Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Еврейский фронт: право на жизнь


Информационный Канал Subscribe.Ru

ЕВРЕЙСКИЙ ФРОНТ: ПРАВО НА ЖИЗНЬ

Беда в том, что лучшим доказательством истины мы склонны считать численность тех, кто в нее уверовал. М.Монтень

C Б-й помощью!

Оглавление

1.Политическое обозрение
2.Набат
4.Забытая история:юденраты
5.Юмор и не только
6.Рекомендуемые ресурсы Интернета

25 Сивана 5764г. (15 Июня 2004 г.)
С Б-й помощью
Выпуск № 6

ПОЛИТИЧЕСКИЙ КАЛЕЙДОСКОП"

Израиль продолжает бурлить. «Все смешалось в доме Облонских» и на политической арене нашей маленькой страны. Раскалываются партии, смешиваются идеологии, бастуют спасатели береговой охраны и митингуют защитники марихуанового кайфа и левые экстремисты. Демократия, одним словом.

А свинина продолжает, радостно похрюкивая, свое победное шествие по Эрец-Исраэль. По стопам БАГАЦА двинулся г-н Ясинов («Шинуй»), начавший обсуждение среди парламентариев с целью легализовать продажу свинины и иных «вкусностей» некошерного характера в буфете Кнессета. Что ж, г-н Ясинов, Вы мыслите вполне логично – коль скоро стало возможным продавать некошерное мясо там, где большинство жителей против этого не возражают, тем более необходимо внедрить раков, креветок и свиней во властные органы. Для начала можно и в вареном виде.

Не могу обойти своим вниманием вчерашнее знаковое событие – нанесение колоссальнейшей силы удара по левому официозу в лице прокуратуры и лично госпожи Э. Арбель. Юридический советник правительства, Мени Мазуз, объявил о своем решении закрыть уголовное дело по подозрению в получении взятки в особо крупных размерах против премьер-министра Шарона. Важно понимать, что заведение уголовных дел против неугодных левым силам стало в Израиле хорошей привычкой (наиболее яркими примерами являются министр юстиции в правительстве Бени Натаньягу профессор Неэман и сам Натаньягу). Скандалы, поднятые тогда левой оппозицией, заставили уйти со своего поста профессора и изрядно попортили Биби жизнь во время его каденции – оказавшись в конце концов фикцией. Прокуратура была в течение многих лет этаким дамокловым мечом, угрожавшим каждому, несогласному с политикой левого лагеря, которую можно кратко выразить тремя словами: «Израиль без Торы». Левая светская идеология, которой в свое время придерживались основатели государства, давно использовала нечестные методы борьбы с центристскими и правыми религиозными кругами.

Именно поэтому мы можем считать решение Мени Мазуза знаковым в том смысле, что была нарушена монополия влияния на юридическом фронте. Что будет дальше – увидим.

Политическая жизнь Израиля, как представляется, станет особенно интересной и трудно предсказуемой при вхождении «Аводы» в коалицию. Однако это пока лишь домыслы, вполне способные стать реальностью. Грустной реальностью.

Однако вся вышеуказанная возня, при всей ее идейной значимости, блекнет при внимательном взгляде на поведение наших арабских соседей – Египта, Сирии, Саудовской Аравии, Ливана и Иордании. Чехов когда-то говорил про ружье, которое обязательно стреляет в финале. Мудрые слова. Особенно приложимые к нашей действительности.

12000 ракет Хизбаллы на ливано-израильской границе, разработка Ираном ядерного оружия, лоббирование Египтом США с целью продажи ему особых J-DAM насадок, превращающие обычные бомбы в бомбы точного наведения, египетско-саудовский совместный космический проект по запуску военный спутников «Комсат – 1,2,3», самая крупная на Ближнем Востоке иорданская армия… Трудно поверить в то, что это ружье не выстрелит.

А мы будем, не дай Б-г, все так же возиться и драться в песочнице. До конца.

НАШЕ НАСЛЕДИЕ: ЕВРЕЙСКАЯ ИДЕЯ

«Говорят, нет пророка в своей отечестве»… Но это у них. А у нас никого, кто бы нам мог что-то сказать кроме нас самих, нет. И поэтому милостивый Г-дь иногда посылает нам чистые души, видящие истину и отстаивающие ее до конца.

