Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Социальный психоанализ от Сергея Выгонского


СОЦИАЛЬНЫЙ ПСИХОАНАЛИЗ

ОТ СЕРГЕЯ ВЫГОНСКОГО:

СОЦИАЛЬНЫЙ ПСИХОАНАЛИЗ Г.МАРКУЗЕ


Выпуск 2(14). Февраль, 2006


Copyright (с)2006, С.И.Выгонский


ВВЕДЕНИЕ

1. КУЛЬТУРА КАК КОНТРОЛИРУЕМОЕ НАСИЛИЕ

2. ПРОБЛЕМА ОДНОМЕРНОГО МЫШЛЕНИЯ

3. ВИРТУАЛЬНАЯ УТОПИЯ КАК ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ФУТУРОЛОГИЯ

4. ПРИМЕЧАНИЯ

НОВЫЕ АВТОРСКИЕ ПУБЛИКАЦИИ

АРХИВ ПРЕДЫДУЩИХ ВЫПУСКОВ РАССЫЛКИ

АВТОРСКАЯ СТРАНИЦА

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ


ВВЕДЕНИЕ

Настоящий выпуск продолжает тему природы и структуры массового сознания. Ранее был сделан обзор исторического ракурса таких представлений на примере марксистских взглядов на общественное сознание (выпуск 7), концепции сексэкономической социологии основоположника фрейдомарксизма В.Райха (выпуск 8), а также современного подхода к изучению массового сознания, примером которого может служить модель Д.В.Ольшанского (выпуск 11). Продолжая эту тематическую линию, в этом выпуске будут кратко рассмотрены отдельные представления, принадлежащие еще одному основателю фрейдо-марксизма Г.Маркузе. Однако, по мнению автора, краткий обзор в пределах одного выпуска взглядов этого интересного исследователя, внесшего значительный вклад в развитие социального психоанализа (даже в его фрейдистской версии), явно недостаточен. Поэтому этой теме будут посвящены некоторые последующие выпуски этой рассылки. Автор идет на этот шаг, даже несмотря на то, что каждый такой теоретический выпуск не способствует увеличению его аудитории, привыкшей к практическим и публицистически ярким материалам. Впрочем, автор намерен и впредь чередовать теоретические материалы с популярными изложениями психоаналитических тем.

 

В начало

 

1. КУЛЬТУРА КАК КОНТРОЛИРУЕМОЕ НАСИЛИЕ

 

Впервые социальный психоанализ как целостная теория возник в текстах одного из основателей фрейдо-марсизма Г.Маркузе. Стержнем его концепции стали представления З.Фрейда о том, что современная цивилизация построена на подавлении инстинктов ? сексуальных и деструктивных. Это - защита человека от его природной агрессивности. Для этого запреты переведены во внутрь, а человеческая деструктивность направлена против ее носителя ? самого человека. В результате возникает чувство вины, которое и является своеобразным регулятором культурного поведения. Франкфуртский мыслитель развивает эту тему. В книге ?Эрос и цивилизация? он пишет:

 

"Когда Фрейд ставит под сомнение культуру, им руководит отнюдь не романтическая или утопическая точка зрения - он исходит из тех страданий и бедствий, которые несет деятельность культуры. Несвобода и принуждение - вот цена культурной свободы и прогресса." (1). И далее он развивает эту мысль: "...свобода в цивилизации по самой своей сущности антагонистична счастью, ибо влечет за собой его репрессивную модификацию (сублимацию). (1).

 

Маркузе использует термин ?репрессивная модификация?, подчеркивающий наличие в обществе легального направленного и контролируемого насилия. По его словам, ?подавление ? феномен исторический, поскольку эффективное подчинение инстинктов репрессивному контролю навязывается не природой, а человеком? (3).

 

Однако радикально настроенный социальный аналитик идет дальше своего предшественника и выводит еще одну закономерность репрессивной культуры. Он вводит в оборот термин ?прибавочное подавление?, имеющий экономический контекст и подразумевающий то обстоятельство, что излишки подавляемой инстинктивной энергии используется отдельными слоями общества в своих корыстных интересах. Напомню, что ?прибавочная стоимость? в марксистской политэкономии была признана главным инструментом эксплуатации. В нашем случае речь идет об эксплуатации обществом сексуальных инстинктов индивида. Продолжая эту мысль, мы найдем множество примеров в современных реалиях ? рекламе, политической пропаганде, формах социального контроля и т.д.

 

Кроме того, в качестве одного из элементов в эту схему введен механизм психологической защиты, превращающий энергетику сексуального влечения в другие формы, независимые от сексуальности. Речь идет о сублимации (4). Именно этот механизм является главным в становлении культурного ландшафта современной цивилизации.

