Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости Центральной Азии

  Все выпуски  

Новости Центральной Азии


The Times: НАТО косвенно финансирует движение «Талибан»
2008-12-12 11:10 ИА Фергана.Ру

Запад является косвенным спонсором афганских талибов, которые получают его деньги за то, чтобы составы военного назначения НАТО могли благополучно добраться до своих баз на юге Афганистана, пишет 12 декабря The Times со ссылкой на анонимные источники.

Контрактами на поставку на базы стран-членов НАТО топлива, материалов и оборудования занимаются транснациональные компании, которые для переброски предназначенных для военных контингентов Великобритании, США и других сил коалиции грузов из пакистанского порта Карачи в Афганистан нанимают в качестве субподрядчиков местные компании. Последние, так как конвои проходят к пунктам назначения по опасным дорогам, для обеспечения безопасности колонн контактируют непосредственно с талибами.

The Times стало известно, что таким образом миллионы фунтов стерлингов, включая деньги британских налогоплательщиков, оказываются у движения «Талибан».

Информацию об этом газете подтвердили владельцы нескольких компаний, занимающихся импортом топлива, перевозками и обеспечением безопасности. По их мнению, в карманы талибов попадает примерно 25 процентов суммы, выделяемой Западом для доставки грузов на базы НАТО.

Масштабы поставок велики. К примеру, только основной базе британцев «Кэмп Бастион» в провинции Гильменд требуется более миллиона литров дизельного и авиационного топлива в неделю. В Афганистане находятся 70.000 иностранных солдат, которым продукты питания и оборудование доставляются, в основном, автомобильным транспортом. А в следующем году США планируют направить в Афганистан, по крайней мере, еще 20.000 военнослужащих.

По словам владельца одной из афганских частных охранных компаний, тариф на перевозку грузов составляет около $1000 (£665) за грузовик. Колонны, как правило, состоят из 40-50 грузовых автомобилей, иногда их число возрастает до 100.

На вопрос о том, почему компании платят талибам, бизнесмен ответил, что «каждый человек хочет поесть. Талибы нападают на конвои, поскольку не имеют рабочих мест, и с легкостью принимают деньги за ненападение». По его словам, в этом году нападения на кандагарской дороге стали почти повседневным явлением. 24 июня была разбита колонна снабженцев из 50 грузовиков, семь водителей были обезглавлены. Сейчас ситуация настолько крайняя, что конкурент его компании, работающий к югу от города Газни, нанял боевиков «Талибана» для сопровождения своих конвоев.

«Я не буду называть компанию, скажу только, что она из долины Панджшер [в северном Афганистане]. У нее очень хорошие отношения с талибами, которые приходят и сопровождают конвой. Как правило, они сидят в первом автомобиле состава для обеспечения безопасности колонны», - рассказал владелец охранной компании.

По словам главы одной из транспортных компаний, из-за такого сотрудничества с талибами ему приходится платить своеобразный налог властям, поскольку «это [сотрудничество] происходит на самом высоком уровне в афганском правительстве».

Он сообщил, что во время транспортировки грузов для баз НАТО приходится платить каждому командиру талибов, чьи контролируемые участки приходится пересекать. «Когда вы слышите о нападении на конвой, это значит, как правило, что какой-то участок дороги теперь контролирует новая группа талибов», - пояснил бизнесмен.

В свою очередь, как сообщает The Times, представитель сил НАТО в Афганистане Джеймс Гатер (James Gater), сообщил о том, что контракты на перевозку грузов НАТО были заключены с коммерческими фирмами, которые могут работать на условии субподряда с теми, с кем им удобно.

Дмитрий Верхотуров: «Назарбаев использует советский довоенный экономический опыт»
2008-12-12 15:20 Мария Яновская

Обложка книги «Казахстан близкого будущего. Нужно действовать!», Алматы, 2008 г.

В Казахстане вышла книга «Казахстан близкого будущего. Нужно действовать!» В ней предложено несколько стратегических экономических проектов, которые необходимо реализовать Казахстану, если он намерен превратиться в развитую и конкурентоспособную страну. Как решить проблему воды, как противостоять засолению почвы и наступлению песков, что делать с сельским хозяйством – не растет же ничего в этих солончаках, а после поднятия целины почва подверглась страшной эрозии… Дороги, технологии и даже космос – все является сегодня стратегиями национального развития Казахстана.

