Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Еврейский фронт: право на жизнь


Информационный Канал Subscribe.Ru

ЕВРЕЙСКИЙ ФРОНТ: ПРАВО НА ЖИЗНЬ

Беда в том, что лучшим доказательством истины мы склонны считать численность тех, кто в нее уверовал. М.Монтень

С Б-й помощью

13 тамуза 5764 (2 июля 2004)

Выпуск № 14

Оглавление

Недельная глава Торы от рава Зильбера ШЛИТ"А

БАЛАК

Моав (государство, находившееся на территории современной Иордании) не позволил евреям пройти по его территории. В этой главе рассказывается, что Балак, ставший царем Моава после гибели Сихона, увидел, как успешно продвигаются и воюют с другими народами евреи, и испугался. Он попытался ослабить их проклятием и обратился с просьбой об этом к пророку Биламу. Проклятие не удается. Евреи благополучно стоят станом напротив Йерихо, и Балак, по совету Билама, начинает соблазнять их дочерьми Моава. Вмешательство Пинхаса расстраивает планы Балака и спасает евреев от гнева Всевышнего.

Биламу не удалось вызвать гнев Всевышнего на евреев проклятиями. Тогда он нашел другую возможность нанести им удар. Он знал, что за разврат Б-г наказывает без промедления, скорее, чем за другие грехи, поэтому посоветовал Балаку устроить эдакий “фестиваль молодежи”: послать молодых привлекательных девушек, моавитянок и мидьянитянок, продавать израильтянам льняные одежды и вино.

После сорока лет жизни на мане и воде хочется отведать вина, и покупатель приходит в лавку. У входа в палатку его встречает пожилая продавщица — молодая находится внутри. Пожилая предлагает: “Не угодно ли белую рубашку? Войди, выбирай!” — и называет цену. Молодая любезна и предупредительна (как ее научили) и сбавляет цену: “Будь как дома. Мы вас любим. А вы почему нас не любите? Ведь у нас один предок — Терах, отец Авраhама. Мы чтим все религии. Вот телята и куры, режьте по вашему закону и ешьте. Угощайся, выпей вина” (тогда мудрецы еще не запретили пить вино неевреев; запрет был введен потом, именно в связи с этим эпизодом).

Развитие событий нетрудно предугадать.

Сначала происходящее не бросалось в глаза — евреи отправлялись к новым “друзьям” незаметно, поодиночке. Потом парни шли уже по двое, не стесняясь друг друга, развернулась “культурная деятельность” — посиделки с музыкой и угощением.

Конец был печальным: “...и возгорелся гнев Г-спода на Израиль...” (25:3). Б-г наслал на евреев эпидемию, от которой умерли двадцать четыре тысячи человек.

За изготовление золотого тельца и поклонение ему были наказаны три тысячи сынов Израиля. Кара за разврат оказалась более суровой и скорой, чем наказание за идолопоклонство.

Говорит мидраш словами из “Мишлей” (16:14): “Гнев царя — вестник смерти, но человек мудрый умилостивит Его”.

Под гневом царя здесь, очевидно, подразумевается гнев Б-га на народ. А как Пинхас умилостивил Его? Мидраш приводит такую аналогию. Идет царь по улице, вокруг толпится молодежь, и вдруг один из юношей начинает во всеуслышание оскорблять царя. Тот вспыхивает от гнева и решает сурово покарать всю толпу. Но в это время один из присутствующих отвешивает крепкую оплеуху ругателю: “Ты что это, негодяй, делаешь!” Гнев царя сразу утихает, и он приказывает арестовать только прямого виновника. Нечто подобное произошло и в описываемом эпизоде из Торы: евреи стали развратничать, посещать капище Бааль-Пеора — и все вокруг помалкивают! Нашелся Пинхас бен Эльазар, ревнитель веры, сделал то, что сделал, — и гнев Б-га утих.

Предоставлено: рав Ицхак Зильбер ©    http://toldot.ru/ Toldos Yeshurun.org  


Наше наследие: Еврейская Идея

Не все входят в "арба миним"ИЗ-ЗА ТОГО, ЧТО НЕКОТОРЫЕ ДЕЯТЕЛИ ИЗРАИЛЯ ВСТАЮТ НА СТОРОНУ НАШИХ ВРАГОВ, ТРЕБУЕТСЯ ЗАНОВО РАССМОТРЕТЬ ИЗВЕСТНЫЙ МИДРАШ О ЧЕТЫРЕХ ВИДАХ РАСТЕНИЙ, СИМВОЛИЗИРУЮЩИХ РАЗНЫЕ УРОВНИ ЕВРЕЙСКОГО НАРОДА.

