Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Психология, НЛП и гипноз.

  Все выпуски  

Психология, НЛП и гипноз.


Психология и НЛП.
  # 360 Развивающая E-mail рассылка Альберта Романова: [ 2008-01-21 ]

Добрый день, Дорогие Друзья!


 

 

Тренинг интуиции, начало 28 января. Рождественские скидки! Подробнее...

 

 

Роберт Дилтс

СТРАТЕГИИ ГЕНИЕВ

Развитие способности к визуализации (продолжение)

Подстройка и ведение референтного опыта

Когда все “электросхемы” вашей нервной системы будут настроены соответствующим образом, вы сможете сконцентрироваться на сигнале, который надо “транслировать”. Тесла утверждал, что его способность к визуализации первоначально возникла из непрошеных воспоминаний сильных референтных переживаний, таких, как “похороны или подобный душераздирающий спектакль”. Отталкиваясь от этих спонтанных образов, Тесла начал подстраиваться к процессу визуализации и затем повел его в том направлении, в котором ему хотелось. Очевидно, что образы, связанные с сильными негативными эмоциями, те, о которых упоминал Тесла, являются неприятными, да и ненужными. Но обычно бывает полезным отыскать такие образы, которые легко и естественно приходят на ум. Даже если кто-то и не является хорошим визуализатором, все равно у него будут некоторые зрительные образы, которые он осознает, например, сны.

Если начать с одного образа, даже с очень простого, “размытого и плохо различимого”, можно в конце концов зафиксировать его таким образом, чтобы он “не уплывал”. Если возвращать этот референтный образ и медленно его подстраивать, он постепенно приобретет “четкость и устойчивость”. Например, закройте глаза и посмотрите на те образы, которые возникают сами по себе. Может быть, вам будет легче вспомнить лица любимых людей, любимого героя кино, эмоционально нагруженные переживания прошлого, особое место отдыха, закат, вашу машину или просто предмет домашнего обихода. Если вы получите такую картинку, даже если сначала она будет весьма неясной и нечеткой, продолжайте к ней возвращаться и пробуйте добавить больше глубины, деталей и цвета.

Нередко люди имеют доступом к большому количеству зрительной информации, даже когда их сознательное зрительное воображение не связано с “конкретностью реальных вещей”. Я работал со многими людьми, вначале утверждавшими, что они не могут визуализировать. Один из первых вопросов, который я задавал им, звучал так: “Если бы вы могли визуализировать, то что бы вы увидели?” Например: “Если бы вы могли визуализировать большой шар, висящий перед вами, то как бы он выглядел, если бы вы могли его увидеть?” Большинство людей при этом начинают отвечать: “Ну, он был бы красный и круглый, примерно вот на таком расстоянии от меня...” и так далее. Смысл такого упражнения состоит в том, что информация и детали присутствуют не как сознательный образ или “положительная галлюцинация”. Начиная с этого момента задача заключается в подстройке и ведении бессознательных образов в сознание.

Укрупнение/разукрупнение

Укрупнение — это процесс, состоящий в том, что вы берете маленькие кусочки информации и собираете их в некоторое большее целое, а разукрупнение заключается в том, чтобы брать целый объект и разделять его на меньшие элементы. Некоторые люди создают образы мелких деталей, но при этом они не видят целый объект. Другие способны наблюдать целые сцены, но не могут сформировать образы деталей.

Иногда, помогая человеку научиться визуализировать, я говорю: “Давайте начнем с чего-нибудь простого, а затем будем “укрупнять”. Давайте создадим образ шарика”. После того, как он представит шарик или какой-либо другой простой предмет, мы добавляем другой шарик, а затем еще один — до тех пор пока человек не сможет создать образ гирлянды шариков в форме пирамиды или какой-либо другой составной образ. В иных случаях я могу попросить человека начать с неясного размытого образа или контура человека, а затем прошу его смотреть на детали, например, на пуговицы на рубашке.

