Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

"Никольский Благовест" - Православный еженедельник # 256


Информационный Канал Subscribe.Ru




Никольский Благовест

№ 51 (256) 27 марта 2005 г.

По благословению Митрополита Астанайского и Алматинского Мефодия

Неделя 2-я великого поста. Святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалонитского


СЛОВО ПАСТЫРЯ

Протянуть руку и дотронуться до Бога

Святитель Григорий Палама

      Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Этот воскресный день, братья и сестры, именуется "Неделей Светотворных постов". Вы только вслушайтесь в это наименование, которое дала Святая Церковь этому дню! Но о каком свете может идти речь Великим постом, когда даже светлое облачение духовенства сменяется темным, а в будничные дни даже черным, траурным, погребальным? О каком свете может идти речь, когда (хотя по воскресному дню, конечно, трудно судить) в будничные великопостные богослужения нет никакого торжества? О каком свете может идти речь, когда ныне время плача, время покаяния? И тем не менее, братья и сестры, этот день Святая Церковь называет днем светотворных постов.
      Апостол и евангелист Иоанн Богослов в своем первом соборном послании пишет: "Бог есть свет, и в Нем нет никакой тьмы" (1:5). Мы с вами знаем, что всякий человек был сотворен по образу и по подобию Божию. Что это значит? Это значит, что если Бог есть свет, то и мы с вами должны быть светом, то есть от каждого из нас, если хотите, должен излучаться свет, потому что мы сотворены по образу и по подобию Божию. Конечно, братья и сестры, грех, который владычествует над нами, не дает возможности изливаться и исходить от каждого из нас этому свету. Вот и получается, что, к сожалению, мы с вами пребываем не во свете, а во тьме, ибо грех есть тьма и всякий, творящий грех, пребывает во тьме. Не случайно во время Великого поста Святая Церковь, говоря нам о свете, напоминает о нашем предназначении: "Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного" (Мф. 5:16).
      Этот воскресный день Святая Церковь посвящает одному из величайших своих подвижников и учителей - святителю Григорию Паламе, архиепископу Фессалонитскому. Этот святой отец жил в XIV веке и своей жизнью, подвигом своей святости свидетельствовал, что та благодать Божия, которая изобильно изливается на каждого человека, стремящегося воспринять ее, не есть какое-то новое Божие творение, не есть нечто такое, что Бог взял, отделил от Себя и дал человеку. Нет, братья и сестры, и святитель Григорий Палама, и вся Церковь учит, что благодать Божия есть не что иное, как Сам Бог, Который наполняет Собою все и каждого отдельно взятого человека. Но от нас зависит, сможем ли мы воспринять Бога, сможем ли быть достойными этого великого дара.
      Во время Великого поста Святая Церковь еще и еще раз каждому из нас напоминает о самом важном моменте, о котором мы должны постоянно помнить: нам дан не просто хлеб, не просто вино, чтобы мы могли продолжать свою жизнь на этой земле, а нам дано Само Пречистое Тело и Сама Животворящая Кровь Христа Спасителя. Вот поэтому, братья и сестры, и радостен для каждого из нас должен быть пост. Вот поэтому-то пост для каждого из нас должен быть не чем иным, как духовной весной.
      К сожалению, многие из нас постное время представляют как ограничение в той или иной пище. Очень часто, беседуя с православными христианами и перед постом, и во время поста, я слышу практически одно и то же: мы все стараемся найти возможность ослабления того физического поста, который каждому из нас предлагает Церковь. Все мы ищем, мягко говоря, какие-то лазейки, какие-то, может быть, только для меня возможные легкие пути, по которым только я могу пройти поприще поста, сбросив, или скрасив, или облегчив то бремя, которое для меня так невыносимо и тяжело! Но, братья и сестры, я уже повторял, и повторяю и, видимо, еще буду повторять в дальнейшем, что не в этом суть поста. Пост заключается не в том, чтобы мы в непостное время ели мясо и запивали его молоком, а постом ели картошку и запивали холодной водой, и даже без сахара. Не в этом заключается значение поста, не в этом его цель. Вот этот воскресный день Святая Церковь именует "Неделей Светотворных постов". Да, действительно, каждый из нас за время поста должен озариться, просветиться и наконец-то засветиться, то есть вернуться к тому первообразу, который и был дан каждому человеку во время его творения, ведь все мы сотворены по образу и подобию Божию. И к этому образу, то есть к БОГОПОДОБИЮ, мы должны вернуться. Вот для чего пост! Не для того, чтобы ограничить нас в той или иной пищи, не для того, чтобы лишить нас возможности часами сидеть у телевизора, нет. Пост для того, чтобы каждый из нас стал вновь богоподобным. А если Бог есть свет, то и каждый из нас должен стать для других светом. Вот к чему призывает нас Святая Церковь, а не к тому, чтобы мы сбросили лишние килограммы во время Великого поста, - как некоторые говорят: "Ну, слава Богу, наступило постное время, можно ограничить себя в пище, а, значит, и талия станет тоньше, и килограммы лишние сброшу". Не в этом заключается цель поста. Вместо, как нам кажется, лишних килограммов, грехи надо сбросить, очистить себя, стать богоподобным, стать святым - к этому нас призывает Святая Христова Церковь во время поста. Этому учит нас и святитель Григорий Палама, память которого совершается в этот воскресный день.
