Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Новости Виртуальной Психоаналитической Лаборатории


Информационный Канал Subscribe.Ru


НОВОСТИ ВИРТУАЛЬНОЙ ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ

www.e-psy.ru

Выпуск 32

НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ

Эрнест Холмс "СИЛА РАЗУМА".



В конечном счете, человек есть именно то, что он о себе думает; он велик по своим возможностям, если думает о великом, и ничтожен, если думает о ничтожном. Он привлекает к себе то, о чем больше всего думает. Он может научиться управлять своей судьбой, если научится контролировать свои мысли. Чтобы добиться этого, он сначала должен осознать, что все в видимой вселенной является результатом внутренней активности Разума. Этот разум есть Бог, творящий вселенную посредством активности Своего собственного Божественного мышления. Человек является мыслящей точкой единого Разума, и то, о чем он думает, управляет его жизнью, как и мышление Бога управляет Вселенной, приводя в действие космические силы. Всё это так легко понять и просто использовать, что мы часто удивляемся, почему потребовалось столько времени, чтобы найти эти величайшие истины всех веков.

Скачать в формате zip...



"Возврат в детство" как универсальный механизм психотерапии. Введение в метод Ретри. (1 часть)



В чем заключаются основополагающие, фундаментальные причины тех многочисленных проблем, которые мешают человеку быть удовлетворенным собственной жизнью и которые заставляют его искать помощи у психологов и психотерапевтов?
Основоположники психоанализа видели эту причину в блокировании примитивных сексуальных инстинктов человека. Гуманистическая психология на первое место поставила проблемы его личностного роста, самореализации или самоактуализации. С точки зрения экзистенциальной психологии, главный источник проблем современного человека - духовный вакуум, лихорадочные поиски отсутствующего смысла бытия. Все это, конечно, не только абстрактная теория - подобные проблемы и трудности имеют место в большей или меньшей в жизни многих людей. В то же время многолетние поиски психологической науки и психотерапевтической практики до сих пор не привели к созданию действительно универсального рецепта, позволяющего всем страждущим освободиться от проблем, омрачающих их жизнь - своего рода психологической панацеи. На взгляд же эволюционной психологии и современной психофизиологии, подобный универсальный способ вполне осуществим.
С этой точки зрения, источник большинства психологических (да и многих социальных) проблем заключается в противоречии биологической и социальной эволюции человека. Точнее - в несоответствии тех механизмов эмоций, которые заложены в организме человека природой, и образа жизни современного человека, накладывающего многочисленные запреты ("табу" по Фрейду) на его поведение и способы выражения ("разрядки") эмоций.
Для того, чтобы снять это противоречие, необходимо с помощью психологических технологий, заменяющих "машину времени" (конечно, в переносном смысле), на короткое время как бы вернуться на ступеньку назад по эволюционной лестнице. Естественно, не во внешнем, реальном мире (иначе поведение человека уподобилось бы первобытному дикарю), а во внутреннем - воображаемом, виртуальном.
Известный закон биологии гласит, что в каждом организме заложена история развития его вида, продолжавшаяся миллионы лет до него. Иными словами, индивидуальное развитие организма повторяет в свернутом, сжатом виде развитие эволюционное. Причем это положение признано справедливым и на психологическом уровне (К.Г.Юнг). Поэтому для того, чтобы совершить скачок в свое эволюционное прошлое, человеку достаточно вернуться в свое собственное, реальное прошлое, в самый ранний период своей личной истории. Но вернуться не в смысле воспоминаний (хотя и это возможно в особых состояниях сознания) - работа с детскими воспоминаниями и так традиционно используется в разнообразных методах психотерапии, начиная от патриархального психоанализа и заканчивая такими новомодными для нас методами, как научно-эмпирическая холотропная терапия и т.д.
В нашем же изложении имеется в виду непосредственный "возврат в детство", в смысле возврата взрослого организма к тому физиологическому состоянию нервной системы, которое свойственно для ребенка раннего возраста. Даже кратковременное пребывание в этом взросло-детском состоянии оказывает целительное действие на душевные раны, снимает с плеч груз психологических проблем, волнений и житейских невзгод, а также помогает избавиться от многочисленных сбоев в работе организма, вызванных стрессами (т.н. психосоматических расстройств).
Таким образом, получаем достаточно простой и практически осуществимый рецепт решения психологических проблем. Это не что иное, как осознанный, осуществляемый человеком самостоятельно, по собственному его желанию кратковременный (минуты, иногда десятки минут) "возврат в детство". Проблема же состоит в том, что преодолеть внутренний психологический и физиологический временной барьер невозможно без определенных умений - навыков психологической саморегуляции, выполняющих роль мысленной "машины времени".

Прочитать полностью...



Свобода через связывание.



Из книги И.Кренц "Свобода через связывание. О психодинамической телесной психотерапии" (Freedom through Bonding. On the Nature of Psychodynamic Bodytherapy - Hamburg, 1999).