Выпустил книгу Экспертный центр национальной стратегии, имена авторов (или автора) книги неизвестны. Зато фотография и краткая биография главного редактора книги – экономического журналиста и историка Дмитрия Верхотурова – украшает заднюю страницу обложки. В общем, ясно, кто написал книгу. Но видимо, идеи стратегического развития, высказанные в книге, показались Экспертному центру национальной стратегии настолько внятными и впечатляющими, что их решили лишить авторства, тем более российского. О сегодняшней экономической политике Казахстана и решил побеседовать корреспондент «Ферганы.Ру» с главным редактором стратегических казахстанских идей.

«Фергана.Ру»: - Дмитрий, мой первый вопрос – о преодолении Казахстаном мирового финансового кризиса. На встрече в экспертном клубе вы обмолвились, что Казахстан идет на шаг впереди России в преодолении кризиса. Почему?

Дмитрий Верхотуров
Дмитрий Верхотуров
Дмитрий Верхотуров: - Во-первых, кризис начал влиять на Казахстан примерно на год раньше, чем на Россию, примерно тогда, когда в США повалилась ипотека. И у Казахстана было около года «на подготовку», они накопили опыт. Во-вторых, объем финансовой задолженности в Казахстане не сильно превышает возможную прибыль от нефтяного экспорта, и даже при низких ценах на нефть Казахстан гораздо быстрее, чем Россия, сможет расплатиться с долгами – в России объем корпоративной задолженности в разы превышает суммы возможных прибылей. В-третьих, Нурсултан Назарбаев, видимо, очень хорошо изучил советский довоенный экономический опыт, который весь состоял из борьбы с кризисами. И использует весь этот арсенал…

- Советский арсенал довоенной экономической политики строился на привлечении огромных бесплатных трудовых ресурсов.

- Нет. Советский опыт был гораздо более богатым, а вы указываете на очень узкий сегмент этого опыта.

- Я указываю цену вопроса и основной источник трудовых ресурсов.

- ГУЛАГ появился в очень специфичных условиях – для строек первой пятилетки не хватало древесины, нужно было заготавливать лес, а рабочих рук не хватало. И решили на лесозаготовку отправить заключенных. Заключенные бросались также на заготовку стройматериалов и другую неквалифицированную, но трудоемкую работу.

У меня нет однозначного отношения к экономическим преобразованиям тех лет. Видимо, и не появится. Тогда хватало и хорошего, и плохого, вплоть до откровенных преступлений, вроде хлебозаготовок во время голода. Первый пятилетий план был финансовым планом. Было спланировано, сколько чугуна и стали надо выплавлять, потом инженеры разложили этот план по заводам, была рассчитана стоимость работ и производства, все это распределялось по годам, планировался бюджет, учитывались накопления населения и промышленности. Планирование, определенно, было очень большим достижением. Что Назарбаев применил из советского опыта? Концентрацию финансов. Финансы должны быть под управлением государства, и поэтому в четыре системообразующих банка государство вошло управляющей компанией, взяв блокирующий пакет акций, 25 процентов.

- А в России, когда выделяются громадные средства банкам…

- Это просто кредиты, государство не входит в управление банками и не может потребовать отчетности, не может заставить выполнить одни действия и удержаться от других.

- А зачем было объединять холдинг «Самрук» и фонд «Казына»? Они и так были государственные?

- У них были во многом дублирующие функции. Проект их слияния возник еще до кризиса, а теперь фонд национального благосостояния «Самрук-Казына» стал ключевым звеном в антикризисной борьбе: он контролирует инвестиции, начались масштабные государственные вливания, например, в долевое строительство, выделяются деньги на поддержку малого бизнеса, идут разговоры о поддержке реального производства. Недавно Мухтар Аблязов, председатель совета директоров «БТА Банка», выступил с программной статьей, в которой предложил 50 миллиардов долларов, накопленных в экономике – он имел в виду, в частности, и стабилизационный фонд, - пустить на развитие реального сектора экономики.

- А план премьер-министра Карима Масимова не предполагал этого?

- Предложенные Масимовым меры – это конкретные задачи для правительства на ближайший месяц или год. План Аблязова рассчитан на другую временную перспективу и на другие источники денег.

- Но он вряд ли бы опубликовал эту статью, не согласовав этот тезис наверху.

