Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Неуверенность в себе. Избавимся? Психология жертвы


Информационный Канал Subscribe.Ru

Уверенность

№ 108

Цель рассылки -
препарировать природу нашей неуверенности в себе
и найти пути её преодоления.

То делается нашим, что выстрадано, выработано;
что даром свалилось, тому мы цены не знаем.
/А .И. Герцен/

Психология жертвы

Всем привет.


Сначала - объявленьице.

Виктор, здравствуйте. У меня к вам просьба большая , пожалуйста в рассылке сообщите, чтобы люди не обижались , если я кому-то не отвечу, я и не подозревал , что мое письмо вызовет такой поток писем, я постараюсь всем ответить, но не могу обещать, потому что тогда мне нужно будет все бросить и только сидеть отвечать на письма. Заранее спасибо. С Уважением Денис.

Нет проблем.


Привет всем! Здравствуте, Виктор!
Братцы, вопрос: а зачем обсуждать (осуждать) как и что делает (или не делает) другой, другие. Мне кажется, все проблемы заключаются в неумении принять ответственность за собственную жизнь на себя. Человек чего-то хочет, но ответственность за получение им этого перекладывает на других: правительство, родственников, начальников, сослуживцев и т.д. "Хочу", но делать должны другие. "Хочу интересную работу" .... Попробуйте подойти к этому вопросу с другой позиции: "Мне интересно то, что происходит в моей жизни". Ведь если "хочу" но нету, тут то и появляется неуверенность, ведь не приходит значит недостоин? А если "интересно", становишься соучредителем собственной жизни, уходишь из позиции просящего "хочу, дайте". Здесь нет места неуверенности. Так всеми желаемая "внутренняя свобода", собственный выбор, а не чьи-то мнения. Если то, что происходит не приносит удовлетворения, задаем себе вопрос "почему" и отвечаем на него. Только сам и конкретно.
С уважением,
Георгий.

У меня такая мысль проскочила ( хорошо хоть застряла ), что и это перекладывание ответственности на других - тоже у нас "принято".
Уже не корёжит слух то, что кто-то ругает своего начальника - так "принято", что подчинённый всегда недоволен своим начальником, правительством, страной и за-глаза его всегда поругивает. Хотя - не нравится начальник, пр-во, страна - смени его(её) или живи вообще без него(её).
"Принято" жаловаться на "тяжёлую судьбу" и никого такие жалобы не удивляют.

А почему? Да потому, что в ответ можно тоже поплакаться в жилетку и жит дальше ничего не делая для улучшения своего положения.

Послушайте разговоры вокруг - сплошь жалобы. Повысили цены на проезд, повысили квартплату, продукты опять подорожали ...... - самая интересная тема - это что случилось, от чего нам стало жить хуже. Даже погода стала не такой популярной. Такой же интерес, пожалуй, только к своим болезням и болезням соседа. Прислушайтесь к разговорам вокруг...

Вывод - сформировалась устойчивая психология - психология жертвы. Причём очень заразная психология. Что с этим делать будем?


Я хотела написать о том, что разбудить спящих людей и повести их по правильному пути тоже есть насилие. И Вы, glumov, ничем не отличаетесь от остальных людей, просто Вы считаете, что живете правильно, но и они считают, что живут правильно. Не надо заставлять кого бы-то ни было делать то, что "правильно" - так как это может быть правильно только для Вас. Есть известное выражение "Благими намерениями вымощена дорога в ад" помните об этом. Ад не только для Вас, но и для тех, кого Вы хотите наставить на путь истинный. А смысл жизни есть и я считаю, что он сформулирован в нескольких словах примерно так: "старайся не делать другим того, что не хочешь чтобы делали тебе другие". И если каждый будет следовать этому да еще в придачу думать о своей душе (которая еще и бессмертна ко всему прочему), то учить никого не надо будет, и мир и жизнь станет радостью для всех, а не для избранных или идущих "правильным" путем. Мы все индивидуальны и путь у каждого свой и мы должны пройти своим путем, а не чужим, пусть говорят, что так надо или не надо, все равно мы делаем только то, что нам нужно. И если человек делает так как говорят, значит это его путь и он неспособен идти самостоятельно. Вы уверены, что после Вашего промывания мозгов человек пойдет своим путем, а не Вашим? Тогда дерзайте, только помните, еще одна банальность, "мы в ответе за тех, кого приручили".