Подтверждение этих потребностей организмом матери имеет далеко идущие последствия для психофизического развития ребенка. Здесь рассматриваются нижеследующие 4 уровня (уровни, которые имеют особую значимость в телесно-психотерапевтической практике).
Опыт научения на телесном уровне
На этом наиболее фундаментальном уровне индивид познает, что он может доверять своим телесным импульсам и следовать им. Плод может отдать себя пульсациям жизни: чередованию активности или пассивности, напряжения или расслабления, активного "делания" или простого присутствия. Саморегулирующиеся вегетативные функции его тела могут развиваться беспрепятственно. Тело ребенка испытывает наслаждение в океаническом, насыщенном энергией существовании и беспрепятственном движении в пространстве. Индивид на этом уровне привязан к своему телесному "Я" (self). Я - это мое тело, мое тело - это Я.
Опыт научения на психологическом уровне
Неосознаваемое эмоциональное существо занимает центральное место в опыте объединительной привязанности. Ребенок живет в своем бессознательном. В течение всей жизни он не оставит этой основы своего бытия. Бесознательное будет отодвигаться все дальше и дальше на задний план, в то время как осознаваемые чувства и действия происходят из этих "диффузных истоков": возникают идеи, являются озарения-инсайты, поднимаются эмоции, слова приходят как бы сами собой и т.д . Датский специалист по психологии развития Фоссен (Vossen) описывает это следующим образом: "Этот способ выражения затрагивает [...] индивида до такой степени, в которой он диффузно, эмоционально, неясно сознательно или бессознательно участвует во взаимодействии с миром, с людьми и своим собственным опытом. Это опыт того, чтобы быть участником, быть включенным и принятым, [...] быть связанным с другими, быть эмоционально вовлеченным, позволять чему-либо происходить или что-либо испытывать. Это относится к объединяющей части опыта и [всей] личности; создает основу, сердцевину и цельность индивида, его интеграцию. Это - матрица всего опыта, всех эмоций" (Vossen, 1970). Один из первых психоаналитиков Отто Ранк высказывает сходную точку зрения в примечательном утверждении, связывающем эмбриональный опыт с бессознательным и фрейдовским "Оно" ("Ид"): "первично психологическое, истинно бессознательное, оказывается эмбриональным аспектом психики, который существует неизменноым в растущем "Я". Этот аспект подразумевается в психоанализе под термином "Ид" (цит. по Janus, 1993). Говоря кратко: испытываемый индивидом эмоциональный опыт формирует его психологическое "Я". Я - это мои эмоции, мои эмоции - это Я.
Опыт научения на социальном уровне
На уровне отношений - в данном случае полной зависимости от матери - индивид познает на самом фундаментальном уровне, что он может создавать свою целостность в отношениях с другими. А именно то, что "внешний" мир может бережно хранить и поддерживать его. Это - основа базового чувства доверия, которое позволяет людям вступать в близкие взаимоотношения и является существенным для мгновений блаженства, испытываемого в моменты подчинения или [эмоционального] слияния с ними. Здесь находятся корни стремления мирно сосуществовать во взаимном согласии и способности эмоционально резонировать с другими человеческими существами. Это индивидуальный опыт соединения собственного "Я" с "Я" других людей. Я - это ты, ты - это я.
Опыт научения на духовном уровне
То, что существование до рождения может включать ощущения, которые можно описать не иначе, как духовные - это наблюдение, которое неоднократно упоминает С.Гроф в своих описаниях опыта, полученного людьми под воздействием ЛСД: "Опыт непотревоженной пренатальной жизни [...] включает блаженное, неразделяемое, океаническое состояние сознания [...] опыт космического единства [...] участники экспериментов заявляют о полной потере своего "Я" и в то же время говорят, что их сознание расширилось настолько, чтобы воспринимать всю вселенную. Они чувствуют себя поглощенными благоговением, смиренными и совершенно незначительными и в то же самое время испытывают чувство потрясающего достижения [...] иногда даже идентичности со Всевышним... Это чувство слияния с окружающим миром и ощущения единства воспринимающего с воспринимаемым объектом" (Grof, 1983; in Janus, 1993). Для достижения подобных состояний психодинамическая телесная психотерапия не использует медикаментов, но именно это происходит с помощью психотерапевта, который символически выполняет роль заботливого "как бы" - внутриутробного окружения. Это столкновение может приводить к достижению духовного опыта, который произрастает из глубинного контакта с другой личностью. С этой точки зрения духовные привязанности очень тесно переплетаются с социальными привязанностями. Они проявляют себя в чувствах привязанности и любви к другим людям, человечеству в целом, природе и другим живым существам. Индивид ощущает себя взаимосвязанным со всем сущим. Я - это все, все - это я.
Комментарий переводчика.
Описываемые И.Кренц психологические состояния, используемые в телесной психотерапии (см. выше) - "мгновения блаженства и эмоционального слияния" или "слияния с окружающим миром" - это и есть упомянутые нами ранее измененные состояния сознания. Когда взрослый человек испытывает особые состояния сознания, как бы возвращаясь в детство, в период внутриутробного развития и связанные с переживанием океанического блаженства, единства со всей Вселенной, возвышенного экстаза, "прорыва" в сферы высшего состояния бытия и сознания и проч.- то ранее казавшиеся для него неразрешимыми проблемы становятся мелкими и несущественными. А обременявшие его стрессы, навязчивые негативные мысли и банальные житейские перипетии, до того занимавшие его чувства, как бы растворяются в этом состоянии единства с миром... и уходят прочь. Подобный способ выхода за пределы обыденности и разрешения, "снятия" противоречий - фундаментальный механизм психотерапии (впрочем, общий с религией - особенно наглядны здесь параллели с восточными религиозно-философскими воззрениями о единстве мира).