Невозможно больше игнорировать это тяжелое явление, набирающее силу, когда разного рода деятели внутри страны раз за разом мобилизуются для пропагандистской кампании наших заклятых врагов. Что бы ни произошло, эти наши "сограждане" поднимаются и, дирижируемые средствами массовой информации, внедряют подавленность, снижают мораль народа в его войне за существование и продвигают вперед интересы наших врагов. Возникает вопрос: как к ним относиться? "Внутри" они или же "снаружи"?

"ЧЕТЫРЕ ВИДА РАСТЕНИЙ" – ЭТО АЛЛЕГОРИЯ НАРОДА ИЗРАИЛЯ

Один из известных мидрашей, связанный с праздником Суккот, использует арбаа миним (1), чтобы в образной форме показать единство еврейского народа: «Плод дерева великолепного... – как цитрон, в котором есть и вкус и запах, так и среди народа Израиля имеются люди, у которых есть знание Торы и добрые дела; ветви финиковой пальмы... – как у финика есть вкус, но нет запаха, так и среди народа Израиля имеются люди, у которых есть знание Торы, но нет добрых дел; ветви дерева густолиственного... – как у мирта есть запах, но нет вкуса, так и среди народа Израиля имеются люди, у которых есть добрые дела, но нет знания Торы; вербы речные... – как у ивы нет ни запаха, ни вкуса, так и среди народа Израиля имеются люди, у которых нет ни добрых дел, ни знания Торы. И что для них делает Всевышний? Невозможно дать им пропасть! Поэтому сказано Творцом: пусть все они будут связаны в единое сообщество, и так те искупляют этих» (мидраш Вайикра Раба, 30:12).

А на фоне тех слов, с которых мы начали: распространяется ли на вышеупомянутых людей сильная взаимная ответственность в еврейском народе, которая нашла свое выражение в этом чудесном мидраше?

ХОТЯТ ОСТАТЬСЯ ВМЕСТЕ С НАРОДОМ

Самые худшие из евреев, о которых в мидраше говорится "вербы речные" и которым «невозможно дать пропасть» (праведники "прикрывают" их), – это евреи, «у которых нет ни добрых дел, ни знания Торы». Тут и в самом деле идет речь не об "идеальных" евреях, а о таких, кто готовы быть частью клаль Исраэль (всего народа Израиля), быть связанными с ним. И тогда праведники смогут их "прикрывать". Здесь, однако, упаси Б-г, не имеются в виду евреи, "отрывающие" себя от всего народа, презирающие свое еврейство и т.п. – об этом говорили наши мудрецы, что в поколении начала прихода машиаха будут евреи, которые станут проявлять солидарность с врагами и будут к ним присоединяться. Об этих, разумеется, не идет речь в том мидраше.

Напротив, цельная и глубокая идея этого мидраша такова: с одной стороны, Всевышний не желает уничтожить "плохих" евреев; с другой стороны, имеются в виду лишь те, кто готовы присоединиться ко всему еврейскому народу. Только они удостаиваются того исключительного "прикрытия", какого достойны люди, являющиеся частью общего – народа Израиля.

Следует знать: их и в самом деле относительно немного, но в каждом поколении были такие евреи, которые сами себя поместили за пределами еврейского сообщества и в глубине души больше идентифицировали себя не со своим народом, а с любым другим (в особенности это справедливо для нашего поколения, последнего перед началом полного Избавления).

ТЕ, КТО ОСТАЮТСЯ СНАРУЖИ

И поэтому грубую ошибку совершает тот, кто со ссылкой на этот мидраш определяет таких людей как «не имеющих ни добрых дел, ни знания Торы». Несмотря на то, что ветви арава – это и впрямь ивовые ветви, они все же являются частью целого (поскольку без них заповедь арбаа миним не может быть выполнена). Действительно, у них нет ни вкуса, ни приятного запаха – однако и вредного запаха они не источают. "Ивовые ветви" видят себя неотъемлемой частью "четырех видов растений" (т.е. народа Израиля), эти евреи не отменяют уникального характера еврейства, не отказываются от него и не хотят быть как иные народы. Благодаря этому они впитывают в себя вкус и запах других "видов растений". Нам следует также помнить: есть еще и то, что непригодно для арбаа миним. Иными словами, несмотря на то, что никогда мы не рады признать еврея "непригодным", все же имеется некоторое число таковых – и это те, кто находятся вне общины Израиля.