С уважением ко всем людям, Евгения.

Евгения за то, чтобы ничего не делать, не будить спящих.
Моё промывание мозгов - это зло. А массовое промывание мозгов через СМИ - это добро? Как Вы считаете?

И ни за кого я не в ответе. За себя только. А банальность эту придумали, чтобы легче было Вам на шею садиться. А Вы - везите.

"Практическую психологию ..." Козлова я уже упоминал в рассылке? Почитайте. Сильная книга.


Привет, Виктор.
Первый раз читаю твою рассылку. Но уже сейчас стало интересно.
Я хочу высказать своё мнение по этому поводу.
Я так думаю, что наша неуверенность в себе начинается там же, где начинается наша неудовлетворённость тем, что мы делаем. Человеку кажется, что он что-то делает хуже, чем надо (это "надо" часто бывает взятым с потолка), растёт его недовольство собой и в результате он получает неуверенность в себе. Или, что ещё хуже, он видит, что кто-то делает то же самое лучше, правильнее (хотя это не всегда так). И человек, пытаясь ориентироваться на этот "идеал" (зачастую им самим придуманный, идеализированный вариант чего- или кого-либо), не получает результата, сравнимого с "идеальным". И в финале - растущая неистребимая неуверенность в себе.
А как её преодолеть, эту неуверенность, я надеюсь прочитать в твоей рассылке. А может и мне что-нибудь придумается...
До встречи.
С уважением, Александр

Это не самый страшный вариант описал - то, что человек пробует и у него не получается, как в идеале.

Есть еще страшнее вариант - человек даже не пробует делать что-то из уверенности, что не получится не то что как в идеале, а не получится вообще. Это хронический случай.

В вашем варианте - раз не получилось, два не получилось, но на 53 раз всё равно получится, хотя бы случайно. То есть не всё так страшно и в итоге 52 порции неуверенности с лихвой перекроются одной 53-ей порцией уверенности. Терпение и труд всё перетрут.  Дальше - процент успешных попыток будет расти. 


Виктор, здравствуй! Жду рассылку с азартом и нетерпением, как перед спаррингом, схваткой! :)
Получила, прочитала и хочу ответить Наташе, которую смущают вопросы типа: У тебя проблемы со здоровьем? Ты нерусская? Ты что брезгуешь с нами пить? .
М-м-м.. Я уже писала, что на собственном опыте убедилась, кто должен спасать утопающего. Так вот, в процессе этого я чего только не испробовала. Началось с того, что я изучила (и применила на практике) христианство, кришнаитство, зороастризм, Детку Порфирия Иванова, перечитала море разливанное эзотерической литературы. Три года я была убежденной вегетарианкой, голодала по субботам, и каждый день обливалась ледяной водой (кстати, это очень приятно, полезно и вошло в привычку). В процессе этого большинство окружающих считали меня Чокнутой Белой Вороной, считали, что я издеваюсь над собой, гублю свою молодость на корню и т.д. и т.п. Сейчас так весело всё это вспоминать. Сначала такие выражения в мой адрес смущали, потом начали злить, потом мне стало смешно. Я просто отвечала, что я так ХОЧУ и больше ничего. Остальное говорили мои горящие восхищением глаза (в то время я открыла СТОЛЬКО интересного!).Те, кто не знал меня близко недоумевали, откуда во мне столько энергии, а друзья восхищались моей силой воли. Сейчас мировоззрение у меня более-менее сформировалось (потому что истина всегда ПОСЕРЕДИНЕ между всеми определениями, просто словами её не выразить). Но в любом случае, Наташа, когда кто-то смеется над Вашим образом жизни или считает, что Вы чем-то там брезгуете, эти люди Вас не понимают (не хочется говорить не вашего уровня развития ) и вряд ли поймут. Постепенно Вы сами сделаете такой вывод. На самом-то деле, таких как Вы, как мы, гораздо больше, главное не теряться. И ни в коем случае не сворачивать с выбранного пути! Радуйтесь жизни, ведь главное не то, что бы Вы были в компании , а то, что как Вы себя чувствуете, что у Вас на душе. Будьте сильной и не сомневайтесь в себе! Удачи!
Ольга из той самой Самары.
Если хотите, пишите cherry_d@mail.ru


И ещё для Наташи.

Здравствуйте, Глумов!

