Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Танатотерапия

  Все выпуски  

Танатотерапия 9-я Новогодняя рассылка


Уважаемые коллеги,
С НОВЫМ 2010-м ПЕРЕХОДОМ!!!
Выходит очередная , 9-я по счету рассылка по танатотерапии.
В этой рассылке:
- информация о ближайших мероприятиях Института танатотерапии на 2010 год.
- дипломная работа Понкратьевой Н.Б. (Санкт-Петербург) «Внутриличностный конфликт (первичное бесплодие) как нарушение связи с процессами смерти и умирания», выполненная по итогам завершения обучения в Институте танатотерапии
Идя навстречу пожеланиям и просьбам наших читателей информировать их заранее о наших мероприятиях

Итак,
∙ 20 июня – 1 июля 2010г. опять в замечательном санатории «Березки» (http://berezky.ru/) пройдет очередной летний Иньтенсив института танатотерапии с названием «Здоровый образ… смерти». Вся информация на нашем сайте www.thanatotherapy.ru
19-21 ноября 2010г. пройдет очередная конференция Института танатотерапии с аналогичным названием «Здоровый образ… смерти». Что точно происходит при знакомстве с танатотерапией – меняется представление о смерти, ее облике, открывается доступ к колоссальному жизненному ресурсу, «утекающему» в страх смерти, напряженность, отчаяние и депрессию. В ходе конференции прозвучат выступления, пройдут ворк-шоп’ы как преподавателей Института танатотерапии, сертифицированных танатотерапевтов-практиков, участников долгосрочных
обучающих программ у нас в стране и за рубежом, так и известных специалистов по смежным с танатотерапией областям.
Доклады и work-shop’ы, презентации и круглые столы, перфомансы
Показ видеофильмов и видеонарезок по теме
Самый полный киоск литературы по телесной психотерапии и танатотерапии (в том числе, - новинки!!)
Живое телесное общение
Вся информация на нашем сайте www.thanatotherapy.ru



В декабре 2009 года закончила свое образование в области танатотерапии группа из Санкт-Петербурга. Участники обучающей программы предоставили свои дипломные работы. Данные работы заслуживают того, чтобы с ними познакомить уважаемых читателей рассылки.
Дипломная работа на тему:
Внутриличностный конфликт (первичное бесплодие) как нарушение связи с процессами смерти и умирания.
Выполнила: Понкратьева Наталья Борисовна (Санкт-Петербург,2009 г.)

Реферат.
Объект исследования: женщины среднего возраста с проблемами первичного бесплодия.
Предмет исследования:
- психологические аспекты проблемы первичного бесплодия;
- терапия проблем зачатия и невынашиваемости.
Цель работы: провести теоретический анализ проблемы первичного бесплодия с физиологической, психологической точки зрения, а так же с точки зрения танатотерапии как подхода; провести курс сеансов танатотерапии клиентов с первичным бесплодием.
Гипотезы исследования:
На наш взгляд, причиной бесплодия являются различные внутриличностные конфликты, как разновидности нарушений связи с процессами смерти и умирания. Один из конфликтов – невозможность принятия естественных возрастных изменений: смерть девушки, в результате которой должна родиться женщина, мать. Так же внутриличностный конфликт можно рассматривать как конфронтацию «социальной» личности и «биологической». Проблема страха смерти «социальной» личности порождает проблему сверхконтроля сознания, препятствуя естественным
биологическим процессам. Особенности работы в танатотерапии позволяют разрешить подобные внутриличностные конфликты: снизить сверхконтроль сознания, вернуть природную опорность телу и восстановить естественные связи с процессами смерти и умирания.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ психологических причин проблемы бесплодия;
2. Провести анализ проблемы с точки зрения танатотерапии;
3. Провести курс сеансов танатотерапии проблемы бесплодия;
4. Исходя из теоретического исследования и практической работы сделать соответствующие выводы и заключения.
Первичное бесплодие (трудности зачатия и невынашиваемость) – серьезнейшая проблема нашего времени. Доктор Мишель Оден [11] называет бесплодие болезнью цивилизации, наряду с такими заболеваниями как рак, алкоголизм, депрессия, гипертония, ожирение, шизофрения, аутоиммунные заболевания и др.
По данным медицинской статистики 17,5% супружеских пар в России бесплодны. При изучении литературных данных мы узнали, что бесплодие бывает мужское и женское. Причинами бесплодия могут быть как физиологические проблемы, так и психологические.
Изучением бесплодия как медико-социальной проблемы занимаются отечественные и зарубежные исследователи, однако комплексного медико-социального исследования женщин, страдающих бесплодием, живущих в современных экономических условиях в России практически не проводилось. Существующие малочисленные источники, касающиеся нарушений детородной функции при действии психогенных стрессорных факторов, носят скорее констатирующий и описательный характер без вскрытия механизмов развивающихся нарушений [6].
Часто в основе этих нарушений лежит страх сексуального контакта, проблема отвержения, невозможность женщины почувствовать себя женщиной, страх жизни и страх смерти, нерешенные проблемы детско-родительских отношений, депрессивные состояния, сильная тревога, страхи, связанные с беременностью и предстоящими родами, конфликты в семье, страх перед предстоящим материнством и страх потерять прежний образ жизни, свободу, отсутствие материнских чувств к своему малышу.
На наш взгляд, супружеской паре, столкнувшейся с проблемой зачатия и вынашивания беременности необходимо задуматься и пересмотреть отношение к различным аспектам своей жизни. Паре необходимо ответить на вопрос, зачем им ребёнок. Следует пересмотреть образ жизни, отношение к здоровью, питанию, физическим нагрузкам. Мы отмечаем важную роль положительных эмоций в решении возникших проблем. Важно обратить внимание на эмоциональный фон в отношениях партнёров, установить взаимное доверие, контакт.
Всё больше специалистов признают так называемые психосоматические нарушения – когда причиной физических нарушений являются психологические проблемы. К таким психо-телесным симптомам можно отнести: снижение уровня эстрогена на фоне выраженных депрессивных состояний, высокий тонус матки, кровотечения во время беременности, сильный токсикоз в первые 12 недель беременности, или нефропатии (гистоза) во второй половине беременности.
В общем виде с той или иной точки зрения причина бесплодия заключается в неготовности, подсознательном нежелании, страхе материнства. Необходимо рождение нового качества, материнской позиции, принятие ребёнка и всех связанных с его появлением изменений в личностной, семейной, социальной и профессиональной сферах.
Таким образом, необходимо, чтобы включился процесс физиологической и психологической адаптации в острой кризисной ситуации, поскольку происходит коренной перелом и изменение всех сторон жизни женщины.
Рождение материнства, принятие роли матери невозможно без «смерти» прежнего качества - девушки. Так же проблема в страхе смерти «социальной» личности в связи с необходимостью полностью погрузиться в природные, неизвестные, неподконтрольные процессы. Связанные с этим страхи порождают проблему сверхконтроля со стороны сознания и, как следствие, бесплодие.
Мы описали методы психологической работы с этой проблемой. Подробно остановились на эффективности танатотерапии, на специфике работы в танатотерапии с различными видами символической смерти.
В практической части нашего исследования принимали участие две женщины, которые были знакомы с танатотерапией как подходом. Одна клиентка пришла на танатотерапию вместе с мужем. Она боялась забеременеть из-за возможных проблем, связанных с беременностью, которыми её запугали врачи. Вторая клиентка имела нетрадиционную сексуальную ориентацию, страх сексуального контакта с мужчиной, но хотела создать нормальную гетеросексуальную семью и родить ребёнка.
Мы провели примерно по 20 сеансов с периодичностью один раз в неделю. В процессе проведения курса сеансов у клиенток происходило постепенное изменение отношения к изначальным проблемам, усиливалась уверенность в собственных силах и вера в возможность реализации задуманного. Обе клиентки забеременели, успешно выносили и родили детей, и они связывают результаты с проведённым курсом сеансов танатотерапии.
Введение.

