негосударственных некоммерческих организаций Узбекистана) наши ребята выступают на сцене в прекрасных костюмах в окружении настоящих театральных декораций, что помогает им чувствовать себя настоящими артистами. А столичное ГУВД бесплатно охраняет наши представления. Как видите, нам многие периодически помогают, за что мы бесконечно благодарны. Но вопрос о собственном, специально приспособленном для нас помещении очень актуален. Хотелось бы, конечно, получать и постоянную дотацию. Тогда мы могли бы организовать работу театра на профессиональной основе, так, чтобы люди с ограниченными возможностями не просто занимались в нем, а зарабатывали бы своим трудом: одни – актерами, музыкантами, другие – костюмерами, администраторами...

Белые чайки над синим озером
«Белые чайки над синим озером». Танцуют Саша Плотникова (больна прогрессирующей дистрофией мышц) и Евгения Земцова

Разумеется, одна я ничего не смогла бы сделать. Главные мои помощники – выросшие в театре актеры и педагоги: Ольга Останина, Виктория Гордиенко, Антон Авруцкий, которые все свои силы и время, остающееся от основной работы, посвящают нашему театру. Много у нас и совсем молодых ребят – старшеклассников и студентов, которые после учебы приходят в театр, чтобы заниматься и помогать своим сверстникам с особенностями развития. Творчество инвалидов необходимо популяризировать, особенно в детской и молодежной среде. Опыт показал, что, несмотря на наши опасения, школьники всегда очень внимательно и по-доброму воспринимают такие представления. Причем, если перед спектаклем они, шумно толкаясь, забегают в театр, то после представления становятся задумчивыми. А многие молодые люди благодаря этим спектаклям пересматривают свою жизнь, меняют шкалу ценностей, - отмечает Лилия Севастьянова.

Каждый спектакль Театра Движения ЛИК оставляет в душах зрителей ощущение очищения и возрождения, волшебства и света. И неудивительно, что с годами у театра появляется все больше поклонников всех возрастов. Попав на спектакль один раз, зрители обязательно возвращаются и приводят с собой близких людей. Многолетнюю работу театра по достоинству оценило жюри престижной театральной премии «Ильхом», наградив в этом году Лилию Севастьянову специальным призом «За честь и достоинство в искусстве».

Актриса театра ЛИК Ольга Останина и пациент госпиталя Сезам (Франция) во время импровизации
Актриса театра ЛИК Ольга Останина и пациент госпиталя Сезам (Франция) во время импровизации

Павел Кравец

Афганистан: Готовится запуск национальной оптико-волоконной магистрали
2008-12-23 09:46 ИА Фергана.Ру

В ближайшее время в Афганистане начнется эксплуатация национальной кольцевой оптико-волоконной магистрали, соединяющей крупные города страны между собой и с соседними государствами. Об этом 22 декабря журналистам заявил пресс-секретарь министерства коммуникаций и технологии Афганистана Абдул Хади, сообщает Афганистан.Ру.

По словам представителя министерства, работы по прокладке кабеля общей протяженностью 3200 километров, начатые полтора года назад вдоль кольцевой транспортной дороги, находятся на завершающей стадии. Ожидается, что магистраль станет транзитной точкой обмена между государствами региона.

С началом эксплуатации данного проекта эксперты прогнозируют удешевление и улучшение качества телекоммуникационных услуг. В настоящее время обмен телекоммуникационными данными между Афганистаном и другими странами происходит в основном посредством беспроводных технологий, в частности, спутниковой связи.

По мнению местных специалистов, услуги национальной оптико-волоконной магистрали будут востребованы местными Интернет-провайдерами, операторами телефонной связи и телеканалами.

По словам Хади, «афганская оптика» уже подключена к иранским сетям, в настоящее время идут переговоры относительно подключения магистрали к сетям Таджикистана, Узбекистана и Пакистана.

Общая стоимость проекта оценивается в 46 миллионов долларов США, он финансируется из национального бюджета.

