В наше время многие (слишком многие) говорят о важности знаний. Нас учат школы, институты, книги, телевидение, Интернет... Учись – знаний море! Откуда же берутся неучи? Откуда столько глупости в словах и поступках людей? Получается, не знают они что творят, как говорили раньше - не ведают. Все становится ясно, если разобраться
с подменой смысла слов и понятий.
Знаниями сейчас стали называть информацию, причем не всегда правдивую и полную. И плевать хотели дети на такие «знания». Человек говорит: «Я это знаю», а сам бездействует. На самом деле он помнит, но помнить не означает знать! Информация становится знаниями, когда она проходит через разум, сопоставляется и анализируется сознанием и становится частью опыта.
С другой стороны, сужается до простого знания понятие «Веды». Помните, как в сказках говорят: «Знать – не знаю, ведать – не ведаю». Зачем же было повторяться, если это одно и то же?
Ведание отличается от знания тем, что знание представляет собой накопление и логическое осмысление информации, а ведание предполагает чувственное проживание полученной информации.
Веды – это больше чем знания, это понимание сути вещей и явлений, приобретённое с помощью погружения в структуру предмета или явления. Такое погружение называется ведическим способом познания и может быть образным или чувственным. Оба способа основаны на медитации.
Ведать и видеть – слова одного корня. Ведание – это то, что Карлос Кастанеда называет вИдение. Можно сказать, что ведание – это духовное
видение. Людей с такими способностями называют экстрасенсами. Ранее же их называли ведунами, ведьмами, ведьмаками. А людей, освоивших первую ступень знаний (на уровне ремесленника) называли знахарями.
Произошло также изменение понятий ВЕСТЬ и НОВОСТЬ: сейчас это – информация о событиях, фактически что-то незначительное. Слово ИЗВЕСТИЯ ( = Из-Вести(Веды)-Я ), по словообразованию аналогично слову ИСТОРИЯ ( = Из-Торы-Я ).
Итак, получается:
·Есть ИНФОРМАЦИЯ и находится она в ПАМЯТИ.
·Есть ЗНАНИЕ и «находится» оно (условно) в области разума - СО-ЗНАНИИ,
отвечающем за логическое мышление и анализ.
·Есть ВЕСТЬ и «размещается» она в СО-ВЕСТИ.
В наше время действительно виден уход от ведического, образного, целостного способа познания Мира и усиление перекоса в имперический, логический метод познания – путь проб и ошибок. В первую очередь, на это направлено почти все воспитание и обучение, основанное на принципе разделения. Поэтому сейчас совершается такое множество ошибок. И здесь появилось большое противоречие,
потому что ошибки считаются недопустимой глупостью и строго наказываются системой. Например: карательная система школьных оценок.
Хорошие оценки ставят за дословно заученную информацию, которую не нужно осмысливать и не рекомендуется подвергать сомнению или обсуждать. К тому же в этой информации много иностранных слов, которые называются понятиями или определениями, но не вызывают в сознании никаких образов. За буквами и цифрами тоже не стоит никаких образов (за редкими исключениями, такими, как число
13). Это приводит к тому, что сознание ребёнка кодируется (из образного превращается в понятийное) и перестаёт воспринимать мир таким, каким он является, а воспринимают его таким, каким его изображают другие.Мир представляется дуальным, основанным на полярностях (см. выпуск 79). Сознание ребёнка перестаёт самостоятельно искать ответы на вопросы, а ждёт готовых ответов. Поэтому человек и использует свой
умственный потенциал всего лишь на 10%. Да и логическое мышление – очень медленное. Выходит, все больше тупеем?
Задам еще один вопрос: как часто в наше время вы слышите слово СОВЕСТЬ? Почти забыто! Так ли случайно? А это понятие имеет прямое отношение к веданию. СоВесть – соответствие Вести, соединение с Вестью,
всеобщая Весть.
Но никто не в состоянии отобрать у человека Совесть – этот универсальный данный природой индикатор добра и зла, генератор нравственности, не зависящий от морали (правил, установленных обществом) и теорий. Совесть – знание причинно-следственных связей и понимание сути явлений. Непонимание причинно-следственных связей называют слабоумием. Ведь, чтобы принять
информацию или мнение как знание, т.е. – сделать частью своего сознания, нужно это чужое мнение поставить под со-мнение и проверить на соответствие (со-от-вет-ст-вие = се-от-Вед-ствие = это-от-Вед-идет) глобальным и всеобщим моральным принципам, т.е. - Ведам. И такой ответ(от-Вед) дает Совесть, как часть духовного видения.
А напоследок - несколько афоризмов:
·Знание — сила. А сила есть — ума не надо! С. Крытый
·Совесть — лучший судья: с ней всегда можно договориться. К. Мелихан
·Совесть — невидимая субстанция, легко растворяемая в алкоголе.