Народ готов вобрать в себя ("впитать") прегрешения тех, кто входит в него, "прикрыть" их и искупить, чтобы они не пропали из-за своих проступков (но это, как известно, стоит нам многих страданий). Готов их крепко обнять, прижать к сердцу, включив их в свои ряды силой еврейской ответственности друг за друга. Однако народ не может давать свое покровительство тем, кто исключает себя из него и предает саму его суть, его еврейскую сущность и даже обычное желание существовать. Те, кто сами себя выводят за пределы шатра Израиля, останутся – как бы это не было больно – в том месте, которое они избрали.


1 арбаа миним – четыре вида растений, которыми совершают в Суккот особые движения с произнесением благословения; включают в себя: этрог – цитрон;   лулав – нераскрывшийся пальмовый лист;   hадас – мирт;   арава – ива, верба.

Беньямин Зеев Кахане зацал (да отомстит Вс-й его кровь)

ЕИ - 52


Антисемитизм: чума трех тысячелетий

Антисемитизм как PR-стратегия: еврейская община Украины между двух огней

В Украине разворачивается самый крупный с момента обретения страной независимости скандал, связанный с антисемитизмом. Формально ситуацию можно изложить в одной фразе: 28 января за публикацию антисемитских материалов в судебном порядке закрыта газета «Сельские вести». Но за этой фразой стоит очень многое.

Во-первых, от зарубежных комментаторов часто ускользает масштаб скандала. «Сельские вести» – самая многотиражная в стране общественно-политическое издание, и ее закрытие – одна из наиболее жарко обсуждаемых новостей в стране в течение последних недель.

Во-вторых, не учитывается сложность ситуации, в которой был вынесен приговор. Израильские журналисты и публицисты, чьи комментарии мне приходилось читать в Интернете, однозначно поддерживают решение суда и выражают недоумение, как некоторые представители еврейской общины Украины могут находить в этом вопросе повод для дискуссии. В реальности же социально-политический контекст, в котором было вынесено решение суда, настолько деликатен, что приговор действительно трудно оценить однозначно.

Попытаемся разобраться в сложившейся ситуации, начав издалека. Пусть читателя не смущает, что по ходу изложения мы коснемся самых разных предметов, – мне кажется, в итоге они сливаются в единую мозаику с весьма невеселой картинкой.

А начать, пожалуй, надо с описания текущей политической ситуации в Украине.

В стране грядут президентские выборы. Долгое время считалось, что действующий президент Леонид Кучма согласно Конституции не может выставлять на них свою кандидатуру, и, хотя Конституционный суд уже подтвердил наличия у него такого права, сам президент уже заявил, что не будет участвовать в выборах. У президента, различными правдами и скорее неправдами получившего поддерживающее его большинство в парламенте (Верховной раде), есть сильная оппозиция. Лидер национал-демократической оппозиции – Виктор Ющенко – самый популярный политик в стране и, случись выборы сегодня, и будь они паче чаяний честными, именно он станет президентом. Против действующего президента его поддерживают также коммунисты, социалисты и сторонники другой неоднозначной, но яркой фигуры национал-либерального лагеря – Юлии Тимошенко.

Пропрезидентский лагерь, обладающий мощными административными, финансовыми и медийными ресурсами, растерян. «Престолонаследник»/«преемник» не объявлен, не понятно до конца, не выставит ли все же Л.Кучма собственную кандидатуру на грядущих выборах, или же его советники разыгрывают длинную многоходовку с конституционной реформой, создающей ситуацию, при которой пост президента вообще теряет значимость. Однако ясно одно: передела власти (и, стало быть, собственности) допустить нельзя. Поэтому оппозицию вообще и Ющенко как ее наиболее популярного лидера надо «мочить». И «мочат». Телевизионные «говорящие головы» по интенсивности и откровенности поливания помоями, на мой взгляд, уже – более чем за полгода до выборов – переплюнули достижения российского «черного PR» доренковского разлива времен избирательной кампании-99. В ходе исполнения святой задачи «мочить!» пиарщики под лозунгом «цель оправдывает средства» используют массу интереснейших тем, однако обратим внимание на один важный для нас штрих.

Пропрезидентские аналитики и СМИ активно формируют образ Ющенко как национал радикала. Выдумали даже термин «нашизм» – от названия первоначально – избирательного блока, а сейчас – парламентской фракции Ющенко «Наша Украина». Надо сказать, что слепленный наспех «под одного человека» блок Ющенко действительно в заметной пропорции состоит из подвернувшихся под руку маргинальных национал-радикалов, ранее оказавшихся на обочине политической жизни. Блок Ющенко воспринимается как «западенский», «галицийский», и пользуется на западе страны куда большей популярности, чем на востоке, где оппозиционно настроенные граждане поддерживают коммунистов и социалистов.

