Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Розенкрейцеры: философия, история, символы


Информационный Канал Subscribe.Ru

Untitled

Древний Мистический Орден Розы и Креста


Розенкрейцеры: философия, история, символы



Выпуск 47

"Мы считаем своим долгом известить об Ордене тех, кто стремится понять смысл существования человечества и смысл своей собственной жизни; тех, кто хочет сделать свою жизнь более наполненной, гармоничной и счастливой."
(Из обращения Администрации Древнего Мистического Ордена Розы и Креста в России)

Содержание выпуска


1. История розенкрейцерства от истоков до наших дней. Кристиан Ребисс. Часть 17.
2. Тексты. "Confessio Fraternitatis, или Исповедание достохвального Братства всечтимого Розового Креста, составленное для уведомления всех ученых мужей Европы". Часть1.
3. Жемчужины мудрости. Фраза.


1. История розенкрейцерства от истоков до наших дней. Кристиан Ребисс. Часть 17.

Мы продолжаем публикацию книги Кристиана Ребисса "История розенкрейцерства от истоков до наших дней".

Фраварти

В исламе понятие Друг Бога подтверждает тему Духовного Рыцарства. Братство исмаилитов да'ават, с которым Тамплиеры установили отношения, имело все признаки рыцарского Ордена. В исламе шиитов встречается даже мысль о рыцарстве, общем для трёх религий Книги. А.Корбен считает, что идея о таком "Духовном Рыцарстве" исходит из религии доисламского Ирана, зороастризма. Эта идея восходит к началу Творения, когда неким существам, называемым Фраварти, была поручена миссия восстановления гармонии мира. Это понятие, которое за неимением места мы не будем подробно представлять, связано с первичной природой человека, его Совершенной Природой, его измерением Человека Света, которого он добивается посредством мистического опыта.

Пережившие такой опыт, эти просветлённые - это те, кто встретился с Илией, посвятителем. Согласно традиции суфиев Йемена, Хизр-Илия является посвятителем увейс - учеников, получающих посвящение через духовный опыт, без посредства земного учителя (например: Увейс аль-Корани, Ибн Араби, Халладж…). Нужно сказать, что Хизр (или Хирд, или аль-Хадир, известный в Индии под именем Хаваджа Хидр) часто отождествляется с Гермесом Трисмегистом или Сетом. Традиция гласит, что он пребывает там, где соединяются небесный и земной океаны. Считается, что его плащ окрасился в зелёный цвет после того, как он искупался в источнике жизни. Этот Хизр обозначает не что иное как Совершенную Природу, Ангела знания, то есть самую светлую природу человека, его Внутреннего Учителя. Этот опыт причисляет переживающих его к когорте Духовного Рыцарства.

Духовное Рыцарство

Следы такого Духовного Рыцарства мы встречаем среди многих названных нами личностей. Примерно в то же время, когда Иоаким Флорский (XII в.) делает попытки основать монашеский Орден в духе раннего христианства, в Германии Вольфрам фон Эхенбах развивает идею о рыцарстве, общем для христианства и ислама. Его "Парциваль", на основе которого Вагнер создал своего "Парцифаля", имеет в своей основе арабский текст, который был найден в Толедо Киотом Провансальцем. Эта версия легенды о Граале имеет иранское происхождение. Удивительно отметить, что Грааль "Парциваля" - это драгоценный камень, на который опускается голубка Святого Духа. Традиция гласит, что это тот изумруд, из которого была вырезана чаша Грааля.

Изучение жизнеописаний различных Друзей Бога, названных нами, заставляет думать, что они все пережили сходный мистический опыт, связывающий их с общим духовным наследием. Эта мысль очень занимала Анри Корбена, и именно ею он заканчивает свой главный труд "В иранском исламе". Он считает, что один и тот же вектор, берущий начало в незапамятном прошлом, в исламе шиитов дал рождение идее об общем для всей авраамовой традиции рыцарстве, и на западе под его импульсом расцвела идея об экуменическом рыцарстве, объединяющем рыцарей христианства и ислама. Разве не виден здесь план, общий для хранителей восточного и западного эзотеризма? Не это ли "самая ценная тайна всех западных традиций?". Это Духовное Рыцарство, имея эсхатологические ориентиры, связывает в единую последовательность Пророков, Избранных, Проводников, Посвящённых, которые от начала Творения трудились ради наступления Зари, возвращающей миру Свет.

