Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Все, что вы хотели знать о детях. Выпуск 17.


Информационный Канал Subscribe.Ru

Выпуск 17. «Все, что вы хотели знать о детях»

 

День добрый, друзья! С вами  ведущий рассылки - психолог Светлана Сушинских!

Рада приветствовать вас в нашем Родительском клубе!

 

Организационные вопросы

Дорогие мои подписчики!

Поздравляю вас с прошедшими праздниками – Новым годом и Рождеством! Надеюсь, что вы и ваши дети встретили их весело и интересно. Сегодняшняя рассылка была заранее запрограммирована, еще до Нового Года, так как я в данный момент нахожусь в отпуске. Однако я продолжаю принимать ваши письма и обязательно отвечу на все!

Итак, что нас ждет в сегодняшнем выпуске?

В разделе «Детская психология для родителей» сегодня –  статья «Темперамент ребенка»

В разделе «Психологическая консультация» - ответы на письма.

Темы консультаций:

Проблемы со сном

Разошлись с женой в вопросах воспитания

В разделе «Детская мастерская»  - продолжение серии практических игр на развитие познавательных способностей. Сегодня – игры на развитие мышления.

В разделе «Делимся опытом» - письмо от Юли с рассуждениями о развитии речи детей. Присоединяйтесь к обсуждению этой проблемы.

Итак, в выпуске….

Детская психология для родителей.

Темперамент ребенка

Темперамент— устойчивое объединение индивидуальных особенностей личности. Темперамент проявляется уже в раннем детстве, он относительно устойчив и слабо поддается воспитанию. Чаще всего встречается темперамент смешанного типа.

Холерики

Холерик - личность неуравновешенная, несдержанная, вспыльчивая, даже необузданная. С трудом выполняет монотонную работу, реакции быстрые, сильные. За дело берется с жаром, но быстро остывает - появляется "наплевательское" настроение. В общении нетерпелив и резок. Мимика и движения энергичны, темп работы быстрый.

Часто подростки с таким темпераментом срывают уроки, ввязываются в драки, вообще доставляют множество хлопот родителям и учителям. Это задорные, боевые, активные ребята. Они становятся заводилами в среде сверстников, вовлекая их в различные романтические предприятия.

Если родители или учителя пытаются переломить характер таких детей, чаще всего ограничивают свободу движений. Но когда возникает естественный протест, так как нервная система таких ребят не может работать по - другому. Такие дети становятся чаще других трудными.

Меланхолики

Меланхолик - неуравновешен, глубоко переживает любое событие при вялом и слабом внешнем реагировании. Реакция замедленная. Чувствителен, раним, боится трудностей, отличается повышенной тревожностью. Избегает непредвиденных ситуаций. Предпочитает выполнять действия, не требующие психического напряжения. Мимика и движения медленные, бедные, голос тихий, невыразительный.

Часто этим ребятам трудно в коллективе. Они не могут противостоять несправедливости, часто попадают под чужое влияние, их дразнят, обижают. Домашние задания выполняются всегда хорошо и аккуратно, а вот у доски они теряются.

Дети -меланхолики нередко робкие и стеснительные, они могут легко расплакаться.

Сангвиники

Сангвиник - личность уравновешенная, его реакции отличаются скоростью и умеренной силой. Отсюда его ровная активность, энергичность, способность легко приспосабливаться к новым условиям. Он быстро овладевает новыми профессиональными знаниями, может долго работать, не утомляясь, при условии, что работа разнообразная. Отчетлив интерес к окружающим людям и обстоятельствам. Интересы широкие, разнообразные. Подвижный, общительный, легко переносит трудности и невзгоды. Мимика и движения выразительны, речь быстрая.

Такие дети быстро приспосабливаются к окружающей обстановке, легко схватывают материал. Трудолюбивы, часто лидируют в коллективе. Но при неправильном воспитании могут стать лицемерами и приспособленцами.