При этом сам Ющенко – личность хотя и не однозначная, но имеющая вполне приличный имидж. Национал-радикальных речей не толкает, в вопросах отношений с Россией настроен прагматически и т.п. Кроме того, он имеет поддержку Запада – большинства европейских структур (евроинтергация – официальный вектор внешней политики Украины) и значительной част американского истеблишмента. Запад готов закрыть глаза на националистов в составе блока Ющенко, на безобразные «перегибы» в деятельности ющенковцев в Галичине, – как и в случае Саакашвили, Запад оказался готов на многое закрыть глаза. Поддержка Запада для внутриполитической борьбы – это немало, причем не только на морально-символическом уровне, но и на финансовом (самый простой пример – парламентскую избирательную кампанию Ющенко делали различные фонды «по развитию демократии» и центры «изучения избирательных технологий», банально существующие на западные гранты).

Есть не так много вещей, на которые на Западе все же – иногда – обращают внимание. Например, для многих отношение к евреям – это по-прежнему лакмусовая бумажка политических и морально-нравственных качеств режима и конкретного политика.

Что бы хоть как-то подорвать доверие Запада к Ющенко, надо изобразить его антисемитом.


В начале славного пути

Еще несколько лет назад казалось, что антисемитизм не только не играет сколько-нибудь заметной роли в политической жизни независимой Украины, но и вообще вытеснен из общественно-политического сознания. Отдельные его проявления не только не создавали ни для кого реальной угрозы, но и не были заметны вообще. Сравнение украинской ситуации с положением в соседних странах – скажем, в Польше или в России – отчетливо демонстрировало, что для Украины антисемитизм не является реальной проблемой. О стереотипе «украинцы – нация антисемитов» не забыли лишь потому, что слишком долго и старательно обращали внимание на новые способы его опровержения. Антисемитские публикации, конечно, были. Но что такое одинокий оголтелый львовский «Идеалист» по сравнению с десятками подобных российских изданий?..

Возможно, конечно, это из дня сегодняшнего картина недавнего прошлого видится столь идеальной, потому что ситуация постепенно изменилась. Примерно два или чуть больше года назад антисемитизм вновь стал предметом общественных дискуссий в Украине. Если не принимать в расчет единичные его проявления типа нападения подростков на синагогу (у нас нет данных, которые позволяли бы связывать подобные инциденты с конкретной пропагандой), то можно сказать, что изменения в сложившееся положение внесла вдруг прорезавшаяся «гражданская позиция» Межрегиональной академии управления персоналом и лично Георгия Щекина – президента данного вуза.

МАУП, крупнейший негосударственный вуз страны, является довольно заметным участником социально-политических процессов. Во-первых, чисто количественно речь идет о десятках филиалов и структурных подразделений и десятках тысяч студентов. Во-вторых, МАУП заметен на рынке печатной продукции – как со своими книгами, так и с газетно-журнальной продукцией (журнал «Персонал» и газета «Персонал+»). И наконец, с МАУПом ассоциируются многие влиятельные лица – начиная от тех, чьи фамилии фигурируют (или, по крайней мере, фигурировали) в списках попечительского совета или перечне членов редсовета журнала «Персонал», и заканчивая теми, кто – по слухам – неформально покровительствует вузу. Относительно политических пристрастий ректора тоже ходят разные версии: хотя в последнее время он однозначно высказывается в пользу лидера оппозиции Виктора Ющенко, говорят, что у г-на Щекина хорошие отношения и с представителями пропрезидентского парламентского большинства. При этом издания МАУПа подхалимствуют перед самыми разными политическими силами (например, перед пропрезидентскими объединенными социал-демократами), а потому совершенно невозможно понять, с кем из политического бомонда у Академии действительно есть какие-то контакты, а кто на самом деле даже не подозревает, что является искренним другом МАУП. Ющенко сам не рад поддержки со стороны МАУПа и вышел из всех «свадебно-генеральских» МАУПовских списков.

Возьмем на себя смелость высказать «ощущение», что ближе всего МАУП все же к пропрезидентским социал-демократам, а поддержка Ющенко – часть многоходовой стратегии. Но это только предположение.

Где-то с конца 2001 года г-н Щекин вдруг начал активную пропаганду против сионизма и государства Израиль, плавно перешедшую в самую громкую антисемитскую кампанию за историю независимой Украины. МАУПовские регалии стали получать известные во всем мире антисемиты – например, американец Дэвид Дьюк. В самой Академии и вокруг нее сформировался круг пропагандистов, специализирующихся на антисемитской тематике. Среди них – Василий Яременко, директор Института культурологических и этнополитических исследований, созданного в МАУПе специально «под него», Николай Сенченко, Игорь Хижняк, Сергей Белоконь, Сергей Логвинов, Валерий Лапикура. Приглашает МАУП к сотрудничеству борцов с сионизмом всех мастей в том числе и из Израиля – например известного публициста Исраэля Шамира. Антисемитская агитация ведется со страниц МАУПовских изданий: упомянутых журнала (с февраля 2002 г.), газеты (с декабря 2002 г.) и книг, – а также в ходе различных мероприятий, конференций и круглых столов, которые проводит Академия. Среди прочей макулатуры, изданной в серии «Библиотечка МАУП» – книга В.Яременко «Евреи в Украине сегодня: реальность без мифов».