Таким был рав Кахане ЗАЦАЛЬ (да отомстит Вс-й его кровь). Таким был его сын, рав Биньямин-Зеев ЗАЦАЛЬ (да отомстит Вс-й его кровь), расстрелянный вместе со своей женой Талией в упор арабскими террористами. Они умели говорить правду в глаза – они не боялись воевать с тьмой и ложью. Они ведь были евреями.

Сегодня мы публикуем статью Рава, которую он написал давно, во времена правительства Шамира. Но… замените пару слов – и Вы увидите, насколько актуальным осталось написанное им.

Я БОЮСЬ

Я не боюсь признаться в этом. Я боюсь. Я боюсь, что мой народ и мое государство шагают, и шагают непреклонно, к ужасу, который лучше не пытаться представить себе. И я боюсь - впервые, - что мы находимся в руках людей настолько слепых, и настолько безумных, и настолько далеких от еврейства, что мы можем оказаться, избави Б-г, неспособными предотвратить катастрофу.

На прошлой неделе я был возле Стены плача. Это была пятница, последовавшая за той пятницей, когда мусульмане, стоявшие на Храмовой горе - нашей Храмовой горе, швыряли камни и целые глыбы в евреев, которые молились внизу. Пятница после той пятницы, когда евреи в суверенном государстве Израиле молившиеся возле остатков Священного Храма, бежали в панике от мусульман, которые кричали: "Аллаху ахбар!" Это была пятница после той пятницы, когда евреи в государстве Израиль бежали в панике от мусульман, провозглашавших свою мечту об уничтожении Еврейского государства.

Я был у Стены в пятницу после той пятницы. Не менее 3000 (!) солдат сил безопасности находились там, чтобы защищать евреев в их собственном государстве от мусульман, некогда трепетавших перед евреями. Три тысячи (!) солдат сил безопасности для защиты евреев - напуганных настолько, что они целыми пачками оставались дома. Гордое государство Израиль...

Я боюсь. Я боюсь, что евреи безумия, которые правят этой землей, уничтожат нас сейчас, когда невероятные глупцы из "Херута" в США продолжают писать статьи с нападками на ООП....

Я боюсь. На прошлой неделе я был на еврейском кладбище в Хевроне. Я видел свастики и надписи на арабском языке со словами ненависти на арабском языке, намалеванные на стенах. Я видел оскверненные могильные плиты. Я видел евреев, проводивших поминальную службу.

Поминальную службу! Они убивают нас, они оскверняют нас, а мы в ответ на это проводим поминальные службы!

В тот день, камень пробил стекло машины еврея ехавшего в Бейт-Лехем, ударив его в висок, щеку и плечо. В тот день были уничтожены 600 яблонь и 50 оливковых деревьев, а также десятки тысяч цветов, предназначенных для продажи в поселении Неве-Михазль. Но вернемся на кладбище.

Сколько людей, сколько евреев в мире слышали о мерзости, случившейся на кладбище в Хевроне? Не важно. Как могли они услышать об этом, если премьер-министр Израиля, президент Израиля, его Кнессет и лидеры его правительства— не нашли нужным выразить свое негодование?

Неделя хилул ха-Шем, осквернения. И люди, которые правят этим государством беспорядка, сидят, несчастные и беспомощные, молчаливые партнеры в Осквернении. И я знаю, что гнев Всевышнего обрушится на нас за то, что мы позволили осквернить Его имя. И я боюсь, что этим дело далеко неограничится.

На прошлой неделе я видел, как безумие распространяется и достигает новых высот. Пограничная полиция, элита сил безопасности, получила приказ провести аресты в деревне Нахалин, где живут убийцы. На пограничников напали сотни арабов, вооруженных камнями и бутылками с горючей смесью. Солдаты, осыпаемые смертоносными снарядами, начали стрелять. Четверо арабов были убиты. Арабы воплями выражали свой протест, паталогически больные левые присоединились к ним, потребовав "расследования": командование армии, возглавляемое двумя кибуцниками начальником штаба Даном Шомроном и командующим войсками Центрального округа Амрамом Мицной отдало соответствующее распоряжение. Пограничную полицию обвинили в "чрезмерной реакции" и "стрельбе в кого попало", двое офицеров были отстранены от должности.