Ответ Наташе.
А ты познакомься с людьми, разделяющими твои взгляды, и проводи
вечеринки с ними. Очень помогает! Маленький примерчик. Собираюсь я
иногда с друзьями/знакомыми. Однажды мы решили, что пиво пить - занятие,
конечно, классическое, однако пользы от него меньше, чем от сока,
поэтому пьём сок.

Да и вообще, всякое питьё или едение (застолье по-русски говоря) -
традиция несколько устаревшая. Раньше крестьяне застолье устраивали по
праздникам потому, что повседневное питание было скудным. Сейчас, вроде,
таких проблем нет, поэтому и за столом сидеть (в честь какого-нибудь
мероприятия) смысла нет. Лучше сидеть кружком и петь песни под гитару.
Или на лыжах побегать (зимой), или купаться пойти (летом).

По поводу мнения Stromax'а. (Раз уж стал писать письмо, то до кучи.)
Именно то, что я для себя всё никак не мог сформулировать. Цель - дело
хорошее, однако высшая цель должна иметь некий смысл. Интерес - это
веяние души. Занятие любимым делом - это душевная гармония.
Следовательно, и высшие цели в жизни должны определяться потребностями
духа, т.е. интересом. Вот такая у меня связка вышла. Почему упор на дух
делаю? Не знаю, как у других, но лично у меня правило "в здоровом теле -
здоровый дух" действует и в обратную сторону. Поэтому под здоровьем я
понимаю регулировку психофизиологического комплекса, а не по отдельности
психики и физиологического здоровья. Палка о двух концах. Любое
заболевание имеет психическую основу. Болезнь - ослабление иммунитета, а
сам по себе он не ослабевает (часто из-за стрессов и т.п. "приятных"
вещей в нашей жизни). Для той же цели считаю правильным проводить
глубокий самоанализ, чтобы подсознание и сознание не противоречили друг
другу. Анализ и решение проблемы считаю тогда верными, когда
нормализуется сон (в смысле, сны снятся спокойные и светлые). Т.е. я за
своим душевным комфортом слежу так же внимательно, как и за физическим,
не отдавая приоритета какому-либо. А душевный комфорт (в отличие от
физического) требует определённого поведения, внутренних норм. Таким
образом, живу в СВОЁ удовольствие. Хорошо то, что доставляет такое МОЁ
удовольствие. Сложнее всего было научиться отличать свои желания от
чужих (общественных и не только) и научиться говорить правду самому себе
о самом себе.

Дмитрий. mailto:kdg@email.ru

Было ещё такое письмо:

а дальше начинаешь понимать что все наоборот от общепринятого - У ЗДОРОВОГО ДУХА ЗДОРОВОЕ ТЕЛО!!!

Почему нет? Кто-то в процессе формирования здорового тела формирует сильный дух, а кто-то формируя сильный дух, заодно и здоровое тело получает. Хрен редьки не слаще :-) Результат то на лице.


Так ли верен технократический путь развития общества? Если нам с детства толмили, что прогресс человечества в развитии науки, промышленности, то постепенно это становилось аксиомой и подумать, так ли это, даже не приходило в голову. Хотя бы такой вопрос: производительность труда повышаем - повышаем, а всё равно работаем с утра до вечера. Где логика?

Привет.

.....
Я вот читал другую рассылку про деревенскую жизнь, как альтернативу
городской. Думаю, тебе будет интересно, раз в "будущем" в деревню
собираешься. Кстати, автор той рассылки такой же "маньяк" :) Я в
хорошем смысле. Сейчас закладки посмотрю:
http://gopal.ru/zSubscribe/rassylka012.htm
Спасибо за интересную рассылку! Серж

Я зашёл по ссылке и качнул отрывок из книги, надеюсь автор этой рассылки Максим Мейснер в претензии не будет. Бесплатная реклама всё таки. :-) Сайт у него интересный. Советую. Виктор.

Безумие современной цивилизации

Я хочу представить вам отрывок из очень интересной книги. К сожалению, я не смог достать ее электронный вариант, поэтому пришлось повозиться со сканером...

Это максим возился со сканером. Виктор.

