Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Размягчайся!

  Все выпуски  

Размягчайся! одиннадцатый выпуск


Информационный Канал Subscribe.Ru

 

Размягчайся!

выпуск одиннадцатый

Риск может быть самой безопасной стратегией
Арнольд Минделл

Здравствуйте, дорогие!


Чем больше отказываешься контролировать себя, тем больше становишься хозяином своей жизни. В чем твой жизненный процесс? Может быть, как раз в неврозе? Ну так и следуй ему!
Арнольд Минделл

В выпуске:

* С Новым Годом!
2548-м от Паринирваны Будды...

* Эпиктет. Афоризмы
Если хочешь быть добрым, прежде всего считай себя злым....

* Опера хромых
Боль была бесподобна - она искрилась, вспыхивала и плавилась, обжигая до оторопи....

* Виктор Франкл. Избранное
Человеческое существование никогда не может быть бессмысленным...

* Психотехника экзистенциального выбора
Нужно сказать себе, что "я - это я", хотя это очень страшно...

* Психонавты против НЛПеров
Начали они какой-то кристалл строить, чтобы нас через астрал "жарить" вовсю...

* Для тех, кто хочет научиться создавать электронную музыку
Но совершенно не представляет, как...


* С Новым Годом!
Паринирвана (телесная смерть) Будды этом году отмечается 21 февраля.

ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Буддистам России

Сердечно поздравляю российских буддистов с праздником Сагаалган.

Праздник Сагаалган имеет древние традиции, ставшие неотъемлемой частью богатейшего религиозного и культурного наследия нашей многонациональной Родины. Символизируя обновление человека и природы, он наполняет сердца людей верой и надеждой, особыми чувствами - добра, справедливости.

Ценности буддизма всегда служили сближению людей, их взаимопониманию и сотрудничеству. Исключительно важно это и в наши дни, когда государство и общество стремятся сообща противодействовать проявлениям национальной и религиозной нетерпимости, экстремизму, попыткам внести разлад в мирное сосуществование людей разных вероисповеданий


Из интервью Далай-Ламы XIV корреспонденту АИФ Георгию Зотову (Аргументы и факты" № 14, 2003г.)

СМЕРТЬ ВО ВРЕМЯ МЕДИТАЦИИ

- Буддизм сейчас становится модным по всему миру - его исповедуют такие звёзды, как Ричард Гир и певица из "Спайс Герлс" Джери Холлиэулл. Да и в России, скажем, тот же Борис Гребенщеков... Вы рады этому?

- Вот это не очень хорошо, если религия становится "модной". Обычно человек приходит к Богу, когда ему плохо. И я считаю, что религия - лучшее лекарство, которое способно излечить человека от всех его духовных болезней. Но поскольку религии разные, то и болезни разные. И русским надо лечится с помощью веры в Христа, а тибетцам - верой в Учение Будды. И никак не наоборот.


11 сентября 2002г. в Иволгинском дацане (Иволгинский монастырь - это российская Лхаса!) состоялось вскрытие саркофага с прахом Даши-Доржо Итигилова (1852-1927 гг.). Тело было изъято из бумхана - места захоронения ламы в местности Хухэ-Зурхэн в присутствии руководства и священнослужителей Буддийской традиционной Сангхи России. Всеобщее удивление вызвало то, что спустя 75 лет с момента захоронения тело Великого ламы сохранилось в прекрасном состоянии - в той самой позе лотоса, в которой принял Итигилов, когда, медитируя, уходил из жизни. Даже среди очень продвинутых буддийских практиков достижение нетленного тела - редчайший случай, считают представители Буддийской традиционной Сангхи ...

Можно только предположить, что Хамбо лама Даши-Доржо Итигилов был практиком величайшего уровня, который достиг прямого постижения Пустоты - Великой реальности всех явлений...

Тело последнего дореволюционного российского ламы сохранилось в земле нетленным 75 лет...

Все началось в 1927 г., когда духовный лидер российских буддистов собрал свою паству и сказал, что собирается умирать. В то время Даши-Доржо Итигилову, двенадцатому Пандито Хамбо-ламе, было 75 лет. Он попросил всех собравшихся "собраться и посмотреть на мое тело" через тридцать лет. После этого он сел в позу лотоса, начал медитировать, потом начал читать молитву, обращенную к мертвым, и умер...

На Итигилове золотая рубашка, у него на коленях лежит голубая лента. Глаза закрыты, черты затуманены, но форма лица и нос очень похожи на те, что можно увидеть на фотографии 1913 г. Ногти аккуратно пострижены, руки не окоченели. Кожа немного загрубела, но все-таки достаточно мягкая. На голове - короткая стрижка...

Это не мощи, как у святых других религий, - говорят обследовавшие его ученые, - его суставы сохранили гибкость...

"Многие не видят очевидного, - говорит Хамбо-лама Аюшеев. - Многие ничего не понимают, даже посмотрев на него".


Гимн российских буддистов (www.buddhismofrussia.ru):

Тибет и Россия. Обвенчаны небом,
Овеяны ветром, омыты аршаном.
Тибет и Россия, как прежде по степям
Рассыпаны звезды, терма и бурханы.
Тибет и Россия. Радужные зори, зарницы, закаты.
И так же, как прежде, ее Беловодье,
И Шамбала где-то в горах-Гималаях.
И кто-то – тибетцы ль – назвал Катерину
Царицей-богиней – Тарою Белой,
Но что до богини, то Лизавета
Спасла Забайкалье от злого кочевья.
И монолитом вознесся к вершинам
Веры всемирной храм на Приморском...


