Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Социальный психоанализ от Сергея Выгонского Сны Раскольникова


Информационный Канал Subscribe.Ru


СОЦИАЛЬНЫЙ ПСИХОАНАЛИЗ

ОТ СЕРГЕЯ ВЫГОНСКОГО:

ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРОЛОГИЯ

(СНЫ РОДИОНА РАСКОЛЬНИКОВА)


Выпуск 12. Декабрь, 2005


Copyright (с)2005, С.И.Выгонский


ВВЕДЕНИЕ

1. ЛИТЕРАТУРНЫЕ СНЫ (ВВЕДЕНИЕ)

2. СНЫ РОДИОНА РАСКОЛЬНИКОВА

3. СОН О ЛОШАДИ

4. СОН О СТАРУХЕ

5. ВИДЕНИЕ ВСЕМИРНОЙ ЭПИДЕМИИ

 

НОВЫЕ АВТОРСКИЕ ПУБЛИКАЦИИ

ВНИМАНИЕ: АВТОР КОММЕНТИРУЕТ ДЕСКТОПЫ!

 

АРХИВ ПРЕДЫДУЩИХ ВЫПУСКОВ РАССЫЛКИ

 

АВТОРСКАЯ СТРАНИЦА

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ


ВВЕДЕНИЕ

Уважаемые подписчики! Автор поздравляет всех вас с наступающим Новым Годом и желает всего наилучшего, а главное – исполнения всех ваших замыслов!

 

Автор также обращает внимание на то, что эта рассылка является своего рода творческой лабораторией. Подписчики имеют возможность познакомиться с  эксклюзивными материалами задолго до того, как они будут опубликованы в on-line изданиях с широкой аудиторией. Конечно же, в сетевые журналы материалы попадают уже в переработанном виде. Однако подписчики имеют возможность проследить историю разработки проблемы.

 

Автор просит при направлении ему писем указывать, что оно написано подписчиком рассылки. Ответы на такие письма будут высылаться в первую очередь.

 

Учитывая то, что этот выпуск выходит в предновогодний период, когда все гадают всевозможными способами, в том числе по сновидениям, автор принял решение не отставать от времени. Поэтому настоящий выпуск посвящен сновидениям. Однако, поскольку в рассылке рассматриваются различные грани социального психоанализа, интерпретироваться будут не простые, а ЛИТЕРАТУРНЫЕ СНЫ.

 

В начало

 

1. ЛИТЕРАТУРНЫЕ СНЫ (ВВЕДЕНИЕ)

Мы продолжаем тему ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЛОГИИ, поднятую в выпуске 9 («Психоанализ российского кино»). Поскольку одна из важнейших составляющих частей нашей культуры – это художественные тексты, то обращение к ним может быть плодотворным в плане изучения социального бессознательного. В этом выпуске будет рассматриваться один из шедевров российской литературной классики – роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».

 

Автор рассылки обращается к специфическому слою романа – сновидениям его главного героя Р.Раскольникова. Именно применительно к этой области литературного творчества психоанализ обладает наибольшими исследовательскими возможностями. Литературные сны составляют довольно специфическую область литературы. Достаточно вспомнить описание сновидений в Библии, произведениях Пушкина, Гоголя, Кафки.

 

В снах Раскольникова можно обнаружить социальные мотивы. По мнению автора, в них нашла отражение извечная российская тема – проблема власти. Достоевский считается одним из писателей, пером которым созданы произведения, наиболее точные с психологических позиций. Поэтому, рассматривая сны Раскольникова, мы тем самым обращаемся к теме ПСИХОЛОГИИ ВЛАСТИ.

 

В начало

 

2. СНЫ РОДИОНА РАСКОЛЬНИКОВА

Вероятно, в наши дни разговор о творчестве Достоевского кому-то покажется слишком старомодным. И тем не менее именно в произведениях  этого русского писателя можно найти объяснение многих нынешних социальных проблем. В частности, я имею в виду психологическую  неустойчивость всей новоевропейской культуры. В основе такой неустойчивости лежит безудержная жажда власти. Именно этим и поглощено современное массовое сознание. А тексты прославленного классика лишь бережно хранят художественные свидетельства этой человеческой тайны. Сам же человек за прошедшее столетие нисколько не изменился.

 

Но давайте по-порядку. Попробуем, к примеру, узнать, о чем бы думал, если бы оказался реальным человеком, один из персонажей, которого Достоевский блестяще описал в романе "Преступление и наказание". Речь, конечно же, идет о Родионе Раскольникове. При этом нас прежде всего будут интересовать его сновидения. Их-то мы и подвергнем психологическому анализу. Такое исследование позволит нам восстановить ход мыслей нашего героя. Замечу, что обсуждаемое произведение включает в себя три таких эпизода.

