Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Религия. Психология. ЗОЖ

  Все выпуски  

Человек и религия в современном мире: Буддизм и контрацепция


ЧЕЛОВЕК И РЕЛИГИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Выпуск 225/2017-03-16

Доброго времени суток. Я продолжаю предлагать изучение темы о религиозных взглядах на контроль рождаемости.  

 Буддизм и контрацепция

В буддизме нет специального учения о контроле рождаемости и контрацепции. Некоторое сложившееся в буддизме отношение к ним выводится из других принципов буддизма. В общем и целом в буддизме допускается применение контрацепции, если это не приводит к абортивному действию, и если это не используется для ведения беспорядочной половой жизни.


Исторические основы

В раннем буддизме не было ни поощрения, ни осуждения контрацепции. Так, ранние тибетские буддисты имели знания о контрацепции и отношение к ней было двояким. С одной стороны, контроль рождаемости воспринимался как нежелательное вмешательство в работу кармы. С другой стороны, контрацепция допускалась, когда в ней была необходимость. Ранние буддисты использовали такие варианты методов контрацепции как воздержание от секса и контроль эякуляции мужчин. Кроме того, еще со времен Будды буддистам были известны древние формы оральной контрацепции[1].

Поскольку буддизм осуждает причинение вреда и убийство, как правило, буддисты не одобряют аборты, рассматривая их как случай убийства человеческого существа. Дисциплинарные правила ранней монашеской общины Виная запрещают приготовление абортивных средств для беременных женщин. Однако, приготовление зельев для зачатия или для контрацепции осуждались в раннем буддизме только в том случае, если использовавшая их женщина умирала[1].

Хотя буддизм с начала своего возникновения выступал против отнятия жизни, включая и пренатальную (внутриутробную) жизнь, брак и воспроизводство потомства сами по себе не заняли никакого особенного места в буддийской традиции. Фактически они рассматривались как мирские, а не религиозные явления[1]. Брак в буддизме не считается религиозным долгом[2]. Сексуальная жизнь не считается ни греховной, ни освященной, однако, сексуальность может усиливать препятствующие просветлению тенденции из-за своей инстинктивной и бессознательной природы[3].

В целом буддизм не предоставляет какой-либо религиозной поддержки плодородию, а остается нейтральным. Буддийское учение не выделяет и не подчеркивает каким-либо образом деторождение[1]. Для сравнения: если в традиции иудаизма мужчинам предписано жениться и умножать потомство, а в христианской традиции брак рассматривается как таинство с основной целью деторождения, то в буддизме нет ничего подобного.

 Современный взгляд

Некоторые современные исследователи, тем не менее, считают, что традиционное буддийское учение благоприятствует в большей мере плодородию, чем контролю рождаемости. (Такое мнение высказывается, например, в книге, посвященной исследованиям Индии). Данное мнение обосновывается тем, что, поскольку в буддийском учении рождение в теле человека дает возможность достижения нирваны, согласно одной из точек зрения, чем больше рождается людей, тем большее число существ потенциально имеют возможность достичь ее, а ограничение числа рождений людей ограничивает и возможности достижения просветления[4] (для тех, кто не родился). Подобный буддийский взгляд не является единственным. Буддизму вообще свойственно разнообразие школ и точек зрения.

Буддизм не учит, что размножение является необходимой целью брака, и это обстоятельство делает возможным беспроблемное принятие контрацепции в буддизме[1]. Буддисты не приветствуют вмешательство в природное развитие жизни, но контрацепция допускается, когда в ней есть разумная потребность. Например, буддизм допускает контроль рождаемости, если ожидается, что большое число детей будет тяжелой обузой для родителей и их окружения[4].

Поскольку в раннем буддизме не было специального осуждения использования контрацепции (кроме случаев, когда это приводило к гибели плода или матери), более поздний буддизм, включая буддизм в Южной Азии, Китае и Японии, также воспринимает контрацепцию допустимой. С течением времени, постепенно буддизм стал не только не отвергать возможность применения контрацепции, но и находить логику для ее оправдания. Использование контрацепции стало считаться оправданным как средство планирования семьи с целью предотвращения личного, социального и экономического страдания, которое может быть вызвано рождением большого числа детей[1]. Однако, буддизм не одобряет применение контрацепции для ведения беспорядочного образа половой жизни[1], которое порицается как неэффективное контролирование страстей[3]. 

Иллюстрации: 1)  Дворец Потала в Лхасе (Тибет), 2) Будда учит учеников четырем благородным истинам (иллюстрация рукописи в монастыре Наланда, Индия)

Продолжение следует 

Ведущая рассылки Елена Преображенская

 "Свет знания" (старое название - "Каруна")

Блог "Записки бунтаря" 


В избранное