      Между Богом и нами нет никакой пропасти. Расстояние между Богом и человеком сократил Господь и Спаситель наш Иисус Христос, придя на эту землю, став человеком, распяв грехи человека на кресте и омыв человека Своею Пречистою Кровью, которая изливалась на Кресте. Господь сократил это расстояние до минимума - каждый из нас способен, если хотите, протянуть руку и дотянуться до Бога. Но мы не хотим этого! Мы настолько духовно ленивы, что даже руку не хотим протянуть, чтобы дотянуться до Бога!
      Сегодня не случайно Святая Церковь своим евангельским чтением напомнила нам о том событии, которое совершилось в Капернауме. Этот город находился когда-то (ныне от города осталось лишь небольшое количество камней от старых стен и несколько колонн, свидетельствующих о том, что когда-то на этом месте был город) на берегу Генисаретского озера. Его очень любил Иисус Христос и часто приходил туда. Правда, не всегда жители этого города с восторгом и с радостью встречали Христа - были такие случаи, когда Господь ничего не совершал в Капернауме по неверию его жителей, как свидетельствует Священное Писание. Так вот сегодняшнее Евангелие рассказывает о том, как Христос, находясь в Капернауме, в одном из домов, совершил чудо исцеления расслабленного человека. Но я хочу напомнить вам, как совершилось это чудо. Не сам расслабленный пришел к Христу, как это бывало ранее, потому что не имел возможности самостоятельно передвигаться, и не Христос вышел к нему навстречу, а больного принесли к Господу его четверо друзей. Дом, в котором проповедовал Христос, настолько был переполнен желающими услышать слово, исходящее из уст Христа Спасителя, что пройти через двери было невозможно. Тогда эти четверо, принесших на одре своего расслабленного друга, принимают необычное решение: они взбираются на кровлю дома - на востоке крыши домов обыкновенно ровные, поэтому им не составляло труда взобраться на нее, разобрать кровлю и в отверстие опустить одр с находящимся на нем больным прямо к ногам Христа Спасителя. И совершается удивительное чудо. Господь, обращаясь к лежащему пред Ним человеку, не говорит то, что мы бы ожидали от Него услышать: "Ты болен, Я исцеляю тебя, возьми свой одр и иди домой". Нет, братья и сестры, не эти слова мы слышим из уст Христа Спасителя, а совершенно другие: "Прощаются тебе грехи твои,… встань, возьми одр твой и иди в дом твой" (Мр.2: 5,11). Из этих слов Христа Спасителя какой мы можем сделать вывод? Оказывается, и наши не только духовные, но и физические болячки происходят от тех грехов, которые мы совершаем. И для того, чтобы избавиться от той или иной болезни, необходимо задуматься о состоянии своей души, о состоянии своего сердца и попросить у Бога, прежде всего, прощения в своих грехах, а потом уже просить исцеления в своих физических недугах.
      Все мы являемся такими же расслабленными, правда, как нам кажется, что у нас нет таких четырех преданных друзей, которые бы отнесли нас к ногам Христа Спасителя. Но это не так. Возможно, у большинства нет таких четырех друзей, подобных этим евангельским друзьям. Но вот о чем мы должны знать: для чего нас Святая Церковь приглашает на богослужения? Да для того, чтобы все мы, такие расслабленные, такие немощные, такие грешные, предстоя вместе у ног Христа Спасителя, просим Его не только за самих себя, но и друг о друге. Ведь чудо совершается в Капернауме не только по вере этих четырех друзей, оно совершается еще и по их любви, которая понудила их принести своего больного друга к Христу, любовь заставила их, рискуя своей жизнью, залезть на хрупкую кровлю и опустить расслабленного к ногам Господа. И та же самая любовь понуждает и нас находиться здесь рядом друг с другом, несколько часов терпеть немощи и недостатки друг друга и молиться друг за друга, чтобы Всемилостивый Господь обратил внимание и на наши немощи и исцелил их.
      Вот о чем всем нам напоминает Святая Христова Православная Церковь. А если так важно нам посещать богослужения, то давайте, обращая на это внимание, постараемся как можно чаще их посещать, и не только в воскресные и праздничные дни, но и, может быть, в дни будничные. Будем спешить в храм Божий, чтобы иметь возможность реальной встречи с Богом в тех богослужениях и Таинствах, которые совершаются в каждом православном храме, чтобы здесь быть сопричастниками той Божественной благодати, которая преизобильно изливается во время совершения Таинств церковных на каждого человека, приступающего с верою к ним, чтобы здесь, в храме, каждый из нас мог вновь и вновь задуматься над смыслом своей жизни и устремить всего себя к достижению того богоподобия, к которому каждый из нас должен стремиться в своей земной жизни, чтобы здесь, в храме, наконец-то каждый из нас засветился тем Божественным светом, о котором всем нам сегодня напоминает Святая Христова Православная Церковь. Но напоминает не для того, чтобы мы, вспомнив об этом, на мгновение остановив на услышанном свое внимание, выйдя за церковный порог, напрочь об этом забыли и вернулись к той повседневности и к той жизни греха, которая там, в миру, ибо мир во грехе лежит. Нет, братья и сестры, не с этой целью Церковь напоминает нам об этом. Каждый из нас, подумав об этом, должен приложить все усилия, чтобы стать богоподобным, чтобы, озарившись благодатью Святаго Духа, засветиться так, чтобы всякий находящийся рядом с нами человек мог прославить Отца нашего Небесного, Который есть на небесах. Аминь.