- Думаю, да. Никто из финансистов и высших чиновников Казахстана не пойдет против Назарбаева.

- Его так боятся?

- Да. И боятся, и уважают. Всегда нужно помнить, что Назарбаев – отец-основатель Казахстана, а не просто политик, ставший президентом. Вся политическая элита Казахстана – это люди, в свое время выдвинутые Назарбаевым. Его иногда шутя называют «великим шахматистом». Все эти годы он переставлял людей с места на место, пока не подобрал свою команду, вероятно, лучшую при нынешних условиях. Вся политическая система Казахстана держится на огромном авторитете Назарбаева.

- И вы считаете, что казахстанских внутренних ресурсов хватит, чтобы достойно пережить кризис?

- Безусловно. Казахстанские власти очень уверенно себя чувствуют, они точно уверены, что справятся. И эта уверенность транслируется через все публичные выступления. А в выступлениях российских политиков я эту уверенность не слышу.

- Ну, транслировать уверенность – это вопрос не экономики, а грамотного пиара. Просто у казахов, видимо, пиарщики точней работают.

- Может, и так. Но их уверенность подкрепляется реальными шагами по выправлению ситуации. Они вложили большие деньги, они готовы вкладывать еще, и у них есть программы развития и стратегические проекты.

- Тогда давайте об этих проектах и поговорим. В книге вы рассказываете, и очень убедительно, как можно решить проблему воды: накоплением дождевой воды, очисткой сточных вод, прокладкой трубопроводов, созданием подземных накопительных резервуаров. Предлагаете всю страну пронизать автотранспортными магистралями и скоростными железными дорогами, сделать коноплю стратегической сельскохозяйственной культурой – она решит проблему отсутствия лесов (читай - бумаги) и остановит пески. Вы предлагаете проект создания тепличного сельского хозяйства, строительства наукограда в пустыне и знаете, как остановить высыхание Арала. Это все – планы уровня ГОЭЛРО и строительства Магнитки, БАМа или поднятой целины. Но подобные советские планы великих преобразований базировались на социалистической экономике, когда не было частной собственности, а всеми ресурсами – и финансовыми, и трудовыми – владело государство. Сегодня в Казахстане другая экономика. Почему вы думаете, что советская логика проектирования будет работать?

- Есть две советские логики планирования. Первая родилась в 1921 году, на основе плана Г.М. Кржижановского об электрификации всей страны. Планы первых пятилеток учитывали и доходы от частного сектора экономики, вплоть до 1939 года. Финансовые планы учитывали и единоличников на селе, и частную торговлю в городах. Даже во время войны велось финансовое планирование.

Вторая логика советского планирования возникла при Хрущеве, во время реформы планирования 1959 года, когда от финансового планирования отошли и перевели всю экономику на прямое фондирование. Власть определяла, сколько продукции должно производить данное предприятие, у каких поставщиков и сколько покупать сырья и материалов и кому сдавать продукцию. И хотя в СССР была достаточно мощная экономика, такого фондирования она не выдержала и развалилась. Сталинская система была гораздо гибче, и она была жизнеспособна, она выдержала чудовищные удары. Назарбаев использует эту систему, и у него получается управлять экономикой, в которой сочетаются государственные и частные сектора в ситуации кризиса и ограниченности ресурсов. В 1921 году, после гражданской войны, Россия была в руинах. Но ее восстановили довольно быстро. Потому и Казахстан тоже добьется великих успехов.

- Ни одно планирование не может учесть все риски, которые возникнут – жизнь, что называется, «вносит свои коррективы». Проект никогда не равен своему реальному воплощению. Чем грандиозней проект, тем мощнее риски и тем сильней сопротивление материала. И тогда в дело вступает репрессивная машина, которая и заставляет реальность соответствовать проекту…

- Дело не только в репрессиях. Большевиков всегда губила торопливость. Время от времени они прекращали нормально планировать и начинали гнать. Это и вызывало страшные последствия. Голод в Казахстане – это результат торопливых, совершенно непродуманных решений большевиков. Но когда они понимали, что на преодоление последствий затратили больше, чем могли бы при спокойном развитии ситуации, то спохватывались и возвращались к нормальному планированию.

- А к вашим проектам у команды Назарбаева возникает интерес?

