Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Новости Центра апологетических исследований


Информационный Канал Subscribe.Ru

НОВОСТИ
ЦЕНТРА АПОЛОГЕТИЧЕСКИХ
ИССЛЕДОВАНИЙ

2-8 декабря 2005 года


ОГЛАВЛЕНИЕ:


ЦЕРКОВЬ ИИСУСА ХРИСТА СВЯТЫХ ПОСЛЕДНИХ ДНЕЙ / МОРМОНЫ

Сен. Гарри Рейд

Мормоны в Америке

Большинство американцев, вероятно, мало что знает о Церкви Иисуса Христа Святых последних дней — церкви мормонов — если не считать ее знаменитого Храмового хора. Но в наши дни семья мормонов вполне может оказаться вашими соседями. Лидер демократов в Сенате, сенатор Гарри Рейд из Невады, — мормон, также как губернатор Массачусетса и возможный кандидат в президенты США Митт Ромни. Семья Мэриотт, владеющая одноименной цепью гостиниц, — тоже мормоны. Сегодня эта церковь насчитывает почти шесть миллионов членов в США и еще шесть миллионов членов в других странах. Их храмы можно найти повсюду от Лос-Анджелеса до Бостона и Вашингтона, говорит ведущий программы Sunday Morning Чарльз Осгуд. Мормоны в США растут так быстро, что теперь уступают в размерах лишь католикам, южным баптистам и объединенным методистам.

Сьюзан и Мэтт Ройялл живут на севере штата Виргиния. У Сьюзан есть две дочери от предыдущего брака, и она ждет третьего ребенка. Мэтт вырос в католической семье, но они с женой искали себе новое духовное пристанище. «Я выросла в епископальной церкви, — говорит Сьюзан. — Я ничего не знала о мормонах. Совсем ничего. И когда миссионеры вошли в эту дверь, я была поражена. Словно дыхание… словно в меня вошло дыхание жизни». Это переживание оставило несомненный след в жизни Сьюзан. Она вспоминает свою первую встречу с миссионерами мормонов: «Мне казалось, что вся соя кожа горит. Я всегда хотела ощутить это в церкви, но у меня никогда не получалось». Мэтт добавляет: «Да, так и было. Чувство было очень сильное». Мэтт и Сьюзан крестились в церкви СПД в апреле 2004 года.

Ричард Остлинг

«Теперь моя вера — стержень моей жизни», — утверждает Сьюзан. Супруги Ройялл говорят, что их привлекли истории из Книги Мормона, которую церковь СПД считает дополнением к Библии. Каждое лето события этой книги воспроизводятся актерами во время шоу, устраиваемого в штате Нью-Йорк, в тех местах, где зародилась церковь.

«В истории мормонов, на мой взгляд, есть два поворотных момента, — говорит Ричард Остлинг, главный религиозный обозреватель агентства «Ассошиэйтед Пресс».— Во-первых, это принятое в 1890 году под давлением правительства и Верховного Суда США решение отказаться от многоженства». Второй поворотный момент приходится на 1978 год, когда церковь СПД отменила запрет на полноправное членство для чернокожих. «Когда церковь СПД избавилась от двух этих проблем, она обрела свободу и получила новый толчок в развитии», — говорит Остлинг.

Остлинг, автор книги «Мормонская Америка» говорит, что росту церкви СПД способствует и упор, который она делает на семейные ценности. «Я думаю, что люди хотя стабильности и хотят знать свои корни», — считает он. Это объясняет успехи ортодоксального иудаизма, евангелического протестантизма и прочих религиозных групп. Но мормоны, однако, опережают всех.

Остлинг говорит, что, хотя корни церкви СПД и находятся в Америке, ее влияние не ограничивается одной страной: «Я думаю, можно обоснованно утверждать, что в настоящий момент мормонизм является новой мировой религией».

CBS Broadcasting Inc., 18.12.2005

к оглавлению

Расовое многообразие способствует росту церкви СПД

Группа мужчин и подростков разного цвета кожи раздает хлеб и воду, поднося их участникам церемонии на серебряных подносах. Собравшиеся поют гимн «Придите к Младенцу, верные, с весельем» — голоса чернокожих, латиноамериканцев и белых сливаются в одном хоре. Эта сцена наглядно свидетельствует, что Церковь Иисуса Христа Святых последних дней, которая празднует 200-летие со дня рождения своего основателя, Иосифа Смита, уже состоит не только из белых жителей штата Юта, но и включает в себя людей с другим цветом кожи.
По всей территории США открываются или строятся новые здания для общин, состоящих преимущественно из чернокожих или испаноязычных членов. И хотя церковь не ведет статистику по цвету кожи, мормонов за пределами США теперь насчитывается больше, чем в самой стране, — за девять лет количество членов церкви выросло на 133 процента в Африке, на 64 процента в странах Карибского бассейна и на 51 процент в Центральной Америке.

На протяжении всего 2005 годна церковь СПД во всем мире отмечала 200-летний юбилей Смита, который утверждал, что его посещали Бог Отец, Иисус Христос и ангел Мороний. Пик празднеств приходится на 23 декабря — день, когда Смит родился в штате Вермонт. Внимание прессы привлекают стремительный рост церкви, достигшей отметки в 12,2 млн. членов, и убеждения Смита, которого передовица журнала «Ньюсуик» описывает как «пророка и многоженца, гипнотизера и демагога, святого и грешника». Иногда журналисты просто не замечают того факта, что церковь, которую стереотипно считают «белой», определенно становится во более и более многонациональной.

Спенсер У. Кимбалл

Много лет минуло с тех пор, когда чернокожих мужчин не позволялось наделять священством. По оценкам Хорхе T. Бекерры, президента кола в одном из пригородов Солт-Лейк Сити, в штате Юта сейчас действует от 40 до 50 испаноязычных собрания. Семья Бекерры переехала сюда в 60-х годах из Мехико. «Латиноамериканские приходы уже существовали, но их было очень мало, и потому они, возможно, не чувствовали тесного родства с церковью, состоявшей преимущественно из белых людей», — говорит Бекерра, выросший в семье обращенных католиков. «На самом деле, ситуация здесь изменилась недавно — 10 или 20 лет назад. Испаноязычные приходы растут. Ни могут слышать евангелие на своем родном языке».

Представление о церкви со стороны чернокожих стало меняться в 1978 году, когда президент Спенсер У. Кимбалл заявил, что ему было дано «откровение», согласно которому право на получение священства больше не определяется цветом кожи. Дэрил Уайт, 60-летний профессор из колледжа Спелман, выросший в семье мормонов, но больше не живущий в соответствии с этим учением, говорит, что откровение 1978 года было большим потрясением для святых последних дней. «Спросите их, где они находились в тот момент, когда было дано откровение, — говорит Уайт, — и они вам ответят. Это все равно что спросить, где они находились в момент убийства Джон Ф. Кеннеди».

— Salt Lake Tribune, 17.12.2005

к оглавлению

Готова ли Америка увидеть своим президентом мормона?