Первичное бесплодие (трудности зачатия и невынашиваемость) — серьезнейшая проблема нашего времени. Наряду с физиологическими причинами (непроходимость маточных труб, эндокринные нарушения, эндометриоз, иммунологическая несовместимость и др.), в основе этих нарушений могут находиться психологические проблемы: страх сексуального контакта, проблема отвержения, невозможность женщины почувствовать себя женщиной, страх жизни и страх смерти, нерешенные проблемы детско-родительских отношений, внутрисемейные сложности,
депрессивные состояния, сильная тревога, страхи, связанные с беременностью и предстоящими родами, страх перед предстоящим материнством, страх потерять свободу и прежний образ жизни, отсутствие материнских чувств к своему малышу. Часто подобные неосознаваемые состояния проявляются в виде психо-телесных симптомов: высокого тонуса матки, кровотечений во время беременности, сильного токсикоза в первые 12 недель беременности, или нефропатии (гистоза) во второй половине беременности.
В настоящее время растёт количество пар, обращающихся за психологической помощью при желании забеременеть или с проблемами вынашивания состоявшейся беременности.
Методы работы в психологической поддержке будущих мам могут быть разными:
- беседа и техники гештальт-терапии;
- элементы арт-терапии (работа с разными художественными материалами): рисование разными техниками и лепка из глины;
- телесная психотерапия: техники работы с дыханием и проблемными зонами, методы глубокого расслабления и медитации;
- элементы психодрамы (работа с семейными ролями) [19].
Значимые ре¬зультаты при подготовке к родам, при лечении па¬циенток, страдающих бесплодием и привычным невынашиванием позволяет получать применение танатотерапии подготовленными специалистами.
В данной работе мы подробно рассмотрим, с какими проблемами работает танатотерапия в рамках данного заболевания, перечислим методы и приёмы работы. Здесь лишь отметим конечную цель и задачу танатотерапии: в результате умирания и смерти прежнего качества (болезни) происходит трансформация личности [4].
На наш взгляд, данная работа может быть интересна широкому кругу читателей, а в особенности парам, страдающим бесплодием, проблемами зачатия и невынашиваемостью, а так же лицам, переживающим бесплодие в символическом смысле этого слова.
I. Обзор литературы

У молодой пары долго не было детей. Им посоветовали съездить в Рим и в соборе святого Петра зажечь свечу... Через несколько лет человек, который дал совет супругам, случайно попал в городок, где они жили, и решил навестить их. На пороге дома его встретила ватага ребятишек мал мала меньше.
— А где ваша мама? — спросил советчик.
— Она в роддоме.
— А папа?
— А папа поехал в Рим задуть какую-то проклятую свечу!

Вначале немного цифр: по данным медицинской статистики, в России по меньшей мере 5 миллионов женщин (17,5 % супружеских пар в России бесплодны), страдающих бесплодием, нуждаются в помощи специалистов. О том, насколько эта цифра велика и насколько серьезна эта проблема, можно судить, сравнив эти данные с аналогичными по зарубежным странам. Так, в США бесплодие встречается у 11 %, в странах Западной Европы — у 11-15%. Получается, что мы среди «лидеров». И во многом такая печальная картина объясняется низким уровнем
медицинской грамотности и, в частности тем, что достоверную информацию заменяют мифы, некоторые из которых мы рассмотрим.
Одно из самых распространенных заблуждений состоит в том, что бесплодие является преимущественно женской проблемой. Статистика опровергает это утверждение, свидетельствуя, что причины бесплодия распределяются между полами практически поровну: одна треть случаев бесплодия связана с мужчинами, одна треть — с женщинами, а последняя треть делится между совместными проблемами (20 %).
Согласно международной классификации болезней насчитывается около 15 причин женского бесплодия и 20 причин мужского. При этом примерно в 10% случаев причину бесплодия установить не удается (бесплодие неясного происхождения).
От общего числа случаев на мужские факторы бесплодного брака приходится примерно 40% случаев, трубную патологию — 25%, ановуляцию — 20%, шеечный фактор — 5%; неустановленные причины — 10%, когда бывают бесплодными совершенно здоровые и хорошо совместимые супружеские пары. Такие случаи в различных источниках называют необъяснимым или идиопатическим бесплодием, «бесплодием неизвестной этиологии», а по классификации ВОЗ, — это “необъяснимое” бесплодие или бесплодие неясного генеза, при котором отсутствуют видимые
объективные причины, приведшие к нарушению репродуктивной функции.
Эти пациентки имеют регулярный менструальный овуляторный цикл, проходимые маточные трубы, фертильную сперму мужа, положительный посткоитальный тест, у этих больных при лапароскопии исключена патология органов малого таза.
По данным исследования Фёдоровой Т.А. [16] частота необъяснимого бесплодия колеблется в довольно широких пределах – от 0,1 до 25%, что связано с методологическими подходами при обследовании бесплодной пары, технической оснащенностью клиники и лаборатории, квалификацией врача. При полном выполнении алгоритма обследования больных с бесплодием с анализом анамнеза, наследственности, тестов функциональной диагностики, состояния психоэмоциональной сферы, обязательным проведением лапароскопии, гистероскопии, исследования
уровня пролактина, тестостерона в крови, спермы мужа, посткоитального теста, УЗИ-исследования частота необъяснимого бесплодия, как правило, не высока и составляет в среднем 2,5% [16].
Необходимо отметить, что женский диагноз «бесплодие» — это чисто русская реальность. В других странах существует понятие «бесплодная пара», означающее, что мужчина и женщина по каким-то причинам не могут зачать ребенка. Лечат такую пару комплексно, не ставя при этом на женщину «клеймо» бесплодия. Считается, что если у женщины матка и яичники на месте, то она не может быть бесплодной, значит, ей можно помочь.
По определению Всемирной Организации Здравоохранения, бесплодный брак — это отсутствие беременности супружеской пары в течение года при ритме половой жизни не реже 3 раз за менструальный цикл.
Стоит отметить, что далеко не каждый половой акт, совершенный без применения контрацептивов, приводит к беременности. Естественная вероятность зачатия составляет около 35% на одну попытку в течение менструального цикла.
Некоторые мужчины думают, что у них-то точно не может быть никаких проблем, если с эрекцией все в порядке. Однако следует понимать, что хорошая эрекция и качественная сперма — совсем разные вещи. И нередки случаи, когда сексуальные гиганты оказываются бесплодными, а мужчина, который чисто физически готов заниматься сексом только раз в год, способен за этот один раз оплодотворить женщину.
Кстати, специалисты по оплодотворению рекомендуют мужчинам для увеличения производства спермы носить не плавки, а боксерские (или просто свободные) трусы.
Наиболее частыми причинами мужского бесплодия являются:
- воспалительные заболевания предстательной железы и мочеиспускательного канала (простатит);
- расширение вен семенного канатика (варикоцеле);
- непроходимость семявыносящих канальцев, как следствие инфекционных процессов или травмы;
- генетические нарушения;
- гормональные нарушения;
- сексуальные нарушения.
От общего числа случаев на мужские факторы бесплодного брака приходится примерно 40% случаев.
А женщинам специалисты по оплодотворению советуют побольше двигаться. Учеными замечено, что число случаев бесплодия среди женщин, ведущих малоподвижный образ жизни, значительно выше, чем среди активных, энергичных женщин. Женщины, по роду службы ведущие сидячий образ жизни, чаще, чем другие, страдают от нарушений регионального кровообращения в органах малого таза и в области половых органов. Если же мало двигающаяся женщина переболела инфекцией половых путей, подверглась операции прерывания беременности, страдает
гормональными нарушениями, то риск бесплодия значительно увеличивается. А потому ученые дают совет всем женщинам, желающим иметь детей, не забывать о физических упражнениях.
Основными причинами бесплодия женщин являются:
- заболевания маточных труб, при которых возникает их непроходимость. Чаще всего это воспалительные заболевания, которые приводят к срастанию труб;
- эндокринное бесплодие, связано, прежде всего, с ановуляцией (отсутствием овуляции) и недостаточностью желтого тела. Может быть вызвано нарушением работы других эндокринных органов;
- эндометриоз - заболевание, характеризующееся появлением тканей, похожих на ткань эндометрия, в местах, где они должны быть в норме;
- иммунологическая несовместимость является одной из причин бесплодного брака. В таких случаях, в женском организме образуется иммунная защита против половых клеток партнера;
- психологические причины.