 

В начало

 

3. СОН О ЛОШАДИ

 

Первый из них намечает канву душевного конфликта, вокруг которого и выстраиваются затем вполне реальные события. Начало сновидения отсылает нас к детству Родиона. "И вот снится ему:  они идут с отцом по дороге к кладбищу и проходят мимо кабака; он держит отца за руку и со страхом оглядывается на кабак". Беспокойство мальчика всем понятно: "кладбище" напоминает о бренности человеческой жизни,  "питейное  заведение" - о бездумном прожигании последней некоторыми людьми. Далее разыгрывается настоящая трагедия: "Смех в телеге и в толпе удвоивается, но Миколка сердится и в ярости сечет учащенными ударами кобылку, точно и впрямь полагает, что она вскачь пойдет". Участь несчастного животного предрешена - его забивают насмерть.

 

Образ старой и ни на что не годной лошади как бы расширяет смысловое поле, связанное с мрачным  кладбищенским ландшафтом. Этот бессловесный персонаж символизирует те границы, которые установила дерзким человеческим притязаниям сама природа. И потому избиение беспомощного существа означает бунт против таких природных ограничений. В прошлом веке такие умонастроения назывались "богоборческими". Тем самым подразумевалось, что подобный протест направлен против человеческой судьбы в целом. Психологически же такого рода взглядам соответствуют подверженность иллюзиям, тайное чувство собственной ущербности, зависть к успехам ближнего.

 

В начало

 

4. СОН О СТАРУХЕ

 

В чем же все-таки состоит главное преступление Раскольникова? В том, что этот опустившийся молодой человек совершил убийство, или же в его намерении самоутвердиться любым способом? Второй сон, приснившийся ему уже после известного события, показывает, что осуществить такие замыслы не так-то просто.  Вот как описывает эту ситуацию Достоевский: "Но странно: она даже и не шевельнулась от ударов, точно деревянная.  ...  Он пригнулся тогда совсем к полу и заглянул ей снизу в лицо,  заглянул и  помертвел: старуха сидела и смеялась, - так и заливалась тихим,  неслышным смехом, из всех сил крепясь, чтоб он не услышал". Причина провала - присутствие на площадке и лестнице людей, которые вдруг заполнили все свободное пространство.

 

В данном случае старуха олицетворяет совесть, через которую Родион Раскольников хочет перешагнуть. Однако его внутренняя природа всячески этому сопротивляется. Именно эту проблему демонстрирует сцена с людской толпой в прихожей. С этой минуты в Родионе зарождается чувство виновности, которое, собственно, и делает людей разумными. Христианские мыслители называли такое переживание "первородным грехом". Это - некое глобальное чувство, своеобразный общечеловеческий долг, который прямо или косвенно заставляет каждого из нас принять на себя ответственность за все происходящее в мире. В том числе, и за свое физическое несовершенство. Другими словами, человек должен всегда оставаться самим собой. Ему необходимо постоянно помнить об этом и действовать в соответствии с таким знанием.

 

В начало

 

5. ВИДЕНИЕ ВСЕМИРНОЙ ЭПИДЕМИИ

 

В конце романа мы сталкиваемся с третьим сновидным эпизодом. Точнее, это даже и не сон, а некое помрачение рассудка, пережитое Раскольниковым во время лихорадки, которая поразила его на каторге. Тогда перед глазами Родиона развернулись грандиозные фантастические картины:  "Ему грезилось в болезни, будто весь мир осужден в жертву какой-то страшной, неслыханной и невиданной моровой язве... Появились какие-то новые трихины, существа микроскопические, вселявшиеся в тела людей. Но эти существа были духи, одаренные умом и волей. Люди, принявшие их в себя, становились тотчас же бесноватыми и сумасшедшими. Но никогда, никогда люди не считали себя так умными и непоколебимыми в истине, как считали зараженные."

 

Фрагмент, описывающий эту галлюцинацию, обнажает перед нами внутреннюю сторону всего случившегося с Раскольниковым.  Именно в этот момент мы начинаем понимать уродливый характер непомерной человеческой гордыни, следствием которой является неугасаемое желание подчинить своей воле все окружающее - земельные недра, животных и даже себе подобных. Отсюда - борьба за власть, агрессивность, стяжательство, неразборчивость в средствах, которые используются для достижения цели. Однако готов ли наш герой принять столь простую истину,  открывшуюся ему в сновидении? "Вот в чем одном признавал он свое преступление, - отвечает на этот вопрос Достоевский, - только в том, что не вынес его и сделал явку с повинною". Таковы итоги, к которым приходит Раскольников.

