Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Семейная православная газета

  Все выпуски  

Семейная православная газета И ЗАПОВЕДАЛ ГОСПОДЬ (02/99)


Информационный Канал Subscribe.Ru

И ЗАПОВЕДАЛ ГОСПОДЬ (02/99)

“Не укради” - к этой короткой и вроде бы ясной заповеди мы обратились в прошлый
раз. Но оказалось, что воровство - это не только материальное но и духовное понятие.
Украсть можно и веру, и радость, и отдых. Унизив достоинство человека или святыни,
мы тоже нарушаем эту восьмую заповедь Ветхого Завета.
Всякие наши попытки вырвать силой то, что другие нам не хотят отдать, опять же
являются воровством. Часто мы так добиваемся “своего” в жизни, используя всякие
хитрости. Вспомним хотя бы нынешние объявления, которыми заполнены газеты и в
которых обещается заговорами, талисманами приворожить людей. И находятся желающие
воспользоваться подобным воровством, рассчитывающие не совсем немощную, падшую
природу человека, пытающегося вот так обманом завладеть чужой душой.
Надо иметь в виду, что никто - ни Бог, ни дьявол - не могут вмешаться в выбор
человека верующего. Именно поэтому на него не действуют никакие чары. А те, кто
под них попадает, даже если дадут желаемый колдуну результат, все равно радости
“заказчику” не принесут. Потому что радость другому мы можем подарить только
по своей свободной воле, а не под давлением силы.
Существует и еще особого рода воровство - когда человек не развивает данные ему
Богом таланты. Все, что мы имеем,- не наше: нагими пришли в этот мир, нагими
и уйдем. Но в каждой душе посеяны семена, которые здесь должны дать всходы, расцвести
и принести плод. Весь потенциал, заложенный в нас, и во всем окружающем мире
обязан раскрыться благодаря нашему труду.
Композитор должен писать музыку, художник - иконы, поэт - стихи, И так во всем.
Но оглянитесь вокруг - вы увидите окраденную человеческую природу, унылые, скудные
лица. Наши плоды не приносятся - из-за лени, расслабления, безволия. И мир, который
мы строим, - это по существу хула на Бога. А ведь Он создал землю “хорошо весьма”.
Мы обкрадываем себя и в отношениях. Надо порадоваться за другого - завидуем,
должны поблагодарить - ненавидим. Ушли дружеские компании, все реже и реже собираются
люди поговорить, посмотреть друг на друга, полюбоваться. Да и коллектив себя
скомпроментировал. Вроде бы легче человеку, когда он не один, когда вместе делается
общее дело. Плодов тогда больше. Но коллектив способен творить только тогда,
когда основан на свободном союзе. И тот утилитарный подход к нему, который мы
встречаем сейчас, - это тоже воровство.
Мы уже говорили, что восьмая заповедь требует: если ты раскаялся, верни украденное.
Человек как бы срастается с тем, что неправедно приобрел. И Евангелие дает нам
удивительный образ Закхея, в дом к которому пришел Господь. Когда Закхей понял,
что перед ним Бог, ему не нужно стало украденное. Душа его наполнилась такой
радостью, что он от  всего сердца сказал: - Господи, всем, кого обидел, воздам
вчетверо.
Конечно, это пример особенный. Нам бы хоть вернуть, возместить ущерб, нанесенный
людям.
Однажды к владыке Антонию Сурожскому пришел человек с намерением креститься.
А был он вором, грабил своих друзей.
- Да, креститься тебе надо,- сказал владыка.- Но прежде раздай украденное.
Тот вздохнул:
- Хорошо, раздам и через три дня вернусь.
Всей общиной молились верующие за этого человека. Но через три дня он не пришел.
Появился он через десять дней, радостный:
- Не успел раздать за три дня!
Надо сказать, что воровством является и приукрашивание себя, прихорашивание.
Человек создает видимость достоинств, которых не имеет, пользуется ими как приманкой.
Всякая расчетливость по отношению к слабостям людей, эксплуатация слабостей -
тоже кража. На этом основаны современные культура, искусство, даже экономика.
Посмотрите, реклама строится на том, чтобы навязать нам что-то ненужное, разжечь
страсти там, где они молчат, незначительное сделать значимым, чтобы оно завладело
человеком.
“Вот то, что ты хочешь !” - внушают людям. Так крадут у них право иметь собственные
желания. А ведь Иоанн Златоуст говорил: “человек есть желание”. Значит, фактически
крадут людей у самих себя.
Восьмая заповедь настолько разнообразна в своих проявлениях, что сегодня мы только
положили начало в разговоре о ней, чтобы человек мог рассуждать, где, кого, когда
он обманывает и берет не свое. Дело каждого - самому подумать об этой заповеди.


О.Алексий ПОТОКИН

http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Адрес подписки
Отписаться

В избранное