Послание Учителя Хамбо Ламы Даши-Доржо Итигилова

В добром ли здравии Ваше тело?
Благословенный Неистощимым Учителем, Тремя Драгоценностями
Обладающий безошибочной, постоянно пребывающей мудростью
Полностью обладающий десятью благами

Безначальных времен собранными добродетелями
Обретя богатого юного друга - 5 скандх -
Подобного Золотой горе Сумеру, прекрасно украшенной драгоценностями

Прекрасен ли?
Не побитый градом, инеем - 5 грязными желаниями
Выросший в Родном Краю прекрасный цветок - 5 скандх
Подобный пышно цветущему дереву
Поэтому, (Вам) для размышлений, в назидание скажу изречение:
Обретя редкое драгоценное человеческое рождение
Встретившись с редчайшим Драгоценным Учением Будды
Точно встретив сокровенного всеохватывающего Учителя Ваджрадару
Эту - возможность упустив, отдавшись неправедным мирским делам
Беззаботно живя, и в конце этой жизни
Гонимый красным вихрем прежних деяний
Ведомый Ужасным Хозяином Смерти
В одиночестве Уходя в Мир иной….
В это время - родственники, любимые братья и сестры, материальные богатства
Все это остается, и не последует за тобой
Поэтому, безудержно, "без ума" накопленные все эти материальные блага
Только лишь приносит вред, без никакой малейшей пользы !
Так учили все предыдущие Будды!
Поэтому, с этого времени, осознав Сансару безсущностной
Стремитесь безошибочно осуществить десять добродетелей.
Находясь в здравии, в своем завершающем слове - кроме этого, мне больше нечего сказать.

Перевод Д.Д.Очирова


* Эпиктет. Афоризмы

Если хочешь быть добрым, прежде всего считай себя злым.

Если ты увидишь ехидну, ядовитую змею или скорпиона в ящике с украшениями из слоновой кости или золота, ты все равно не полюбишь и не захочешь иметь их, хотя они и посажены в дорогое помещение, напротив, станешь глядеть на них со страхом и отвращением, как на ядовитых животных. Так, когда ты встретишь людей богатых, щедро наделенных всем судьбою, но порочных, не изумляйся их блестящей внешности, а презирай их за их пороки.
Богатство нельзя назвать добром, роскошь -- прямое зло, как бережливость -- хорошее качество. Бережливость ведет к умеренности и к приобретению истинных благ, богатство -- к роскоши и невоздержности. Трудно поэтому богачу быть умеренным, как человеку воздержному -- разбогатеть.

Знай меру во всякой пище и питье и удовлетворяй лишь первому позыву к пище. Позыв же к пище выражается в том удовольствии, с каким ты ешь. Тогда ты не будешь принимать пищи насильно, станешь обходиться без тонких блюд и пить с удовольствием любой напиток.

Чем реже удовольствия, тем они приятнее.
Самое приятное может сделаться самым неприятным, стоит только преступить меру.

Агриппин справедливо заслуживает похвалы за то, что, несмотря на свои огромные заслуги, никогда не хвалил себя, мало того, даже краснел, когда его начинали хвалить другие. Он имел обыкновение хвалить всякую случившуюся с ним неприятность. Например, если он заболевал лихорадкой, он хвалил лихорадку, бранили его -- хвалил брань, осуждали на ссылку -- благословлял изгнание. Однажды, когда он хотел завтракать, ему принесли от имени Нерона приказ отправляться в ссылку. "Значит,-- сказал он,-- завтракать нам придется в Ариции..."

Только вполне пошляк и глупец может думать, будто другие станут презирать его, если он не будет всячески вредить своим заклятым врагам. Правда, мы относимся с презрением к человеку, который не в состоянии принести другим вреда, но несравненно справедливее заслуживает этого тот, кто не может принести посторонним пользы.

Ни один дурак не может молчать за столом.

Намерен ты украсить приношениями родной свой город -- принеси, прежде всего, в дар ему самого себя -- свою кротость, любовь к справедливости и доброе сердце, драгоценнейшие из даров.

Чтобы взойти солнцу, нет нужды ни в молитвах, ни в заклинаниях, нет, оно вдруг начинает посылать свои лучи на радость всем; так не жди и ты ни рукоплесканий, ни шуму, ни похвал, чтобы делать добро,-- твори благодеяния добровольно -- и будешь любим, как солнце.

Пиррон говорил, что между жизнью и смертью нет разницы Когда его спросили, почему же тогда он не умирает, он ответив "Потому что жизнь и смерть -- одно и то же".

Когда Эпиктета спросили, чем можно мстить своему врагу, отвечал: "Стараться сделать ему как можно больше добра".

Довольство собою, как короткая и веселая дорога, имеет в себе много приятного и ничего тяжелого.
Укрепляй в себе чувство довольства своей судьбою: с этим оружием ты непобедим.

Врачом своим и другом выбирай не тех, с кем приятно проводить время, а тех, кто может принести тебе больше пользы.

Если хочешь жить, не зная печали, считай будущее прошедшим.

Не все ли равно для меня, из атомов или гомеомеров, из огня ли или из земли состоит материя вселенной? Не довольно ли знать сущность добра и зла, меру любви и ненависти, влечения и отвращения и, пользуясь этим как мерилом, устроить свою жизнь?.. Значит, не следует углубляться в решение вопросов выше нашего ума? -- Некоторые из них едва и поддаются решению их человеческим умом; но если бы даже кто-нибудь и постиг их вполне, что выиграл бы он из того, что разгадал их?


* Опера хромых

Так начался мир кошмара - болей, мучений и страха. Машина сбила меня, я взлетел на воздух, у меня сломана голень слева, разорваны связки в колене справа, сломан таз, повреждены почки, разбит череп...

