Все выпуски  

Недельная глава Торы из Израиля: Ки тиса - Когда вознесешь


Шалом убраха! Мир и благословение!
Предлагаю вам толкование мессианских и ортодоксальных евреев на недельную главу Торы. Эта недельная глава – «Ки тиса» («Когда вознесешь»).
Подписаться на эту рассылку в тексте - вы можете через сайт рассылки http://subscribe.ru/catalog/religion.toramiisrael 
Наш сайт  Исход-2 http://tikvaisrael.com
Там же на сайте выложены статьи, проповеди и книги, еврейские песни.
Кто хочет знать больше -Недельная глава «Ки тиса» («Когда вознесешь») по книге Зогар с комментариями рава- https://youtu.be/M2V-_e6FjWQ
Благословений!
Езра

Недельная глава «Ки тиса» («Когда вознесешь») от мессианских евреев.
Исх 30:11-34:35 
Млахим1, 18:1-39 (3 Царств )
(Исход 31:1-7)
1 И сказал Господь Моисею, говоря: 
2 Смотри, Я назначаю именно Веселеила (Бецалеля), сына Уриева, сына Орова, из колена Иудина; 
3 И Я исполнил его Духом Божиим, мудростью, разумением, ведением и всяким искусством, 
4 Работать из золота, серебра и меди, 
5 Резать камни для вставливания и резать дерево для всякого дела; 
6 И вот, Я даю ему помощником Аголиава, сына Ахисамахова, из колена Данова, и в сердце всякого мудрого вложу мудрость, дабы они сделали все, что Я повелел тебе: 
7 Скинию собрания и ковчег откровения и крышку на него, и все принадлежности скинии, 

Бог приказал Моше построить Скинию – место, из которого Святость будет расходиться по всему Израилю и за его пределы. У скинии даже было название Ливан, т.е. Лаван – убеляющее. Некоторые видят нужду в восстановлении храма, некоторые нет. Но сегодня нет скинии собрания, которые были построены в пустыне или храме. Мы храм. А наше поклонение перед Богом – скиния. 
Наше усердие и наше отношение к этому служению – вот высшая цель. Из нее происходит освящение народа, среди которого мы живем, и из- за того, что мы еще и в Израиле – нечто происходит со всем миром, т.к. сказано, что Тора выйдет из Сиона и Слово Господне из Иерусалима. 
Для Господа не важны количества, но лишь качества, лишь наше посвящение. И это не только то, чего ищет Бог, это благословение для нас. Агей говорит, что когда мы приносим в Его Храм наши Жертвы, то Он благоволит к нашим домам. 

Б-г помазал Бецалеля строить скинию. Моше рассказал ему свои видения на горе, но можете представить, как это сложно осуществить чьи-то видения. Б-г дал Бецалелю мудрость для этого!  Бецалель построил схему будущего проекта. Аголив не знал видения Моше, но он знал схему Бецалеля. Смотрите – разные уровни знания, но служат одному делу. Стих 6 говорит о еще одной группе людей, которые были призваны помогать Аголиву и Бецалелю. Они имели свою мудрость. Они знали лишь малые детали, но могли их сделать так, что они подходили под схему Бецалеля и видения Моше.

Б-г остался доволен постройкой, и Слава Господня пришла в среду Израиля.
Постройка скинии – это постройка общины. Один имеет видение, или точнее общую стратегию. Бог выделяет помощников, которые могут планировать большие и меньшие дела. Но, в данном случае, больший или меньший специалист, ценятся одинаково, так и Павел говорит: 
24 Не знаете ли, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить. 
25 Все подвижники воздерживаются от всего: те для получения венца тленного, а мы - нетленного. 
(1-е Коринфянам 9:24,25)
Т.е. это не ристалище, где лишь один получает награду. Для совместной работы в общине необходимы: 
1. Желание и инициатива 
2. Терпение 
3. Способность проходить сложные времена  
4. Братские отношения, без превозношения 
5. Способность принимать. 
6. Смирение 
7. Страх Господень

Если же мы лишь смотрим за своим эго, то мы грешим и не учувствуем в строительстве Скинии. 
Община - это община Б-га. Он желает вам служения. Он желает вашего продвижения. 
Пастор так же желает видеть вас удовлетворенных Б-гом. 
И когда мы видим другую картину, как говорит Павел: 
1 И я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе. 
13 Каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть. 
(1-е Коринфянам 3:1-13)
Плотские, мало утвержденные, гордые, пассивные…. Нет, не этого хочет Б-г.

Несколько слов из Матфея:
1 И призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь. 
2 Двенадцати же Апостолов имена суть сии: первый Симон, называемый Петром, и Андрей, брат его, Иаков Зеведеев и Иоанн, брат его...
Идея данного текста, это не служение в данном случае апостольское, о котором говорится в стихе 2, но - ученичество.