Наша западная цивилизация давно доказала свою несостоятельность. Вместе с приобретением благ "прогресса" мы почему-то теряем настоящие ценности: теплые человеческие отношения, умиротворение, спокойствие, счастье. Об этом рассказывается в приводимом ниже отрывке из книги Бхакти Викаши Свами "Взгляд на традиционную Индию". Пожалуйста, обязательно прочитайте текст ниже. Может быть, это позволит вам глубже взглянуть на окружающую нас "цивилизацию", "культуру" и общество...

И собственно отрывок. Некоторые абзацы я выделил, но интересен весь отрывок. Виктор.

Однажды в 1993 году в Дубае, когда вместе с моим добрым другом Ранганатханом мы возвращались на машине с вечерней проповеднической программы, он начал рассказывать мне о своем детстве, которое прошло в Южной Индии, в деревне, где жили Шри-вайшнавы. Вдохновленный моим вниманием, он продолжал говорить, даже когда машина остановилась у моего подъезда, а когда я наконец вышел из нее, было уже далеко за полночь. Я лег спать с мыслями о том, какой счастливой была жизнь людей в то время. Я подумал, что даже сейчас люди могли бы жить так же счастливо.

В моей памяти стали всплывать события тех лет, что я провел в Индии и Бангладеш. Проповедуя сознание Кришны, я объехал весь индийский субконтинент и познакомился с его разнообразными культурными традициями.

Часто останавливаясь в домах благочестивых и образованных индусов, я постепенно стал понимать, что такое настоящая культура. Я начал вспоминать тех многочисленных носителей этой культуры, с которыми познакомился, путешествуя по Индии, - людей, являющихся живым примером умирающего образа жизни. Эти воспоминания натолкнули меня на мысль написать книгу, в основу которой легли бы беседы с этими людьми. Я захотел передать атмосферу жизни старой Индии и показать, какой она могла бы и должна быть сейчас. Я стал размышлять над тем, в чем ошибка современного общества, вставшего на путь технологического прогресса, в чем оно уступает традиционным культурам и каковы вообще критерии цивилизованности общества.

Первейшая задача просвещенного, цивилизованного общества - предоставить людям возможность максимально развить свой духовный потенциал. По-настоящему цивилизованное общество не ограничивается стремлением к эфемерному счастью в виде удовлетворения насущных потребностей в пище, сне, совокуплении и защите - все это доступно даже животным. Цивилизованным человеческое общество можно назвать только в том случае, если в его основе лежит стремление постичь природу Бога, вселенной и смысл существования живых существ.

Духовно развитые культуры всегда руководствовались реалистичным взглядом на жизнь, уделяя внимание всем сторонам жизни человека - его телесной, умственной, интеллектуальной и духовной деятельности - при этом особо подчеркивалась ответственность каждого человека перед остальными членами общества. А поскольку существование человека неразрывно связано и напрямую зависит от окружающей среды, в традиционных аграрных цивилизациях следовали принципу жизни в согласии с природой и уважительного отношение ко всему живому. Люди старались брать у природы ровно столько, сколько им было необходимо, и возвращать все, что было взято.

В традиционном обществе человек удовлетворял свои насущные потребности естественным образом, не нанося вреда природе. Чтобы материально себя обеспечить, ему не нужно было прилагать излишних усилий. Не было индустриальных комплексов, производящих бесконечное многообразие бесполезных вещей - аксессуаров искусственной жизни. Не было огромных торговых центров для сбыта всех этих излишеств. Не было и рекламной индустрии, навязывающей людям то, что им совершенно не нужно. Экономика основывалась на реальных, а не на искусственных потребностях. Торговля была ограниченной и, главным образом, бартерной - по принципу "товар на товар". Как следствие этого не было рынка акций, экономических кризисов, валютных спекуляций, урезаний бюджета, инфляции, массовой безработицы и забастовок.

Основными жизненными потребностями - пищей, одеждой, строительными материалами и топливом - людей обеспечивала земля. Хлопчатобумажную ткань изготавливали дома. В каждой деревне был гончар, который снабжал всех жителей посудой. В более крупных деревнях имелась кузница, где изготавливались простые орудия сельского хозяйства, кухонная утварь, бритвы (одной бритвой мужчина пользовался всю жизнь) и другие необходимые в хозяйстве предметы из металла, который либо выменивали, либо использовали вторично. Веревки плели из гибких волокон местных растений: кокоса, джута и льна. Воду брали из рек, колодцев и прудов. Не было необходимости в сложной системе водоснабжения, в канализации, туалетах и водопроводных кранах. Никто не страдал от отсутствия электричества - люди обходились без сложных бытовых приборов, используя для освещения светильники с растительным маслом собственного изготовления. В летнюю жару люди обмахивали себя веерами из бамбука, а в зимний холод спали под несколькими одеялами и грелись у костров. Лекарства, косметика и красители изготавливались дома из растений. В мебели также не было необходимости, поскольку люди сидели, ели, готовили, учились и спали на полу.