На прошлой неделе государственная телекоммуникационная компания «Афгантелеком» объявила о доступности своих услуг на всей территории страны, в том числе, в уездах и селах. Ранее услуги компании распространялись только в административных центрах 34 провинций страны. Кроме того, по словам представителей компании, с недавних пор «Афгантелеком» предлагает своим клиентам услуги мобильной связи. До этого компания предоставляла услуги фиксированной связи.

Между тем, на днях жители Кабула обвинили операторов мобильной связи в проведении недобросовестной конкурентной борьбы, результатом которой, как сообщает пресса, стало схожая ценовая политика со стороны всех операторов. Впрочем, связисты уверены, что новая услуга Афгантелекома – мобильная связь – изменит ситуацию в положительную сторону. В настоящее время на территории страны действуют три частных оператора мобильной связи.

Таджикистан: В Курган-Тюбе началось строительство новой православной церкви
2008-12-23 10:16 ИА Фергана.Ру

22 декабря в городе Курган-Тюбе, расположенном в ста километрах южнее Душанбе, прошла церемония освящения закладки первого камня в строительство новой православной церкви. Храм Архангела Божия Михаила возводится на месте церкви, действовавшей еще с двадцатых годов прошлого века и размещавшейся в обветшалом помещении.


Молебен по случаю начала строительства православного храма ведут настоятель Душанбинского храма благочинный протоиерей Сергий и настоятель Храма Архангела Божия Михаила иерей Николай (слева). Фото автора.

Молебен, по благословению митрополита Душанбинского и Среднеазиатского Владимира, провел настоятель Душанбинского храма благочинный протоиерей Сергий.

В церемонии освящения начала строительства храма приняли участие представители посольства Российской Федерации в Таджикистане, руководители города Курган-Тюбе, члены духовного управления мусульман Таджикистана, командование 201-й российской военной базы, прихожане.


Церемония освящения закладки первого камня в строительство церкви. Фото автора.

Общая полезная площадь строящегося храма составляет 242 квадратных метра, предварительная стоимость проекта - один миллион долларов. Строительство ведется на добровольные пожертвования меценатов из Москвы, «Россельхозбанка», прихожан, а также военнослужащих 201-й российской военной базы.


Так будет выглядеть храм по завершении строительства. Фото автора.

Олег Давыдов

Узбекистан: Фермеров по-прежнему принуждают «добровольно» отказываться от своей земли
2008-12-23 10:21 ИА Фергана.Ру

Администрация Джизакской области Узбекистана принуждает малые фермерские хозяйства отказываться от своих земель, сообщает узбекская служба BBC. Как сообщает источник, на днях в областном хокимияте (администрации) прошло собрание, в ходе которого фермеров открыто принуждали в срочном порядке написать соответствующие заявления о передаче своих наделов в пользу других, более крупных фермерских хозяйств.

Как заявил джизакский фермер и правозащитный активист Мамурджан Азимов, власти предупредили его, что если он не откажется от земельных угодий «добровольно», то договор с ним продлен не будет.

BBC сообщает также, что Мамурджан Азимов обратился с открытым письмом отчаяния к президенту республики Исламу Каримову, чтобы тот оградил его от произвола местных чиновников.

Напомним, в октябре текущего года глава Узбекистана издал распоряжение, предусматривающее оптимизацию фермерских хозяйств. Сразу же в независимых СМИ стали появляться сообщения о том, как жестко местные власти при поддержке правоохранительных органов начали исполнять указ главы государства. По данным правозащитников, у фермеров, имеющих во владении меньше 30, а в некоторых районах - 50 или 80 гектаров земли, пахотные угодья попросту отбирают и передают их соседям, у которых земли больше.

Следует отметить, что в самом указе об изъятии земель не говорится ни слова: президент лишь поручил подготовить «предложения о мерах по оптимизации размеров земельных участков».