Истинный ученик, не важно, какое служение он ведет, смотрит на Учителя. Принимает характер и чувства того, у кого учится. 
Сегодняшний мир убивает даже в верующих характер. Мы стали более материальные, чем направленные на БОГА. 
Мы желаем больше Служения, чем Ученичества. Ученика Господа характеризует характер, в котором живут плоды Духа и Любовь, о которой говорится в 1Кор.13 гл.
 А если в тебе лишь «карьера», то ты наемник.
7 Ходя же, проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное; 
8 Больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте.
Великие дела. Но великие дела строятся не только с видимых дел, хоть об этом много говорят на собраниях.. Эти великие дела строятся с правильного сердечного отношения и с переживания желания Бога а не уподобление этому миру. Человек, принявший от Господа служение, о котором никто не знает, т.к. он дни и ночи проводит в молитве, не рекламирую себя так же угоден Господу как и Апостол Павел. Нам сегодня важно понять это, и не позволить миру разрушить в нас то, что насадил Господь.
Вот принцип определенный Иешуа: 
24 Ученик не выше учителя, и слуга не выше господина своего: 
25 Довольно для ученика, чтобы он был, как учитель его, и для слуги, чтобы он был, как господин его. Если хозяина дома назвали веельзевулом, не тем ли более домашних его?
Данные стихи несут принцип – смотреть на Учителя и переживать желание Учителя Ты смотришь на Него. Ты видишь Его прощающего грешницу, ты видишь Его изгоняющего торговцев – материалистов из храма, ты видишь Его на свадьбе, танцующего с друзьями, ты видишь Его укоряющего и обличающего лицемеров, ты видишь Его страдающим напрасно.… В этом и сокрыт смысл идти за Ним, быть Его учеником.
Мы строим скинии, они разбросаны по всему лицу земли. Все они важны, т.к. призваны Освещать и Осоливать тех, кто вокруг нас, но они могут совершать свою работу, если строятся Учениками, черпающими от Господа и желание трудиться, и мудрость совершать труд, и страх Господень, и братскую любовь. 
Пусть Бог поможет нам в этом пути.

ОТ ОРТОДОКСАЛЬНЫХ ЕВРЕЕВ
Как уже упоминалось , по мнению хасидов, все в мире создано, чтоб преподать нам урок. 
Нам остается только научиться делать правильные выводы из этих уроков жизни. 
В самом Талмуде говорится, что мы могли бы поучиться трудолюбию у муравья, скромности у кошки и т.д. 
Наверно, каждый из нас наблюдал как назойливая муха, залетая в дом, пытается выбраться обратно, но вместо того, чтобы спокойно вылететь в распахнутое настежь окно, начинает в поисках выхода изо всех сил биться о прозрачные стекла…  
И, увы, как часто наше собственное, человеческое, поведение мало чем отличается от психологии мух.
Любой человек стремится к счастью, большинству из нас небезразлична истина, и, тем не менее, хоть иудаизм и дает шанс каждому найти «выход», мы продолжаем биться и биться о «прозрачные стекла», намеренно игнорируя «распахнутые окна». Но почему?!
 
Недельная глава «Ки тиса» («Когда вознесешь») 
Итак, Моше-рабейну находится на вершине духовности – подходит к концу последний, завершающий, кульминационный день его сорокодневного нахождения в высших мирах, получения Скрижалей Завета от самого Творца, а в это время по науськиванию толпы сопровождавших их египтян, в свое время изъявивших якобы искрененнее желание разделить духовные ценности еврейского народа, евреи делают золотого тельца. И что же происходит в этот момент с Моше-рабейну, находящемся в таком духовном и физическом отрыве от своего народа? 

В ту же минуту Творец категорично приказывает еврейскому лидеру: «Спускайся, ибо твой народ согрешил.» Спускайся, ибо ты достиг того высочайшего духовного уровня, на котором ты находился до последней минуты не только своими заслугами, но и заслугами всех евреев, стоящих за твоей спиной. И потеряв их, ты автоматически духовно опустился. 
Дорогие читатели! Вы совершенно правы! «Евреи, как ни одна нация в мире, близки, можно сказать едины.» И мельчайшие колебания духовного роста самого праведного и великого представителя этого монолитного народа зависят от поведения каждого из нас. 

Обидно? Если разобраться, то едва ли. Каждый человек, независимо от национальной принадлежности, способен реализовать свой духовный потенциал на сто процентов. И в этом никто, кроме него самого, не может ему помешать. У евреев же, как единого народа, кроме своего личного существует еще дополнительный, «народный» потенциал. При этом духовный заряд (и позитивный, и, увы, негативный) каждого поступка каждого из нас складывается в нечто вроде «общей, духовной копилки». И этот совокупный, духовный «заряд» дает нам возможность реализации духовного потенциала каждого из нас вдовабок к своим стам (дай-то Б-г), еще и на эти дополнительные, «общественные проценты»! 

