Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Искусство быть счастливым

  Все выпуски  

Произошло ожиданное и приятное. Появился фильм, который смог взволновать наше общество. Я говорю о сериале "Школа" и фильме "Все умрут, а я останусь" как об одном произведении. И думаю, что Вы со мной в этом согласитесь. Подобного не случалось 10 лет со времен выхода "Брат 2". Валерия Гай Германика смогла по-настоящему зацепить.


Выпуск №21 17.01.2010г.

Здравствуйте, Дорогие Друзья!

 

Сегодня актуальный комментарий.

 

Школа

 

Свершилось

Произошло ожиданное и приятное. Появился фильм, который смог взволновать наше общество. Я говорю о сериале "Школа" и фильме "Все умрут, а я останусь" как об одном произведении. И думаю, что Вы со мной в этом согласитесь. Подобного не случалось 10 лет со времен выхода "Брат 2". Валерия Гай Германика смогла по-настоящему зацепить.

И содержание самого фильма и дискуссии о нем открыли нам многое о самих себе. Под дискуссиями я подразумеваю интернет-публицистику, записи в блогах и "Закрытый показ" с Александром Гордоном.

 

Весь ужас реализма

Спор завязался, прежде всего, вокруг того, насколько правдива история. Или даже точнее, насколько сгущены краски. В итоге все сошлись на том, что фильм не фантастика и так действительно бывает. Где-то чаще, где-то реже, но показанное есть реалии нашего общества.

Я, правда, на "Закрытом показе" ожидал группы морализаторов, проклинающих пороки во имя всего святого. И был приятно удивлен, не дождавшись. То ли их не позвали, то ли они решили признать очевидно существующее.

Признав существование показанных событий, все признают разные степени, но шока от увиденного. И вот причины этого шока особо не называются. И я попробую высказать свое мнение на его причины.

Содержание фильма и сериала, по факту, не такое уж и страшное. Тот же "приостановленный" Первый канал регулярно показывает фильмы с содержанием и покруче. То есть с войнами, казнями, убийствами, грабежами, изнасилованиями, унижениями и т.п.

Мне кажется, что мы – взрослые люди всех поколений ни разу не видели художественного изображения отечественной школы в жанре реализма. В любых других – пожалуйста. Комедии, трагедии, сказки с моралью, семейноукрепляющие, сопли-на-кулак-наматывающие, пропагандирующие востребованные государством стереотипы – сколько угодно. А вот школу "как она есть" мы в кино не видели ни разу. Вот нам и удивительно на новые ворота посмотреть.

Отсюда и постоянный вопрос, о чем фильм и где мораль. Зрители постоянно задают эти вопросы. Им хочется знать, что им хотел сообщить режиссер. И даже в рамках духовного прагматизма, чем они могут стать лучше и добрее в результате просмотра фильма. А фильм не упирает на столь привычные нам централизованные воспитательные функции.

Это, на мой взгляд, забавно. Посмотрев фильм о жизни сусликов или дельфинов, не принято бичевать себя вопросом о морали просмотренного. Это просто жизнеописание. А фильм про школу включает культовый рефлекс желания очищения от скверны.

Скажем, в живописи жанр реализма развит. Портрет, натюрморт или пейзаж не вызывают рефлекторного вопроса о морали и оцениваются по красоте и соответствия натуре. Это такое чувство красоты того, что есть. Валерия Гай Германика открыла нам дверь этого жанра и в кино. И даже в такой священной для идеологических властителей его части как кино про школу.

И лично для меня это символ развития свободы в нашем обществе. Обществе, где еще 20 лет назад режиссер не только не мог показать массово пьющих подростков, но и прийти на ТВ с серьгой в носу. Обществе, где еще 60 лет назад могли расстрелять по тайному решению одного человека. Обществу, где всего 110 лет назад самодержавно правил царь.

 

Любителям смысла

Здесь мне могут возразить, что зачем такая свобода, где можно показывать бухающих в школе детей. Нужна ли она нам и туда ли мы движемся. Думаю нужна и вот почему.

Проблема не в показе бухающих детей по ТВ и не в съемках фильмов про них. Проблема в том, что дети бухают. А почему они напиваются и совершают эти неблизкие любви, красоте и достоинству поступки? Может быть потому, что чувствуют себя несчастными? Может потому, что наша жизнь и общество устроены так, что люди систематически лишают друг друга любви, подавляют и унижают друг друга.

А дети в период полового созревания, только открывая для себя мир половых чувств, наиболее остро ощущают это корежащее души насилие и несправедливость, царящие в нашем обществе. Им сносит башню оттого, насколько безобразно устроен мир взрослых. А им в ответ "затыкают рот" очевидно лживой моралью, что нельзя делать то, что делают сами взрослые.

