Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Вологда OnLine

  Все выпуски  

Вологда OnLine 17


Служба Рассылок Городского Кота

Архив на Subscribe.Ru
Поиск по архиву рассылки
"Вологда OnLine"


ВОЛОГДА OnLine  выпуск 17

 

Металлургия: время испытаний

Лекарства от кризиса

Не взорвать внутренний рынок

Металлургия, как известно, отрасль циклическая. За взлетом неизбежно следует падение. Стоимость металлопроката на мировом рынке уже уменьшается ежемесячно. Ценовой пик был в мае июне нынешнего года, правда, это не цены 1997 года, так как волна подъема с каждой фазой становится все меньше. Цены уже не поднимаются на ту высоту, на которой были на предыдущем гребне. Сейчас они упали по сравнению с максимальными старыми примерно на 25 долларов за тонну.

С учетом того, что металлурги работают в сложной коньюнктурной среде, для них очень важно регулировать объемы экспортного и внутреннего рынка. Ни одно предприятие России, в том числе и Северсталь не могут работать без экспорта. Но если внутренние цены будут выше экспортных это факт демпинга. Потому, естественно, Северсталь старается делать так, чтобы экспортные цены были всегда хоть чуше выше внутренних. Если будет наоборот, предприятие обвинят в нечестной конкуренции. Череповчане вынуждены держать цены, регулируя объемы поставок.

В нынешнем году, кстати, четко прослеживается тенденция на увеличение спроса на внутреннем рынке. Но ситуация пока еще неустойчивая. По расчетам Северстали , лишние 30 тысяч тонн металлопроката, поставляемых на внутренний рынок, полностью его взрывают, и тогда цены могут упасть. Череповецкие металлурги очень ревностно относятся к продажам внутри России и стараются увеличить объемы своих поставок ключевым клиентам трубникам, автомобилестроителями и нефтехимиками путем улучшения качества обслуживания, расширения ассортимента продукции и т. д. Но не выкидывают эшелоны арматуры на московский рынок, то есть достаточно последовательны, стараются объемами на цены не влиять, потому что понимают последствия.

Соглашение можно улучшить

На внешнем рынке многое будет зависеть от исхода проходящих сейчас Нью-Йорке переговоров по выполнению соглашения об антидемпинговом законодательстве.

Переговоры только начались, по сути дела, есть подробная инфомация лишь о первом их дне. Пока идет обмен мнениями, российская сторона сформулировала и передала американцам требования, которые необходимо срочно включить в соглашение. Они достаточно стандартные. Первый вопрос - цена, ведь многие российские заводы уже не могут продавать на американский рынок горячекатаный материал, потому что цена, обзначенная в соглашении, не позволяет продавать в связи с тем, что коньюнктура рынка по металлопрокату в Америке падает, конкурентная борьба там обостряется. Северсталь продавала до этого свою продукцию, но использовала более дорогие марки стали.

Второй вопрос в пакете переговоров - увеличение объемов поставок по некоторым видам продукции. Северсталь просит об увеличении квоты по холоднокатаному материалу, потому что, по нему не был доказан ущерб американцам со стороны России. Именно потому череповчане считают, что имеют полное право требовать увеличения квоты по этому продукту.

-Если говорить об общем климате переговоров, - высказывает свое мнение директор по сбыту ОАО Северсталь В. Швецов, - по мнению нашего представителя, климат на переговорах хороший, хотя проходят они очень напряженно. Вообще-то, с американцами сложно иметь дело, потому что они - классные переговорщики, предпринимают различные психологические атаки перед переговорами. Но с учетом того, что мы все это уже знаем, можно говорить о том, что настрой у американцев конструктивный. Разрыв переговоров или улучшение их не нужны никому, я понимаю так, что в итоге будет какой-то средний вариант. Всего, что просим, не добиться, но улучшить ситуацию, думаю, все возможности есть. У нас тоже появился классный переговорщик, зам. министра торговли и развития экономики М. Медведков, мы с ним достаточно давно знакомы, он знает тему. Думаю, что сможет проводить консультации и переговоры более конструктивно.

На переговорах присутствуют представители практически всех заинтересованных сторон, то есть других металлургических комбинатов России, потому там сейчас жарко и страсти бурлят.

Ситуация осложняется тем, что многие российские производители металла за разрыв соглашения. Но у череповчан есть серьезный аргумент, который они всегда приводят в дискуссиях со своими партнерами. Ведь если взять статистику за нынешний год, отчетливо видно, что квоты выбираются далеко не всеми российскими заводами. С одной стороны, они говорят, что соглашение не работает, а с другой то, что разрешается по квотам, не продается. Вопрос, всего вероятнее, стоит по-другому: нас прижали, и мы чувствуем себя некомфортно

Да, соглашение нужно улучшать и для этого есть все предпосылки. Но позиция Северстали была и остается: соглашение все-таки позволяет продавать на американском рынке. Тем более, что международные аналитики прогнозируют ухудшение мировой коньюнктуры и тогда желание американской стороны защитить свой рынок, наверное, удвоится. Соглашение в таком случае будет россиян спасать.

Уметь защищаться

К сожалению, российское правительство пока не объявило результаты антидемпингового разбирательства против украинских трубных заводов, хотя в правительственных кулуарах разговоры ходят такие: вот видите, мы же помогаем национальным производителям. Все ждут, что по трубам будет какое-то решение. Важен первый шаг, тогда будет ясно, что российский производитель защищен государством с помощью регулирования.