Митт Ромни

Он заработал миллионы долларов на своих деловых предприятиях, спас скандально известную Зимнюю Олимпиаду 2002 года, завоевал сердца социал-консерваторов, добился расположение умеренного блока, может похвастаться своим внешним видом и, будучи республиканцем, сделал успешную карьеру в одном из самых либеральных штатов США.

В лице Митта Ромни, губернатора штата Массачусетс, который вчера только что не ринулся с места в президентскую гонку 2008 года, республиканцы нашли почти идеального кандидата. Если не считать одной потенциальной проблемы: г-н Ромни — мормон.

Объявив, что он не будет баллотироваться на второй срок в качестве губернатора штата — давно ожидаемый шаг, который расчищает ему дорогу к борьбе за Белый Дом в 2008 году, — г-н Ромни, по сути, задал любопытнейший политический вопрос: сможет ли мормон набрать достаточно голосов, чтобы стать президентом Соединенных Штатов?

Г-н Ромни, которого аналитики по обе стороны политического водораздела считают серьезным конкурентом на выборах 2008 года, был избран губернатором штата Массачусетс — одного из самых демократических среди всех демократических штатов — за умеренную позицию по социальным вопросам. Однако за минувший год он переменил свои взгляды на социальные вопросы, важные для религиозных консерваторов, которые составляют основу республиканской партии и оказывают огромное влияние на результаты предварительных выборов. Г-н Ромни как-то обмолвился, что аборт должен быть «безопасным и легальным», но теперь отказывается от своих слов. Он наложил вето на решение Верховного Суда штата Массачусетс о легализации однополых браков. Назвав себя «красным пятнышком на синем штате», он занял консервативные позиции по вопросам о смертной казни, исследования стволовых клеток и контроля за рождаемостью.

Оррин Хэтч

Однако Мануэль Миранда, глава одного из консервативных альянсов, говорит, что многие евангелические христиане считают мормонов — Церковь Иисуса Христа Святых последних дней — культом. В 2000 году г-н Миранда был в команде Оррина Хэтча, сенатора от штата Юта и мормона, когда тот потерпел неудачу, не став кандидатом от республиканской партии на президентских выборах. «Хэтч организовал социологическое исследование и выяснил, что более 60% американцев не стали бы голосовать за мормона».

Ричард Чизик

Ричард Чизик из Национальной ассоциации евангелических христиан заявил, что мормоны не христиане, и что реакция избирателей на г-на Ромни в роли кандидата в президенты будет обусловлена глубокими богословскими разногласиями. Взгляды евангелического сообщества могут измениться, если главным противником г-на Ромни окажется Рудольф Джулиани, бывший мэр Нью-Йорка, который занимает умеренную позицию в социальных вопросах и поддерживает совершение абортов.

Рудольф Джулиани

Фрэнк Лунтц, социолог-республиканец, полагает, что убеждения г-на Ромни не будут играть существенной роли. Его наибольшая проблема, по словам Лунтца, заключается в том, что он родом из Массачусетса. Хотя и Ромни удалось сбалансировать бюджет штата, снизить налоги и улучшить систему образования, «из Массачусетса никогда еще не выходил ни один республиканский кандидат».

Г-на Ромни также могут назвать «перевертышем» — именно это обвинение принесло столько проблем последнему кандидату в президенты от Массачусетса, человеку с невероятно густой шевелюрой, Джону Керри.

Джон Керри

Последним президентом, вышедшим из Массачусетса, был Джон Кеннеди, который с успехом преодолел все сомнения, связанные с тем, что он должен был стать первым католиком в Белом Доме.

Г-н Ромни черпает поддержку в примере своего отца-мормона, Джорджа Ромни, который был губернатором штата Мичиган. Президентская кампания Ромни-старшего в 1968 году развалилась после его признания, что его «против воли заставили» поддержать войну во Вьетнаме. «Однако до того момента, — говорит Стив Гесс и Брукингского института, — не было ни малейшего сомнения в том, что он мог победить на выборах».

— The Times, 16.12.2005

к оглавлению

В Киеве расплодятся мормоны

Место будущего киевского храма мормонов (2004)

Всем уж, наверное, доводилось сталкиваться с мормонами — они же служители Церкви Иисуса Христа святых последних дней. Это парни в галстуках, с рюкзачками за спиной, которые гуляют по городу и, изъясняясь на английском языке, предлагают прохожим купить у них Книгу Мормона. Скоро их должно стать больше, пишет «Газета по-киевски».

Как пояснил первый советник президента религиозного управления церкви мормонов Юрий Королев, стать мормоном можно, только пройдя специальный обряд крещения в одном из ста храмов Церкви Иисуса Христа святых последних пней. Это значит отказ от курения, алкоголя, наркотиков и многого другого, вплоть до кофе и чая, которые, по мнению мормонов, тоже вредны. На сегодняшний день желающих креститься возят в ближайшие храмы во Франкфурт или Стокгольм.

Возведение храма запланировано и в Киеве. Когда начнется его строительство, сказать пока сложно, но место уже определено — он будет примыкать к молитвенному дому этой церкви на ул. Срибнокильской.

УРА-Информ, 22.12.2005

к оглавлению

ДВИЖЕНИЕ ВЕРЫ

Лидер «Посольства Божьего» надеется, что опыт этой секты поможет проведению «оранжевой революции» в России

Александр Дзюба

Александр Дзюба, который создал в 2002 году первую общину «Посольства Божьего» в Москве, надеется, что опыт участия его секты в «оранжевой революции» на Украине поможет совершить подобное и на российской земле. «Я надеюсь, что российское общество уже в ближайшем будущем открыто заявит о своей гражданской позиции. Церковь не сможет остаться в стороне и будет защищать право граждан на свободные выборы и демократическое развитие», — заявил А.Дзюба в статье, размещенной в «Русском ревю» на сайте Кестонского института (Оксфорд, Англия). «Тогда придет время, — продолжил он, — и опыт „Посольства Божьего“ поможет в осуществлении „оранжевой революции“ в России».

Пока во главе с пастором А.Дзюбой предполагается зарегистрировать Ассоциацию церквей «Посольства Божьего» (в рамках Российского объединенного союза христиан веры евангельской, которой руководит епископ Сергей Ряховский), пишет болгарская газета «Русия днесь». При этом А.Дзюба характеризуется как «организатор и руководитель нового миссионерского содружества в России». «Наиболее влиятельным в политической сфере движением стала церковь „Посольство Божье“, миссионеры которого после 2000 года стали активно основывать общины на территории России. Для многих российских пресвитеров стратегия развития крупнейшей на Украине пятидесятнической церкви является примером для подражания», — отмечает издание.

В свою очередь сам руководитель российской ячейки секты А.Дзюба заявил, что «у „Посольства Божьего“ в России уже есть определенные успехи, московская церковь ведет активную работу с деловыми людьми», и выразил надежду на то, что «наши кандидаты вскоре будут баллотироваться в различные органы власти».

— Интерфакс, 16.12.2005

к оглавлению

ГРИГОРИЙ ГРАБОВОЙ / ПАРТИЯ ДРУГГ

Секта Грабового открыла офис рядом с церковью

Секта Григория Грабового, обещавшего воскресить бесланских детей еще осенью этого года, начала деятельность в Омске, где открыла свой офис прямо рядом с церковью.