Времена мира

Многие традиции говорят о том, что Божественное Откровение, которое окончательно просветит человека относительно целей Бога, займёт во времени несколько тысяч лет. Эта мысль встречается в иудаизме, христианстве и исламе. Иудаизм гласит, что мир просуществует только шесть тысяч лет, по истечении которых придёт Илия, чтобы очистить мир к приходу Мессии. Об этом возвращении говорится также в Евангелиях (Мк IX, 12 и Мф XIV, 11). Данное пророчество звучит также в XII веке из уст Иоакима Флорского, который распределяет циклы Откровения между тремя составляющими Троицы. После эры Отца, а затем Сына, неизбежно наступает третий период Откровения - эра Святого Духа, когда и придёт Илия. В это время на смену Церкви Петра придёт Церковь Иоанна. Эти идеи о циклах и появлении новой Церкви окажут большое влияние на мистические движения, проповедующие внутреннюю религию. Среди этих движений и отдельных личностей Анри Корбен называет иоахимитов XII и XIII веков, Арнольда де Вильнёв, Кола ди Риенци, розенкрейцеров, Якоба Бёме и философов нового времени: Шеллинга, Франца фон Баадера, Николая Бердяева и т.д. Подчеркнём, что эти идеи оказали также большое влияние на христианских каббалистов Ренессанса, на Парацельса, "Наометрию" Симона Студиона, Манифесты розенкрейцеров и на Мартинеса де Паскуалли.

Святой Дух

Как показал Анри Корбен, идея о цикличности Откровения играет важную роль и в исламе. Он, впрочем, подчёркивал наличие сходства между теорией трёх мировых эр монаха из Калабрии и теорией гекзамерона в шиитском исламе. Принцип гекзамерона был назван иранским философом по имени Назир-е Хосрав за век до того, как сформулировал свою теорию Иоаким Флорский. Корбен проводит параллель между шестью днями Творения и появлением шести великих религий (сабеизм, брахманизм, зороастризм, иудаизм, христианство и ислам). Каждый из этих этапов отмечен пришествием пророка, который приносит новый свет для понимания Божественного. Но эти шесть дней являют собой только "ночь религии", и только на седьмой день откроется духовный и эзотерический смысл всех откровений. В исламе эта тема развивается во многих текстах, например, в "Мудрости Пророков" Ибн Араби (XI в.), который видит в пророках типизацию ступеней иерархии человеческого существа и Мудрости, или в "Розарии тайны" Махмуда Шабестари (XIV в.), который находит в этом символизацию мистических состояний человека. Со своей стороны Семнани (XIV в.) связывает пророков с семью тонкими центрами человека.

В XII веке теософы-шииты отдают особое предпочтение Евангелию и Апокалипсису св. Иоанна; так они становятся иоаннитами. Они отождествляют пришествие двенадцатого Имама с Параклетом - Святым Духом, о котором говорил св. Иоанн. В XVII веке, времени расцвета розенкрейцерства, школа шиитов Испахана проповедует, что Сокрытый Имам (двенадцатый) - это Саошиан, то есть Спаситель, который, согласно учению зороастризма, должен прийти в конце XII тысячелетия, чтобы восстановить Творение в его первичном Свете.

Иероистория

Николай Бердяев, как и Анри Корбен, писал, что циклы откровения, о которых мы упоминали и о которых говорят христиане и мусульмане, не должны пониматься как хронологические этапы. Они относятся не к истории, а к тому, что они называют "иероисторией" - священной историей, события которой не следуют в линейном порядке. Место их свершения - мир души, мир иерофаний. Таки образом, они считают, что эти периоды являются стадиями внутреннего развития человека, а не историческими периодами. Относящиеся к ним исторические факты являются лишь проявлением событий священной истории, предназначенных для нашего научения и духовного становления. Поэтому в то время, как одни люди находятся на первом уровне откровения, другие, пережившие опыт Восьмого Климата, Мира Образного, живут уже во времени Духа, потому что они стали Друзьями Бога через свой внутренний опыт.

