Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Православие для "чайников"

  Все выпуски  

Православие для "чайников" [20] - Традиции Крещения (продолжение)


Православие для "чайников"

Традиции Крещения (продолжение)

Относительно принимающего крещение есть несколько вопросов, которые часто встречаются и обсуждаются в церковной литературе. И самая первая группа подобных вопросов - о возрасте. Во сколько лет надлежит креститься и т.п. Тут помимо вопросов целесообразности и тому подобных приводятся разнообразные ссылки на "древнейшую историю", когда младенцев не крестили, вроде бы, а проходили крещение только взрослые люди. Давайте смотреть, как это было...

В древности, а особенно в апостольские времена, к этому таинству относились очень серьезно. Зачастую Крещение принимали те, кто хотел начать аскетическую жизнь или посвятить жизнь Богу. С другой стороны древние крестили и умерших, которые поверили в Христа, но не успели креститься. Еще одной чертой, показывающей серьезность отношения к Крещению, был институт Оглашенных. Как вы помните, так называют людей, которые заявили о своем желании креститься. Это сейчас между оглашением и Крещением проходит от силы неделя. А раньше подготовка к этому Таинству могла продолжаться годами. И все это время, "оглашенный" человек ходил в Церковь, много молился и каялся перед людьми и Богом в своих прегрешениях. И срок подготовки могли сократить особое благочестие и чрезвычайная вера или серьезная неизлечимая болезнь. Во втором случае человека крестили, но с условием, что после выздоровления он будет усердно изучать основы Веры. Теперь память об этом осталась только в названиях. Одна из частей Литургии так и называется - Литургия оглашенных.

Это все как бы говорит в пользу того, что крещение должно проводиться над взрослыми людьми. Но давайте посмотрим, что об этом говорят более знающие люди. Очень вескими для меня показались слова Михаила Помазанского, которые я предлагаю на ваш суд.


Поскольку в крещении человек получает, вместо прежнего ветхого бытия, новое бытие и жизнь, становится чадом Божиим, членом тела Христова или Церкви и наследником вечной жизни, то отсюда ясно, что крещение необходимо для всех, в том числе и для младенцев, чтобы возрастая телом и духом, возрастали они во Христе. В апостольских писаниях неоднократно упоминается о крещении целых семейств (дом Лидии, дом темничного стража, дом Стефанов, 1 Кор. 1:16) и нигде не упоминается об исключении отсюда младенцев. Отцы Церкви, в своих поучениях верующим, настаивают на крещении детей. Св. Григорий Богослов, обращаясь к матерям христианкам, говорит: "у тебя есть младенец? Не давай времени усилиться повреждению; пусть будет освящен в младенчестве и от юности посвящен Духу. Ты боишься печати по немощи естества, как малодушная и маловерная мать? Но Анна и до рождения обещала Самуила Богу, и по рождении вскоре посвятила и воспитала для священной ризы, не боясь человеческой немощи, но веруя в Бога."

Однако необходимо при этом, чтобы лица, приносящие младенцев к крещению, сознавали всю свою ответственность за воспитание крещенного младенца в вере и добродетели христианских. Наставление об этом читаем, напр., в сочинении "О церковной иерархии", известном под именем св. Дионисия Ареопагита, всегда высоко почитавшемся Церковью: "Божественным нашим наставникам угодно было допускать к крещению и младенцев, под тем священным условием, чтобы родители дитяти поручали его кому-нибудь из верующих, который бы их хорошо наставил в божественных предметах, и потом заботился о дитяти, как отец, указанный свыше, и как страж его вечного спасения. Этого-то человека, когда он дает обещание руководить отрока к благочестивой жизни, заставляет иерарх произносить отречения и священное исповедание".


Так что и дети могут креститься по вере своих родителей. Свидетелями и проводниками по их новой жизни в этом случае становятся не только кровные родители, но и духовные, то есть крестные или восприемники. Но об этих участниках таинства чуть попозже.

Крещение, как Рубикон перехода в новую жизнь, знаменуется и еще одним важным шагом. Во время этого таинства дается новое имя, как символ полного отказа от прежних воззрений. Особенно знаменательно это было в древности, когда при переходе в христианство человек отказывался от старой религии, которую он исповедовал. Причем новое имя давалось не по принципу благозвучия или нравится - не нравится, а в честь какого-то из святых угодников Божьих. Причем, по большому счету, не имя дается человеку, а человек посвящается имени святого. Новоприбывший христианин, как бы "зачисляется в дружину" того или иного святого. И этот святой становится, как бы его покровителем и заступником. В старые времена было принято, чтобы священник выбирал имя по святцам, в честь того святого, память которого отмечалась в день Крещения.

Сейчас этот обычай благополучно забыт, но в любом случае, имя которое дается крещаемому, должно быть в святцах Православной Церкви. Так что, если тот, кого крестят, носит не православное имя, то ему подбирают либо имя близкое по звучанию, либо ближайший аналог. Так Юрий будет крещен, как Георгий, а Светлана, как Фотинья. Даже если имя человека - славянское, то нужно помнить о разнице в написании и произношении между церковнославянским и современным языками: Иван - Иоанн, Алексей - Алексий и т.п. И позднее при исповеди, причастии и подаче записок во время службы, следует правильно называть и писать свое имя.

Кстати говоря, Именинами или днем Ангела будет именно день, посвященный святому, имя, которого вы носите. Если таких дней в году несколько, то выбирается ближайший ко дню рождения. Только отмечать его надо не шумной пьянкой, а молитвой и посещением Храма. И лишь во второй половине дня было принято приглашать близких людей на праздничное застолье.



Сайт ведущей рассылки - www.angelhranitel.com
На сайте работает форум. Заходите, пишите, задавайте вопросы, обменивайтесь мнениями.


Задавайте ваши вопросы. Пишите письма на адрес KatyBaryshnikova@list.ru


В избранное