Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

НЕрекламные кино-рецензии от Леонида Шевченко - Мне не больно


МНЕ НЕ БОЛЬНО


Режиссёр: Алексей Балабанов ("Брат", "Брат 2", "Война", "Жмурки")

В ролях: Рената Литвинова, Александр Яценко, Дмитрий Дюжев, Никита Михалков, Инга Оболдина-Стрелкова, Валентин Кузнецов, Сергей Маковецкий и др.

Композитор: Вадим Самойлов.

СЮЖЕТ

Два друга решают заняться ремонтом квартир. Но в качестве первой же заказчицы им попадается Рената Литвинова, являющаяся не то божьим знамением, не то демоном-искусителем. Она, с одной стороны, находит друзьям кучу клиентов; однако, с другой стороны, один из друзей в неё постепенно и накрепко влюбляется, и это чувство, само по себе не являющееся конструктивным, начинает выжигать его изнутри. Потому что у Ренаты не только свои тараканы в голове – причём, существенно более тараканние, чем у простых людей. У неё ещё и страшная тайна. Которая перевернёт напрочь всё.

ВЕРДИКТ

Ну, чего уж тут удивляться? Балабанов – талантливый режиссёр, да. Снимает фильм за фильмом, и всё получается высшее искусство. Тоже со своими закидонами дядька, но от того его фильмы получаются только искреннее.

Вот, к примеру, "Мне не больно". Казалось бы, дёрганая история. Куча героев, сюжетных линий, лиц и характеров. Да что уж там говорить! Даже роли Михалкова и Маковецкого, если вдуматься, не особо нужны! Пустые, не играющие в сюжете никакой роли, роли. И Аля. И даже Дюжев! Только два главных героя – при деле, всех остальных можно вычеркнуть, и фильм, вероятно, ничего не потеряет.

Та же фигня с ситуациями. Балабанов скачет с места на место, берёт одну линию, тут же бросает её и забывает на всегда, переключаясь на другие... Только зритель готовится радоваться преображению Али в красотку, как всё внезапно обрывается, чтобы больше никогда не вернуться... Ох. В огороде бузина, а в Киеве дядька.

Снятый в таком ломаном ритме фильм, казалось бы, должен раздражать почище первого "Властелина Колец". Но – вот удивительный факт! – на деле всё происходит совсем иначе. Этим "Мне не больно" очень похож на "Питер FM". Фильм-настроение! Множество не связанных между собой кусков, создающих общую картину посредством, не иначе, волшебства. И вот уже главные герои бредут через бушующую жизнь, а вокруг них – судьбы, чувства, сильные люди-монументы и случайные попутчики... Всё совершенно как в реальности. Тем, вероятно, и подкупает.

И получается, что сама рассказанная история здесь – не главное. А главное – то, что её окружает. Не о чём рассказывают, а как. И с этим здесь полный порядок.

Вот, музыка. Позднее творчество Вадима Самойлова в качестве музыканта "Агаты Кристи", конечно, рождает больше вопросов о доступности в современном мире искажающих сознание веществ, чем вопросов о, собственно, творчестве и, уж тем более, о радости. Но уж чего у парня не отнять – так это простого и человеческого умения писать музыку. Как в "Войне" главной темой фильма проходили бутусовская "Моя звезда" и сплиновская "Феллини", так и здесь – через всю картину идёт написанная Самойловым "Позови меня, небо". И это так гармонично, что "Война" и "Брат" вспоминаются моментально. И вспоминаются в хорошем смысле. Типа, вот, мол, как мастерски Балабанов использует музыку в своих фильмах – и всюду работает в одном и том же стиле, и всё на этом поле у него получается великолепно. Помните Данилу Багрова, под песню "Вечно молодой" колесящего по Москве? То же настроение.

Однако, главное здесь – актёры. Удивили практически все! Михалков, как всегда, неимоверно хорош, и, кроме того, в отличие от "Статского советника", не забивает всех остальных. Просто смотреть и наслаждаться – вот как хорош Михалков! Маковецкий в роли врача, ухаживающего за молоденькими медсестричками и живущего с постылой, но родной женой – силён, дядька. Дюжев-десантник – тоже не вызывает вообще ни малейших вопросов. А уж как он играет пьяного – я такого реального изображения ни в одном фильме до сих пор не видел! Прямо-таки напрашивается мысль о том, что он в эти моменты пьяным и был, но известно, что на съёмках фильмов пьяных принято играть в трезвом виде. Так что просто снимаю шляпу: Дюжев – натурально гений.

Буквально потрясла и Рената Литвинова. Да, Балабанов лепил из неё совсем не то, что она обычно играет. Он то делал из неё открытую и сумасшедшую девушку, то заставлял корчить пародию на саму себя, то натурально обнажал нервы её образа...Ух, в общем. На равных с Дюжевым и Михалковым, даже, наверное, более их, Рената тянет весь фильм. И это кайфово.

И так – почти всюду. Из любого мелкого персонажа Балабанов делает мега-личность. Никаких сомнений не вызывает Алька-архитектор, вечно жующая и разговаривающая обрывками фраз. Живой человек! Совершенно как крестьянин-работяга воспринимается Олег – водитель "Газели". Тоже жизнь! Жена Маковецкого – совершенно реальная женщина, ни малейшего переигрывания! В общем, именно актёры, в первую голову, вытягивают это кино, и вытягивают его очень неслабо. Очень!

И диалоги. Я посмотрел этот фильм уже два раза (и судя по количеству народа в зале, сделал большую часть сборов местным кинотеатрам), и оба раза ржал как проклятый, практически без остановки. Да, фильм трагичен. И заканчивается он очень неожиданно. Только что зритель смеялся, а вот уже делает каменную рожу и удивляется. Но всё равно – это не отменяет того факта, что "Мне не больно" переполнен самыми замечательными диалогами и очень смешными ситуациями. Виртуально жму руку сценаристу – редкий молодец, мужик!

А в итоге – красивый и атмосферный фильм. Мне он очень напомнил тот же уже упоминавшийся "Питер FM", но в более хрупкой, трагической и осенней версии. Очень красиво и стильно снятое кино, у которого найти недостатки – это надо быть совсем уж чёртовой сволочью. Но я именно такой сволочью и являюсь, потому что нечто неуловимое всё равно помешало поставить высшую оценку. Возможно, это – не слишком яркий главный герой, который, вроде бы, и играет хорошо, но по уровню харизматичности просто тупо проигрывает практически всем остальным персонажам. Да и зарождение его чувства выглядит несколько искусственно, не вызывает стопроцентную веру в себя...

А может, всё-таки помешали именно те самые не всегда нужные герои. Вот к чему была нужна проститутка, с которой герой сталкивается на улице, а? Ни к чему. От этого – лёгкое ощущение капустника, в котором автор снимает всех своих друзей, не особенно задумываясь о художественной оправданности.

Впрочем, как бы то там ни было, фильм – чума. Балабанов в очередной раз сотворил если не абсолютный шедевр, то хотя бы просто очень хорошее кино. Возможно, даже более, чем просто очень хорошее. Почти прикосновение кисти господней – вот как я вам даже скажу.

ОЦЕНКА – 10 из 12.

 Леонид ШЕВЧЕНКО aka Linch

mailto: linch@mail333.com


В избранное