Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Школьные службы примирения

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНЫХ СЛУЖБ ПРИМИРЕНИЯ В РОССИИ

Добрый день!

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНЫХ СЛУЖБ ПРИМИРЕНИЯ В РОССИИ 1999 Год
Сотрудники Центра СПР проводят программы примирения по делам, поступающим из
суда, Таганского РОВД, КДН и ОВД. Но, поскольку в этих программах участвуют несовершеннолетние,
в основном обучающиеся в школах района, то налаживаются контакты с 10 школами
района. Через некоторое время работа напоминает "скорую помощь": звонок из школы,
приезд ведущих, попытка разрешить одним махом все проблемы J После 20 программ
за месяц стала ясна необходимость появления ведущих в самой школе. И не только
потому что успеть везде невозможно, но и потому что нужно знать специфику школы,
налаживать внутренне связи. А главное, что разрешение конфликта должно стать
ответственностью самой школы.

Сложности:
Были попытки привлечь нас для работы с плохим поведением: "перевоспитайте этого
хулигана" (т.е. "сделайте его послушным"). Мы сразу заявляли, что хотя воспитательные
моменты наблюдаются, но мы проводим программы только по конкретным случаям и
только добровольно.
Были попытки использовать медиацию для сбора информации (чтобы ведущие "стучали"
начальству") - мы отказывались, ссылаясь на конфиденциальность или не работали
с такими людьми. 2000 -2001
Начало проектов в Москве, Великом Новгороде и Петрозаводске. Задача - доказать
что программы примирения в школе возможны.
Восстановительные программы в школах реализуются в разных вариантах: 1)
Взрослый ведущий (соц. педагог или психолог) сам проводит программы2)
Взрослый ведущий привлекает к своей деятельности нескольких подростков (со-ведение
например, в УВК 1685)3) Есть группа подростков, которые проводят примирительные
встречи, а взрослый курирует эту группу: организует эту работу, а также помогает
в сложных случаях (например, если в конфликте участвуют родители). Собственно,
именно последний вариант мы называем ШКОЛЬНОЙ СЛУЖБОЙ ПРИМИРЕНИЯ. Подростки-ведущие
смогли получить доступ к таким конфликтам (и решать их), о которых взрослые и
понятия не имели.
В качестве кураторов работали социальные педагоги (Новгород), заместители директора
по УВР (Москва), руководитель детской внешкольной организации (Петрозаводск)
и - позднее - уполномоченный по правам ребенка (Волгоград).
Первая программа примирения успешно прошла в 464 школе г. Москвы по случаю конфликта
между учителем и учеником. Ведущими выступали ученики школы.

Сложности:
1) Мы не использовали правозащитную тематику (детских правозащитных приемных),
поскольку есть опасение, что подростки будут "судить" сверстников и учителей.
Давать технологию примирения, позволяющую согласовывать интересы, нам кажется
более адекватным.
2) Мы не пошли путем школьных "конфликт-менеджеров", которые вмешивались в конфликт
и пытались решить ситуацию прямо "на месте". Наоборот, мы много обсуждали, как
ШСП может встроиться в структуру школы и за счет этого обрести устойчивость.
2002 - 2003
Решался вопрос встраивания в структуру школы и работы с подростковыми "стрелками".
Служба должна была взаимодействовать с административным процессом, то есть получать
информацию о конфликтах от администрации и определенную информацию и ценности
транслировать "наверх". А также служба получала информацию от подростков из школы
(в том числе со "стрелок") и какую-то информацию о себе транслировала в школьное
сообщество. Вопрос, как это должно выглядеть на практике обсуждался в каждой
конкретной школе.
Вторым направлением деятельности стал вопрос сохранения ценностей службы. В качестве
ответа появились:1) Система подготовки, включающая обучение, супервизию,
работу на командообразование, написание отчетов, изучение литературы по данной
теме и пр.2) Клуб ведущих, где ведущие обсуждали свои различные сложности
и удачные находки.3) Вопросы рекламы службы среди учителей. учеников, родителей,
жителей города и пр. 4) Дальнейшее сопровождение ведущими своих "подопечных"
- своеобразное курирование на определенный срок (обычно 1-месяц). 5) Работа
в парах "опытный ведущий-новичок" и пр.

Сложности:
При отсутствии работы с конфликтами служба рискует превратиться в клуб, где преимущест­венно
будут обсуж­даться личностные проблемы ведущих. Или просто вы­родиться
в "тусовку" 2004
В Перми и Лысьве начался новый проект, в котором ШСП встраивалась в городскую
систему профилактики правонарушений. При этом служба рассматривалась как:
1) Помогающая социализации подрастающего поколения, поскольку подростки, владеющие
"открытой коммуникацией" и ценностями примирения смогут более успешно взаимодействовать
с обществом;
2) Кадровый проект для социальных педагогов школ, позволяющий им овладеть новой
технологией и быть востребованными на более высоком уровне на рынке труда;
3) Как дающая городу новых эффективных специалистов в социальной сфере.
Обсуждается вопрос работ ШСП и социального педагога с новым объектом - "социальной
связанностью".
Некоторое количество программ было проведено во взаимодействии с мировым судом,
милицией (ПДН), КДН и ЗП.