Вероятно, это было сделано для того, чтобы легче было находить жертв, ведь храм — первое место, куда пойдет человек, потерявший близких, пишет во вторник газета «Комсомольская правда». За мнимое воскрешение умершего родственника сектанты просят больше тысячи долларов. Перед этим нужно еще пройти дорогостоящие тренинги, а если обратившийся за помощью еще и курит — семь тысяч рублей за специальный курс и непременное условие оставить пристрастие к табаку.
Судебное разбирательство по делу о мошенничестве, которое было начато после скандала с бесланскими детьми, формально еще не закончено, поэтому никакие взыскания и прекращение деятельности секты в законном порядке не применяются. По делу Г. Грабового в пресс-службе Моспрокуратуры заявили, что ничего определенного сказать не могут, пишет издание.

— Интерфакс, 20.12.2005

к оглавлению

В Челябинске вновь появились книги Грабового

После некоторого затишья книги с изложением учения сектанта и экстрасенса Григория Грабового вновь появились в книжных магазинах Челябинска. Корреспондент ИА REGNUM провел исследования в 5 книжных магазинах города и в 4 из них обнаружил книги или самого Грабового, или его последователей. Среднее количество изданий в каждом магазине составляет не менее 50 штук. Стоит отметить, что еще осенью администрация города пообещала разобраться и пресечь деятельность известной секты на территории города. Об этом сообщает «Седмица».

— Religare, 20.12.2005

к оглавлению

Амурским читателям книги Грабового предлагают в большом ассортименте

У претендующего на звание второго Иисуса Христа Григория Грабового остаются шансы увеличить число своих последователей за счет амурчан. В половине из 6 крупных книжных магазинов Благовещенска корреспонденту ИА REGNUM 21 декабря сообщили, что книги с учением Грабового у них есть в большом ассортименте (до 10 наименований) и отметили, что «берут их очень хорошо».

Попытку получить паству в Приамурье Григорий Грабовой сделал в конце сентября этого года, когда в Благовещенске появились листовки с надписью «Григорий Грабовой в Благовещенске» и номером телефона, по которому можно записаться на семинар экстрасенса. Журналистам одного из амурских изданий по телефону пояснили, что семинар Грабового состоится примерно через месяц. Его стоимость — 1 000 рублей и добавили — «желательно к семинару подготовиться. Для этого в книжных магазинах найдите книгу. Как только наберется народу на большой зал, так Грабовой сразу и приедет. О месте сбора вы обязательно узнаете из рекламных плакатов». Однако, позже выяснилось, что необходимой суммы для приезда Грабового собрать не удалось, и он отправился в Хабаровск.

О его теперешней деятельности в Приамурье у силовиков сведений не оказалось. Начальник отела информации УВД области Дмитрий Беломестнов пояснил корреспонденту ИА REGNUM, что по специфике работы отслеживают деятельность сомнительных граждан только по заявлениям пострадавших от них граждан, но пока таких заявлений нет.

Секретарь Благовещенской Епархии отец Олег в интервью корреспонденту ИА назвал Грабового шарлатаном, за деятельностью которого должны вести надзор представители силовых структур и сообщил, что о распространении кем-либо его учения на территории епархии неизвестно. «Если в Приамурье возникли хотя бы предпосылки к его (Грабового) появлению, священники на приходах сразу бы сообщили об этом в управлении, т.к. за этой ситуацией мы следим», — подчеркнул отец Олег.

Справка ИА REGNUM: Григорий Грабовой, основатель, по мнению экспертов и РПЦ, тоталитарной секты, родился 14 ноября 1963 года в поселке Кировском Чимкентской области Казахской ССР. В 1986 году окончил Ташкентский Государственный Университет по специальности «механика». Известен своими заявлениями о том, что он Иисус Христос, а также опытами по воскрешению мертвых.

Наиболее кощунственный скандал, связанный с его именем, — это предложение матерям, потерявшим детей в Беслане осенью 2004 года, воскресить их детей, если они передадут ему компенсацию, полученную от федерального правительства. Позже на своем сайте Грабовой говорил, что не планировал брать деньги с матерей. Несмотря на абсурдность обещаний, комитет бесланских матерей был расколот на 2 лагеря: тех, кто поверил главе секты, и тех, кто был против. Это усилило и без того существовавшие слухи, что секта Грабового выполняла заказ по дезорганизации работы жестко настроенного против властей комитета матерей.

В 2008 году Грабовой при поддержке партии ДРУГГ (Добровольцев, Распространяющих Учение Григория Грабового — прим. ИА REGNUM) собрался баллотироваться на пост президента России, обещая первым же своим указом отменить смерть на территории страны. Численность секты Грабового пока не удается установить, однако по некоторым данным в регионах России трудятся порядка 3 000 организаторов мероприятий, связанных с его «учением».

ИА REGNUM

к оглавлению

"Топ-Книга" отказалась продавать Григория Грабового (Новосибирск)

Одна из крупнейший российских книготорговых сетей «Топ-книга» ввела «внутренний запрет» на продажу через свою сеть книг Григория Грабового, книг о нем других авторов, а также аналогичных изданий, и изъяла подобные книги из всей розничной сети. Как сообщила 19 декабря ИА REGNUM начальник отдела связей с общественностью «Топ-книги» Лариса Рогозина такое решение принято в связи с возбуждением прокуратурой уголовного дела против Грабового. (По информации ИА REGNUM, в данный момент идет прокурорская проверка деятельности секты. О возбужденном деле агенству ничего не известно).

Если уголовное дело против Грабового развалится, то судьбу его произведений будут рассматривать в компании отдельно, исходя из всех имеющихся мотивов. В то же время, как отметила Рогозина, никаких запросов от представителей церкви по поводу книг Грабового в компанию не поступало, хотя обращения церкви в «Топ-книгу» случаются чуть ли не ежедневно.
Что касается того, что книги Грабового предлагаются к продаже на официальном сайте «Топ-книги» в разделе «Интернет-магазин», то это факт Рогозина объяснила техническими причинами: в компании готовят к пуску новый портал и интернет-магазин работает в тестовом режиме.

Справка ИА REGNUM: ООО «Топ-Книга» было создано в 1995 году в Академгородке Новосибирска. С 2000 года организована сеть фирменных книжных магазинов «Книгомир». В 2004 году открыт книжный гипермаркет «Лас-Книгас» в Москве, с последующим созданием сети гипермаркетов. В настоящее время «Топ-Книга» объединяет шесть оптовых складов (Новосибирск, Тюмень, Москва, Ростов-на-Дону, Екатеринбург, Санкт-Петербург), 264 магазина в 117 городах России и продает более 3 млн. книг в месяц.

ИА REGNUM

к оглавлению

САН МЁН МУН / ЦЕРКОВЬ ОБЪЕДИНЕНИЯ

Преп. Мун посещает Барбадос

В воскресенье преп. Мун прибыло на Барбадос по пути своего стремительного 100-дневного вояжа по 100 странам мира с целью представить вновь созданную им Федерацию мира во всем мире, которую он превозносит как эталон мирного сосуществования.