 

Видеть мир таким, какой он есть - задача, безусловно, не из простых и далеко не из самых приятных. А примириться с собственным несовершенством, действовать в соответствии с таким знанием - на это способны немногие. Но можно ли двигаться вперед, не имея достоверных сведений относительно того, что ты из себя представляешь и хватит ли у тебя сил на оставшуюся дорогу?

 

В начало

 


НОВЫЕ АВТОРСКИЕ ПУБЛИКАЦИИ

 

В Internet.ru опубликованы две авторских статьи:

 

«ВОЗВРАЩАЯСЬ К ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ТАЙНЕ ИГРЫ DOOM»

 

После публикации в МЕМБРАНЕ, а затем и на моей страничке статьи "Психологическая тайна игры Doom" я получил достаточно много самых разнообразных откликов и вопросов, не считая того, что можно было прочитать на форумах. Честно говоря, для меня стало полной неожиданностью то, что этот очерк, который изначально задумывался как психоаналитическое исследование по методу case-study, вдруг превратился в некое грозное напоминание будущим поколениям. И сейчас самое время вернуться к этой теме и познакомиться с теми мнениями, которые прозвучали в письмах.

Полный текст статьи


«КОМПЬЮТЕР В РОЛИ ПСИХОТЕРАПЕВТА?»

 

Внешняя среда глубоко враждебна человеку. И потому ему приходилось постоянно с ней бороться. Подобные героические усилия привели к созданию цивилизации, которая, по утверждению философов, и сделала человека таким одиноким и несчастным. И теперь этот гордый покоритель природы нуждается в чьем-то внимании и сочувствии. Однако разделить свои печали наш современник может лишь с профессиональным "другом" - психотерапевтом или психологом. Впрочем, на эту роль сегодня также претендует небольшое электронное устройство - компьютер.

Полный текст статьи


На ресурсе Park.ru открыта авторский раздел. Здесь же опубликована статья:

«ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕСТ ДЛЯ РОССИЙСКОГО КИНО»

 

Российская кинематографическая культура, безусловно, скрывает в себе немало загадок. Но самое таинственное в ней – это ее интимная связь с непредсказуемым российским менталитетом. А также с тем, что определяет наши массовые настроения – социальным бессознательным. И разобраться в этих запутанных связях без помощи психоанализа невозможно. Поэтому я, как психиатр и психоаналитик, хотел бы прокомментировать некоторые особо типичные образцы, выпущенные нашим кинематографом в последние годы.

Полный текст статьи

 

В начало

 


ВНИМАНИЕ: АВТОР КОММЕНТИРУЕТ ДЕСКТОПЫ!

 

Уважаемые читатели! Автор продолжает отвечать на письма с описаниями десктопов (к письму желательно приложить снимок десктопа в формате jpg).

Ранее этой теме была посвящена авторская статья «О чем рассказывает оформление десктопов?» (опубликована на Internet.ru).

Полный текст статьи

 

C некоторой задержкой ответы даются на все письма.

 

В начало

 


АРХИВ ПРЕДЫДУЩИХ ВЫПУСКОВ РАССЫЛКИ

 

Выпуск 1: ПРИБЛИЖЕНИЕ К БЕССОЗНАТЕЛЬНОМУ (январь 2005)

http://subscribe.ru/archive/psychology.svpsychology/200501/23015215.html

Социальный психоанализ - это изучение общества и его составляющих психоаналитическими методами. Это – аналитический поиск в каждодневных событиях присутствия нашей бессознательной сферы. Это использование такой информации в своих познавательных и практических целях.


Выпуск 2: ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ФУТУРОЛОГИЯ (февраль 2005)

http://subscribe.ru/archive/psychology.svpsychology/200502/23120827.html

Настоящий выпуск рассылки знакомит подписчиков с футурологическими техниками применительно к  авторской версии социального психоанализа. Тема статьи, выбранной в качестве примера, – долгосрочное прогнозирование ситуации, которая может возникнуть в мире при условии распространения некоторых биотехнологий. Речь в данном случае идет о клонировании человеческих существ


Выпуск 3:  КОЛЛЕКТИВНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ (март 2005)

http://subscribe.ru/archive/psychology.svpsychology/200503/28002050.html

Одним из центральных для социального психоанализа является понятие «коллективное бессознательное», принадлежащее создателю глубинной психологии  К.Юнгу. Именно этой теме и посвящен настоящий выпуск рассылки.


