Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Клуб знатоков

  Все выпуски  

Клуб знатоков - Выпуск 04, 18 апреля 2001 - Памяти В.Я.Ворошилова


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru

Спецвыпуск. 40 дней назад умер В.Я.Ворошилов

Смотрите сегодня вечером по ОРТ Его Прощальную Гастроль.

Он много раз грозился уйти, но никто из знатоков не воспринимал эти угрозы всерьез. А он - ушел...

Предлагаем вашему вниманию одно из последних интервью Владимира Яковлевича


ЧТО НАША ЖИЗНЬ? - ИГРА?

Да при чем тут я? Это все он!" - кричал Федор Двинятин в разгневанное лицо Александра Друзя. Снег, мягкий и мокрый снег, внезапно рухнувший на Нескучный сад, в пару секунд запорошил роскошную бороду петербургского филолога, выбелил и без того седую голову петербургского программиста и окутал мерзлой пелериной голые плечи бедных моделей, что в легких до невесомости платьях, дрожа от холода, демонстрировали в пургу наряды будущего лета. Фейерверк холодного бенгальского огня, вспыхнувший перед стареньким округлым павильоном, лишь добавил стылости в безумную картину дефиле. И знатоки, выпавшие из малюсенького павильона смотреть на манекенщиц, тут же забились в ознобе.

И только здесь, в тылу прекрасной сказки, у служебной двери съемочной студии "Что? Где? Когда?" снег таял прямо на глазах. На глазах Александра Друзя. Потому что из них в растерянного Двинятина било яростное пламя праведного гнева. "Не верю! Вы сговорились!" - "Да пошел ты!" - "Сам пошел!"

В черных смокингах, ослепительно-белых рубашках и при бабочках, со сжатыми от злобы кулаками, они стояли друг против друга - "лед и пламень", - и в какую-то секунду мне почудилось, что адвокат Михаил Барщевский, куривший здесь, неподалеку, вот-вот приступит к обязанностям секунданта.

В предновогодней передаче "Что? Где? Когда?" шла музыкальная пауза. А за минуту до нее вечный Владимир Ворошилов, увидев на табло, что телезрители упрямо называют лучшим игроком 90-х Александра Друзя, вдруг бесцеремонно влез в эфир: "А я считаю лучшим Федора Двинятина. И призываю всех голосовать за него".

И вот они стоят друг против друга - вчера друзья, на сей момент враги, - испепеляя взглядом все окрест. И в глазах Друзя такая дикая ярость, что, кажется, беспощадный убийца смотрит на свою жертву добрее. Перед контрольным выстрелом.

Но нет, дуэль не состоялась. Дефиле закончилось, музыка стихла, и из мегафона гаркнуло во двор: "Игроки, немедленно за стол!" Швырнув недокуренные сигареты, Друзь и Двинятин нырнули с мороза в пекло павильона. Ворошилов мог торжествовать. Он перессорил лидеров команды. До этой паузы казалось, что через пять минут игре конец. Сборная Петербурга 90-х, заменив робкую команду интернета, играючи взяла четыре вопроса. Но режиссер искусно спутал пьесу, Друзь демонстративно и надменно пропустил мимо ушей правильную версию Двинятина, дал неверный ответ, и сборная из Северной Пальмиры освободила кресла. Счет сравнялся. Напряжение возросло. Миллионы телезрителей снова вперились в экраны...

- Вы же провокатор. Самый настоящий Гапон. Вы хотя бы знаете, что Друзь и Двинятин теперь не разговаривают? Даже домой, в Питер, уехали порознь.

Владимир Яковлевич улыбнулся. Мягко так и равнодушно.

- Понятия не имею. Да мне это и не интересно. Ну, поссорились, помирились, какое дело мне до этих отношений. Видите ли, я сижу в своем закутке, перед двумя мониторами, изредка появляюсь за столом и как режиссер отчаянно стараюсь, чтобы наш спектакль удался. Чтобы в нем были интрига, взлеты и разочарования, озарения побед и драмы поражений. И, поверьте мне, еще за минуту до какого-нибудь фортеля я понятия не имею, что выкину. Все спонтанно, все на интуиции и импровизации. Я буду подначивать игроков, возвышать и унижать их, и все во имя торжества игры. Я - режиссер, они - актеры. Прошел час, закрылся занавес, и меня абсолютно не волнует, как будут жить дальше участники спектакля.

- Интересно получается, Владимир Яковлевич: вы, как папа Карло, создали своих знатоков, дергаете их за веревочки, но кончен бал, погасли свечи, и вам неинтересна их судьба? Я-то полагал, что элитарный клуб знатоков - это дружная и сплоченная семья.