Прошлым вечером, выступая с программной речью в Шербурнском конференц-центре, Мун отметил, что XX век был эпохой беспрестанной борьбы. Он подчеркнул, что Федерация мира во всем мире — это новая организация, которая должна прийти на смену существующей Организации Объединенных Наций и положить начало новому уровню всемирного руководства. Мун также заметил, что этой цели можно достичь лишь посредством любви и сохранения семейных ценностей. Признав, что ООН внесла важный вклад в дело мира, он все же заявил, что как внутри, так и вовне этой организации сложилось единодушное мнение, что она не выполнила поставленной задачи. Мун подчеркнул, что мир между народами недостижим до тех пор, пока люди, которым поручена эта задача, не разрешат конфликт между собственными разумами и телами.

С резким осуждением визита Муна выступило Движение им. Клемента Пэйна. Президент Дэвид Комиссионг утверждает, что одной из целей Муна является создать на Барбадосе плацдарм для послежующей деятельности. Он обвинил Муна в том, что тот проповедует богохульное учение, согласно которому Иисус Христос потерпел неудачу, поскольку не успел жениться и завести детей. Г-н Комиссионг обвинил барбадосскую Церковь в том, что она хранит постыдное молчание по вопросу о создании на острове мунистской церкви и не исполняет свой долг — оберегать духовное здоровье нации. Движение им. Клемента Пэйна обратилось к церковным лидерам с призывам разобраться в деятельности Муна и его организации и занять принципиальную позицию против любого проникновения этой организации в страну

CBC

к оглавлению

Преп. Мун выступает с пространной речью перед полупустым залом

Лидер Церкви Объединения преп. Сан Мён Мун вчера прибыл в Гайану с целью принять участи в церемонии открытия своего всемирного движения за мир, однако визит одного из самых противоречивых религиозных лидеров мира прошел довольно незаметно.

Национальный культурный центр Джорджтауна

Мун также был разочарован тем, что на церемонию в Национальный культурный центр пришло около сотни человек, в том числе некоторые высокопоставленные лица. «Мне сказали, что соберется тысяча человек, но когда я прибыл, здесь оказалась лишь горстка людей и много пустых мест», — сказал Мун через переводчика во время одного из многочисленных лирических отступлений в своей речи. В своей речи Мун изложил свое видение мира во всем мире, новой организации, которая придет на смену ООН. «Если вы будете работать со мной, я помогу вашей стране выйте на первое место в мире», — сказал он и добавил: «Никто не звал меня сюда, но все происходит по воле Бога».

Между тем, Мун пренебрег указаниями, которые получил от администрации культурного центра, которая настоятельно просила его заканчивать, когда он превысил установленный регламент. Несмотря на то, что он начал говорить с опозданием, он игнорировал все требования администрации и продолжал говорить. Несмотря на свои 80 с лишним лет, он выглядел более живо, чем его постоянно сокращающаяся аудитория, которая заметно устала.
А у входа в центр, перед закрытыми дверями с нетерпением переминались члены церкви Адвентистов седьмого дня, которые пришли на свой концерт, назначенный на 8 часов вечера. Однако в половину седьмого выступление Муна все еще было в самом разгаре.

Мэр города Джорджтаун Гамильтон Грин вручил Муну и его жене символический ключ от города: «Несмотря на всевозможную пропаганду мы знаем, что это движение внесло значительный вклад в то, чтобы сделать свободу вероисповедания не просто словами».

— Stabroek News, 18.12.2005

к оглавлению

ОБЩЕСТВО СОЗНАНИЯ КРИШНЫ

Не допустим очередного витка экспансии тоталитарных сект: Обращение Епархиального собрания Тверской епархии к российской общественности в связи с обсуждением вопроса о кришнаитском капище в Москве

Арх. Виктор (Олейник)

Мы, участники собрания духовенства и мирян Тверской епархии, свидетельствуем о своей глубокой озабоченности, вызванной шумихой, поднятой в последнее время активистами Центра обществ сознания Кришны в России (ЦОСКР) вокруг их храма в Москве. Из сообщений СМИ стало известно, что представители тоталитарной секты кришнаитов уже не ограничиваются попытками добиться сооружения своего храма в престижном месте российской столицы, но и обращают свою агрессию на тех, кто высказывает свое мнение о нецелесообразности такого строительства. Так, было сообщено, что кришнаиты обратились в Прокуратуру с просьбой привлечь к ответственности одного из иерархов Русской Православной Церкви Высокопреосвященного Владыку Никона, Архиепископа Уфимского и Стерлитамакского, за то, что он направил открытое письмо мэру Москвы Юрию Лужкову, в котором выразил свою негативную позицию относительно создания кришнаитского капища в Москве.

Не касаясь сейчас вновь вопроса о том, что секта кришнаитов, вопреки их утверждениям, не имеет отношения к традиционному индуизму, а является псевдоиндуистской тоталитарной сектой (см.: Дворкин А. Л. Сектоведение. Тоталитарные секты: Опыт систематического исследования. Нижний Новгород, 2000. С. 277), остановимся лишь на двух моментах, раскрывающих по существу несостоятельность претензий сектантов. Использовавшееся ими в качестве своего храма помещение в Москве, было предоставлено кришнаитам на условиях договора аренды. Поскольку срок договора истек, беспредметными стали разговоры о необходимости предоставления им нового помещения взамен прежнего. С правовой точки зрения можно было бы вести речь лишь о возможности аренды другого помещения для использования его в культовых целях или приобретении такового в той мере, в какой это не противоречит действующему российскому законодательству (с учетом мнения горожан, проживающих в данном микрорайоне).

Глубокое недоумение вызывает также попытка развязать судебное преследование против Архиепископа Уфимского и Стерлитамакского Никона. Вероятно, господа сектанты не уважают элементарных демократических прав и свобод любого гражданина России, предполагающих, в частности, право беспрепятственного выражения своего мнения по любому вопросу. Совершенно очевидно, что таким правом обладает и Владыка Никон. Более того, в плане осуществления своего архипастырского долга он не только имеет право, но и обязан свидетельствовать об опасности, которую представляет собой любая тоталитарная секта, в том числе и кришнаиты.

В Определении Архиерейского Собора Русской Православной Церкви «О псевдохристианских сектах, неоязычестве и оккультизме» (декабрь 1994 г.) Международное Общество Сознания Кришны названо псевдорелигией. Международное Общество Сознания Кришны классифицировано как деструктивная религиозная организация (тоталитарная секта, деструктивный культ) в Ноте посольства Федеративной Республики Германии от 22 ноября 1995 г., Аналитическом вестнике Государственной Думы Российской Федерации «О национальной угрозе России со стороны деструктивных религиозных организаций» (1996 г.), Итоговом заявлении участников российской научно-практической конференции «Тоталитарные секты (деструктивные культы) и права человека» (Санкт-Петербург, январь 1996 г.), Итоговом документе Международной научно-практической конференции «Тоталитарные секты — угроза XXI века» (Нижний Новгород, апрель 2001 г.), Итоговом документе конференции «Тоталитарные секты — угроза религиозного экстремизма» (Екатеринбург, декабрь 2002 г.), Итоговом документе Международной научно-практической конференции «Тоталитарные секты и демократическое государство» (Новосибирск, ноябрь 2004 г.), а также во всей справочной литературе о религиозном сектантстве в современной России.