Флегматики

Флегматик уравновешен. Реакции на события медленные, спокойные. Отличается большой и ровной силой, длительностью ее воздействия. Интересен, трудности и невзгоды умеет перетерпеть. Упорен, терпелив. Трудно сходится с людьми, в общении избирателен. Не находчив, речь и движения неторопливы.

Такие дети организованны, выдержаны. Всегда аккуратно одеты, спокойны и медлительны. Им трудно переключиться от одного вида деятельности к другому. Такие дети не участвуют в спортивных соревнованиях, они не бывают лидерами, но к ним часто идут за советами и разрешением проблем.

Тест на определение темперамента ребенка.

1. Как ведёт себя ребёнок в ситуации, когда необхо­димо быстро действовать:

а) легко включается в работу;

б) активно действует;

в) действует спокойно, без лишних слов;

г) робко, неуверенно.

2. Как реагирует ребёнок на замечание педагога:

а) говорит, что больше так не будет, но через не­которое время поступает так же;

б) не слушает или поступает по-своему;

в) выслушивает молча;

г) молчит, обижен, переживает.

3. Как разговаривает ребёнок с другими детьми в зна­чимых для него ситуациях:

а) быстро, с жаром, но прислушивается к выска­зыванию других;

б) быстро, со страстью, но не слушает;

в) медленно, спокойно, но уверенно;

г) с большой неуверенностью.

4. Как ведёт себя в непривычной обстановке:

а) легко ориентируется, проявляет активность;

б) активен, проявляет повышенную возбудимость;

в) спокойно рассматривает окружающее;

г) робок, растерян.

Критерии: если обнаруживается, что в большин­стве случаев для ребёнка характерны реакции типа а, то можно говорить о преобладании у него черт сангви­ника; б — холерика; в — флегматика; г — меланхолика.

 

Если у детей преобладают черты сангвинического темперамента:

∙ важно проявлять строгость, требовательность к ре­бёнку, контролировать его действия и поступки;

∙ обращать внимание на мелкие нарушения со сто­роны ребёнка (не убрал игрушки);

∙ необходимо чтобы начатое дело доводилось до конца и с хорошим качеством (не разрешать при­ниматься за другой рисунок, пока не окончен пер­вый);

∙ целесообразно небрежно выполненную работу предложить выполнить заново. Главное — пока­зать ребёнку конечный результат добросовестных действий;

∙ важно формировать у ребёнка устойчивые интере­сы. Не допускать частой смены деятельности;

∙ учить внимательно относиться к товарищам, стре­миться, чтобы складывались прочные, устойчивые отношения.

Если у детей преобладают черты холерического темперамента:

∙ с пониманием относиться к проявлению активнос­ти ребёнка;

∙ говорить с ребенком спокойно, тихим голосом, но требовательно, без уговоров;

∙ целесообразно ограничивать всё, что возбуждает нервную систему ребенка: кино, телевидение, чте­ние — все должно быть в меру. За два часа до сна — только спокойные игры и занятия;

∙ необходимо развивать у ребёнка сосредоточенное внимание: настольные игры (но не те, где сорев­нуются), конструирование, рисование, лепка — все что требует усидчивости;

∙ воспитывать у ребёнка умение управлять собой (игры с командами, с внезапными остановками «Замри», где он будет подчиняться);

∙ приучать его к правилам общения: говорить спо­койно, не перебивать говорящего, считаться с желаниями других, просить, а не требовать;

∙ необходимо строго соблюдать режим дня.

Если у детей преобладают черты флегматическо­го темперамента:

∙ нельзя применять окрики, угрозы, поторапливания — это оказывает тормозящее влияние на не­рвную систему ребёнка;

∙ не следует отстранять ребёнка от той деятельнос­ти, которая требует приложения усилий;

∙ следует чаще хвалить его за скорые действия;

∙ необходимо ставить ребёнка в условия, когда нужны быстрые действия, полезны игры соревнова­тельного характера;

∙ следует побуждать ребёнка к движению (гимнас­тика, подвижные игры, плавание, бег);

∙ побуждать ребёнка к игре, труду, конструирова­нию — активизировать его;

∙ нельзя резко обрывать ребёнка. Необходимо пре­дупреждать его за несколько минут о смене вида деятельности;

∙ привлекать ребёнка к деятельности в коллективе.