Казахстан: Государство берется финансировать проблемное долевое строительство
2008-12-23 10:42 ИА Фергана.Ру

Уже в конце января 2009 года в Казахстане приступают к возрождению долевого строительства, которое остановилось из-за кризиса. Государство через Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына» - а именно через его дочерние компании: фонд развития предпринимательства ДАМУ и Жилстройсбербанк - даст деньги тем застройщикам, которые согласились на условия правительства, передает КазТАГ.

Председатель правления фонда «Самрук-Казына» Кайрат Келимбеков сообщил журналистам, что определены первые пять компаний-застройщиков, готовых работать по предложенной государством схеме: фонд ДАМУ выделяет деньги, строительство завершается, действующие дольщики получают квартиры, а остальные квартиры люди покупают под льготные кредиты на 15 лет в 10.5% годовых, причем кредиты эти должны быть взяты в Жилстройсбербанке. Конечная стоимость жилья при этом составит, как представляется, не более 96 тысяч тенге (795 долларов) за квадратный метр в Астане и 120 тысяч тенге (994 доллара) - за метр в Алматы.

Примерно такие же цены называл и президент Казахстана Нурсултан Назарбаев в ноябре 2008 года на заседании Совета национальных инвесторов. Тогда казахский лидер заявил, что государство выделит до 3 миллиардов долларов на решение проблем жилищного строительства и ипотечного кредитования, но строительные компании должны будут согласиться на такие цены на жилье: в Астане – на уровне 700-800 долларов за метр, а в Алматы – не выше 1000 долларов за метр.

Н.Назарбаев заявил тогда, что пришло время «обеспечить населению доступную ипотеку и нормальную приемлемую цену на жилье» и уточнил: «Хочу внести ясность, что строительным компаниям придется взять на себя часть убытков. Цены будут не те, которые вы хотели бы получить. Мы никогда не возражали, когда вы зарабатывали на одном квадратном метре до пяти-шести тысяч долларов. Это время ушло. Если вы согласны с этим, пожалуйста, мы вам помогаем, если нет - думаю, вас ждет банкротство. Других возможностей у государства сегодня нет».

В условиях финансового кризиса это было предложение, от которого невозможно было отказаться. Строительные компании подумали – и согласились. Но «Самрук-Казына» дает деньги только тем застройщикам, которые, по словам К.Келимбетова, «не обременены долгами перед банками». Кроме уже определенных пяти компаний, ведутся переговоры и с другими строительными компаниями как в Астане, так и в Алматы.

За льготными кредитами люди уже смогут пойти в конце января 2009 года. А уже сегодня, 23 декабря, в Астане, в президент-отеле «Rixos» будут подписаны Меморандумы о взаимном сотрудничестве между фондом «Самрук-Казына» и пятью благополучными строительными компаниями.

Китай: В 2008 году число пользователей Интернета выросло на 80 млн.
2008-12-23 10:50 ИА Фергана.Ру

Число пользователей Интернета в Китае к концу ноября достигло 290 млн. человек, увеличившись за уходящий год на 80 млн. По этому показателю Поднебесная занимает первое место в мире, отмечает Чайна-Ньюс.

Согласно исследованию Китайской академии социальных наук, «Всемирная паутина» является основным источником новостей для 206 млн. китайцев. Тем не менее, доля охвата компьютерной сети в КНР с учетом огромной численности населения страны все еще достаточно низка - около 23 процентов.

Власти Китая в целом поощряют развитие компьютерных технологий, но одновременно усиливают попытки регулировать содержание информационных ресурсов в китайском сегменте Интернета путем поддержания цензуры и блокирования неугодных сайтов. Так, недавно в Китае вновь заблокировали доступ к китайским страницам сайтов Би-би-си и Голос Америки. Спустя несколько дней доступ к ним был открыт, однако блокировке подвергся сайт популярной и авторитетной американской газеты The New York Times.