Меня ждали месяцы нестерпимых болей, они стали слабыми, но и до сего дня не оставляют меня, напоминая о войне с бедой. Меня ждали 5 операций, 4-х месячный ужас обездвиженности. Я пошел только через полгода, через год - на костылях - я заставил себя ходить на работу, написал книгу и начал, наконец, вспоминать о преодолении своей беды...

Выживание... Для начала я не одевал очки и мне начинало казаться, что все это кошмарный сон. Ведь это все не могло быть реальностью, как и крики пьяных со сломанными ногами, ночные крики старушки: "Убейте меня ... простите меня", как и то, что в соседней палате кто-то в делирии выбросился из окна. Это дурной сон, а я ухожу в серый цвет спасения от жестокого мира...

Замученная спасительница жена спала, и я поклялся, что не буду будить ее и сестру и просить наркотик от боли. А боль была бесподобна - она искрилась, вспыхивала и плавилась, обжигая до оторопи. Это была симфония болей и каждая ее секунда была незабываема...

[ В. Элькин "Опера хромых (Опыт преодоления)"
www.thanatotherapy.ru/articles/elkin.shtml ]

Читать всем!


Учёные обнаружили, что мозг человека воспринимает чужую боль, как свою

Невролог Таня Сингер и её коллеги из университетского колледжа Лондона обнаружили, что за способность чувствовать чужую боль - сочувствие, сопереживание - отвечают те же самые участки мозга человека, что реагируют на боль, причинённую ему самому...

[ Полный текст: Мембрана.Ру http://www.membrana.ru/lenta/index.html?2710 ]


* Виктор Франкл. Избранное
продолжение

Цель экзистенциального анализа и логотерапии состоит в том, чтобы помочь человеку достичь максимальной сосредоточенности на жизненной задаче, стоящей перед ним. Затем мы должны показать ему, что жизнь каждого человека имеет свою, неповторимую цель, к достижению которой ведет лишь один путь. Следуя по этому пути, человек подобен летчику, которого в ночном тумане "ведут" радиомаяки в аэропорт, где ему предстоит вслепую посадить самолет. Способ, которым в данном случае пользуются, хорошо известен: находящаяся в аэропорту радиостанция посылает в направлении приближающегося самолета два различных сигнала Морзе, причем каждый из сигналов покрывает какой-то сектор. На границе этих секторов--а граница и представляет собой запланированный правильный курс-пилот слышит стабильный сигнал. Цели пилот может достичь единственно курсом, обозначенным этими сигналами Морзе. Как и у летчика, у каждого из нас есть свой, неповторимый жизненный курс, следуя которым мы можем реализовать свои личные, только нам данные возможности.
Если же пациент заявляет, что ему неведом смысл его жизни, что он не знает никаких уникальных возможностей своего существования, то мы так сформулируем для него первоочередную задачу: он должен сам определить свою собственную цель, постараться понять неповторимость и своеобразие собственной жизни. Что же касается внутренних резервов каждого человека-другими словами, как человеку разобраться, каким он должен быть в отличие от того, какой он есть,-лучше всего на этот вопрос ответил Гёте: "Как нам познать себя? Размышляя- никогда, но действуя. Старайтесь исполнять свой долг, и вскоре вы узнаете, что же есть вы. А что же тогда является вашим долгом? Требования каждого дня".

Таким образом, каждый человек имеет свою цель в жизни, которую он в состоянии достичь. Соответственно экзистенциальный анализ призван помочь человеку осознать ответственность за реализацию всех его целей. Чем больше он видит жизнь как выполнение поставленных перед ним задач, тем более полной смысла кажется она ему. И если человек, не осознающий своей ответственности, просто принимает жизнь как нечто данное, экзистенциальный анализ учит людей воспринимать жизнь как "миссию". Здесь необходимо сделать следующее дополнение: существуют люди, которые идут еще дальше, которые переживают жизнь в другом измерении. Они живут переживаниями того, кто посылает нам задачи,- всевышнего, наделяющего людей их "миссиями". Мы считаем, что это в первую очередь отличает человека религиозного: для него собственное существование-это не только ответственность за выполнение своих задач, но и ответственность перед всевышним*.

Невротический больной обычно стремится выполнять какую-либо одну жизненную задачу в ущерб всем остальным. Типичного невротика отличают и другие виды ошибочного поведения. Например, он может решить жить, "шаг за шагом следуя задуманной программе", как сказала одна больная, страдающая обсцессивным неврозом. В действительности мы не можем жить по Бедекеру, ведь в таком случае мы бы упустили все возможности, которые возникают лишь однажды, прошли бы мимо ситуативных ценностей, вместо того чтобы реализовать их.
С точки зрения экзистенциального анализа жизненной задачи "вообще" не существует, сам вопрос о задаче "вообще" или о смысле жизни "вообще"-бессмысленен. Он подобен вопросу репортера, который спросил гроссмейстера: "Ну а теперь, маэстро, скажите мне, какой самый лучший ход в шахматах?"

В общем виде ведущий принцип экзистенциального анализа может быть сформулирован следующим образом: к любой ситуации нужно подходить так, как будто живешь во второй раз и в прошлой своей жизни уже делал ошибку, подобную той, которую собираешься совершить сейчас. Как только человек действительно представит себя в такой воображаемой ситуации, он немедленно осознает всю глубину той ответственности, которую он несет через любой момент своей жизни, ответственности за то, во что воплотится ближайший час его существования, за то, каким будет его следующий день.

