Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

За пределами догмы

  Все выпуски  

Библия, реинкарнация и всеобщее спасение


Библия, реинкарнация и всеобщее спасение

Выпуск 151 (18 февраля 2007 г.)


Истоки идеи реинкарнации в раннеевропейской мысли
Часть 15

Светлана Горячева

Полемика с идеей реинкарнации в ортодоксальном христианстве

"Ортодоксальные" христианские философы и теологи второго-третьего веков уделяли гностицизму значительное внимание. Можно сказать, что в произведениях таких авторов, как Климент Александрийский, Ориген и Тертуллиан, гносис был очищен от мифологических излишеств и адаптирован для нужд формирующегося христианского мировоззрения. Вероятно, можно утверждать, что именно гностические системы второго века явились первыми опытами христианской теологии (Афонасин, с. 17). Разумеется, христианские богословы, полемизируя со своими оппонентами, будь то гностики или языческие философы, не могли не затронуть и идеи реинкарнации - что уже в какой-то мере свидетельствует о ее силе и популярности. Так, философ Юстин Мученик (писал примерно в 150 – 160 гг. н. э.), в своем апологетическом труде "Разговор с Трифоном Иудеем" описывает свою встречу с таинственным старцем, который, по его словам, доказал ему, что человеческая душа не способна сама по себе постичь Бога - только христианство является истинной философией, доводящей до логического завершения все частные истины:

- Скажи мне вот что: душа видит Бога тогда ли, когда она находится в теле, или когда освободится от него?
- И в то время, пока существует в человеческом виде, сказал я,- она может созерцать Бога умом, но особенно тогда, когда отрешится от тела и будет существовать самостоятельно, она достигнет того, что любила всецело и всегда.
- Помнит ли она об этом, когда опять соединяется с человеческим телом?
- Не думаю, сказал я.
- Какая же польза для душ, видевших Бога, или какое преимущество имеет человек, видевший Его, пред не видевшим, если он не помнит даже того, что она видела Его?
- Не могу сказать, отвечал я.
- А что терпят те, которые признаны недостойными этого видения?
- Они заключаются, как бы в узы, в тела некоторых животных, и это их наказание.
- Знают ли они, что по этой именно причине они заключены в такие тела и что они согрешили?
- Не думаю.
- Кажется, что и для этих душ нет никакой пользы от наказания; да и нельзя сказать, что они наказываются, если не сознают наказания.
- Конечно, нет.
- Итак, души не видят Бога, не переходят в другие тела, иначе они знали бы, что они наказываются таким образом, и боялись бы совершить потом и самый легкий грех. Но я согласен, продолжал он - что души способны понимать, что есть Бог, и что справедливость и благочестие - добро.
- Справедливо говоришь, - сказал я.

(Юстин мученик, Разговор с Трифоном Иудеем, 4)

Ириней Лионский (175 – 185 гг. н.э.) является автором обширного труда Против ересей, посвященного «обличению» различных гностических школ, в тот период представлявших, по-видимому, серьезную угрозу для ортодоксальной церкви. В первой книге этого труда Ириней сообщает следующее о гностиках-карпократианах, принимавших идею реинкарнации:

Карпократ и его последователи учат, что мир и то, что в нем находится, сотворен ангелами, гораздо низшими нерожденного Отца, Иисус же родился от Иосифа и был подобен прочим людям, но отличался от них тем, что Его твердая и чистая душа хорошо понимала то, что она видела в сфере нерожденного Отца; и поэтому, от Него была послана ей сила, чтобы она могла избежать мироздателей и, прошедши чрез всех и от всех освободившись, вознестись опять к Нему; тоже бывает и с теми душами, которые принимают подобное... И они в своем безумии дошли до того, что говорят, что им позволительно делать все безбожное и нечестивое, потому что, говорят они, только для человеческого мнения есть добрые и худые дела. И души до тех пор должны переходить из одних тел в другие, пока узнают всякий образ жизни и всякого рода действия, (если только кто-либо в одно переселение зараз не совершит всех тех действий, о которых нам не следует не только говорить и слушать, но даже помышлять и верить, чтобы такие дела водились между нашими согражданами) для того, чтобы как гласят их сочинения, их души, испытанные во всяком образе жизни, при своем исходе не нуждались более ни в чем; и об этом должно стараться, чтобы в противном случае из-за того, что им еще нечто не достает для свободы, не пришлось опять быть посланными в тела. Поэтому, говорят они, Иисус и сказал следующую притчу: "Когда ты идешь с противником своим, то постарайся освободиться от него, чтобы он не привел тебя к судье, а судья не отдал тебя истязателю, а истязатель не вверг тебя в темницу. Истинно говорю тебе: не выйдешь оттуда, пока не отдашь и последней полушки" (Мф. 5.26,27; Лк. 12.58)... Слова: "не выйдешь оттуда, пока не отдашь и последней полушки" объясняют они так, что никто не уйдет от власти ангелов, сотворивших мир, но до тех пор переселяется из тела в тело, пока не испытает всякого рода дела в этом мире; и его душа возносится потом, когда она не имеет более никакого недостатка, свободно к Богу, Который выше ангелов, сотворивших мир. Таким образом спасаются все души, подвергнутся ли они зараз, при первом уже воплощении, всем действиям, или будут странствовать из тела в тело и во всяком роде жизни исполнят требуемое, чтобы не посылаться уже в тело. И если у них совершается что нечестивое, неправедное и запрещенное, я не верю этому. В их писаниях так написано, и они объявляют, что Иисус с Своими учениками и апостолами говорил втайне отдельно и требовал от них, чтобы и они тайно сообщали это достойным и верующим. Именно, что спасаются чрез веру и любовь, а все прочее безразлично, и только по мнению людей одно есть добро, а другое зло, хотя по природе ничего нет злого (Ириней, Против Ересей, 1, 25, 1-6; разрядка моя. – С. Г.).

(продолжение следует)

Связаться с автором статьи: sg@hotmail.ru


Предыдущие статьи:

Истоки идеи реинкарнации. Часть 4. Светлана Горячева   |   Истоки идеи реинкарнации. Часть 5. Светлана Горячева   |   Истоки идеи реинкарнации. Часть 6. Светлана Горячева   |   Истоки идеи реинкарнации. Часть 7. Светлана Горячева   |   Истоки идеи реинкарнации. Часть 8. Светлана Горячева   |   Истоки идеи реинкарнации. Часть 9. Светлана Горячева   |   Истоки идеи реинкарнации. Часть 10. Светлана Горячева   |   Истоки идеи реинкарнации. Часть 11. Светлана Горячева

Родственные проекты:

Аффирмации и позитивное мышление

Духовные законы   |   Беседы об Истине   |   Свет внутри вас   |   Путь Единства

Архив рассылки "Библия, реинкарнация и всеобщее спасение"

Связаться с ведущим рассылки

Мнение ведущего рассылки может не полностью совпадать со взглядами авторов, которых он публикует.


В избранное