Если у детей преобладают черты меланхоличес­кого темперамента:

∙ нужно ограничивать шум, новые знакомства, ко­личество игрушек, но в то же время приучать ре­бенка не бояться небольшого шума, спокойно, без тревоги относиться к новому человеку;

∙ нельзя повышать голос на ребенка, проявлять к нему чрезмерную требовательность, наказывать, подчеркивать его недостатки;

∙ целесообразно беседовать с ребенком, так как он отличается внушаемостью. Говорить нужно мяг­ко, убеждающе, но уверенно, определенно;

∙ ребенку полезно заниматься спортом;

∙ необходимо разнообразить жизнь ребенка;

∙ надо привлекать ребенка к совместному труду со взрослыми;

∙ важно развивать у него общительность;

∙ необходимо поддерживать у него положительные

 

Психологическая консультация.

Проблемы со сном.

Здравствуйте Светлана. Большое спасибо за Вашу рассылку. Очень интересно читать, Ваши советы стараюсь использовать в жизни. У меня такая проблема, у меня дочка 2 года. Почти с самого рождения у нее проблемы со сном. Когда была совсем маленькая засыпала только в коляске, когда ее качали, потом когда подросла, качали на руках, потом качали в кроватке (она на колесиках), в любом другом случае она не спала, плакала, могла не спать совсем днем, если не будешь качать. Когда она заболела, я брала ее в свою кровать и она так привыкла, что стала спать только со мной. Сейчас мы ее не качаем, но она  спит или с нами (со мной и мужем) или в своей кроватке, но только если я рядом сижу. Укладывание спать продолжается от 1,5 до 2 часов. Причем в яслях она засыпает хорошо и спит долго. Каким способом ее можно приучить засыпать самой? Если я ее кладу и выхожу из комнаты она не уснет, начинает меня звать если не подойду, будет плакать (я подхожу). Ночью часто просыпается, я подхожу и сижу рядом, пока не уснет. Вся измучилась, не знаю, как быть. Если сможете, помогите советом. Заранее благодарна. Ирина.      

 

Ответ:

Ирина, здравствуйте!

Сон, засыпание, ритуалы укладывания у каждого ребенка свои индивидуальные. Все зависти от возраста, от личности ребенка, от ситуации в семье, от здоровья ребенка и от стиля воспитания в семье.

Многим детям до 3 лет требуется много телесного контакта, они успокаиваются только тогда, когда чувствуют тепло маминого тела, дыхание. Поэтому таких детишек нужно приучать спать не раньше 3 лет, то есть с возраста, когда у ребенка формируется самостоятельность.

Стиль воспитания в семье также влияет на ритуалы засыпания. Например, когда мама настаивает на том, что ребенок должен спать один, а бабушка нет, качает, долго укладывает ребенка, кладет с собой.

Если вы все-таки уверены, что ребенок может засыпать быстро, спать один и спать долго, необходимо выполнить несколько основных вещей:

Перед сном не играть в активные игры.

Ребенок должен знать, что вы настроены решительно и раз сказали, что она будет спать одна, выполнять это.

Перед сном строго выполнять одни и те же действия (так называемый ритуал перед сном) – например, идем умываться, одеваем пижамку, прощаемся с игрушками, кладем рядом любимую игрушку, читаем одну маленькую сказку, поворачиваемся на бочок, закрываем глазки.

Ложиться спать в одно и тоже время.

Положительное отношение к кроватке как месту для сна – вместе купили постельное белье с детским рисунком, вместе застелили.

Посидеть немного рядом, погладить, подержать за ручку.

Первое время будет тяжело, но если вы будете все действия согласовывать и четко выполнять, то через какое-то время (2-3 недели обычно) ребенок начинает спать один.

Еще одно условие – все в семье настроены так же, как и вы, все соблюдают правила сна и строгий режим. В доме – спокойная доброжелательная атмосфера.

