Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Интернет можно рассматривать как модель искусственного интеллекта?


И Н Т Е Л Л Е К Т

Интерактивный журнал

№4

ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ:

Проблемы, исследования, достижения

Возможности сознания, творчество и гениальность

Новости интеллектуальных сообществ

 

 

О НАШЕМ ЖУРНАЛЕ

Мы представляем Сообщество людей, развивающих свои творческие способности, людей, которым интересны лабиринты собственного мышления, тайны восприятия и богатства памяти.

В журнале будут публиковаться как теоретические материалы по интеллекту, восприятию, памяти, так и практические рекомендации и упражнения.

Дорогие читатели!

Присылайте, пожалуйста, интересные ссылки по нашей теме, оригинальные статьи, материалы, поделитесь с нами своим опытом и размышлениями! Будем очень рады сотрудничеству. Мы готовы рассмотреть все партнерские предложения!

Восходящих потоков всем нам!

Интерактивный Клуб "ЧеловекИ" (Humans.Ru)

 

ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ

Проблемы, исследования, достижения

Интернет можно рассматривать как модель искусственного интеллекта?

Приглашение к дискуссии:

Можно ли считать критерием сознания мотивированность информационного агента?

Совершает ли Сеть "самостоятельные поступки" и какие процессы можно считать таковыми?

В рамках конференции IERussian разрабатывается Проект "СИРИУС" - Система Искусственного Распределенного Интеллекта Универсальной Структуры, призванный объединить весь контент Интернета в единую квазиразумную систему.

Подробнее о проекте здесь.

Однако на вопрос, может ли в действительности всемирная паутина, которая все больше и больше захватывает сознание человека, породить некую супермодель искусственного интеллекта, большинство исследователей дают отрицательный ответ. Они придерживаются мнения, что сознание может возникнуть только в активной самостоятельной системе, обладающей некими базисными ценностями.
В Интернете накоплен огромный объем информации, существуют возможности интерактивного общения, есть поисковые программы, системы сравнения и корреляции, однако он не имеет собственных мотиваций. Интернет можно рассматривать как слепок с коллективного сознания человечества, но он представляет собой исключительно информационную среду, так как не обладает сознанием, пусть даже искусственным, которым наделен мотивированный агент. Для того чтобы в Сети зародился разум, она должна начать совершать самостоятельные поступки, то есть информационная среда должна превратиться в автономную систему. Пока же ничего подобного не наблюдается.

По материалам беседы с Константином Анохиным

--------------------------------------------------------------------------------

Искусственный интеллект лучше всего приживается в чатах

Созданная студентом из Беркли программа искусственного интеллекта нашла идеальную среду обитания - чаты AOL Instant Messenger (AIM), где она две недели успешно изображала живого человека.

Как отмечает автор эксперимента Кевин Фокс, его "33-летняя Элиза из Беркли" является Perl-версией классического алгоритма "Элизы", созданной в 1966 году в МIT и названной в честь Элизы Дуллитл из "Моей прекрасной леди". Программа просто повторяет реплики собеседника в форме вопроса, либо выдает отдельные случайные фразы типа "я тебя понимаю", "расскажи об этом подробнее" или "почему ты выражаешься как странно".

Однако именно AOL Instant Messenger оказалcя лучшим местом обитания для Элизы. В других случаях программу легко распознавали по повторениям, не очень верному построению фраз и неожиданным сменам темы разговора - а в чатах такой "ломанный язык" вполне приемлем.

Кроме того, как считает Фокс, в болтовне через AIM складывается психологическая среда, наиболее пригодная для разговоров с роботом: тысячи людей с помощью AIM включаются разговоры с незнакомцами только для того, чтобы поговорить, не важно даже с кем. "Их мышление настроено на то, чтобы искать смысл в любых ответах, чтобы интерпретировать любые ответы как общение", полагает Фокс.

К настоящему времени Фокс записал более тридцати диалогов своей программы с различными людьми. Некоторые просто рассказывают программе о своих проблемах, другие принимают ее за свою знакомую и назначают встречи. Даже те, кто замечает банальные повторения фраз, в первую очередь думают, что собеседница просто издевается над ними.