Я боюсь. Вчера они уничтожили армию безумными приказами, которые связали армию по рукам и ногам и привели к тому, что солдаты стали бояться обращаться с арабами так как это надлежит делать нормальным войскам. Сегодня они уничтожают лучшие части наших сил безопасности, пограничную полицию. И их нужно остановить, прежде чем они уничтожат Еврейское государство — и евреев.

Они протестуют по поводу Нахалина? Они расследуют нападения на Нахалин? Да знаете ли вы, что такое Нахалин? Знаете ли вы, кто такие арабы из Нахалина? Конечно, не знаете. Так прочитайте о них. И узнайте. И пусть вас охватят гнев и горечь - и сделайте что-нибудь.

В 1948 г. жители Нахалина участвовали в убийстве 35 еврейских студентов, которые пришли на помощь людям в Кфар-Эционе. Арабы убивали их хладнокровно. В 1954 году жители Нахапина убили двоих евреев, после чего Израиль провел в отместку карательную операцию против этой деревни. В то время неевреи в ООН осуждали евреев. Сегодня это делают евреи.

Когда в 1967 году Израиль освободил эти земли, нормальным и гуманым действием было бы выбросить подонков оттуда. Но мы ведь ненормальны.

Мы безумцы. Мы позволили им остаться, им и остальным - кровожадным исмаэлитам, которые неспособны жить рядом с евреями и даже с себе подобными (и давайте поднимем тост за славный мирный Бейрут!). И вот теперь мы расследуем действия нашей пограничной полиции и осуждаем ее за то, что в деревне в которой вчера убивали евреев, в которой мечтают о том, как будут убивать их завтра, и в которой люди с ненавистью в глазах и камнями и бутылками с зажигательной смесью в руках нападали на войска пограничников, - вели стрельбу в кого попало.

Мы безумны. Мы находимся в руках лидеров, которые сами безумны и которые, ведут нас по пути ужаса и гибели Я боюсь. Я боюсь правительства, которое вместо того, чтобы поддерживать людей, отправляемых на войну (а это война!), вместо того, чтобы восхвалять их и награждать медалями за убийство арабских врагов (а арабы - все арабы! - это враг!) , - проводит расследование их действий, осуждает их, наказывает их. Безумие. И я боюсь.

Я боюсь. На прошлой неделе я видел, как полиция объявила раввина Моше Левиигера виновным в том, что он совершил действия, которые совершил бы любой нормальный человек. Когда он ехал через центр Хеврона, этого гнезда змей и скорпионов, города арабов, на руках которых до сих пор сохраняется кровь евреев, убитых в 1929 году, на его машину было совершено нападение. Камень разбил стекло его машины. Он выскочил из улицу, стреляя в тех, кто полон ненависти к евреям, и убил одного. Его признали виновным, и я боюсь. Я боюсь, что нам может быть конец.

Я вижу левых, которые контролируют государственную службу новостей, в то время как жалкое правительство Шамира ничего не делает. Я вижу ежедневно потоки ненависти к себе самим и направленных на собственное уничтожение действий, за которыми стоит правительство; цель всего этого — уничтожить боевой дух сил безопасности, и, когда это делается, мелкие люди, руководящие этим правительством, сидят и ничего не в силах сделать. Я вижу пораженцев, командующих Министерством юстиции, которое находится под контролем Ликуда; они осуждают евреев, подвергшихся нападению, в то время как армия делает то же самое по отношению к своим солдатам, - а правительство Шамира восседает в своем вечном трансцедентальном молчании. Шамир готовит выборы, на которых будет скреплен печатью суверенитет "палестинцев" на земле, потому что результатом будет автономия согласно Кемп-Дэвидским соглашениям, увеличение аппетитов арабов и усиление помешательства левых евреев - и в конце "палестинское" государство, котором станет кинжалом, вонзенным в сердце Израиля.

Я вижу все это и знаю, что для спасения Еврейского государства и трех с половиной миллионов живущих в нем евреев от немыслимых ужасов мы должны подняться и потребовать фундаментальным образом изменить саму систему правления Мы должны выбросить тех, кто разрушает нас изнутри, и проследить за тем, чтобы они оставались снаружи. Я знаю: необходимо покончить с нынешней системой правления, позволяющей правительству контролировать нашу жизнь и вести нас к уничтожению.