Таким образом, причины, по которым пара не может "забеременеть" очень различны. Есть среди них и чисто физиологические, но есть и психологические. Конечно, способность к зачатию - это в первую очередь готовность физиологических систем организма мужчины и женщины к производству половых клеток (яйцеклеток и сперматозоидов) и их соединению (половому акту). Такая готовность определяется созреванием половой системы.
Одной из важных составляющих этой системы является гормональная регуляция всех процессов размножения, и зачатия в том числе. Все гормоны нашего организма взаимосвязаны между собой и действуют совместно с нервной системой. А нервная система - это командно-контрольный пункт, и призвана "отслеживать" внешние условия и решать, подходят ли они для выполнения необходимых жизненных функций, или надо заняться сначала другим делом: "переждать" неблагоприятные условия, защищаться от грозящей опасности, доделывать то,
что ранее не доделано или не закончено.
Изучено влияние стресса на физиологические процессы, в том числе и репродуктивную функцию человека. Хроническое воздействие стресса сопровождается снижением активности иммунной системы (иммуносупрессивное действие стероидов), может спровоцировать расстройство барьерной функции иммунной системы и привести к соматическому заболеванию. Стресс может вызвать гормональные и вегетативные проявления, например, нарушение цикла или предменструальный синдром, реакции страха или эмоциональное напряжение, что подтверждает
наличие взаимовлияния психологических и физиологических процессов [6].
Доктор Мишель Оден, выдающийся врач акушер-гинеколог, автор более 50 научных работ и 12 книг, в своей книге «Первичное здоровье» [11] посвятил отдельную главу вопросам сексуального здоровья.
Здоровье – не единственная сила, побуждающая особь бороться за собственную жизнь. Движущие силы выживания имеют другие пути, чтобы проявлять себя. Потребность производить потомство – один из них. Необходимость обеспечения выживания вида выражается в сексуальной жизни и заботе о детях.
Выживание через производство потомства требует нескольких условий. В первую очередь должно иметься взаимное тяготение с особью противоположного пола. Во-вторых, поведение и анатомия должны позволять возможность осуществления полового акта. Оплодотворение может произойти, только если половые клетки – сперма и яйца – развиваются до созревания. Требуется удовлетворение многих условий, прежде чем яйцо и сперма могут встретиться и слиться, включая состав спермы и шеечной слизи и действие гладкой мускулатуры матки
и фаллопиевых труб. Затем матка должна быть способной к принятию яйца. В-третьих, гены отца и матери должны быть совместимыми, чтобы новый организм мог выжить.
Тело матери должно быть способным выносить этот росток в её утробе и обеспечивать благоприятные условия, так, чтобы плацента и плод могли достичь идеальной степени зрелости.
Механизмы, которыми мы обладаем для выживания через производство потомства, гораздо более хрупкие, чем те, которые нужны для выживания особи. Согласно законам биологии, выживание особи имеет приоритет. В иерархии выживания половые функции идут ниже. Когда чья-то жизнь под угрозой, его сексуальное поведение подавляется, поэтому самосохранение может иметь приоритет над деторождением.
Когда самка млекопитающего рожает, вид опасного животного испугает её и побудит выделять гормоны, такие, как адреналин. Этим будет прервано кровяное снабжение плаценты, и кровь будет брошена к мозгу и мышцам, с тем, чтобы животное могло бороться или быстро убежать. Но ценой выживания матери может оказаться дистресс плода, иногда смертельный.
Именно через этот механизм страх любого вида разительно подавляет все стороны половой жизни человека. В обществе с таким многообразием путей нарушения утробной жизни, родов, взаимоотношений матери с младенцем и грудного вскармливания не стоит удивляться существованию проблем на различных стадиях половой жизни человека.
Сексуальные проблемы чрезвычайно многообразны в сегодняшнем обществе. Слабое половое влечение может быть главным симптомом умеренной депрессии. Людей в депрессии трудно соблазнить, они не берут на себя инициативы, не очень чувственны и имеют сложности с достижением состояния полового возбуждения. Другие половые сложности связаны больше с эмоциональной незрелостью. Некоторые люди испытывают трудности с образованием любого вида привязанности, но откуда проистекает эта способность к образованию привязанностей,
к созданию связей с другими людьми? Другими словами, откуда приходит способность любить?
Мишель Оден [11], развивая новую теорию, которую он называет «первичным здоровьем», бросает вызов всему нашему современному высокомерию и предрассудкам в представлениях о природе здоровья. Многочисленными исследованиями он доказал, что первичное здоровье закладывается в критическом «первичном» периоде нашей жизни, т.е. во время существования в матке, околородового периода и периода грудного вскармливания. Это время, когда иммунная система, гормональная система и примитивный мозг завершают своё формирования,
т.е. наши биологические компьютеры программируются на всю дальнейшую жизнь. Всё, что происходит в это время, имеет влияние на состояние основы нашего здоровья. Впоследствии мы можем только культивировать его, подобно садовнику, ухаживающему за своим садом.
Под лозунгом «научного прогресса» современное общество вмешивается в естественные процессы деторождения. Это ведёт к пренебрежению традиционной роли акушерки и отделению матерей от их новорожденных детей. Именно этот ранний опыт в стадии формирования «первичной приспособительной системы» определяет путь развития индивида, его сопротивляемость болезням и адаптацию ко всем стрессовым воздействиям окружения.
Оден показал, что нарушения протекания «первичного» периода ведут к дисбалансу в иммунной и гормональной системах. В своей книге «Первичное здоровье» [11] он подробно описывает научные исследования, в которых доказывает связь этого дисбаланса со всеми болезнями цивилизации.
Депрессии, алкоголизм, сердечно-сосудистые заболевания, шизофрения, ожирение, ревматизм, аллергии, аутоиммунные заболевания, вирусные заболевания, рак – вот слова, которые вы часто слышите, когда речь идёт о болезнях цивилизации. Мишель Оден относит к ним так же сексуальные сложности, проблемы зачатия, вынашивания беременности, сложности в родах и в грудном вскармливании, так как каждая в свою очередь создаёт болезни [11].
Таким образом, очевидно, что готовность даже к такому сугубо физиологическому акту, как зачатие, связана с состоянием не только физиологических систем организма, но и психологическим состоянием. Излишняя тревожность, связанная с опасением за исход беременности, родов, неуверенность в своей материнской компетентности, сомнения в поддержке близких и в первую очередь мужа, неудачный опыт в отношении беременности, родов, неудачи в воспитании детей - реальные причины затруднения беременности (в том случае, если в
отношении физического здоровья репродуктивной системы все в порядке).
Немаловажное значение имеют психологические проблемы, связанные с ранним детством и взаимоотношениями со своими родителями. Это может выражаться в постоянной "достройке" базовых систем взаимоотношений с миром, без которых мы склонны расценивать себя как недостаточно созревших личностно, а значит, не готовых стать "взрослым" по отношению к ребенку, которого хотим. Конечно же, все это переживается на неосознаваемом уровне, мы отыскиваем внешние причины нашего раздражения, беспокойства и не связываем это с рождением
ребенка и со своей ролью родителя. Однако наша нервная система "не знает" ни самих причин, ни нашего истолкования их. Она "знает" только то, что что-то неладно, и такой важнейший шаг, как зачатие, которое повлечет за собой рождение ребенка и потребует на длительный срок сосредоточения всех сил и ресурсов женщины, пока надо отложить. Природа мудра, особенно если это касается ее основных задач [20].
Важно рассмотрение беременности и материнства как ситуации адаптации, обусловленные двумя обстоятельствами: адаптация к беременности как физиологическому и психосоматическому состоянию; адаптация к материнству как принятие роли матери и формирование материнской позиции, принятие ребенка и всех связанных с его появлением изменений в личностной, семейной, социальной и профессиональной сферах.
Таким образом, задействуются все системы физиологической и психологической адаптации, причем саму ситуацию беременности и материнства можно рассматривать как острейшую кризисную ситуацию, поскольку происходит коренной перелом и изменение всех сторон жизни женщины [14].
Мы уже упоминали, что причиной затруднения беременности может быть сомнение в поддержке близких, и в первую очередь мужа. Супругам необходимо довериться друг другу, поделиться своими страхами, сомнениями, ожиданиями относительно друг друга. На наш взгляд, обоим супругам важно попытаться ответить на вопрос: «А зачем мне ребенок?»
Один из эпитетов XX века – век социального прогресса. Свобода человеческой личности провозглашена одной из главных общечеловеческих ценностей и декларируется в законах большинства стран мира.
И это замечательно, это большой шаг вперед на пути развития человеческой цивилизации.
Только понимание свободы личности большинством наших современников сузилось до очень узких, критических размеров – жить только для себя, ради собственных интересов!
Эта тенденция современного общества проявляется во всех сферах межличностных и социальных отношений, и на всех уровнях социальной лестницы. Ярче всего отследить ее можно, рассматривая медицинские аспекты проявления эгоизма, причем в двух крайних точках проблемы.
Дети считались благословением Богов у всех народов мира. Дети почитались и почитаются как символ чистоты и семейного благополучия. Цивилизованные, и не очень, народы приписывают детям всевозможные магические свойства; некоторые африканские народы считают, что детская душа - хранитель домашнего очага. Библия говорит нам: «Истинно говорю вам: кто не примет Царства Божьего как дети, тот не войдет в него.» (Лк 18.17).
В тоже время дети, особенно маленькие, и эгоизм – понятия мало совместимые! Воспитание детей, если вы действительно намерены воспитать каждого своего ребёнка настоящим человеком, требует во многом забыть о себе. Им необходимо уделять много времени, они требуют внимания к себе, опять же это стоит денег – чтобы ваши дети выглядели соответствующим образом. Вот почему многие воспринимают детей как помеху своему личному счастью [1].
В предыдущей работе [12] по проблемам опор в танатотерапии мы отмечали, важность связи человека с основными реалиями жизни: с собственным телом, сексуальностью, окружающими людьми. В настоящее время способность твёрдо стоять на земле существенно утратила своё значение. Выражение «держаться земли» редко употребляется. Для современного человека больше подходит определение, что «он летает высокого и быстро». Трудно снизить темп, когда мир вокруг нас стремится вперёд. Трудно быть заземлённым, когда сама культура
не заземлена, когда она противоречит реальности [8].
На наш взгляд, современный человек большую часть времени проводит «в голове», в виртуальном пространстве, в иллюзиях и мечтаниях. Человек пытается спрятаться за пиктограммами и готовыми образами. Человек не «заземлён», теряет ощущение своей телесности, бежит в «виртуальную» реальность, и, задавленный потоком готовых образов, уже не верит в существование самого себя, не ищет путей к освобождению. Такой человек пытается затыкать «пробоины» своей истинной потребности в творчестве привычными заплатками из штампованных
картинок. Обратившись в подобное бегство, человек стал тем, что воспринимает, то есть… никем.
Цель существования этого «никого» – диссоциация – попытка разменять своё «Я» на разнообразные внешние образы и ощущения.
Фауст у Гёте требовал от Сатаны обмена своей души на магические знания, на возвращенную молодость, он хотел вернуть себе вместе с ней чувство целостности – полноты бытия. XX век продемонстрировал, что Фаустова сделка со злом означает на самом деле. Люди создали из своего мира жуткую пародию на бессмертное творение Гете – они ежедневно пытаются обменять свою душу на то, что они считают магическими знаниями и предметами, на разноцветные «фантики» - иллюзии, симуляции реальности.
Понятие внешней формы, оболочки, упаковки, моды незаметно подменило понятие смысла. Количество готовых форм, образов, теоретических концепций фальшивых реальностей-симуляций потенциально бесконечно. Удовлетворить с их помощью метафизическую потребность в понимании смысла жизни, в становлении собственного «Я» невозможно.
Однако столкновение с многообразием форм материальных иллюзий, которые предлагают «торговцы образами», запускает механизм интеллектуальной зависимости.
Человеку кажется, что ещё один комикс, ещё одна «мистическая» брошюра, фильм, еще одна модная «шмотка», «стильная тусовка» или концерт поп «звезды» откроют ему что-то важное. Что-то такое, чего он не успел понять при предыдущем обмене заработанных денег на очередную симуляцию.
Человек не хочет верить в очевидное – в то, что за яркими формами готовых образов скрывается… ничто. «Ничто ничтожит»… Жизнь превращается в бессмысленную гонку за иллюзиями.
Французский философ Жан Бодрийар в 1976 году в своей книге «Символический обмен и смерть» подробно описал существование в мире «концептуальных» (несуществующих) ценностей. Смысл жизни человека наших дней заключен в возможно более полном обмене самого себя на то, мы называем «иллюзиями». Платон первым употребил по отношению к ним понятие «симуляции идеи», а Бодрийар использует ещё более точный и образный термин – «симулякр».
По Бодрийару, в ходе такого обмена личность умирает, а сам процесс подмены индивидаульности симулякрами есть исходная форма естественного стремления человечества к тотальной духовной смерти – психологическому небытию. Все феномены души и общества не разрушаются насильственно, но незаметно заменяются «симулякрами» [5].
Таким образом, мы вновь возвращаемся к тому, что обоим супругам бесплодной пары необходимо ответить на вопрос: «А зачем мне ребёнок?» Важно осознать: беременность и появление ребёнка – не способ ли это избежать чего-то или, напротив, что-то обрести? Не является ли ребёнок симулякром? Какие истинные мотивы лежат в желании иметь детей?
Ясницкий М.С. [17], исследуя психологическую природу ценностных ориентаций личности, пишет, что потребность иметь детей – это социально-психологическое свойство современного человека, проявляющееся в том, что без наличия детей и подобающего их числа человек испытывает затруднения в личностной самореализации.
Ценностные ориентации личности, связывающие ее внутренний мир с окружающей действительностью, образуют сложную многоуровневую систему. Система ценностных ориентаций является одним из важнейших компонентов структуры личности.
Ценностные ориентации личности выполняют двойственные функции. С одной стороны, система ценностных ориентаций выступает в качестве высшего контрольного органа регуляции всей активности человека, определяя приемлемые формы их реализации, а с другой – в качестве внутреннего источника жизненных целей. Система ценностных ориентаций является важнейшим психологическим органом саморазвития и личностного роста, определяя одновременно его направление и способы осуществления [17].
Историк Филипп Арьес пришёл к выводу, что отношения детей и родителей, а также понятие материнский инстинкт в их современном понимании возникли в странах Запада лишь в середине восемнадцатого века. Э. Бадинтер в работе «Любовь в дополнение: история материнской любви (18-20 века)», опубликованной в 1980 году, утверждает, что вплоть до конца восемнадцатого века материнская любовь была социально случайным явлением. Автор считает книгу Ж.-Ж. Руссо «Эмиль, или О воспитании» (1792), событием, после которого материнская
любовь превращается в признанную культурную ценность. С этого времени начинает проявляться забота о детях, как социальное явление, возникает специальная область медицины - педиатрия, ребёнок становится центром семьи, не любить детей стало стыдно.
Э. Бадинтер проследила в своём исследовании изменения, происходящие с материнскими установками за последние 400 лет и пришла к выводу, что «материнский инстинкт – это миф». Она не обнаружила никакого присущего всем матерям общего поведения, а напротив – чрезмерную изменчивость чувств в зависимости от культуры. Материнская любовь – это понятие, которое эволюционирует и наполняется в различные эпохи разным содержанием. Она указывает, что: «женщина становится лучшей или худшей матерью в зависимости от того, ценится
ли в обществе материнство».
До конца девятнадцатого века большинство женщин, принадлежащих к западной буржуазии, отдавали ребенка кормилице и больше им не занимались. Крестьянки были не намного внимательнее. Они очень крепко пеленали детей, а потом подвешивали поближе к печной трубе, чтобы им было не холодно. Поскольку уровень детской смертности был очень высоким, родители были фаталистами, зная, что у их ребенка лишь один шанс из двух дожить до подросткового возраста.
Лишь в начале двадцатого века правительства поняли экономический, социальный и военный интерес этого пресловутого материнского инстинкта. В частности, во времена сокращения численности населения они начали понимать, что это происходит из-за того, что многие дети недоедают, с ними плохо обращаются, их бьют. В перспективе последствия могли быть очень тяжелыми для будущего страны. Стали уделять больше внимания информированию людей, профилактике, и понемногу прогресс медицины в области детских заболеваний позволил
родителям вкладывать все больше привязанности в своих детей без боязни их преждевременно потерять. На повестку дня был выдвинут «материнский инстинкт».
Постепенно появился новый рынок: памперсы, соски, детские горшки, искусственное молоко, игрушки. По всему миру распространился миф про Деда Мороза.
С помощью массированной рекламы детская промышленность создала образ ответственной матери, и счастье ребенка стало современным идеалом.
Как это ни парадоксально, но именно в тот момент, когда материнская любовь проявляется и расцветает, становясь единственным неоспоримым чувством в глазах общественности, дети, став взрослыми, постоянно упрекают своих матерей в недостаточном внимании к ним в детстве. А позднее они выплескивают у психоаналитика свои горечи и обиды по отношению к родителям [14].
Материнские установки являются компонентом мотивационно-потребностной сферы женщины. В каждой человеческой деятельности можно выделить ведущий мотив. Именно он придает всему поведению определенный смысл. Следовательно, анализ мотивации деторождения помогает в обретении понимания субъективного смысла деторождения для каждой конкретной женщины.
Репродуктивные мотивы представляют собой психическое состояние личности, побуждающее человека к достижению разного рода личных целей через рождение определенного количества детей. Дети при этом оказываются средством достижения тех или иных целей. Репродуктивные мотивы (или мотивы рождаемости) подразделяются на экономические, социальные и психологические.
Экономические мотивы рождения детей побуждают к рождению того или иного числа детей благодаря тому, что через это событие достигаются определенные экономические цели: стремление приобрести какие-то материальные выгоды или повысить (сохранить) экономический статус.
Социальные мотивы побуждают к рождению определенного числа детей в пределах бытующих социокультурных норм детности и являются индивидуальной реакцией на эти нормы.
Психологические мотивы - через рождение определенного числа детей достигаются какие-либо сугубо личностные, внутренние цели личности.
У большинства женщин вопрос, почему она хочет иметь детей, вызывает недоумение, потому что женщина не осознаёт реальный мотив своего желания. Но осознать это необходимо, так же как и определить место деторождения в системе ценностей. С другой стороны, ответ на этот вопрос кажется однозначным, не имеющим альтернативы. Он подразумевает, прежде всего, реализацию потребности в чувстве материнства.
По определению, данному H. Deutsch (1945), чувство материнства – это чувство, которое испытывает женщина к ребенку как к беззащитному существу, нуждающемуся в ее помощи и заботе. H. Deutsch различала нарциссическое и альтруистическое материнское чувство. У женщин с альтруистическим материнским чувством преобладает желание любить, отдавая себя и не ожидая ничего в ответ. Это чувство проявляется не только в отношении к своим детям, в любви к которым всегда присутствует элемент самолюбования («мой» ребенок), но
и в отношении к чужим детям, к мужу, к родным, знакомым, нередко – животным, и др. То есть, эти женщины способны проявлять свои материнские чувства независимо от объекта, что позволяет думать о том, что это является их личностной чертой.
В противоположность – нарциссическое материнское чувство. В этом случае, на наш взгляд, материнство рассматривается женщиной как «игра» определённой социальной роли. При этом сложности, связанные с уходом за ребёнком и его воспитанием, переживаются острее, чем в предыдущем случае.
По мнению А.И. Захарова (1998), беременность обусловлена инстинктом материнства и ее главной целью является продолжение рода. Автор выделяет следующие факторы, способствующие возникновению и проявлению инстинкта материнства в виде последующей заботы о детях и любви к ним:
- прообраз материнства: выраженность инстинкта у прародителей и родителей;
- желание иметь детей, установка на них;
- положительный отклик на наступление беременности;
- нежность к зарождающейся жизни (первое шевеление плода создает ощущение сопричастности);
- чувство жалости и сострадания к ребенку (первый крик новорожденного вызывает чувство радости и желание помочь ребенку);
- чувство близости с ребенком (первое прикладывание к груди – опыт, соучастия в жизни ребенка);
- эмоциональная отзывчивость матери (улыбка ребенка в ответ на доброжелательное, любящее отношение родителей).
Наличие этих факторов является условием адекватного формирования чувства материнства и эмоционального контакта с ребенком.
Женщины, мотивирующие рождение ребенка наличием потребности «соответствовать социальным нормам», отмечали: «у всех есть дети, и у нас должен быть ребенок», «так принято», «муж хочет», «в семье должен быть хотя бы один ребенок», «семья без ребенка не престижна». Часть таких женщин была ориентирована на «мужской стиль поведения», на стремление к достижению социального успеха, на личную независимость. Менее значимым для себя эти женщины считали ведение домашнего хозяйства. Рождение детей в браке для этих женщин
считалось необходимой социальной нормой, т.к. дети включены в современную социокультурную структуру семьи.
Женщины с хронической невынашиваемостью беременности отмечают, что в первую беременность побудительной силой к рождению ребенка были различные мотивы: удовлетворение потребности в материнстве, воспитании детей, потребность соответствовать социальным нормам. После первой и повторных неудач, появлялось чувство собственной неполноценности, снижалась самооценка, изменялась система ценностей. То, что раньше было значимо, становилось малосущественным.
Вероятно, эти представления исходят из общераспространенного мнения о том, что главное предназначение женщины – в ее биологической роли, рождении детей.
Мотивация «восполнение потери после смерти ребенка» связана с непереносимостью психотравмирующей ситуации, невозможностью использования механизмов психологической защиты, ощущением «пустоты жизни».
Мотивация «желание иметь здорового ребенка» вызвана невозможностью реализовать потребность в воспроизведении, воспитании, страхом перед одиночеством и горем в случае гибели имеющегося в семье больного ребенка. Рождение здорового ребенка дает возможность исправить нарушенные значимые потребности.
Мотивация «одиночество» обычно является ведущей преимущественно у незамужних женщин и часто сочетается с желанием выйти замуж, улучшить жилищные условия. Будущий ребенок представляется тем объектом, на который они переносят свою потребность в любви и который бы в последствие компенсировал их желание быть любимыми.
В ряде случаев ребенок представляет ценность не сам по себе, а как средство для стимуляции партнера к вступлению в брак. Некоторые считают, что этому будет способствовать давление общественного мнения на партнера по браку.
Чувством одиночества мотивируют рождение детей и женщины, не планирующие брак с отцом ребенка. Эти женщины, как правило, пассивны, с узким кругом интересов, общаются лишь с малочисленными родственниками и знакомыми. На принятие ими решения о деторождении часто влияет опыт подруг.
Таким образом, мотивация деторождения у части женщин является не столько реализацией материнского чувства, сколько способом выхода из субъективно трудной жизненной ситуации (одиночество, невостребованность чувств, отсутствие брака), реализации потребности быть любимой, в ряде случаев – способом получения социальных льгот (жилплощадь). В таких случаях можно говорить об извлечении из рождения ребенка «вторичной выгоды» или неспособности адекватно разрешить свою жизненную ситуацию.
Вышеперечисленное касается и женщин, стремящихся с помощью рождения ребенка сохранить семью. Свой брак они оценивают как нестабильный, отношения с мужем как конфликтные. Однако этот факт не только не блокировал их репродуктивную установку, но и оказывал решающее влияние на сохранение беременности: чувство долга, обязанности перед новорожденным наряду с отцовскими чувствами «удержат» мужа в семье. Такими женщинами руководит и нежелание остаться бездетной и одинокой в случае развода. С помощью беременности они
надеются добиться особого внимания и признания со стороны мужа, нейтрализовать его невнимательность и отсутствие заботы.
Таким образом, ведущие мотивы деторождения разнообразны и представляют собой как реализацию потребности в материнстве, так и другие, значимые для женщин потребности. Мотивация деторождения определяется рядом физиологических и социальных факторов: возрастом, наличием детей, брака и т.п.
В исследованиях А.Н. Налетовой [10] находит подтверждение значимость следующих особенностей ценностных ориентаций женщин с бесплодием (первичным или вторичным): установки на материнство, на наличие полной семьи, альтруистические мотивы. В некоторых случаях в установках подобного рода можно проследить специфические эгоцентрические побуждения – сохранение привязанности со стороны мужа, семьи при угрозе ее распада в связи с невозможностью родить ребенка.
По нашему мнению, представляет интерес не только мотивация рождения ребенка, но и стиль переживания беременности. Выделяют шесть таких стилей:
Адекватный. Идентификация беременности без сильных и длительных отрицательных эмоций; соматические ощущения отличны от состояния небеременности и характеризуются положительными эмоциональными переживаниями.
Тревожный. Идентификация беременности тревожная, со страхами, беспокойством, которые периодически возобновляются; соматический компонент сильно выражен по типу болезненного состояния.
Эйфорический. Некритичное отношение к возможным проблемам беременности и материнства.
Игнорирующий. Поздняя идентификация беременности, сопровождающаяся чувством досады, соматический компонент либо не выражен вовсе, либо состояние даже лучше, чем до беременности.
Амбивалентный. Общая симптоматика сходна с тревожным типом, особенностью являются противоположные переживания соматического и эмоционального состояния.
Отвергающий. Идентификация беременности сопровождается резкими отрицательными эмоциями, соматическая симптоматика резко выражена и негативно эмоционально окрашена.
Влияние социокультурного окружения (наличие или отсутствие «поддерживающей среды») на психологические особенности состояния беременной женщины достаточно очевидно. Наиболее значимым оказывается стиль взаимоотношений между супругами. Не менее важно отношение к ситуации со стороны близких родственников.
Резюмируя вышесказанное, материнство не является состоянием, полностью обеспеченным врожденными механизмами. Возможность кардинального нарушения материнства свидетельствует о том, что инстинкт не играет определяющей роли в поведении матери. Материнство – это одна из социальных женских ролей. Даже если потребность быть матерью и заложена в женской природе, общественные ценности и нормы оказывают определяющее влияние на проявления материнского отношения. Материнское чувство включает в себя биологическое стремление
к рождению детей, окрашенное или преобразованное интериоризованными социальными нормами.
В доступной литературе психологические особенности беременных женщин описаны недостаточно. Так как в настоящее время далеко не каждая беременность заканчивается рождением ребенка (по статистическим данным на одни роды приходятся 4-6 прерванных беременностей), то интерес к этому периоду в жизни женщины объясним [14].
Таким образом, мы осветили масштаб проблемы бесплодия (трудностей зачатия и невынашиваемости). Это серьёзнейшая проблема нашего времени. Мишель Оден называет её болезнью цивилизации, наряду с такими болезнями как рак, ожирение, гипертония, алкоголизм, депрессии, аллергия, аутоиммунные заболевания и др.
Мы выяснили, что в основе нарушений деятельности репродуктивной системы лежат не только физиологические проблемы, но и психологические: страх сексуального контакта, проблема отвержения, невозможность женщины почувствовать себя женщиной, страх жизни и страх смерти, нерешенные проблемы детско-родительских отношений, внутрисемейные сложности, проблемы мотивации, повышенная тревожность, стресс и пр.
Так же очевидна важность творческого самовыражения, физической нагрузки, благоприятного окружения, употребления качественной полноценной пищи в коррекции физиологических и психологических причин, вызывающих бесплодие.
Психологическое сопровождение женщин с наступившей беременностью, а так же тех женщин, которые только готовятся к беременности требуется при таких состояниях, как сильная тревога, страхи, связанные с беременностью и предстоящими родами, конфликты в семье, страх перед предстоящим материнством и страх потерять прежний образ жизни, свободу, отсутствие материнских чувств к своему малышу. Часто подобные неосознаваемые состояния проявляются в виде психо-телесных симптомов: высокого тонуса матки, кровотечений во время
беременности, сильного токсикоза в первые 12 недель беременности, или нефропатии (гистоза) во второй половине беременности [19].
Как мы уже отмечали ранее, важно рассмотрение беременности и материнства как ситуации адаптации, обусловленные двумя обстоятельствами: адаптация к беременности как физиологическому и психосоматическому состоянию; адаптация к материнству как принятие роли матери и формирование материнской позиции, принятие ребенка и всех связанных с его появлением изменений в личностной, семейной, социальной и профессиональной сферах. Таким образом, задействуются все системы физиологической и психологической адаптации, причем
саму ситуацию беременности и материнства можно рассматривать как острейшую кризисную ситуацию, поскольку происходит коренной перелом и изменение всех сторон жизни женщины [14].
Это требует определённой подвижности, гибкости психики. Важна экспрессивная составляющая, открытость новому опыту. Застревая в каком-то одном состоянии, невозможно развитие, движение вперёд. Наиболее распространённая метафора при описании «смертеподобного опыта» - «смерть» куколки и «рождение» бабочки.
Таким образом, можно предположить, что одной из основных психологических причин бесплодия является страх «смерти» девушки в прежнем качестве и «рождение» в новом качестве: женщины, матери.
В обычной жизни человек ежедневно стал¬кивается с различными видами процесса уми¬рания и смерти [3].
Расслабление как смерть. Только в первые минуты смерти тело человека максимально расслаб¬ляется, сверхконтроль сознания покидает тело и пос¬леднее становится объектом, предметом. В силу этой причи¬ны многие техники релаксации в качестве идеально¬го, т.е. максимально расслабленного объекта исполь¬зуют образ тела умершего человека («поза мертвого человека» из йоги).
Сон как смерть. Наилучшим образом это про¬слежено в сказочной традиции (ожившие персо¬нажи произносят традиционное «как долго я спал»). Большинство молитв «на сон грядущий» и «заутренних» по сути описывают акт покидания душой тела (смерть) и ее возвращение (воскреше¬ние). В момент расслабления во сне происходит активизация целительных бессознательных структур, активизация энер¬гии, которая не приводит к привычному ее подав¬лению и удержанию или отреагированию, а позволяет максимально полно ее принять («заземлить»),
что способствует ее разблокирова¬нию и гармонизации.
Любое окончание, завершение как смерть. В архаических и ряде современных культур любой возрастной переход (взросление мальчиков, выход замуж девушек), взлеты и па¬дения в статусе взрослых людей обычно иниции¬руются через смерть, что смягчает, устраняет вре¬менной разрыв.
Оргазм, рассматриваемый на Востоке как «ма¬ленькая смерть». В момент оргазма колоссальный энергетический взрыв сопровождается страхом потери собственного Я/Self/Эго, что приводит к максимизации контакта с сексуальным партнером.
Танатотерапия оказывает мощное релаксацион¬ное воздействие, затрагивая и корректируя прак¬тически все психологические проблемы человека, восстанавливая нарушенные естественные связи с процессами смерти и умирания.
Применение танатотерапии подготовленными специалистами позволяет получать значимые ре¬зультаты и в области медицины, при лечении па¬циенток, страдающих бесплодием и привычным невынашиванием, остеохон¬дроза позвоночника, деп¬рессии, астении, наркомании и другими видами зависимостей; при работе с болями, при подготовке к родам, при работе со страхами и со страхом смерти [2].
Танатотерапия - метод ориентированной на тело психотерапии, разработанный российским психологом В.Баскаковым. Название происходит от греч. Thanatos - смерть и therapia - лечение, уход, забота (акцент делается на двух последних значениях). Появление "танатотерапии" напрямую связано с одной из базовых проблем Человека и Человечества - невозможности установления полноценного (максимально полного) контакта с процессами смерти и умирания. Реальность смерти, воспринимаемая человеком как его персональная конечность,
законченность, летальность ("прах", "тлен"), активизирует слишком сильные его чувства.