Моше-рабейну сам по себе достиг небывалых духовных высот, но его личный, человеческий потенциал без этой «общественной копилки» не был достаточен, чтобы при жизни находиться ТАМ, где он находился все сорок дней со дня Дарования Торы. Для ЭТОГО уже необходимы заслуги всего сплоченного еврейского народа. 
В вышеописанном процессе «пополнения общественной казны» «загрязненная» энергия одних очищается «чистой» энергией других представителей этого единого огранизма. Так, кто-то сверлит в своей каюте дно, наивно полагая, что, заплатив за билет, имеет право делать в своей личной каюте все, что ему заблагорассудится. Другим же приходится прилагать все силы, чтобы вычерпывать эту воду вместо того, чтобы направлять те же силы на то, чтобы продвигать свой корабль..

Итак, на горе Синай евреи «подписали контракт» с Творцом мира. Этот контракт именуется Торой и включает в себя 613 заповедей – 365 запрещающих и 248 повелевающих. В число них входит заповедь «возлюби своего ближнего» и заповедь соблюдения шабат (субботу), заповедь не брать у евреев проценты с ссуд и заповедь не притеснять пришельца, заповедь не сплетничать и не верить сплетням и заповедь покарать злодея.

Причем Тора строго регламентирует как, когда и за что еврею (а мы говорим о наказании именно евреев, а не представителей других народов) полагается то или иное наказание, включая смертную казнь. Так, для вынесения приговора необходимо два еврейских свидетеля , своими глазами видевших совершение преступления (а не его «очевидные» последствия) и вдобавок, самолично заранее предупреждавших преступника о серьезности совершаемых им действий. И, конечно, необходимым условием вынесения приговора является наличие настоящего, уполномоченного, еврейского суда – Санедрина. (Одного эпитета «еврейский» для указания на национальность судей недостаточно.)

Моше-рабейну, только что моливший о прощении и милосердии Всевышнего за свой народ, не забывает и об этой суровой стороне еврейской религии, понимая, что для возможного существования добра, зло должно быть наказано. И по свидетельству представителей колена левитов, не участвовавших в грехе золотого тельца и всеми силами отговаривавших остальных евреев отказаться от безумной затеи, Моше-рабейну карает зачинщиков преступления, чуть не погубившего весь еврейский народ. 
Когда мы вырываем фразы, а тем более, идеологические постулаты, из контекста, то в наших толкованиях мы действительно рискуем дойти до абсурда. Когда же перед нами – единая, строгая и стройная система, то все видится совсем в другом свете. Вот только для того, чтобы научиться увидеть это, недостаточно беглого взгляда.


 Недельная глава "Ки-тиса"
Беседа каббалиста Михаэля Лайтмана с известным израильским сатириком, сценаристом и драматургом Гилем Копачем

Г. Копач:  Я пытаюсь приспособиться к вашей методике изучения Торы, однако мне кажется, что люди, изучающие ее в таком ключе, многое теряют. Тора прекрасна и глубока, а вы рассматриваете в ней только внутренний аспект, как будто он единственно определяющий. При этом вы отбрасываете все остальное: этику, мораль, законы, события, психологию образов. Все это вы оставляете в стороне, сосредотачиваясь на одном специфическом уровне.
М. Лайтман: Дело в том, что наука каббала включает в себя все аспекты. Она ничего не отбрасывает и ни от чего не отгораживается – вовсе нет! В конечном счете, мы говорим о человеке, потому что именно он объясняет реальность, изучая ее, самого себя и Творца. Человек пребывает в этом мире маленьким и «обнаженным». Постепенно он начинает познавать мир, подобно Аврааму, который, как сказано в древних источниках, наблюдая за природой и происходящим вокруг него, раскрыл Творца.

Вот и мы говорим о том, как человек раскрывает Творца, и из этого проистекает вся наша мудрость. Иными словами, и психология, и толкования, и этика вытекают из раскрытия Творца – чем мы и занимаемся. Все остальные пласты мы понимаем изнутри науки каббала, а не за счет изучения отдельных дисциплин, каждая из которых объясняет некий внешний аспект нашего мира. Поэтому мы изучаем постижение человеком реальности, и речь идет только о раскрытии Высшей силы. Ведь без раскрытия Высшей силы человек живет в этом мире как животное: проживает отпущенный ему срок и исчезает. А мы можем в течение этой жизни постичь Творца, выйти на уровень вечности и совершенства, стать неограниченными.

Г. Копач: В читаемой нами сегодня главе Ки-тиса сказано:
БОГАТЫЙ НЕ БОЛЬШЕ И БЕДНЫЙ НЕ МЕНЬШЕ ПОЛОВИНЫ ШЕКЕЛЯ ДОЛЖЕН ДАТЬ (Книга Исход, глава 30:15)
М. Лайтман: Согласно каббале половина шекеля – это та молитва, потребность, которую человек возносит, желая, чтобы пришла к нему вторая половина. Он должен лишь сформировать свое желание: «Я хочу познать свою жизнь, Творца, всю реальность. Я хочу знать, для чего живу, что произошло до того, как я спустился в этот мир, что произойдет после того, как я оставлю его по прошествии тех 70 лет, в течение которых тут пребываю».

Г. Копач: Следовательно, половина шекеля – это усилие, шаг по направлению к Высшему в надежде, что Он сделает шаг к тебе?
М. Лайтман: Да – чтобы я Его раскрыл. Поэтому от меня зависит только половина работы: я должен захотеть, чтобы пришел свет и раскрылся мне. Это называется половиной шекеля!