Я знаю: на выборы должны допускаться только те, кто понимает, что арабы являются смертельными врагами Еврейского государства и что они приведут нас к медленному Освенциму - используя против нас не газ, а ножи и топоры. Я знаю: претендовать на право руководить могут только группы, принимающие изложенную ниже программу:

Покончить с арабской войной против Израиля с помощью всех средств, имеющихся в нашем распоряжении, с аморальной и болезненной "жалостью" к арабам; убрать арабов с этой земли раз и навсегда; аннексировать Иудею, Самарию и Газу и сделать их частью Еврейского государства; коренным образом улучшить обонкротившуюся систему образования Израиле, дав нашим детям хорошую дозу иудаизма и подлинного национализма: очистить израильское радио и телевидение от безумных и опасных левых, которые день за днем уничтожают нас изнутри.

Я знаю, что, если народ не поднимется и не потребует национального референдума по этим вопросам, роспуска Кнессета и проведения голосования по такой программе, мы пропали. И я боюсь. "Джуиш пресс" Опубликовано на русском в журнале "Алеф" (№ 279) в 1989 году. Перевел с английского Е. Майданик.

(Опубликовано на сайте Аналитической группы МАОФ.

Адрес статьи на сайте )

НАБАТ (по материалам сайта «Погром»)

1

Большая часть учащихся средних и старших классов, прибывших в Израиль с 2000 по 2002 годы из СНГ, пребывает в социальной изоляции и не идентифицирует себя как израильтяне. Таковы итоги исследования, проведенного доктором Мариной Низник среди 144 учащихся колледжей в возрасте 14-18 лет, прибывших из стран СНГ, в основном, из Украины и Белоруссии. Согласно результатам исследования, лишь немногие определяют себя как 'евреи' и лишь совсем единицы - как 'израильтяне'. Как отмечает газета 'Гаарец', результаты последнего исследования доктора Низник достаточно отличаются от предыдущего подобного опроса, проведенного среди учащихся, прибывших в Израиль в 90-е годы. По итогам бесед с молодежью 'алии девяностых' был сделан вывод о более высокой степени их интеграции в израильское общество, о более позитивном отношении к религии, успешном овладении ивритом.

Последний опрос, проведенный доктором Низник, свидетельствует об обратном: подавляющее большинство участников исследования заявили о том, что средой их общения являются исключительно сверстники из 'русских' семей. 60% опрошенных указали на то, что в связи с недостаточным владением ивритом, не понимают объяснений учителя, чем, по их словам, объясняется резкое снижение их успеваемости в школе. По мнению доктора Ризник, основной причиной проблемы является сокращение количества специальных программ, направленных на облегчение тягот 'абсорбции' учащихся-олим. Так, в период 'большой волны' 90-х годов министерство просвещения создавало специальные классы с усиленным изучением иврита, что облегчало учащимся создать языковую базу, необходимую для обучения и успешную интеграцию в среде израильских сверстников.

Резкое уменьшение числа новых репатриантов, прибывающих в Израиль в последние годы, а также экономическая ситуация в стране, не оставляет места для специальных программ обучения и абсорбции, что и приводит, по мнению доктора Низник, к столь плачевным результатам. Обсуждение результатов исследования состоится в понедельник, 14 июня, в университете Бар Илан на международной конференции под названием: 'Глобальные перспективы русскоязычного еврейства: интеграция и формирование общин'. Конференция организована исследовательским Центром по изучению процессов ассимиляции и укрепления еврейской самоидентификации. (Cursor)

2 Сожжены книги синаноги «Шевет Ахим» в Бат-Яме. Администрация синагоги: "речь идёт о подростках-неевреях. Полиция не в силах нам помочь. За прошедшие два года на синагогу было совершено более десяти налётов, сопровождавшихся опустошением благотворительной кассы. Год назад в Бат-Яме был подожжён Арон hа-кодеш (шкаф для свитков Торы) в синагоге РаМБаН. Нападения продолжались и после этого события.