Протоиерей Валерий Захаров
7 марта 2004 г.


Память святителя Григория Паламы

14/27 марта

      В воскресный день Второй седмицы святой Четыредесятницы с XIV века Церковь празднует память св. Григория Паламы, архиепископа Фессалоникийского, чудотворца, защитника православного учения о Божественном свете.
      Святитель Григорий родился в четырнадцатом веке в Константинополе в семье благородных и глубоко верующих родителей. В юности оставив мир, св.Григорий принял иночество в одном из афонских монастырей и, благодаря святой жизни, сподобился Божественных откровений и получил дар исцеления. Много было в Православии подобных подвижников, о которых нам мало или совсем ничего не известно. Но святителя Григория ждала другая судьба. Под влиянием католических идей в Константинопольской Церкви составилась группа монахов, осмелившихся отвергнуть православное учение о том духовном благодатном свете, который именуется часто Фаворским в память о Преображении Господнем на горе Фавор. Этот свет осиял лицо Моисея на Синае, апостола Павла по пути в Дамаск, упоминания о нем мы встречаем в житиях многих св. отцов и жен.
      Согласно православному учению, Фаворский свет исходит от Бога и не является тварным. Но лжеучители Варлаам, Акиндин и их последователи утверждали обратное. Все, что видимо, - тварно, так как Бог непознаваем, - говорили они. А значит - никакой молитвой нельзя достигнуть внешнего осияния человека истинно небесным светом. Не свет любви Божией, а лишь ее эрзац, специально предназначенный для людей, способны увидеть наши телесные очи, - полагали еретики.
      Страшно претендовать на познание Отца. Но страшно и отказаться от того, что Он нам открывает о Себе.
      Это ложное самоумаление и требования вознести имя Божие на должную высоту мы уже встречали у монофизитов и иконоборцев. Если отбросить их внешние отличия, то перед нами открывается одна и та же злая цель: удалить Бога настолько, чтобы Он стал недоступен человеческому сердцу. Для отвлеченного философа или моралиста Господь - это абстрактная точка в холодной бездне космоса. Какой там свет? Какая благодать? И философ, и моралист подобно бесам понимают, что Бог есть, но понимают это одним лишь рассудком, презирая теплую, живую веру, не оформленную в мертвую, но совершенную по форме схему.
      Вот против этого холодного, умственного подхода и выступил Григорий Палама. Лжеучитель Варлаам, считая заблуждением веру афонских пустынников в возможность созерцания света Божия телесными очами и приготовление к этому аскетическим подвигом, принес на них письменную жалобу Патриарху Иоанну ХIV Калеаксу. Это стало, быть может, последней каплей того терпения, с которым православные относились к усилению католического влияния. Зараза рационализма проникла уже в монастыри. Терпеть дольше было невозможно. И вот в 1341 году состоялся Собор. Своими огнедуховными словами Григорий Палама обличил заблуждение Варлаама. "Как можно славу и Царство Отца и Духа Святого представлять в каком-то чувственном свете? Неужели в подобной славе и царстве придет Христос?.." - вопрошал святитель.
      Варлаам был побежден, удалился в Италию. Там, определившись окончательно в своих предпочтениях, он принял католицизм. Но остались те злые семена, которые были им посеяны, остались ученики. И еще много сил потребовалось святому Григорию, чтобы окончательно искоренить эту ересь.
      Богоносец, сын Божественного света, - такие имена получил он от современников за свои труды. Что было бы с Православием, не выступи он вовремя? Византийская империя была накануне гибели. Сил бороться со лжеучением у Церкви было немного. И, быть может, только решительное слово Святителя избавило Ее от затяжной и опасной болезни. Но не только и не столько обличениями добился он этого. Святитель понимал, что почвой для ереси стало то отчаяние, которое овладевало православными христианами все больше. Признаки грядущей катастрофы становились уж слишком отчетливы. И вот, словно луч надежды, в напоминание о том, как близок Господь людям, было дано сомневающимся учение Григории Паламы о Божественном свете, этом "таинстве восьмого дня" - будущей жизни, когда праведные просветятся как солнце в Царствии Отца их.

www.mrezha.ru/vera


Религиозная жизнь

      Что такое физическая, материальная жизнь- каждый знает, и не стоит об этом говорить. Душевная сторона жизни есть проявление психических эмоций и сил человека. Но в чем его духовная, религиозная сторона? И как эту религиозность, духовность в себе найти, как взрастить ее в себе?
      Представьте себе гору, и в горе, в ее центре, - драгоценный камень. Гора хорошо видна всем, а драгоценный камень, который внутри ее, никому не виден, хотя он и драгоценнее горы... Такую картину представляет собою и человек. Материал физический, хорошо всем видный, это его тело; но тело оживлено душой и внутри человека живет сущность его жизни. Драгоценность бессмертного духа, - истинное лицо человека. Тело болеет и умирает, но дух бессмертен, дух не может умереть. Когда мы, люди, стареем, у нас ослабляются все функции организма, слабеет физическое наше зрение, исчезает слух, притупляются душевные наши способности и таланты наши, которыми мы, может быть, блистали, сходят на нет. Но, если в человеке был развит дух, то дух его не ослабевает, с отмиранием душевного и физического организма; наоборот, дух проясняется, усиливается и как бы входит в свою полноту... Так бывало у всех святых и подлинно религиозных людей. Плотской человек "тлеет", а новый, духовный, религиозный, бессмертный, небесный, обновляется, рождается, - как говорит апостол Павел. Это есть истинная реальность... Когда физический организм у верующих в Бога людей ослабевает, в болезнях, или в старости, они не останавливаются на этом печальном явлении, но знают, что в глубине их есть чудное сокровище, драгоценная жемчужина, то бессмертное бытие, о котором говорит Евангелие: "Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем, которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его". (Мф. 13: 31-32).
      Дух у людей часто бывает придавлен земной смертной оболочкой; но если человек обратит внимание на это самое ценное, что в нем есть, - на дух свой бессмертный, и начнет развивать это сокровище, - жизнь такого человека становится духовной, религиозной; духовность начинает преобладать над его душевностью и телесностью. Здесь принадлежит человеку подвиг веры. Если человек этого еще не испытал, пусть поверит и увидит. Верьте, братья, Христу Господу, в устах Которого не было лжи. Который есть сама Истина. Верьте всем святым земли больше, чем всем грешникам ее. Святые люди указывают на драгоценность бессмертного духа, а грешные люди отрицают этот дух и принижают человека к куску материи или к животному. Если человек осознает жизнь и драгоценность своего духа, он через это придет к познанию и Духа Святого, Божиего, и познает Небесного своего Отца, Бога... Евангелие, мудрость Христова, зовет к этому... По мере чистоты своего сердца, человек начинает понимать Евангелие, и ему становится ясной чудная тайна его собственной жизни - тайна бессмертия.
      Дух, - это великий талант, данный каждому человеку, -даже самому обездоленному в мире. Свой дух мы должны принести Господу очищенным и просветленным. Но прежде всего нам надо свой дух обнаружить, найти... Нахождение духа совершается в молитве. Чем человек духовнее, тем молитва его горячее, чище, сильнее; легче воспламеняется, дольше переживается.
      Вера в свой бессмертный дух, понимание необходимости его очищения, сознание своей нравственной потемненности пред Богом, - есть уже проявление истинной духовности, религиозности. Люди, имеющие опыт очищения духа в раскаянии и приобщении Христовых Тайн в Церкви, имеют опыт духовной "легкости", окрыленности жизни, - словно и тело их становится легким и всякое душевное их чувство приобретает окрыленность; и это вовсе не является результатом простой эмоциональности, но - действия Благодати. Небесное утешение бывает следствием прощения грехов, и принятия Св. Тайн, теплой молитвы или совершения доброго жертвенного поступка. Сделавший бескорыстно добро своему ближнему испытывает небесную радость. Лицо доброго, чистого и жертвенного человека отражает небесный свет... Но посмотрите на лицо злобствующего, завистливого или скупого человека; посмотрите на того, кто одержим какой-нибудь страстью: тщеславием, алчностью, алкоголизмом, развратом, ненавистью к другому человеку, - вы увидите отражение тьмы, отсвет демонического духа в человеке. Как часто человек делается пленником зла, добычей невидимых духовных разбойников, которые его обкрадывают и склевывают в его сердце все семена добра. Так птицы из притчи евангельской склевывают добрые зерна, бесцельно лежащие при дороге.
      Владевший высоким духовным опытом апостол Павел говорит о необходимости высшей борьбы за жизнь: "Наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных. Для сего примите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, всё преодолев, устоять" (Еф. 6: 11-13). Первая и главная наша человеческая борьба идет не в плане материального мира, но против невидимых физическими глазами сил. И наше высшее оружие, в этой борьбе, есть Божия правда. Правда о Боге, о бессмертной нашей жизни в Нем.