Как часто кто-нибудь из наших пациентов сетует на свою жизнь, которая, по его словам, бессмысленна, коль скоро его деятельность не имеет никакой высокой цели. Именно здесь мы должны спорить с ним, показывая, что положение, занимаемое человеком, его профессия абсолютно ничего не значат. Решающим является то, как он работает, соответствует ли он месту, на котором оказался. Не имеет значения радиус его деятельности, важно лишь, справляется ли он с кругом своих обязанностей. Обыкновенный человек, действительно справляющийся с конкретными задачами, которые ставит перед ним его положение в обществе и в семье, несмотря на свою "маленькую" жизнь, более "велик", чем "великий" государственный деятель, который способен вершить судьбы миллионов росчерком пера, но чьи безнравственные решения могут нести в себе непоправимое зло. Любой беспристрастный судья оценит такую "маленькую" жизнь выше, чем, к примеру, существование хирурга, которому вверены жизни многих и многих больных, но который делает свое в высшей степени нелегкое дело слабо, отдавая при этом себе отчет в той огромной ответственности, что на него возложена.
Ценности, которые реализуются в продуктивных творческих действиях, мы будем называть "созидательными". Помимо созидательных, существуют ценности, реализуемые в переживаниях,-это "ценности переживания". Они проявляются в нашей чувствительности к явлениям окружающего мира-например, в благоговении перед красотой природы или произведений искусства. Нельзя недооценивать всей полноты смысла, которую приобретает наша жизнь благодаря этим ценностям. Наивысший смысл каждого данного момента человеческого существования определяется просто интенсивностью его переживания и не зависит от какого бы то ни было действия.

Можно также определить и третью возможную категорию ценностей-поскольку жизнь остается в основе своей осмысленной, даже когда она бесплодна в созидательном смысле и небогата переживаниями. Эта третья группа ценностей заключается в отношении человека к факторам, ограничивающим его жизнь. Именно реакция человека на ограничения его возможностей открывает для него принципиально новый тип ценностей, которые относятся к разряду высших ценностей. Таким образом, даже очевидно скудное существование-существование, бедное в отношении и созидательных ценностей, и ценностей переживания,-все же оставляет человеку последнюю и в действительности высшую возможность реализации ценностей. Ценности подобного рода мы назовем "ценностями отношения". Ибо действительно значимым является отношение человека к судьбе, выпавшей на его долю. Другими словами, человек, сталкиваясь со своей судьбой и вынужденный ее принимать, все же имеет возможность реализовывать ценности отношения. То, как он принимает тяготы жизни, как несет свой крест, то мужество, что он проявляет в страданиях, достоинство, которое он выказывает, будучи приговорен и обречен,-все это является мерой того, насколько он состоялся как человек.
Как только список категорий ценностей пополняется ценностями отношения, становится очевидным, что человеческое существование по сути своей никогда не может быть бессмысленным. Жизнь человека полна смысла до самого конца---до самого его последнего вздоха. И пока сознание не покинуло человека, он постоянно обязан реализовывать ценности и нести ответственность. Он в ответе за реализацию ценностей до последнего момента своего существования. И пусть возможностей для этого у него немного-ценности отношения остаются всегда доступными для него.
Таким образом, и в нравственной сфере подтверждается тезис, который мы выдвинули вначале, о том, что быть человеком - это значит быть сознательным и ответственным.

Каждый раз жизнь предоставляет человеку возможность реализовать ценности то одной, то другой группы. То она требует от нас реализации созидательных ценностей, то мы ощущаем необходимость обратиться к категории ценностей переживания. В отдельные моменты жизнь призывает нас обогатить собственными действиями этот мир, в другое же время мы обогащаем переживаниями самих себя. Для выполнения своего предназначения человек то должен действовать, то-предаваться очарованию переживаемого. Испытывать радость может быть также "обязанностью" человека. В этом смысле можно обвинить в пренебрежительном отношении к своим обязанностям человека, который, сидя в трамвае, имеет возможность созерцать великолепие заката или вдыхать благоухание цветущих акаций, а вместо этого продолжает, не отрываясь, читать газету.

Продолжение следует

[ Виктор Франкл "В поисках смысла"
http://lib.nexter.ru/list.php?i=7795&s=3&b1=Б&ff=0 ]


* Психотехника экзистенциального выбора
продолжение

Поведение человека в каждой ситуации определена его сценарием. В наборе типовых ситуаций, задаваемых определенной культурой, у каждого человека индивидуально есть свой сценарий относительно того, как он в той или иной ситуации должен себя вести. Ситуации для него определены возможными жанрами ("на работе", "дома", "первое свидание", "праздники с родственниками" и т.п.), и относительно каждого жанра, суб-жанра и т.д. у него есть определенный сценарий, осознанный или неосознанный, - чаще конечно, неосознанный.

Можно даже сказать, что вне специальной, причем весьма "крутой" (например. гурджиевской) подготовки обычный человек не может оказаться вне того или иного сценария, в "реальной", так сказать, жизни. Для обычного человека, например, для нас с вами, это совершенно недоступно. Максимум того, что как правило делают ревнители разного рода "роста и развития", - это расширение ассортимента сценариев и жанров, которые человек реализует в своей жизни.

Если, скажем, девушка вышла замуж и у нее есть определенное, - осознанное или неосознанное, - представление о том, как ей жить с мужем в качестве жены, она неизбежно начнет себя и его "подтягивать" к соответствию с этим представлением. Она будет радоваться, когда жизнь ему соответствует, и "обламываться", когда не соответствует. Заметьте: в том отношении, о котором мы говорим, она будет радоваться не тогда, когда ей просто хорошо, а тогда, когда жизнь соответствует ее сценарию. И огорчаться она будет не тогда, когда ей просто плохо, а тогда, когда возникает несоответствие тому, как "должно быть".