Затем я продолжаю подстройку и ведение, либо усложняя сами детали, либо добавляя детали к образу. Я могу сказать: “Хорошо, если бы вы видели перед собой этот шарик, то где была бы тень? Где бы находился источник света?” Для того, чтобы что-то видеть во внешней реальности, необходим свет. Тот же самый принцип действенен и для наших внутренних образов. В моих внутренних образах я всегда слежу за тем, чтобы там присутствовал свет и его источник. Создание образов без внутреннего источника света похоже на жалобв на то, что в темной комнате не видно предмета. Поскольку свет приводит к появлению теней, я часто прошу людей сначала взглянуть на тень, отбрасываемую их мысленным объектом. Когда они находят тень, им становится намного легче увидеть и сам объект.

Уменьшение помех, приходящих от других органов чувств

Одна общая проблема, с которой сталкиваются люди, заключается в том, что, когда они пытаются научиться визуализировать, возникают помехи, исходящие от других сенсорных репрезентативных систем. Нередко это происходит, когда личность человека встает на его собственном пути, если человек очень старается визуализировать. Например, человек может слышать свой критический внутренний голос, произносящий: “Что со мной не так? Я ничего не могу сделать как надо. Почему я не могу увидеть этот образ?” Вместо того, чтобы помогать развитию ситуации, этот голос мешает процессу построения образа, засоряя репрезентативные каналы человека.

Другой источник помех — внешние раздражители. В самом деле, одна из задач использования ключей доступа заключается в том, чтобы помочь уменьшить помехи, приходящие от внешних сенсорных данных. Как мне сказала одна женщина: “Я чувствую, что лучше могу видеть то, о чем вы говорите, когда вы не смотрите на меня во время разговора”. Вильям Джеймс указал на то, что движение глаз во время визуализации “прямо противоположно их действию при фиксации физического объекта”.

Содействие положительному перекрыванию

с другими органами чувств

Совсем не обязательно, что другие органы чувств и внешний мир должны быть полностью отделены от нашего восприятия. Перекрывание и поддержка, исходящие от других органов чувств, могут оказаться ценным ресурсом, если они помогают визуализации. Например, если у человека возникают трудности с визуализацией объекта, я прошу его протянуть руки и “вылепить” пространство, которое мог бы занимать этот объект — как если бы человек проводил руками по краям этого объекта. Эта процедура помогает почувствовать пространство объекта, даже если человек не может сознательно визуализировать сам объект.

Если человек сильно ориентирован на вербальный канал, я прошу его описать объект в деталях, как бы глядя на него своим внутренним взором. Для того, чтобы использовать слух, можно представить себя летучей мышью, и посылать звук, отражение которого от объекта вы будете слышать как на маленьком внутреннем радаре. Это поможет лучшему восприятию объекта, который вы пытаетесь визуализировать.

Вместо того, чтобы отвлекаться, человек может использовать свое взаимодействие с внешним миром для того, чтобы облегчить себе создание мысленного образа. Я часто предлагаю людям, которые хотят научиться визуализировать, больше рисовать. Леонардо высказал много полезных идей о развитии у самих себя навыков “видения” путем интерактивного процесса рисования. Аналогично, я часто предлагаю людям, желающим развить свои аудиальные способности, начать играть на музыкальном инструменте.

Я знаю женщину, которая делает потрясающую работу, обучая детей-инвалидов визуализации. Она обнаружила, что решение многих задач обучения предполагает использование когнитивных микростратегий, которым никогда не учат. Большинство из нас научилось из опыта, что объект при удалении от нас становится меньше и все менее различимым. Но абсолютно не гарантировано, что все могут научиться такому фундаментальному принципу восприятия из опыта личной жизни.

Вспомните, что только несколько сотен лет назад художники Возрождения, такие, как Леонардо, открыли механизмы трехмерной зрительной перспективы. Эта женщина, например, обнаружила, что многие обучавшиеся дети-инвалиды не могли сами овладеть фундаментальными когнитивными микронавыками. Это сделало для них еще более трудным формирование мысленных представлений, требуемых для обучения в классе.

Тогда она начала с реальных предметов и научила детей базовым микронавыкам. Она могла сказать: “Посмотрите на этот кубик из дерева, который я держу. Я отодвигаю его дальше, и что вы видите? Что происходит, когда он удаляется от вас?” Затем: “А если я буду держать его на одинаковом расстоянии, но при этом стану поворачивать его, что вы увидите? Размер остается неизменным, но его форма при вращении меняется”. Она могла даже помочь детям наложить друг на друга ощущения, приходящие из разных каналов, попросив их положить пальцы на этот объект, когда тот двигался. Дети начинали понимать взаимодействия между разными зрительными характеристиками или “субмодальностями”. Как только дети стали ощущать перцептивные отношения во внешнем мире, они смогли это проделывать также и со своими внутренними образами.