Архиепископ Иоанн Шаховский


Плач о грехах

      Святой Василий Великий говорит: "Оплакивай грех: он есть недуг душевный; он есть смерть души бессмертной; он достоин неумолкаемаго, беспрестаннаго плача и рыданий; о нем да прольется всякая слеза, и да не престанет исходить из глубины сердца воздыхание".
      В глубоком смирении оплакиваю я все грехи мои, вольные и невольные, ведомые и неведомые, явные и тайные, великие и малые, совершенные словом и делом, умом и помышлением, днем и ночью, и во все часы и минуты жизни моей.
      Оплакиваю всякую мою гордость и тщеславие, самолюбие и кичение;
оплакиваю всякий мой гнев, раздражение, бесчинный крик, брань, ссору и ругательство;
оплакиваю всякое мое осуждение, порицание, злословие, оклеветание и поношение, - всякую мою злобу, вражду, ненависть, зависть, ревность, мщение и злопомнение;
оплакиваю всякое сладострастие, нечистоту, мечтание, похоть, влечение, всякое сластолюбие, невоздержание, объедение, пьянство, прихоть и чревоугодие;
оплакиваю всякое мое празднословие, сквернословие, кощунство, смех, шутки, остроты, насмешки, безумное веселие, песни, пляски, танцы и всякое бесчинное удовольствие; оплакиваю всякое мое корыстолюбие, любостяжание, сребролюбие, скупость, немилосердие и всякое мое бесчувствие;
оплакиваю всякую мою леность, нерадение, негу, расслабление, праздность, рассеянность, беспечность, невнимание, многоспание, ничегонеделание или пустоделание и всякое мое бездействие в молитве, службе, посте и добрых делах;
оплакиваю всякое мое неверие, сомнение, недоумение, охлаждение, равнодушие, ослабление и бесчувствие к святой православной вере, все скверные, лукавые и хульные помышления;
оплакиваю всякую безмерную мою скорбь и печаль, уныние и отчаяние, и особенно совершенную мою произвольность в грехах.
      Оплакиваю, но какими слезами достойно и прилично мне оплакивать все злосчастной моей жизни деяния, - все неизмеримо глубокое мое ничтожество? Какое начало положу настоящему сетованию? Как изобличу и обнаружу во всей наготе и подробности всякий мой грех, великий и малый, вольный и невольный, ведомый и неведомый, явный и тайный, всякий час, всякую минуту согрешения? Когда, с чего и как начну я плач покаяния и принесу плоды достойные? Быть может, скоро и внезапно предстанет мне последний час жизни; душа моя болезненно разрешится от грешного и скверного тела, и предстанут мне ужасные демоны и светлые ангелы, и будут изобличать и истязать грехи мои, а я в страхе и трепете буду не готов и не сумею дать какой-либо ответ: душа моя будет в смущении и страхе от зрака, вопля и крика лукавых и злобных демонов, от их ярого и наглого порыва и стремления увлечь меня в бездну ада. Ангелы Божий возьмут тогда бедную душу мою и приведут к грозному правосудному Богу. Како отвещаю бессмертному Царю, или коим дерзновением воззрю на Судию, блудный аз?
      Увы мне! Доброго ответа не имею: всю жизнь провел я в лености и грехах, все часы и минуты - в суете помышлений, желаний и стремлений!
      Сколько раз я клялся именем Бога напрасно?!
      Как часто, легко и свободно, иногда даже нагло, дерзко и бесстыдно укорял или клеветал на ближнего в гневе, оскорблял, раздражал и осмеивал?!
      Как часто величался, гордился, тщеславился и хвалился добрыми качествами и делами, которых не имею?!
      Сколько раз лгал, обманывал, хитрил, льстил и был двуличен и лукав; как часто гневался, раздражался, выражал много нетерпения и малодушия?!
      Сколько раз осмеивал грех брата моего, опечаливая его тайно и явно, глумился, злорадствовал над его проступком, недостатком и злополучием; сколько раз враждовал против него, имел злобу, ненависть и зависть?!
      Как часто смеялся безумно, шутил, острил бесчинно, говорил много необдуманного, невежественного и неприличного и выражал бесконечное множество колких, ядовитых, наглых, легкомысленных, пошлых, грубых, дерзких слов?!
      Сколько раз уязвлялся красотою, питал в уме, воображении и сердце сладострастные чувства и неестественно удовлетворял похоти плоти чрез мечтание или лицезрение?! Сколько раз язык мой выражал бесчинства, пошлости и кощунства о предметах сладострастия?!
      Как часто был властолюбив и чревоугодлив, услаждал себя лакомствами и вкусными, многообразными и различными яствами и винами, по прихоти и невоздержанию, до объедения и пресыщения, - сколько раз был нетрезв и пьян, невоздержен в пище и питье и нарушал священные посты?!
      Как часто из корыстолюбия, гордости или ложного стыда я отказывал нуждающемуся во внимании и помощи, был немилостив, скуп, безжалостен, сребролюбив, корыстолюбив и любостяжателен?! Как часто входил в храм Божий без страха и трепета, стоял там и молился рассеянно и легкомысленно, и выходил оттуда с таким же духом и расположением?! В домашней молитве также был холоден, нерадив и молился весьма мало, вяло, лениво, без внимания, усердия и благоговения, и вообще не исполнял установленных правил молитв!
      Как вообще я был ленив и расслаблен негою и бездействием; как много часов проводил во сне каждый день, сколько раз в постели услаждал себя сладострастными мечтами и осквернял плоть свою?! Сколько часов проводил я в пустых и праздных занятиях, удовольствиях, веселых разговорах, речах, шутках, смехе, играх и забавах, сколько безвозвратно погибло у меня времени в болтовне, сплетнях, осуждении и порицании; сколько потерял часов в пусто-делании или ничегонеделании?! Как ответ дам Господу Богу за каждый час и каждую минуту потерянного времени? Истинно, все время жизни моей провел я в лености.
      Сколько раз я унывал и отчаявался в спасении своем и милосердии Божием или по безумному навыку, бесчувствию, невежеству, наглости, бесстыдству и окаменению совершал грех произвольно, охотно, в полном разуме, при всем сознании, от доброй воли, и намерением и мыслию, и самым делом, и чрез то самое попирал Кровь завета Божия и снова распинал в себе Сына Божия и ругался Ему?! О, сколь тяжкому наказанию повинен я буду?!
      Ах, зачем из очей моих не текут беспрестанные слезы!.. О, если бы от колыбели и до гроба, во все часы и минуты истерзанной жизни моей я источал одни только слезы! Кто даст главе моей воду и очесом источник слез, да оплачу мою душу, юже зле погубих?.. Боже мой, Боже мой! Для чего Ты оставил меня? Далеки от спасения слова вопля моего. Но да будет со мною воля Твоя, Господи! Аще хощеши имети мя во свете, буди благословен; аще хощеши имети мя во тьме, буди паки благословен. Аще погубиши мя со беззакониями моими, слава праведному суду Твоему; аще не погубиши мя со беззакониями моими, слава безмерному милосердию Твоему!