Г. Копач: Народ Израиля совершает, как написано, половину пути к Творцу. Моше, получив скрижали завета, собирается спуститься с горы Синай. Но в это время народ Израиля приходит в отчаяние и требует от Аарона:
"ВСТАНЬ, СДЕЛАЙ НАМ БОЖЕСТВО, КОТОРОЕ ПОЙДЕТ ПЕРЕД НАМИ! ПОТОМУ ЧТО ЭТОТ ЧЕЛОВЕК, МОШЕ, КОТОРЫЙ ВЫВЕЛ НАС ИЗ СТРАНЫ ЕГИПЕТСКОЙ, ПРОПАЛ И НЕ ЗНАЕМ МЫ, ЧТО СТАЛОСЬ С НИМ" (32:1).
Аарон собирает у них золото и делает золотого тельца. Народ Израиля танцует вокруг него, говоря:
"ВОТ БОЖЕСТВО ТВОЕ, ИЗРАИЛЬ" (32:4).

М. Лайтман: Указывая на золото, они говорят: «Из него мы строим свою жизнь», т.е. из золотого тельца делают для себя нечто святое. А разве сейчас весь мир не делает для себя золотого тельца? Если точка в сердце, которая называется Моше, т.к. влечет (мошех – тот же корень, что и в слове Моше) человека в духовное, исчезает, то у нас остается лишь этот мир.
Г. Копач: Наш мир – это золотой телец?
М. Лайтман: Мы превращаем его в золотого тельца – сейчас весь мир такой. Войди в супермаркет – какое изобилие перед тобой!

Г. Копач: Я не способен сделать выбор между творогом 3% и 5% жирности – уже одно это запутывает меня.
М. Лайтман: И даже между ними у тебя есть еще выбор. Но разнообразие само по себе не является злом – любую вещь можно употребить с пользой. Если ты удерживаешь в себе точку, символизирующую цель твоей жизни – не остаться животным, а подняться на уровень «человек», – значит, Моше вместе с тобой. Тогда над этим миром, который от тебя не исчезает, ты устремляешься к приобретению также и Высшего мира, вечности, и если не отделяешь себя от точки в сердце, которая исходит из корня твоей души, то действительно идешь навстречу духовной жизни. Но если отключаешься от нее, и она от тебя ускользает, то ты тотчас создаешь золотого тельца.

Г. Копач: В предыдущей главе мы изучали, что ковчег в Храме и вся храмовая утварь тоже сделаны из золота. Так почему народу предъявляют претензии, что он делает из золота тельца?
М. Лайтман: Золото символизирует наше эгоистическое желание наслаждаться: мы хотим приобрести и поглотить весь мир. Этим желанием можно пользоваться, но необходимо знать, как это делать правильно.
Г. Копач: Т.е. создавать храмовую утварь и ковчег из золота – нормально, а тельца – нехорошо. В чем различие?
М. Лайтман: Все зависит от формы использования эгоистического желания. Если ты используешь его для того, чтобы постоянно что-то приобретать, то никогда не достигаешь наполнения. Мы видим, что сейчас весь мир приходит в отчаяние, теряя путь и не зная, что произойдет.

Г. Копач: В чем же суть различия между золотым тельцом и сделанным из золота храмовым светильником?
М. Лайтман: Если я использую свои желания для собственного наполнения – это золотой телец. Если же я использую их для того, чтобы соединиться с ближним, наполнить его и вместе с ним образовать единый союз как «как один человек с единым сердцем», то прихожу к связи, в которой раскрываю духовную жизнь. В этом соединении мы ощутим Храм – Бэйт а-Микдаш – место, в котором может раскрыться кдуша (святость), духовная жизнь.

Г. Копач: А почему выбрали именно тельца – животное, напоминающее быка?
М. Лайтман: Он символизирует наш животный уровень: жизнь лишь для нужд этого тела, а не для потребностей души, началом которой является Моше. Нам нужно эту точку развить, увеличить, и тогда внутри нее мы ощутим духовную жизнь.
БЫСТРО СОШЛИ ОНИ С ПУТИ, КОТОРЫЙ Я ЗАПОВЕДАЛ ВАМ, – СДЕЛАЛИ СЕБЕ ЛИТОГО ТЕЛЬЦА (32:8).

Г. Копач: Я не понимаю, как через мгновение после получения Торы народ уже делает себе золотого тельца?
М. Лайтман: Ты можешь увидеть это в каждом человеке. Таков наш свободный выбор: или мы используем свою жизнь и этот мир, чтобы подняться на духовный уровень, или находимся внутри этой жизни. Все зависит от того, идем ли мы вместе с нашим эгоизмом вслед за Моше, или эгоизм остается, а Моше отдаляется.