И именно к такому развитию ведут настоящие посвященческие Ордена. Мистические опыты их основателей легли в основу появления различных групп, которые являются, тем не менее, ветвями одного дерева, связанными со стволом одного и того же духовного рыцарства. Жан-Батист Виллермоз говорил в этой связи о "Высоком Священном Ордене", уходящем корнями в начало мира. Современное розенкрейцерство говорит о невидимом Ордене - Великом Белом Братстве, чьим проявлением на видимом уровне является Орден Розы и Креста. И именно в этом отношении нужно искать его истоки.

Конечно, это происхождение нельзя доказать документами, и легко понять, что эта идея отталкивает историков рационалистов. Но она меньше оттолкнёт тех, кто, как, например, Мирча Элиаде, призывает к новому взгляду на происхождение духовных движений - эзотерических и посвященческих. В этом отношении исследования Анри Корбена представляются очень ценными, и именно по этой причине мы так часто ссылались на него в данной статье. Его рассуждения позволяют думать, что жизнеописание Кристиана Розенкрейца может читаться как провидческое повествование, подобное описанию нахождения Изумрудной Скрижали. Это жизнеописание представляет собой духовный опыт, встречу с Совершенной Природой, открывающей секреты Творения. Это не биография реально существовавшего человека, а история "персонажа", связанная с Миром Образным - миром, который А.Корбен считает возможным источником родства посвященческих традиций. Так, "Fama Fraternitatis" становится в один ряд с посвященческими преданиями, которые от начала времён побуждают людей присоединяться к Братству, которое трудится в тишине над возрождением Света Мира.

Поэтому можно лучше понять Михаэля Майера, когда он представлял розенкрейцерство вышедшим из египетских и брахманических духовных учений, из Элевсинских и Самофракийских мистерий, наследовавшим магам Персии, пифагорейцам и арабам. Мы можем почувствовать, где происхождение посвященческого движения выходит за рамки собственно истории и где оно вписывается в иероисторию, которая записывается не в документах, а в мире души. Не говорил ли Ньютон в своих алхимических трудах, что истины воплощены в мифах, баснях и пророчествах?


2. Тексты. "Confessio Fraternitatis, или Исповедание достохвального Братства всечтимого Розового Креста, составленное для уведомления всех ученых мужей Европы". Часть1.

Мы начинаем публикацию второго розенкрейцерского манифеста. Впервые он был опубликован в 1615 году и содержит идеи, развивающие основные положения первого розенкрейцерского манифеста.

Все то, касательно нашего Братства, что доведено до всеобщего сведения через прежде изданное "Откровение", да не будет никем принято и сочтено за безделицу и выдумку, а паче того - как возникшее будто бы по нашей собственной воле и усмотрению.

По достижении миром преддверия Субботы, завершении им своего периода, иначе - оборота, когда он спешит к своему началу, то не кто иной, как Господь Иегова, обращает ход Натуры, и тогда все, что было обретено ценою великих усилий и неустанного труда, открывается не имеющим о том ни сведения, ни даже простого понятия. Тем, кто свободною волею того желает, бывает оно вчинено как бы силою, а равно и тем, кто тому противится, - дабы жизнь благочестивых облегчить от тягот и защитить от ударов непостоянной Фортуны, злым же - умножить и увеличить присущее им зло и следуемое за то наказание.

Хотя нас самих никто не может заподозрить в самомалейшей ереси или в злоумышлении на мировое Державство, мы обличаем раздающуюся с Востока и Запада (разумей: от Магомета и Папы) хулу на Господа нашего Иисуса Христа и по доброй воле вручаем и открываем верховному главе Римской империи свои молитвы, тайны и великие сокровища.

