Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Актуальная психология" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
← Декабрь 2005 → | ||||||
1
|
2
|
3
|
4
|
|||
---|---|---|---|---|---|---|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
16
|
17
|
18
|
19
|
20
|
21
|
22
|
23
|
24
|
25
|
26
|
27
|
28
|
30
|
31
|
Статистика
-1 за неделю
Социальный психоанализ от Сергея Выгонского Сны Раскольникова
ОТ СЕРГЕЯ ВЫГОНСКОГО: ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРОЛОГИЯ (СНЫ РОДИОНА РАСКОЛЬНИКОВА) |
Copyright (с)2005, С.И.Выгонский
1. ЛИТЕРАТУРНЫЕ СНЫ
(ВВЕДЕНИЕ)
ВНИМАНИЕ: АВТОР КОММЕНТИРУЕТ ДЕСКТОПЫ!
ВВЕДЕНИЕ
Уважаемые
подписчики! Автор поздравляет всех вас с наступающим Новым Годом и желает всего
наилучшего, а главное – исполнения всех ваших замыслов!
Автор также
обращает внимание на то, что эта рассылка является своего рода творческой
лабораторией. Подписчики имеют возможность познакомиться с эксклюзивными материалами задолго до того, как
они будут опубликованы в on-line изданиях с широкой
аудиторией. Конечно же, в сетевые журналы материалы попадают уже в
переработанном виде. Однако подписчики имеют возможность проследить историю
разработки проблемы.
Автор просит
при направлении ему писем указывать, что оно написано подписчиком рассылки.
Ответы на такие письма будут высылаться в первую очередь.
Учитывая то,
что этот выпуск выходит в предновогодний период, когда все гадают всевозможными
способами, в том числе по сновидениям, автор принял решение не отставать от
времени. Поэтому настоящий выпуск посвящен сновидениям. Однако, поскольку в
рассылке рассматриваются различные грани социального психоанализа,
интерпретироваться будут не простые, а ЛИТЕРАТУРНЫЕ СНЫ.
1. ЛИТЕРАТУРНЫЕ СНЫ (ВВЕДЕНИЕ)
Мы продолжаем тему ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЛОГИИ, поднятую в выпуске 9 («Психоанализ российского кино»). Поскольку одна из важнейших составляющих частей нашей культуры – это художественные тексты, то обращение к ним может быть плодотворным в плане изучения социального бессознательного. В этом выпуске будет рассматриваться один из шедевров российской литературной классики – роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».
Автор рассылки обращается к специфическому слою романа – сновидениям его главного героя Р.Раскольникова. Именно применительно к этой области литературного творчества психоанализ обладает наибольшими исследовательскими возможностями. Литературные сны составляют довольно специфическую область литературы. Достаточно вспомнить описание сновидений в Библии, произведениях Пушкина, Гоголя, Кафки.
В снах Раскольникова можно обнаружить социальные мотивы. По мнению автора, в них нашла отражение извечная российская тема – проблема власти. Достоевский считается одним из писателей, пером которым созданы произведения, наиболее точные с психологических позиций. Поэтому, рассматривая сны Раскольникова, мы тем самым обращаемся к теме ПСИХОЛОГИИ ВЛАСТИ.
2. СНЫ РОДИОНА РАСКОЛЬНИКОВА
Вероятно, в наши дни разговор о творчестве Достоевского кому-то покажется слишком старомодным. И тем не менее именно в произведениях этого русского писателя можно найти объяснение многих нынешних социальных проблем. В частности, я имею в виду психологическую неустойчивость всей новоевропейской культуры. В основе такой неустойчивости лежит безудержная жажда власти. Именно этим и поглощено современное массовое сознание. А тексты прославленного классика лишь бережно хранят художественные свидетельства этой человеческой тайны. Сам же человек за прошедшее столетие нисколько не изменился.
Но давайте по-порядку. Попробуем, к примеру, узнать, о чем бы думал, если бы оказался реальным человеком, один из персонажей, которого Достоевский блестяще описал в романе "Преступление и наказание". Речь, конечно же, идет о Родионе Раскольникове. При этом нас прежде всего будут интересовать его сновидения. Их-то мы и подвергнем психологическому анализу. Такое исследование позволит нам восстановить ход мыслей нашего героя. Замечу, что обсуждаемое произведение включает в себя три таких эпизода.
