Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Скрытые резервы нашей психики


08.11.08.
Выпуск 233

«Не произносите бесповоротных суждений!»- Августин Аврелий (Блаженный) (354-430 гг.)

 

КАЛЬМАН

Имре

(1882-1953)

Венгерский композитор

Имре Кальман (настоящая фамилия Коппштейн) родился 24(или 25) октября 1882 года в Шиофоке близ озера Балатон. Тогда это была просто деревня, живописно расположенная на берегу одного из самых красивых озер в Европе. Но вскоре возникло акционерное общество (а возникло оно в доме роди­телей Кальмана), и через несколько лет деревня превратилась в курорт с купальнями, гостиницей, рестораном, оркестром и театром. Музыку Кальман слушал с раннего детства: его сест­ра Вильма была хорошей пианисткой. Слух у ребенка был превосходный: четырехлетним мальчиком он мог спеть всю Вторую рапсодию Листа.

Мальчика вообще влекло к музыке. Как-то летом в Шио­фоке отдыхал дирижер Будапештской оперы и Филармонии профессор Лильд. Маленький Кальман, проходя мимо, услы­шал, как профессор играет на скрипке. С этого дня мальчик, как зачарованный, часами стоял под окном, слушая музыку. Профессор заметил его.

— Ты любишь музыку? — спросил он.

— Люблю, — ответил Кальман.

— А слух у тебя есть? Спой мне что-нибудь.

И мальчик спел ему свой коронный номер*— Вторую рап­содию Листа. Профессор был поражен. С этого дня маленько­му Кальману ставили в комнате профессора стул,-и он долгие часы сидел и слушал, как Лильд играл гаммы,"этюды, кон­цертные произведения.

В пятилетнем возрасте Кальман получил первые театраль­ные впечатления. В Шиофоке гастролировала опереточная труппа. Имре Кальман вместе с другими ребятами ежедневно присутствовал на репетициях.

В 1892 году отец привез Кальмана в Будапешт и отдал его в евангелическую гимназию. В гимназии он учился играть на рояле.

В 1896 году отец Кальмана разорился. Семья лишилась дома и вынуждена была переехать в Будапешт, где ютилась у тетки. Брат получил место клерка в банке. Вся семья начала работать. Имре тоже вносил свою лепту: он переписывал для банка адреса на конвертах, получая за тысячу адресов одну крону. Ежедневно перед гимназией он бежал на почту сдавать конверты. Кроме того, он давал уроки латинского и греческо­го языков, математики и физики. Как говорил сам компози­тор, «страшное чувство неуверенности за будущее никогда не покидало меня в течение всей жизни». Но несмотря на такую занятость, он еще находил время и силы учиться в музыкаль­ной школе, за что в гимназии ему придумали кличку Фуга.

Целыми днями он сидел за роялем, но когда будапештские профессора единодушно признали выдающиеся пианистичес­кие способности Кальмана, произошла трагедия — неожидан­но обнаружилось неизлечимое заболевание большого пальца левой руки. Он не мог уже сыграть даже простой гаммы.

Друг посоветовал поступить в консерваторию, в класс композиции. Кальман пошел к известному профессору ком­позиции Кесслеру. Учеников средних учебных заведений в консерваторию не принимали. Однако когда Имре рассказал профессору свою историю, тот, проявив сочувствие, посове­товал Кальману пройти курс гармонии 1-го курса частным образом с молодым композитором Альбертом Шиклошем. В это же время он пишет музыкальные исследования, крити­ческие статьи в музыкальную прессу, подписываясь «И.К.». Рождается псевдоним «Кальман».

В1900 году Кальман кончает гимназию с золотой медалью, осенью становится студентом 2-го курса будапештской Музы­кальной академии (преподаватель Кесслер) и, выполняя же­лание родителей, поступает в университет на юридический факультет.

В 1903 году состоялся концерт, составленный из произве­дений учащихся консерватории. Кальман был представлен своими произведениями: Скерцандо для струнного оркестра, первой частью фортепианной сонаты и несколькими неболь­шими фортепианными пьесами. 29 февраля 1904 года в Коро­левском оперном театре состоялся концерт музыкантов, окон­чивших композиторский класс. Среди других произведений исполняется сочинение Кальмана: симфоническая поэма для большого оркестра «Сатурналия». После окончания академии Кальман пишет симфоническую поэму «Эндре и Иоганна», за которую получил премию имени Р. Фолькмана. На фоне это­го особенно неудачно выглядело беспомощное выступление «кандидата в адвокаты» Кальмана в открытом суде весной 1905 года. Он отказывается от карьеры адвоката.

На полученную премию Кальман посещает Германию.

В 1906 году Кальману предложили написать музыку к спектаклю «Наследство Перес лени». Вскоре в одном из буда­пештских театров прошла премьера, которую зрители приня­ли с восторгом и вызывали композитора по 20 раз на сцену после каждого акта. Однако через несколько дней австрий­ские власти запретили спектакль за его антиправительствен­ную направленность. Тем не менее директор театра не захо­тел расставаться с молодым композитором и заказал ему оперетту «Осенние маневры» на текст, написанный известным поэтом-либреттистом К. Баконем. Премьера спектакля в Бу­дапеште стала триумфом для композитора. Вскоре оперетта была поставлена в Вене, куда уехал композитор, и это означа­ло признание Кальмана как мастера этого жанра.

В Вене он знакомится с Паулой Дворжак, которая вошла в его жизнь как друг, советчик, заботливая жен.а и бережливая хозяйка.

Поиск хорошего либретто для следующих оперетт привел его снова в Будапешт. Там в 1910 году ставится его «Отстав­ной солдат».