И все же сочли мы удобным и полезным ради всех ученых нечто разъяснить и прибавить к тому, что было изложено в "Откровении" через меру таинственно и темно либо, по известным причинам, вовсе опущено, - надеясь обрести в них еще больших приверженцев, сторонников и доброжелателей.

Что же принадлежит до изменения и усовершения Философии, то мы не однажды (а сколько потребно для настоящего) заявляли, что она именно больна и во многом ущербна, и хотя большей частью утверждается, будто бы она (уж не знаем почему) находится в крепости и здравии, мы нимало не сомневаемся, что она лежит при последнем издыхании и близка к своей кончине.

Но, как всем известно, на том самом месте, где возникает прежде неведомая болезнь, там Натура сама изыскивает надлежащее средство, и потому для уврачевания столь многих недугов, коими страдает Философия, найдутся подходящие и для нашего Отечества не чрезмерно отяготительные снадобья, через которые она обновится и явит себя.

Мы же исповедуем не иную какую Философию, как ту, которая есть глава, сумма, основание и предмет всех факультетов, наук и искусств и которая - если размыслить о нашем веке - имеет в себе много от Теологии и Медицины, но мало от Юриспруденции, и прилежно исследует Небо и Землю, а, говоря кратко, в должной мере возглашает и являет Человека, - о чем всем ученым, которые пожелают братски к нам примкнуть, будут нами поведаны тайны, коих чудеснее они прежде не знали и не ведали, не имея для того ни веры, ни слов.

Посему, выражаясь кратко, мы намерены всячески стараться не о том только, чтобы удивлять всех нашим приглашением и увещеванием, но чтобы каждый знал, что, сколь истово ни почитаем мы свои секреты и тайны, все же приемлем за должное довести до многих знания и сведения о них.

Ибо надлежит нам помнить и верить в то, что сие наше никем не чаянное предложение имеет возбудить многоразличные помыслы в людях, коим Miranda sextae aetatis (чудеса шестого века) вовсе еще неизвестны и кои по причине, что мир течет, чтут вещи, имеющие быть, наравне с настоящими, и всякая нелепица нашего времени бывает им в преткновение, так что они бредут по миру как слепцы, которые даже и в ясный день могут различать и познавать вещи разве на ощупь.

Что касается до первой части (первый манифест розенкрейцеров, "Откровение".), то мы думаем, что размышления, познания и исследования нашего возлюбленного Христианского Отца (Христиана Розенкрейца) о всем том, что от начала мира было измышлено, открыто, создано, улучшено и до сего дня распространено и привито, - будь то человеческим разумом, помощью Божественного Откровения, или служением Ангелов и Духов, или остротою рассудка, или путем продолжительного наблюдения, навыкания и опыта, - сии его труды столь прекрасны, превосходны и славны, что, исчезни все книги и, Божиим попущением, погибни все писания et totius rei literariae (и все литературные труды), то потомство лишь благодаря им смогло бы положить новое основание и возвести новую твердыню и крепость Истины, что и было бы исполнить удобнее, нежели, начав было рушить и покидать старое безобразное здание, приступить затем к расширению его преддверия, или прорубать окна в покои, или перестраивать двери и переходы, во всем повинуясь своей прихоти.

Кому же не придется по нраву, чтобы все сие было сообщено всем и каждому и не береглось бы и не хранилось отныне, наподобие некоего драгоценного убора, до назначенного срока?

Ужели не захотим всем сердцем приникнуть и прилепиться к единой истине (каковую люди столь много ищут на ложных путях и кривых дорогах), ежели бы Богу оказалось угодным возжечь для нас шестой светильник? И не благом ли то сочтется, чтобы нам не страдать и не терпеть более от голода, нищеты, недугов и старости?

Не драгоценно ли было бы всякий час жить так, словно ты прежде жил от начала века и имеешь в будущем жить до конца оного?