Напомним, фильтрация неугодных правительству информационных веб-ресурсов широко практикуется также и в некоторых странах постсоветского пространства, в частности, таких как Туркменистан и Узбекистан. Провайдеры Узбекистана полностью блокируют доступ своих абонентов к сайтам политической оппозиции, а также к местным и зарубежным независимым информационным ресурсам.

Кыргызстан: Папа Римский пожертвовал пострадавшим от землетрясения 25 тысяч долларов
2008-12-23 11:00 ИА Фергана.Ру

Папа Римский Венедикт XIV отправил жителям села Нура Ошской области Кыргызстана, которые пострадали в результате произошедшего 5 октября 2008 года землетрясения, 25 тысяч долларов США. Об этом сообщает пресс-служба министерства по чрезвычайным ситуациям (МЧС) Киргизии.

В сопроводительном письме администрация Папы Римского попросила киргизские власти проинформировать ее, кому и по какому принципу были распределены отправленные средства.

Напомним, 5 октября, в день выборов в местные кенеши (советы), в селе Нура Алайского района Ошской области произошло землетрясение силой свыше семи баллов, которое унесло жизни свыше семидесяти человек. Большая часть жилья в селе была полностью разрушена, погиб и домашний скот, который был основным источником доходов нуринцев.

Киргизскими властями было принято решение не расселять людей по другим регионам, а построить в Нуре жилье, которое сможет выдерживать сильные землетрясения, поскольку стихия не оставляет этот регион в покое.

Единственный русскоязычный Народный поэт Узбекистана А.Файнберг награжден Медалью Пушкина
2008-12-23 11:12 ИА Фергана.Ру

22 декабря 2008 года в Молодежном театре Узбекистана состоялся творческий вечер Народного поэта Узбекистана Александра Файнберга. За большой вклад в развитие культурных связей с Россией, сохранение русского языка и русской культуры Народный поэт, член Союза писателей и кинематографистов Узбекистана, Александр Файнберг указом президента России удостоен государственной награды Российской Федерации – Медали Пушкина.

Народный поэт Узбекистана Александр Файнберг
Народный поэт Узбекистана Александр Файнберг

На вечере, организованном Республиканским интернациональным культурным центром, Молодежным театром, Русским культурным центром и Представительством Россзарубежцентра в Узбекистане, наряду с известными стихами поэта, вниманию любителей поэзии были предложены новые тексты - из готовящейся к печати книги стихов, поэм и вольных сонетов Файнберга «Лист». Также были представлены переводы поэта с узбекского на русский язык стихов Абдуллы Арипова, Джуманияза Джаббарова, Хосият Рустамовой и других из нового сборника «Лебединая стая». Лауреат Грушинского фестиваля Юрий Алеников, дружба которого с Александром Файнбергом продолжается не один десяток лет, исполнил песни, сочиненные им на стихи поэта.

О популярности и безусловной народности патриарха узбекистанской русской поэзии говорит тот факт, что в зрительном зале яблоку некуда было упасть, многие стояли, а уже по завершении вечера, Файнберга прямо на сцене обступили многочисленные друзья и почитатели его творчества, и ему еще минут сорок пришлось раздавать автографы и фотографироваться на память.

Александр Файнберг – единственный русскоязычный поэт республики, которому присвоено звание «Народный поэт Узбекистана». Он является автором двенадцати поэтических сборников, изданных в Ташкенте, Москве и Санкт-Петербурге, переводов многих узбекских поэтов на русский язык. Печатался в журналах «Новый мир», «Юность», «Мегаполис Интернэшнл», «Звезда Востока», «Новая Волга», «Арион», публиковался в периодической прессе Узбекистана, России, Израиля и США.

Файнберг - автор четырех сценариев полнометражных художественных фильмов и 18 мультфильмов, является постоянным председателем жюри ежегодно проводимого конкурса молодых поэтов Узбекистана, пишущих на русском языке. Его личность и творчество являются ярким образцом взаимопроникновения культур.

Павел Кравец


В избранное