Очевидно, что, обучая детей базовым перцептивным принципам, она пыталась научить их не чему-то о самом объекте, но работе их мозга. Опыт Тесла показывает: как только способность к визуализации выпускается на свободу, ее можно применять многими разными способами. Вы можете изменить жизнь человека, научив его мысленно взять коробочку и вращать ее таким образом, чтобы можно было наблюдать ее с разных сторон, потому что в этом случае вы получаете информацию не о содержании, но о способности.

Очищение личной истории и ограничивающих убеждений

Другой возможной помехой развитию такой когнитивной способности, как визуализация, могут служить блоки, относящиеся к личной истории человека или к его убеждениям. Некоторые люди верят, что если они дадут свободу своему мечтателю, они проведут остаток своей жизни в мире воображения вместо того, чтобы что-то делать. Может случиться, что у человека возникло подобное убеждение потому что он имел родителя, который вел себя именно таким образом. Помню, как я работал с одной пациенткой, которая испытывала настоящие проблемы с тем, чтобы услышать что-нибудь в уме. Оказалось, что у нее был брат, который все время слышал голоса, и его поместили в психиатрическую больницу. Поэтому она так боялась услышать что-либо внутри себя. Сначала для нее было важным понять, что способность слышать что-либо внутренним слухом является обыкновенным навыком, а не причиной ее брата.

Я также работал с несколькими людьми, которые с трудом вспоминали зрительные образы, потому что детьми пережили Вторую мировую войну. Они получали очень ясные сообщения: “Если вы вспомните то, что видели, или расскажете кому-нибудь об этом, кого-нибудь убьют или ранят”. В прошлом они видели много такого, о чем не хотели вспоминать.

Обычная проблема с помехами подобного рода состоит в следующем: “Если я включу эти образы, смогу ли я их выключить?” Парадоксально, но иногда для того, чтобы помочь кому-то включить эту способность, следует научить его сначала выключать ее. Тогда человек будет знать, что он может управлять процессом и нет основания бояться потерять контроль над ситуацией. Вспомните, что мотивацией Тесла в развитии своего навыка зрительного воображения стало желание справиться с огорчающими его зрительными воспоминаниями, которые он не мог выключить.

В предыдущем разделе этой книги, посвященном Фрейду, говорится о том, как можно справляться с такими мешающими проблемами и убеждениями.

Пример развития способности к визуализации

В своей классической работе “Принципы психологии” Вильям Джеймс цитирует описание, сделанное Дж. Мейером, некоторых проблем, связанных с умением сознательно наблюдать внутренние зрительные образы. Заметьте, как много из тех принципов и методов, которые я описал выше (укрупнение, подстройка и ведение референтных ощущений, уменьшение помех и т.д.) Мейер спонтанно применял при развитии своей способности к визуализации.

“После долгой практики я смог научиться вызывать субъективные зрительные ощущения по собственному желанию. Я ставил свои эксперименты днем или ночью с закрытыми глазами. Сначала это было очень трудно. При первых удачных экспериментах вся картина светилась, причем тени имели менее интенсивный голубоватый цвет. При проведении последующих опытов я видел темные предметы с яркими очертаниями, или, скорее, рисунки их очертаний, яркие на темном фоне. Я могу сравнить эти изображения не с рисунками мелом на черной доске, но с рисунками, сделанными фосфором ночью на темной стене, причем люминесцирующие парыґ фосфора на моих линиях отсутствовали. Если я хотел, например, увидеть просто некое лицо, а не лицо конкретного человека, то наблюдал контур профиля на темном фоне. Когда я пытался повторить эксперимент со старшим Дарвином, мне удалось увидеть только края краски в виде ярких линий на темном фоне. Иногда, однако, я видел краску по-настоящему белой, а края — черными; тогда фон был более бледным. Иногда я по своему желанию переходил от белой краски с черными границами на светлом фоне к черной краске с белыми границами на темном фоне, и наоборот; сейчас я могу сделать это в любой момент. После долгой практики... эти эксперименты стали получаться еще лучше. Сейчас я могу вызывать перед глазами практически любой объект, который захочу, в его естественном цвете и освещении. Я вижу их почти всегда на более или менее светлом или темном, почти туманном изменяющемся фоне. Даже знакомые лица я могу видеть довольно четко, с настоящим цветом волос и щек. Странно, что я вижу эти лица почти всегда в профиль, но те, что я описывал (в предыдущем отрывке) всегда появлялись в анфас. Вот некоторые из окончательных результатов этих экспериментов:

 

1. Через некоторое время после того, как образы возникают, они исчезают или превращаются в другие образы, причем я не могу этому помешать.