Ведя такой естественный, первозданный образ жизни, люди отличались добродетельностью и душевной простотой. Они не испытывали сильных негативных эмоций. Горечь, депрессия и подобные чувства были им практически неведомы. Они довольствовались тем, что имели, а жизненный успех измеряли не количеством материальной собственности, а умением не зависеть от нее. Поэтому жизнь их была простой и естественной, приносила внутреннее удовлетворение и способствовала развитию таких качеств, как честность, уважение к окружающим, доброта и т.п.

Разумеется, деревенская жизнь сама по себе не является залогом внутреннего покоя и духовной мудрости. Некоторые деревенские жители продвинуты духовно не больше собак и буйволов, среди которых живут. Что касается горожан, которые переселяются в деревню, чтобы избавиться от кошмара городской жизни, то им тоже не на что рассчитывать, поскольку суетность и проблемы следуют за ними по пятам. В конце концов, материальный мир по своей природе исполнен страданий. И где бы ни жил человек - в городе или в деревне - без осознания Бога его жизнь ничем не лучше жизни животного.

И все же простая жизнь на земле куда более способствует развитию сознания Бога, нежели жизнь в усложненном урбанистическом обществе. Тому, у кого есть глаза, чтобы это видеть, все в природе напоминает о Боге. Вот почему издавна святые мудрецы предпочитали жить вдалеке от городской суеты. Вдыхая свежий воздух и утоляя жажду чистой водой, они могли мирно размышлять о Господе, как о причине и опоре всего сущего.

В индустриально развитом обществе люди далеки от такого безмятежного существования. Жизнь в современных городах оторвана от первоисточника и искусственна. Горожане, даже если это люди верующие, имеют весьма скудное представление о взаимосвязи человека, Бога и природы. Они считают, что пища берется из магазина, свет - из выключателя, а здоровье - из таблеток. Международные корпорации истощают природные ресурсы, заставляют людей работать на заводах и сбывают им всевозможный хлам. Индустриализация и потребительский дух превращают людей в эгоистичных, невежественных и грубых материалистов. Светская система образования внушает людям идею о том, что человек - хозяин своей судьбы, а природа - это довесок прогресса - дикий зверь, которого необходимо взнуздать и подчинить себе.

Однако, несмотря на весь технологический прогресс и экономическое развитие, городские жители не имеют элементарной возможности питаться свежей пищей. Что уж говорить о спокойной жизни и удовлетворенности. Миллионер, живущий в роскошных апартаментах со всеми современными удобствами, не может, в отличие от простого деревенского жителя, насладиться вкусом свежих овощей. В современных городах питьевую воду приходится покупать, потому что вода из крана представляет собой неоднократно использованные сточные воды, обработанные химикатами. Но даже минеральная вода в бутылках не имеет свежести и вкуса воды из чистой реки или колодца.

Жители больших городов стараются провести выходные на природе, чтобы просто подышать свежим воздухом, но в деревне между "воздухом" и "свежим воздухом" разницы нет. Какая же это отвратительная цивилизация, которая заставляет людей ютиться в перенаселенных, наводненных преступностью и вредных для здоровья городах, работать на ужасных и опасных фабриках и при этом дышать отравленным воздухом и есть ядовитую пищу.

Горожане, которым не приходится много ходить, носить воду или работать в поле, склонны смотреть свысока на деревенских жителей, считая их отсталыми и примитивными. Но несмотря на все свои современные удобства, они вынуждены прибегать к искусственным физическим нагрузкам, чтобы избежать болезней вроде диабета или геморроя.

Такая искусственная жизнь порождает искусственных людей, которые под внешней улыбкой скрывают внутреннюю пустоту. На современного городского жителя постоянно обрушивается поток информации, рекламы и так называемых развлечений. Но ничто не может восполнить его духовную и эмоциональную пустоту. Хотя ему трудно представить свою жизнь без телевизора, автомобиля и всевозможных излишеств, это засилье техники едва ли может дать ему умиротворение.

