Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Дружеские беседы о Церковно-славянском языке


Информационный Канал Subscribe.Ru


Добрый день, друзья!
Перед Вами 7 выпуск рассылки
"Дружеские беседы о Церковнославянском языке".


Сегодня мы продолжим разговор о древнерусских числительных.

Итак, мы поняли, что означает слово "Сорок" и почему оно выбивается из общего ряда. Но есть и другое числительное, не менее интересное. Это "Девяносто". Что в нем такого особенного? Давайте продолжим наш ряд от пятидесяти: "шесть-десят", "семь-десят", "восемь-десят"... по логике должно быть "девять-десят"?

Ну правильно! Так и есть в Библии на церковнославянском:

Матфей 18:12 "Что вамъ мнится; Аще будетъ некоему человеку сто oвецъ, и заблудитъ eдина от нихъ: не оставитъ ли девятьдесятъ и девять въ горахъ и шедъ ищетъ заблуждшiя"

Канонический русский текст: "Как вам кажется? Если бы у кого было сто овец, и одна из них заблудилась, то не оставит ли он девяносто девять в горах и не пойдет ли искать заблудившуюся?"

Так откуда же взялась современная русская форма "девяносто"? А вот не знаю! :) Сколько ни искал, не нашел никакого более-менее вразумительного ответа на этот вопрос. Существует лишь пара-тройка гипотез (не претендующих, впрочем, на исчерпываемость), с ними я вам и познакомлю.

Для начала отметим, что сходные формы слова "девяносто" присутствуют не только в современном русском языке, но и в украинском ("дев'яносто") и белорусском ("дзевяноста") языках. А вот в западнославянских языках сохранилась древнеславянская форма: в польском - "dziewiecdziesiat", в чешском: "devadesat", в болгарском: "деветдесет" и др.

Согласно гипотезе Соболевского, "это индоевропейское числительное сохранилось, потому что в древности считали девятками". Ср. за тридевять земель, в тридевятом царстве".

Есть тому подтверждение и у Даля: "Встарь, считали сороками и девяностами. По преданию, первые города считались от Москвы на девяносто, а вторые на два девяноста верст;"

По этой гипотезе, слово "девяносто" имеет значение "девять до ста". Хотя налицо нестыковка в арифметике.

Так что старославянский вариант этого числительного выглядит более логичным :)

Теперь давайте вспомним другие древнерусские числительные, которые до нас не дошли (или дошли в виде отголосков):

"тьма" = 10 тысяч; (У Даля: "пропасть, бездна, несчетное множество. Тмы тём духов... Церк. и стар. десять тысяч").

"легионъ" = сто тысяч; (У Даля: "отряд воинов, полк; в стар. счете, сто тысяч, а иногда миллион; тма, множество").

"леодръ" = 1 миллион;

"вранъ" или "воронъ" = 10 миллионов;

"колода" = бесчисленное множество. (У Даля: "число, содержащее десять вранов, сто миллионов").

То есть мы видим, что численное значение у этих слов было не всегда четко определено и часто употреблялось в значении "много", "не сосчитать".

Теперь нас понятно, что имеется в виду в стихах Марк 5:9 "И спросил его: как тебе имя? И он сказал в ответ: легион имя мне, потому что нас много".

Кстати, не надо думать, что подобная путаница имела место только на Руси и только в "стародавние времена". Немного необычно, но путаница есть и в современных числительных. Давайте посмотрим в энциклопедии:

"Биллион (франц. billion) — в американской системе — число, изображаемое единицей с 9 нулями, в европейской системе — число, изображаемое единицей с 12 нулями.

В некоторых странах, использующих американскую систему, например, в России, Турции, Италии, вместо слова "биллион" используется слово "миллиард", позаимствованное из европейской системы".

Вот так! Оказывается, мы до сих пор с трудом разбираемся, где сколько нулей писать. :)

Кроме того, интересно происхождение современного слова "миллион":

"Слово "миллион", обозначающее тысячу тысяч, придумал знаменитый путешественник Марко Поло. Итальянское слово "милле" значит тысяча, а окончание "оне" увеличительное, соответствующее русскому окончанию "ище" или "ища" в словах "домище", "ручища" и других. Слово "миллион", таким образом, соответствует несуществующему русскому слову "тысячища". Марко Поло придумал это слово для того, чтобы описать необычные богатства Востока..."