Журнал Московской Патриархии, № 11, 1977


Притчи о суде

      Не следует ожидать прощения как следствия того, что мы переменились к лучшему; нельзя также делать подобную перемену условием для прощения других; нет, только потому что мы прощены, что мы любимы, можно начать меняться, а не наоборот. Этого не следует забывать, хотя, к сожалению, мы постоянно так поступаем.
      Не следует также смешивать прощение и забвение или полагать, что одно связано с другим. Эти понятия не только не близки, они взаимно исключают друг друга. Стереть память о прошлом - не имеет ничего общего с созидательным, творческим, плодоносным прощением. Из прошлого необходимо искоренить только смертоносный яд: горечь, обиду, отчуждение, но не память.
      Истинное прощение начинается в тот момент, когда жертва несправедливости, жестокости, клеветы принимает обидчика таким, каков он есть, просто потому, что он вернулся, как блудный сын; отец ведь не задавал ему вопросов, не предъявлял никаких требований, не поставил никаких условий его восстановления в кругу семьи.
      Божие прощение уже принадлежит нам с того момента, когда Бог взял на Себя бремя нашего падения и все его последствия, когда Сын Божий стал Мужем Скорбей (Ис. 53: 3), а вовсе не с момента, когда мы становимся святыми! Бог уже даровал прощение, когда сказал: "Я готов умереть за тебя; Я ведь люблю тебя!" Точно так же рождается прощение между людьми. Когда после бурной семейной сцены виновник просто возвращается, не находя слов - либо по самолюбию, либо от робости, либо просто от скованности страхом, его восстановление начинается с момента, когда родные говорят ему: "Но мы же не переставали любить тебя; отбрось все страхи, мы любим тебя! Как тяжело всем было, но теперь ты вернулся, и все пройдет".
      И это может и должен сделать тот, кто прав, потому что ему это сделать гораздо легче, чем тому, кто неправ; кроме того, правый разделяет с обидчиком вину за разрыв, за ссору и также должен загладить ее. Тому, кто прав, следует сделать первый шаг к примирению.
      Как-то ко мне пришел довольно высокопоставленный человек и сказал, что его друг, притязавший на высокую духовность, обидел его.
      "Кто должен первым пойти мириться?" - спросил он. "Не могу ответить на ваш вопрос, - сказал я ему, - потому что не берусь быть судьей между вами; одно мне ясно: тот из вас, кто мелочнее, будет ждать, чтобы первый шаг сделал другой". Этот важный человек, не сказав ни слова, отправился мириться со своим другом. Тщеславие подвигло его на то, чего не могло достичь ни смирение, ни мудрость, ни просто дружеские чувства... Как жаль... Насколько отличается от этого щедрое, полное любви и великодушия прощение, которое отец даровал блудному сыну!
      И, однако, прощение ни в коем случае не является концом проблемы. В далекой стране отчуждения отверженец, обидчик не мог не научиться тому, что вызывает отвращение у его родных и друзей. Вероятно, запах свиного закута крепко въелся в блудного, да и привычки беспутной жизни не исчезнут в одну ночь; ему придется отучаться от них постепенно, возможно - очень долго. Скорее всего, он растерял многие приличные манеры, свойственные ему с детства в доме отца; ему придется потихоньку снова приобретать их. А его семья сможет принять его, восстановить и исцелить лишь в той мере, в какой члены ее будут помнить (и не забывать) о его слабости, об изъянах его характера, о дурных привычках, которые он приобрел. Но помнить без затаенного недовольства, без чувства превосходства, не со стыдом, а с болью сострадания, того сострадания, благодаря которому благодать преизобилует там, где умножается грех (см. Рим. 5:20); с твердой решимостью никогда не забывать, от чего надо ограждать любимого - от его естественной хрупкости, от приобретенной им слабинки. Иначе тот, кто нуждается в нашей целительной помощи и защите, будет подвергаться непосильному искушению и станет жертвой бесконечных горьких упреков. Простить и взять на испытание - две совершенно разные вещи. Простить - значит принять другого, как Христос принял нас, значит носить бремена друг друга, как Он несет наше бремя - бремя одновременно и жертвы и обидчика - с радостной, благодарной любовью к одним, с радостной, жертвенной любовью к другим.
      Так поступает Бог. Крест Его свидетельствует о Его вере в человечество и в каждого отдельного человека, о Его несокрушимой надежде; вот почему Его смерть становится нашей жизнью, а Его Воскресение - самой Вечностью для нас.