Большинство деревенских жителей стран "третьего мира" и по сей день поднимаются на рассвете, весь день работают в поле и редко когда выезжают за пределы своей деревни. И все же, несмотря на внешнюю бедность, они зачастую удовлетворены в большей степени, чем те, кто имеет много денег. Как правило, такие люди более эмоционально уравновешены, чем те, кто, стараясь "шагать в ногу со временем", лишает себя простого счастья мирной семейной жизни и теплого людского общения.

В наше время во всем мире сельская жизнь находится под угрозой. Постоянно растущие запросы потребительского общества быстро превращают планету в единый гигантский урбанизированный мегакомплекс. Традиционные культуры планомерно уничтожаются, общечеловеческие ценности сводятся на нет, а положение человека низводится до положения винтика в огромном экономическом механизме. Земледелие потеряло свое очарование, превратившись в "агробизнес". Цивилизация наступает, вытесняя здравомыслие.

Современная жизнь представляет собой раболепное преклонение перед объектами чувственных удовольствий. Люди бездумно тратят жизнь в погоне за богатством, роскошью, властью и плотскими наслаждениями, хотя все это еще никому не принесло счастья. Похоть, жадность и гнев считаются неотъемлемыми качествами каждого человека. Людей постоянно вынуждают держаться в рамках глупых идеалов, навязанных рекламой и индустрией развлечений. Осознанно или подсознательно, люди стараются соответствовать одному из образов, выдуманных на киностудии. Изо всех сил пытаясь быть кем- то иным, они забывают, кто они на самом деле. Ради того, чтобы "быть впереди", они готовы на все. К сожалению, им неведомо то, что ждет их там, "впереди".

В "Бхагавад-гите" Господь Кришна называет похоть, жадность и гнев тремя вратами, ведущими в ад. Современные люди отказываются верить в ад, но в то же время собственноручно творят ад на земле. Их жизнь хаотична, беспокойна, нездорова и греховна. Их желудки наполнены высококалорийной пищей и трупами животных. Они теряют доверие даже к своим супругам, детям и родителям. Их система ценностей поставлена с ног на голову. Они гордятся небоскребами и быстрыми машинами, но их умы так обеспокоены, что они не в состоянии уснуть без снотворного. Достижения, которыми они так гордятся, - всего лишь приманка, заставляющая их гнуть спины в надежде ублажить свои чувства. Набивать желудок плотью и одурманивать себя алкоголем для современного "цивилизованного" человека - в порядке вещей. Люди живут в воображаемом мире секса, насилия и бессмысленного спорта. Психозы, неврозы, растление малолетних, гомосексуализм, разводы, угроза ядерной катастрофы - все это стало частью повседневной жизни.

В современном обществе практически не осталось настоящей духовной культуры, ведущей к осознанию Бога. Материалистическое мировоззрение так сильно укоренилось в сознании людей, что тяга к трансцендентному знанию не только не приветствуется, но вообще не принимается в расчет даже ведущими интеллектуалами. С убийством миллионов животных свыклись настолько, что оно безнаказанно продолжается год за годом. Правительство не просто узаконило, но всячески поощряет разводы, применение контрацептивов, аборты и гомосексуализм. Безбожное общество так опустилось, что о его моральной деградации можно написать тома книг. Кратко все это можно охарактеризовать одним словом: безумие.

Английский историк, Сэр Арнольд Тойнби, отмечал: "Причина болезни [общества] духовна. Мы страдаем из-за того, что продали души свои ради достижения целей недуховных и неосуществимых. Нам следует пересмотреть свои цели, иначе не видать нам мира ни в обществе, ни в своем собственном сердце".

О вреде, который человек причиняет себе и другим живым существам во имя так называемого прогресса, написано немало книг. Более разумные жертвы-соучастники этой катастрофы пытаются искать выход из тупика, в который человек завел себя и свою планету. Находятся и те, кто обращает свои взоры на традиционные культуры и ценности, некогда отвергнутые как примитивные и бессмысленные.

Некоторые говорят о необходимости "возвращения к природе", не ведая, что большинство населения мира никогда не отдалялось от нее. К примеру, если на улице одного из американских городов появится бычья повозка, ее, скорее всего, станут фотографировать для местной газеты. Кроме того, хозяину, вероятно, придется получить разрешение от полиции на нахождение быков в городе. Тогда как в большинстве районов Индии бычьи повозки столь же распространены, как и их отвратительная, ревущая и совсем не достойная замена под названием трактор.