Шквал возмущения, охвативший еврейскую общественность, не имел для МАУПа никаких последствий. Попытки юридически пресечь антисемитскую пропаганду провалились: например, киевская прокуратура в возбуждении уголовного дела против Щекина отказала. Более того, Академия выиграла дела по защите чести и достоинства против газеты «Столичные новости» и журнала «Корреспондент», которые в своих публикациях указывали на расистский и антисемитский характер МАУПовской пропаганды.

Причины щекинской антисемитской кампании, скорее всего, лежат в финансовой области. Наблюдатели отмечали совпадение сроков появления «антисионистской» агитации на страницах «Персонала» и установления тесных контактов между руководством МАУПа и некоторыми арабскими организациями и государствами. В Академии быстро был построен Арабский центр, резко выросла численность студентов из ближневосточных мусульманских стран. Среди спонсоров-партнеров МАУПа называют посольство Ливии, представительство Палестинской автономии и несколько негосударственных арабских организаций.

Но это, на самом деле, неважно. Как не важно и то, являются ли Щекин и компания на самом деле антисемитами или просто честно отрабатывают арабские деньги. По-настоящему национальный масштаб скандал приобрел с распространением МАУПовской агитации на страницы газеты «Сельские вести».


Не умеешь летать – не выпендривайся...

Итак, профессор МАУПа В.Яременко с годичным промежутком публикует в «Сельских вестях» две статьи, одна из которых представляла собой реферат его книги «Евреи в Украине сегодня: реальность без мифов». Как выяснилось позже, профессор покупал газетные полосы под свои тексты, но при этом материалы почему-то не были помечены в качестве рекламных.

Первая статья называлась «Миф про украинский антисемитизм» и была опубликована 15 ноября 2002 г. Основная идея материала проста, как три копейки: украинцы хорошо относятся к евреям, и никакого антисемитизма в стране нет – зато есть сионисты, захватившие власть и угнетающие простой украинский народ. Прошу прощения перед читателями, но приведу несколько цитат из той публикации, дабы сомнений в ее характере не возникало (здесь далее все цитаты даются в переводе с украинского языка). «С украинской стороны мы видим подхалимство, заигрывание или покорность перед финансовыми и идеологическими разбойниками из еврейского лагеря»; «это так называемое национальное меньшинство характеризуется чрезвычайной агрессивностью и представляет собой значительную угрозу национальной безопасности Украины»; «все это заставляет ставить вопрос, с кем и против кого работают в Украине лидеры организованного еврейства как политической организации, которая добивается власти над многомиллионным украинским народом, уничтожают культуру, образование, спорт, осуществляют русификацию Украины в беспрецедентных масштабах». И так две полосы полумиллионным тиражом.

Реферат яременковской книжки «Евреи в Украине сегодня: реальность без мифов» появился на страницах «Сельских вестей» 30 сентября 2003 года. Опять-таки: ничего нового или неожиданного, ранее г-ном Яременко невысказанного. Например, про средства массовой информации: «Пишут о чем угодно, но не отвечают на вопрос, нормально ли, что все средства массовой информации в одних еврейских руках, финансы, основные отрасли народного хозяйства – в еврейских руках, и т.п. ... Украинцы должны знать, что информационное пространство Украины целиком в еврейских руках и что все мы получаем информационную продукцию с еврейской идеологической кухни. Украинская пресса бьют тревогу: сионистские средства массовой информации деморализуют украинский народ».

Дальше все выглядело просто. Международный антифашистский комитет подал иск на редакцию газеты «Сельские вести», в связи с публикацией двух статей В.Яременко. И 28 января 2004 г. Шевченковский районный суд г. Киева на открытом судебном заседании под председательством судьи Ирины Сапрыкиной принял решение о закрытии газеты.

Что имеем в «сухом остатке»? Прорыв антисемитизма со страниц маргинальной прессы на полосы наиболее тиражного издания Украины ознаменовался беспрецедентным судебным решением о закрытии последнего. Стало быть, добродетель торжествует, порок наказан? Еврейская община (а в равной степени любое другое национальное меньшинство) отныне может рассчитывать на судебную защиту от распоясавшихся шовинистов? Да нет, все отнюдь не так просто... И на пользу ли евреям сложившаяся ситуация – тот еще вопрос, к которому я вернусь ниже.