3. СОН О ЛОШАДИ
Первый из них намечает канву душевного конфликта, вокруг которого и выстраиваются затем вполне реальные события. Начало сновидения отсылает нас к детству Родиона. "И вот снится ему: они идут с отцом по дороге к кладбищу и проходят мимо кабака; он держит отца за руку и со страхом оглядывается на кабак". Беспокойство мальчика всем понятно: "кладбище" напоминает о бренности человеческой жизни, "питейное заведение" - о бездумном прожигании последней некоторыми людьми. Далее разыгрывается настоящая трагедия: "Смех в телеге и в толпе удвоивается, но Миколка сердится и в ярости сечет учащенными ударами кобылку, точно и впрямь полагает, что она вскачь пойдет". Участь несчастного животного предрешена - его забивают насмерть.
Образ старой и ни на что не годной лошади как бы расширяет смысловое поле, связанное с мрачным кладбищенским ландшафтом. Этот бессловесный персонаж символизирует те границы, которые установила дерзким человеческим притязаниям сама природа. И потому избиение беспомощного существа означает бунт против таких природных ограничений. В прошлом веке такие умонастроения назывались "богоборческими". Тем самым подразумевалось, что подобный протест направлен против человеческой судьбы в целом. Психологически же такого рода взглядам соответствуют подверженность иллюзиям, тайное чувство собственной ущербности, зависть к успехам ближнего.
4. СОН О СТАРУХЕ
В чем же все-таки состоит главное преступление Раскольникова? В том, что этот опустившийся молодой человек совершил убийство, или же в его намерении самоутвердиться любым способом? Второй сон, приснившийся ему уже после известного события, показывает, что осуществить такие замыслы не так-то просто. Вот как описывает эту ситуацию Достоевский: "Но странно: она даже и не шевельнулась от ударов, точно деревянная. ... Он пригнулся тогда совсем к полу и заглянул ей снизу в лицо, заглянул и помертвел: старуха сидела и смеялась, - так и заливалась тихим, неслышным смехом, из всех сил крепясь, чтоб он не услышал". Причина провала - присутствие на площадке и лестнице людей, которые вдруг заполнили все свободное пространство.
В данном случае старуха олицетворяет совесть, через которую Родион Раскольников хочет перешагнуть. Однако его внутренняя природа всячески этому сопротивляется. Именно эту проблему демонстрирует сцена с людской толпой в прихожей. С этой минуты в Родионе зарождается чувство виновности, которое, собственно, и делает людей разумными. Христианские мыслители называли такое переживание "первородным грехом". Это - некое глобальное чувство, своеобразный общечеловеческий долг, который прямо или косвенно заставляет каждого из нас принять на себя ответственность за все происходящее в мире. В том числе, и за свое физическое несовершенство. Другими словами, человек должен всегда оставаться самим собой. Ему необходимо постоянно помнить об этом и действовать в соответствии с таким знанием.
5. ВИДЕНИЕ ВСЕМИРНОЙ ЭПИДЕМИИ
В конце романа мы сталкиваемся с третьим сновидным эпизодом. Точнее, это даже и не сон, а некое помрачение рассудка, пережитое Раскольниковым во время лихорадки, которая поразила его на каторге. Тогда перед глазами Родиона развернулись грандиозные фантастические картины: "Ему грезилось в болезни, будто весь мир осужден в жертву какой-то страшной, неслыханной и невиданной моровой язве... Появились какие-то новые трихины, существа микроскопические, вселявшиеся в тела людей. Но эти существа были духи, одаренные умом и волей. Люди, принявшие их в себя, становились тотчас же бесноватыми и сумасшедшими. Но никогда, никогда люди не считали себя так умными и непоколебимыми в истине, как считали зараженные."
Фрагмент, описывающий эту галлюцинацию, обнажает перед нами внутреннюю сторону всего случившегося с Раскольниковым. Именно в этот момент мы начинаем понимать уродливый характер непомерной человеческой гордыни, следствием которой является неугасаемое желание подчинить своей воле все окружающее - земельные недра, животных и даже себе подобных. Отсюда - борьба за власть, агрессивность, стяжательство, неразборчивость в средствах, которые используются для достижения цели. Однако готов ли наш герой принять столь простую истину, открывшуюся ему в сновидении? "Вот в чем одном признавал он свое преступление, - отвечает на этот вопрос Достоевский, - только в том, что не вынес его и сделал явку с повинною". Таковы итоги, к которым приходит Раскольников.
Видеть мир таким, какой он есть - задача, безусловно, не из простых и далеко не из самых приятных. А примириться с собственным несовершенством, действовать в соответствии с таким знанием - на это способны немногие. Но можно ли двигаться вперед, не имея достоверных сведений относительно того, что ты из себя представляешь и хватит ли у тебя сил на оставшуюся дорогу?