- Да, и кое-что уже взято в разработку. Проект скоростной железной дороги между Алматы и Астаной. Министерство транспорта и коммуникаций уже анонсировало этот проект. Казахстан – лидер по расстоянию между столицей и крупнейшим мегаполисом, но чтобы доехать поездом из Астаны в Алматы, нужно потратить сейчас 14 часов. А билет на самолет стоит столько же, сколько до Москвы. Для бизнеса это очень невыгодно и неудобно. Если же построить скоростную железную дорогу, то можно будет добираться за 4,5 часа.

- А по телефону не дешевле решать дела?

- Этот вопрос вызывал массу споров. Но по телефону всех дел не решить, и бизнесмены все равно будут вынуждены ездить из Алматы в Астану. К тому же большинство посольств тоже в Астане, нужно ездить за визами.

- А ваша идея выращивать коноплю?

- Это не только моя идея, я просто довел до логического конца один казахстанский проект. Вообще, в Казахстане законодательно разрешена переработка конопли. Конопля – ценное растение, на конопле стояло могущество морских держав ХIХ века: это парусина, это пенька, из которой делали веревки и канаты. Она неприхотлива, не нужно поливать, и она останавливает движение пустыни…

- И в Приаралье может расти?

- Конечно. Ну, не у самого моря, но постепенно, гектар за гектаром, она сможет отвоевывать территории…

- Сказка. Впереди Арал плещется, позади море конопли…

- Отношение к конопле только как к наркотической культуре неадекватно. Главная ценность конопли состоит в волокнах, эти волокна трехметровые, а у хлопка максимальная длина волокон 40 сантиметров. Конопля – это не только волокна и масло, это 25 тысяч видов продукции, начиная от лекарств, косметики, и заканчивая стойматериалами… Конопля – это также источник целлюлозы, которую в Казахстане производить больше не из чего, лесов там не так много.

- И – сырье для производства наркотиков. Вы представляете, как нужно будет охранять эти поля?

- Конопля представляет собой ценность для наркоманов именно в тот момент, когда ее нужно собирать и для промышленных нужд. И тут, если объединить усилия полиции и тех, кто перерабатывает коноплю, - можно будет решить проблему. Стебли идут на заводы, а соцветия и верхние листья – на уничтожение либо на фармацевтические предприятия.

- Движение «Развития» выдвинуло идею, что Россия должна индустриализировать страны Центральной Азии и Казахстан. Вы хорошо знаете настроения казахстанской элиты. Мы им нужны с нашей индустриализацией?

- Если говорить о современном состоянии умов в Казахстане, то им Россия не то что не нужна, - они даже не учитывают ее существование. Гораздо важнее для них Евросоюз, США, Китай и арабские страны. Но Россия и сама не интересуется Казахстаном, и на это, мне кажется, нет объективных причин, они скорее субъективные. Это отношение идет еще с советских времен, а может, и с более ранних – Казахстан воспринимается Россией как национальная окраина, где не может быть ничего интересного. Приграничные с Казахстаном регионы – те, конечно, сотрудничают. Я встречал в Алматы в магазинах челябинские товары с этикетками, напечатанными по-казахски. Но вообще все разговоры об интеграции повисают в воздухе. Как вы думаете, какой процент рынка занимают казахские компании в России?

- Понятия не имею.

- Правильно. Я тоже не знаю. Думаю, меньше сотой доли процента. А сколько казахские нефтяные компании добывают российской нефти? Ноль. Ни одного проекта. Российский рынок монополизирован, казахов на него просто не пускают.

- А казахам бы хотелось на российский рынок?

- Конечно. И российские технологии казахов интересуют. В Казахстане есть несколько совместных с Россией производств, например, там собирают КАМАЗы, две тысячи машин в год, идут разговоры, чтобы собирать там самолеты АН-24. Но вопрос индустриализации стран Центральной Азии и Казахстана упирается в проблему: кто будет этой индустриализацией руководить? И если русские – то нет, извините. Их не пустят. У казахов память лучше, чем у русских, - у них каждый знает судьбу своего деда – прадеда. И они очень хорошо помнят голод тридцатых годов, когда погибло так много людей. Они помнят и распашку целинных земель, которая привела к эрозии почвы и наступлению пустыни, помнят, кто был у власти, когда начал умирать Арал, и еще много чего. Например, Семипалатинский полигон, устроенный на родине великого казахского поэта Абая. Это все равно как проводить ядерные испытания в Пушкинских горах… Казахи больше не пустят русских к управлению. А денежные инвестиции – конечно, это приветствуется.