Если по моему сценарию я должен быть таким мужем своей жены, чтобы она была мной довольна, я завишу от того, довольна ли она мной. Вне того механизма слияния, о котором мы говорим, можно бояться, что она скандал устроит, но это - полбеды. А главная беда в том, что нарушается сценарий. И вот тут уж я сделаю все, что угодно, встану на любые уши... или, если мой сценарий так устроен, я буду испытывать тяжелое чувство вины

В этом механизме человек оказывается задействованным в определенную схему управления. Ему приходится не "быть" с партнером, а манипулировать им таким образом, чтобы он доставлял нужную "обратную связь" по его сценарию. Обратная связь оказывается уже не "собственно обратной связью", а удостоверением того, попал ли человек в рамку своего сценария.

Манипулирование партнером в рамках совместного сценария может выполняться посредством манипулирования собой, чтобы с помощью себя как средства в сценарии партнера (чаще всего на бессознательном уровне) подстроиться так, чтобы он по своему сценарию дал мне обратную связь, которая мне нужна по моему сценарию.

Если образ себя построен из таких "штучек", - это и есть то, что я раньше называл валентностью на слияние. Если с мамой (не дай Бог) что-то случится, девочке все равно понадобится кто-то, кому она будет хорошо учиться, потом хорошо готовить, или хорошо улыбаться, и пр. - то есть кому она будет "хорошей девочкой". А если некому - зачахнет, бедняжка…

Или, скажем, “плохой муж” по сценарию ищет женщину , которой он будет "плохим мужем". Для этого он (часто встречающийся сценарий) сначала будет "замечательным принцем", который пообещает ей все на свете, а потом обманет и будет мучиться чувством вины, чего ему и было нужно И уж, конечно, он найдет такую девушку, которой по ее сценарию положено мечтать о хорошем муже…

Чтобы жить вместе и взаимодействовать, мы создаем некоторую общую, общепринятую реальность и очень заботимся о ее поддержании. Собственно, одна из важных функций Эго - поддержание общепринятой реальности в себе и себя в общепринятой реальности...

Общепринятая реальность подлежит не проверке, а согласованию....

Механизм слияния, в отличие от согласования в контакте, состоит как раз в том, что человек считает либо себя обязанным соответствовать чужому сценарию, либо партнера обязанным соответствовать его сценарию...

Слияние, как это ни кажется поначалу странным, это не "преувеличенный контакт" ("такая близость"), а недостаток контакта. В слиянии контакта нет, а есть невротическое ("компульсивное") принуждение себя следовать чужой спонтанности, или, наоборот, попытка принудить Другого следовать своей спонтанности. Это может сопровождаться наказанием (внешним, или наказыванием самого себя) за каждое несоответствие желаний, чувств, привычек...

Контакт - это возможность поговорить о том, что происходит в твоей и в моей жизни. Впрочем, это простое действие, вопрос: "Как ты об этом думаешь?" или сообщение: "Я хочу изменить принятые ритуалы нашего совместного соучастия, сделать их не столь автоматическими, у меня есть свои желания," - вызывает большой страх. "Если я спрашиваю, значит я не знаю, значит мы не вместе. Вот ты, а вот я". Иногда этот испуг проходит как легкий укол, а иногда это очень сильный экзистенциальный страх, даже ужас.

Этот момент надо пережить, тут никуда не денешься. Выход из слияния - всегда трудный шаг. Если из физической утробы выталкивает нас в мир мама, то здесь надо сознательно шагнуть самому. Нужно сказать себе, что "я - это я", хотя это очень страшно. Не "мы - это мы", а "я - это я", а "мы" может возникнуть, а может и не возникнуть.

Вина по Перлзу - это вина за разрушения слияния, за то, что я выхожу из слияния. Я говорю ей: "Знаешь, сегодня мне хочется побыть одному," - и при этом я чувствую себя безумно виноватым. И наоборот, когда я претендую на то, что она или они "со мной", а они вдруг "не со мной", - у них, оказывается, своя жизнь, совершенно не такая, какую я предполагал, - тогда я чувствую себя вправе обидеться.

Вообще, психотехничный человек не обижается. С виной, может быть, сложнее, потому что есть представление об экзистенциальной вине[8]. Так что вина не сводится к слиянию по Перлзу. Но что касается обиды, здесь поле для работы вполне определено

Нормальный человек (не обычный человек, а нормальный, до которого нам еще сорок верст и все лесом) не обижается, это бессмысленно. Не в смысле рассудочной рациональности, как очень обиженный человек, выходя из ситуации говорит: "Что мне обижаться, какой мне смысл..." и вытесняет свою обиду: "Они все имеют право, я сам виноват".

Стоит обычному человеку вступить с кем-то в коммуникацию на 30 секунд, и уже возникает интенция на слияние: автоматически возникающее ощущение, что у "нас с ним" в коммуникации должно быть общее поле. "Они все" должны думать как я, чувствовать как я. Или я - как "они".

Одно время (в 70-е годы) это очень хорошо отрабатывалось в московских группах, которые назывались "контекстами". Там людей приучали к таким вещам: "Говори не "а есть б", а говори: "Я полагаю, что а есть б". Дальше говори: "Я понял тебя так".

Человек приспосабливается ко всему, что вы ему достаточно определенно предлагаете. Если вы умело, твердо и определенно ставите человека в новую ситуацию, если у вашего партнера нет оснований надеяться, что все вернется на старое место, он (она) очень быстро приспосабливается. А куда они денутся?