 

В начало

 

2. ПРОБЛЕМА ОДНОМЕРНОГО МЫШЛЕНИЯ

В своих работах Г.Маркузе поднимает проблему психологии современного человека, порабощенного при помощи эффективных средств пропаганды и ?промывания мозгов?. Немецкий философ считает, что таким воздействием обладает вся предметная и информационная среда, приводящая к возникновению феномена ?одномерного мышления?. Он пишет:

 

?Продукты обладают внушающей и манипулирующей силой; они распространяют ложное сознание, снабженное иммунитетом против собственной ложности. И по мере того, как они становятся доступными для новых социальных классов, то воздействие на сознание, которое они несут с собой, перестает быть просто рекламой; оно становится образом жизни. Это не плохой образ жизни ? он гораздо лучше прежнего, - но именно поэтому он препятствует качественным переменам. Как следствие, возникает модель одномерного мышления и поведения, в которой идеи, побуждения и цели, трансцендирующие по своему содержанию, утвердившийся универсум дискурса и поступка, либо отторгаются, либо приводятся в соответствие с терминами этого универсума, переопределяемые рациональностью данной системы и ее количественной мерой? (5).

 

В начало

 

3. ВИРТУАЛЬНАЯ УТОПИЯ КАК ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ФУТУРОЛОГИЯ

В работах Г.Маркузе можно найти образцы психоаналитической футурологии. Правда, его описания грядущего носят откровенно утопический характер. Однако они интересны в том плане, что на их примере можно изучать методические приемы построения психоаналитически ориентированных прогнозов.

 

Маркузе демонстрирует сексуальную утопию ? общество, где разрешено осуществление всех видов подавленного влечения. В продолжение рассуждений Маркузе замечу, что здесь есть некоторая трудность, для решения которой требуется определенный уровень технологического развития общества. Например, речь может идти о реализации садо-мазохистических фантазий (тенденций), которые имеются у части населения планеты. Очевидно, что для их реализации необходимо широкое распространение технологий виртуальной реальности, поскольку только так можно реализовать без ущерба для других людей подобные стремления.

 

По мнению Маркузе, в будущем ?возникнут ?либидонозная? мораль, эрос, нерепрессивные формы сублимирования (самосублимирование, игровое эстетическое самоосуществление человека). Будет осуществлено ?утопическое излишество? великой философии - идея высшего счастья, блаженства, свобода и равенство, вечный мир, ницшеанское ?вечное повторение? и т.п. В этом удовлетворенном мире должна быть осуществлена и значительная часть содержания фантазии? (6). Из этой небольшой цитаты видно, что Г.Маркузе фактически предсказал наступление времени, когда утопия станет постепенно воплощаться в форме массовой виртуальной галлюцинации. Что, собственно говоря, и происходит в наши дни.

 

Еще одна не менее интересная цитата из книги Р.Штейгервальда, характеризующего утопические воззрения Маркузе:

 

?Преодолеваются также время, смерть, нигилистические силы, которые более всего связаны с репрессией и воздержанием Лихорадочный прогресс уступает место статике, ?вечному повторению?. Возникает новый принцип реальности, соответствующий новому коренному опыту людей. ?Целиком изменится? человеческая экзистенция: наступят ?прощение первородных грехов? (Бодлер), ?свобода от вины и страха?, ?строй изобилия?, ?спокойствие, умиротворение, рецептивное бытие?, ?освобождение эроса?, будет покончено с ?тиранией становления над бытием?, наступит ?чувственность, игра и пение?, ?строй без угнетения?. Такими метафорами характеризует Маркузе новый образ жизни, который воплотил в себе все грядущее, и является миром разума, но не того старого рацио, который был связан или остается связанным с принципом производительности? (7).

 

В начало

 

4. ПРИМЕЧАНИЯ

 

1. Маркузе Г. Эрос и цивилизация. Киев: Государственная библиотека Украины для юношества, 1995. С.8.

2. Там же. С.9.

3. Там же. С.6-7.

4. Сублимация, по определению Ж.Лапланша и Ж.-Б.Понталиса, это "процесс, которым Фрейд объясняет формы человеческой деятельности, не имеющие видимой связи с сексуальностью, но порожденные силой сексуального влечения. В качестве основных форм сублимации Фрейд описывал художественное творчество и интеллектуальную деятельность. Сублимацией называется такое влечение, которое в той или иной степени переключено на несексуальную цель и направлено на социально значимые объекты." (Лапланш Ж., Понталис Ж.-Б. Словарь по психоанализу. М.: Высш.шк., 1996. С.510.).

5. Маркузе Г. Одномерный человек. М.: ?REFL-book?, 1994. С.16.

6. Штейгервальд Р. ?Третий путь? Герберта Маркузе. М.: ?Международные отношения?, 1971. С.172.

7. Там же С.173.

 

Дополнительная литература:

1. Кельнер М.С., Тарасов К.Е. ?Фрейдо-марксизм? о человеке. М.: Мысль, 1989.

2. Браун К.-Х. Критика фрейдо-марксизма. М.: Прогресс, 1982.

3. Социальная философия франкфуртской школы. М. ?Мир?, Прага ?Свобода?, 1978.

 

В начало

 


НОВЫЕ АВТОРСКИЕ ПУБЛИКАЦИИ

 

В Internet.ru опубликована авторская статья: ?Каково быть спаммером??

http://www.internet.ru/index.php?itemid=13502

 

Многословная бескомпромиссная критика в адрес спаммеров, неоднократно встречавшаяся в различных публикациях, в конце концов подтолкнула меня к идее о проведении собственного социально-психологического эксперимента. Я решил узнать, как же на самом деле относятся к распространению спама издатели on-line журналов. В список вошли преимущественно новостные и развлекательные ресурсы, в том числе и достаточно раскрученные. После того, как на Internet.ru появилась моя очередная статья по киберпсихологии, отобранным сайтам были направлены 200 писем с ее анонсом, который был оформлен в виде небольшой заметки. Однако в отличие от настоящих спамерских посланий с фальшивыми обратными адресами, отосланные тестовые корреспонденции содержали мой подлинный e-mail. <?>

 

В начало

 


АРХИВ ПРЕДЫДУЩИХ ВЫПУСКОВ РАССЫЛКИ

 

 

Выпуск 1: ПРИБЛИЖЕНИЕ К БЕССОЗНАТЕЛЬНОМУ (январь 2005)

http://subscribe.ru/archive/psychology.svpsychology/200501/23015215.html

Социальный психоанализ - это изучение общества и его составляющих психоаналитическими методами. Это ? аналитический поиск в каждодневных событиях присутствия нашей бессознательной сферы. Это использование такой информации в своих познавательных и практических целях.


Выпуск 2: ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ФУТУРОЛОГИЯ (февраль 2005)

http://subscribe.ru/archive/psychology.svpsychology/200502/23120827.html

Настоящий выпуск рассылки знакомит подписчиков с футурологическими техниками применительно к авторской версии социального психоанализа. Тема статьи, выбранной в качестве примера, ? долгосрочное прогнозирование ситуации, которая может возникнуть в мире при условии распространения некоторых биотехнологий. Речь в данном случае идет о клонировании человеческих существ


Выпуск 3: КОЛЛЕКТИВНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ (март 2005)

http://subscribe.ru/archive/psychology.svpsychology/200503/28002050.html

Одним из центральных для социального психоанализа является понятие ?коллективное бессознательное?, принадлежащее создателю глубинной психологии К.Юнгу. Именно этой теме и посвящен настоящий выпуск рассылки.


Выпуск 4: ВВЕДЕНИЕ В КИБЕРПСИХОЛОГИЮ (апрель 2005г.)

http://subscribe.ru/archive/psychology.svpsychology/200504/28215217.html

Существует целый ряд терминов с приставкой ?кибер? - ?киберпространство, ?киберкоммерция?, ?киберкультура?? Создается впечатление о том, что процесс глобальной смены речевых штампов стихиен и отражает вполне специфическую тенденцию. Мы имеем дело с глобальной виртуализацией массового и индивидуального сознания людей, при которой размывается чувство реальности, позволявшее отличать настоящее от воображаемого. Обусловлено же это распространением компьютерных технологий.


Выпуск 5: ЛИЧНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ (май 2005г.)

http://subscribe.ru/archive/psychology.svpsychology/200505/29221321.html

В этом выпуске речь идет не о массовых психологических феноменах, а о проблемах, имеющих личностное звучание. Автор дает подписчикам советы о том, как лучше использовать собственные возможности для карьерного, профессионального и творческого роста.


Выпуск 6: ЛИЧНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ И ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ (июнь 2005)

http://subscribe.ru/archive/psychology.svpsychology/200506/30005711.html

Личный менеджмент, описанный в предыдущем выпуске, будет неполным без глубинного самоанализа. В последнем случае человеку нужно определиться с вопросами, которые принято называть экзистенциальными. В числе таких тем ? отношение к смерти, осознание комплекса вины, переживаний одиночества и заброшенности в мир.


Выпуск 7: МАССОВОЕ СОЗНАНИЕ (ИСТОРИЧЕСКИЙ РАКУРС) (июль 2005)

http://subscribe.ru/archive/psychology.svpsychology/200507/30095400.html

Ключевым понятием для социального психоанализа являются ?массовое сознание?. В этом выпуске будет представлен исторический ракурс этого понятия на примере наиболее близкой нам марксисткой концепцией общественного сознания.


Выпуск 8: В.РАЙХ О СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХИКЕ (август 2005)

http://subscribe.ru/archive/psychology.svpsychology/200508/30225325.html

Выпуск посвящен деятельности и творческому наследию основоположника фрейдомарксизма и телесно ориентированного психоанализа Вильгельма Райха. Однако нас интересует не теория и практика индивидуального райхианского характероанализа, а его представления о массовых психических процессах. Именно с его именем связывают инициацию таких модернизационных процессов современности как сексуальная революция и контркультура.


Выпуск 9: ПСИХОАНАЛИЗ РОССИЙСКОГО КИНО (сентябрь 2005)

http://subscribe.ru/archive/psychology.svpsychology/200509/29000601.html

В этом выпуске автор обращается к проблеме психоаналитической культурологии. Рассматривается глубинное значение некоторых особо типичных образцах, выпущенных российским кинематографом в последние годы. Здесь представлено как массовое, так и элитное кино (арт-хаус). Это ? экранизации произведений Б.Акунина ?Турецкий гамбит? и ?Статский советник?, а также фильмы ?Ночной дозор?, ?Космос как предчувствие?, ?Богиня: Как я полюбила?, ?Мой сводный брат Франкенштейн?.


Выпуск 10: ПСИХОЛОГИЯ КАРЬЕРЫ (октябрь 2005)

http://subscribe.ru/archive/psychology.svpsychology/200510/29094806.html

В этом выпуске мы возвращаемся к теме личного менеджмента и персональной социальной эффективности. Речь здесь пойдет о психологической стороне карьерного продвижения.


Выпуск 11: МАССОВОЕ СОЗНАНИЕ (МОДЕЛЬ ОЛЬШАНСКОГО) (ноябрь 2005)

http://subscribe.ru/archive/psychology.svpsychology/200511/26224229.html

Автор возвращается к теме массового сознания. В выпуске рассматривается модель современного российского исследователя Д.В.Ольшанского, изложенная в книге ?Психология масс? (2001).


Выпуск 12: ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРОЛОГИЯ (СНЫ РОДИОНА РАСКОЛЬНИКОВА) (декабрь 2005)

http://subscribe.ru/archive/psychology.svpsychology/200512/29005244.html

Поскольку одна из важнейших составляющих частей нашей культуры ? это художественные тексты, то обращение к ним может быть плодотворным в плане изучения социального бессознательного. В этом выпуске рассматривается один из шедевров российской литературной классики ? роман Ф.М.Достоевского ?Преступление и наказание?. Автор обращается к специфическому слою романа ? сновидениям его главного героя Р.Раскольникова.


Выпуск 1 (13). ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ АРТ-ТЕРАПИЯ (январь 2006)..

http://subscribe.ru/archive/psychology.svpsychology/200601/31004457.html

В настоящем выпуске продолжается тема КИБЕРКУЛЬТУРОЛОГИИ. И поскольку речь далее пойдет о скрытом психологическом смысле, стоящем за создаваемыми нами изображениями, я присвоил этому выпуску название ?Психоаналитическая арт-терапия?. В статье "О чем рассказывает оформление десктопа?", размещенной в Internet.ru, рассматривалась тема скрытого психологического значения, заложенного в дизайне повседневных вещей. Например, в оформлении десктопов. На основании этого можно сделать вывод о психологических проблемах, нашедших свое отражение в дизайне ?рабочих столов?. После публикации этой статьи мне пришло немало писем с подобными вопросам. Чтобы познакомить подписчиков с практическим сторонами этого направления, я публикую ответы на такие письма.


В начало


АВТОРСКАЯ СТРАНИЦА ОБЩЕСТВО ГЛАЗАМИ ПСИХОАНАЛИТИКА

 

Социальный психоанализ, психология массового сознания, политическая психология, психология рекламы, психоанализ современной культуры, киберпсихология, интернет-психология, футурология - темы настоящей авторской страницы http://sv-psycho.narod.ru/index.html

 

В начало

 


ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

 

Информацию об авторе можно получить на авторской странице и разделе ?Персоналии? ресурса ?Псипортал?:

http://sv-psycho/sv-psycho.narod.ru/simple.html

 

http://psy.piter.com/library/?tp=1&rd=10&l=664


В начало



В избранное