На сегодня у меня все, теперь давайте продолжим чтение книги Т.Мироновой...


НЕОБЫЧАЙНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ В ДРЕВНЮЮ РУСЬ


Прохор тем временем неторопливо объяснял Ване, сидевшему впереди него на лошади:

- В страшное время попали мы на Русь, друг Ванюша. По нашим с Митей догадкам, это середина тринадцатого века, точнее, если верить цифрам на крышке подземного хода, - 1240 год. Русь на части раздирают враги. Немцы и шведы подступают с запада, с востока грозят монголо-татарские орды. Да и в своем дому не все ладно у русичей. Каждый удел, каждая земля имеют своего князя, своего правителя. Князья между собой ссорятся, а пахарям - беда. Видишь, у слобожан с князем "разлюбье". Слобожане платят князю "истужники" - дань по силе, кто сколько сможет, да, видно, мало стало князю той дани.

- А сюда, в Новгород, Батый приходил? - с тревогой спросил Ваня.

- Летопись говорит, что ста верст не дошел Батый до Новгорода. Дело ведь как было. В декабре 1237 года на реке Воронеже, притоке Дона, появились войска Батыя. По льду ставших рек, как по гладкой наезженной дороге, они двинулись на Русь. Первой на их пути оказалась Рязанская земля. Посольство Батыя потребовало с рязанцев дани - десятины со всего, с князей, с простых людей, с копей. Рязанский князь Юрий Игоревич в ответ на это сказал: "Когда никого из нас не будет, тогда все будет ваше". И вышло русское войско город оборонять. Названия деревень по сей день хранят память о тех событиях. Неподалеку от Рязани есть село Засечье. Чуть выше - деревня Добрый Сот, на высокой горе - деревня Иконино. Подалее - села Шатрище и Исады. Засечье - это лесной завал на пути ордынской конницы, в местечке Добрый Сот когда-то стояла засада рязанцев. У Шатрища раскинул Батый свои шатры, обложив Рязань, там, где ныне пристань Исады, Батый высадился на берег Оки. На высокой горе у деревни Иконино могла стоять дружина князя, выставив иконы и древнерусские знамена, хоругви. Разбив русское войско в поле, шесть дней и ночей осаждал Батый Рязань и взял ее приступом. Рязанский князь, его семья, дружина, многие жители Рязани погибли. Рязанский боярин Евпатий Коловрат крикнул клич ударить на супостатов, отомстить за убиенных и растерзанных жен и детей. Сохранилась древнерусская повесть о разорении Рязани Батыем. В этой повести про Евпатия сказано: "И собра мало дружины - тысячу семьсот человекъ, которых Богь съблюде, быша вне" града и вънезапу нападоша на станы Батыевы и начата сечи безъ милости. И смятоша ся вся полкы татарскыя..."

Прохор замолчал. Молчал и Ваня, да долго не выдержал, поторопил:

- А дальше что?

- Дальше-то, - вздохнул Прохор. - Да не хватило у русичей сил для обороны. Стремительное и жестокое войско Батыя в четыре дня взяло штурмом Владимир, уничтожило Суздаль. В марте на реке Сить татары разгромили ополчение владимирского князя Юрия Всеволодовича. Сам князь был убит. И вот затем Батый устремился к Новгороду. Но здесь, как пишет летописец, не доходя 100 верст до Новгорода, "они безбожници вспятиша", повернули, значит, вспять, "осташа бо ся новгородьци отъ Батыя не воеваны и не пленены". А двинулись татары на Козельск, штурмовали его семь недель, ибо ратные люди Козельска оставались в городе, не выходили в поле. Летописец рассказывает, будто бы Батый потерял под Козельском около четырех тысяч воинов, за то запретил даже имени Козельска упоминать, а звать стали Козельск татары "злым городом".

Вот мне, друг Ванюша, и удивительна нынешняя тишина в Новгородской земле, будто бы нет кругом ни татар, ни шведов с немцами. Знай себе князь со слобожанами не мирятся. Чудно! Потому и важно нам точно с нынешним годом определиться. С 1236 года в Новгороде княжил Александр Ярославич. Во дни Батыева нашествия он стоял во главе новгородских и псковских подкоп, готовил оборону Новгорода. Узнав о вторжении шведов, он не стал ждать их под Новгородом, а с дружиной и новгородскими полками поспешил навстречу врагам и 15 июля 1240 года в битве на Неве разгромил шведского герцога Биргера, за что и наречен был Александр Ярославич Невским.