Как сообщает ABCNews, руководству AOL эти игры не нравятся. Спикер AOL Николас Грэм заявил, что общение через AIM - "это разнообразие и веселье, а эти слова не ассоциируются с роботами. Пользователи ожидают, что под виртуальным ником скрывается реальный человек".

По словам Грэма, пока компания AOL не получала жалоб на Элизу. Однако если жалобы будут, компания примет меры против роботов, подменяющих людей.

Тем временем создатель программы Кевин Фокс сменил адрес и имя своей разговорчивой программы и собирается вскоре выпустить более "умную" версию под другим именем.

Материалы сайта http://www.ocrai.narod.ru

 

 

Возможности сознания, творчество и гениальность

 

Насколько мы можем быть эффективны в своей творческой деятельности?
Насколько наши возможности отличаются от возможностей признанных гениев в самых различных областях человеческой деятельности? Гений - это норма или отклонение от нормы? Возможно ли повторение озарений, случающихся в жизни каждого человека, и какие условия нам для этого необходимы?
Опыт, размышления, исследования

Что такое Гениальность?

Гениальность - наивысшая степень проявления творческих сил человека. Связана с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества. Исторические воззрения на природу гениальности определялись общим пониманием творческого процесса. От античности идёт взгляд на гениальность, как на род иррационального вдохновения, "озарения" свыше. С эпохи Возрождения получил распространение культ гения как творческой индивидуальности, достигший апогея в эпоху романтизма. В 19-20 вв. развиваются психологические, а также социологические исследования различных аспектов гениальности и творчества.

"Психологический словарь"

***

Гениальность — предельно допустимая демонстрация творческого потенциала человеческого мозга и организма. Традиционно выражается в новых и уникальных творениях, с опозданием признаваемых «шедеврами». Иногда гениальность объясняют новым и неожиданным методологическим подходом к творческому процессу.

Как правило, гений творит значительно продуктивнее и быстрее своих ровесников, достигающих официального признания в той же самой сфере занятий. Со времён эпохи Возрождения укоренилось общее представление о гениальности как особом роде вдохновения, побуждающего к новаторству. С тех пор существует мнение, что гениальность требует универсальных интересов незаурядной личности.

При бесспорном влиянии личности учителя на будущего гения признается, что самообучение и самовоспитание всегда были структурообразующим элементом гениальной личности.

В XX веке феномен гениальности становится предметом множества социологических и физиологических исследований. Наиболее известны проявления гениальности в научном и художественном творчестве. В большинстве случаев гениальность музыкантов (прежде всего, исполнителей) основана на врождённых и приобретённых свойствах организма, недоступных других представителям данной сферы деятельности.

В современный период при умалении фактора универсализма атрибутом гениальности признается способность исключительной личности воспринимать и обрабатывать огромное количество информации. Повсеместно обязательным рабочим навыком современного гения обнаруживается способность отличать полезное сообщение от информационного мусора. Несмотря на имеющийся прогресс в педагогике и генетике, современная наука не владеет методами воспроизводства гениальности как трудового навыка или воспроизводимой характеристики субъекта.

Свободная энциклопедия Википедия

 

Все значительное, что было создано в человеческой истории - это плоды индивидуального творчества гения. Массы же способны лишь повторять.

Г. Тард

О гениях много говорят, но мало изучают сам феномен гениальности. И все-таки каждая из современных психологических школ имеет свой взгляд на эту проблему. Предлагаем осуществить краткий экскурс по призрачному зданию (знанию?) психологии гениальности.

1. Психоаналитики, во главе с Зигмундом Фрейдом определяли гений - как врождённое умение сублимировать глубинные сексуальные комплексы; такая сублимация влечет за собой порою невротические или психотические осложнения. «В сущности своей художник это интравертированный тип, которому недалеко до невроза».

2. Бихевиоризм определил гениальность в терминах поведения. Гений замечает, воспринимает, созерцает, ощущает, мыслит, говорит, действует, создает, сочиняет, выражает, творит, сравнивает, разделяет, соединяет, рассуждает, угадывает, передает, думает так, как будто все это ему диктует или внушает некий дух, невидимое существо высшего рода; если же он делает все это так, как будто он сам существо высшего рода, то он есть гений.