Проведенный специалистами анализ таких кришнаитских изданий, распространяемых сектантами в России, как «Бхагавад-Гита как она есть», «Шримад Бхагаватам» и др., показывает, что учение кришнаитов находится в вопиющем противоречии с их декларативными заявлениями о миролюбивом отношении ко всем людям и вероисповеданиям, что создает объективную угрозу социальному миру в стране. Отметим лишь, что в названных изданиях содержатся: идеи презрительного и оскорбительного отношения к другим религиям; утверждения, что «насилие, совершаемое в соответствии с принципами религии, намного выше так называемого „ненасилия“», и, соответственно, идея снятия ответственности с кришнаита за любое преступление, в том числе и за убийство, совершенное во имя целей кришнаитского движения; призывы к невыполнению гражданского долга перед государством, а вслед за этим отрицание обязанностей перед обществом и семьей («тому, кто занят служением Кришне, нет необходимости согласовывать свои действия с материальным миром, включая обязательства по отношению к семье, нации, человечеству в целом»; «как правило, люди привязаны к различным внешним обозначениям..., связанным с семьей, обществом, страной... Пока человек привязан к этим обозначениям, он считается материально загрязненным»); дискриминационное отношение кришнаитской доктрины к женщине; положения о возможности и оправданности лжи во имя целей Кришны, включая апологию пресловутого «трансцендентного мошенничества».

Разделяя позицию мэра Москвы Юрия Лужкова в вопросе о предполагавшемся сооружении кришнаитского капища в столице и пафос Открытого письма Архиепископа Никона, духовенство Тверской епархии призывает москвичей и всех россиян выразить свое мнение в поддержку противостояния действиям кришнаитов, ибо эти действия представляют очередной виток экспансии тоталитарных сект, ставшей на протяжении последних пятнадцати лет подлинной духовной агрессией против российского общества, его культурных традиций, чувства национальной самоидентичности граждан России.

От имени Епархиального собрания Тверской епархии + Виктор, Архиепископ Тверской и Кашинский 15 декабря 2005 г. г. Тверь.

— Русская линия, 16.12.2005

к оглавлению

МАРЧЕНКО / РАДАСТЕЯ

Центр имени св. Иринея Лионского разоблачает рекламную акцию тоталитарной секты

Евдокия Марченко

Центр религиоведческих исследований имени св. Иринея Лионского разоблачает рекламную акцию маргинальной тоталитарной секты, возобновившей свою хищническую деятельность под новой «овечьей» шкурой.

Речь идет о тоталитарной деструктивной секте «Радастея», основанной в середине 1990-х гг. в городе Миасс Челябинской области некоей Евдокией Марченко, и с тех пор расширившей свою деятельность на территорию всей России. Под другим названием — «Институт Ритмологии» — секта вновь заявила о себе, на сей раз под прикрытием некоего «Международного Центра Авиации». Сектанты пытаются пробить «небывалый» проект «установки на Южном полюсе обелиска мира», заручившись поддержкой уважаемых общественных деятелей, политиков и организаций. Очевидно и то, что высокие лица, поставившие свои подписи под этим проектом, просто не проверили, что это за мероприятие и были введены в заблуждение миротворческой риторикой. Таким образом, их имена стали использоваться для поддержки PR-акции одиозной секты.

Центр имени св. Иринея Лионского призывает ответственных лиц отказаться от поддержки проекта маргинальной тоталитарной секты и, таким образом, предотвратить появление сотен, а то и тысяч новых жертв сектантства.

— Патриархия.ru

к оглавлению

РАЗНОЕ

Интерес к анти-сектантской конференции в Татарске превзошел все ожидания

Крупная образовательная конференция «Современные особенности духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения» прошла в четверг в Татарске Новосибирской области. Как сообщили в пятницу корреспонденту Агентства национальных новостей в Новосибирском отделении Центра религиоведческих исследований, конференция была организована Новосибирской Епархией РПЦ и администрацией города Татарска при поддержке областной администрации. Организаторы ожидали, что интерес к конференции будет повышенный, однако количество участников превзошло все их ожидания. Зал на 450 мест не вместил всех желающих, приехавших из районов области. Люди стояли вдоль стен, в проходах, разместились вдоль сцены. По приблизительным оценкам организаторов конференции, всего в зале собралось более 500 человек.

С приветствием от имени управляющего Новосибирской и Бердской епархии Высокопреосвященнейшего архиепископа Тихона выступил игумен Феодосий. После этого торжественную часть открыл глава Татарской администрации Валерий Носков, заявив, что на территории района активно действуют несколько тоталитарных сект, прежде всего неопятидесятническая секта «Слово Жизни» и «Свидетели Иеговы». По словам главы района, секты создают проблемы, которые необходимо решать как можно скорее. От жителей Татарского района поступают жалобы на сектантов, которые агрессивно насаждают среди населения свое вероучение, свои взгляды, а также вовлекают в секту детей, отрывая их от семьи.

В Татарске до сих пор помнят тот скандал, который устроили сектанты по поводу публикации в районной газете статьи о противоправной деятельности неопятидесятников. Они подали на редакцию газеты в суд. Потом, правда, заявление забрали, но нервы людям потрепали изрядно. Это еще раз, по словам главы администрации, подтверждает известный факт – секты предпочитают, чтобы о них говорили, как о покойниках – либо хорошо, либо ничего. Все другие материалы критической направленности сектанты интерпретируют не иначе как разжигание межрелигиозной розни, оскорблении религиозных чувств и так далее.

Присутствующим в зале показали фильм «Потерянные души» о тоталитарных сектах, об их методах вербовки, о людях, пострадавших от деструктивных культов.

По мнению участников конференции, одним из самых интересных докладов был у подполковника милиции Сергея Кузьмича. Он говорил о работе татарского РОВД по противодействию тоталитарным сектам. Сергей Кузьмич подчеркнул, что милиции известно множество примеров противоправной деятельности сект, а также сказал о тех печальных последствиях, которые происходят с людьми, попавшими в секту.
Затем выступил директор татарской школы № 9 Сергей Миловский. Он заявил, что без изучения традиционных для России религий невозможно духовно укрепить подрастающее поколение и выработать у него иммунитет к различным псевдорелигиозным лжеучениям. По словам педагога, в России любят рассуждать о свободе вероисповедания, о правах человека, посетовать, что, дескать, европейское законодательство куда лучше нашего, и именно на него нам не мешало бы равняться. «Но при этом краснобаи предпочитают не замечать первого параграфа дополнительного протокола Европейской конвенции по правам человека, в котором говорится о необходимости вводить в школах изучение традиционных религий», — отметил Миловский.

