Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Русская Еврейская община в Нью Йорке


Редактор рассылки, не несет ответственности за рекламу расположенную выше этой строки
Не нажимайте Reply (Ответить) для этого сообщения!
Ваши вопрсы и коментарии направляйте пожалуйста по адресу kehilasmy@yahoo.com

בס'ד

Ваеце

      Рамбан  в своём комментарии  на Тору говорит, что ключом к пониманию происходящего в книге Берейшит является принцип "Маасе авот – симан лебаним" – "поступки отцов – знак их детям". Авраам, Ицхак и Яков своими действиями проложили нам, их детям, дорогу. То, что происходило с ними, будет происходить и с нами, но у нас, их детей есть теперь силы и знание, что делать в данной ситуации и как с честью выдержать все трудности. Для этого Творец Мира и рассказал нам в Своей Торе все эти рассказы, нам жизненно важно их знать. Яков уходит жить в изгнание в Харан, где проживает двадцать важнейших лет своей жизни. На его примере мы видим, что такое галут, в чём его природа, и для чего Всевышний посылает нас евреев в галут. 

      Прежде  всего галут – это состояние  когда Творец скрывает Себя. Мы видим, что Всевышний открывается Якову  по дороге в Харан в знаменитом сне с лестницей. После этого  все двадцать лет Яков один, Б-г  не разговаривает с ним и не поддерживает его, а помогает только в скрытой форме. В следующий раз Якову открывается ангел, который велит ему возвращаться домой только в самом конце. Настоящее пророческое видение с двумя станами наверху и внизу он уже видит в Эрец Исраэль, вернувшись.

      Во вторых, галут – это вынужденное рабство, когда на тебе паразитируют и тебя используют в своих целях. Евреи связанны с Б-гом, поэтому они опускают свыше в этот мир благословение. Когда мы в галуте этой силой пользуются и с её помощью строят своё благополучие другие. Это верно не только в духовной сфере. Талантами и тяжелейшим трудом Якова построено большое благополучие Лавана – колдуна и идолопоклонника, который до встречи с Яковом был нищ, и его дочь Рахель должна была пасти его несколько овец. Силами и трудами евреев построена мощь древнего Египта. Жизнями, трудом и талантами евреев построена мощь коммунистического Советского Союза, все его достижения и успехи культурные, научные, военные и экономические. В этом трагедия галута: еврей своим трудом кормит и выращивает чудовище – империю зла, в которой живёт.

      В третьих, галут – это порабощение моральное. Сколько бы лет ты здесь не жил, как бы ни трудился, тебя всё равно только терпят здесь, ты всегда виноват и вынужден оправдываться и выкручиваться. Ты обманщик, нахлебник и неблагодарный. Это происходит с Яковом с первых минут его пребывания в Харане. Посмотрите, как пастухи отвечают ему сквозь зубы. Это происходит на протяжении всей главы, это происходило и происходит с каждым из нас. Это галут.

      Но  в чём же смысл галута, для чего Всевышний нас послал в галут? Евреи находясь в различных странах в изгнании исправляют мир. В мире присутствует гигантский потенциал святости, который евреи освобождают на свободу. Яков пришёл к Лавану один с палкой в руке, а ушёл целым народом: с жёнами и детьми и со всеми душами еврейского народа, в том числе и нас с вами, которых он нашёл, исправил и забрал с собой. Всё это он освободил из клипы Лавана. Так и мы его дети освобождаем в странах мира святость: души герим, а также черты характера и свойства народов, среди которых мы живём. Мы вбираем эти свойства в себя и делаем их еврейскими, поднимая их до служения Всевышнему. Если бы мы оказались достойны, мы бы могли проделать всю эту работу дома, не уходя в галут. Но это нам не удалось, поэтому мы вынуждены пройти через все страны мира, чтобы исправить их. Так было с Яковом, и так происходит и с нами.