2. Когда цвет образа не полностью соответствует цвету объекта, я не всегда могу это контролировать. Например, лицо никогда не кажется мне голубым, но всегда имеет естественный цвет; однако, красный цвет ткани я иногда могу превращать в голубой.

3. Иногда мне удавалось увидеть чистые цвета без предметов; затем они заполняли все поле моего зрения.

4. Мне часто не удавалось увидеть объекты, которые были мне неизвестны, они являлись просто порождением моей фантазии; вместо них появлялись знакомые объекты подобного рода; например, однажды я попытался увидеть медную рукоятку шпаги с медной чашкой. Вместо этого появилась более знакомая картинка чашки рапиры.

5. Большинство из этих субъективных образов, особенно если они были яркими, оставляли после себя “после-образы”, если я быстро открывал глаза во время их присутствия. Например, я думал о серебряном стремени, и после того, как смотрел на него в течение некоторого времени, я открыл глаза и долгое время наблюдал его “после-образ”.

Эти эксперименты получались лучше, если я лежал спокойно на спине с закрытыми глазами. Я не мог выносить ни одного звука рядом с собой, поскольку это мешало моим образам приобретать требуемую интенсивность. Эксперименты удавались мне теперь так легко, что я был удивлен, почему они сразу легко не получались. Я думаю, что они должны получаться у всех. Важно сделать их достаточно интенсивными, направляя внимание исключительно на них и удаляя все мешающие ощущения”. (В. Джеймс. Принципы психологии).

(Продолжение следует)

 

 

Рекомендуем:

Льготный набор на супер эффективный дистанционный тренинг!

Ещё несколько лет назад, проводя очный тренинг для бизнес кругов, я поразился, что упражнения тренинга настолько могут дать толчок к пересмотру своей жизни, что человек может увидеть свою жизнь совершенно под другим углом зрения. Тогда одна дама, занимающая хорошую должность через два дня после тренинга уволилась, поразив всё окружение. А внешне всё было так хорошо! Но тренинг выявил совершенно другие ценности, помог сделать неожиданные выводы. Сейчас тренинг представлен в виде заочного курса. У вас есть уникальная возможность выполнить анализ свой жизни, провести переоценку ценностей, увидеть новые перспективы и отказаться от ненужных событий и штампов.

Это качественный переход на новый уровень. В тренинге даны все инструменты для изменений и программирования на Успех.

В первой группе уже 3 человека отказались от старой работы и начинают новую жизнь. Другие поставили новые задачи и идут к своей цели уже осознанно.

Поразительные результаты во время тренинга "НЛП для успеха".

Анастасия:

С работы я все-таки уволилась. Просто почувствовала, что если не сделаю это сейчас, то потом уже никогда! За последние два рабочих дня взглянула на своих коллег другими глазами и смогла их понять и даже полюбить. Смогла им объяснить свою точку зрения (т.е. ответить на вопрос, почему я хочу оставить эту работу - ведь платят же хорошо); и меня поняли! Начальство тоже поняло, и возражать не стало.

Вплотную занялась поисками новой работы. Пришел отклик на объявление в газете - так что уже теперь есть интересные творческие дела - заказ на фотосъемку, и четыре человека, желающих научиться играть на гитаре. Такое ощущение, что за спиной выросли крылья! Чем дальше, тем интереснее! Удивительно даже, сколько у человека может быть возможностей, о которых он даже не подозревает (до некоторых пор).