- Это - театр. Не по результату, а по сути. А вы когда-нибудь встречали дружную театральную группу? Не смешите меня. Нас объединяет лишь одно общее дело - игра. Слово, которое в одном словаре растолковывается как репетиция жизни. Хотя у Пушкина еще круче: "Что наша жизнь? Игра!" И для многих знатоков она и стала жизнью. Александр Друзь как-то в порыве откровенности сказал: "Меня, конечно, можно вывести из игры. Но только ногами вперед". А ведь у него были страшные проблемы, когда жена сказала Саше: или жизнь, или игра.

- И что же он сделал?

- Привел семью в игру, - расхохотался Ворошилов.

Вообще-то, если наша жизнь - игра, то крупье в ней всегда с прикупом. И восхитительный дом Ворошилова среди заснеженных переделкинских сосен, в котором беседуем мы с Владимиром Яковлевичем, - зримое тому подтверждение. Стильная, изысканная итальянская мебель, сверкающая лаком гостиная, в кружевных балясинах лестница, ведущая на второй этаж, - вот где надо проводить игры элитарного клуба. А не в той зеркальной душегубке диаметром восемь метров, где под раскаленными прожекторами умирает от удушья выряженная в смокинги толпа. Я постоял там минут пятнадцать и восхитился знатоками. Здесь мысли заплывают потом, а они - думают. И еще как! Но, по всему видно, господин Ворошилов считает, что настоящая игра требует экстремальных условий. А то, что зовется жизнью, - комфортных.

На мягком кожаном диване, в теплом спортивном костюме и в больших очках, из-под которых ласково смотрят добродушные глаза, он скорее походил на одомашненного филина, чем на мудрую, но злобную сову, которую играет на экране. Перехватив мой восхищенный взгляд, скользивший по гостиной, улыбнулся:

- Это все построено еще до дефолта. Когда на телевидении платили. И очень даже неплохо. Сейчас другие времена. Я, правда, почти не вникаю в жизнь нашей компании "Игра", хотя сам ее придумал и даже считаюсь ее президентом. Но знаю, что мы создаем очень качественный продукт. "Что? Где? Когда?" по всем рейтингам забивает даже новостные программы. А это - верх мечтаний. Я знаю, десятки миллионов зрителей с удовольствием смотрят программу. Да и ОРТ с удовольствием ее берет. И - не платит. Более того, они с нас еще требуют деньги за эфир. Чушь, бред, но именно так сегодня действует наше TV.

- И вот поэтому вы громогласно объявили: игре конец?

- И поэтому тоже. Я устал. Мне недавно стукнуло 70 лет, и, поверьте, противно в таком возрасте тратить 90 процентов времени на беготню в поисках денег. На производство программы, на зарплату сотрудникам и вот на эту самую оплату эфира. Да и вообще, я устал. Просто уходят силы. Я 40 лет на телевидении, четверть века нашей передаче. Вы знаете хоть какую-нибудь программу, которая жила бы четверть века? Нигде в мире нет такого долгожителя. Ребята, пришедшие в нее молодыми неофитами, поседели на глазах у страны, у них выросли дети и скоро будут внуки. Это - самая длинная мыльная опера в мире. Нормальные люди ночью спят и видят счастливые сны. Мне ж снятся новые вопросы, бесчисленные варианты ответов, и все время кружится, кружится этот проклятый волчок. И так хочется иногда вдарить по нему - остановись!

- И вы решили вдарить?

- Вот завтра будет последняя игра XX века. И вы спокойно можете назвать наше интервью "Накануне пенсии". (Я разговаривал с Ворошиловым за день до финала, 29 декабря, и эти слова он произнес твердо и жестко. Без напускной тоски и тени сожаления.)

- Даже если знатоки победят? Хотя, что я спрашиваю. Вы же сами себе режиссер. Как захотите, так и будет. Захотите - победят телезрители, захотите - знатоки.

По-моему, он даже обиделся.

- Неужели у вас создалось такое впечатление? Но ведь это неправда. Я никогда не влиял на результат. Да он меня и не волнует вовсе. Как фишка ляжет, так и будет. Мне нужен яркий, образный спектакль, где красота вопроса соревнуется с красотой ответа. А счет, победы, денежные призы - лишь антураж спектакля, который создается на глазах у зрителя. Как ни странно, нашим людям нравится думать. Вот почему "Что? Где? Когда?" уже четверть века.