Не прекрасно ли пребывать в таковом месте, чтобы народы, жительствующие в Индии по ту сторону реки Ганга, не могли бы скрыть от тебя ни единой тайны, ни населяющие Перу - держать в секрете свои советы?

Не драгоценно ли - читать в единой книге, и притом постигать и помнить, все то, что изо всех иных книг, прежде и ныне бывших, а также имеющих выйти, когда-либо было или будет извлечено и усвоено?

Сколь усладительно будет, если запоешь так, что не скалы увлекать будешь, но перлы и драгоценные камни, не зверей приманивать, но духов, и не Плутона растрогивать, но земных владык.

О, люди! Божий совет постановил совсем иначе, рассудив ныне умножить и увеличить наше Братство, к чему и приступаем мы с толикою радостью, с какою прежде получили сие великое сокровище, не имея ни заслуги, ни надежды, ни помышления о том, - и теперь с тою же верностию думаем пустить его в дело, от чего не может уклонить нас ни жалость, ни сострадание к детям нашим (коих иные между членами Братства у нас имеют), ибо мы знаем, что нечаянное имение ни унаследовано, ни как иначе присвоено быть не может.

Если же кто, с другой стороны, станет жаловаться на наш произвол, что мы свободно и без различия раздаем сокровища наши, не оказывая преимущества благочестивым, ученым и мудрым, ниже княжеским персонам перед простым людом, - таковым мы не станем ничего возражать, ибо это не простое и не легкое дело, скажем лишь, что наши секреты и тайны открыты и ведомы отнюдь не всем, хотя "Откровение" выпущено уже на пяти языках и доступно каждому, ибо мы отчасти знаем, что неучи и stupida ingenia (глупцы) не подумают о том дознаться и озаботиться. Мы же судим и узнаем достоинства вступающих в Братство не человеческим тщанием, но мерою бывающих нам откровений и явлений, и потому тысячу раз могут недостойные звать и кричать, тысячу раз биться к нам и предлагать себя, - Бог замкнул наш слух, дабы нам их не слышать, и обернул нас облаками своими, дабы не учинили и не совершили над нами, рабами его, никакого насилия; и так мы остаемся никем не видимы и не знаемы, разве у кого глаза подобны орлиным.

Продолжение следует…


3. Жемчужины мудрости. Фраза.

"Мы на многое не отваживаемся не потому, что оно трудно; оно трудно именно потому, что мы на него не отваживаемся".

Сенека (4 год до нашей эры - 65 год нашей эры)

Ниже приведены имена людей, которые, каждый в своей области деятельности, достигли поразительных успехов. Эти имена вам хорошо знакомы. Все они были членами Ордена розенкрейцеров или имели непосредственную связь с Орденом.

Леонардо да Винчи (1452 - 1519 гг.). Корнелий Генрих Агриппа (1486 - 1535 гг.). Парацельс (1493 -1541гг.). Франсуа Рабле (1494 - 1553гг.). сэр Фрэнсис Бэкон (1561 - 1626 гг.). Якоб Бёме (1575 - 1624 гг.). Рене Декарт (1596 - 1650гг.). Блез Паскаль (1623 - 1662 гг.). Барух Спиноза (1632 - 1677 гг.). сэр Исаак Ньютон (1б42 - 1727 гг.). Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646 - 1716 гг.). Бенджамин Франклин (1706 - 1790гг.). Калиостро (1743 - 1795 гг.). Майкл Фарадей (1791 - 1867 гг.). Клод Дебюсси (1862 - 1918 гг.). Эрик Сати (1866 - 1925 гг.)

И это далеко не полный список.


Если вы хотите больше узнать об Ордене розенкрейцеров ДМОРК, если Вы заинтересовались его Учением, если Вы хотите начать обучение в Ордене, Вы можете попросить прислать Вам брошюру "Мастерство Жизни". Брошюра высылается бесплатно и только на почтовый адрес.

Адрес для контактов: 119501, Москва, а/я 928, Д.М.О.Р.К.
E-mail: dmork@mail.ru
Адрес нашего сайта: www.amorc.org.ru.



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное