[Гласность] Мы хотим помочь слепым во всех уголках мира
Мы все за Восстановление работоспособности Всероссийского общества слепых!
Артем Попов: <<Мы хотим помочь слепым во всех уголках мира>>
Кристина Федичкина - 6 августа 2015
Руководитель проекта <<Трогательный музей>> -- о первом музее, в котором
экспонаты можно и нужно трогать руками
http://cityreporter.ru/artem-popov-hotim-pomoch-slepym-vo-vseh-ugolkah-mira/
Проект студентов ЮФУ получил на форуме <<Территория смыслов>> грант в
размере
250 000 рублей на создание <<Трогательного музея>> для слепых. Кроме того,
проект собрал более 60 000 рублей на краудфандинговой площадке. Руководитель
<<Трогательного музея>> Артем Попов рассказал <<Городскому репортеру>> о
том,
какие экспонаты можно потрогать в музее, как посетителям обойтись без гида,
и можно ли сделать Мону Лизу объемной.
-- Артем, расскажите, как появилась идея создать проект для инвалидов по
зрению?
-- До <<Трогательного музея>> у нашей студенческой команды был проект
<<Voice
for you>>, мы пытались адаптировать компьютеры для слепых. Точнее, сделать
технологию дешевле, чем ныне существующие. Мы пробовали реализовать свой
проект, пока не оказалось, что это не нужно: обычные компьютеры можно
оборудовать дополнительными устройствами, которые помогут слепым людям ими
пользоваться.
-- А как вы пришли к тому, что новым проектом должен стать именно музей?
-- Мы готовили проект для Таганрогского художественного музея --
приложение-гид, с помощью которого гаджет воспроизводит аудио- или
видеоконтент, когда наводишь камеру на QR-код. Звуковая передача информации
дополняет визуальную. А что, если человек не получает визуальную информацию?
Слепые воспринимают только то, что могут потрогать или услышать. И в какой
же тогда степени доступны музеи для слепых?
Во-первых, люди с инвалидностью по зрению априори не видят картины, которые
обычно висят в музеях. Во-вторых, обычно музейные экспонаты трогать нельзя,
все помнят висящие на стенах грозные таблички <<Руками не трогать>>. А
просто
слушать -- недостаточно.
Вот так у меня голове все сложилось в одну картину. Я подумал, что
технологии 3D-печати можно использовать для создания тактильных пособий в
виде музейных экспонатов.
-- Что собой представляет музейный экспонат? И в чем заключается технология
создания?
-- Экспонат состоит из модели и карточки, с которой аудиогид считывает
информацию. В интернете есть базы моделей, оттуда можно скачать готовую и
распечатать. Печать занимает примерно восемь часов. Текстура модели не
совсем гладкая, ее можно глянцевать, но это лишние временные затраты.
Геометрия самих экспонатов ограничивается печатными возможностями
3D-принтера. У нас сейчас только такие устройства, которые могут напечатать
модели размером не больше 20*20*20.
-- А как работает аудиогид?
-- Мы используем обычные карточки метро. Они достаются бесплатно: люди их
просто выкидывают, а мы можем их направить на благое дело. Метки карточек мы
будем встраивать прямо в экспонат.
Считывать с них информацию можно при помощи аудиогида -- в нем находится
такая же считывалка, как в метро. Он позволит прослушать информацию о том
экспонате, который на данный момент в руках у посетителя.
С аудиоконтентом слепому человеку не нужна помощь экскурсовода, он может
изучать экспонаты самостоятельно. Это психологически важно для слепых людей.
Сейчас мы берем готовые MP3-записи, но в будущем планируем записывать
аудиоконтент сами. У нас в университете есть звукозаписывающая студия,
думаю, мы сможем привлечь профессиональных дикторов.
-- Где теперь можно потрогать эти экспонаты?
-- Трогательный музей мы решили размещать в библиотеках для слепых, потому
что в них сконцентрирована целевая аудитория. Но библиотеки для слепых есть
только в региональных центрах. Нужно находить варианты взаимодействия с
музеями, у которых найдется площадь для 120 экспонатов.
Мы задаемся целью помочь слепым во всех уголках мира, в маленьких городах
нужно делать трогательные музеи в обычных музеях или домах культуры.
-- Какие экспонаты уже есть в музее? Они все сделаны по уже готовым моделям
из Интернета?