- А вопрос поворота северных рек в Казахстан – как там относятся к этой инициативе?

- В Казахстане молчат. Пока не подписано межгосударственное соглашение, у этого проекта нет даже шансов. Я считаю, что поворот рек - совершенно невыгодный для Казахстана проект. Он потребует колоссальных затрат: и электроэнергии, и финансов. Нужно же будет перекачивать воду вверх, ставить огромные насосы, прокладывать трубопроводы… Да это золотая вода будет! Иртыш идет в Россию из Казахстана, и получается, что вода, попадая в Россию совершенно бесплатно, будет возвращаться в Казахстан за бешеные деньги! Зачем им это нужно? Если на казахов начать давить, то они просто построят ГЭС на входе Иртыша в Россию, поставят водохранилище, сделают обводные каналы… И все! Этот проект поворота рек вообще не учитывает интересы Казахстана. Есть в Центральной Азии вода. Нужно только научиться ее накапливать и собирать.

- Вы пишете о создании наукоградов в пустынях. В Казахстане есть мощная наука?

- В Алматы был филиал советской Академии Наук. В Казахстане есть научная школа с давними традициями. К тому же сегодня Казахстан вкладывает довольно много денег в высшее образование: покупаются европейские и американские образовательные программы, приезжают преподаватели, есть программа обучения за рубежом «Болашак». Казахстанское высшее образование, может, в чем-то уже и лучше московского.

- Вы так верите в казахстанский потенциал?

- Да. Они делают правильные вещи. Привлекают инвесторов, которые строят в Казахстане заводы, например, крупный судостроительный завод компании Keppel в СЭЗ «Морпорт Актау». Даже если потом инвестор захочет уйти, завод останется. Арабы инвестировали 10 миллионов долларов в разработку проекта Актау-Сити на Каспии. В Казахстане идет серьезное экономическое развитие, и, к примеру, с мангыстаускими товарищами трудно конкурировать – они сделали очень много, почти все, что приходит в голову.

- Когда вашу книжку читаешь, все нравится: и мощь проектов, и логика. Будущее экономическое благополучие Казахстана кажется таким спокойно достижимым. Но потом понимаешь, что это все только предстоит сделать: и воду, и науку, и транспорт, и промышленность. Получается, за что ни возьмись – всюду поле непаханое. Целина.

- Да. Там еще работать и работать. Но если 50 миллиардов долларов, о которых говорит Аблязов, пустить на реализацию этих проектов, то эти деньги могут частично закрыть проблему восстановления Приаралья, сельского хозяйства, транспорта и воды.

Беседовала Мария Яновская (Фергана.Ру)

Россия предоставит Кыргызстану крупный кредит на поддержку экономики
2008-12-12 16:57 ИА Фергана.Ру

Россия планирует до конца 2008 года предоставить кредит на поддержку экономики Кыргызстана в объеме двух миллиардов долларов. Об этом 12 декабря на заседании межгосударственного совета ЕврАзЭС сообщил премьер-министр России Владимир Путин, передает РИА Новости.

«Активные переговоры ведутся с киргизской стороной по выделению кредита в объеме двух миллиардов долларов. 300 миллионов будет направлено на поддержку бюджета, 1,7 миллиарда [долларов] - на крупные инфраструктурные проекты», - пояснил Путин. «Полагаю, что эта работа будет нами завершена до конца текущего года», - добавил премьер-министр.

Путин отметил, что Евразийскому экономическому сообществу «сейчас крайне важно стимулировать взаимные товарные потоки, совместные инвестиционные проекты, производственную кооперацию». Тем самым, по его мнению, удастся сохранить рабочие места и открыть новые рынки для предпринимателей.

Как «Фергана.Ру» сообщала ранее, 4 ноября, выступая на заседании правительства, министр экономического развития и торговли Кыргызстана Акылбек Жапаров заявил об удручающем положении киргизской экономики, и ситуация может ухудшиться в феврале-марте следующего года. Он отметил, что мировой финансовый кризис уже сказался на киргизской экономике, и в качестве примера привел уменьшение числа переводов денег от трудовых мигрантов из-за рубежа, снижение спроса на киргизскую продукцию и сокращение объема иностранных инвестиций.


В избранное