Последний выпуск рассылки "Знания, обреченные на успех" можно прочитать ЗДЕСЬ. Он называется "Золотая середина воспитания".
(Вопрос)
Нашему мальчику 3.6 лет. Очень интересный возраст, но в тоже время и не простой. Кризис 3 лет со всем семизвездием в разгаре, к счастью, литература на эту тему обширная и помогает нам правильно поступать при каждой новой "провокации" с его стороны. Вначале было трудно, теперь уже просто интересно - ведь он становится взрослым прямо на глазах.
Но мы не можем ему объяснить, что сидеть на уроках - это не наказание, и что заниматься - это интересно. Мы живем в Канаде и в prescool, в которую ходит наш мальчик, их готовят к школе (математика, французский, английский и факультативный русский). Так вот учиться он не хочет. Как быть? Что делать? Другие сверстники уже читают по слогам. Я не хочу заставлять, но и не знаю, как заинтересовать. Спасибо.
Edward
(Ответ) Здравствуйте, Edward!
Честно говоря, я не понимаю - ну, совсем не понимаю!!! - зачем ребенку в три с половиной года учиться читать, знакомиться с математикой и другими языками. Я прекрасно понимаю, когда все это обучение происходит само собой. Скажем, в семье папа и мама разговаривают на разных языках и ребенок начинает автоматически впитывать оба языка. Или папа-математик все время расписывает задачки и вместе с отпрыском решает в форме игры простейшие
задачки или засиживаются за шахматами. Тут вроде все ясно. Обучение в жизни, жизнь в обучении. Игра в жизни, жизнь в игре. Самый эффективный способ научиться чему-либо.
Но когда обучение в 3,5 года происходит принудительно, специально... Не понимаю. В этом возрасте ребенок копирует и познает мир через ощущения, через игру. Ему в этом возрасте знания, как таковые, неинтересны. Ничего удивительного в том, что ребенку в этом возрасте неинтересно учиться! Ему интересно жить, познавать!
И даже больше - если ребенок недополучит ощущений и игры в этом возрасте, ему будет их не хватать потом, позже, в другие возрастные периоды. Есть замечательная фраза: "Всему свое время". По-моему, ее стоит осмыслить родителям, старающимся втолкнуть в дитя побольше знаний, информации, опыта, когда он к этим знаниям просто еще не готов. Не готов морально и физически.
Например, в вальдорфской школе существует критерий принятия в первый класс - у ребенка должен выпасть первый зуб. Это свидетельствует о готовности физического тела к новому этапу в жизни ребенка. А Вы говорите - 3,5 года!
Разумеется, можно впихнуть знания. Тем более, что современные дети очень легко впитывают информацию. Но принесет ли это им пользу в будущем? Научатся ли они радоваться миру, если недоощущали? Научатся ли они смотреть на мир легко, особенно в сложных ситуациях, если они недоиграли? Не получатся ли из детей роботы, которые не умеют чувствовать, а значит и не способны быть счастливыми? Ведь счастье - это не материальная вещь, это ощущение.
Я прекрасно понимаю, что для той местности, где Вы сейчас живете, учить ребенка читать в 3.5 года - норма. Но это Ваш ребенок. И можно ориентироваться на те цели, которые Вы ставите сами для себя. А не на те, которые ставит общество, в котором Вы и ребенок сейчас живете.
На сегодня прощаюсь с вами!
До скорых встреч!
Катя Мануковская
Дорогие друзья! Получить какую-либо пользу от моих ответов, вы сможете только ПОЛНОСТЬЮ отвечая на те вопросы, которые я задаю!
Просьба и пожелание! Буду рада, если вы напишите мне, как вы применяете в жизни то, что узнаете из моих ответов, и что удалось изменить в жизни, благодаря им.