Рассылка "Вопросы и ответы для родителей. От сайта "ЗАЧЕМ?"
Выпуск № 87
Если ребенок балуется, делая домашние задания - это проблема?
Последний выпуск рассылки "Знания, обреченные на успех" можно прочитать ЗДЕСЬ. Он называется "МИНИКУРС - результаты".
(Вопрос)
Здравствуйте Катя.
Я очень рада, что подписалась на ваши рассылки. У меня есть проблема или нет? Я немножко запуталась. Я мать двоих детей: мальчик - 7 лет и девочка - 6 лет. Талантливые дети, но с Захаром больше проблем, он первоклассник, умный, веселый, но как будто балуется, делает домашние задания неаккуратно, наспех, с ошибками и постоянно зачеркивает ошибки. Я сначала была рядом, обясняла, как нужно делать, потом пробовала научить его самого выполнять дом. зад, а теперь пишем снова вместе,
но я все время пытаюсь успокоится, не нервироваться. Как мне решить эту задачу?
Оксана
(Ответ) Здравствуйте, Оксана!
Не совсем понятно, правда, о какой именно задаче Вы говорите?:)) Дело не в том, что я не понимаю. А в том, что Вы не совсем понимаете, что хотите. Вы хотите перестать нервничать или чтобы ребенок сам научился делать уроки? Или чтобы он умел их делать аккуратно? Это ведь все разные цели:))
Ну ладно, давайте по порядку. Почему Вы решили, что первоклассник обязательно должен уметь все делать правильно? А именно - аккуратно, не наспех, без ошибок, не зачеркивая ошибки (это место мне особенно понравилось:))). Первый класс - на то и первый, что это только начало. Почему Вы ждете от него таких быстрых результатов? Он ведь в школу пришел, чтобы всему этому научиться. Или не так? Для чего он, по Вашему мнению, пришел в школу?
Кстати, если она - школа - ему нравится, то стоит этим и мотивировать его аккуратность. И стремиться к тому, чтобы он САМ делал свои уроки. Разве Вам нравится мысль о том, что Вы так и будете делать вместе с сыном уроки до конца школы - понукать его, "строить", заставлять? Оно Вам надо? Или эта мысль Вам по душе? Тогда, конечно, продолжайте.
Если школа НЕ нравится, то нужно разобраться с мотивацией (хотя у меня сложилось впечатление, что нравится), как ходить в школу и получать от этого процесса удовольствие.
Я Вам, Оксана, очень рекомендую поставить себя на место Вашего мальчика - уверена, что ребенок просто великолепен, живчик и замечательный пацаненок! Итак, вот задали ему задание. Он садится, а дел-то вокруг интересных куча!!! И то нужно сделать, и это хочется, и вон то! Что же предпочесть?! Ну, ладно, уроки - так уроки. Садится. Хочется-то побыстрее! И не только потому, что дел куча, но и вообще хочется побыстрее - вы его понимаете в этом? Пишет, пишет - оп, ошибка! Ну что с ней делать? Зачеркнем
- это же ошибка! Ну, потом, наверное, вспомним, что этого делать не стоило, но ведь была "неправильность", а из нее нужно было сделать "правильность". Вот и получилась - зачеркнутая ошибка. Вы его в этом понимаете? Бывает, что Вам хочется не делать аккуратно, а сделать побыстрее, чтобы заняться другими делами или чтобы получить результат побыстрее, чтобы его, например, попробовать?:))
То, что Ваш мальчик балуется, на мой взгляд, совершенно нормально. Он же маленький. Он мальчик. Он живой. Он ребенок. Если захочет, он обязательно научится тому, что ему необходимо. Не сразу, но научится. И наиболее успешно этот процесс будет происходить, если он САМ будет делать. А Вы будете постепенно устраняться. Ну и что, что сначала будут ошибки? Зато ребенок научится большему - САМ делать свои уроки и САМ отвечать за качество работы. Как Вы думаете, приобретение этих навыков стоит Вашего
терпения? Можно побеседовать с учителем на эту тему. Если учитель адекватный, он пойдет на встречу. Может быть, на время закроет глаза на неаккуратность.
Прочитала Ваше письмо своему старшему сыну. Он учится в третьем классе. Можно сказать, что у него экспертное мнение по тому, как делать уроки:)) Он сказал: пусть делает уроки сам! И посоветовал написать эти пословицы в ответе. Наверное, для передачи Вашему сынуле от моего:)))
"Что сделано наспех - то сделано насмех"
"Наскоро делать - переделывать"
Да, он попросил спросить: понравились ли переданные им поговорки?:)