С уважением, Светлана

 

Разошлись с женой в вопросах воспитания

Здравствуйте, Светлана! Очень нравится ваша рассылка, и я с удовольствием их читаю.

Меня зовут Илья, и у меня есть вопросы  к Вам по поводу моего 4-хлетнего Степана.

Дело в том, что в этом году мы заселились в свой собственный дом, где у нас естественно есть и детская комната. На мой взгляд, в 4 года ребёнок должен спать в отдельной кровати, в отдельной комнате, но только наш Степан хочет засыпать только с мамой. Всё бы ничего, и со временем под родительским напором всё встало бы на свои места, да только жена оказалась не на моей стороне и поддерживает сына и уверяет, что в этом нет ничего страшного. Я же считаю, что это может нехорошо отразиться на его характере, особенно если учесть, что он мальчик.

Очень Вас прошу, Светлана, разъясните этот вопрос для меня.

С Уважением,  Илья.

 

Ответ:

Илья, здравствуйте!

Очень трудно что-то порекомендовать, когда у вашей жены такая позиция. В принципе, вы правы в том, что в 4 года ребенок должен спать один. Конечно, любому ребенку время от времени требуется лишнее тепло родителей и иногда ребенка можно класть с собой, главное, чтобы это не переросло в систему, когда ребенок бежит к родителям по малейшему поводу.

А вот воспитание характера и самостоятельности как раз приходятся на возраст 3-4 лет. Ребенок и сам уже стремится к независимости от родителей, а родители должны поощрять самостоятельность и умение многие вещи делать самому. И вы правы, что именно для мальчика это особенно необходимо.

Я думаю, что вам нужно найти компромисс. Попробуйте договориться с женой следующим образом – расскажите о том, что вы считаете важным развивать у ребенка самостоятельность, о том, как важно, чтобы у ребенка имелось собственное пространство и личные вещи (имея собственную комнату, кровать, мебель и пространство, ребенок быстрее учится делать все самостоятельно, убирать свои игрушки и комнату, следить за собой и своими вещами, это делает ребенка ответственным). Попробуйте договориться, что ребенок какое-то время, пока адаптируется в новом доме, будет иногда спать с мамой, чтобы переход не был болезненным. Но через 2-3 месяца он полностью переселяется в свою комнату и спит в своей кроватке.

И еще один важный вопрос. Ребенку важно показать, что вы с женой – не только его родители, но и семейная пара. У вас тоже должно быть время друг для друга, свое личное пространство и время. Нужно рассказывать ребенку, что у мужа и жены есть своя комната и своя кровать, на которой они спят только вдвоем. Это очень важный аспект воспитания, которому также нужно уделять время, ребенок должен знать все роли в семье и относиться к этому с уважением.

Всего вам самого лучшего!

 С уважением, Светлана

 

 

 

Детская мастерская

Игры на развитие мышления

Мышление — это психологический процесс познания, связанного с открытием субъективно нового знания, с решением задач, с творческим преобразованием действительно­сти. Мышление — это одно из высших проявлений психического, процесс познавательной деятельности. Мышление как процесс неразрывно связан с мышле­нием как деятельностью человека (мотивации, спо­собности и пр.). В психологии различают три вида мышления: сло­весно-логическое, наглядно-образное, наглядно-дей­ствительное мышление.

Игры на развитие мышления у детей должны:

 - развивать на основе наглядно-образного мышле­ния (данное мышление — это познание с помощью представлений предметов и явлений) словесно-логи­ческое мышление (познание с помощью понятий, слов, рассуждений);

 - развивать скорость мышления, мыслительные процессы обобщения, отвлечения, выделения суще­ственных признаков;

 - развивать умение анализировать, сравнивать, аб­страгировать, классифицировать, устанавливать при­чинно-следственные связи, способность рассуждать.

1. «Четвертый лишний»

Цель: развивать наглядно-образное мышление.