Изначальная культура Индии называлась ведической (поскольку была основана на ведических писаниях). Веды представляют собой огромный объем знания, включающего в себя все аспекты - от астрономии и математики до архитектуры, экономики, военного дела и даже половых отношений. Суть ведической культуры - поиск освобождения от рождения и смерти. В основе этого поиска лежит глубокая метафизическая философия, а кульминацией его является обретение любви к Богу. В Индии религия никогда не считалась "одной из сторон жизни". Религия была самой жизнью. Жизнь целиком была направлена на достижение трансцендентной цели. Хотя верность религии присуща многим народам мира, народ Индии в этом отношении намного превосходит всех остальных.

К сожалению, за последние несколько столетий в ведическую культуру вторглось множество неведических представлений. Изначальная культура постепенно видоизменялась, размывалась и загрязнялась, пока наконец не превратилась в то, что сегодня называют индуизмом. Тем не менее даже те малые остатки изначальной культуры Индии, что сохранились до сих пор, представляют огромную ценность и могут быть использованы.

Следы былых традиций живы в Индии и по сей день. Вот перед нами пастух из Саураштры, опирающийся на резной деревянный посох, в башмаках причудливого фасона с загнутыми кверху острыми носами, с не менее причудливо закрученными усами, в гигантском тюрбане, представляющим собой пятидесятиметровый кусок белой окаймленной материи, закрученной вокруг головы. А вот его сынишка окликает по имени каждую корову в своем стаде и подзывает их игрой на флейте. Вот мимо нас проходит небольшая группа паломников, держащих путь в одно из святых мест. Их маршрут по святым землям протянулся, возможно, на тысячу километров. В пути они поют бхаджаны, принимают подаяния от благочестивых людей, а в полдень останавливаются на привал, чтобы приготовить чапати на костре из веток и листьев. За ними - группа деревенских женщин, направляющихся за водой к ближайшему колодцу или реке в нескольких километрах от деревни. Медные горшки, поставленные один на другой, возвышаются у них на головах. Разноцветные одежды вторят лучам утреннего солнца. Из-под сари едва видны толстые серебряные ножные браслеты. Браслеты на руках позвякивают в такт iij движениям. Они весело шагают вперед, с детской непосредственностью распевая песни о Кришне.

Однако суть индийской культуры кроется намного глубже ее внешних проявлений. В ее основе - тонкая духовная философия, недоступная тем, кто не готов проникнуть в ее хитросплетения. Другим препятствием для ее понимания является негативное отношение западных ученых, которые на протяжении двух столетий представляли индийскую культуру и религию в искаженном свете.

Чтобы оправдать свое насильственное господство над Индией (которое они называли "окультуриванием дикарей"), европейцы повесили на ее великое наследие ярлык массового суеверия. Примером этому служит книга "Индуистские обычаи, традиции и обряды", написанная Абби Дюбуа, французским миссионером, жившим на юге Индии в конце XVIII - начале XIX века. Дюбуа тщательно исследовал жизнь индийского народа и настолько интересно изложил ее на 770 страницах своей книги, что ее тиражи расходятся и по сей день. Однако Дюбуа был религиозным фанатиком, поэтому видел лишь глазами, а не сердцем. Он близко общался с людьми, но внутренне относился к ним с полным презрением. Единственной надеждой для индийцев, по его мнению, было не просто обращение в христианство, но полное принятие западного образа жизни и отказ от исконных традиций.

Убежденный христианин, Дюбуа едва ли мог предвидеть, что жители Запада станут куда большими варварами, чем те язычники, которых он пытался цивилизовать. Несмотря на это, у западного человека не убавилось энтузиазма великодушно навязывать нецивилизованным народам свой последний фетиш в форме науки и технологии.


 

Написать.

Моё представительство ШСД. Милости прошу.

Сайт ШСД - Автор Юрий Мороз - http://moroz.onego.ru/

Архив рассылок ШСД - http://moroz.onego.ru/subarchive.htm

Метакаталог "Лучшие e-mail рассылки по бизнесу и развитию личности"

Ведущий рассылки - Глумов Виктор
mailto:vglumov@permoil.ru?subject=Uverennost



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное