Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Скрытые резервы нашей психики


1.10.08.
Выпуск 229

Из книги Орисон Свет Марден


" СТРОИТЕЛИ СУДЬБЫ ИЛИ ПУТЬ К УСПЕХУ И МОГУЩЕСТВУ"

Глава ХХVI  Каждый носит в себе свой рай

«Делай каждый день кому-нибудь добро – закон для того, чтобы быть счастливым».

 

 

ГЛИЭР

Рейнгольд

Морицевич

(1875-1956)

Русский советский композитор, педагог, музыкант,

общественный деятель

Наш учитель, воспитывая нас в основном в традициях рус­ской музыкальной классики, ни­когда не заставлял ровняться в одну линию, не мешал развивать­ся нашим склонностям. Он требо­вал, чтобы мы были искренни в своих музыкальных высказыва­ниях, чтобы в них ощущалась правдивость мысли и чувств, что­бы мы неуклонно повышали свое мастерство и профессионализм.

Б. Н. Лятошинский

 

 

Рейнгольд Глиэр родился 11 января 1875 года в Киеве в семье потомственных мастеров музыкальных духовых инст­рументов, немцев по происхождению. Детство мальчика было насыщено музыкальными впечатлениями — мастерскую отца (к сожалению, сильно пьющего) часто посещали многие ки­евские музыканты. Он научился распознавать музыкальные инструменты, запоминать знакомые мелодии. Но более всего ему нравилась скрипка. И отец, заметив увлечение сына, при­гласил учителя — студента музыкального училища, а позд­нее — воспитанника Петербургской консерватории скрипача Вейнберга. Вскоре мальчик стал принимать активное участие в домашних квартетных вечерах.

В 1885 году Рейнгольд поступил в Киевскую гимназию. Учился очень прилежно и особенно увлекался литературой, но любовь к музыке пересилила все увлечения. Сочинять Рейн­гольд пробовал уже учась в гимназии. Осенью 1892 года Гли­эр был принят в Киевское училище, в класс скрипки Отакара Шевчика. В работе над первыми произведениями Глиэр пользовался советами теоретика Е. Рыба, ученика Римского-Корсакова. Под его руководством он знакомится с курсом гар­монии и основами композиции. Неодолимое желание сочинять подчиняло все остальные увлечения юноши. Но в музыкаль­ном училище не было композиторского отделения, и поэтому Глиэр решил уехать в Москву, где жил и работал Чайковский. Родители не поддерживали намерения сына, но бабушка, бо­ровшаяся за музыкальную будущность внука, энергично вы­ступила на его стороне и пообещала ежемесячно высылать 25 рублей.

Осенью 1894 года, успешно сдав экзамены, он был принят в класс скрипки, вначале к преподавателю Соколовскому, а затем переведен к профессору Яну Гржимале, чеху по проис­хождению, отдавшему более 45 лет развитию русской скри­пичной школы.

Глиэр был счастлив, хотя испытывал все трудности сту­денческой жизни. Вдвоем с товарищем он снимал крохотную комнатку, в которой играть на скрипке можно было только сидя: при игре стоя смычок задевал потолок. Глиэр прослыл знатоком курса гармонии и охотно помогал своим соучени­кам, один из которых предложил переехать в дом его родите­лей, чтобы заниматься вместе. Там собиралась артистическая молодежь, часто приходил музицировать Рахманинов.

Глиэр все время мечтал полностью отдаться занятию со­чинением, но не решался перейти на композиторское отделение, боясь, что недостаточно подготовлен. После недолгих колебаний он поступает в класс сочинения к М. М. Ипполитову-Иванову. И он, и Танеев — любимый ученик Чайковско­го — не давали ему разрешения сочинять что вздумается, тре­буя от своего ученика настоящего профессионализма. Советы принимались беспрекословно.

Летний период учебы Глиэр проводил в Киеве, много со­чиняя. В1898 году композитор создал Первый струнный сек­стет для двух скрипок, двух альтов и двух виолончелей — пер­вое произведение, в котором проявились типичные черты творческого почерка Глиэра.