Очень интересно, полезно. И, главное, РАБОТАЕТ!!! Стараюсь применять все методики в реальной жизни... Результаты не затавляют долго ждать. За все это время моя жизнь изменилась к лучшему. И самое, хорошее, что произошло на этой неделе - нашла работу фото-дизайнера в одной крупной (для нашего города)компании... Просто утром решила, что схожу туда и покажу свои работы... До этого долго собиралась это сделать - но, все откладывала. Мешала какая-то неуверенность и опасение, что не оценят. Но после того, как проработала эту проблему с помощью техники "Программирования тела на успех" - оказалось, что все проще, чем кажется... Так что, в четверг утром показала свои работы менеджеру данной компании, а в пятницу мне позвонили и предложили работу...

Вот так! А буквальный рефрейминг - просто супер! Теперь всегда его буду применять - здорово поднимает настроение.

Марина:

Рефрейминг мне понравился. Неприятную ситуацию я вижу в виде фильма, добавляю веселую музыку, и отношение к ситуации сразу меняется. Применила рефрейминг к своей дочке. Она возвращалась вечером домой, пристал мужик. Она от него отвязалась, но испугалась очень. Я предложила ей вспомнить эту ситуацию в виде картинки или фильма. У нее пошла картинка, наложили на нее веселую музыку, дочка сразу повеселела.

Алексей:

Ваши уроки, воистину, творят чудеса.После четвертого урока (спустя некоторое время) я почувствовал, что стал намного спокойнее - это отразилось в отношениях с близкими людьми и любимой (я считал себя очень вздорным).
Техника рефрейминга - потрясающая вещь. Даже самые щекотливые и пренеприятнейшие ситуации, которые я "вписал в рамки", теперь кажутся мне сценками из знаменитых миниатюр про Чарли Чаплина. А урок пятый показался мне почти что самым информативным. До сих пор ищу триггеры для генератора нового поведения. И, хоть рисую не очень, но крайне интересно увидеть было изменение худшего в лучшее, почувствовать и начать воплощать это в реальную жизнь. Спасибо!

Для тех, кто не боится перемен и жизненного роста!

Рождественские скидки!,начало 28 января, подробнее...

 

 

Новости сайта:

Итоги 2007 и полезные ссылки...

Новый набор на тренинг Осознанности. Рождественские скидки!

 

 

С уважением,

Альберт Романов,

учредитель Центра развития Человека «АльфаКонсалтинг»

wakeup@inbox.ru

 

Другие проекты Альберта Романова:

Бесплатные консультации, Инструктор Алла (Австралия) , Подробнее...

Эзотерическая Школа Инструкторов.

Психологические тесты.

Фотоальбом: новые фотографии!

Статьи, книги, программы и отзывы здесь...

Тренинг "Волшебное НЛП для успеха и благополучия" со скидкой! Подробнее...

Тренинг-самоучитель по НЛП с перепиской, выгоднее на 60% по сравнению с дистанционным курсом! Подробнее...

Волшебная Книга приводит к поразительным результатам. Прочитать отзывы...

 

 

 


НАЧНИТЕ ОБУЧЕНИЕ НА БЕСПЛАТНЫХ РАЗВИВАЮЩИХ КУРСАХ ПРЯМО СЕЙЧАС!

Бесплатный тренинг "Тайный мир Сновидений". Подписаться здесь...

Курс "Основы НЛП и психологии влияния". Бесплатно здесь!

Бесплатная часть тренинга интуиции "Шестое чувство".

Бесплатный курс "Путь к себе". Подписаться здесь...

Бесплатный курс "Поиск работы жизни". Подписаться здесь...

Электронная Газета Центра развития Человека «АльфаКонсалтинг»:
Вашему вниманию представят свои материалы Психологи, Целители, Эзотерики, в общем очень интересные люди из разных стран! Читайте о Здоровье, Любви, Путешествиях, Взаимоотношениях, смотрите фотографии, задавайте вопросы! Подробнее...



  © Albert Romanoff, wakeup@inbox.ru
 
Тираж данного выпуска: 17985экз.
 
Возраст рассылки: 2324 дн.

Подпишитесь на другие полезные рассылки Центра Развития Человека!

Новости сайта "Методы воздействия"
Дорога к волшебству
Методы воздействия (магия, НЛП, психология влияния)
Психология и НЛП
Всё о гипнозе
Обучение Психологии, НЛП, Эзотерике

Для этого подключитесь к интернет, проставьте галочки в интересующие рассылки слева, введите Ваш рабочий e-mail, и нажмите кнопку "Подписаться!"



В избранное