- Кстати, Владимир Яковлевич, ведь ваша игра единственная на российском телевидении доморощенная, отечественная. Все остальные либо заимствованы, либо куплены на Западе. Неужели вы никогда не пытались продать такой замечательный товар, сделанный в России, в другие страны?

Вот задал вопрос и по лицу хозяина понял, что разбередил давно забытую обиду.

- Да пошли они... в Канны. Там ведь не только кинофестивали проходят, но и каждый год крупнейшая телебиржа. Так вот, на собственные деньги покупал на бирже место и пытался продать "Что? Где? Когда?". По наивности думал - очередь выстроится. Как же, интеллектуальная игра, лаборатория мысли, обратная связь со зрителем - все, что надо для успешной торговли. Фигушки. Не нужны им в современном обществе потребления "игры ума веселые забавы". Да еще почти бесплатно. А нужны шоу на конкретные примитивные знания, и желательно за большие деньги. Все, что их интересует, - это какой океан лежит между Сан-Франциско и Токио. Ответил - 1000 долларов. И ты - счастливчик. Я, пока продавал, отчетливо понял: мир стремительно дебилизуется. И конечно же, Америка - впереди Европы, а Европа, к счастью, пока по уровню дебилизации опережает Россию.

- Подождите, Владимир Яковлевич, но ведь и вашим знатокам необходимы обширные и конкретные знания. Я всегда полагал, что они даже спят на словарях и энциклопедиях.

- Чепуха! Общая эрудиция - да, но конкретные знания только мешают интуиции, творческому озарению. Они, если хотите, тормоз на мысли. Ударил гонг, пошла минута, и, если вы будете копаться в закоулках памяти, в бессмысленных поисках конкретных знаний, - уверяю, вы проиграете. Человек не может все знать, но догадаться может обо всем. Надо только уметь думать.

Ворошилов вдруг с веселым отчаянием махнул рукой.

- А... теперь, я думаю, можно раскрыть один секрет "Что? Где? Когда?". Долгие годы для новых претендентов на игру мы проводили отборочное тестирование. Тренировки на раздумье, на умение мыслить, на озарение, черт возьми! Учили их и учились с ними. И теперь у нас есть целая система догадок: в один ход, в три хода и даже в шесть ходов. Но это уже высший пилотаж. Вот уйду на пенсию, может быть, книжку напишу про логику прихода озарений.

- Пока не ушли, может быть, поделитесь с нашими читателями этим роскошным умением думать? Хотя бы на шаг вперед.

- А почему бы и нет? Вот простая, но изящная одноходовка: какая планета была открыта по счету шестой? Причем мы условились, что не играем в профессии и собственно эрудиция нас на фиг не интересует. Однако мы спрашиваем: какая планета была открыта по счету шестой. Вы знаете?

- А как же! Я ведь целые дни только и делаю, что торчу у телескопа и открываю планеты. Одну за другой. Но что-то в памяти с далеких школьных лет должно было остаться?

- Вот сейчас вы наверняка судорожно вспоминаете свои редкие школьные встречи с астрономией. И все! Вы в капкане памяти. Начните с другого. Ведь ясно, что вопрос с подвохом. Почему именно шестая?

- Почему?

- Да потому, что пять были открыты раньше. Вопрос: кем?

- Кем?

- Ну, наверное, людьми. Других разумных существ на Земле вроде бы не было. Итак, они ходили по земле, смотрели на звезды, на солнце и не догадывались о чем?

- О чем?

Ворошилов с таким сожалением посмотрел на меня, что, честное слово, мне стало даже неудобно за этих древних. Ходили, ходили и не догадывались... И тут я даже рассмеялся. Господи, как все просто. Ходили, значит, они по земле и не знали, что Земля тоже вертится вокруг Солнца. "А все-таки она вертится" - эти-то слова известны каждому с детства. Даже если вы не помните, кто их сказал: то ли Галилей, то ли Джордано Бруно.

- Земля была шестой планетой, Земля! - с восторгом первооткрывателя заорал я и увидел в глазах легкие приметы уважения.

- Неплохо. С вами лет пять позаниматься, можно и за стол.

Ну что за человек! Только воспарил, как он тебя о землю.

- Почему же пять лет, Владимир Яковлевич? Я хоть сейчас готов на трехходовку.

- Ну хорошо, дайте только вспомнить. У меня всегда были проблемы с памятью, а уж сейчас тем более. Последнюю игру еще помню, а вот предыдущую - увы. За эти 25 лет вопросов ведь десятки тысяч приходило. У нас даже есть специальная группа, которая их разбирает, выцеживая самое интересное, самое остроумное. Иногда даже самые восхитительные лежат годами: то до них очередь не доходит, то волчок пролетает мимо. Вот, пожалуйста, вспомнил. Замечательный вопрос, а лежал три года. В Японии во время чайной церемонии на стол принято ставить цветы - камелии. Почему?