Но основная часть конференции была посвящена докладу руководителя новосибирского отделения Центра религиоведческих исследований настоятелю собора во имя святого благоверного князя Александра Невского протоиерея Александра Новопашина. Доклад священника «Тоталитарные секты – угроза патриотическому воспитанию подрастающего поколения» длился более часа. «Я говорил о деятельности тоталитарных сект, как об идеологической диверсии против нашей державы, — рассказал по приезду корреспонденту АНН священник Александр Новопашин. – Для людей, полагавших, что сектанты просто „зарабатывают деньги“, это стало открытием. Мои утверждения не были голословными. Я приводил цитаты Адольфа Гитлера, который считал, что на завоеванных российских территориях необходимо насаждать сектантство, а также высказывания американских сенаторов, Мадлен Олбрайт и прочих печально известных политических деятелей, которые активно противостояли принятию российского закона свободы совести в 1997 году. Я подробно сказал о том, какие именно экономические санкции против России они применяли, для того, чтобы заблокировать принятие этого закона, и как сегодня правительств США пытается лоббировать интересы тоталитарных сект, в частности „Свидетелей Иеговы“».

На конференции распространялись православные книги, листовки антисектантского содержания, справочник «Тоталитарные секты», подготовленный сотрудниками Новосибирского отделения «Центра религиоведческих исследований», православный медицинский журнал «36,6 в Сибири» и газета «Православный миссионер», которая в последнее время стала очень популярной даже среди неправославных жителей Новосибирска.

— АНН, 16.12.2005

к оглавлению

Липецкий психолог строит секту по образу и подобию Грабового

Анатолий Некрасов

Оккультная секта, близкая по содержанию к лжеучению Грабового, создается в Липецке, уверен протоиерей Александр Зюзя, настоятель храма Рождества Христова. Речь идет о предстоящих в Липецке лекциях некоего психолога Анатолия Некрасова, председателя фонда «Новый образ», сообщили в пресс-службе Московской Патриархии.

«В Липецке появились афиши, презентующие лекции некоего „известного писателя и психолога“ Анатолия Некрасова. Это автор книг псевдонаучного оккультного содержания. Таковыми же являются и семинары — тренинги А. Некрасова», — пишет отец Александр. Он объясняет причину своих подозрений: «Реклама семинара Некрасова „Нетленное Тело“, встречающаяся в Интернете, утверждает, что „эта программа заинтересовала Г.П. Грабового. Содержание программы поможет каждому осознать реальность вечной жизни в физическом теле и приобщиться к процессу созидания своего ‚нетленного тела‘. Включает теоретические основы и практические упражнения работы с Сознанием и Телом…“». Кроме того, одна из работ А. Некрасова под названием «Самовоскрешение — тоже реальность» созвучна учению Грабового.

«Кто такой Григорий Грабовой, многим уже известно. И если уж шарлатана, глумящегося над родителями погибших в Беслане детей и обещавшего воскресить детей за тысячи долларов, а также объявившего себя Иисусом Христом и Пресвятой Троицей, заинтересовала работа Некрасова, следует задуматься, прежде чем идти на встречу с „известным психологом“», — подчеркивает настоятель храма.

Кстати, спрашивает отец Александр, неизвестно, имеет ли Анатолий Некрасов диплом психолога государственного образца, и какие лицензии имеются у этого психолога? В афишах об этом ничего не сказано. Кроме того, общеизвестно, что фонды и общественные организации не имеют права заниматься религиозной миссионерской деятельностью. Судя же по книгам А. Некрасова, его деятельность носит именно религиозный характер. Впрочем, этими вопросы должны интересоваться правоохранительные и надзорные органы.

Настоятель храма пишет, что учение новоявленного «психолога» несовместимо с христианским мировоззрением и это становится ясно после ознакомления с работами Некрасова. Так, например, в концепции фонда «Новый образ», возглавляемого Некрасовым, говорится: «Фонд помогает достроить деятельность и мировоззрение новыми измерениями, выводящими человека в новое состояние свободы и приближающими его к состоянию Творца. В пространстве фонда происходит изменение сознания, на порядки расширяющее возможности человека».

«В пространстве фонда „Новый образ“ каждый, входящий со своим замечательным миром (мир Анастасии, „государство Грабового“, „Команда мира“ Уолша, или другие) получает возможность проходить сквозь стены и перегородки между отдельными людьми, учениями, религиями, государствами, космическими цивилизациями, ушедшими душами и совместно решать любые эволюционные задачи. И это происходит благодаря приобретению нового мировоззрения и более глубокого состояния любви».

Очевидно, уверен протоирей Александр Зюзя, что речь здесь идет об оккультизме и сектантстве. И «мир Анастасии» и «государство Грабового» как и «команда Уолша», Православной Церковью признаются сектантскими. Сюда же вплетены «космические цивилизации и ушедшие души». Достаточно откровенно сам А. Некрасов признает, что «… в пространстве фонда происходит изменение сознания…». Специалисты в области сектоведения и психиатры технику изменения сознания, используемую в сектах, называют «промыванием мозгов».

"Истоки"

На сектантскую подоплеку учения, которое проповедует А. Некрасов, указывают его же работы. В своей книге «Истоки» А. Некрасов пишет: «Мы живем в Новой Эпохе — Эпохе Водолея. Осознание того, что мы перешли в Эпоху Водолея исключительно важно для человека. Таким образом, он выходит на космический уровень сознания и начинает понимать глубинные процессы, происходящие в мироздании и в себе самом. Это важно и для повседневной жизни — как минимум происходит понимание причин происходящего. Сейчас необходимо понять исключительно важную вещь — все прошлое отодвинулось, осталось в той эпохе! Земля поистине вошла через порог в новое пространство. Карма, родовые проблемы, груз прошлого стал значительно легче, для тех, кто сознательно не будет его притягивать и пытаться протащить в новое тысячелетие. Человек сейчас в значительно большей степени определяет свою судьбу сегодняшней жизнью, тем как он сейчас решает свои задачи „здесь и сейчас“. Сейчас самое лучшее время для того, чтобы взлететь и не тащить старые проблемы…». Из этого четко видно, говорится в послании отца Александра, что А. Некрасов один из тех, кто проталкивает в массы весьма популярное на Западе оккультное антихристианское движение «Нью Эйдж».

Еще цитаты: «В настоящее время Миру явлены новые представления о Боге и жизни, опубликованные в различных источниках, но наиболее полно и истинно в серии книг В. Мегре, Г. Грабового, Н. Уолша, в откровениях Учителей Крийя Бабаджи, Саи Баба, Фархат-Ата и др., которые могут и должны стать основой новой духовности, не разделяющей, а объединяющей людей, независимо от их вероисповедания и социального положения. Вот основные положения, которые мы принимаем в качестве основы нашего миропонимания и руководства в нашей практической деятельности. Новое представление о Боге ни от Кого не требует веры в Бога…». Или: «…Человек есть проявленный Бог! Человеку необходимо принять на себя ответственность и заявить — я есть проявленный Бог!...» (А. Некрасов «Мозаика моего мировоззрения») После прочтения подобного у православного христианина никаких вопросов об источнике некрасовского «учения» возникнуть не должно.