Но это если я веду себя очень твердо. Если я даю слабинку, предлагаю партнеру мною манипулировать, и сам манипулирую, - вот тогда получается тяжелый клинч, игра усиливается, происходит эскалация "гонки вооружений".

Солидный пожилой бизнесмен приходит к своей маме, она чем-то недовольна, и говорит ему: "Неси розги, я тебя высеку". Она его сечет, а он плачет. А жена бизнесмена, наблюдающая ситуацию из-за занавески, не понимает, что происходит. Потом он ей объясняет: "Мама взяла розги, а удар ее настолько слаб, она так слаба..." Он плачет, потому что чувствует, что мама слабеет и скоро умрет. Это ответственный взрослый, который отвечает за себя, который жалеет мать и горюет о ней; он не скажет, что она его заставляет что-то делать или чего-то не делать...

Вернемся к анекдоту про сумасшедшего и курицу. Как правильно решить эту ситуацию человеку, который действительно не знает, зерно он или нет? Доктор сказал ему, что он - не зерно. Он выходит на улицу и видит курицу, и она бежит в его сторону, а он на самом деле не знает, зерно он или нет. (А кто на самом деле знает?) И когда курица к нему бежит, ему действительно очень страшно.

Вот вы смеетесь, а когда мама говорит: "Если ты не придешь немедленно, то найдешь меня в больнице или в морге", - это страшно на самом деле.

В метафорическом описании техника состоит в следующем. Если бежит такая оголтелая курица, то нужно пережить этот страх - дать ей добежать. Она может даже и в ботинок клюнуть. Но если я пережил этот ужас, дал ей добежать до себя, и она клюнула меня в ботинок, - тогда я реально убедился, что я вот такой большой, а она вот такая маленькая, что она всего лишь клюнула меня в ботинок, и это совсем не больно и не страшно, Это всего-навсего бестолковая курица. И вот тогда я на самом деле буду знать, что я - не зерно. У меня появляется не только уверение доктора, у меня теперь есть реальный личный опыт в стрессовой ситуации, именно в той, где я начинал представлять себя зерном. В этот страшный момент, когда она на меня несется, мне надо не убежать обратно к доктору, а выстоять.

Как точно описано у Гурджиева, пожертвовать нужно тем, чего нет "на самом деле". Идея жертвы состоит в том, чтобы отказаться от "мнения", - от того, чтобы мнить, что есть нечто, чего нет. Т.е. всякая правильная жертва ведет от не-истины к истине. Но психологически это реальная и серьезная жертва, т.е. реально отделить себя от своего статуса, от своего нового автомобиля, от всего подобного, - трудно...

Однако жертва возможна только в ситуации, где у человека есть выбор. Т.е. чтобы иметь возможность пожертвовать таким отождествлением, я должен столкнуться с ситуацией, где я имею возможность жертвовать. Это экзистенциальная ситуация, потому что обычно у обычного человека обычным образом такие вещи происходят просто автоматически. Нанесли ущерб его автомобилю, статусу, или чему-то вроде этого, и он корежится, ему больно, а никакого выбора у него нет, он просто не знает, что ему делать...

Окончание следует

[ Михаил Папуш "Психотехника экзистенциального выбора" ]


Психонавты против НЛПеров

...Примерно через год мы поехали с моим товарищем, тоже консультантом, в Ставрополь. В ноябре 1991 нас туда позвали проводить семинар. Нам там устраивал семинары некий совершенно веселый гражданин. Он дал в местную газету объявление: "Семинар по Ней-ро-Лингвистическому Программированию", и, в частности, помимо прочего, подзаголовок: "Перепрограммирование личности". В переводе на "наш" язык: перепрограммирование личности - это зомбирование. Представь, в газете появляется объявление: "Зомбируем граждан". Понятно, что вся оккультная тусовка "белых" поняла, что приезжают гастролеры из Питера и собираются на их родной территории зомбировать людей. А в Ставрополе до фига всяких экстрасенсов и ясновидящих. Этот город стоит на горе, между Каспийским и Азовским морями. Там тучи все время, так что без "третьего глаза" просто не проживешь, это - жизненная необходимость, там ведь не Просто туман, а косматое облако, внутри которого ничего не видно.

Так вот: на семинар собирается одна группа нормальная, а вторая - как-то очень странно выглядящая, то есть люди во всем чистом, при галстуках, один из них с депутатским значком. И как-то они очень многозначительно присели. Это, как оказалось потом, местные "астронавты"-"психонавты", и Пришли они не просто так, а на последний, решительный бой. Бить этих гадов, которые приехали зомбировать народ. Они устроились - сели особым строем, - начали там свой какой-то кристалл строить, чтобы нас "жарить" вовсю. А у нас тогда прием был такой - показывали на практике гибкость поведения. Мы то перерыв сделаем, то пересядем. Вся гибкость-то была нехитрая и состояла в том, что когда ты пересаживаешься, то меняешь перцептивную позицию, - меняешь взгляд на мир. Они только свой "лазер" настроят, как мы пересядем или перерыв сделаем. И тут они поняли, что столкнулись с очень серьезными людьми. Они же, исходя из своей патологической системы верований, оценивают наше поведение, как зомберов, им же в голову не приходит, что мы - нормальные граждане, что мы просто семинар ведем, и что у нас такой идиотский способ развития поведенческой гибкости. Они вычислили, что эти ребята (то есть мы) обладают просто могучими возможностями. Ну и дальше начались всякие смешные вещи. Для них вскоре стало очевидно, что им еще долго нужно отжиматься от пола, чтобы достичь хотя бы крох нашего запредельного могущества.