Да, что-то с памятью его стало. Буквально на прошлой игре Ворошилов уже задавал этот вопрос знатокам, и они с треском провалились. Хотя вопрос, конечно, интересный и очень изящный. Просто камелии относятся к тому же виду растений, что и чай. И гурманы-японцы просто обожают одновременно и пить чай, и смотреть на него. Но он забыл, а я, как честный человек, этим пользоваться не стал.

- Неужели задавал? - Владимир Яковлевич неожиданно смутился, а смущенный Ворошилов так же невозможен, как миллион рублей у Диброва. - Ну, ладно, ладно. Вот вам еще один вопрос, один из самых моих любимых. Его автор удивительный сибиряк. Рабочий леспромхоза и гроза знатоков 80-х - Дмитрий Пересада. Итак, в пьесе Шекспира "Два веронца", действие которой, как вы понимаете, происходит в итальянском городе Вероне, ее герои убегают от погони по реке. Вопрос: по какой реке они убегают? Время!

...Так, поехали, вернее, побежали. Какие реки в Италии? - лихорадочно вспоминаю я. Вроде бы Тибр. И Евфрат. Нет, это Тигр и Евфрат, это где-то в Малой Азии. А в Италии есть еще По. Такая маленькая По. И что: на ней стоит Верона? Что, в Италии других рек нет? Все-таки горная страна, Альпы всякие, значит, рек полно. Но я их не знаю. Я не географ и не итальянец. Стоп! Он говорил - ищи подвоха. Значит, я, пытливый и любознательный житель XXI века с телевизором и интернетом, ни черта не знаю про реки Италии. А что, Вильям Шекспир, сидя в своем Стратфорде, в XVII веке был сильнее меня в географии? В человеческих страстях - не спорю. Но в географии...

- Время! - жестко молвил Ворошилов, сурово глядя на часы. - Ваш ответ.

- Увы, сдаюсь. Я только понял за эту минуту, что господин Шекспир не был силен в географии. Все-таки сухопутный был драматург. Не Штейн какой-нибудь.

И тут он даже привскочил с дивана.

- Браво! Вы почти что угадали. - За очками мэтра меня разглядывало уже вполне приличное уважение. - Шекспир вообще не знал географии. И просто придумал реку у Вероны. Со свойственной творцу фантазией. Мы задавали этот вопрос десяткам шекспироведов. И, представляете, никто не смог на него ответить. Поздравляю. Ход мыслей совершенно правильный.

Услышать от самого Ворошилова, что у тебя есть мысли, было чертовски приятно. Захотелось и ему сказать что-то хорошее, доброе.

- Владимир Яковлевич, а что вы зациклились на "Что? Где? Когда?". Я же помню те времена, когда вы в молодежной редакции ЦТ просто фонтанировали идеями. Что ни новая программа молодежки, то обязательно Ворошилов. Один "Аукцион" чего стоил.

И тут он рассмеялся.

- Нет, вы не знаете, чего мне стоил "Аукцион". А славная была передача. Мы тогда впервые, до всяких рыночных отношений, стали продавать с экрана товары. Со вкусом, играючи, рекламируя их. Помню, однажды Министерство рыбной промышленности умоляло нас помочь с продажей консервированных кальмаров. Ну не полюбил их советский человек. И на складах скопились горы. И мы придумали приз - янтарное ожерелье. И на глазах телезрителей закатали его в банку с кальмарами. На следующий день вся страна стояла в очереди. Успех был грандиозный.

И на его волне мы решили провести "Аукцион" бардовской песни. Которая в ту пору как бы вроде бы и была, но как бы ее не было. Запрещать - не запрещали, но и поощрять не думали. А здесь, да еще и в прямом в эфире, да еще и на всю страну - гала-концерт бардовской песни! Ну кто же знал, что среди зрителей той передачи окажется первый секретарь Новосибирского обкома партии. Который только что изничтожил местных бардов. И вот, представляете, он их травит, а тут из самой Москвы бренчат бесовские гитары. Конечно же, немедленно телеграмма в Москву, в ЦК. Идеологическая диверсия. А с ЦК шутки плохи. Кто режиссер, кто автор? Ворошилов. Гнать. И немедленно. Милейшая Маргарита Эскина, нынешний директор Дома актера, а тогда заместитель главного редактора молодежки, сказала: "Володя, иди к бардам, пусть они все подпишут письмо в твою защиту". И я пошел, о чем жалею до сих пор. Ни один не подписал. С тех пор я бардов слушать не могу.

