Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Психология нашей жизни

  Все выпуски  

Психология нашей жизни Кризис образования


На сайте рассылки ведется обсуждение концепции и содержания выпусков оной. Всем активно участвовать.


Кризис высшего образования, и медленное умирание школы.
ВУЗы как институты профессиональной подготовки уже не функционируют. Полной статистики нет, но выборочная проверка показывает, что лишь около 5% выпускников ВУЗов связывают свои жизненные устремления с полученной специальностью. То есть система высшего образования исправно накачивает людей знаниями, которые никогда не будут востребованы. С точки зрения интересов страны она работает в холостую. Происходит постепенная модификация жизненной схемы: вместо «школа-ВУЗ-работа-карьера» идет «школа-работа-карьера-ВУЗ».
Но к сожалению, кризис ВУЗов является отражением более глубинных процессов протекающих в начальной и средней школе. С кадровой точки зрения наблюдается острая нехватка высококвалифицированных кадров – практически во всей деятельности.

С социальной функцией среднего образования дело обстоит еще хуже. До начала 20 в. плотность информационного поля оставалась невысокой. Ситуация поменялась с появлением радиовещания и телевидения. И в последние годы СМИ, как институт социализации, практически вытеснил школу. На сегодняшний день задача человека интеграции в текущую систему общественных отношений решается рекламой, телевидением и т.д. То есть создание определенной реальности, картины мира. И с педагогической точки зрения сложность в передачи навыков состоит в преодолении образовательного барьера. Потому, что постулаты на которых базируется школа изменились. В результате глобальная инфантилизация детского населения. Когда ребенок находится в «зоне» где не может сам, но может с помощью учителя. В традиционном обучении мир реальных объектов часто подменяется изучением соответствующих им «готовых» понятий. «Знаниевый» подход преобладает над личносто-познаваемым. И весьма важная социальная функция школы – удержание информационно, социально взрослого человека в состоянии «ребенка». С информационной точки зрения перегрузка детей – это миф- ребенок получает от телевизора и др. большей объем информации. Но формально обучение занимает практически все свободное время старшеклассника. Возможность приобретать какие-то альтернативные знания и навыки блокируется. Снижается креативность населения. На данный момент ряд исследований показывает, что коэффициент усвоения знаний ухудшился (за последние 20 лет) и составляет 3-10% среди элиты учащихся. Причем на мировом уровне это выглядит даже благополучно. И в ряде стран для преодоления клипового мышления применяют ряд тренингов – где учат сосредотачивать внимание на одном предмете (ДЭИРа на них нет). Это надо учитывать при обучении.

Сусанин прислан ведущим специалистом

Усвоение новых умений происходит скачкообразно. Получается переход между двумя психическими состояниями: «я никогда не пойму, как это делается, и не смогу это делать» и «это настолько очевидно, что я не могу понять, что здесь объяснять». Это происходит при овладении чтением, письмом, комплексом специфических умений и т.д. Но скачка может и не быть. Это значит, что некоторое умение не перешло на уровень неосознаваемого профессионализма и не может произвольно использоваться личностью для решения возникающих проблем. При этом алгоритм решения задачи известен. То есть человек знает буквы, знает как их писать, может складывать из них слова, предложения. Но, это требует значительного напряжения умственных сил. И значительная часть ресурсов расходуется на процедуру письма, при этом неизбежны ошибки. Подобное состояние личности широко известно в педагогике и называется функциональной неграмотностью. И для человека «больного» функциональной неграмотностью будет чудом когда другой, овладевший письмом настолько, что он даже в состоянии писать не глядя в тетрадь. Этот человек будет выглядит гением. А ведь есть люди (их называют гениями), для которых процесс создания нового в науке, культуре есть привычная профессиональная работа! Отсюда вывод – творчество на уровне простой гениальности в принципе доступно каждому (что по-разному решается).

Современное образование транслирует учащемуся знания, большая часть которых благополучно и успешно забывается. И только небольшое количество навыков скачкообразно переводят личность на следующую ступень развития. И получается, что бесконечные школьные упражнения и домашние задания – все это бесконечные «броски кубика» в надежде на скачок. Скачок может произойти с первой попытки, а может не произойти никогда. Отсюда принцип «повторение-мать учения» в сущности метод проб и ошибок. Скачок изменяет структуру образа мышления, картины мира и создает такую структуру в которую новый навык включен автоматически, «аппаратно». То есть формирование объемного мышления, с учетом взаимосвязей объектов и явлений, вместо фрагментарного мышления. Что задача очень сложная и интересная.
Есть пути решения в разных направлениях психологии, энергоинформационики, биоэнергоинформатики. Будет изложено позже. Тема открыта для обсуждения.


На сайте рассылки ведется обсуждение концепции и содержания выпусков оной. Всем активно участвовать.


В избранное