Важную роль сыграла Первая симфония Глиэра. Ее одоб­рили Танеев и Скрябин, Римский-Корсаков и Глазунов. Вы­пускной работой была опера-оратория «Земля и небо» (по Дж. Байрону), которая в 1900 году удостоилась высшего бал­ла — «отлично», а на мраморной доске Московской консерва­тории золотыми буквами было вписано имя Р. Глиэра.

В конце 1900 года Глиэр получил приглашение от М. П. Бе­ляева, крупного лесопромышленника и страстного любителя музыки, приехать в Петербург на исполнение своего секстета и остался в этом городе. В этот период Глиэр сочиняет ряд фортепианных пьес, камерных ансамблей, романсов на сти­хи Пушкина, Тютчева, Плещеева, Байрона. A 11 марта 1904 г. в зале петербургского Благородного собрания (ныне Большой зал филармонии) впервые была исполнена Первая симфония Глиэра.

Педагогическая деятельность Глиэра началась в 1901 году в Школе сестер Гнесиных (ныне Музыкально-педагогический институт имени Гнесиных). В новую школу хлынули дети рабочих, ремесленников, которых принимали независимо от состояния родителей. Двадцать процентов учеников обуча­лись бесплатно.

При отсутствии детского музыкального репертуара Глиэр много сочинял пьес для детей. Педагогический дар Глиэра впер­вые оценил Танеев. Он, впервые увидев в 1901 году 11-летнего Сережу Прокофьева и сразу распознав незаурядный талант ребенка, направил его к Глиэру. Через год занятий с Глиэром Прокофьев успешно сдал экзамены в Петербургскую консер­ваторию. Он писал: «Как-то так выходит, что кого из компо­зиторов ни спросишь, он оказывается учеником Глиэра — прямым или внучатым, то есть учеником ученика». Он не на­вязывал своих принципов и норм, всегда старался выявить своеобразие ученика, не подавляя его индивидуальности, а развивая ее.

В 1904 г. Глиэр женился на М. Ренквист — ученице Гнесинской школы.

В 1905 году за Первый струнный квартет он удостоился премии имени М. И. Глинки, присуждаемой за лучшее инст­рументальное произведение.

Глиэра не покидала мысль о дирижировании. И в конце 1905 года он отправляется в Германию для занятий с немец­ким дирижером Оскаром Фридом. Средства для занятий до­бывались нелегко: Глиэр давал многочисленные частные уро­ки. В Берлине он завершил многолетнюю работу над Второй симфонией. 1908 год в биографии Глиэра был отмечен оконча­нием и первым исполнением в Москве симфонической поэмы «Сирены». А в 1911 году Глиэр завершил свое монументаль­ное произведение — Третью симфонию («Илья Муромец»). После первого исполнения в концертном сезоне 1912 года она вскоре стала популярной во многих странах.

В 1913 году Киев праздновал открытие консерватории. Одним из первых преподавателей был приглашен Глиэр, ки­евлянин, воспитанник Киевского училища. Он вместе с семь­ей переехал в Киев и получил место профессора по классу ком­позиции. А в начале 1914 года его избирают на пост директора. Он организовал в консерватории студенческий оркестр, опер­ный класс, принимал активное участие в симфонических кон­цертах Русского музыкального общества.

Осенью 1920 года Глиэр с семьей уезжает в Москву и ста­новится профессором Московской консерватории и одновре­менно заведующим музыкальной секцией московского отде­ла народного образования.

За весну и лето 1921 года Глиэр реализовал замысел сим­фонической картины-балета « Запорожцы».

В трудный голодный период 20-х годов Глиэр, очень лю­бивший детей (своих у него было пятеро), взял шефство над детскими домами: организовывал музыкальные детские спек­такли, играл, сочинял детские песни, пьесы, стараясь облег­чить их участь.