Г. Копач: Вам, наверное, знакома из армейской службы команда: «Спустись с горы – поднимись на гору!» Моше тоже все время поднимается на гору и спускается с нее. Что это за гора?
М. Лайтман: Гора – это весь наш эгоизм. Человек поднимает свою «точку Моше» над эгоизмом и хочет воспользоваться своей природой, чтобы прийти к цели жизни.
Г. Копач: Если Моше, что во мне, поднимается на гору, то это означает, что моя точка устремления к Творцу поднимается над всеми другими желаниями?
М. Лайтман: Да. И тогда все остальное ей помогает и поддерживает. Это значит, что всю свою жизнь и все, что во мне существует, – свойства, с которыми я родился, полученное воспитание, всевозможные склонности и ментальность, – я присоединяю к этой точке и с ней прорываюсь в духовный мир.

Г. Копач: Моше как бы строит эту гору и тянет за собой все желания?
М. Лайтман: Верно! Поэтому именно эта точка приводит меня к горе Синай. Ведь если во мне нет этой точки, то я не раскрываю свою природу как ненависть к другим. От ненависти я поднимаюсь к любви к ближнему как условию получения Торы – именно этому посвящена данная глава. Условие получения Торы – быть «как один человек с единым сердцем», находиться в поручительстве, во взаимодействии. В сущности, точка «Моше» «склеивает» все души вместе. Если есть между нами связь, а именно это делает нас народом Израиля, то мы раскрываем духовную жизнь. Так было у нас до разрушения Храма.
И УВИДЕЛ НАРОД, ЧТО ВСЕ ЕЩЕ НЕТ МОШЕ, КОТОРОМУ ПОРА СПУСТИТЬСЯ С ГОРЫ (32:1).

Г. Копач: Моше медлит, и тогда народ начинает сомневаться:
МОШЕ, КОТОРЫЙ ВЫВЕЛ НАС ИЗ СТРАНЫ ЕГИПЕТСКОЙ, ПРОПАЛ, И НЕ ЗНАЕМ МЫ, ЧТО СТАЛОСЬ С НИМ (32:1)
М. Лайтман: Все это происходит внутри человека, ведь мы уже говорили, что Тора говорит о каждом из нас: есть я и Творец – кроме этого нет ничего.

Г. Копач: Народ – это совокупность всех желаний, а Моше – желание, направленное вверх?
М. Лайтман: Да, посредством этого желания мы связываемся с Высшей силой. С его помощью я должен развить такую связь с Высшим, чтобы все мои желания согласились ее поддержать. Тогда я создам в себе образ Творца, ведь человек (адам) должен прийти к подобию Творцу (адам от слова домэ – подобный).

Г. Копач: Но сейчас народ Израиля, т.е. желания, потеряли связь с Моше и не знают, где он.
М. Лайтман: Не чувствуя связи с Творцом, человек вновь превращается в животное, в золотого тельца – это относится к нему самому.
Г. Копач: А какова роль Аарона – брата Моше? Мы видим, что он сотрудничает с народом.
М. Лайтман: Фактически он помогает народу согрешить.
И СКАЗАЛ ИМ ААРОН: "СНИМИТЕ ЗОЛОТЫЕ КОЛЬЦА С УШЕЙ ВАШИХ ЖЕН, СЫНОВЕЙ И ДОЧЕРЕЙ И ПРИНЕСИТЕ МНЕ". И СНЯЛ ВЕСЬ НАРОД ЗОЛОТЫЕ КОЛЬЦА СО СВОИХ УШЕЙ, И ОТДАЛИ ИХ ААРОНУ; И ВЗЯЛ ОН КОЛЬЦА ИЗ РУК ИХ, И ОБРАБОТАЛ РЕЗЦОМ, И СДЕЛАЛ ЛИТОГО ТЕЛЬЦА (32:2-4)

М. Лайтман: Казалось бы, Аарон заслуживает наказания, но об этом не говорится. Почему? На самом деле невозможно прийти к Творцу без того, чтобы человек согрешил, разбил скрижали завета, понял, что он эгоист – достиг полного осознания зла.
Г. Копач: Это происходит каждый раз? Каждый раз человек должен разбивать скрижали и подниматься на гору, или это разбиение происходит один раз в жизни?
М. Лайтман: В духовной жизни это происходит один раз. Человек обязан пройти разбиение, а затем исправить то, что разбилось.

Г. Копач: Творец говорит Моше:
"ИДИ ВНИЗ, ИБО РАСТЛИЛСЯ ТВОЙ НАРОД" (32:7).
Разумеется, Моше умоляет Творца не уничтожать народ Израиля, но Творец не соглашается.
М. Лайтман: Творец мечтает создать нечто абсолютно новое.

Г. Копач: Мы опротивели Ему. Почему Творец каждый раз говорит, что с Него довольно, что Он не может справиться с нами?
М. Лайтман: Говоря о Творце, мы имеем в виду общую силу природы, ведь слова Элоким (Творец) и тэва (природа) имеют одинаковое числовое значение. Мы не относимся к Творцу, как к некоему образу: старцу, который что-то планирует, или разуму, управляющему нашей вселенной, как показывают в некоторых современных фильмах. Речь идет о силе отдачи: сейчас она проявляется и реагирует на действия народа. Сила отдачи и сила получения оторваны друг от друга, и Моше не может их соединить. В человеке есть или Моше, или золотой телец – одно из двух. Именно это сейчас раскрывается.