- Я про это читал и кино видел, - без хвастовства сказал Ваня, - только никогда не думал, какая фамилия у князя Александра Ярославича была до того, как его Невским назвали.

- А фамилий в Древней Руси, Ваня, вообще не было, ни фамилий, ни отчеств.

- Как не было фамилий? - изумился Ваня. - Тот Иван и этот Иван, да одних Иванов небось тысячи на Руси было, как же их отличить?

- А это мы сейчас Митю спросим, он толковее объяснит, на то он и филолог. Слышишь, Митя, - окликнул Прохор, - мы тут с Иваном в Иванах запутались.

- Что, Ваня, трудно поверить, как люди без фамилий жили? - Митя с Васей подъехали ближе.

- И мне трудно, - признался Вася. - У нас в классе двадцать восемь человек, и четыре Ивана, и четыре Алены, как тут без фамилий разберешься.

- Иванов действительно на Руси всегда было много, недаром говорится, на Иванах Русь держится, только Иван Ивану рознь. Каждый Иван прозвище имел, а для верности еще и добавлял - "Иван Федоров сын". От прозвищ да прозваний по отцу и пошли нынешние фамилии. Самые-то простые из них от отцовских имен образованы. От имени Павел, например, целый ворох фамилий: Павлов, Паншин, Панаев, Панютин, Пашутин, Павлищев, Палин. А теперь скажите - ка, от какого слова фамилии Коняев, Конов, Кононов, Конаков, Коншин, Конашев?

- От слова "конь", - усмехнулся простоте вопроса Вася.

- Вот и нет, - засмеялся Митя, - если б от слова "конь", я бы и не спрашивал. А произошли они от имени Конон, было такое имя в Древней Руси. Забытые ныне имена много фамилий дали: и Кирсанов, и Зотов, и Протасов, и Сазонов, и Меркулов, и Уваров. Но еще занимательней разгадывать фамилии, рожденные прозвищами. Прозвища на Руси давали по разным случаям. Посмеялись соседи над Степановым толстым брюхом - вот и стал Степан прозываться Брюханом, а дети и внуки его Брюхановыми. Белобрысого кликали Беляком, беззубого - Щербаком, а рябого - Шадрой. Их потомки - Беляковы, Щербаковы, Шадрины так и несут в своих фамилиях поминание о щербатом или рябом предке.

- Интересно как! - воскликнул Ваня.

- А если интересно, то вот вам загадка: что за прозвища такие, если от них пошли фамилии Глазунов, Ушаков, Голованов, Хлудов, Росляков, Коротыгин, Карташов, Беспалов?

- Глазуном звали глазастого, - уверенно начал Ваня. - Ушаком - ушастого.

- С оттопыренными ушами, - вставил Вася. - У нас такой в классе тоже есть. Мы его Чебурашкой зовем.

- Голован, видно, имел большую голову, - продолжил Ваня, - Росляк был длинным, а Коротыга - низеньким.

- А Хлуд, Карташ и Беспал, - напомнил Митя и, не дождавшись ответа, оглянулся на Васю. - Помогай своему другу.

- Нету таких слов в русском языке, - пожал плечами Вася. - Разве что Карташ - это который картавит...

- Правильно, - кивнул Митя, - а Хлуд - шибко худой, а Беспал - где-то палец потерял.

- А моего предка как прозывали? - нетерпеливо выглядывая из - под руки Прохора, спросил Ваня.

- Для начала хорошо бы знать, как тебя прозывают? - засмеялся Прохор.

- Базанов.

- Звали твоего прапрадеда Базаном, видать, крикливым был в детстве, - объяснил Митя.

- Да и праправнучек у пего не очень-то смирный, весь в дедушку пошел, - не удержался Вася, высунувшись из-за Митиной спины.

Ваня решил в долгу не оставаться:

- А фамилия Сухотин от чего?

- Сухота - недужный. Болезненный, видно, был человек, иссушенный болезнью, - ответил Митя и услышал за спиной обиженное сопение, не очень-то обрадовался Вася сведениям о своем предке.