Митрополит Сурожский Антоний
Печатается по: "Духовное путешествие: размышление перед Великим Постом". - Минск: "Виноград", 1999
Окончание. Начало в №48(253), 49(254), 50(255).


Опыт построения исповеди по десяти заповедям

Четвертая заповедь

Помни день субботный, еже святити его: шесть дний делай и сотвориши в них вся дела твоя, в день же седмый - суббота Господу Богу твоему (окончание)

      Мы не соблюдаем даже телесный пост, то есть воздержание от определенного рода пищи в определенное время. Но если в какой-то степени и мере мы соблюдаем внешний пост, - не гордитесь и не хвалитесь, ибо: "...истинный пост есть злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, оглаголания, лжи и клятвопреступления. Сих оскудение..." (стихира первой недели Великого поста). Кто из нас так постится?
      Здесь уж все мы закоренелые и нераскаянные грешники. Об этой главной сущности поста мы нисколько не думаем. А вот телесный пост, наоборот, некоторые накладывают на себя самовольно во внеурочное время и снова грешат, нарушая Устав церковный без благословения.
      Господи, прости нас, грешных!
      В праздничные дни даже Устав Церкви позволяет утешение на трапезе, а в великие праздники даже "велие утешение", то есть большое утешение в трапезе. Можно, и не грешно, в праздник повкуснее поесть, подольше посидеть за столом, пойти в гости или в своем доме принять гостей. Но надо все это делать во славу Божию.
      А может, кто из вас в праздник доходил до скотского состояния объядения и пьянства, предавался паче всякой меры пустым развлечениям, какой-нибудь азартной игре, смотрению каких-либо не подобающих христианину пьес или кинокартин, может быть, не отрываясь, целый день просидел у телевизора, или предавался карточной игре, предавался (особенно молодежь) каким-нибудь безудержным и диким пляскам и песням? Кайтесь Господу!
      Господи, прости нас, грешных!
      Нам-то, христианам, как нужно дорожить свободным от трудов праздничным временем! Почитать святоотеческую, душеспасительную книгу, навестить больного, пригласить к себе одинокого человека, пусть погреется теплом твоего радушного гостеприимства, навестить человека, в беде находящегося, хоть словом, а если можешь, и делом помочь тому, кто изнемогает в этот момент под бременем неприятностей, болезни или каких-либо материальных недостач. Блажен, кто так проводит праздники! А кто грешен, кайтесь!
      Господи, прости нас, грешных!

Пятая заповедь

Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет и да долголетен будеши на земли

