Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

За пределами догмы

  Все выпуски  

За пределами догмы


За пределами догмы


Выпуск 63, 3 августа 2008 г.

Упадок теизма

Джон Шелби Спонг

Джон Шелби Спонг в течение 45 лет являлся служителем Епископальной церкви США в качестве священника и затем епископа Ньюарка (штат Нью-Джерси) вплоть до своего ухода с этого поста в 2001 г. Выступая с лекциями в Гарвардском университете, а также в ряде других университетов и церковных общин по всему англоязычному миру, он является одним из ведущих сторонников открытого, прогрессивного и ориентированного на науку христианства. Автор более чем 20 книг, включая «Грехи Писания» (The Sins of Scripture), «Новое христианство для нового мира» (A New Christianity for a New World) и «Почему христианство должно измениться или умереть» (Why Christianity Must Change or Die).

Страница автора: http://www.johnshelbyspong.com

Признаки упадка теистического понимания Бога налицо. Многие из нас стараются их не замечать, поскольку у нас нет никакой другой альтернативы и мы скорее предпочитаем жить иллюзиями, чем принять реальность как она есть. Однако такой подход ни к чему не приведет, поскольку, как только та или иная идея Бога начинает подавать признаки умирания, то она становится подобна Шалтай-болтаю: "Вся королевская конница, вся королевская рать не может Шалтай-болтая собрать".

Достаточно просто взглянуть на факты. Мы больше не приписываем цунами, ураганы или периоды засухи желанию сверхъестественного Бога покарать злодеев. Мы больше не интерпретируем различные заболевания человеческого организма как своего рода наказание, наложенное на жертву разгневанным божеством. Мы больше не полагаемся на то, что Бог отомстит за нас нашим врагам или станет отстаивать наше дело на поле боя. Все это вещи, которые мы когда-то приписывали теистическому Богу, но которые сейчас обычно объясняют, не прибегая к какому бы то ни было сверхъестественному вмешательству. По словам английского исследователя Библии Майкла Гулдера, теистический Бог в наше время остался "безработным". У этого Бога "просто не осталось ни одного сколько-нибудь значительного дела, которым Он мог бы заняться".

Вместе с тем, теистические образы продолжают использоваться в литургии, проповедях и гимнах, несмотря на то, что в представлении слушателей они становятся все более и более бессмысленными. Попытки взглянуть на Иисуса за пределами привычных теистических моделей встречают яростное сопротивление в церковных кругах. Возможно, неявный источник этой странной и подчас иррациональной реакции заключается в том, что мы не знаем никакого другого способа говорить о Боге. Мы опасаемся, что если отказаться от теистического мировоззрения, на его месте останется лишь бездонная пустота. Человеческий род сегодня кажется не более способным жить в состоянии всепоглощающей интуитивной тревоги и страха, чем наши самые ранние и примитивные предки. Большинство форм религии представляют собой немногим более чем различные культурные проявления этого страха перед Небытием. Вот почему всякий раз, когда теизму бросается вызов, это вызывает истерическую реакцию.

Сегодня в христианской церкви есть растущее число людей, убежденных в том, что они не могут и дальше делать вид, будто эти образы заслуживают доверия, не ставя тем самым под сомнение собственную честность. Они больше не хотят, чтобы их религиозная жизнь напоминала игру в шарады. Должен признаться, что я сам принадлежу именно к этой категории. Я понимаю, что мне придется либо выйти за пределы теистических моделей прошлого в поисках нового способа говорить о (а также участвовать в) той предельной Реальности, которую я называю Богом, либо же быть честным с собой и признать, что мы живем в мире без Бога. Никакой другой альтернативы не существует. Таким образом, следующий шаг в моих поисках Иисуса вне религии требует радикального размежевания между Иисусом и теизмом.

Перемены в мире религиозных идей никогда не приходят просто так. Прежде, чем кто-либо решится покинуть привычное и удобное место, требуется нечто гораздо большее, чем утверждение, что старое место уже не пригодно для жизни. Люди обычно не покидают зон безопасности, созданных их религией, если только какая-нибудь могущественная и непреодолимая сила не вынудит их к этому. По сути, сначала требуется доказать, что если этот решающий шаг не будет сделан, то тем самым может быть причинен реальный вред...

По моему глубокому убеждению, главная сущность христианского учения может быть суммирована в словах, приписанных Иисусу автором четвертого Евангелия: "Я пришел, чтобы жизнь имели и в избытке имели" (Ин 10:10). Если "жизнь в избытке" и есть та конечная ценность, которой посвящено христианство в целом, тогда обо всех современных проявлениях христианства следует судить по тому, насколько они способны сделать жизнь полноценной. Если же этого не происходит, мы должны задаться вопросом - почему?...

Из книги Джона Шелби Спонга "Иисус вне религии" (Spong, John Shelby. Jesus for the non-religious : recovering the divine at the heart of the human / John Shelby Spong. - 1st ed. - New York : HarperSanFrancisco, cop. 2007. - xix, 316 p.)

перевод Светланы Горячевой

Рекомендую книгу:

Евангелие от Фомы. В. Н. Нечипуренко

За пределами догмы

Связаться с ведущим рассылки

Мнение ведущего рассылки может не полностью совпадать со взглядами авторов, которых он публикует.


В избранное