Инструкция:

Ребята, перед вами 5 карточек, на которых изобра­жены по 4 предмета, подобранных таким образом, что только три из них связаны между собой. Ваша зада­ча — внимательно посмотреть и назвать, какой из этих четырех предметов лишний, и обосновать свой ответ.

Выигрывает тот, кто быстрее правильно найдет четвертый лишний. Карточки:

Тюльпан, ромашка, кошка, ландыш.

Наручные часы, будильник, градусник, настен­ные часы.

Карандаш, ручка, тетрадь, фломастер и т. п.

После выбора четвертого лишнего предложите ре­бенку оставшиеся три предмета назвать одним сло­вом.

2. «Нелепицы»

Цель: развивать наглядно-образное и словесно-ло­гическое мышление.

Ребята, посмотрите на карточки, на которых изоб­ражены различные нелепицы, рассмотрите их внима­тельно, скажите, что здесь нарисовано неправильно, и объясните, почему это не так, как должно быть на са­мом деле.

3. «Сравни предмет»

Цель: развивать процессы мыслительных опера­ций.

Инструкция:

Ребята, перед вами пары слов. Прочитайте и поду­майте, чем они похожи? Чем они отличаются друг от друга? Назовите.

Муха и бабочка.

Дом и сарай.

Стол и стул.

Вода и молоко.

Молоток и топор.

Река и озеро.

Город и деревня.

Книга и тетрадь.

Скрипка и гармонь.

Драка и шалость.

 

4. «Окончание слов»

Цель: развивать скорость мышления.

Инструкция:

Ребята, сейчас вам будет зачитано начало слова, его первый слог, а вы должны его закончить. Отгадайте, какое слово я хочу назвать!

Предлагается десять слов:

1. По; 2. На; 3. За; 4. Ми; 5. My; 6. До; 7. Че; 8. Ку; 9. Пры; 10. Зо.

5. «Найди лишнее слово»

Цель: развивать мыслительный процесс выделе­ния существенных признаков.

Инструкция:

Я вам сейчас буду зачитывать по четыре слова, из которых одно будет лишнее. Ваша задача — найти это слово и записать, а потом объяснить, почему именно это слово вы считаете лишним:

Вася, Петя, Коля, Иванов.

Молоко, сыр, мясо, сметана.

Иней, пыль, дождь, роса.

Дедушка, учитель, мама, папа.

Ручка, кисточка, роза, карандаш.

Пилотка, шапка, шарф, шляпа.

Троллейбус, трамвай, трактор, автобус.

Береза, сосна, арбуз, елка.

Кирпич, камень, дом, глина.

Туфли, колготки, ботинки, сапоги.

 

6. «Составь предложение»

Цель: развивать способность быстро устанавливать связи между предметами, творчески создавать новые це­лостные образы из отдельных разрозненных предметов. . Инструкция:

Ребята, ваша задача состоит в том, чтобы составить как можно больше предложений из трех не связан­ных между собою слов. Например, дается три слова: озеро, карандаш, медведь. Какие же предложения у нас получатся?

«Медведь взял карандаш и нарисовал озеро» или «Медведь сидел на берегу озера и грыз карандаш» и т. п.

Слова:

телевизор, кенгуру, лес; книга, машина, дождь; слон, веревка, пожар; утро, сарай, кошка.

Запишите все составленные предложения в тет­радь.

7. «Назови слова»

Цель: развивать гибкость ума.

Инструкция:

Ребята, суть данной игры состоит в том, что вам нужно назвать как можно больше слов, обозначающих:

Деревья (береза, сосна, ель, кедр и т. д.);

Зверей (слон, жираф, бегемот и т. д.);

Домашних животных;

Предметы, относящиеся к спорту;

Наземный транспорт;

Воздушный транспорт;

Водный транспорт;

Овощи;

Фрукты;

Одежду.

 

8.  «Говори наоборот»

Цель: развивать способность понимания взаимо­связи между словами.

Инструкция:

Сейчас я буду говорить слово, а ты тоже говори, только наоборот.

Пары слов:

веселый — грустный; быстрый — медленный; красивый — безобразный; пустой — полный; худой — толстый; умный — глупый; тяжелый — легкий; трусливый — храбрый; белый — черный; твердый — мягкий; шершавый — гладкий.

10. «Бывает — не бывает»

Цель: развивать способность устанавливать при­чинно-следственные связи.

Инструкция:

Я называю ситуацию и бросаю мяч. Вы должны его поймать только в том случае, если названная мною ситуация бывает, а если нет, то мяч ловить не нужно.

Ситуации:

Кошка варит кашу, поезд летит по небу, кошка хо­чет есть, человек вьет гнездо, почтальон принес пись­мо, зайчик пошел в школу, яблоко соленое, стеклян­ные туфли, в кастрюле варится каша, кошка гуляет по крыше, девочка рисует домик, ночью светит солнце, зимой идет снег, курочка клюет зерна, мальчик виля­ет хвостом, строитель строит дом, кошка бежит за мышкой, собака клюет еду, и т. п.

 

Делимся опытом

Письмо от Юли:

Здравствуйте, Светлана.

Сегодня хочу написать вам на тему письма Валентины по поводу задержки речевого развития ее 2-х летнего малыша. Хотелось бы поделиться своим опытом.

Дело в том, что с речевыми проблемами совего сына я обратилась к невропатологу уже в год и семь месяцев. В отличие от своих сверстников он говорил меньше и зациклился на "для-для", это у него было все: травка - "для-для", ножки - "для-для", кран - "для-для" и т.д. Я недоумевала, ведь первые слова, типа "мама, папа, мяу" у нас появились уже в 9 месяцев, а потом как застопарилось. Я очень много занималась с ребенком моторикой (начиная с 3-х месяцев, каждый день минут по 15), но было такое впечатление, как будто я не могу пробить стену, все занятия шли впустую. В год и семь обратилась к невропатологу. На до мной все смеялись. Говорили, что мальчики всегда так, не спешат с речью, он "копит словарный запас", что к 3-м годам все образуется и прочее. Но я наверно немного "курица", замороченная, и до 3-х лет мне ждать не хотелось, а вдруг что серьезное...  Невропатолог подтвердила, что задержка речевого развития присутствует, в этом виной тонус в шейно-воротниковой зоне ребенка (мозг плохо питается кислородом и плохое кровообращение). Необходим массаж и курс принятия лекарств. Врач сказала, что можно и не лечиться, рано или поздно ребенок заговорит, но в будущем у него возможно будут частые головные боли (мой муж, кстати, практически питается цитрамоном). Я сделала все, как говорила невропатолог. Я не скажу, что мой сын, как говорят многие "в один день проснулся и заговорил потоком слов, что не знали, когда он наконец замолчит". Но после первого курса приема лекарств ребенок начал говорить отдельные слова, причем достаточно сложные (типа апельсин, акула и т.д.), после второго курса мы заговорили предложениями. Тонус сошел, мой ребенок говорит получше сверстников, которые стали проявлять речевые способности раньше. А вот у моей подруги, которая спустила задержку речевого развития своего ребенка на самотек ("ничего страшегог, после 3-х заговорит"), мальчик оказался глухой. А она и не знала... Спохватилась, а поздно уже. Я думаю, что консультация Валентине у врача не повредит. Даже сами невропатологи говорят, что если после 1,5 года ребенок не делает примитывные предложения (дай пить, вот мяу и т.д.) - это наши пациенты.

Надеюсь, что совет будет полезен.

С уважением, Юлия

 

Предлагаю всем читателям поделиться своим собственным опытом, а Юле выражаю огромную благодарность за письмо и описание собственного опыта!!!!

 

До встречи в следующем выпуске!

 

 

 

Светлана Сушинских, психолог.

Жду ваших писем по адресу svetlana-sushinskikh@yandex.ru

Приглашаю на мой сайт.

 


Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: psychology.detki
Архив рассылки
Отписаться Вебом Почтой
Вспомнить пароль

В избранное