Пока же задамся иным вопросом: почему «Сельские вести» закрыли? Потому, что газета опубликовала две антисемитские статьи? Но ведь вызвавшие бурю возмущения тексты Яременко ранее уже публиковались без малейших последствий для автора, издания и выпускающей организации в равной мере! «Сельские вести» публиковали только одну антисемитскую статью за год, а в «Персонале» подобной пакостью переполнен каждый номер...

Наконец речь идет об относительно умеренных материалах: подумаешь, профессор Яременко утверждает, что государство должно контролировать, сколько в «еврейских руках» банков, газет и телеканалов!.. А вот есть в Украине газета «Идеалист», программной задачей которой является тотальная депортация евреев из страны, а в качестве отдельных «перехлестов» и прямые призывы к насилию встречаются... «Идеалист» неоднократно пытались закрыть... А закрыли, в итоге, почему-то «Сельские вести»!

Но Б-г с ним, с «Идеалистом» (хотя вряд ли). А вот где логика, когда из двух изданий, публикующих один текст, закрывают именно то, которое раз в год делает перепечатку, к тому же за деньги?! Есть, правда, на этот вопрос официальный ответ. Мол, «Сельские вести» читают на порядок больше людей, чем какой-то «Персонал» (про который, если б не шумиха вокруг антисемитских материалов, вообще бы никто не знал), а стало быть, ответственность на газете лежит на порядок большая. Ладно, допустим... хотя можно и возразить: одно дело, если вы лишаете своего любимого чтива пару тысяч антисемитов (потому что в издании основная масса материалов посвящена «еврейскому вопросу»), но совсем другое – если без газеты остаются сотни тысяч селян, читавших и любивших свою газету отнюдь не из-за дважды мелькнувших сентенций профессора Яременко. Получается, что сходит с рук одним, зато «на полную катушку» ставится в вину другим. Отчего же одно издание оказалось в роли Юпитера, а другое – в роли быка?..

«Сельские вести» – неофициальное издание социалистов, газета резко критиковала президента, а кроме того, предоставляла свои полосы и другим оппозиционным силам. В силу своей многотиражности, «Сельские вести» являлись основной трибуной оппозиции.

Руководство газеты категорично утверждает, что издание закрыто именно из-за своей оппозиционности и говорит о заказном характере решения суда. По их мнению, сторонники действующей исполнительной власти давно пытаются закрыть «Сельские вести» и только искали подходящий повод: то через налоговые службы подкатывались, то еще как-то... Что ж, это в самом деле может объяснить вышеописанный парадокс Юпитера и быка.

Только как-то не хочется гневно клеймить двойной стандарт. На ум приходит анекдот о том, как во время нелицеприятного разговора боксер ломает челюсть собеседнику, потому что он «ка-ак откроется слева»... Вот и «Сельские вести», очевидно, «открылись слева». Но кто ж вам виноват, господа оппозиционеры, кто ж заставлял-то вас публиковать антисемитскую бредятину, пусть даже за деньги? И зачем публиковать письма в поддержку антисемитской бредятины? А уж если публикуете – то после не жалуйтесь. И не прикрывайтесь полученными от Яременко деньгами: очевидно ведь, что если бы в глубине души не сочувствовали, то и не закрывали бы глаза на явно антисемитские пассажи. И хотя бы по тому, с каким жаром на суде доказывали, что все описанное в статье – правда, можно подумать, что не так уж глубоко в вашей душе запрятаны симпатии к юдофобам. Видимо, соблазн сорвать сомнительные дивиденды от ставки на низменные чувства самого темного, как выражались раньше, «незрелого, политически неграмотного» электората оказался сильнее здравого смысла. Так что нечего теперь на власть пенять, сами виноваты...

Вполне очевидно, что антисемитская кампания такого масштаба не должна была остаться незамеченной и ненаказанной. Может быть, проблему следовало решить по-иному, может, следовало обязать газету опубликовать опровержение, оштрафовать издание, вынести предупреждение, рекомендовать уволить главного редактора «за несоответствие»... Действительно, если речь идет о газете с полумиллионной аудиторией, не стоит рубить с плеча. С другой стороны, если это даже был явный или неявный «заказ сверху», значит, власти наконец-то отреагировали (хотя и неуклюже) на антисемитский эпизод, создав прецедент, после которого, глядишь, и с «Персоналом» воевать будет проще.