«Тем, кто по не знанию и неведению все-таки поддался „учению“ А. Некрасова и прочих „лжеучителей и лжепророков“, посещал их лекции и тренинги, необходимо напомнить, что им обязательно нужно покаяться, назвать этот грех на исповеди. Тот же, кто осознанно посещает оккультные лекции, принимает участие в так называемых „посвящениях“, и не желает раскаяться в содеянном, перестает быть (если был) членом Православной Церкви», — заключает свое обращение к верующим протоиерей Александр Зюзя, благочинный Липецкого церковного округа Липецкой и Елецкой епархии Русской Православной Церкви.

— АНН, 20.12.2005

к оглавлению

Есть ли бог на МАРСе?

Федор Шелов-Коведяев

Федор Шелов-Коведяев, последний православный президент религиозной правозащитной организации отвечает на вопросы "Религии и СМИ"

Покинув пост президента Евразийского отделения Международной ассоциации религиозной свободы (МАРС), Федор Шелов-Коведяев любезно согласился поделиться своими мыслями о религиозной свободе, об организации, которую он возглавлял больше года и правозащитной деятельности в этой сфере. На фоне развернувшейся дискуссии вокруг законопроекта об общественных организациях размышления известного правозащитника приобретают весьма актуальное звучание.

– Федор Вадимович, вопрос о руководстве МАРС – не просто очень интересен, он и очень актуален, тем более, что после 26 октября, когда вы покинули пост Президента, по всей вероятности в руководстве МАРСа произойдут существенные перемены. Кто руководит организацией?

– По уставу все общение с внешним миром осуществляется через президента ЕО МАРС. Политические решения принимает Совет. Он собирается раз в 3 месяца. Решения Совета утверждает президент. Я – человек абсолютно независимый и навязать мне свое решение было невозможно. Последнее слово – за президентом. Что касается технических вопросов – то это дело генерального секретаря.

Совет состоит из представителей тех организаций, которые входят в ЕО МАРС. Это представители всех религиозных течений, которые существуют в России, за исключением Русской Православной Церкви, которая с определенного момента перешла в статус наблюдателя.
В личном качестве присутствуют представители целого ряда научных сообществ, религиоведы из РАГСа, адвокаты.

Среди членов – мусульмане, буддисты, католики, вайшнавы, пять протестантских организаций, которые очень активны и всегда присутствуют на заседаниях Совета. В личном качестве присутствуют представители целого ряда научных сообществ – Анатолий Красиков, он же и почетный президент, Абдул Нуруллаев, сейчас исполняет обязанности президента, Ремир Лопаткин (РАГС), Сергей Иваненко (РАГС), адвокаты Галина Крылова и Лев Симкин. Некоторые из них придерживаются того или иного религиозного мировоззрения, некоторые – атеисты.

– Временно МАРС возглавляет Абдул Нуруллаев. Означает ли это смену курса, т.е отход от союза с РПЦ?

Абдул Нуруллаев

– Может быть. Ретроспективно я диагносцирую следующее: члены, придерживающиеся в совете атеистических убеждений с весны начали вести себя достаточно агрессивно, постоянно возбуждая страсти вокруг позиции РПЦ. Раздражение Иваненко и Нуруллаева, видимо, долго копилось…

– Как финансируется организация?

– Принцип самоокупаемости – один из главных. В МАРСе есть членские взносы. Содержание аппарата возлагается на ту организацию, которая из своей среды выделяет человека, который занимает пост генерального секретаря. Традиционно это адвентисты. Через адвентистскую организацию финансируется текущая деятельность, которая связана с аппаратом генерального секретаря. Им в данный момент является Виктор Викторович Витко, директор отдела общественных связей и религиозной свободы Западно-Российского союза церкви Христиан адвентистов седьмого дня Он сам и его секретарь получают зарплату в этой организации. Поездки генсекретаря тоже финансируются адвентистами. Президент работает на общественных началах. Зарубежное участие присутствует, когда проводятся общемарсовские мероприятия. Заседания экспертной группы, круглые столы финансируются организациями, которые входят в Евразийское отделение. Совет работает на общественных началах, никто никаких денег не зарабатывает. Кроме того, как выяснилось, отсутствует счет, что вообще ставит под вопрос легитимность организации.

Виктор Витко


– Не связана ли активизация МАРСа и ваше смещение с поста президента со слухами, что американская администрация выделила большие средства на защиту свободы совести в России?

– Чтобы весело поделить деньги? Так бы думать совсем не хотелось.

– Сотрудничает ли МАРС с органами власти?

– Мы установили определенные отношения с Уполномоченным по правам человека Владимиром Лукиным и обменивались определенными материалами. Уполномоченный был заинтересован, чтобы получать от МАРСа информацию – некую картину состояния религиозных свобод. В конце года Уполномоченный должен представить президенту соответствующий доклад, однако техническая работа, которой занимается генеральный секретарь не сделана. Мне кажется, что он с этим не очень справляется.

– МАРС плодотворно сотрудничала с РПЦ. Потом РПЦ вышла из МАРСа. Ваш комментарий.

– В определенный период РПЦ понизила статус своего присутствия в организации. В 1998 г. было знаменитое решение Конституционного суда, трактовавшее Федеральный закон 1997 г. "О свободе совести и о религиозных объединениях". В Преамбуле к Закону было отмечено, что в России традиционными являются только четыре религиозных направления – православие, иудаизм, ислам и буддизм. МАРС обратился в Конституционный суд за разъяснением. И вот здесь, как я понимаю, произошел очень жесткий обмен мнениями между представителями РПЦ и протестантскими организациями. Я думаю, что он был невыдержан, скорее, эмоционально, чем содержательно. Взаимные обвинения прозвучали, и РПЦ ограничила свое сотрудничество до уровня наблюдателя. Ситуация продолжала усугубляться.

С другой стороны, протестанты болезненно реагировали на заявления Дворкина. В конце февраля прошлого года в Сибири состоялось православное совещание, где был сформирован список тоталитарных сект, куда чохом попали все протестантские организации. Совет реагировал очень жестко, обвиняя Дворкина в том, что он дискредитирует РПЦ. Внутри МАРСа шла жесткая полемика, которая по мнению многих привела к состоянию стагнации.

– Почему тогда МАРС постоянно ищет возможности вернуть РПЦ в качестве постоянного члена?

– Присутствие РПЦ повышает статус организации и возможность влиять на действия РПЦ, что важно для западных партнеров, ведь российский МАРС – часть большой международной организации. Предлагая мне возглавить организацию в 2003 году, ее предыдущий президент Анатолий Красиков высказал общее мнение, чтобы во главе стоял человек православный. Это была традиция. До Красикова МАРС возглавлял Валерий Борщев, также православный христианин. С моим приходом связывались надежды на возвращение РПЦ в МАРС в качестве полноценного члена, на уровне ответственных работников ОВЦС. То есть хотели видеть на своих заседаниях о. Всеволода Чаплина.

– МАРС – это организация правозащитная, и в первую очередь правозащитная. Насколько она выполняет свою функцию по защите прав верующих?