- Выгнали?

- Выгнать не выгнали, но вывели за штат, а передачу прикрыли. Потом были "А ну-ка, парни", которых тоже благополучно прикрыли. И лишь потом "Что? Где? Когда?". А, кстати, знаете, почему я столько лет был за кадром? Приятели - театральные режиссеры - поздравляли с великолепной находкой, а мою морду телевизионное начальство просто запретило выпускать на экран.

Но я ударился в воспоминания, а вы тут говорили о фонтане. Да нет, не иссяк. Были идеи просто гениальные. И программ, и даже целого канала. Классного, развлекательного, молодежного канала.

- Шестого что ли?

- Вам, ей-богу, надо прийти к нам на пробы. Опять угадали. Хотя, простите, пробы ставить негде. Передача закрывается. Она и так просуществовала на несколько лет дольше. Вы правы, я придумал новую концепцию шестого канала, и его хозяевам она безумно понравилась. Я уже знал, где будет мой кабинет, каков мой оклад и какая машина. Но они поставили одно условие - мой уход из "Что? Где? Когда?". Я думал три дня, а потом плюнул на кабинет, оклад и на машину. Выйти из игры я не смог.

- Тогда не смогли, а сегодня жаждете.

- Если игра - репетиция жизни, она не может длиться бесконечно. Хотя человек - слабое существо и трудно расстается с дорогим. Вот и я оставил себе маленькую лазейку: если в последней встрече победят знатоки, то, может быть, еще немного, еще чуть-чуть я поиграю.

- Вы сказали, что не испытываете ни симпатий, ни антипатий к членам элитарного клуба. Но кому, как не вам, судить: кто все-таки из них лучший игрок этой четверти века? Кто получит этот роскошный орден в 10 000 долларов? Я считаю - Друзь.

- Ну что вы все Друзь да Друзь. У него и так все есть: он и магистр, и орденоносец, и владелец четырех хрустальных сов. Делиться надо! Поташев не хуже.

...Ну уж нет, этот делиться не будет, думал я в тесном вагончике костюмерной, глядя, как господин Друзь надевает элегантный смокинг. Жесткий взгляд, нахмуренные брови и что-то резкое жене и дочерям. Смокингов, кстати, в костюмерной висело штук пятьдесят, и, как выяснилось, выдавались они знатокам напрокат. Я-то по наивности полагал, что знаменитые на всю страну умники сподобились пошить себе их сами.

- Да вы что? На какие шиши? - в глазах Друзя сверкало изумление. - А вы в курсе, что иногородние знатоки приезжают сюда на собственные деньги? За проезд и за гостиницу - все из своего кармана. Если чего-то выиграем за столом, сбрасываемся и хоть как-то компенсируем расходы. А если нет, то из семейного бюджета.

- То есть никаких доходов за многолетнее пребывание в клубе? - спросил я, все еще находясь под впечатлением от переделкинской усадьбы. И горький смех супруги Александра был самым выразительным ответом.

- Так зачем вы сюда ездите?

- Играть, - спокойно ответил подошедший Георгий Жарков. - Мы без игры уже не можем.

- А вот Ворошилов грозится прикрыть передачу. Как же вы тогда?

- Не позволим.

- Каким образом?

- Элементарно, - сказал Жарков. - Выиграем.

Если вы видели Жаркова, здоровяка под метр девяносто, вы бы ему тоже поверили.

...Он все-таки великий режиссер. При счете 5:5, когда от напряжения, казалось, готовы лопнуть все прожектора, а до окончательного закрытия вечной передачи оставалась всего одна минута, знатокам, конечно же, случайно, достался символический вопрос. Когда Бог сделал человека, у него остался кусок глины. И Бог спросил человека: что мне из него сделать? И человек ответил: сделай мне из него счастье. Как поступил Бог?

Вы, конечно, помните, какой радостью озарилось в тот момент лицо Максима Поташева. Он знал ответ. Всей своей долгой жизнью в элитарном клубе "Что? Где? Когда?" он выстрадал этот ответ. И вы помните, какой радостью озарилось лицо Ворошилова. Он понял, что скажет Максим.

"Бог отдал человеку кусок глины и сказал: делай счастье сам".

P.S. Если наша жизнь - игра, то жизнь продолжается. "Что? Где? Когда?" остается в эфире первого канала.

Валерий ДРАННИКОВ
"Культ личностей"


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru

В избранное