Итак, предварительный итог анализа ситуации вроде бы можно сформулировать образом. Власть жестко и решительно подавила начатки антисемитской пропаганды – что, безусловно, хорошо. Сделано это было только в силу политической конъюнктуры и не самым лучшим образом, – что, безусловно, плохо. Могут быть разные точки зрения насчет того, что перетягивает в данном случае – «хорошо» или «плохо».


А если все-таки «заказ»?

Но если присмотреться к ситуации еще внимательнее, то оптимизм пропадает совсем. После закрытия «Сельских вестей» в информационном пространстве страны началось нечто фантасмагорическое. На защиту газеты встали все оппозиционные политические силы. В заявлении, распространенном социалистами, говорилось, что закрытие издания, фактически, самих же социалистов есть «продуманный ход Администрации президента, чтобы создать хаос в обществе, разжечь межнациональную вражду, а потом сказать, что единственным гарантом стабильности является Леонид Кучма». В том же ключе высказываются и другие участники антипрезидентского блока: ведь «Сельские вести» были не просто крупнейшим общественно-политическим изданием, но изданием оппозиционным... Заявления и коллективные письма посыпались, как из рога изобилия. Комитет по свободе слова Верховной Рады, подконтрольный «Нашей Украине», воззвал к Парламентской ассамблее Совета Европы, умоляя обуздать «диктатуру», убивающую свободу слова под «надуманными предлогами».

Надо сказать, что сам способ защиты оппозиционерами пострадавшей газеты крайне неприятен. Да, Виктор Ющенко, конечно, сказал, что газете неплохо было бы извиниться, хотя ее закрытие – явно неадекватная мера. Но в совместном официальном заявлении фракций СПУ, БЮТ и НУ в Верховной Раде говорится обратное: «Статья, которая послужила поводом для закрытия популярного издания, может быть предметом научного и общественного обсуждения», но не судебного решения. Научно обсуждать, является ли этническое меньшинство значительной угрозой национальной безопасности?! Вот уж увольте... Понятно, что оппозиции ничего не остается, кроме как отрицать юдофобский характер статьи, не может же она признаться в сочувствии антисемитизму! Но ведь это, ни много ни мало, ведет к легитимизации антисемитизма в глазах социума, раз наиболее авторитетные в стране политические силы не видят в яременковских статьях ничего зазорного...

Для «наших украинцев» «очевидно, что «Сельские вести» закрыты из-за того, что симпатизируют оппозиции, и это – позор для страны». Высказывается также точка зрения, что Администрация президента сама сознательно обостряет межнациональные отношения: ведь выбранный способ закрытия газеты как бы показывает ее читателям, что издание пострадало от евреев.

И ведь определенный резон в этой идеи есть. Газета-то, между прочим, продолжает выходить: пока есть время подать апелляцию, потом она будет рассматриваться... И читательская почта показывает, что вышеозвученное предположение может быть недалеко от истины. Читатели «Сельских вестей» поняли все «правильно»: их любимую газету закрывают евреи! Например, в одном коллективном письме, опубликованном 29 января, утверждалось, что «возмутительный факт использования суда для преследования украинского патриотичного ученого и оппозиционного к власти издания еще раз подтверждает справедливость предупреждений о наступлении международного сионизма на Украину, на ее историю, культуру, духовность, державность в целом». Так каждый день, письма, заявления, на первой полосе... В таком объеме, такими тиражами антисемитизм еще не выплескивался на нашу читательскую публику, как после злополучного решения суда!!!

Так что же вся эта история может означать? Сложим теперь мозаику.

Выскажу свои – и только свои – личные соображения. Называйте это конспирологией, но я не исключаю того, что яременковские материалы изначально были подсунуты в «Сельские вести» с провокационной целью (а может быть, и МАУП в целом совмещает приятное с полезным и служит двум господам: одновременно отрабатывает арабские деньги и участвует в масштабной PR-кампании под лозунгом «Замажем оппозицию антисемитизмом!»). Редакция на провокацию поддалась – что, конечно, отнюдь не говорит в ее пользу, – и за это поплатились. Но на этом этапе провокация еще необязательна – «Сельские вести» и сами могли «открыться слева». А вот дальше разыгрывается сценарий, при котором любой ход оппозиционеров ухудшает их положение. Позволят тихо «съесть» «Сельские вести» – хорошо, потому что оппозиционеры лишатся трибуны, продемонстрируют отсутствие воли к борьбе. Коллеги социалистов решат отмежеваться от антисемитского издания – и тем самым дадут повод расколоть оппозиционный блок. А начнут оппозиционеры дружно защищать «Сельские вести» – еще лучше: защищать-то им придется антисемитов, стало быть, и сами антисемитизмом запятнаются, а этого все же не любят на Западе, да и не вяжется это с имиджем просвещенного патриота!