Г. Копач: Человек не может быть с ними обоими?
М. Лайтман: Нет: или кдуша (святость) или клипа (нечистота). Это очень важный момент в жизни человека, когда он чувствует, что может быть или одно, или другое – нет середины.
Г. Копач: Творец говорит Моше о золотом тельце, когда тот еще находится на горе. Следовательно, Моше знал о случившемся – это не было для него неожиданностью. Почему же он в гневе разбивает скрижали?
М. Лайтман: Чтобы проявить разбитые желания, келим – ведь человек исправляет лишь то, что в нем есть. Напоминаю, что мы говорим о человеке, который изучает науку каббала, и во время учебы находится под воздействием света.

Г. Копач: Вы постоянно говорите, что свет воздействует на меня, но что это значит?
М. Лайтман: Тот, кто учится, ощущает в себе изменения. Он начинает осознавать свою природу и в противоположность ей постепенно раскрывает силу, которая на него воздействует.
Г. Копач: Но это состояние не стабильно: сегодня я учусь и чувствую себя хорошо, а завтра начинаю все сначала.
М. Лайтман: Правильно, потому что в тебе каждый раз раскрываются все более внутренние слои эгоизма. Написано, что народ желал Творца, хотел подняться над этой жизнью к жизни духовной, но затем в нем проявился более глубокий эгоизм. Раскрывая разбиение, свою отдаленность от Творца, человек начинает исправление и приходит к более высокой ступени. Продвижение в духовном всегда происходит следующим образом: ты опускаешься ниже – поднимаешься выше, опускаешься еще ниже – поднимаешься еще выше.

Г. Копач: По мере подъема делать исправления легче или труднее?
М. Лайтман: Легче. Но здесь действует принцип: «Каждый, кто больше своего товарища, обладает и большим эгоизмом». То есть чем выше ты поднялся, тем в большем падении находился перед этим. Поэтому весь путь состоит в том, что тебя опускают, показывая, насколько ты противоположен Творцу, и вместе с тем дают силы для подъема, чтобы стать к Нему ближе: амплитуда увеличивается в обоих направлениях.
И ВСТАЛ МОШЕ В ВОРОТАХ СТАНА, И КРИКНУЛ: "КТО ЗА БОГА – КО МНЕ!" И СОБРАЛИСЬ ВОКРУГ НЕГО ВСЕ ЛЕВИТЫ (32:27)

Г. Копач: Дальше мы читаем, что Моше разбил тельца, растер золото в прах, рассеял его и посылает сыновей своего колена – колена Леви – убить всех, кто поклонялся тельцу: без жалости и милосердия.
М. Лайтман: Человек собирает в себе все силы, способные присоединиться к точке Моше, т.е. находиться в отдаче. А остальными желаниями он пока не пользуются: это называется «убить их», полностью закрыть. Таково первое исправление, выполняемое человеком. Он выясняет силы, с которыми может продвигаться в духовном. А те, с которыми продвигаться не может, пока сокращает.

Г. Копач: Затем Моше вновь поднимается на гору.
М. Лайтман: Каждый раз до его возвращения проходит 40 дней: 40 – это уровень Бины.
Г. Копач: Откуда известно, что 40 – это Бина?
М. Лайтман: Бине соответствует буква мэм, числовое значение которой «40». Речь идет о букве «мэм конечное» (ם), имеющей замкнутую форму.
Г. Копач: Почему Бине соответствует буква мэм? Логично, чтобы Бине соответствовала буква бэт.
М. Лайтман: Свойство Бины описывается буквой «мэм конечное» – замкнутой, образованной двумя буквами далет (ד): как две двери с осью посередине. Вместе они образуют форму, подобную чреву матери. Подъем означает, что человек туда входит...

Г. Копач: И происходит особое зачатие?
М. Лайтман: Верно, именно так это называется. Человек входит внутрь Бины, как мы говорили о ковчеге Ноя, связывается с Творцом над «горой», над своим эгоизмом, и находится там 40 дней, пока не вберет в себя свойство Бины. С этим свойством он может спуститься вниз, к своим эгоистическим желаниям, и их исправить. Скрижали завета олицетворяют силы и принципы исправления желания получать. С ними человек спускается вниз и начинает исправление.

Г. Копач: Умоляя Творца не уничтожать народ, Моше говорит:
"СОТРИ И МЕНЯ ИЗ КНИГИ ТВОЕЙ, КОТОРУЮ ТЫ НАПИСАЛ!" (32:32)
Как это понимать?
М. Лайтман: С уничтожением народа функция Моше теряет смысл. Его назначение – вытаскивать (лимшох) все остальные желания в Эрец Исраэль (эрец – земля имеет тот же корень, что и слово рацон – желание, а Исраэль означает «прямо к Творцу») – в желание, направленное к Творцу. Если Моше не с кем будет работать, что ему делать? Выходит, человек получил эту точку напрасно – у нее нет работы. Все величие Моше состоит в том, что он может в течение последующих 40 лет привести другие желания к исправлению, умертвляя их эгоистическое намерение. Это называется 40-летним пребыванием в пустыне, когда умирает поколение, вышедшее из Египта.