Член муниципалитета репатриант Юрий Каганович так отозвался на сообщение о налёте на "Шевет Ахим": "Ни в коем случае не винить в происшедшем подростков-репатриантов. Это придирки и ненависть" (Местная газета Бат-Яма)

ЗАБЫТАЯ ИСТОРИЯ: ЮДЕНРАТЫ

Мы продолжаем публикацию материалов о юденратах – еврейских администрациях, созданных и функционировавших во время фашистской оккупации. Сегодня вашему внимания предоставляется информация о взаимоотношениях юденратов с иными, существовавшими в тоже время, еврейскими организациями.

«Юденрат не был единственной организацией в гетто: там работали также благотворительные учреждения, домовые комитеты и прочие организации, в какой-то степени дублировавшие деятельность официальных советов.

В конце мая 1940 года в Генерал-губернаторстве возникла "Еврейская организация взаимопомощи" (ZSS), официальное благотворительное учреждение с отделениями в районных центрах, а позднее и в маленьких городах. К началу 1942 года она насчитывала 421 отделение.

Когда ZSS была создана, юденраты уже занимали довольно серьезные позиции и в их ведении находилась, в числе прочего, система социальной помощи. Поэтому отношения их с ZSS колебались между сотрудничеством и открытой враждой, так как возникало опасение, что эта организация намеревается прибрать к рукам всю благотворительную деятельность.

В январе 1942 года вышел официальный указ властей о независимости отделений ZSS от юденратов, и о том, что вся социальная помощь должна отныне осуществляться только через ZSS, но финансирование ее деятельности будет проводиться через бюджет юденратов. Юденраты, конечно, всячески противились указу, так как с их точки зрения оказание социальной помощи было главным оправданием, самим смыслом существования юденратов, дававшим хоть какое-то признание со стороны населения гетто. На практике, однако, этот указ ничего существенного в ситуации не изменил. С началом депортаций СС потребовала распустить ZSS, и 16 декабря 1942 года она прекратила свою работу.

Фактором, дополнительно осложнявшим отношения ZSS и юденратов, было то, что гестапо не вмешивалось в ее повседневную деятельность, что давало ей возможность работать гораздо свободнее, чем юденратам, находившимся под постоянным давлением и угрозами насилия. По этой причине в ZSS могли работать люди, имевшие довоенный опыт социальной работы, и нередко вокруг отделений ZSS собирались силы, оппозиционные к юденрату.

Несмотря на конфликты, само изолированное и обнищавшее еврейское общество вынуждало юденраты и ZSS к сотрудничеству и в совместных обращениях к властям и в деятельности внутри гетто. В Варшаве они совместно просили не сокращать отведенную под гетто территорию; в Люблине совместно проводили дезинфекционную проверку домов. Дополнительным фактором сотрудничества являлся общий источник средств на благотворительность, пожертвования американского "Джойнта". ZSS получала также средства от официальной польской благотворительной организации, с которой юденраты связи не имели, а после декабря 1941 года - и от так называемых "черных сборов". Другими словами, независимые источники финансирования обеспечивали не только определенную независимость ZSS от юденратов, но и вынуждали последних считаться с ней.

Другим типом организаций стали домовые комитеты. В Варшаве они были созданы во время блокады, т.е. до начала оккупации, в их функции входило обеспечение домов бомбоубежищами, борьба с пожарами, забота о связи жильцов с внешним миром. В период оккупации они превратились в группы домовой взаимопомощи. В сентябре 1940 года в Варшаве действовало 2000 домовых комитетов. После возникновения гетто часть их распалась, и к 1942 году их осталось 1108.

Юденрат Варшавы во многом зависел от домкомов - они связывали его с населением. Весной 1940 года именно с их помощью юденрат создал санитарные комиссии, отвечавшие за чистоту домов и предупреждение эпидемий тифа. Комитеты иногда помогали юденрату исполнять приказы немцев. Например, в марте 1940 года немцы внезапно потребовали от юденрата собрать огромное количество мебели и одежды, и домовые комитеты помогали юденрату в этом мероприятии.

Тем не менее, между домовыми комитетами и юденратами существовали и разногласия. Серьезное столкновение произошло в апреле 1941 года на собрании представителей варшавских домовых комитетов, когда начальник отдела труда в юденрате просил собравшихся повлиять на население, чтобы оно согласилось мобилизовываться в трудовые лагеря, угрожая, что в противном случае домовые комитеты будут нести ответственность за непослушание. Один из присутствующих заявил, что еврейскому совету не удалась попытка превратить домовые комитеты в исполнителей своей воли и что большинство из них возражает против какого-либо сотрудничества.