Активизация чувств человека - это активизация его энергии. Для того чтобы согласиться с этим утверждением, вспомните, как начинает вести себя наше тело в тот момент, когда мы испытываем сильные чувства. Тело пытается эту энергию вывести через своеобразную "работу" тела: мы начинаем нервно ходить по комнате, сжимать руки, громко возмущаться и др.
Человеческое, окультуренное и цивилизованное ("социальное"), тело не способно впитать, "заземлить", такое количество энергии, которое связано с переживанием смерти. Это порождает проблему сверхконтроля сознания над чувствами и проявлением телесных импульсов.
Как показывает опыт работы в танатотерапии с женщинами с проблемами невозможности зачатия и невынашиваемости, у них колоссальный контроль со стороны сознания. И именно этот контроль блокирует своеобразный "биологический автоматизм" (в терминологии Вильгельма Райха "оргастическую конвульсию", одна из которых, - роды). В этой связи, идеал рожающей женщины для известного отечественного специалиста в области родов в воду Игоря Чарковского - это, по его словам, "безголовая Ника"
Собственно, в наличии сильного контроля для человека – нет проблемы. Жизнь в социуме, цивилизации, - предполагает сильный контроль своих чувств, телесных импульсов. Проблема проявляет себя в случаях необходимости отпустить контроль, потерять его, например, отпустить себя в сексе. А это, для тех, у кого он сильный, – невозможно. Дальше, прямо закон: люди, у которых сильный контроль, – не испытывают оргазм [3].
Проблема сверхконтроля существует в голове человека и воплощает в себе избыточный самоконтроль. Самоконтроль необходим в социальной жизни человека. В сущности, это единственный механизм, способный обеспечить адаптацию в обществе. Именно в действии самоконтроля проявляется такое глобальное умение человека, как умение совершать произвольные действия.
Следует отметить, что сверхконтроль отличается от самоконтроля. Самоконтроль – это инструмент, способность, от использования которой человек может отказаться в любой момент, как только надобность в ней будет исчерпана. То есть в определённой ситуации человек говорит себе: «Будь внимателен и думай, что говоришь и что делаешь» – и это ему действительно удаётся. Затем ситуация меняется, он оказывается среди родных и понимающих его людей, и это вполне позволяет человеку отказаться от избыточной сдержанности. Инструмент
исправен.
Сверхконтроль же – он потому и «сверх», что отключить его не удаётся даже в случае крайней необходимости. Женщина только что спорила со своим мужем, и сдержанность была ей необходима, дабы не дать волю сиюминутному раздражению. Но вот спор окончен, супруги оказываются в постели – самое время отключить любой контроль… Но – не тут-то было. Прежняя сдержанность работает как сломанный выключатель, в любом положении которого свет продолжает гореть.
Столь же губителен сверхконтроль и во всех прочих сферах человеческой жизни, где главенствуют чувства. Человеку с ярко выраженным сверхконтролем нелегко по-настоящему влюбиться, он не способен дать волю своему творческому воображению, не может прислушаться к собственной интуиции.
Можно сказать, что такой человек по какой-то причине осознанно или неосознанно воспринимает окружающую ситуацию как небезопасную и, дабы избежать реальных – или, что бывает намного чаще, мнимых – опасностей, пытается контролировать все происходящее. И чем больше он будет знать о происходящем, тем спокойнее ему будет – или, по крайней мере, кажется, что будет спокойнее. И он напрягает все имеющиеся в его распоряжении мышцы так же, как животное в угрожающей ситуации, когда срабатывает ориентировочный рефлекс.
Но животное-то при этом способно реагировать только на реальный стимул, сигнализирующий о возможной опасности. При этом, получив необходимую информацию о ситуации, животное либо успокаивается, либо пускается наутек, либо изготавливается к бою. Человек же реагирует на некий внутренний сигнал, заставивший его оценить имеющееся положение вещей как угрожающее, и потому разрешение ситуации оказывается невозможным в принципе [15].
В классической танатотерапии, осуществляя применение отдельных приёмов или их «сборку», танатотерапевт тотально расслабляет, а это значит, и «заземляет» своего клиента. Страхи клиента также «заземляются» через его расслабленное тело и, как результат, страхи лишаются позитивного смысла и теряют свою привлекательность. Для современного «шизофренизированного» цивилизованного человека, у которого максимум энергии – в голове, страхи, особенно страх смерти, - приобретают позитивный смысл, поскольку восстанавливают
утраченный в таком случае баланс между «шибко умностью» и подавленными чувствами [2].
Таким образом, понятна связь проблемы сверхконтроля, подавления сильных чувств с проблемой «заземления»: люди, неукоренённые в реальности, могут стать рабами сильных чувств сексуального или другого характера. Для того чтобы этого избежать, они вынуждены подавлять любые чувства, так как их ужасает мысль, что они могут быть ими побеждены. В противоположность им заземлённый человек сможет выдержать сильное возбуждение, которое приведёт его к радости и запредельному состоянию.
Александр Лоуэн определяет заземлённость следующим образом: «Быть заземленным — значит быть связанным с основными реалиями жизни: с телом, сексуальностью, окружающими людьми. Мы связаны с ними в той же самой степени, что и с землёй». Когда мы говорим о ком-то, что он «витает в облаках», мы имеем в виду, что большую часть внимания человек уделяет своим мыслям или своим мечтаниям, а не ощущениям в своих стопах.
Качество заземления человека отражает его внутреннее чувство безопасности. Когда человек хорошо заземлён, он уверенно чувствует себя на ногах и уверен, что имеет почву под ногами. Это зависит не от силы ног, а только от того, насколько мы их ощущаем [8]. Проблемам опор, их проявлению и терапии посвящена наша курсовая работа [12].
В танатотерапии работают с негативным опытом и болезненными переживаниями не путем отреагирования (отвержение), а путем абсорбции и интеграции (принятие и осознание смысла). Создаются условия для гораздо более полного представления о взаимосвязи и взаимной обусловленности событий и индивидуальных особенностей человека, более адекватной их оценки. Эти условия становятся возможными благодаря отношению танатотерапевтов к самому процессу терапии (уход, забота), особенностям приемов, максимальному расслаблению тела,
"заземлению" чувств; это создает условия безопасности и атмосферу доверия, и тогда сверхконтроль сознания постепенно «отпускает» человека, что, как правило, изумляет его, а эмоциональные реакции на актуализированные содержания протекают в "мягком" режиме.
Шаг за шагом, пациент/клиент становится свидетелем «смерти» болезни или проблемы. Параллельно с этим растет его воля и уверенность в собственных силах.
Это является конечной целью и задачей танатотерапии: в результате умирания и смерти прежнего качества (проблемы) происходит трансформация личности.
Запускаются биологические механизмы, позволяющие производить изменения непосредственно на уровне тела, что, в свою очередь, приводит к изменению стереотипов поведения, без получения готовой модели, сознательного образа себя и своих стереотипов. Таким образом, в процессе работы в танатотерапии используются не социальные, а биологические ресурсы трансформации.
В этом заключается основное отличие танатотерапии как подхода от других подходов в психотерапии, телесно-ориентированной психотерапии.

Глава II. Практическая часть.
В практической части нашего исследования принимали участие две женщины.
Случай 1. Клиентка 24 года. Замужем 2 года. На танатотерапию пришла вместе с мужем. Они хотят ребёнка и не предохраняются. В детстве клиентке был поставлен диагноз «эпилепсия и судорожная готовность». По мнению врачей, родить и выносить ребёнка она не может, так как беременность обострит её эпилепсию. По сути, врачи запретили ей рожать. Внешне человек производит впечатление здорового и адекватного. Эпилептические приступы не повторялись со времён детства. Единственное, на что она жаловалась, это изредка приходящие
головные боли и тяжесть в голове. Боялась забеременеть из-за внушения врачей о неблагоприятном исходе беременности – появятся припадки, будет выкидиш.
Пришла с запросом на танатотерапию. Муж тоже положительно относится к танатотерапии и поддерживает жену. Иногда присутствовал при сеансах, освоил приём «театр прикосновений» и был готов помогать своей супруге.