В действие был приведен классический прием качественного «черного PR»: не распространять компромат на оппонента, а при всех поставить его в такую ситуацию, что ему ничего не останется, кроме как скомпрометировать самого себя. Оппозиция начала вести себя по наихудшему сценарию. Маховик заработал.

Что же до еврейской общины, то в таком контексте вся история для нее ничего хорошего не сулит. Помимо того, что, по мнению многих, руками евреев ведется избирательная кампания (что само по себе вызывает гнев и раздражение, например, у тех же подписчиков «Сельские вести», которые шлют в редакцию гневные письма), так еще и средством дискредитации оппозиции стала небывалая антисемитская кампания, последствия которой будут сказываться еще долго. Евреев как бы «подставили» под перекрестный огонь. Как политолог, я не могу не оценить изящества операции. Но до чего же все это гнусно!..

* * *

В итоге, еврейская община очутилась в тяжелейшем положении. Только издалека все кажется просто. Для украинского же еврейства непонятно еще, каким поведением можно постараться навредить меньше. Приветствовать решение суда – значит в глазах значительной части общества ассоциировать себя с борьбой против оппозиции и свободы слова. Осудить закрытие газеты – значит не признавать материалы типа яременковских антисемитскими, т.е., легитимизировать подобную точку зрения. И это на фоне нарастающей антисемитской кампании, да еще в преддверии президентских выборов, которые, несомненно, дадут немало поводов для использования антисемитизма как PR-стратегии.

Вячеслав Лихачев

Статья была опубликована в израильской русской газете "Контекст". 2004. 11 марта


Еврейское творчество

Стихи Хаима Нахмана Бялика в переводах на русский язык З. Жаботинского

Ваше сердце

Словно в дом, где разбито имя Бога над дверью,
В ваше сердце проникла толпа бесенят:
Это бесы насмешки новой вере - Безверью -
Литургию-попойку творят.

Но живет некий сторож и в покинутых храмах -
Он живет, и зовется Отчаяньем он;
И великой метлою стаю бесов упрямых
Он извергнет и выметет вон.

И, дотлевши, погаснет ваша искра живая,
Онемелый алтарь распадется в куски,
И в руинах забродит, завывая, зевая,
Одичалая кошка Тоски.

1897

Как сухая трава, как поверженный дуб,
Так погиб мой народ - истлевающий труп.
Прогремел для него Божий голос с высот -
И не внял, и не встал, и не дрогнул народ,
Не проснулся в нем лев, не воскрес исполин,
И не вспрянул в ответ ни один, ни один...
И когда, живы духом, из дальней земли
На Господний призыв ваши братья пришли -
Не сбежался навстречу борцам у ворот
Весь, от моря до моря, ликуя, народ,
И для верных своих не нашлось у него
Ни пожатья руки, ни кивка, ничего...
В шумной давке глупцов пред чужим алтарем
Утонул Божий голос, заглох Его гром,
И, поруган плевками холопских потех,
Замер Божий глагол под раскатистый смех.,..

Так истлел мой народ, стал, как жалкая пыль,
Обнищал, и иссох, и рассыпался в гниль;
Не родится меж вами, в день кары большой,
Муж деяний и жизни, с великой душой,
Чей огонь проникал бы, как молния, в грудь,
И глаза, как звезда, озарили ваш путь, -
Рыцарь правды и грезы и дерзкой борьбы,
С беззаветной враждой против рабьей судьбы -
И с великой, как скорбь, и огромной, как срам,
И, как море, бездонною жалостью к вам, -
Чтоб ярилась, бушуя, в нем буря Любви,
И клубился пожар ненасытный в крови,
И над вами гремел его голос сквозь тьму:
Подымись ! Созидай ! - Не родиться ему...

Так погиб мой народ... Срама жаждет он сам
Нет опоры стопе, нет мерила делам.
Сбились люди с дороги, устали бродить,
И пропала в веках путеводная нить.
Рождены под бичом и бичом вскормлены,
Что им стыд, что им боль, кроме боли спины ?
В черной яме чужбин копошася на дне,
Воспарит ли душа над заботой о дне,
Возвестит ли рассвет, возведет ли престол,
Завещает ли веку великий глагол ?
Раб уснул, и отвык пробуждаться на клич,
Подымают его только палка да бич.
Мох на камне руин, лист увядший в лесу-
Не расцвесть им вовек, не зови к ним росу.
Даже в утро Борьбы, под раскатами труб,
Не проснется мертвец, и не двинется труп...

1897

 

С уважением,
Ишаяу Ланда  
Напишите мне Мой ЖЖ: Мысли в еврейской голове

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться

В избранное