-- Сейчас в трогательном музее ростовской библиотеки для слепых есть три
экспозиции: <<Животные>>, <<Биология>> и <<Известные личности>>.
Вот пример, на мой взгляд, удачного экспоната из общей библиотеки ресурсов:
строение клетки. Человек с инвалидностью по зрению может потрогать и понять,
как устроена животная клетка: вот ядро, комплекс Гольджи, митохондрии.
Некоторые экспонаты мы спроектировали сами. Например, бюст Чехова.
В рамках проекта мы также занимаемся оцифровкой культурных памятников. Уже
готова трехмерная модель памятника Козьме Крючкову -- прототипу Григория
Мелехова из <<Тихого Дона>>. Теперь она есть в открытом доступе в Интернете.
-- Как первые посетители отнеслись к идее?
-- Не было еще человека, зашедшего в библиотеку, который не потрогал бы наши
экспонаты. Люди, прикасаясь к моделям, всегда испытывают массу положительных
эмоций, они рады, и не только тому, что их проблеме уделяют внимание, но и
тому, что это реально помогает.
В библиотеке есть работник, который потерял зрение в школьном возрасте. У
нас есть экспонат -- маленький крокодильчик. Так он его взял в руки и
сказал:
<<А, у него четыре лапы!>> Понимаете, он забыл, что у крокодила четыре лапы.
Прочтенная и услышанная информация теряется гораздо быстрее, чем визуальная.
-- Когда проект будет полностью реализован?
-- Где-то в сентябре мы получим средства по гранту, который я выиграл на
<<Территории смыслов>> и будем дальше развивать наш проект. В будущем
планируется привлечь к созданию трогательного музея школьников из Таганрога.
Заранее мы не могли предполагать, что выиграем грант, поэтому использовали
краудфандинговые инвестиции.
-- И что дало вам участие на Boomstarter?
-- Мы пошли скромным путем и сделали запрос на 60 000 рублей, а собрали
больше. Но главное в краудфандинге не деньги, а то, что благодаря этой
площадке мы получили большую информационную поддержку.
С нами связался молодой человек из Москвы, у которого свой небольшой завод
по производству пластика для 3D-принтера. У него был пластик, который не
пошел на продажу из-за мелких дефектов. Он отправил этот материал не на
продажу по более низкой цене, а нам на реализацию проекта -- мы получили 15
кг. С одного килограмма пластика можно сделать где-то десять бюстов Чехова.
Предприниматель благодаря краудфандингу узнал о нас и смог обеспечить наш
музей 150 экспонатами.
Кроме того, нам стали писать другие ребята, у которых по каким-то причинам
простаивали 3D-принтеры. Это необязательно бизнесмены, просто люди, у
которых есть необходимая техника, и они готовы тратить время и машиночасы на
создание тактильных экспонатов.
-- Собираетесь ли вы заниматься распространением проекта? Какие перспективы
развития <<Трогательного музея>> видите в будущем?
-- После нашего появления на Boomstarter с нами связались коллеги из других
регионов, занимающиеся 3D-печатью. У нас появился центр единомышленников в
Екатеринбурге, сейчас мы получим деньги по гранту и просто перенаправим
часть средств туда. Ребята закупят пластик и будут там делать то же самое.
Коллеги из Санкт-Петербурга предложили заняться оцифровкой картин
классического и современного искусства. Мы можем сделать Мону Лизу объемной,
выпуклой. Не обязательно полностью, а просто контуры.
И если ничто не помешает реализовать проект по всей России, мы сможем
передавать свой опыт странам Европы. В принципе, уже сейчас можно делать
англоязычный аудиоконтент, а волонтеры из других стран смогут его переводить
для своих соотечественников.
Сделать филиал музея очень просто в любой точке мира. Скачал, распечатал,
купил коробочку для аудиогида, вставил карточку, записал туда наш софт, и он
будет обновляться, подкачивая аудиоконтент.
*
Поделитесь со знакомыми адресом для подписки на Гласность:
psychology.oglaska-sub@subscribe.ru
*
Это сообщение доставлено 377 подписчикам.
Наши сайты:
*
www.vosoborec.livejournal.com/
*
www.invvos.blogspot.com/
*
http://sinoptik50.livejournal.com/1015.html
*
www.inv-revda.narod.ru
*
http://subscribe.ru/catalog/culture.news.drugvos
*
http://agentkomar007.blogspot.ru/
*
www.vos-revda.narod.ru