Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

За пределами догмы

  Все выпуски  

Библия, реинкарнация и всеобщее спасение


Библия, реинкарнация и всеобщее спасение

Выпуск 144 (24 декабря 2006 г.)


Истоки идеи реинкарнации в раннеевропейской мысли
Часть 8

Светлана Горячева

Согласно каббалистическим представлениям, при первом вхождении (в тело) душа абсолютно чиста и чужда малейшей скверны. Она не встречает препятствий в виде «первородного греха», поскольку при этом неуклонно действует принцип, что каждый человек «умирает за беззаконие свое» (Иез. 18:26). Однако слабость, присущая материи, скоро дает о себе знать; и более того, на пути души расставлены ловушки в виде зависти и злобы враждебных духов (mazziqim), которые, хотя и обладают в некоторой степени духовной природой, несовершенны в сравнении с чистой душой и стремятся низвести ее до собственного уровня. Через беды и испытания человек должен заслужить венец вечного блаженства. Конечное число душ является частью этого божественного плана. Тем самым устанавливается цель для духовного роста человечества, так как бесконечное число душ привело бы к тому, что эта цель оказалась бы недостижимой. Но, поскольку число душ ограничено, очевидно, что желаемое завершение наступит, когда последняя душа пройдет через человеческое тело – или, вернее, вошла в последнее человеческое тело, потому что в этом случае все созданные (Богом) души исполнят свою миссию на земле, и все человеческие существа, через которые они прошли, достигнут высочайшего духовного уровня, на который они способны. Таким образом, прогресс человечества и мира в целом достигнет своей конечной цели, или, выражаясь словами мистиков, установится Царство Божие на земле – время, приуроченное к пришествию Мессии. Уже в Талмуде на этот счет сказано: «Сын Давида (т.е. Мессия) не придет, пока все души в телах не достигнут своего конца». Сила злых духов будет разрушена, и лишь добро будет править на земле (см. Encyclopaedia of Religion and Ethics, Vol.XII, p. 436 - 437).

В Каббале понятие gilgul (ивр. «вращение», «колесо») приобрело некоторую популярность, например, через р. Ицхака Лурию (1534 – 1572), а в хасидизме (религиозно-мистическое движение в восточноевропейском иудаизме, возникшее во второй половине XVIII в.) оно существует и до сих пор. Религиозное значение, приписывавшееся этому понятию, отличается значительным разнообразием. У Лурии реинкарнация была призвана объяснить изгнание евреев из Испании и их жизнь в рассеянии как временное («перевоплощенное») состояние, подготавливающее почву для пришествия Мессии. В хасидизме же возвращение в новом воплощении должно было утвердить справедливость либо же наказать беззаконие – тема, игравшая в глазах беззащитного меньшинства важную роль. Основатель хасидизма, рабби Исраэль Баал Шем Тов (Бешт) (1698 – 1760) говорил:

Душа может быть низведена в этот мир, чтобы прожить в нем 70 или 80 лет с единственной конечной целью – помочь лишь одному-единственному еврею материально, а еще лучше - духовно (Хасидская мудрость, с. 18).

Еще более интересно, на наш взгляд, другое высказывание Бешта, также, возможно, связанное с реинкарнацией:

Каждый должен вести себя сообразно со своей «ступенькой». Если он не поступает так, если он захватывает «ступеньку» своего ближнего и пренебрегает своей собственной, то он не осуществит ни своей возможности, ни возможности другого (там же, с. 41).

Существование в хасидской среде верования в реинкарнацию подтверждается и следующей историей из жизни рабби Иехиэль Михла из Злочова (известного также как Маггид из Злочова, 1725 – 1785):

В новогоднюю ночь приснился Маггиду из Злочова один человек, недавно умерший. «Зачем ты пришел?» – спросил он его. «Ведь рабби известно, – ответил покойный, – что в эту ночь души создаются заново. И вот я – такая душа». – «Почему же тебя послали вновь?» – опять спросил Маггид. «Здесь, на земле, – стал рассказывать умерший, – я жил беспорочной жизнью». – «И все же, – продолжал спрашивать Маггид, – тебе еще раз пришлось спуститься в мир?» – «Перед смертью, – сказал умерший, – я перебирал все свои деяния и решил, что хорошо поступал в этом мире. Сразу же мое сердце немного возгордилось, и так я умер. А теперь посылают в мир, чтобы исправить мою гордость» (там же, с. 73).

И, наконец, замечательное изречение неизвестного хасидского автора о пути души:

Человек постоянно проходит сквозь две двери: из этого мира в грядущий и обратно (там же, с. 251).

Подытоживая сказанное, следует подчеркнуть, однако, что еврейские представления о реинкарнации довольно часто не предлагают никакой четкой системы кармического воздаяния как логической формы заслуженной награды или наказания – хотя поведение человека в этой жизни, безусловно, играет роль, перевоплощение считается зависящим исключительно от непредсказуемой воли Бога.

(продолжение следует)

Связаться с автором статьи: sg@hotmail.ru


Уважаемые читатели!

Поздравляю вас с наступающими праздниками Нового года и Рождества!

Следующий выпуск рассылки будет опубликован 7 января 2007 года.

Предыдущие статьи:

Истоки идеи реинкарнации. Часть 1. Светлана Горячева   |   Истоки идеи реинкарнации. Часть 2. Светлана Горячева   |   Истоки идеи реинкарнации. Часть 3. Светлана Горячева   |   Истоки идеи реинкарнации. Часть 4. Светлана Горячева   |   Истоки идеи реинкарнации. Часть 5. Светлана Горячева   |   Истоки идеи реинкарнации. Часть 6. Светлана Горячева

Родственные проекты:

Духовные законы   |   Беседы об Истине   |   Свет внутри вас   |   Путь Единства

Архив рассылки "Библия, реинкарнация и всеобщее спасение"

Связаться с ведущим рассылки

Мнение ведущего рассылки может не полностью совпадать со взглядами авторов, которых он публикует.


В избранное