      Почитай отца твоего и матерь твою, чтобы хорошо было тебе и чтобы продолжались дни твои на земле.
      1. Люби и почитай родителей своих. Если бы мы исполняли эту заповедь Закона Божия, тогда с наших уст никогда не срывалось бы ни единого обидного слова в адрес родителей, не говоря уже о грубости. Мы бы всячески старались исполнить волю родителей, их добрые повеления; всячески покоили бы их старость безропотно, с терпением и любовью, ухаживали бы за ними во время их болезни; молились бы за продление их жизни и особенно усилили бы молитвы по отходе их из временной жизни в вечность.
      Так подобает относиться к родителям. А мы как выполняем эту заповедь Божию? Стыдно поднять глаза на иконы - разве почитаем мы своих родителей? В наш век "не модно" уважать родителей. Молодежь даже стыдится в кругу своих сверстников назвать отца с матерью родителями, а употребляет оскорбительное, даже мерзкое, для слуха слово "предки". Если кто из вас, молодых, ныне кающихся, не желая отстать от товарищей, называл так непочтительно родителей, просите у Господа прощения.
      Господи, прости нас, грешных!
      Кто сам взрослый и уже имеет свою семью, стремится ли он покоить старость своих родителей, или считает, как это сейчас распространено, что родители нас должны покоить до самой своей смерти?! Мы требуем, не просим, а требуем, чтобы они вели домашнее хозяйство, воспитывали наших детей, ухаживали за нами. И оправдываем свои притязания: "Мы же работаем, а они дома сидят!" А если по каким-то причинам родители отказываются быть нашими рабами или делают, но не угождают нам, мы выливаем на них свое возмущение и гнев.
      Господи, прости нас, грешных!
      А если старушка-мать или старик-отец заболеют, мы совсем впадаем в отчаяние и с тоской терпим это не из жалости к родителям, а из жалости к себе. Мы настолько обезумели, что даже не отдаем себе отчета, на каком основании мы все это требуем от родителей. Если они сейчас дома, то ведь это заслуженный отдых, за их плечами прожитая жизнь: и ваше воспитание, и болезни, и труды, и тяжелые утраты. Если же они сейчас по любви своей родительской как-то помогают вам, то за это надо целовать им ноги. А мы дерзаем еще оскорблять их дерзкими словами и мелочными придирками. Нас раздражают их старческие немощи, а если родители в чем-то упрекнут нас, мы такое наговорим в ответ, что мать даже заплачет от горя и обиды.
      Господи, мы безумны, даже просто по человеческому рассуждению, уже не говоря о том, что совсем потеряли страх перед Тобою, и, может, по нерадению даже не знаем, что Тебе настолько мерзок грех непочитания родителей, что в законе Моисееве Ты повелел избивать камнями таких нечестивцев, как мы. "Проклят бесчестяй отца своего или матерь свою" (Втор. 27:16). А потом удивляемся, почему у нас не ладится все, почему нет счастья в жизни нашей.
      Господи, прости нас, грешных!
      Особенно страшно нам, христианам, не чтить родителей: вот нагрубим родителям, нашвыряемся с раздражением всякими дерзкими словами и уйдем в храм, да еще в сердцах дверью на прощанье стукнем... Зачем пошли в храм? Думаете, наши молитвы и жертвы примет Господь? Нет! Не обольщайтесь! От таковых Бог не принимает ни молитв, ни жертв. Вот вам пример, происшедший во дни преподобного Александра Свирского.
      На освящении одного храма во имя Святой Троицы, преподобный после молебна собирал от богомольцев жертвы на храм. Один крестьянин, по имени Григорий, тоже хотел подать от себя что-то. Но преподобный не принял жертвы. Два или три раза пытался Григорий положить свой дар в епитрахиль преподобного. Но прозорливый старец сначала молча отталкивал его руку и наконец сказал: "Рука твоя смердит, ты бил ею мать свою и тем навлек на себя гнев Божий". "Что же мне делать?" - спросил Григорий. "Ступай, испроси прощения у матери своей и впредь не смей оскорблять ее".
      Этот совет пригоден для всех детей, которые грубым, непочтительным обхождением имели несчастье оскорбить своих родителей. Слышите? Оскорблять родителей - это величайшее несчастье для нас!
      Господи, прости нас, грешных!
      Если наши родители скончались, то молимся ли за них усердно, раздаем ли милостыню за них, поминаем ли их в родительские поминальные дни, в дни их Ангела, дни смерти? Подаем ли поминание в церковь, посещаем ли могилки их, поддерживаем ли чистоту на них? Стоят ли кресты на могилках наших родителей? Кайтесь Господу, кто забывает это делать или ссылается на свою непрестанную занятость. Нет, это не занятость, а суетность и нежелание беспокоить себя заботами об умерших родителях.
      Господи, прости нас, грешных!
      2. Мы грешим против пятой заповеди Закона Божия холодностью к родственникам. Как часто можно услышать среди нас, именующих себя христианами: "А что мне мои братья, сестры, родственники. Они мне хуже чужих!" А ведь после заботы о родителях, мы в первую очередь должны заботиться о родственниках. Это кровная наша обязанность.

Архимандрит Иоанн Крестьянкин
Начало в № 43(248), 44(249), 45(250), 46(251), 47(252), 48(253), 49(254), 50(255). Продолжение следует…


Жизнь равна вечности

Уроки спасения

Почему мы не верим в загробную жизнь. О чем просить Бога. Неверующий несчастнее всех несчастных. Все, чем гордимся, тленно. В Царство хочется, а слушаться не хотим. "Умудренным" Церковь не авторитет. Знаменитость рода - не спасает. Умались, чтобы возвыситься. Восстаем на ближнего - восстаем на Бога. Дверь в Царство Небесное открыта. Убегая от труда - убегаем от блаженства. После смерти не соскучишься. Помни о смерти и вовек не согрешишь. Мытарства - порождение наших страстей. Боимся того, чего бояться не нужно. Бог любит наших близких больше, чем мы.