Да папа с мамой вынуждены делать кучу неприглядных вещей, но дети у них должны соответствовать самым высоким нормам морали. А не получается. И не получится. И одной из причин этого и есть пресловутая несвобода. Играя в рабовладельцев и рабов, мы сами создаем этот жестокий мир, в котором нам самим и нашим детям сносит крышу. Просто на подростках это заметнее.

Поэтому, мне кажется, свобода как условие построения справедливой жизни очень важна. И свободное общество, где достает смелости взглянуть в глаза собственным проблемам, более способно эти проблемы решить, чем то, где все стыдливо спрятано.

И тому есть наглядные примеры. Общества Западной Европы, где разные проблемы напоказ, имеют во многие разы меньшие объемы насилия (убийств, изнасилований, побоев), чем телевизионно-образцово-показательные тоталитарные общества, где все это существует в огромных масштабах, но скрыто.

Скрыто, прежде всего, от самих себя. Показательно, что нет больших любителей покричать о собственной чистоте и праведности, чем представители обществ узаконенного насилия.

Это касается и нас. Например, качественная межстрановая сравнительная статистика уголовных преступлений у нас в России не общедоступна. Вот был бы повод для нравственных дискуссий.

А в мировой перспективе это есть плата за политкорректность. Потому, что простая публикация уголовной статистики по странам сделает воду прозрачной. Станет просто ясно, чей образ жизни и чьи ценности к чему ведут.

Публикация подобной же общемировой статистики по народам и религиозным конфессиям вообще сегодня выглядит политически невозможной. И это есть тест на зрелость планетарной цивилизации.

 

Прям по названию

Еще одно любопытное наблюдение я сделал во время просмотра обсуждения фильма в "Закрытом показе". Из всей группы экспертов и высказавшихся из зала (а это порядка 20 человек) только трое (Гладков, Дыховичный и Сукачев) поблагодарили режиссера (коллектив). По комментариям в сети картина едва ли не беднее.

Комментаторы, как правило, сообщают миру свой "офигенно важный комментарий". Часто со стеклянным взглядом, запыхиваясь, лишь бы скорее окормить паству открывшимся им истинным пониманием происходящего.

Благодарности режиссеру, сценаристам, продюсерам, актерам, авторскому коллективу, ведущему, Первому каналу, другим комментаторам, как правило, не высказываются. Благодарности за труд, за внимание, за помощь, за то, что пришли поучаствовать в обсуждении вместе со всеми.

Я думал об этом постоянно, все время эфира "Закрытого показа" с рекламой вместе. Почти каждый пришел окормлять паству своим "офигенно важным мнением". Почти каждый с болезненным выражением в глазах кричал о важном для него и "всеравнил" на остальных. Не знаю о чем в это время думала режиссер, но у нее почти весь эфир была такая смущенная загадочная улыбка на лице.

И я думал о том, какое удачное у фильма название, о том, как подходит оно ко всей нашей жизни. О том, как много людей живут так, как будто все умрут, а они останутся. Им кажется, что пренебрежение другими людьми ведет к скорейшему счастью (по принципу "выдерну у остальных – мне так больше достанется"). А получается, что "навсеравнивая" на других ты последовательно строишь вокруг себя ад. И с удивлением обнаруживаешь себя живущим в этом аду (и хто это сделал?).

И так страх в ответ на страх, боль в ответ на боль, унижение в ответ на унижение. И обсуждение в среде "культурных" людей один в один отразило то, что было показано в фильме.

 

Познанное изменяемо

Мне кажется, что авторская команда сделала прекрасный фильм. Мне кажется, что каждый из комментаторов дополнил общую художественную и смысловую картину своим уникальным опытом. Мне кажется, что, достигнув смелости смотреть на себя таких, какие мы есть, мы сможем осознанно строить жизнь нашего общества.

Мне кажется, что можно выстроить счастливую жизнь, признавая других, испытывая и передавая другим чувство благодарности за то, что они есть. Тогда умирание других перестанет быть условием того, чтобы "ты" остался.

И чтобы жить в счастье, надо его вокруг себя строить. И любое чувство ненависти к себе или во внешний мир (что, в общем, по-моему, есть одно и то же) станет невыгодным и бессмысленным.

Мне кажется очень логичным, что для того, чтобы жить в мире любви и уважения, надо самому эти любовь и уважение излучать.

 

 

Продолжение следует…

(c) Скотаренко Михаил MikhailSkotarenko@yandex.ru

 

Если этот выпуск показался Вам интересным и полезным и Вам это доступно, Вы можете поддержать мою работу над дальнейшими публикациями. Вы можете отправить мне мысль и чувство поддержки и/или перечислить любую разумную для статьи сумму (например, 50 рублей) на любой из моих интернет счетов.

Яндекс.Деньги

Web Money

RBK Money

41001373572446

R253935580154

RU565253199

Именно такой способ существования и оплаты копирайта я считаю разумным и перспективным. Каждый может знакомиться, поддерживает тот, кому понравилось и кто может. Я благодарен всем, поддержавшим мои труды.


В избранное