Выпуск 4: ВВЕДЕНИЕ В КИБЕРПСИХОЛОГИЮ (апрель 2005г.)

http://subscribe.ru/archive/psychology.svpsychology/200504/28215217.html

Существует целый ряд терминов с приставкой «кибер» - «киберпространство, «киберкоммерция», «киберкультура»… Создается впечатление о том, что процесс глобальной смены речевых штампов стихиен и отражает вполне специфическую тенденцию. Мы имеем дело с глобальной виртуализацией массового и индивидуального сознания людей, при которой размывается чувство реальности, позволявшее отличать настоящее от воображаемого. Обусловлено же это  распространением компьютерных технологий.


Выпуск 5: ЛИЧНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ (май 2005г.)

http://subscribe.ru/archive/psychology.svpsychology/200505/29221321.html

В этом выпуске речь идет не о массовых психологических феноменах, а о проблемах, имеющих личностное звучание. Автор дает подписчикам советы о том, как лучше использовать собственные возможности для карьерного, профессионального и творческого роста.


Выпуск 6:  ЛИЧНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ И ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ (июнь 2005)

http://subscribe.ru/archive/psychology.svpsychology/200506/30005711.html

Личный менеджмент, описанный в предыдущем выпуске, будет неполным без глубинного самоанализа. В последнем случае человеку нужно определиться с вопросами, которые принято называть экзистенциальными. В числе таких тем – отношение к смерти, осознание комплекса вины, переживаний одиночества и заброшенности в мир.


Выпуск 7:  МАССОВОЕ СОЗНАНИЕ (ИСТОРИЧЕСКИЙ РАКУРС) (июль 2005)

http://subscribe.ru/archive/psychology.svpsychology/200507/30095400.html

Ключевым понятием для социального психоанализа являются «массовое сознание». В этом выпуске будет представлен исторический ракурс этого понятия на примере наиболее близкой нам марксисткой концепцией общественного сознания.


Выпуск 8:  В.РАЙХ О СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХИКЕ (август 2005)

http://subscribe.ru/archive/psychology.svpsychology/200508/30225325.html

Выпуск посвящен деятельности и творческому наследию основоположника фрейдомарксизма и телесно ориентированного психоанализа Вильгельма Райха. Однако нас интересует не теория и практика индивидуального райхианского характероанализа, а его представления о массовых психических процессах. Именно с его именем связывают инициацию таких модернизационных процессов современности как сексуальная революция и контркультура.


Выпуск 9:  ПСИХОАНАЛИЗ РОССИЙСКОГО КИНО (сентябрь 2005)

http://subscribe.ru/archive/psychology.svpsychology/200509/29000601.html

В этом выпуске автор обращается к проблеме психоаналитической культурологии. Рассматривается глубинное значение некоторых особо типичных образцах, выпущенных российским кинематографом в последние годы. Здесь представлено как массовое, так и элитное кино (арт-хаус). Это – экранизации произведений Б.Акунина «Турецкий гамбит» и «Статский советник», а также фильмы «Ночной дозор», «Космос как предчувствие», «Богиня: Как я полюбила», «Мой сводный брат Франкенштейн».


Выпуск 10:  ПСИХОЛОГИЯ КАРЬЕРЫ (октябрь 2005)

http://subscribe.ru/archive/psychology.svpsychology/200510/29094806.html

В этом выпуске мы возвращаемся к теме личного менеджмента и персональной социальной эффективности. Речь здесь пойдет о психологической стороне карьерного продвижения.


Выпуск 11:  МАССОВОЕ СОЗНАНИЕ (МОДЕЛЬ ОЛЬШАНСКОГО) (ноябрь 2005)

http://subscribe.ru/archive/psychology.svpsychology/200511/26224229.html

Автор возвращается к теме массового сознания. В выпуске рассматривается модель современного российского исследователя Д.В.Ольшанского, изложенная в книге «Психология масс» (2001).


В начало


АВТОРСКАЯ СТРАНИЦА

ОБЩЕСТВО ГЛАЗАМИ ПСИХОАНАЛИТИКА

 

Социальный психоанализ, психология массового сознания, политическая психология, психология рекламы, психоанализ современной культуры, киберпсихология, интернет-психология, футурология - темы настоящей авторской страницы.

http://sv-psycho.narod.ru/index.html

 

В начало

 


ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

 

Информацию об авторе можно получить на авторской странице:

http://sv-psycho/sv-psycho.narod.ru/simple.html

 

а также в разделе «Персоналии» ресурса «Псипортал»:

http://psy.piter.com/library/?tp=1&rd=10&l=664


В начало



Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: psychology.svpsychology
Архив рассылки
Отписаться Вебом Почтой
Вспомнить пароль

В избранное