Сложности:
Хотя сами программы примирения проводятся только добровольно (т. е. при явном
согласии сторон), на "предварительную встречу" администрация обычно направляет.
Мы исходим из того, что для принятия добровольного решения и человека должна
быть информация, какие варианты у него есть. А на предварительной встрече как
раз и обсуждаются разные варианты. 2005
Начали создаваться ШСП в Волгограде, Томске, Тюмени.
Попытки создать городскую (межшкольную) службу - в Петрозаводске (где существует
пейджер "ПРИМИРЕНИЕ", на который может позвонить любой конфликтующий подросток)
и Великом Новгороде. Счет школ с ШСП в России уже измеряется десятками.
В Перми создается программа "Воздушный змей" по подготовке подростков-медиаторов.

После семинара в Дзержинске обсуждается вопрос использования в школе "линейки"
программ от очень простых (восстановительный расспрос) до сложных (семейные и
школьные "конференции"[1])

Сложности:
Служба не должна перерасти в обучающую программу по конфликтологии (игры, тренинги,
лагеря), но без работы с конфликтами и принятия важности миссии смены мировоззрения
с карательного на восстановительный. 2006
На данный момент модель службы состоит из следующих элементов:1)
В службе есть 2-4 пары подготовленных ведущих из учеников школы 5-10 класса,
взрослый, курирующий службу и несколько подростков в "группе поддержки" (например,
рисуют стенгазеты по ШСП).2) Ставится вопрос: как взаимодействовать
службе с пространством школы. Для этого обсуждается, с какими ситуациями работает
служба, откуда получает информацию (социальный педагог, ящик обращений, от сверстников
и пр.) и как при этом соблюдается конфиденциальность, что происходит в случае
успешного примирения сторон, где и в какое время проводятся программы, как ШСП
взаимодействует с КДН и педсоветом, что и как сообщает о себе (реклама), завоевание
высокого статуса. Все это закрепляется в "положении о службе". 3)
Как удержать ценности службы и мастерство. Сюда входят вопросы: обучения
включая отбор, супервизию, тренинги, литературу и фильмы, составление отчетов);
работа в па
ре (опытный ведущий - новичок), вопросы командообразования и проектирования
службой своего места в школе и своего развития. А также вопросы клуба ведущих,
презентаций на межшкольном уровне, конференций и пр.

Цель службы - сменить административно-карательную направленность взрослых и опору
на силу у школьников на восстановительный способ разрешения ситуаций.
Начался проект ШСП в городе Урай.
Администрация Пермской области издала приказ о создании ШСП во всех школах Перми
и области. После этого остро встал вопрос, что может стать показателем качественной
работы службы. Ясно, что это не может быть обещание "снизить уровень вторичной
преступности", поскольку тот зависит от многих показателей. Но тогда что? Может
быть, снижение силовых (карательных) воздействий на подростков как со стороны
взрослых, так и со стороны сверстников?

Сложности:
Пока служба во многом держится на людях-энтузиастах. Хочется добиться большей
устойчивости.
И еще одна проблема. Но сначала переделанный анекдот:
В школу входят трое в касках, бронежилетах, с дубинками.
Охранник: - "Вы кто?!".
- "А мы из службы примирения, идем старшеклассников мирить!"
- "А дубинки зачем??"
- "А они мириться не хотят!"
Как сделать так, чтобы приказ "сверху" не превратился в количественные показатели
(кто проведет больше программ примирения), а реакцией на него не стали приписки
и отписки?
2007
Забегая вперед: перед состоявшимися службами встанет вопрос, в каких рамках они
самоопределяются: то ли это элемент ювенальной юстиции (и тогда это одно направление
деятельности), то ли ШСП - элемент самоуправления и молодежной политики, то ли
кадровый проект, то ли что-то другое (или и то и другое вместе).

Нужно более тесное взаимодействие между службами, проведение конференций (последнюю,
третью конференцию, на которую приезжали делегации из всех городов с ШСП Центр
"СПР" проводил в Москве весной 2006 года). Нужно создавать команду, которая будет
заявлять о ШСП на региональном и федеральном уровне.


Есть заманчивая идея войти в какую-нибудь федеральную программу, получить финансирование
и "протолкнуть" приказ о создании ШСП в каждой школе. Но вместе с тем есть опасение,
что появятся количественные показатели, отчетность, бумаги, планы работы и пр.
В результате формально службы будут созданы, школы хорошо отчитаются, а сама
ценность идеи (в том числе конфиденциальность, нейтральность ведущего и добровольность
участия) пропадут.

Антон Коновалов
[1] См. Коновалов А. Четыре шага к восстановительной работе с пространством школы"
// Восстановительная ювенальная юстиция. Сборник статей. М.: МОО Центр "СПР",
2005 Стр. 113

Ответить   Sun, 10 Dec 2006 14:29:36 +0300 (#618911)