Вечность

      Все сокровища мира сего суть ничто пред вечным блаженством, которое обещано любящим Бога, блаженством, которого око не видело, ухо не слышало и которое на сердце человеку не входило.
      Эту мысль можно найти и в Библии, и у святых отцов. Почему мы не живем по этому наставлению? Ответ очевиден - мы в него не верим, умственное знание есть, а сердечной веры нет, поэтому исповедуем одно, а делаем другое. Если бы мы имели живую сердечную веру в то, что нас ожидает или вечная мука, или вечное блаженство, то жизнь наша была бы совсем иной.
      Преподобный Серафим Саровский говорил, что если бы человек знал, что его ждет за гробом, то он готов был бы всю жизнь находиться в яме, наполненной червями, поедающими его тело, и с радостью там находиться, лишь бы избегнуть вечной муки и войти в Царство Небесное.
      Прежде всего нужно просить Бога, чтобы Он дал нам живую веру. Надо понимать, что у нас ее пока нет, смиряться от этого и терпеть трудности, которые Бог нам посылает, потому что только скорби, приходящие от Бога и переносимые без ропота, сокрушают наше сердце и открывают его для духовных дарований, главнейшее из которых - вера.
      Да и долго ли, много ли жить-то? А там уже не будет конца! Если бы от земли до неба гору песка насыпать и на каждый год по песчинке откладывать, все бы конец был, а там уже не будет конца.
      Так оно и есть. Наша временная жизнь по сравнению с вечностью - это почти ничто по своей длительности. По своему же значению она, можно сказать, равна вечности: как мы проявимся в этой, временной, жизни, такова будет и вечность. Но все скорби, всё, что нам нужно здесь понести, потерпеть, - все это совершенно ничто в сравнении с теми благами или с теми муками, которые ожидают нас в вечности. Апостол Павел писал, что временные страдания не имеют никакого значения в сравнении с той славой, которая должна в нас явиться.
      Долгая ли жизнь, короткая ли, легкая или трудная, но она все равно кончится. Поэтому все наши желания должны быть устремлены в вечность, и мы должны готовиться к вечности, не жалея, что жизнь наша сокращается, и не унывая, когда страдания наши продлеваются. Все нужно с благодарностью претерпевать и вручать себя в волю Божью.
      А что есть лучшая и не имеющая конца будущая жизнь, в этом вы несомненно и твердо должны быть уверены.
      Это предмет нашей православной веры. Большую ошибку делают люди, которые думают, что можно верить в Бога и сомневаться в существовании вечной жизни. При этом они зачастую считают себя христианами. Если человек не верит в вечную жизнь, не верит в Царство Небесное, вся остальная вера его напрасна. Апостол Павел писал, что если Христос не воскрес, то тщетна и вера ваша и вы несчастнее несчастных.
      Это дьявольский обман, что вечной жизни нет. Если не отгонять решительно такие сомнения, то духовная жизнь может полностью разрушиться.
      Плоть наша тлению подвержена, - прах, пища червям, зачем же ее упитывать и гордиться ею? Чем гордиться? Разве червями-то?
      Это звучит наивно, на наш извращенный интеллигентский взгляд. Но это слова истины. Если посмотрим на свою жизнь с точки зрения вечности, то увидим: все, чем гордимся, чем заняты, чему уделяем свое внимание, - все это тленно. Случается, дети дерутся из-за песочного пирожка, толкаются, вдруг кто-то наступил на него - и нет ничего. Так же и все наши временные заботы и привязанности - набежит на них вечность, как морская волна, и ничего от них не останется.
      Все земные дела, врученные нам Богом, мы должны добросовестно делать, но помнить, что деятельность наша обретает смысл, когда подчинена духовной задаче - быть послушными чадами Божьими и исполнять волю Его.
      Пока есть время, должно стараться, чтобы не вотще жизнь препровождать, дабы, по отшествии отсюда, наследовать Небесное Царствие, которого не удостоимся, если не будем подобны незлобивым детям.
      Здесь, конечно, имеются в виду не детское неразумие и не детская физическая слабость, а детское незлобие и детская простота. Мы должны к Богу относиться так, как дети относятся к своим родителям: довериться Ему полностью, слушаться и благодушно терпеть, когда Он воспитывает нас и учит.
      В Царство Небесное хочется, а Бога слушаться не хотим. Это упрек всем нам. Что мы ждем от Царства Небесного? Утешений и вечных наслаждений. А Царство Небесное - это полное единение с Богом. Если мы сейчас не хотим свою волю с волей Божьей согласовать, то откуда же это согласие возьмется в вечности?
      Мы не живем, как дети. Если бы мы вели себя, как дети, то бежали бы к нашему Отцу Небесному и не убегали бы от своей матери - Церкви. А мы все такие взрослые, умудренные, и поэтому нам Бог не нужен и Церковь для нас не авторитет.
      Радуйтеся праведнии о Господе; радоваться надобно о том, что нам обещано, чего ум человеческий постигнуть не может.
      Я часто останавливаю свое и ваше внимание на словах, которые церковным людям приелись. Нецерковным же людям они обычно и вовсе непонятны и неинтересны. Радуйтесь и радуйтесь. Царство Небесное и Царство Небесное. А ведь это действительно Царство, про которое сказано, что его ум постигнуть не может, и не потому, что оно нереально, а потому, что блаженство, которое ожидает тех, кто войдет туда, гораздо выше всего того, что мы можем себе представить. Не чуждое нам, не в этом смысле непостижимое, а превосходящее всякий человеческий опыт. Как двухмесячный младенец совершенно чужд знанию высшей математики, но не потому, что высшая математика вообще чужда человеческому уму, а потому, что ребенок еще не дорос до нее, так и мы до Царства Небесного именно не доросли. А если с Божьей помощью дорастем, то будем иметь вечное и величайшее блаженство.
      Нам есть чему радоваться. Архиепископ Антоний Воронежский писал: "Знаменитость рода не спасает нас... Истинное благородство приобретается исполнением воли Божией". Речь о том, чтобы мы осознали, какого мы рода. Ведь мы принадлежим к роду Христову, но помним ли мы об этом? Причащаясь тела и крови Христовой, мы становимся с Ним одним телом, единой Церковью Божьей, являем с Ним один народ.

Священник Константин Островский
Продолжение следует…


Месяцеслов


Понедельник 28 марта — Седмица 3-я Великого поста. Мч. Агапия. и с ним 7 мчч.: Пуплия, Тимолая, Ромила, 2-х Александров и 2-х Дионисиев. Сщмчч. Димитрия и Алексия пресвв.; сщмч. Михаила пресв. Сщмч. Александра, иерея в Сиде. Мч. Никандра.
Вторник 29 марта — Мч. Савина. Мч. Папы. Свт. Серапиона, архиеп. Новгородского. Ап. Аристовула, еп. Вританийского. Сщмч. Александра, папы Римского. Мч. Иулиана Аназаврского. Сщмчч. Трофима и Фала, пресвв. Лаодикийских.
Среда 30 марта — Прп. Алексия, человека Божия. Прп. Макария, игум. Калязинского. Сщмч. Александра пресв.; сщмч. Виктора пресв. Мч. Марина.
Четверг 31 марта — Свт. Кирилла, архиеп. Иерусалимского. Мчч. Трофима и Евкарпия. Прп. Анина монаха.
Пятница 1 апреля — Мчч. Хрисанфа и Дарии. Прав. Софии, кн. Слуцкой. Св. Иоанна исп. Мч. Иоанна Семипалатинского. Прп. Иннокентия Комельского. Мч. Панхария. Прп. Вассы Псково-Печерской. Иконы Божией Матери "Умиление".
Суббота 2 апреля — Прп. Евфросина Синозерского, Новгородского. Мц. Фотины. Мцц. Александры, Клавдии, Евфрасии, Матроны, Иулиании, Евфимии и Феодосии. Свт. Никиты исп., архиеп. Аполлониадского.
Воскресенье 3 апреля — Неделя 3-я Великого поста, Крестопоклонная. Прп. Иакова еп., исп. Прп. Серафима Вырицкого. Сщмч. Владимира пресв. Свт. Кирилла, еп. Катанского. Свт. Фомы, патр. Константинопольского.

Вопросы, замечания и предложения направляйте по адресу: nikolskiy_sobor@mail.ru
При использовании материалов ссылка на «Никольский Благовест» с указанием URL (http://www.nikolay.orthodoxy.ru) обязательна!

Редакция «Никольского Благовеста» не несет ответственности за содержание рекламных объявлений, размещаемых службой почтовых рассылок




http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: religion.nikolskiy
Отписаться

В избранное