НЕрекламные кино-рецензии от Леонида Шевченко - Мне не больно
МНЕ
НЕ БОЛЬНО
Режиссёр:
Алексей Балабанов ("Брат", "Брат 2",
"Война", "Жмурки")
В
ролях: Рената Литвинова, Александр Яценко,
Дмитрий Дюжев, Никита Михалков, Инга
Оболдина-Стрелкова, Валентин Кузнецов,
Сергей Маковецкий и др.
Композитор:
Вадим Самойлов.
СЮЖЕТ
Два
друга решают заняться ремонтом квартир. Но
в качестве первой же заказчицы им
попадается Рената Литвинова, являющаяся не
то божьим знамением, не то демоном-искусителем.
Она, с одной стороны, находит друзьям кучу
клиентов; однако, с другой стороны, один из
друзей в неё постепенно и накрепко
влюбляется, и это чувство, само по себе не
являющееся конструктивным, начинает
выжигать его изнутри. Потому что у Ренаты не
только свои тараканы в голове – причём,
существенно более тараканние, чем у простых
людей. У неё ещё и страшная тайна. Которая
перевернёт напрочь всё.
ВЕРДИКТ
Ну,
чего уж тут удивляться? Балабанов –
талантливый режиссёр, да. Снимает фильм за
фильмом, и всё получается высшее искусство.
Тоже со своими закидонами дядька, но от того
его фильмы получаются только искреннее.
Вот,
к примеру, "Мне не больно". Казалось бы,
дёрганая история. Куча героев, сюжетных
линий, лиц и характеров. Да что уж там
говорить! Даже роли Михалкова и Маковецкого,
если вдуматься, не особо нужны! Пустые, не
играющие в сюжете никакой роли, роли. И Аля.
И даже Дюжев! Только два главных героя – при
деле, всех остальных можно вычеркнуть, и
фильм, вероятно, ничего не потеряет.
Та
же фигня с ситуациями. Балабанов скачет с
места на место, берёт одну линию, тут же
бросает её и забывает на всегда,
переключаясь на другие... Только зритель
готовится радоваться преображению Али в
красотку, как всё внезапно обрывается,
чтобы больше никогда не вернуться... Ох. В
огороде бузина, а в Киеве дядька.
Снятый
в таком ломаном ритме фильм, казалось бы,
должен раздражать почище первого "Властелина
Колец". Но – вот удивительный факт! – на
деле всё происходит совсем иначе. Этим "Мне
не больно" очень похож на "Питер FM".
Фильм-настроение! Множество не связанных
между собой кусков, создающих общую картину
посредством, не иначе, волшебства. И вот уже
главные герои бредут через бушующую жизнь,
а вокруг них – судьбы, чувства, сильные люди-монументы
и случайные попутчики... Всё совершенно как
в реальности. Тем, вероятно, и подкупает.
И
получается, что сама рассказанная история
здесь – не главное. А главное – то, что её
окружает. Не о чём рассказывают, а как. И с
этим здесь полный порядок.
Вот,
музыка. Позднее творчество Вадима
Самойлова в качестве музыканта "Агаты
Кристи", конечно, рождает больше вопросов
о доступности в современном мире
искажающих сознание веществ, чем вопросов о,
собственно, творчестве и, уж тем более, о
радости. Но уж чего у парня не отнять – так
это простого и человеческого умения писать
музыку. Как в "Войне" главной темой
фильма проходили бутусовская "Моя звезда"
и сплиновская "Феллини", так и здесь –
через всю картину идёт написанная
Самойловым "Позови меня, небо". И это
так гармонично, что "Война" и "Брат"
вспоминаются моментально. И вспоминаются в
хорошем смысле. Типа, вот, мол, как мастерски
Балабанов использует музыку в своих
фильмах – и всюду работает в одном и том же
стиле, и всё на этом поле у него получается
великолепно. Помните Данилу Багрова, под
песню "Вечно молодой" колесящего по
Москве? То же настроение.
Однако,
главное здесь – актёры. Удивили
практически все! Михалков, как всегда,
неимоверно хорош, и, кроме того, в отличие от
"Статского советника", не забивает
всех остальных. Просто смотреть и
наслаждаться – вот как хорош Михалков!
Маковецкий в роли врача, ухаживающего за
молоденькими медсестричками и живущего с
постылой, но родной женой – силён, дядька.
Дюжев-десантник – тоже не вызывает вообще
ни малейших вопросов. А уж как он играет
пьяного – я такого реального изображения
ни в одном фильме до сих пор не видел! Прямо-таки
напрашивается мысль о том, что он в эти
моменты пьяным и был, но известно, что на
съёмках фильмов пьяных принято играть в
трезвом виде. Так что просто снимаю шляпу:
Дюжев – натурально гений.
Буквально
потрясла и Рената Литвинова. Да, Балабанов
лепил из неё совсем не то, что она обычно
играет. Он то делал из неё открытую и
сумасшедшую девушку, то заставлял корчить
пародию на саму себя, то натурально обнажал
нервы её образа...Ух, в общем. На равных с
Дюжевым и Михалковым, даже, наверное, более
их, Рената тянет весь фильм. И это кайфово.
И
так – почти всюду. Из любого мелкого
персонажа Балабанов делает мега-личность.
Никаких сомнений не вызывает Алька-архитектор,
вечно жующая и разговаривающая обрывками
фраз. Живой человек! Совершенно как
крестьянин-работяга воспринимается Олег –
водитель "Газели". Тоже жизнь! Жена
Маковецкого – совершенно реальная женщина,
ни малейшего переигрывания! В общем, именно
актёры, в первую голову, вытягивают это кино,
и вытягивают его очень неслабо. Очень!
И
диалоги. Я посмотрел этот фильм уже два раза
(и судя по количеству народа в зале, сделал
большую часть сборов местным кинотеатрам),
и оба раза ржал как проклятый, практически
без остановки. Да, фильм трагичен. И
заканчивается он очень неожиданно. Только
что зритель смеялся, а вот уже делает
каменную рожу и удивляется. Но всё равно –
это не отменяет того факта, что "Мне не
больно" переполнен самыми
замечательными диалогами и очень смешными
ситуациями. Виртуально жму руку сценаристу
– редкий молодец, мужик!
А
в итоге – красивый и атмосферный фильм. Мне
он очень напомнил тот же уже упоминавшийся
"Питер FM", но в более хрупкой,
трагической и осенней версии. Очень красиво
и стильно снятое кино, у которого найти
недостатки – это надо быть совсем уж
чёртовой сволочью. Но я именно такой
сволочью и являюсь, потому что нечто
неуловимое всё равно помешало поставить
высшую оценку. Возможно, это – не слишком
яркий главный герой, который, вроде бы, и
играет хорошо, но по уровню харизматичности
просто тупо проигрывает практически всем
остальным персонажам. Да и зарождение его
чувства выглядит несколько искусственно,
не вызывает стопроцентную веру в себя...
А
может, всё-таки помешали именно те самые не
всегда нужные герои. Вот к чему была нужна
проститутка, с которой герой сталкивается
на улице, а? Ни к чему. От этого – лёгкое
ощущение капустника, в котором автор
снимает всех своих друзей, не особенно
задумываясь о художественной
оправданности.
Впрочем,
как бы то там ни было, фильм – чума.
Балабанов в очередной раз сотворил если не
абсолютный шедевр, то хотя бы просто очень
хорошее кино. Возможно, даже более, чем
просто очень хорошее. Почти прикосновение
кисти господней – вот как я вам даже скажу.