Перейти в раздел...



Измененные состояния сознания.



Отрывок из книги Е.К.Файдыш "Измененные состояния сознания".

... Что бы проиллюстрировать, как нужно работать с символами, можно остановится на архетипической символике мифов и художественной прозы, являющихся прямым отражением образов глубинного бессознательного переживания измененных состояний сознания .
Уже в глубокой древности в индийской литературе была разработана детальная теория скрытых, неосознаваемых воздействий. Она носила название дхвани-расса. Согласно теории традиционной индийской поэтики, художественное настроение создается не благодаря явным осознаваемым образом, а скрытыми, неосознаваемыми ассоциациями. При этом выделялось три типа "дхвани" ( скрытого смысла ):
1. Простая мысль;
2. Представление о семантической;
3. Внушение определенного поэтического настроения ( " раса " ) ;

Высшим поэтическим видом "дхвани" считался последний тип, который обеспечивал наиболее глубокое эмоциональное переживание . Первоначально выделялось 8 таких архитипических настроений ( "рас" ).Затем к ним было добавлено еще два. При этом считалось, что наиболее глубокое переживание обеспечивается при последовательном восприятии всех 10 "рас" в следующем порядке :
1. Эротика, любовь.
2. Смех.
3. Сострадание.
4. Гнев, ярость.
5. Мужество.
6. Страх.
7. Отвращение.
8. Изумление, откровение.
9. Спокойствие, ведущее к отречению от мира.
10. Родственная нежность, близость.
Таким образом, подчеркивалась не только важность скрытности художественного мотива, но и выделялись базовые архетипы эмоциональных переживаний, обеспечивающих максимальную глубину переживания. При этом была детально разработана звуковая и смысловая методика, активирующая каждую из "рас".

Первый - рациональный - уровень психики включает обыденные, повседневные поведенческие механизмы, связанные с поддержанием биологического и социального гомеостаза, с реализацией шаблонного, стереотипного поведения.

Второй уровень личности связан с интуитивной , художественной деятельностью
Отсюда - необходимость в языке символов, аналогий намеков, широко используемых в искустве.
Такое представление о двухплановой организации психики позволяет понять многие особенности структуры художественного произведения, процесса его восприятия. Наличие двух уровней, двух планов человеческой психики делает необходимым два лана в художественном произведении. Первый, ориентированный на рациональное, логически структурированное сознание, имеющий стройный сюжет, понятную мотивировку, обладающий занимательностью. И второй, скрытый, образованный неявными ассоцциациями, намеками, кажущийся нелогичным, непонятным, но тем не менее и формирующий художественноепереживание, отличиющий бездарную подделку от высокохудожественного произведения.
Восприятие внешней сюжетной линии, адресованной логически структурированным уровням сознания, определяется направленностью внимания. В то же время скрытые образы, сюжетные линии, будучи недоступны рациональным уровням психики, будут восприняты только в том случае, если внимание будет направлено на связанный с ними внешний сюжет, выступающий как своеобразный носитель. Пройдя сквозь механизмы перцепции, скрытые, не осознаваемые компоненты текста поступают к логическим , интуитивным и структурированным уровням психики, коотрые и определяют глубину эмоционального переживания.
Рассмотрим теперь какими качествами должны обладать внешняя и внутренняя компоненты текста для наиболее эффективного воздействия на психику человека. Для этого сначала остановимся на основных мотивах, определяющих заинтересованность рационального и интуитивного планов в поступающей информации. Как уже говорилось, рациональный план связан с целенаправленным поведение, ориентирован на поддержание соиалльного и психофизиологического гомеостаза. Соответственно его заинтересованность определяется реализацией наиболее актуальных для человека целей, разрешением тревожащих его проблем. Наличие такой проблематики в сочетании с занимательной, обладающей новизной формой обеспечивает заинтересованностть, концентрацию внимания. Характерным примером такой вызывающей интерес проблемы может служить сюжет, в котором успешно решаются неразрешимые проблемы. Идентифицируясь с одним из героев произведения, читатель в символической форме решает свои проблемыя, выходит из тупиковой ситуации. Подобные присутствуют как в мифах и сказаках, так и во многих современных произведениях. Достаточно вспомнить "Золушку", "Гадкого Утенка", "Конька-Горбунка","Графа Монтекристо"...

Прочитать полностью...





Вы можете задать свой вопрос специалисту-аналитику здесь или прислать его по e-mail

Ведущая рассылки: Макарова Марина Викторовна


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: psychology.epsy
Отписаться

В избранное