Так вот, эти ребята смекнули, что им просто так нас не взять, а бежать-то уже некуда: они вышли на поле боя (это я рассказываю по обратной связи, которую они нам уже после семинара давали), они поняли, что выползли драться сдуру, и им теперь не уйти никуда: или враг их просто отполосует, или они врага убьют. Если они разбегутся, то у врага (по их представлениям) все равно длинные руки, и все - карма их покрушена вдребезги... Они поняли, что влипли в совершенно печальную ситуацию.

Тогда их предводитель, народный депутат, - классный мужик, "контактер", лекарь и тому подобное, - говорит: "Ребята, поехали ко мне, у меня жена уехала, еды немерено, жизнь ваша у меня будет замечательной, а утром поедем на семинар". Зацепка была хорошая: у нас в гостинице был холодный номер, там не топили, и мы сказали об этом не семинаре. Он сразу же эту зацепку использовал (чтобы заманить нас у себя дома в какое-нибудь "магическое кресло" или еще чего). Но гостиница находилась совсем рядом. А к депутату ехать было сильно далеко. Моя логика была такая: я сейчас пойду в гостиницу, договорюсь о номере и нас переведут, а ехать мне куда-то совершенно лень. Я так им по-"нашему" и говорю: "Мой внутренний голос говорит, что нам не надо куда-либо ехать!" А у товарища моего другая логика. Он подумал: "Если у него жена уехала, то какая же там еда может быть? А в гостинице у нас много еды". Он тоже говорит: "Мой внутренний голос говорит, что ехать не надо!" Мы распрощались, и у себя в гостинице все очень удачно устроили. Пришли, поели и, как говорится, помолившись Богу, легли спать.

Наутро приходим: вид у наших "психонавтов" очень печальный. Видимо, поняли, что им теперь каюк полнейший. Они уже просто подходят и спрашивают: "Ребята, что вы сделали?" А это, - когда к другому обращаешься с вопросом "что ты сделал?", - говорит о том, что ты такой еще "сынок", что тебе лучше отползать: ты даже не видишь, что с тобой сделали. Короче, получилось так: народ берет "астральный дрын", втыкает его себе в анус и проворачивает, а потом говорит: "Мне конец. Мало того, что вы меня отдубасили моим же "астральным дрыном", так я еще и не видел, как этот дрын летал (конечно не видел: сам себя ведь этим дрыном отдубасил, по сути дела).

Ну, мы - граждане честные. Так и говорим, что, дескать, молитва Господняя и все, а что дальше происходит, - кто знает? Прощение. Если к тебе приходят с какой-то хренью, а ты им говоришь: "Прощаю вам всем!", - тут их как накроет волной, - своей же, что мало не покажется.

На следующий день мы с ними уже подружились. В группе пошла очень интересная динамика: побратались экстрасенсы и психологи, то есть два совершенно друг с другом несовместимых мира. Психологи экстрасенсам рассказали про психологию, а экстрасенсы их полечили наложением рук...

[ Владислав Лебедько "Хроники Российской Саньясы. Алексей Вовк"
http://sannyasa.narod.ru/ ]


Открыта рассылка
"Для тех, кто хочет научиться создавать электронную музыку, но совершенно не представляет, как"

Кому подписываться НЕ рекомендуется:

* кто "все это" уже знает
* кто не любит музыку вообще (и электронную в частости)
* кто умеет работать с Fruity Loops и eJay и другими схожими программами
* у кого тонкий музыкальный вкус
* у кого есть музыкальное образование

Зачем два последних пункта? Просто не хочу вас раздражать и разочаровывать :) Эта рассылка только для таких Чайников, как я сам - ничего не понимающих в нотной грамоте, коверкающих музыкальные термины, создающих ужасающие какафонические композиции и не умеющих играть на музыкальных инструментах, но жаждущих создавать свою музыку (другими словами, графоманов от музыки :)

Выходить рассылка будет по мере накопления материала (не очень регулярно). Но первые выпуски по нижеследующему плану выйдут достаточно быстро.

* Что такое электронная музыка, что она может и что не может
* Форматы музыкальных файлов итд
* Что надо для того, чтобы ее создавать
* Что почитать на эту тему, сайты
* Основные принципы работы редактора Fruity Loops
* Делаем свою оригинальную обработку любой популярной мелодии за один час!
* Основные принципы работы редактора eJay
* Создаем свою полностью оригинальную композицию за один час!
* Создаем свой диск с созданными нами же любимыми композициями
* Создаем свой музыкальный сайт в интернете (это вообще-то отдельная большая тема :) ну да до нее еще надо дожить)
* Пытаемся свое творчество продать (это будет эксперимент, к тому же не скоро - ради этого пункта не подписываться!!!)

Сразу конечно шедевр не получится, но, поэкспериментировав с лучшими образцами мировой музыки (ну и заимствуя оттуда что-то по доброму :), можно значительно повысить свой музыкальный слух и вкус. Cлуховое восприятие у нас вообще подавлено сильнее всего...

Важно! Выполняя приводимые в рассылке упражнения, вы гарантированно сможете создавать песни среднего уровня! (примерно такие, какие круглосуточно звучат на радио и тв). После этого курса вы сразу узнаете в этой музыке знакомые сэмплы - шаблонные звучания.

(но, предупреждаю, учитель я строгий :)

С другой стороны, вам не понадобится учить ноты или осваивать какие-либо музыкальные или хитрые компьютерные премудрости. Умеете работать с вордом? Знаете, чем отличается более высокая нота от более низкой? Значит, к созданию компьютерной музыки готовы!