– Правозащита – это когда вы защищаете общество от органов власти. А борьба одной общественной организации с другой – это не есть правозащита. Предполагалось, что МАРС станет площадкой для диалога между религиозными организациями, для вынесения рекомендаций властным институтам. Однако, в ситуации, когда мнение РПЦ существует отдельно от мнения некоего сообщества религиозных организаций, которые тем более находятся в непростых с ней отношениях, чиновники стараются отложить решение вопроса до отмашки сверху.
Когда мы говорим: должно заработать гражданское общество – мы имеем ввиду, что должны заработать институты гражданского общества, и с моей точки зрения МАРС мог бы быть таким институтом.

– Сегодня РПЦ сама начала активно заниматься правозащитной проблематикой. Как на это реагирует МАРС?

– Во время моего президентства эмоциональные выступления по поводу РПЦ были прекращены. Мы должны думать, как развивать свое собственное направление, а не о том, кто, чем занимается помимо нас. МАРС пока не добился, чтобы православные вернулись к ним в полном масштабе. Никаких официальных заявлений по этому поводу от имени МАРСа не было.

– Вы говорите о том, что внутри самого протестантского сообщества – жесткие конфликты. Кто из протестантов формирует идеологию МАРСа?

– Есть такое мнение, что МАРС – это затея адвентистов, и для них МАРС – это способ самореализации. Не знаю насколько это верно, но мне представляется, что когда речь идет о каких-то больших проблемах, на самом деле мы имеем консолидированную точку зрения протестантов. Они как бы держатся вместе. В частности, что касается активного нежелания наладить диалог с РПЦ. Любое действие РПЦ воспринимается как негативное. Я бы сказал, что сам взгляд на мир у них какой-то маргинальный.

Сергей Ряховский

По поводу отношений между протестантами. Судя по всему, действительно возникла большая ревность в связи с тем, что Сергей Ряховский узурпировал отношения с властью. Это вызывает определенное недовольство в среде протестантов. Такая ситуация рождает сомнение, что Ряховский уже даже не посредник в отношениях между протестантами и властью, а пробка. Многие члены МАРСа просили генерального секретаря более активно устанавливать связь с различными властными структурами: и с Эллой Памфиловой, и Михаилом Менем и другими. Но он этого не мог сделать в силу того, что не понимает специфики правозащитной деятельности. Он немолодой человек. Его прошлый опыт – это опыт мелкого партийного чиновника, который работал секретарем парткома на одном из киевских заводов. Он просто не тянет, не может преодолеть большевистский догматизм.

Отчасти ведь меня пригласили возглавить МАРС для того, чтобы, используя мои огромные контакты и личные связи, выйти на властные структуры, минуя Ряховского…

– Такого рода аппаратные игры оставляли место решению реальных политических задач?

– Мною была поставлена задача на консолидацию общества. И это было признано всеми как приоритет. Политическая это цель? Политическая. Все сейчас говорят о том, что гражданское общество должно участвовать в политической жизни страны. А как это сделать, если не иметь своей политической линии. Но то, что мы имеем фактически, скорее говорит об обратном. В частности моя отставка подтверждает, что работа на консолидацию общества – "марсианам" поперек горла.

МАРС – организация правозащитная и предполагается, что должна быть открытой, должна быть настроена на защиту прав граждан от чинуш, которые эти права душат. Вместо этого внутри организации происходят какие-то религиозные склоки, в том числе между самими протестантами. Мы не могли сформировать консолидированного мнения ни по одному вопросу. При этом со стороны протестантских деятелей постоянно звучали слова, что РПЦ ведет целенаправленную антипротестантскую деятельность. Это своего рода конспирология, а я к конспирологии отношусь чрезвычайно отрицательно. Больше года своей жизни я потратил на преодоление этого конспирологического маргинального сознания и в конце концов поставил вопрос об уходе.

– Чего ждать от МАРСа? Как он, на ваш взгляд, будет развиваться в России?

– Ощущение, что организация после моего ухода начнет потихоньку разваливаться не оставляет меня. В МАРСе две сильных группировки – протестантская и атеистическая. Остальные выполняют декоративную функцию. Первые две занимают агрессивную позицию, пропитанную конспирологией: православные попы лезут во власть, хотят подменить собой власть.

Но нельзя не учитывать, что из сознания русского народа никуда не исчезнет знание и понимание роли РПЦ в консолидации общества, государства, земли русской. Со стороны общества предпочтение к православию будет всегда. Потому что во все критические моменты истории церковь играла консолидирующую и конструирующую роль, она собирала земли, мирила врагов, принуждала обезумевших от амбиций бояр усмирить свою гордыню. Если не случится ничего сверхъестественного и Бог не отвернется, то, естественно, РПЦ будет доминировать.
Целый ряд протестантов не понимают этого, они считают, что в православные храмы ходят только потому что их больше, а если будет больше кирх, то будут ходить в кирхи. Это непонимание фундаментальных основ собственной страны.

Православие – религия историческая, сыгравшая исключительную роль в становлении и конституировании нации, в становлении государства – поэтому она, естественно, играет особую роль. Сыграем в такую интеллектуальную игру – вынем православный стержень из России – страна рассыплется. Тогда работа в МАРСе – это работа против страны, против нации, против русского народа, против безопасности не только России, но и мира. Если развалится Россия, то это вызовет такое землетрясение, что надо быть безумным, чтобы этим заниматься.

Справка

Международная Ассоциация Религиозной Свободы (МАРС) была учреждена в 1893 году. Ассоциация зарегистрирована в США как некоммерческая неправительственная общественная организация (английское наименование: International Religious Liberty Association). Ассоциация финансируется с помощью пожертвований и взносов организаций, поддерживающих принципы и цели МАРС, а также через непосредственные пожертвования отдельных людей. Официальный журнал МАРС — Fides et Libertas.

Евразийское (до 2002 г. Российское) отделение Международной Ассоциации Религиозной Свободы было учреждено в июле 1992 года. Отделение зарегистрировано в Министерстве Юстиции РФ как общественная некоммерческая неправительственная организация. При создании Отделения в него вошли Русская православная церковь (с 1997 г. – в статусе наблюдателя), Русская православная старообрядческая церковь, Духовные управления мусульман, Католическая церковь в России, Церковь христиан адвентистов седьмого дня, Союз церквей евангельских христиан-баптистов, Евангелическо-лютеранская церковь, Союз христиан веры евангельской-пятидесятников, Конгресс еврейских религиозных организаций России (КЕРООР), буддисты России. Позднее к ним присоединились Российский объединенный союз христиан веры евангельской, Ассоциация христианских церквей "Союз христиан", Федерация еврейских общин России (ФЕОР), многие другие религиозные объединения, в том числе организации новых для России религиозных движений. Генеральный секретарь – Виктор Витко.
26 октября 2005 г. на заседании совета ЕАО МАРС члены совета освободили президента ЕАО МАРС Федора Шелова-Коведяева от занимаемой должности по его просьбе. Обязанности президента были возложены на вице-президента организации, профессора Российского университета дружбы народов (РУДН) А. Нуруллаева.

Religare

к оглавлению


Центр апологетических исследований
194044, Россия, СПб, а/я 954
Russia@ApolResearch.org
www.apolresearch.org


Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: religion.apologia
Архив рассылки
Отписаться Вебом Почтой
Вспомнить пароль

В избранное