«Гений не воспроизводит, а творит, равно как и сам он не может быть воспроизведен, а существует. Неподражаемость - есть отличительный признак гения». Если обратиться к типологии поведения по Макгвайру, то гению свойственно исследовательское, эмпативное, экспрессивное, и автономное поведение - в гораздо большей степени, чем людям массы. Чувство свободы выбора создает готовность человека преодолевать любые барьеры на пути достижения цели.

3. Гештальт-психология определяет гениальность – как способность к инсайту, умение видеть общее в частном. Универсальность – один из признаков гениальности. Для гениального человека во всех отношениях (гений как Идея), не было бы ничего такого, к чему он не питал бы одинаково живого, бесконечно близкого, фатального отношения. Гений – все.

Из идеи целого, в которой непрестанно вращается гений, он постигает смысл отдельных частей. Сообразно этой идее, он оценивает все, лежащее в нем, и вне его. Гений творит из своего "я", как целого, включающего в себе всю вселенную (дыхание для него - больше, чем простой обмен газов через тончайшие стенки капилляров крови, лазурь неба больше, чем частично поляризованный, рассеиваемый туманностями атмосферы солнечный свет), в то время как другие едва ли когда-нибудь приходят к сознанию своего истинного "я".

4. Когнитивное направление тесно переплетается с гуманистическим и определяет гениальность как способность обладать устойчивой целью при весьма широком выборе путей ее достижения. Гуманисты вводят понятие «я-концепции» и центральным предметом изучения ставят самоактуализацию. Задача - улучшить человечество как вид. Гением, таким образом, может и должен стать каждый. Это и есть цель, к которой, по мнению психологов-гуманистов, каждый индивид должен стремиться. Когнитивная психология, взяв за основу терминологию квантовой механики и теории систем, обратила пристальное внимание на процессы мышления гениев.

5. С точки зрения квантовой психологии, Гений –тот, кому в результате некоего внутреннего процесса удалось пробиться к седьмому нейрологическому контуру (малое нейрологическое чудо, называемое неопределенным термином "интуиция") и вернуться назад к третьему уже со способностью нарисовать новую семантическую карту – построить новую модель реальности.

Нейрологические контуры по Р. Уилсону – это подсистемы психики. Он выделяет 8 контуров, обращая внимание на октавный принцип, лежащий в основе всех изучаемых явлений.

 

Структура психики по Р.Уилсону:

Первый контур - оральный биовыживательный. Связан с кормлением и чувством безопасности. Обеспечивает автоматическое избегание всего вредного и хищного.

Второй контур - анальный территориальный. Он отвечает за владение территорией, иерархию в стае, доминирование или подчинение.

Третий контур – семантический, времясвязывающий. Упорядочивает информацию об окружающем мире в соответствии со своим туннелем реальности.

Четвертый контур - моральный социо-сексуальный. Здесь функционально закреплено раскрытие способностей личности в процессе социализации и переживание отношений с другими людьми

Пятый контур - нейросоматический. Отвечает за обратную связь "сознание - тело", соматико-сенсорное блаженство, наступающее в промежутках между периодами напряжения. Функционально означает усиление эмоционально-соматических процессов комфорта и здоровья.

Шестой контур - нейрогенетический. Здесь находятся юнговские архетипы коллективного бессознательного - боги, демоны, магические фигуры и т.п.. то есть филогенетическая память человека, детерминирующая его судьбу.

Седьмой контур - метапрограммирования. В нем производится перепрограммирование всех нижестоящих контуров, а также самого себя.

Овладевший этим контуром человек сознательно выбирает между альтернативными туннелями реальности.

Восьмой контур - нелокальный квантовый. Волновой, синхронистический. Отвечает за экстрасенсорику, значимые совпадения, измененные состояния сознания. Проще говоря, этот контур отражает тесное софункционирование всех частей системы, которое обычно выражается в понятиях слаженность, синергия и т.п. Такой режим достигается с большим трудом и характерен для поздних стадий эволюции целеустремленных систем.

 

Таким образом, все вышеперечисленные подходы рассматривают гения как человека более высокого уровня, как результат и доказательство эволюции человечества. Их можно назвать эволюционистскими подходами. Однако очень часто современникам гениальность видится не как радужная идея совершенного человека, а как стигмат или болезнь.

