Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Гласность

Миф о Сусанине

Адамович Геннадий Эдуардович






МИФ О СУСАНИНЕ

продолжение

<<Столь дружное молчание объясняется просто, - делает вывод писатель, - ничего
этого не было. Ни подвига Сусанина, ни пресловутого <<покушения на царя>>, ни
погребения героя в Ипатьевском монастыре. Неопровержимо установлено: в 1613 г.
в прилегающих к Костроме районах вообще не было <<чертовых ляхов>> - ни королевских
отрядов, ни <<лисовчиков>>, ни единого интервента либо чужестранного ловца удачи.
Столь же неопровержимо доказано, что в то время, когда на него якобы <<покушались>>,
юный царь Михаил вместе с матерью находился в хорошо укрепленном, напоминавшем
крепость Ипатьевском монастыре близ Костромы, охраняемый сильным отрядом дворянской
конницы. Сама Кострома тоже была хорошо укреплена и полна войсками. Для мало-мальски
серьезной попытки захватить или убить царя понадобилась бы целая армия, но ее
не было ни поблизости от Костромы, ни вообще в природе: поляки с литовцами сидели
на зимних квартирах в соответствии с обычаями того времени. По Руси (Бушков Русью
называет, естественно, не Украину, но Московию, прим. М.Г.), правда, в превеликом
множестве бродили разбойничьи ватаги: дезертиры из королевской армии, жаждавшие
добычи авантюристы, <<воровские>> казаки вкупе с <<гулящими>> русскими людьми.
Однако эти банды, озабоченные лишь добычей, даже спьяну не рискнули бы приблизиться
к укрепленной Костроме с ее мощным гарнизоном.

О том, что некий злодейский отряд направлялся, дабы извести только что избранного
на царство юного государя Михаила Федоровича Романова, знают даже дети. Гораздо
менее известно, что вся эта красивая история - выдумка от начала до конца. Авторы
энциклопедических словарей правы в одном: с давних пор известны <<многие народные
предания>>, живописующие то, как Сусанин завел поляков в болота, а также о том,
как героический Иван Осипович еще прежде укрыл царя в яме на собственном подворье,
а яму замаскировал бревнами. Беда в том, что меж народным фольклором и реальной
историей есть некоторая разница>>...

...В обеих грамотах черным по белому указано: <<Мы, великий государь, были на
Костроме>>. То есть - за стенами могучей крепости, в окружении многочисленного
войска. Сусанин, собственно говоря, мог без малейшего ущерба для венценосца выдать
<<литовским людям>> этот секрет полишинеля, ровным счетом ничего не менявший...

И какие же можно сделать выводы из имеющейся богатой информации? Чтобы не быть
голословным, вновь дадим слово Бушкову: <<Самая правдоподобная гипотеза такова:
зимой 1613 г. на деревеньку Домнино напала шайка разбойников, то ли поляков,
то ли литовцев, то ли казаков (напомню, <<казаками>> тогда именовались едва ли
не все <<гулящие>> люди). Царь их не интересовал ничуть - а вот добыча интересовала
гораздо больше. В летописи о подобных налетах, крайне многочисленных в те времена,
сообщается так: <<...казаки воруют, проезжих всяких людей по дорогам и крестьян
по деревням и селам бьют, грабят, пытают, жгут огнем, ломают, до смерти побивают>>.

Одной из жертв грабителей как раз и стал Иван Сусанин, живший, собственно, не
в самой деревне, а <<на выселках>>, т.е. на отдаленном хуторе. О том, что налетчики
<<пытали Сусанина о царе>> известно от одного-единственного источника - Богдана
Собинина. Скорее всего, через несколько лет после смерти убитого разбойниками
тестя хитромудрый Богдан Собинин сообразил, как обернуть столь тяжелую утрату
к своей выгоде, и обратился к известной своим добрым сердцем матери царя Марфе
Ивановне. Старушка, не вдаваясь в детали, растрогалась и упросила сына освободить
от податей родственников Сусанина. Подобных примеров ее доброты в истории немало.
В жалованной грамоте царя так и говорится: <<...по нашему царскому милосердию
и по совету и прошению матери нашей, государыни великой старицы инокини Марфы
Ивановны>>.

Сохранилась информация и о том, что из Москвы Богдан Собинин выписывал переводчика
для челобитной, ибо Собинин был таким же, как и Сусанин финном-мордвином (или
же вепсом, их в ту пору не различали в Москве, ибо язык их был схож, как и одежда),
русского языка даже не знавшим. О какой еще связи с царем можно после этого говорить!

<<Поступок же Богдашки, - пишет Бушков, - полностью соответствовал тамошним нравам.
Уклонение от <<тягла>> - налогов и податей - в ту пору стало прямо-таки национальным
видом спорта. Летописцы оставили массу свидетельств об изобретательности и хитроумии
<<податного народа>>: одни пытались приписаться к монастырским и боярским владениям,
что значительно снимало размеры налогов, другие подкупали писцов, чтобы попасть
в списки льготников, третьи попросту не платили, четвертые ударялись в побег,
а пятые... как раз и добивались льгот от царя, ссылаясь на любые заслуги перед
престолом, какие только можно было вспомнить или придумать.

Однако есть авторитетное мнение российского историка Соловьева, который также,
считал, что Сусанина замучили <<не поляки и не литовцы, а казаки или вообще свои
разбойники>>. Он же после кропотливого изучения архивов и доказал, что никаких
регулярных войск интервентов в тот период поблизости от Костромы не было. Н.И.Костомаров
писал не менее убедительно: <<В истории Сусанина достоверно только то, что этот
крестьянин был одной из бесчисленных жертв, погибших от разбойников, бродивших
по России в Смутное время; действительно ли он погиб за то, что не хотел сказать,
где находится новоизбранный царь Михаил Федорович, - остается под сомнением>>...

С 1862 г., когда была написана обширная работа Костомарова, посвященная мнимости
подвига Сусанина, эти сомнения перешли в уверенность - никаких новых документов,
подтвердивших бы легенду, не обнаружено. Что, понятно, не зачеркивает ни красивых
легенд, ни достоинств оперы <<Жизнь за царя>>.

Но в то время, когда в России изобретали миф о Сусанине, никто, естественно,
не вспомнил, что подобный герой был-таки, но не в Московии, а в Руси, в Украине
во время войны Хмельницкого с Польшей. И вот его подвиг, в отличие от Сусанина,
подтвержден-таки документальными свидетельствами того времени.

Произошло все в мае 1648 г., когда гетман Богдан Хмельницкий преследовал польское
войско Потоцкого и Калиновского. В тот момент русский крестьянин Микита Галаган
вызвался пойти к отступавшим полякам проводником, но завел их в чащобы, задержав
до прихода Хмельницкого, за что и поплатился жизнью. Вот кого надо было делать
героем и сочинять оперы! Хотя, может быть, подвиг русина Галагана совместили
с мордвином Сусаниным? Вполне может быть. Только вот почему русского человека
забыли, а мордвина возвели в ранг русского национального героя? Только потому,
что Сусанин - московит. Как и сейчас, чтобы <<зазвездиться>>, нужно быть поближе
к тусовке. Москве нужны были лишь свои герои, желательно в пределах Золотого
кольца. И то, что этих подмосковных жителей и русскими-то нельзя назвать в XVII
в., российских историков не смущает. Раз герой нужен - он будет придуман по-любому!

В связи с мифом о Сусанине А.Бушков в своей книге приводит и вовсе уж откровенно
трагикомический факт. <<С приходом Советской власти район, в который входило
село Коробово, переименовали в Сусанинский. В конце 1920-х гг. районная газета
сообщила, что первый секретарь Сусанинского райкома ВКП(б) заблудился и утонул
в болоте. Впрочем, времена были суровые, шла коллективизация, и мужички могли
попросту подмогнуть товарищу секретарю нырнуть поглубже>>. Тем не менее случай
любопытный. Накаркали?






Subscribe.Ru

Ответить   Sat, 20 Aug 2011 08:35:39 +0400 (#1812729)