Мы перечислили выше общественные организации, работавшие независимо (или почти независимо) от юденратов и иногда служившие оппозицией им в еврейских общинах. Но можно также указать на организации, возникшие как конкуренты юденрата и угрожавшие подменить его.

В Словакии с июня 1942 года действовала подпольная "Группа труда", возглавлявшаяся ортодоксальным раввином Михаэлем Довом Вайсманделем и сионистской активисткой Гизи Флейшман. Некоторые активисты группы занимали также видное положение в официальном руководстве ("Устредна жидов"), например сама Гизи Флейшман. Однако члены организации считали, что официальное руководство проявило себя слишком покорным и беспомощным в вопросе депортаций и пытались сами всеми способами затормозить их. Группа пыталась найти за границей (например, в Джойнте) средства для подкупа, связалась с руководителями словацкой администрации, и таким образом добывала информацию о предстоящих антиеврейских акциях, пыталась установить связь с высланными в Польшу и поддерживала контакты с Эрец-Исраэль через ее представителей в Швейцарии и Стамбуле. Летом 1942 года группа вела переговоры с представителем бюро Эйхмана Дитером Вислицени и с помощью подкупа пыталась добиться отсрочки депортации последних 20-25 тысяч евреев Словакии. Группа пыталась также добиться прекращения депортации всех европейских евреев, но из этого, естественно, ничего не вышло.

Итак, "Группа труда" предложила план действий, отличный от официальной политики юденрата, но, по оценке историка Ливии Роткирхен, "весьма сомнительно, что, не имея официального статуса в организации, они смогли бы заниматься столь разветвленной деятельностью". Исследовательница имела в виду, что именно официальное положение некоторых членов группы в юденрате давало им источники информации и возможность установить контакт с немцами. Следовательно, возможность подменять юденрат зависела как раз от прямой связи с ним!

В Варшаве действовала "Группа 13" - по номеру дома по улице Лешно, в котором находились ее учреждения. В нее входило несколько организаций, созданных Авраамом Гайнцвайхом для исполнения мероприятий, по сути дела относящихся к ведению юденрата. Главным был "Отдел по борьбе с ростовщичеством и спекуляцией в еврейском квартале Варшавы". Группа завела контрольную команду, подобную полиции гетто, члены которой носили особую форму. Сам Гайнцвайх под нажимом немцев был назначен управляющим примерно сотней домов на улице Лешно, что, разумеется, явилось немалым ударом по авторитету юденрата. Функционирование группы в условиях гетто было возможно только благодаря покровительству высокопоставленных немцев - в гетто Ганцвайха считали нацистским агентом. Между юденратом и "Группой 13" возникло соперничество, продолжавшееся длительное время из-за стремления Гайнцвайха подменить Чернякова или, по крайней мере, проникнуть в юденрат. В конечном счете, летом 1941 года после закрытия "Отдела по борьбе с ростовщичеством и спекуляцией" его группа была ликвидирована, и все последующие попытки Гайнцвайха добиться общественного признания в гетто тоже провалились.

В Голландии, в декабре 1940 года, была создана по еврейской инициативе "Еврейская координационная комиссия" под руководством бывшего председателя Верховного суда Голландии Людвига Виссера. В ее состав вошли представители межобщинных организаций и сионистского движения. Она пыталась бороться за права евреев в оккупированной Голландии. Через полтора месяца после ее учреждения немцы издали указ о создании Еврейского совета во главе с Авраамом Ашером и профессором Давидом Кохеном, который был также и членом Координационной комиссии.

Таким образом, и администрация, созданная немцами, и организация, возникшая по еврейской инициативе, существовали параллельно. Из-за отсутствия взаимопонимания в сфере общественных интересов между ними возникли трения. Виссер и члены комиссии считали, что не следует идти на сотрудничество с немцами, и что необходимо добиваться, чтобы голландские власти занимались евреями наравне со всеми прочими гражданами Голландии. Руководство Еврейского совета со своей стороны полагало, что изоляция евреев от остального населения оккупированной страны - это свершившийся факт, и следует сотрудничать с немцами из прагматических соображений, чтобы добиваться улучшения положения евреев.