6. Аналитическая психология, во главе с Юнгом отстаивает мнение, что «художественное произведение возникает в условиях, сходных с условиями возникновения невроза». Швейцарский психиатр Эуген Блейлер выдвинул несколько постулатов:

«1. Гениальность есть такое же уклонение от нормы, как и все остальные; само собою понятно, что она встречается гораздо реже остальных нежелательных уклонений…

2. Тенденция к отклонению обыкновенно касается всего организма… Поэтому мы при аберрации в стороны гениальности находим сравнительно часто и другие аномалии, уже большею частью отрицательного свойства (чувствительность, нервозность и т.д.).

3. Существует кроме того связь между гениальностью и душевной ненормальностью. Поэты и музыканты должны обладать более тонкими чувствами, что в повседневной жизни является помехой и доходит чуть ли не до степени болезни».

Французский врач Моро де Тур искал причины гениальности, связывая, как и многие другие, гениальность с помешательством, но не останавливался на этом : «гений, как и всякое состояние умственного динамизма, должен иметь органическую основу. Эта основа есть полупатологическое состояние мозга, нервный эретизм…» Однако, определяя гений словом «невроз», мы только выражаем факт чистой физиологии и подчиняем органическим законам психологическое явление, стоящее на уровне более высоком.

Наталья Петракова

По материалам интерактивного журнала "РАЗУМ"

 

СКОРОЧТЕНИЕ, ПАМЯТЬ, ИНТЕЛЛЕКТ

Приглашение на тренинг

"Скорость чтения равна скорости мышления"

В Санкт-Петербурге формируется группа на "Интенсивный курс развития интеллекта, памяти и скорочтения" с последующим закреплением навыков через активизацию творческих процессов и бессознательных ресурсов. Тренинг по развитию интеллекта и работе с большими информационными потоками в данном случае будет включать в себя полную программу 2-х ступеней курса и по интенсивности не имеет аналогов в предыдущих версиях. В его программу включены элементы квантовой психологи, НЛП, Холодинамики применительно к интеллектуальным процесам активизации восприятия, осмысления, запоминания и к решению текущих психологических проблем. Для желающих улучшить зрение необходимо предварительно настроиться на чтение без очков. Если у вас есть конкретная заявка на работу с учебниками, словарями, документами больших объемов, просьба захватить с собой самые трудные образцы, экзаменационные билеты и пр. Для работы с иностранными текстами желательно сделать предварительный перевод незнакомых слов.

Если вы готовы поучаствовать в экстремальной развивающей программе - мы ждем вас!

а также ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ И МЕТОДЫ ДИНАМИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЯМ!
КУРС: «СКОРОЧТЕНИЕ, ВНИМАНИЕ, ПАМЯТЬ» на базе С-Пб Гимназии №166

Ведущая: Елена Шугалей, автор методик развития интеллекта, памяти и активизации восприятия, M.A. NLP

Начало занятий - сентябрь 2006

 

Тел. 8-921-437-14-47, 8-921-436-43-40

E-mail: more_iq@mail.ru

 

 

НОВОСТИ И РАССЫЛКИ

Виктор Винчел "Золотая полка"
Может ли художественная литература быть источником для выбора жизненных приоритетов или, хотя бы, для выработки их критериев? Для ответа давайте разберём "стандарты образования".

 

"Что такое кино?"
Все мы, в большей или меньшей степени, знаем или хотя бы догадываемся, что такое кино. Эта подборка для "Антологии киномысли" знакомит Вас с мнением известных кинематографистов.

Интерактивный журнал "РАЗУМ" - приглашаем к сотрудничеству!

 

Рассылки Subscribe.Ru
Как развить интеллект, память, творческие способности?
Практическая психология - для Вас!
Метафоры
НЛП (нейро-лингвистическое программирование) по делу. Семинар on-line
Школа Добрых Волшебников
"Интеллект" интерактивный журнал
Игрушечное НЛП (практическая психология для детей)

 

Адрес проекта : http://www.humans.ru

Ведущая проекта:  Елена Шугалей


В избранное