Г. Копач: Но Моше не умертвляет их полностью, иначе будущее избавление наступило бы тут же.
М. Лайтман: Нет-нет. Смерть поколения пустыни означает лишь отказ от намерения пользоваться своим эгоизмом. На пути исправления человек постепенно отрывается от своей прошлой жизни, но еще не ощущает духовность. Существует некий переход, называемый «пустыня». Сегодня весь мир ощущает себя так, будто зашел в пустыню: люди пребывают в отчаянии, употребляют наркотики, прибегают к террору. Все это говорит о пустоте, заставляющей человека задуматься: «За что мне все это? Для чего нужна такая жизнь?»

Г. Копач: Кажется, и Моше начинает спрашивать: «Для чего мне все это»? Как будто что-то разбилось в нем вместе со скрижалями завета. Он выходит из стана, где живет народ, и ставит свой шатер вне лагеря.
М. Лайтман: Он отделяется от тех желаний, которые все еще пребывают в намерении ради получения. Поскольку золотой телец все еще является их целью, то Моше не в состоянии быть среди них. Это означает, что человек все еще не способен связать в себе самую внутреннюю точку с остальной природой. Он не представляет, как можно ее исправить в уподоблении Творцу.
И ГОВОРИЛ БОГ С МОШЕ ЛИЦОМ К ЛИЦУ, КАК ЧЕЛОВЕК ГОВОРИТ СО СВОИМ ДРУГОМ (33:11)

Г. Копач: Что значит, что Бог говорил с ним лицом к лицу? Как может быть, что Бог говорил с ним так же, как говорит человек со своим другом?
М. Лайтман: Ликом Творца называется раскрытие света хохма точке, называемой адам (человек). Это значит, что человек начинает постигать тот свет, который его создал и им управляет, постепенно исправляя и приводя к концу пути – Окончательному исправлению. Собственно, раскрытие всего процесса, проходимого душами, и есть раскрытие Творца человеку – свет Его лика.

Г. Копач: С одной стороны, Моше может говорить с Творцом лицом к лицу. С другой стороны, Творец говорит:
"ТЫ НЕ СМОЖЕШЬ УВИДЕТЬ ЛИЦО МОЕ, ПОТОМУ ЧТО НЕ МОЖЕТ УВИДЕТЬ МЕНЯ ЧЕЛОВЕК И ОСТАТЬСЯ В ЖИВЫХ" (33:20).
М. Лайтман: Чтобы ответить на твои вопросы, нам придется немного углубиться.
Г. Копач: Не жалейте меня – я все равно ничего не понимаю.
М. Лайтман: Что же тогда говорить о других людях?
Только после занятий наукой каббала в течение многих месяцев человек начинает входить вглубь материала и познавать творение. Мир как бы становится для него прозрачным: он видит воздействующие на нас силы, реальность в целом, а также ту Высшую силу, которая нас ведет.
Мы уже говорили, что согласно своему определению наука каббала есть раскрытие Творца творению в нашем мире, т.е. человеку, собирающемуся раскрыть в нашем мире Творца – вечную Силу.

Г. Копач: Что же такое «лицом к лицу»?
М. Лайтман: «Лицом к лицу» означает, что ты раскрываешь эту Силу во всей созданной ею реальности и во всем происходящем в этой реальности от начала творения и до его конца.

Г. Копач: А почему Творец соглашается раскрыть Моше только обратную сторону, как сказано в отрывке:
"И УВИДИШЬ ТЫ МЕНЯ СЗАДИ – НО ЛИЦО МОЕ НЕ БУДЕТ УВИДЕНО ТОБОЮ"? (33:23)
М. Лайтман: Обратной стороной называется раскрытие реальности со стороны творения, а не со стороны лика, который мы раскроем только в Окончательном исправлении. Обратная сторона – это желания, келим.
Моше – лишь точка в человеке, остальные желания которого еще не исправлены. В этой точке он может лишь частично увидеть направленный на него лик Творца, но не Его самого. Его самого мы постигаем в конце пути, когда исправляем все свои желания.

Г. Копач: Т.е. мы можем лишь немного «увидеть» Творца в нашем мире?
М. Лайтман: На данном этапе это так. Ведь «Моше» – это не весь путь, а лишь его половина. Точка, называемая Моше, приводит человека лишь к середине исправления – к земле Израиля, к желанию, которое мы реально исправляем. Войдя в Эрец Исраэль (желание прямо к Творцу), мы полностью себя исправляем и строим Храм – место раскрытия Творца.

Г. Копач: Я не уверен, что все понял, но хорошо, что мы коснулись этого аспекта.
М. Лайтман: В книге Зоар это объясняется подробно. Говорится о 13 исправлениях дикны, о 13 свойствах милосердия: «Бог Милосердный, Милостивый, Долготерпеливый…» – все это проявляется со стороны Творца в свете, который тебе раскрывается.