НОВЫЕ АВТОРСКИЕ ПУБЛИКАЦИИ
В Internet.ru опубликованы две авторских
статьи:
«ВОЗВРАЩАЯСЬ К ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ТАЙНЕ ИГРЫ DOOM»
После публикации
в МЕМБРАНЕ, а затем и на моей страничке статьи "Психологическая тайна
игры Doom" я получил достаточно много самых разнообразных откликов и
вопросов, не считая того, что можно было прочитать на форумах. Честно говоря,
для меня стало полной неожиданностью то, что этот очерк, который изначально
задумывался как психоаналитическое исследование по методу case-study, вдруг
превратился в некое грозное напоминание будущим поколениям. И сейчас самое
время вернуться к этой теме и познакомиться с теми мнениями, которые прозвучали
в письмах.
«КОМПЬЮТЕР В
РОЛИ ПСИХОТЕРАПЕВТА?»
Внешняя среда
глубоко враждебна человеку. И потому ему приходилось постоянно с ней бороться.
Подобные героические усилия привели к созданию цивилизации, которая, по
утверждению философов, и сделала человека таким одиноким и несчастным. И теперь
этот гордый покоритель природы нуждается в чьем-то внимании и сочувствии.
Однако разделить свои печали наш современник может лишь с профессиональным
"другом" - психотерапевтом или психологом. Впрочем, на эту роль
сегодня также претендует небольшое электронное устройство - компьютер.
На ресурсе Park.ru открыта авторский раздел. Здесь же
опубликована статья:
«ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕСТ ДЛЯ РОССИЙСКОГО КИНО»
Российская
кинематографическая культура, безусловно, скрывает в себе немало загадок. Но
самое таинственное в ней – это ее интимная связь с непредсказуемым российским
менталитетом. А также с тем, что определяет наши массовые настроения –
социальным бессознательным. И разобраться в этих запутанных связях без помощи
психоанализа невозможно. Поэтому я, как психиатр и психоаналитик, хотел бы
прокомментировать некоторые особо типичные образцы, выпущенные нашим
кинематографом в последние годы.
ВНИМАНИЕ: АВТОР КОММЕНТИРУЕТ ДЕСКТОПЫ!
Уважаемые читатели! Автор продолжает отвечать на письма с описаниями десктопов (к письму желательно приложить снимок десктопа в формате jpg).
Ранее
этой теме была посвящена авторская статья «О чем рассказывает оформление
десктопов?»
C некоторой
задержкой ответы даются на все письма.
АРХИВ ПРЕДЫДУЩИХ ВЫПУСКОВ РАССЫЛКИ
Выпуск 1: ПРИБЛИЖЕНИЕ К
БЕССОЗНАТЕЛЬНОМУ (январь 2005)
Выпуск 2:
ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ФУТУРОЛОГИЯ (февраль 2005)
Выпуск 3: КОЛЛЕКТИВНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ (март 2005)
Выпуск 4: ВВЕДЕНИЕ В
КИБЕРПСИХОЛОГИЮ (апрель 2005г.)
Выпуск 5: ЛИЧНЫЙ
МЕНЕДЖМЕНТ (май 2005г.)
Выпуск 6: ЛИЧНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ И ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
(июнь 2005)
Выпуск 7: МАССОВОЕ СОЗНАНИЕ (ИСТОРИЧЕСКИЙ РАКУРС)
(июль 2005)
Выпуск 8: В.РАЙХ О СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХИКЕ (август 2005)
Выпуск 9: ПСИХОАНАЛИЗ РОССИЙСКОГО КИНО (сентябрь 2005)
Выпуск 10: ПСИХОЛОГИЯ КАРЬЕРЫ (октябрь 2005)
Выпуск 11: МАССОВОЕ СОЗНАНИЕ (МОДЕЛЬ ОЛЬШАНСКОГО)
(ноябрь 2005)
Автор возвращается к
теме массового сознания. В выпуске рассматривается модель современного российского
исследователя Д.В.Ольшанского, изложенная в книге «Психология масс» (2001).
АВТОРСКАЯ
СТРАНИЦА
Социальный психоанализ,
психология массового сознания, политическая психология, психология рекламы,
психоанализ современной культуры, киберпсихология, интернет-психология,
футурология - темы настоящей авторской страницы.
ИНФОРМАЦИЯ
ОБ АВТОРЕ
Информацию об авторе можно получить на авторской странице:
http://sv-psycho/sv-psycho.narod.ru/simple.html
http://psy.piter.com/library/?tp=1&rd=10&l=664
Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков Другие рассылки этой тематики Другие рассылки этого автора |
Подписан адрес:
Код этой рассылки: psychology.svpsychology Архив рассылки |
Отписаться
Вебом
Почтой
Вспомнить пароль |
В избранное | ||