В 1923 году Глиэр неожиданно получает из Азербайджана предложение помочь в создании национальной оперы. Изу­чая местный фольклор, знакомясь с народными песнями и танцами, Глиэр создает оперу «Шах-Сенем», премьера кото­рой состоялась в Баку 17 марта 1927 года. Но и после премье­ры работа над ней продолжалась и была окончена только в 1934 году. Глиэру было присвоено звание Народного артиста Азербайджана.

В июне 1927 года состоялась премьера балета «Красный мак», в основу которого был положен мелодический рисунок китайской музыки, а сюжет был более чем актуален для того времени — о подвиге китайской девушки, спасшей жизнь со­ветскому капитану. В первые 2—3 года сценической жизни ба­лет прошел свыше 300 представлений!

Изучая и дальше музыку различных народов, населяющих республики СССР, Глиэр обращается к узбекским мелодиям, которые легли в основу музыкальной драмы «Гюльсара». В 1949 году музыкальная драма была переработана в оперу. Таджикские и узбекские народные мелодии были воплоще­ны и в увертюре «Ферганский праздник».

Глиэр совершает поездки по всему Советскому Союзу, вы­ступает с концертами, интересуется состоянием театров, му­зыкальных школ, читает лекции, ведет практические семи­нары с будущими композиторами.

В 1937 году его избирают председателем московского Со­юза советских композиторов, в 1939-м — председателем орга­низационного комитета Союза советских композиторов. А в 1938 году ему присваивается звание Народного артиста Совет­ского Союза.

К 125-летию со дня рождения Т. Г. Шевченко он пишет симфоническую поэму «Заповiт».

Во время Великой Отечественной войны Глиэр продолжа­ет сочинять музыку: Концерт для колоратурного сопрано с оркестром, оперу «Рашель» (поновелле «Мадемуазель-Фифи» Г. де Мопассана), Четвертый квартет (за негоГлиэр удостоен Государственной премии), Увертюру для симфонического ор­кестра « Победа ».

После войны, уже будучи в солидном возрасте, Глиэр яв­ляется постоянным участником и гостем различных музы­кальных событий, проходящих в Закавказье, на Украине, в Узбекистане, Прибалтике. В 1947 году он написал Концерт для виолончели с оркестром, посвятив его замечательному виолончелисту Мстиславу Ростроповичу. 150-летие со дня рождения А.С.Пушкина композитор отметил созданием ба­лета «Медный всадник». К 1952 году относится завершение работы над балетом «Тарас Бульба».

Через год после торжественного празднования 80-летия композитора, 23 июня 1956 года, композитор скончался.

 

О НАСУЩНОМ

Послушайте записи моего пения (впервые записался на публике)  на главной странице www.goloslogos.ru

 

 ВНИМАНИЕ :Новое место проведения мастер-классов в СПб

Санкт-Петербург, 25 октября 2008 года

БАЗОВЫЙ Мастер-Класс Владимира Багрунова   у М. Петроградская (за Дом мод) время занятий: с 11:00 - до 19:00 Цена со скидкой – 1ряд -  7.000 рублей, 2 ряд - 5000 рублей.

 

Санкт-Петербург, 28 октября 2008 года

РЕЧЕВОЙ Мастер-Класс Владимира Багрунова  у М. Петроградская (за Дом мод) время Время занятий: с 11:00 - до 19:00 Цена со скидкой – 1ряд -  7.000 рублей, 2 ряд - 5000 рублей.

 Подробности +7 911-973-05-25  bageon@ mail.ru

347-67-07

973-87-82

 

Казахстан (Астана) 14-16 ноября 2008. 

После моего тренинга 5-7 сентября 2008 пошла цепная реакция от его участников.  Во второй день у одного участника произошло удивительное для медицины явление.  Первый ряд уже заполнен. Остается второй ряд, который в принципе безразмерен (хоть 100 человек).

Запись тел./факс: +7 (717-2) 940-813 Наталья

моб.:        +7 701 999 8161

                +7 705 564 5525

Эл. Почта  Nataliya Nigmatulina n_nigmatulina@goodwill.kz

 

Будьте в Голосе!

Владимир Багрунов

 

 

 

 

 


В избранное