Кони мерно ступали но лесной дороге. В тишине, наполнявшей лес, слышно было, как похрустывают под копытами тонкие опавшие ветки, скрипит тяжелая сырая хвоя. День клонился к закату. И хотя солнце стояло еще довольно высоко, ощущалась собирающаяся в лесных болотистых низинках зябкая вечерняя влага.

Полянка открылась неожиданно, она оказалась за редеющим на краю дороги ольховником.

- Ваня, Вася, - тихо и строго сказал Прохор, как только слезли с лошадей, и Митя с Путятой тут же принялись за поиски грамоты. - Подземный ход приметили? - Он глазами указал на желтеющие головки зверобоя. - Как только я дам знак, ныряйте в лаз и ходу домой.

- А вы? - в один голос жалобно проговорили Ваня и Вася.

- Мы уйдем позже, надо у князя в стане побывать, раз уж случилось чудо попасть сюда.

Глядя в молящие глаза мальчишек, Прохор добавил:

- Домой, и немедленно. Поймите, ребятки, без вас мы выберемся, а с вами точно пропадем.

Последние Прохоровы слова прозвучали как приказ. Мальчишки молча уселись на краю ноляны, где от спасительного хода их отделяла лишь поросль зверобоя, но близость дома не радовала...

Митя и Путята тем временем разглядели в траве жестяной бок нагретого на солнце - точь-в-точь как на Путяте - воинского шлема, под которым и сыскалась наконец скоробившаяся ленточка вытряхнутой утром из мешка второй половинки берестяной грамоты.

Путята торопливо разгладил ленточку.

- Слышали есте? - Путята прочел грамоту вслух.

- Цокает, ну, точно как моя бабушка, - заметил Вася. - Она тоже вот так говорит: "Цто, Васенька, хоцешь на завтрак? "

- Угу, - согласился с ним Митя, принимая от Путяты берестяную полоску, - цоканье в новгородских говорах сохранилось с древности. Цоканье - это когда люди не делают разницы между звуками Ц' и Ч', произносят их одинаково как мягкий Ц':

цисто, цясто, нацяло, цело.

Ну-ка, отгадайте, что я сказал? - подбодрил он настроившихся на разлуку и потому поникших ребят.

- Чисто, часто, начало, цело, - уныло ответил Ваня.

- А вот и не угадал, неестественно оживленно обрадовался Митя. Ему тоже было жаль расставаться с ребятами. - Я сказал "чело'", по-древнерусски это значит "лоб".

- И в княжеском войске есть "чело", - добавил Прохор, разглядывавший грамотку через Митино плечо. - Так называется передовой полк, принимающий на себя первый удар противника.

И рассматривая грамоту, и обдумывая сказанное в ней, Прохор между тем внимательно следил за Путятой, который, убедившись, что драгоценное послание уцелело, не попало в руки недруга, с тревогой осматривал найденный ими шлем.

- Митяя есть шеломъ, - скорбно проговорил Путята. - Погыблъ есть нашъ, Митяи. - Путята снял с себя шлем, склонил голову и перекрестился. Помолчали. Вздохнув, гридь махнул рукой в сторону перелеска, где паслись лошади, и, не оглядываясь больше на ребят, направился туда.

Прохор, схватив за руки мальчишек, тотчас метнулся к подземному ходу, быстро обнял и расцеловал их.

- Ну, ребятки, с Богом! - торопливо напутство вал Прохор.

Черный зев подземелья дохнул на них памятной еще с утра холодной сыростью.

Продолжение следует...


Предыдущие выпуски наших "бесед" можно посмотреть Архиве рассылки по адресу: http://subscribe.ru/archive/religion.slav/


Если Вам понравился выпуск, напишите пару слов ведущему рассылки и нажмите кнопку "Отправить" (если не понравился - тем более напишите и скажите, что вам хотелось бы исправить)

Подпись:

Если Вам не удобно пользоваться формой для отправки, то просто напишите письмо обычным способом, в почтовой программе на адрес holdfast@yandex.ru. Спасибо за отклик!

Ваш Геннадий из Рассказово

Рассылки Subscribe.Ru
Подпишите Ваших друзей на рассылку "Дружеские беседы о Церковно-славянском языке"

http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: religion.slav
Отписаться

В избранное