Большую популярность Кальману принесла оперетта «Цы­ган-премьер», поставленная в Вене в 1912 году. Но самой зна­менитой его опереттой стала все-таки «Княгиня чардаша». У нас она известна как «Сильва». Премьера состоялась в вен­ском «Иоганн Штраус-театре» в 1915 году. В Вене она про­шла свыше двух тысяч раз; в Берлине, где Сильву играла зна­менитая Фрицци Массари, спектакль шел два года подряд ежедневно. В 1917 году Кальман получил приглашение при­ехать в Нью-Йорк на премьеру «Сильвы». Так она распрост­ранилась по всему миру... «Сильва» шла даже в лагере для австрийских военнопленных, находившемся во время импе­риалистической войны под Омском. Текст и музыку пленные восстановили по памяти.

Среди самых известных его оперетт — «Баядера» (1921), «Марица» (1924), «Принцесса цирка» (1926), «Фиалка Мон­мартра» (1930).

Жизнь Кальмана внезапно омрачилась тяжелой потерей: 3 февраля 1928 года скончалась жена. Утрату он переживал очень тяжело. Но судьба вмешалась самым неожиданным об­разом. В кафе он случайно познакомился с очаровательной те­атральной статисткой, покинувшей революционную Россию. Так в жизнь Имре вошла молодая русская актриса Вера Макинская. Уроженка Перми, эмигрировавшая вместе с мате­рью в 1917 году, покорила сердце популярного композитора. Несмотря на разницу в возрасте — тридцать лет, это знаком­ство довольно скоро привело к свадьбе.

Имре в то время только что начал работу над новой опе­реттой — «Фиалка Монмартра» — и решил посвятить ее мо­лодой жене. Вера вскоре родила ему мальчика Чарли, а по­том еще двух девочек: Лили и Ивонку. Кальман часто говорил своей жене: «Фиалка — это ты!»

Композитор переживал расцвет славы. На вечерах в его доме появлялись все знаменитости и влиятельные лица раз­ных рангов. Приемы эти устраивала жена Вера. В противопо­ложность ей сам Имре отличался величайшей скромностью.

За месяц до начала Второй мировой войны Кальман вывез жену и детей в Америку и прожил там несколько лет. Однако в Европе его продолжали считать «своим».

Во время войны он потерял двух сестер. Потрясенный, он заболел тяжелым сердечным недугом, но благодаря врачам за 5 лет настолько поправился, что смог поехать в Европу. Убе­дившись, что его оперетты ставятся во всех европейских те­атрах, он решает перевезти семью во Францию и получает французское гражданство. Но в США снова заболел, на этот раз надолго. Между тем, превозмогая болезнь, он пишет опе­ретту «Леди из Аризоны». В 1951 году ему стало лучше, и он отправляется в Европу и поселяется в Париже. Правительство Франции наградило композитора орденом Почетного легио­на, а затем Офицерским крестом.

Болезнь прогрессировала: одна половина лица у него ока­залась полностью парализованной. Говорить он не мог и с тру­дом передвигался. Но все же 29 октября, задень до смерти, он заканчивает партитуру оперетты.

Кальман был похоронен на городском кладбище Вены, где погребены Бетховен, Брамс, Штраус, Шуберт, Глюк.

О НАСУЩНОМ

Намеченная передача в ночь на 7 ноября не состоялась из-за организационных изменений на канале СТО.  Перенесена на неделю и состоится  в ночь с 13 на 14 ноября 2008 года (Санкт-Петербург, ТВ канал СТО с часу до 2-х ночи).  Передача пойдет в прямом эфире с возможностью позвонить, задать вопрос и получить ответ.

Возрождение природного голоса

Санкт-Петербург, 29-30 ноября (суббота, воскресенье), 2008

 Двухдневный Мастер-Класс Владимира Багрунова (базовая + речевая .  Адрес м. Нарвская, ул. Бумажная, д. 17, центр "Другой Мир", ауд. 214.
Справки по тел.  +7-911-973-0525 

Продолжительность: два дня по 8 часов, включая кофе-брейки и перерыв на обед.

Время занятий: с 11:00 - до 19:00

Каждый участник мастер-класса получает В ПОДАРОК книгу-самоучитель "Азбука владения голосом" с диском и возможность приобрести дистанционный курс со значительной скидкой.

Стоимость обеих ступеней мастер-класса

  1.при предоплате  за две недели до начала занятий

·         14.000 рублей - в первый ряд (индивидуальный контроль преподавателя после каждого упражнения, максимальное кол-во участников - 6 человек).

·         10.000 рублей - во второй ряд (без индивидуального контроля, 70-80% эффективности в сравнении с первым рядом, максимальное кол-во участников - 8 человек)

 

2.При предоплате  за  неделю до начала занятий 16.000 и 12.000 рублей

3.В день занятий (при наличии свободных мест) 18.000 и 14.000 рублей

 

  Предоплата:  первый ряд 5 тыс.руб., второй ряд – 4 тыс.руб.

Возможно посещение ОДНОГО дня занятий. В этом случае, стоимость одного дня 1ряд - 8.000 руб.  2 ряд - 6.000 руб.  Этот вариант возможен только в том случае, если будут свободные места.

 Студентам и пенсионерам - скидка в размере 1.000 рублей

Тренинг в Астане 14-16 ноября  не состоится из-за несоблюдения принятых обязательств принимающей стороны.

Казахстан (Алматы) 05-07, 11-13 декабря 2008. 

Три ступени возрождения природного голоса

05-07 декабря 2008 пятница-воскресенье – 1-ый мастер-класс

11-13 декабря 2008 четверг-суббота – 2-ой мастер-класс.

Запись:  Александр:   +7-705-77-53-888, +7-727-27-52-652    

Эл. Почта bkt@mail.kz             

  Будьте в Голосе!

Владимир Багрунов

 

.

 

 

 

 

 

 


В избранное