      Мы  говорим в Пасхальной Агаде: "Выучи, что хотел Лаван арамеец сделать  нашему отцу Якову". Обман Лавана является причиной египетского рабства. В результате подмены Рахель на Лею Йосеф, которому было предназначено родиться первым, и которым должен был быть основным продолжателем дома Якова, родился младшим в семье. Это было причиной конфликта Йосефа и братьев, в результате чего семья Якова оказалась в Египте. Святой "Ор ахаим" пишет, что с этим связана ещё одна большая потеря – раскол святости. До Якова все виды связи со Всевышним, все свойства святости были сосредоточены в одном человеке. Например, Яков, купив первенство у Эйсава, стал одновременно первенцем. Коеном, левитом и царём. Благодаря обману Лавана, с поколением детей Якова святость раскалывается. Коен, левит, первенец, царь – это разные люди, а потом различные еврейские племена.

      В золотой век города Цфата в  месте с рабейну Йосефом Каро, автором Шульхан Аруха, Аризалем, рабби Шмуэлем Озейдой, автором "Мидраш Шмуэль" жил рабби Моше Олших, автор классического комментария на Тору "Торас Моше". Он был главным судьёй города, а подготовкой субботних драшот, из которых выросла его книга, занимался, по его словам, в пятницу и субботу. Каждый шабат он говорил в синагоге драшу, в которой открывал много нового. Он был замечательный рассказчик и послушать его приходило много людей. Однажды на такой драше присутствовал Аризаль. Речь шла о обманах, которые применял Лаван обманывая Якова. Наши мудрецы учат, что Лаван менял условия договора и обманывал его сто раз. Рабби Моше, пользуясь намёками текста Торы, взялся раскрыть все эти сто обманов: в чём было условие и в чём подвох и обман. Аризаль, слушая драшу, улыбался, а в одном месте очень невпопад даже засмеялся. После молитвы он объяснил, что видел душу Лавана, который согласно кивал головой, когда говорили про очередную его проделку. Но один раз он всплеснул руками и воскликнул: "А чёрт, а это мне в голову не пришло!" Это ведь действительно смешно! Интересно, что в книге "Торас Моше" этой драши нет. Очевидно правда, которая правда только на девяносто девять процентов – это не Тора.

      Цадик рабби Дувид Мойше из Черткова זצק''ל ז''ע был сыном рабби Исруэля из Ружина זצק''ל ז''ע. Однажды, когда он был маленьким ребёнком, он пришёл в приёмную своего отца. Увидев еврея, который собирается заходить в комнату Ребе, он спросил, что он хочет. "Мне нужна браха и спасение" – ответил еврей. Рабби Дувид Мойше дождался пока еврей выйдет и спросил его, что ответил папа. "Ребе сказал, что Б-г поможет" – ответил еврей. "Да, но кто тебе поможет пока-что, пока Б-г поможет?" – спросил мальчик. Еврей не знал, что сказать, и мальчик предложил спросить у папы. Еврей пошёл спрашивать. Ребе ответил, что и до того, что Б-г поможет, поможет тоже Б-г. Это правило написано в Торе в нашей главе: "Ибо не оставлю тебя пока не сделаю то, что Я говорил тебе" (Берейшит 28, 15). Это значит, что "пока Я не спасу тебя, так как говорил, Я не оставлю тебя и буду тебя поддерживать". 

                              А гит шабос

                                    Яков Доктор

(Еврейский центр "Шма Исраэль", Бейт Шемеш. 057-3199742)


Shidduchim @ Toldot.ru ШИДУХИ ДЛЯ РУССКИХ БААЛЕЙ ТШУВА
SHIDDUCHIM for RUSSIAN BAALEY TESHUVAH
Worldwide in Russian
Shidduchim @ Toldot.ru


Посетите нашу страницу http://www.kehilasmy.org
Visit our page http://www.kehilasmy.org

Buy books with 10% off from Artscroll and Artscroll will donate us 5% of your purchase:
Visit ArtScroll.com


Редактор рассылки, не несет ответственности за рекламу расположенную ниже этой строки.



В избранное