Если коньюнктура внешних цен падает, а внутренние остаются стабильными, значит, что они будут выше экспортных. Раз так происходит, тогда внутренний рынок интересен не только для Северстали , но и для иностранных компаний. В подобной ситуации важно иметь инструменты защиты нашего домашнего рынка. Очень важно, чтобы был прецендент.

Северсталь сейчас занимается сбором документов по антидемпинговому процессу против Украины. Успешное его развитие будет зависеть от того, решится ли государство на помощь. Россияне должны иметь право применять против других то, что используют против них. Это было бы честно.

- Если мы сможем защищаться,- говорит В. Швецов,- тогда и на нас нападать будут с оглядкой. Это понимает наше правительство, но я жду, чтобы кроме понимания был еще сделан какой-то конкретный шаг. Украина, к слову, наращивает объем продаж металлопроката на российский рынок, коньюнктура этому способствует.

Президент РФ В. Путин подписал в Нижнем Тагиле очень серьезный документ, в котором говорится о защите российских производителей металлоопродукции. В нем указаны конкретные сроки и мероприятия. Северсталь хочет участвовать в их реализации, но пока это декларации о намерениях, никаких конкретных шагов не сделано

 

Больше рынок меньше цены

Ну, а чтоже китайский рынок? По мнению В. Швецова лучше бы на него оставались виды у Магнитогорска. Разошлись бы по рынкам с череповчанами. Китайский рынок очень большой. А ведь чем больше рынок тем меньше цены. Никто сегодня не знает, какие сталелитейные мощности в Китае. Кто-то говорит, что там 105 миллионов тонн металлопроката производится. А кто-то утверждает, что 60 миллионов тонн. Было бы поэтому, наверное, неправильно, рассматривать Китай как стратегический рынок. Коньюнктура цен не позволяет там продавать на постоянной основе.

Китай пока остается для череповчан неким спотовым рынком, куда Северсталь продает продукцию, если возникает спрос. А вообще, как подчеркивает В. Швецов, он видит в Китае угрозу глобальную, мировую.

Не ниже себестоимости

Стратегия Северстали в условиях спада такая улучшать свою дистрибьюцию, работать по ценам рынка, не демпинговать, чтобы не возбуждать новые судебные процессы. Осторожность прежде всего. В ценах и объемах на каждом рынке. Искать свои ниши и стараться производить тот продукт, по которому конкуренция меньше. Ну, и конечно, надо понимать, что на рынке череповчане не одни, работают в очень серьезной конкурентной среде, потому нужно больше смотреть на конкурентов. Больше слушать, быть хорошо информированным, заниматься производством качественного продукта и не идти в демпинг. Это и есть лекарства, достаточно универсальные и действуют для той фазы плохой коньюнктуры, которая для металлургической отрасли традиционна. Трагедии никакой нет, говорят на Северстали , есть цикличность отрасли, просто меняется стратегия, усложняем продукты, стараемся переходить на долгосрочные контракты, становимся более внимательными к ценам.

Ответ кризису

В журнале Металлург , кстати, появилась интересная статья В. Швецова о том, как он видит глобализацию экономики в России. На его взгляд продукция металлургической отрасли приобретает большую стоимость, путем концентрации производства с трубной и метизной промышленностью. Во время кризисов ситуация может сглаживаться, потому что у труб и гвоздей, как продуктов, на рынке немного другая ценовая амплитуда, меньшая. Ценность большого продукта металл плюс трубы более устойчивая. И от этого выигрывают не только металлурги, которые имеют большой объем производства даже в период кризиса, но и трубники, метизники.

На примере Череповецкого сталепрокатного завода, можно отметить интересную вещь: когда рынок плохой, у предприятия много предложений от металлургических заводов. А когда рынок хороший все металлургические заводы уходят на экспорт, и ЧСПЗ не может конкурировать с экспортными ценами. И тут надо выбирать: или долгосрочное партнерство, или скакание по волнам коньюнктуры.

Северсталь предлагает долгосрочное партнерство, различные формы интеграции с дальнейшими технологическими переделами из ее металла метизами, трубами. В себестоимости трубы, кстати, 70-80 процентов металлопроката. На взгляд В. Швецова, это ответ кризису, который преиодически поражает крупные металлургические компании. Объединиться, чтобы быть более конкурентноспособными. Реакция на эту статью была более чем оживленная, но объединение всегда сложный процесс и потому пока ничего конкретного нет.

Пассивную позицию череповчане в условиях кризиса занимать не собираются. Настрой такой: уменьшать позиции менее рентабельные и повышать более рентабельные. Стараться работать с покупателями, которые строят отношения с Северсталью на долгосрочной основе и тем самым фиксируют цены на год или на полгода. Улучшать качество продукта. Задача состоит в том, чтобы цены Северстали никогда не были ниже себестоимости. Такой прогноз в Череповце не делают, потому что не могут себе подобного даже вообразить.

Прогноз у руководства Северстали по реагированию на падение коньюнктуры цен хороший. Во всяком случае свою прибыльность снижать здесь не собираемся. А как это получится время покажет.

Николай Ненастьев.



become number one MAFIA's Top100 TopList
RLE Banner Network

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru

В избранное