К примеру, после издания указа "О поведении евреев в общественных местах", запрещавшим евреям среди прочего посещать парки, концерты, другие общественные места, юденрат принял его беспрекословно, в то время как Виссер выразил протест. В конце 1941 года юденрат победил: немцы запретили комиссию, как и большинство других еврейских организаций. Но еще раньше юденрат систематически старался подорвать авторитет комиссии и переманить ее активистов на свою сторону».

По материалам курса Открытого Университета Израиля

ЮМОР И НЕ ТОЛЬКО
Гриффин, Шмуклер и еврейский вопрос
Мордехай Рихлер

В тот год я преподавал литературу в Уэллингтонском вечернем колледже. После лекции о Кафке ко мне приблизился Шмуклер:

- Профессор Гриффин, сегодня все мы испытали ни с чем не сравнимое наслаждение.

- Покорно благодарен, - бросил я. Я торопился к Розенам, чтобы забрать оттуда Джину. Но Шмуклер не двигался с места. Он пригладил седые завитки волос, выпятил нижнюю губу и горестно вздохнул:

- Скажите, зачем вы сменили фамилию?

- Я?

Шмуклер утвердительно кивнул.

- Меня всегда звали Мортимером Гриффином, - удивился я.

- Вы - еврей? - шепотом спросил Шмуклер.

- Нет и не был им.

Шмуклер застенчиво улыбнулся:

- Значит, я ошибся. Спокойной ночи, профессор.

За столом у Розенов я рассказал о чудаке Шмуклере:

- Чего вдруг этот тип вообразил, что я еврей?

Хью и Ева молчали. Я занервничал:

- Ради всех святых, не подумайте ничего дурного.

От Розенов мы ушли раньше обычного.

- Угораздило же тебя вляпаться в историю, - недовольно заметила Джина.

Я застонал:

- Джина, дорогая, неужели ты думаешь, что Розены запишут меня в антисемиты? В конце концов, Хью - мой лучший друг...

- Был им, - прервала меня Джина.

Назавтра я обнаружил в почтовом ящике журнал "Еврейская жизнь". На его обложке было написано от руки: "С наилучшими пожеланиями, Л. Шмуклер, редактор". Я бегло пролистал невзрачную книжицу. Лайонель Гордон, "Евреи Монреаля". Д-р Исаак Цинглер, "Грэм Грин - интеллектуал-юдофоб". Переводы с идиша. И, наконец, самое неожиданное - "Стефан Цвейг и Леон Шмуклер. Из неопубликованной переписки".

Вечером ко мне подкрался Шмуклер.

- Вы получили журнал?

- Да, спасибо.

Шмуклер прижал палец к губам. Он извлек из портфеля красочно изданный альбом и протянул его мне:

- Он ваш. Человек, читавший Кафку, будет рад приобщиться к творчеству Марка Шагала.

- Не понимаю.

Шмуклер любезно пояснил:

- Не будете ли вы так любезны черкнуть пару строк о нашем великом художнике? Более того, во вторник у меня дома состоится очередное собрание еврейского литературного кружка. Вам предстоит сделать доклад.

Я перевел дыхание:

- На какую тему?

- Кафка и Каббала. Будет легкое угощение, - добавил Шмуклер.

Апартаменты Шмуклера располагались на улице Урбана. Стены гостиной были украшены портретами гигантов мировой словесности. Лев Толстой скорбно взирал на стол, уставленный разнообразными закусками. Слева от него ухмылялся Марсель Пруст.

Меня представили жене Шмуклера, дородной женщине с двойным подбородком. Дочь Шмуклера Ребекка не сводила с меня глаз.

Я вручил хозяину дома статью о Шагале.

- Леон, - одернула его госпожа Шмуклер, - не отвлекайся на посторонние вещи во время еды.

Шмуклер просмотрел мою статью и сложил ее вчетверо:

- Очень мило. Вот только заголовок - "Мистика многоцветья". Суховато, не правда ли? Впрочем, это поправимо.

Раздался звонок, и супруги устремились в прихожую. Я остался наедине с Ребеккой.

- Ваш отец, - вежливо сказал я, - должно быть, очень талантливый человек. Это так нелегко - посещать колледж и редактировать журнал.

Ребекка вспыхнула:

- "Мир женщины" - это журнал. А "Еврейская жизнь", тираж 800 экземпляров, распространяется в Канаде, США и Австралии - не журнал, а престижное общественно-политическое издание. Кстати, сколько времени продлится ваш доклад?