Г. Копач: С одной стороны, говорится, что Он – «Бог Милосердный, Милостивый, Долготерпеливый…», а с другой стороны: ИМЯ БОГА – "РЕВНИТЕЛЬ", БОГ-РЕВНИТЕЛЬ ОН. Так Он Милосердный или мстительный и жестокий?
М. Лайтман: Все раскрывается относительно человека. В человеке есть желания получать и желания отдавать: с помощью одних я отдаю, с помощью других получаю. В отдающих желаниях чувствуется добро, милосердие, а относительно получающих высказывается суд (дин). Таким образом мы разделены внутри.

Г. Копач: В Творце есть свойство, называемое «мстительность»?
М. Лайтман: Нет-нет! Ведь мы уже договорились, что рассматриваем все изнутри человека. Человек, раскрывая наполняющий его свет, называет свойства, которые сейчас в нем проявляются и исправляются, 13-ю свойствами милосердия. Именно это он называет Творцом: я ничего не раскрываю вне себя – только внутри.

Г. Копач: Следовательно, внутри меня есть 13 свойств милосердия?
М. Лайтман: Да, как сказано: «Из действий Твоих познаю Тебя». Творец воздействует на меня, а я, исходя из Его воздействий, даю Ему имена. Если я ощущаю позитивное воздействие, то говорю, что Он добр, а если чувствую себя плохо, то говорю, что Он не хорош.
Г. Копач: Внутри нас есть и милосердие, и мстительность, и жестокость?
М. Лайтман: Так это раскрывается относительно моих свойств, а вовсе не означает, что сам Творец таков. Сам по себе Он «Добр и Творящий добро». Но из-за того, что я включаю в себя множество различных свойств, то Он таким мне раскрывается. 13 свойств – это 13 особых исправлений, существующих в нас. Высший свет, полностью являющийся милосердием, мы получаем как бы просеянным сквозь сито.

Г. Копач: Сказано, что лицо Моше светилось. Что именно произошло с его лицом?
М. Лайтман: Лицом (паним) называется отдача, а обратной стороной (ахораим) – получение. Лицо означает свечение. Поднявшись на такой высокий уровень, где ему раскрылся Высший свет, Моше получил свет хохма и вобрал его в себя.

Г. Копач: Что же увидел народ Израиля, когда Моше спустился с горы, и лицо его светилось?
М. Лайтман: Желания, находящиеся в связи с Творцом, т.е. получившие и вобравшие в себя Высший свет, выглядят относительно остальных желаний как нечто далекое от них, слишком высокое и даже пугающее. Чувствуется большая разность между еще неисправленными желаниями, которые пока находятся во тьме, и желаниями исправленными, в которых раскрывается свет. Выходит, я как бы разделен на две части: народ Израиля, что во мне, находится в самом ужасном положении, а статус Моше, что во мне, совершенно противоположный. В результате этого противостояния во мне образуется огромное напряжение, и начинается внутренняя работа. Это состояние прекрасно: есть разбиение, есть встреча с Творцом – все данные готовы. Отсюда начинается пустыня.

Г. Копач: По сути, с этого момента начинается история народа Израиля?
М. Лайтман: Да, до этого момента была лишь подготовка.

Г. Копач: Возможно, что история с золотым тельцом даже важнее получения 10 заповедей?
М. Лайтман: Ничего нельзя пропустить. С человеком, поднимающимся в духовное измерение, должно произойти все.

Г. Копач: Выходит, разбиение необходимо?
М. Лайтман: Безусловно.


Женский уголок
В нашем понимании любовь – это нечто возвышенное, воздушное, идеально-духовное, не имеющее ничего (или почти ничего) общего с плотской материальностью. 
Иудаизм же видит вещи в слегка ином свете. И один из признанных способов еврейской религии повысить уровень своей духовности - искренняя забота о...материальных нуждах своих окружающих. 
Горе тому, кто ставит любовь к своей половине «на одну тарелку» с любовью к хорошо-прожаренному бифштексу, но горе и тому, кто за своей эгоистической любовью забывает насколько его спутнику жизни пусть изредка, но важен хорошо-прожаренный бифштекс! Не забывайте о разных «материальных мелочях», столь необходимых вашим любимым, и ваша взаимная духовная любовь достигнет небывалых высот! 

Бифштекс с яйцом 
Говяжую вырезку отбейте, хорошенько натрите солью, перцем и чесноком. 
Обжаривайте с обеих сторон в горячем масле до желаемой степени прожаренности. 
Выпустите на почти готовый бифшекс яйцо (по-одному на порцию) и пожарьте еще минуты три до готовности яичницы-глазуньи. 

Салат из консервов и гренок 
Пожарьте маленькие гренки. Смешайте с содержимым банки консервированных шампиньонов и фасоли в томате и\или в собственном соку. 
Добавьте жаренный лук. Посолите, поперчите и заправьте майонезом. 

В избранное