Провели примерно 15 сеансов танатотерапии с периодичностью раз в неделю. Много работали с головой. После «театра прикосновений» шли приёмы «телесная гомеопатия на голову», «телесная магия» и «последовательность предъявляемых опор». Так же часто применяла приём «телесная магия» на руки и на ноги.
В процессе работы клиентка отмечала «облегчение» в голове, расслабление в области шеи и поясницы, лёгкость в голове, ушло ожидание приступов боли, которые возможно появились бы при беременности.
Примерно через 2 месяца после начала курса сеансов танатотерапии наступила беременность. В течение первого месяца беременности продолжали сеансы танатотерапии. В основном, применяли приём «телесная гомеопатия» и «последовательность предъявляемых опор».
По словам клиентки, она обрела уверенность в себе, в том, что может выносить и родить ребёнка. Ещё примерно через месяц клиентка с мужем переехала в другой город к своим родителям, где она благополучно выносила и родила ребёнка.
Случай 2. Клиентка, 30 лет. Имела нетрадиционную сексуальную ориентацию, жила с женщиной. Познакомившись с мужчиной, поняла, что хочет измениться, иметь традиционную сексуальную ориентацию и завести детей, но не знает, как это сделать. Она была девственницей, никогда прежде не имела сексуального контакта с мужчиной. Будучи знакома с танатотерапией (была на двух семинарах Института Танатотерапии), осознала необходимость «умереть» в одном аспекте и заново «родиться» в другом.
В общей сложности провели 20 сеансов с периодичностью один раз в неделю.
Примерно через два месяца её партнёр переехал к ней, они стали жить втроём. Спустя ещё какое-то время клиентка приняла осознанное решение жить с мужчиной.
Но у клиентки был страх, как она после такой жизни, которую воспринимала как неправильную, сможет стать матерью. Поэтому продолжали сеансы танатотерапии. Наряду с танатотерапией, использовали техники и приёмы телесно-ориентированной психотерапии, направленные на работу с паховой областью (Райх, Лоуэн, Вернер).
Сеансы были прерваны на три летних месяца. Осенью клиентка забеременела. Беременность протекала нормально, клиентка родила близнецов.

В начале исследования мы сформулировали гипотезы.
На наш взгляд, причиной бесплодия являются различные внутриличностные конфликты, как разновидности нарушений связи с процессами смерти и умирания. Один из конфликтов – невозможность принятия естественных возрастных изменений: смерть девушки, в результате которой должна родиться женщина, мать.
Так же внутриличностный конфликт можно рассматривать как конфронтацию «социальной» личности и «биологической». Проблема страха смерти «социальной» личности порождает проблему сверхконтроля сознания, препятствуя естественным биологическим процессам.
Особенности работы в танатотерапии позволяют разрешить подобные внутриличностные конфликты: снизить сверхконтроль сознания, вернуть природную опорность телу и восстановить естественные связи с процессами смерти и умирания.
В случае 1, на наш взгляд, изначально у клиентки были слабые внутренние опоры. Она была неуверенна в себе, в собственных силах, боялась довериться своему собственному ощущению здоровья, в силу чего легко поддалась внушению врачей, которые убедили её в неблагоприятном исходе задуманного. Тем не менее, клиентка при поддержке мужа пыталась забеременеть, но сознательно (и бессознательно) испытывала страх перед возможными проблемами, которые казались ей неизбежными. Это, в свою очередь, привело к усилению сверхконтроля
со стороны сознания, который, как мы знаем из литературного обзора, препятствует естественным биологическим процессам в организме (в данном случае, невозможность зачатия ребёнка).
В процессе проведения сеансов танатотерапии мы восстановили естественные опоры в теле. Имея хорошую опорность, тело постепенно «заземляло» страхи, и сверхконтроль со стороны сознания снижался. Об этом, на наш взгляд, свидетельствуют результаты:
- клиентка отмечала «облегчение» в голове;
- расслабление в области шеи и поясницы;
- ушло ожидание приступов боли, которые возможно появились бы при зачатии;
- наступила беременность;
- клиентка выносила и родила ребёнка.

Во втором случае, на наш взгляд, имеет место внутриличностный конфликт, как нарушение процессов смерти и умирания. Клиентка осознала необходимость «умереть» в одном качестве и заново «родиться» в другом, но не находила в себе ресурсов к этим изменениям. В этом случае хочется подчеркнуть, что во время сеансов танатотерапии, терапевт, помимо выполнения приёмов и техник, своим присутствием, принятием, заземлённостью давал клиенту дополнительное ощущение опоры. В процессе сеансов запускались биологические механизмы,
которые производили изменения непосредственно на уровне тела, что, в свою очередь, привело к изменению стереотипов поведения. Таким образом, запустились биологические ресурсы трансформации, которые привели к осознанию и возможности принять себя в новой роли, в данном случае – женщины и матери. Клиентка обрела полноценную семью и родила близнецов.
Выводы.
На основе проведённого анализа теоретических данных и практической работы мы подтвердили гипотезу нашего исследования. На наш взгляд, причиной бесплодия являются различные внутриличностные конфликты, как разновидности нарушений связи с процессами смерти и умирания. Один из конфликтов – невозможность принятия естественных возрастных изменений: смерть девушки, в результате которой должна родиться женщина, мать. Так же внутриличностный конфликт можно рассматривать как конфронтацию «социальной» личности и «биологической».
Проблема страха смерти «социальной» личности порождает проблему сверхконтроля сознания, препятствуя естественным биологическим процессам. Особенности работы в танатотерапии позволяют разрешить подобные внутриличностные конфликты: снизить сверхконтроль сознания, вернуть природную опорность телу и восстановить естественные связи с процессами смерти и умирания.
На наш взгляд, данная работа может быть интересна широкому кругу читателей, а в особенности парам, страдающим бесплодием, проблемами зачатия и невынашиваемостью.
Список литературы:
1. Андриенко Олег, http://www.ekzot.com.ua
2. Баскаков В.Ю., «Свободное тело. Хрестоматия», Москва, 2004 г.
3. Баскаков В.Ю., «Танатотерапия: теоретические основы и практическое применение», 2006 г.
4. Газарова Е., «Танатотерапия: система и метод».
5. Данилин А.Г., Галлюциногены, психоделия и феномен зависимости, Москва, 2003 г.
6. Ермошенко Б.Г., Крутова В.А. «Роль психологических факторов при бесплодии (обзор литературы)», Успези современного естествознания, №8-2005.
7. Иванов П.М., «Танатотерапия в клинике нервной анорексии», http://thanatos.oedipus.ru/tanatologiya/ivanov_p_m_tanatoterapiya_v_klinike_nervnoi_anoreksii.
8. Лоуэн А., «Психология тела», 2006 г.
9. Миролюбов Ю.П., «Сакральное Руси»., в двух томах, 1996, 1997 г.г.
10. Налетова, А. Н. Пограничные психические расстройства у женщин, страдающих различными формами бесплодия: Автореф. дис… канд. мед. наук. – М., 1998.
11. Оден Мишель «Первичное здоровье. Проект нашего выживания», 1986.
12. Понкратьева Н., «Четыре базовые проблемы. Проблема опор. Проявление и терапия», Институт Танатотерапии, курсовая работа, - С-Пб, 2009.
13. Психология. Словарь.,1990.
14. Скрицкая Т.В. «Материнсктво как социально обусловленный феномен», «Вестник Кемеровского Государственного Университета» №2 (22). Кемерово: "Компания ЮНИТИ", 2005.
15. Тимошенко Г.В., Леоненко Е.А., «Работа с телом в психотерапии: практическое руководство», 2006г.
16. Федорова Т.А., «Бесплодие неясного генеза: некоторые аспекты диагностики и лечения», «Гинекология. Журнал для практических врачей», Том 05/N 3/2003.
17. Ясницкий М.С., «Потребностные ориентации личности как динамическая система, Кузбассвузиздат, 2000 г.
18. www.chance.ru/news/index.html?m2rj10f
19. www.telesnost.com
20. www.cironline.ru


В избранное