- Не могу сказать точно.

- Моя мама не выносит болтунов. Будьте лаконичны, Морти.

Старик в пенсне потянул меня за рукав:

- Я - доктор Исаак Цинглер, поэт.

- Вы врач?

- Да. Как и Чехов, - отвествовал Цинглер.

Шмуклер произнес вступительную речь. Все зааплодировали. Я поклонился. Младенец миссис Кербер отчаянно заревел.

В конце лекции я поинтересовался, будут ли вопросы. Гордон с готовностью поднял руку:

- Мистер Гриффин, мой сын Лайонель учится в университете. Он хочет стать профессором. Скажите, на какую зарплату он может рассчитывать?

После того, как все разошлись, Шмуклер похлопал меня по плечу:

- Вот видите, как приятно быть в кругу своих.

Я разозлился:

- Зарубите себе на носу раз и навсегда: я - не еврей!

- Как хотите.

С этоми словами Шмуклер осторожно закрыл за мной дверь.

Вернувшись домой, я первым делом подошел к зеркалу в передней и начал изучать собственную физиономию.

- Мортимер, - донесся из спальни голос Джины, - что ты там делаешь?

"Мортимер вполне может быть еврейским именем", - подумалось мне.

- Джина, - взмолился я, - неужели я похож на еврея?

Моя жена зевнула:

- Ни капельки.

- О'кей. Тогда завтра я расставлю все точки над i.

- Что ты собираешься предпринять? - забеспокоилась Джина.

- Устрою погром.

Утром я набрал телефон Шмуклера.

- Господин Шмуклер уехал в Торонто, - прозвучало на другом конце провода.

Я вскипел:

- Шмуклер, не отпирайтесь, я узнал ваш голос!

- А, это вы, Гриффин. Я был уверен, что звонит Левин из типографии.

- Шмуклер, немедленно приезжайте ко мне! - приказал я.

Через час явился Шмуклер. Я разложил на письменном столе паспорт, водительские права, свидетельство о браке, страховой полис и чековую книжку:

- Убедитесь.

- В чем? - невозмутимо спросил Шмуклер.

- В том, что человек, сидящий перед вами - Мортимер Лукас Гриффин, протестант.

Шмуклер бросил недоверчивый взгляд на документы:

- А как насчет вашего отца? Он вполне мог сменить фамилию задолго до вашего рождения. Что скажете?

Я в изнеможении рухнул на диван.

Поздно ночью мне позвонила Ева Розен:

- Мортимер, я видела твою статью о Шагале в "Еврейской жизни". Как тебя угораздило озаглавить ее "Наш ответ Пикассо"?

- Я зарежу этого Шмуклера! - заорал я в трубку.

Через пару дней дома меня поджидала записка: "Не могу жить с лицемером. Прощай. Джина". Я в отчаянии выбежал из квартиры и наткнулся на Шмуклера. В уголке его рта поблескивала сигара.

Я схватил Шмуклера и затряс:

- От меня ушла жена! Вы понимаете это?

Он грустно кивнул:

- Смешанные браки никогда не приводят к добру.

Все это произошло ровно два года тому назад. Недавно я повторно женился. На свадьбе Исаак Цинглер зачитал поэму:

Обопрись же, невеста в Сионе,

На плечо жениха-иудея!

Ребекка и я счастливы. Теперь на титульном листе журнала "Еврейская жизнь" значится: "Под редакцией Л. Шмуклера и М. Гриффина". С Б-жьей помощью, весной мы увеличим тираж вдвое.

Мои старые друзья забыли обо мне. Изредка названивает Хью, но мне не по душе его ассимилянтские настроения.

РЕКОМЕНДУЕМЫЕ РЕСУРСЫ ИНТЕРНЕТА

1. А. Лорд. Сорные травы. (Читать)

2. Р. Брейман. Плиштим алейха, Шарон. (Читать)

3. Р. Йосеф Менделевич. А он-то был прав. (Читать)

4. А. Риман. Иерусалимская рулетка. (Читать)

5. А. Барац. Возраст Адама («Шлах») (Читать)


С уважением,
Ишаяу Ланда   Обратная связь

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу


В избранное