При этом в рассылке будет дан подробный пошаговый алгоритм создания или микширования своего произведения (алгоритмы взяты из программ типа Storm и ей подобных). Он определяет, на какие кнопки в программе-муз.редакторе нажимать и что должно появиться на экране. В этом отличие нашей рассылки от других - следовать этому алгоритму сможет каждый пользователь и даже маленький ребенок! Кстати, интересно бы послушать музыку , созданную таким образом малышами (у меня они уже давно выросли). Ну надеюсь, вы пришлете :)

То есть даже если вы будете сопротивляться, стараясь в рамках этого алгоритма сделать музыку похуже, она все равно выйдет сносной - а может, как раз наоборот - блестящей!

Да, но где же здесь творчество, если все расписано по алгоритму? Оно заключается в выборе мелодий и инструментов на ваш вкус. Некоторый шаг алгоритма (а всего их - более десятка...) может выглядеть так:

Выберите (оттуда-то и таким-то образом) очередной мелодический элемент (например, несколько готовых гитарных или клавишных аккордов или ударный рисунок) продолжительностью Х единиц и разместите его там-то и там-то.

Творчество заключается в ВЫБОРЕ - какой из готового набора в тысячи таких сэмплов выбрать, да так, чтобы он по возможности совпадал (был плавным продолжением) предыдущего. Занятие это только на первый взгляд выглядит скучновато, а на самом деле невероятно затягивает :)

Плюс - надо решить, сколько вообще инструментов использовать в композиции, как совмещать линии всех инструментов итд. Реально уже на первых тактах, нескольких секундах мелодии возникают миллионы комбинаций, и чтобы выбрать из этих комбинаций варианты, отвечающие стандартам (если так можно выразиться) современной музыки, как раз и нужен четкий алгоритм.

Вспомните эпопею с кубиком Рубика в начале 80-х. Зная алгоритм сборки, можно было уложиться в несколько минут. Наугад бедняги мучались сутками и неделями, но почти не приходили к результату (Сергей Сахаров)

Это все наверно сейчас выглядит немного путано и неясно, но в рассылке будет по порядку, разжеванно и структурированно.

Чтобы не быть голословным, приведу несколько примеров. Вот здесь (sjwmx1.mp3, 3,8 мб) можно скачать мой микс (или как они там называются) песни Say Just Words (группа Paradise Lost, альбом Reflection) по мотивам третьей серии Матрицы - оригинальная музыка полностью переделана, а в проигрышах скомпонованы моменты разговора Нео и агента Смита во время финальной драки.

Ещё. Это - оригинал "Дзен" :) Мигорди&Олег Кузнецев в формате midi (dzen.mid, 8 кб).
Это (zen.mp3, 3,6 мб) - моя "рок"-обработка.

Это (pfabw.mp3, 3,5 мб) - моё прочтение :)) культовой вещи "Another Brick in the Wall" группы Pink Floyd.

А это (div1.mp3, 1 мб, среднее качество) - и еще несколько десятков такого же добра, я от начала до конца по соответствующему алгоритму написал сам (напоминаю, играть ни на чем не умею, и нот не знаю!).
Для кого-то это покажется чепухой (да так оно и есть). На сайтах, посвященных программам FL, eJay и им подобным, схожих вещей полно. Однако такие самопальные произведения несильно отличаются по качеству от вещей, звучащих по радио и тв.
Надо ли это тогда делать, увеличивать объем мусора? Надо! :) - большой путь (к вершинам творчества :) начинается с малого шага!

Ведь как хорошо сделать подборку любимых композиций (у кого-то рок, у кого-то блюз, у кого-то романс, у кого-то классика) в собственной обработке - классику в роке, какую-нибудь крафтверкскую или жарровскую вещь в техно-рэп, а соло любимого хардкорного гитариста в мягком, камерном фортепианном исполнении :)
А уж если голос у кого есть - без проблем сделать свою песню!

Только не давайте плоды своего творчества сразу слушать своим знакомым (не берите с меня пример :). Вместо восторга ваша нетленка может вызвать у них страшную ярость :)))

Да и сам по себе процесс создания своего произведения для современного ума - очень целительный. Есть, как вы знаете, целые направления в психотерапии - арт-, музыкотерапия.

В качестве механизмов лечебного действия музыкотерапии указывают: катарсис, эмоциональную разрядку, регулирование эмоционального состояния, облегчение осознания собственных переживаний, конфронтацию с жизненными проблемами, повышение социальной активности, приобретение новых средств эмоциональной экспрессии, облегчение формирования новых отношений и установок. "Музыкотерапия" http://sex-theory.narod.ru/relaxcation/trening-5.html

Кроме того, такое занятие - идеальное творческое гештальт-упражнение. Делая обработку классического произведения (а истинно талантливая вещь всегда имеет Божественное происхождение), разложить мелодию на составные части, глубоко осознать в ходе переделки/аранжировки каждую ее линию (получится взрослая ассимиляция содержимого вместо неразвитого, потребительского поглощения композиции целиком, как интроект, не разжевывая), затем собрать все вместе, начать слушать - и испытать это уникальное чувство гештальта, целостного узнавания - да еще в таком творческом занятии!

Итак, подписываемся. Форма здесь: u108.narod.ru

Первый пошел! :)


Бывай!
Твой Дзен Иваныч u108@narod.ru

Архив рассылок : u108.narod.ru


Все хорошо. Просто закройте глаза, расслабьтесь, хорошо? Вы просто закрываете глаза, погружаетесь в себя, и вам хорошо. Не надо ни о чем волноваться. И пока вы погружаетесь в себя, размягчайтесь. Размягчайте свой лоб, размягчайте свои глаза, размягчайте свои щеки, размягчайте свое сознание. Размягчайте свои представления и убеждения, касающиеся вещей, в которые вам больше не надо верить. Ричард Бэндлер

 


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное