Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Психоанализ символизма обыденной жизни No23



Психоанализ символизма
обыденной жизни

No 23

В ЭТОМ ВЫПУСКЕ:

  1. Дополнительные материалы. Властный инстинкт
  2. Дополнительные материалы. Сексуальный инстинкт

 

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ. ВЛАСТНЫЙ ИНСТИНКТ

Е.Н. Панов. Сигнализация и язык животных (http://www.ethology.ru/library/?id=98)

<...> У общественных видов млекопитающих основной системой регулирования взаимоотношений внутри сообщества является система иерархии, и здесь поведение того или иного животного в момент соприкосновения с другими служит показателем социального ранга обоих партнеров. Важное место во взаимоотношениях сурков, живущих организованными колониями, занимает так называемый груминг, или взаимный уход за мехом. При встрече двух животных, занимающих разные ступени иерархической лестницы, подчиненное животное позволяет доминирующему вылизывать свои мех. Разрешая высокоранговому сурку дотрагиваться до себя, низкоранговый тем самым проявляет свою покорность и переводит потенциальную агрессивность доминанта в другое русло.

Если мы обратимся к сообществу обезьян, будь то макаки, павианы или гориллы, то обнаружим здесь очень похожую картину. Разница заключается лишь в том, что не доминант чистит подчиненного, а наоборот. По мнению М. Варли и Д. Саймеса, изучавших взаимоотношения в группе макак-резусов, состоящей из двух самцов и четырех самок, труминг не столь просто связан с системой иерархии, как обычно принято думать. Однако общий подсчет числа всех внутригрупповых контактов, связанных с взаимным уходом за мехом, отчетливо показывает, что наиболее высокопоставленный самец-лидер значительно чаще всех остальных пользуется услугами со стороны прочих членов группы, тогда как животное, последнее в системе иерархии, чаще всех остальных ухаживает за мехом своих собратьев.

Различные формы телесных контактов — не единственный способ регуляции отношений господства и подчинения. Изучая такого рода отношения у разных видов обезьян, мы нередко сталкиваемся с некоторыми способами сигнализации, которые могут на первый взгляд показаться совершенно неожиданными. Так, у различных видов макак и павианов господствующее животное, пытаясь запугать особь более низкого ранга, принимает перед ней позу, идентичную позе самца в момент совокупления. Другое, третируемое животное, демонстрируя свою покорность, имитирует предсовокупительную позу самки. При этом истинная половая принадлежность обезьян, выясняющих свои отношения, не играет никакой роли. В некоторых случаях эта взаимная демонстрация приводит к прямому телесному контакту, который для несведущего наблюдателя выглядит как нормальное совокупление. <...>

Использование сексуального поведения в конфликтах, связанных с субординацией, довольно широко распространено в животном мире, как у видов строго общественных (обезьяны, сурки), так и у таких, которые ведут преимущественно одиночный образ жизни (домашняя кошка). <...>

Наряду с самочьей позой подставления, служащей выражением покорности, у ряда видов обезьян описаны и другие демонстрации подчинения, к которым третируемое животное прибегает в более острых ситуациях, например когда ему грозят побои. В такие моменты низкоранговый резус припадает к земле и теряет всякую возможность каким-либо способом противодействовать своему мучителю. Нечто подобное мы видим и у горилл: особь, не способная постоять за себя, распластывается на земле, опускает голову и прячет конечности под брюхо. Животное, принявшее такую позу, фактически полностью отдает себя на милость победителя, который имеет теперь возможность беспрепятственно нанести удар в любую уязвимую часть тела поверженного противника. Но эффект оказывается совершенно обратным: поза полной покорности создает непреодолимое психологическое препятствие для нападения, и агрессор, как правило, немедленно прекращает враждебные действия и ретируется. <...>

 

Н. Ефремова. Я обслуживала эфиопского павиана (http://www.ethology.ru/library/?id=108)

Хорошо известно, что в обезьяньем обществе каждая особь имеет некий ранг в установленной иерархии. Оказывается, эта пирамида держится усилиями подчиненных. То есть доминант отличается независимыми действиями, а подчиненные чаще действуют с оглядкой на старшего. Они словно получают удовольствие от подчинения, что не лишено биологического смысла, ведь четкая иерархия - залог дисциплины, а следовательно, безопасности. Помимо рангов существует и ряд социальных ролей ("воспитатели", "тетки", "стражи", "производители" и т.д.). Выполнение более важной роли может и не сопровождаться повышением ранга.

Чем выше установленный ранг, тем выше его обладатель должен взгромоздиться наяву. Обычно вожак забирается на пригорок и поглядывает по сторонам - следит за порядком. Такой же смысл вкладывается и в понятие "высокое положение" у людей. Даже когда детеныш обезьяны вспрыгивает во время игры на камень, товарищи уважительно отступают в сторону. <...>

Для того чтобы погасить агрессию, приматы используют "буферы" - дружелюбные действия (главное из которых - подставить зад). Жертва нападения может помчаться с жалобой к старшему или, наоборот, прижать к себе детеныша, что обезоруживает нападающего. Еще одно средство общения и буфер агрессии - груминг, или взаимное обыскивание. Приматологи уделяют странно много внимания пресловутому грумингу. Подумаешь, ищут блох! Однако обезьяны копошатся друг у друга в шерсти не из гигиенических соображений - это словно неторопливая беседа, выражение симпатии, способ приветствия. Элементы груминга сохранились и у нас как ритуалы взаимного обыскивания, принятые у многих племен, а также манера поправлять воротник или снимать соринку с плеча дорогого человека. Ученые полагают, что груминг ведет свое происхождение от сосательных движений детеныша при контакте с матерью, а затем становится опосредованным - через кисть или видоизменяется в поцелуй.

Вот случай, поясняющий значение груминга. Супруга одного важного павиана по фамилии Обрубок поддалась минутной страсти и уединилась с молодым красавцем. Муж настиг неверную и подверг ее примерному наказанию: схватил за загривок, прижал к земле, укусил за лопатку, в то время как та с громким верещанием вымаливала прощение. Куда там! Павиан демонстративно отвернулся и ушел. Два часа она скулила и преследовала Обрубка, пытаясь получить порцию груминга в знак прощения, в то время как супруг обиженно отворачивался и уходил.

Почему же самка не могла успокоиться? За этой драмой кроются определенные поведенческие механизмы. Если супруга альфа-самца внезапно теряет его поддержку, ее статус, прежде очень высокий, колеблется. В случае "развода" ранг может резко упасть: ей придется самой пробивать себе место в иерархии группы. Окружающие ждут завершения ситуации. В нашем случае Обрубок поостыл и простил самку следующим действием: небрежно щипнул ее и сам подставил бок, то есть разрешил груминговать. В больших группах вокруг вожака теснятся сразу несколько приближенных дам, и он как будто нежится в массажном салоне.

Чем выше ранг, тем больше проявляется территориальное поведение. Лидер норовит дотронуться до всех предметов, подчеркивая обладание. Он также много работает над внешностью и выглядит самым ухоженным. Дело в том, что внешность у приматов (как и у других животных) лучше всего сигнализирует: "Мое место". По одежке встречают. Кстати, человеческую одежду обезьяны очень уважают. Прекрасный подарок для них - шляпа или старый жилет. Пощеголять денек-другой и постепенно обнову съесть... Одежда является предметом зависти, особенно их изумляет наша способность менять гардероб. Чтобы сделать новую одежду на старом друге более знакомой, ее стараются пометить мочой. Подобное мечение играет важную роль в жизни животных. Помеченный индивидуальным запахом объект, будь то территория, детеныш или гнездо, переходит в собственность. В зоопарке, когда утром клетки моют, обезьян выгоняют в "зал ожидания", находящийся точно над служебным коридором. Ради этой минуты обезьяны терпят всю ночь, ибо здесь они весьма метко приветствуют струями проходящих по коридору электриков и сантехников: свой человек пошел... <...>

Известно, что у приматов любовные действия (то есть элементы репродуктивного поведения) становятся социальным языком, средством коммуникации. Непристойные с нашей точки зрения покрывание и подставление зада означают всего лишь: "А ну не смей!" и "Мое почтение..." Реликты этих сигналов сохранились у человека.

 

 

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ. СЕКСУАЛЬНЫЙ ИНСТИНКТ

 

К. Ефремов, Н. Ефремова В постели с человеком (http://www.ethology.ru/library/?id=74)

У обезьян сексуальным индикатором является так называемая половая кожа — во время эструса складки вокруг промежности сильно набухают и краснеют, привлекая всеобщее внимание. Вообще седалище многих обезьян — настоящий «семафор», богато украшенный цветовыми пятнами: обратятся к вам красные и синие мозоли, изумрудное или ярко-розовое подбрюшье — путь открыт!

Но предки человека этого «семафора» лишились — из-за выпрямленной позы. Остались там кое-где пигментация и пух, но с обезьяньей красой сравнения никакого. Человеку понадобились новые свидетельства его сексуальности (причем очень высокой), которые вдобавок «сигналили» бы круглый год — столько длится наш брачный сезон. У женщин ими стали выпуклые груди, ягодицы и губы, пухлые щеки, мочки ушей и пучки волос под мышками и в паху. Именно они начинают активно развиваться во время пубертатного периода, сигнализируя о готовности к репродукции. Прагматической роли у этих образований почти никакой (в частности, грудь в виде «тряпочек» дает не меньше молока, а для сосания она даже удобнее). На самом деле, все они являются вторичными — информационными — органами секса, индикаторами, сообщающими о собственной готовности к сексу, и детекторами, которые проверяют эту готовность партнера, реагируя на искренность его ласки. А разве губы, например, не орган захвата пищи? Нет, у обезьян они хоть и «поджаты», хватают намного лучше наших. Выпяченная кайма человеческих губ служит только для ласки и сигнализации. На темнокожем лице этот «индикатор» слабо выделяется по цвету, что компенсируется увеличением его размера.

Есть еще один орган, на первый взгляд бесполезный, а на самом деле играющий информационную роль: девственная плева. У млекопитающих она обычно присутствует на эмбриональной стадии, но у человека сохраняется во взрослом состоянии (как и многие другие инфантильные черты). <...>

У приматов индикаторы сексуальной агрессии обычно сосредоточиваются в четырех местах: морда, корпус (где часто выделяются парные выросты кожи или пучки волос), пах и промежность. При этом они часто дублируют друг друга (как у мандрилла: что спереди, то и сзади). Подобное дублирование присуще и телу человека — у него появляется целых четыре «сексуальных портрета»: лицо, паховая область, перед корпуса и промежность. На корпусе основную роль играет волосяной покров, создающий под мышками «брови», в паху «бороду», а под подбородком — «челку». Получается словно гигантское лицо. А благодаря выпрямленной позе, человек как бы демонстрирует сразу три «физиономии». Это очень агрессивно! Особенно в условиях перенаселенности, где телу необходимы доспехи -одежда.

 

 

КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Автор

Андрей Куминов

Эл. почта

askuminov-symb@yahoo.com 

 

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Автор оставляет за собой право использовать полученные письма для публикации на условиях анонимности, либо с указанием информации не позволяющей идентифицировать отправителя, если явно не указано иное.
2. Материалы подготовлены на основе книги автора рассылки, все права защищены (C): Куминов А.С. <<Психоанализ символизма обыденной жизни>> - СПб.: 100Аж, 2005 - 208 с. ISBN 5-9900513-1-X
3. Цитаты (фрагменты и выдержки) из публикаций других авторов даются с информационно-научной целью и могут рассматриваться как реклама этих работ, при несогласии с этим авторов и правообладателей, публикация цитат из их работ будет прекращена.


В избранное