Режиссёр
и исполнитель главной роли: Стивен Чоу
("Шаолиньский футбол")
СЮЖЕТ
В
40-е годы ХХ века мафия практически
захватила власть в городах Китая.
Бандитские группировки настолько подмяли
под себя всё вокруг, что даже полиция
находилась у них в услужении. Однако, был
один район, которым гангстеры пока не
интересовались – беднейший квартал под
красноречивым названием "Свинарник"...
И
вот однажды коварная судьба выписывает
необыкновенный кульбит, в результате
которого самая жестокая гангстерская
группировка "Топоры" обращает
внимание на неподконтрольную ей территорию.
Сам-то "Свинарник", в общем-то, никому
даром не нужен, но получается так, что
тамошние местные жители в ходе достаточно
глупого конфликта убивают одного из "топориных"
мафиозных боссов.
Так
"Свинарник" становится ареной
достаточно жёсткого противостояния. Кто
же знал, что в недрах этого района
скрываются легендарные бойцы кунг-фу,
прячущиеся за личинами обыкновенных
горожан?
ВЕРДИКТ
Стивен
Чоу, автор практически шедеврального "Шао-Линьского
футбола", не изменил себе – авторский
стиль чувствуется с самого начала фильма.
Вновь всё те же нереальные кунг-фу-поединки,
буллет-тайм и достаточно неприглядные (а
порой даже отвратительные в своём
опустившемся состоянии!) герои, которые в
нужный момент чудесным образом превращаются
в удивительных бойцов...
И,
вероятно, необходимо затратить пару
абзацев на тех, кто присоединился к
общечеловеческому празднику только что и
упустил один из самых замечательных
фильмов последних лет – "Шао-Линьский
футбол". Представьте себе абсолютно
дурацкую комедию. Например, о футбольной
команде маломощных хлипаков, которые,
однако, все как один – величайшие мастера
кунг-фу. За счёт этого своего чудесного
умения ребята в итоге выходят в финал
китайского первенства, где сражаются с
такими же мастерами, но выбравшими тёмную
сторону силы, употребляющими американские
допинги и подчиняющимися непосредственно
самому главному мафиозному злодею страны...
Глупость? Разумеется. Но в ней находится
место замечательным, натурально
захватывающим дух спецэффектам, которые
временами настолько изобретательны и
самобытны, что вплотную приближаются к "Матрицам"
и "Герою"!
И
сам тон рассказчика... О, это не передать. С
одной стороны, прописные истины,
банальность на банальности, всепобеждающая
любовь и хэппи энд – наивный, словно
впервые в истории кинематографа. С другой –
крепкая самоирония, харизматические
персонажи и высокое мастерство съёмок.
Убойный коктейль, способный мало кого
оставить равнодушным. Нечто наподобие
первой "Мумии" Стивена Соммерса...
Очень клеевая и радостная вещь,
действительно заставляющая забыть о всём
своём зрительском опыте и получать
удовольствие от самых простых, банальных и,
казалось бы, напрочь затёртых вещей.
И
да, Стивен Чоу – клоун. Там, где Чжан Имоу,
автор "Героя", выписывает
нечеловеческие кунг-фу-трюки с серьёзным
лицом, Чоу откровенно издевается и порой
пускает в ход самые дурацкие шутки вроде
падения великого бойца с лестницы. Ирония –
даже в самых помпезных моментах! Это,
наверное, и спасает. Эффект удивительный –
одновременно поражаешься красоте
происходящего, и смеёшься над бородой
очередного рассказанного автором анекдота
– что, и на эту уже лет пятнадцать как всеми
разумными кинотворцами заброшенную удочку
он собирался нас купить? Однако, в
большинстве случаев, таки да, покупает...
И
пусть временами Чоу переходит ту грань, за
которой юмор становится слишком чёрным или
слишком глупым. Но та показная серьёзность,
с которой он рисует знак инь-янь или
демонстрирует сцену, практически списанную
с боя Нео и агентов Смитов во дворике из "Матрицы:
Перезагрузки" – она не может не
очаровывать. Эмоции через край – временами
только и делаешь, что безостановочно
всплёскиваешь руками от восторга – эвон,
чего наворотили! Этим фильм, безусловно,
хорош.
Но
нашлось, однако и немного своих недостатков.
Которые практически все можно свести к
одному – сравнению не в пользу. Потому что,
увы, сравнения с тем же "Футболом"
новый фильм Чоу не всегда выдерживает. Уже
не так светла и не так монументальна
рассказанная здесь история любви. Чаще
царапает своеобразный юмор автора. Нет уже
того ощущения полёта духа, зато возникает
порой впечатление, что автор повторяется.
Меньше мест действия и событий: фильм
вообще пролетает довольно быстро и весьма
этим разочаровывает – как, уже всё? А компот?
Да и спецэффекты уже не столь революционны
и эпически по размаху...
Но
всё это только в сравнении. Увы, в последнее
время многие творцы шедевров своей
следующей работой снижают планку: Жан Жене
после "Амели" снимает "Долгую
помолвку", Чжан Имоу с вершин "Героя"
спускается в предгорья "Дома летающих
кинжалов", Эмир Кустурица разменивает
"Чёрную кошку / Белого кота" на менее
идеальную "Жизнь как чудо"... Жаль, но
Стивен Чоу, похоже, также не избежал этой
загадочной тенденции. "Кунг-фу-разборка"
– красивый и замечательный фильм. Но уже
без того безоговорочного восторга и без
того ощущения прикосновения к совершенству.
Хотя...
Быть может, во мне просто вновь проснулся
тот самый излишне насмотренный зритель.