Православие для "чайников" [20] - Традиции Крещения (продолжение)
Православие для "чайников"
Традиции Крещения (продолжение)
Относительно принимающего крещение есть несколько вопросов, которые
часто встречаются и обсуждаются в церковной литературе. И самая первая
группа подобных вопросов - о возрасте. Во сколько лет надлежит креститься и
т.п. Тут помимо вопросов целесообразности и тому подобных приводятся
разнообразные ссылки на "древнейшую историю", когда младенцев не крестили,
вроде бы, а проходили крещение только взрослые люди. Давайте смотреть,
как это было...
В древности, а особенно в апостольские времена, к этому таинству
относились очень серьезно. Зачастую Крещение принимали те, кто хотел начать
аскетическую жизнь или посвятить жизнь Богу. С другой стороны древние
крестили и умерших, которые поверили в Христа, но не успели креститься.
Еще одной чертой, показывающей серьезность отношения к Крещению, был
институт Оглашенных. Как вы помните, так называют людей, которые заявили
о своем желании креститься. Это сейчас между оглашением и Крещением
проходит от силы неделя. А раньше подготовка к этому Таинству могла
продолжаться годами. И все это время, "оглашенный" человек ходил в Церковь,
много молился и каялся перед людьми и Богом в своих прегрешениях. И срок
подготовки могли сократить особое благочестие и чрезвычайная вера или
серьезная неизлечимая болезнь. Во втором случае человека крестили, но с
условием, что после выздоровления он будет усердно изучать основы Веры.
Теперь память об этом осталась только в названиях. Одна из частей Литургии
так и называется - Литургия оглашенных.
Это все как бы говорит в пользу того, что крещение должно проводиться
над взрослыми людьми. Но давайте посмотрим, что об этом говорят более
знающие люди. Очень вескими для меня показались слова Михаила Помазанского,
которые я предлагаю на ваш суд.
Поскольку в крещении человек получает, вместо прежнего ветхого бытия,
новое бытие и жизнь, становится чадом Божиим, членом тела Христова или
Церкви и наследником вечной жизни, то отсюда ясно, что крещение необходимо
для всех, в том числе и для младенцев, чтобы возрастая телом и духом,
возрастали они во Христе. В апостольских писаниях неоднократно упоминается
о крещении целых семейств (дом Лидии, дом темничного стража, дом Стефанов,
1 Кор. 1:16) и нигде не упоминается об исключении отсюда младенцев. Отцы
Церкви, в своих поучениях верующим, настаивают на крещении детей.
Св. Григорий Богослов, обращаясь к матерям христианкам, говорит: "у тебя
есть младенец? Не давай времени усилиться повреждению; пусть будет освящен
в младенчестве и от юности посвящен Духу. Ты боишься печати по немощи
естества, как малодушная и маловерная мать? Но Анна и до рождения обещала
Самуила Богу, и по рождении вскоре посвятила и воспитала для священной
ризы, не боясь человеческой немощи, но веруя в Бога."
Однако необходимо при этом, чтобы лица, приносящие младенцев к
крещению, сознавали всю свою ответственность за воспитание крещенного
младенца в вере и добродетели христианских. Наставление об этом читаем,
напр., в сочинении "О церковной иерархии", известном под именем св.
Дионисия Ареопагита, всегда высоко почитавшемся Церковью: "Божественным
нашим наставникам угодно было допускать к крещению и младенцев, под тем
священным условием, чтобы родители дитяти поручали его кому-нибудь из
верующих, который бы их хорошо наставил в божественных предметах, и потом
заботился о дитяти, как отец, указанный свыше, и как страж его вечного
спасения. Этого-то человека, когда он дает обещание руководить отрока к
благочестивой жизни, заставляет иерарх произносить отречения и священное
исповедание".
Так что и дети могут креститься по вере своих родителей. Свидетелями и
проводниками по их новой жизни в этом случае становятся не только кровные
родители, но и духовные, то есть крестные или восприемники. Но об этих
участниках таинства чуть попозже.
Крещение, как Рубикон перехода в новую жизнь, знаменуется и еще одним
важным шагом. Во время этого таинства дается новое имя, как символ полного
отказа от прежних воззрений. Особенно знаменательно это было в древности,
когда при переходе в христианство человек отказывался от старой религии,
которую он исповедовал. Причем новое имя давалось не по принципу
благозвучия или нравится - не нравится, а в честь какого-то из святых
угодников Божьих. Причем, по большому счету, не имя дается человеку, а
человек посвящается имени святого. Новоприбывший христианин, как бы
"зачисляется в дружину" того или иного святого. И этот святой становится,
как бы его покровителем и заступником. В старые времена было принято, чтобы
священник выбирал имя по святцам, в честь того святого, память которого
отмечалась в день Крещения.
Сейчас этот обычай благополучно забыт, но в любом случае, имя которое
дается крещаемому, должно быть в святцах Православной Церкви. Так что, если
тот, кого крестят, носит не православное имя, то ему подбирают либо имя
близкое по звучанию, либо ближайший аналог. Так Юрий будет крещен, как
Георгий, а Светлана, как Фотинья. Даже если имя человека - славянское, то
нужно помнить о разнице в написании и произношении между церковнославянским
и современным языками: Иван - Иоанн, Алексей - Алексий и т.п. И позднее при
исповеди, причастии и подаче записок во время службы, следует правильно
называть и писать свое имя.
Кстати говоря, Именинами или днем Ангела будет именно день, посвященный
святому, имя, которого вы носите. Если таких дней в году несколько, то
выбирается ближайший ко дню рождения. Только отмечать его надо не шумной
пьянкой, а молитвой и посещением Храма. И лишь во второй половине дня было
принято приглашать близких людей на праздничное застолье.
Сайт ведущей рассылки - www.angelhranitel.com
На сайте работает форум. Заходите, пишите, задавайте вопросы, обменивайтесь мнениями.